Сведения о марк твен. Краткая биография марка твена, выдающегося американского писателя. Политические взгляды Марка Твена

Годы жизни: с 30.11.1835 по 21.04.1910

Выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и общественный деятель. Наиболее известен по произведениям «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Настоящее имя - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс.

Ранние годы

Родился в маленьком городке Флорида (штат Миссури, США) в семье купца Джона Маршала Клеменса и Джейн Лемптон Клеменс. Был шестым ребенком в семье из семи детей.

Когда Марку Твену было 4 года, его семья переехала в городок Ганнибал - речной порт на реке Миссисипи. Впоследствии именно этот город послужит праобразом местечка Санкт-Петербург в знаменитых романах "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". В это время Миссури был рабовладельческим штатом, потому уже в это время Марк Твен столкнулся с рабством, которое будет впоследствии описывать и осуждать в своих произведениях.

В марте 1847 года, когда Марку Твену было 11 лет, его отец умер от пневмонии. В следующем году он начинает работать помощником в типографии. С 1851 занимается набором и редакцией статей и юмористических очерков для "Hannibal Journal" - газеты, владельцем которой был его брат Орион.

Газета Ориона вскоре закрылась, пути братьев разошлись намного лет, чтобы снова пересечься уже к концу Гражданской войны в Неваде.

В возрасте 18 годов он оставил Ганнибал и работал в типографии в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент-Луисе и других городах. Он занимался самообразованием, много времени проводя в библиотеке, таким образом получив столько знаний, сколько он получил бы закончив обычную школу.

В возрасте 22 лет Твен уехал в Новый Орлеан. На пути к Новому Орлеану Марк Твен путешествовал на пароходе. Тогда же у него появилась мечта стать капитаном корабля. Твен тщательно учил маршрут реки Миссисипи два года, до тех пор пока не получил в 1859 году диплом капитана корабля. Сэмюэл приобщил своего младшего брата работать с ним. Но Генри погиб 21 июня 1858 года, когда пароход, на котором тот работал, взорвался. Марк Твен считал, что в первую очередь он виноват в смерти своего брата и чувства вины не побросало его на протяжении всей его жизни вплоть до самой смерти. Однако он продолжал работать на реке и работал до тех пор, пока не вспыхнула Гражданская война и судоходство на Миссисиппи прекратилось. Война заставила его поменять профессию, хотя Твен жалел об этом до конца жизни.

Сэмюэлю Клеменсу пришлось стать солдатом Конфедерации. Но так как он еще с детства привык быть свободным, через две недели он дезертирует из рядов армии жителей Юга и направляет свой путь на запад, к брату в Неваду. Только прошел слух, что в диких прериях этого штата нашли серебро и золото. Здесь Сэмюэл работал целый год на серебряном руднике. Параллельно с этим он писал юмористические рассказы для газеты "Territorial Enterprise" в Вирджинии-сити и в августе 1862 получил приглашение стать ее сотрудником. Вот здесь и пришлось Сэмюэлю Клеменсу искать для себя псевдоним. Клеменс утверждал, что псевдоним "Марк Твен" был взят им из терминов речной навигации, которым называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов. Вот так на пространствах Америки и появился писатель Марк Твен, который сумел в будущем завоевать своим творчеством мировое признание.

Творчество

На протяжении нескольких лет Марк Твен странствовал из газеты в газету как репортер и фельетонист. Кроме этого, он подзарабатывал публичным чтением своих юмористических рассказов. Твен был прекрасным оратором. В качестве корреспондента "Alta California" в течении пяти месяцев он пребывал в средиземноморском круизе на пароходе "Quaker City", во время которого он собрал материал для своей первой книги "Простаки за границей". Ее появление в 1869 году вызывало некоторый интерес со стороны читающей публики из-за редкого для тех лет соединения добротного южного юмора и сатиры. Таким образом, литературный дебют Марка Твена состоялся. Кроме этого, в феврале 1870 года он женился на сестре своего друга Ч.Ленгдона, с которым познакомился во время круиза - Оливии.

Следующей успешной книгой Марка Твена, написанной в соавторстве с Чарльзом Уорнером, стал роман «Позолоченный век». Произведение, с одной стороны не очень удачное, потому что стили соавторов серьезно отличались, но с другой стороны он стал по вкусу читателям настолько, что его названием окрестили время правления президента Гранта.

А в 1876 году увидела мир новая книга Марка Твена, которая не только закрепила его в качестве величайшего американского писателя, но и навсегда внесла его имя в историю мировой литературы. Это были знаменитые "Приключения Тома Сойера". В сущности, писателю и выдумывать ничего не пришлось. Он вспомнил детство в Ганнибале и свою жизнь в те годы. И вот на страницах книги появилось местечко Санкт-Петербург, в котором легко можно различить черты Ганнибала, как впрочем, и черты множества других мелких населенных пунктов, раскинутых по берегам Миссисипи. А в Томе Сойере можно легко узнать юного Сэмюэля Клеменса, который очень не любил школу и в 9 лет уже курил.

Успех книги превзошел все ожидания. Книга, наполненная простым юмором и написанная доступным языком, понравилась широкой массе обычных американцев. Ведь в Томе многие узнавали себя в далеком и беззаботном детстве. Это признание читателей Твен закрепил следующей книгой, также не рассчитанной на утонченные умы литературных критиков. Повесть «Принц и нищий», которая вышла 1882 году, переносит читателей в Англию эпохи Тюдоров. Захватывающие приключения соединяются в этой повести с мечтой простого американца разбогатеть. Простому читателю это понравилось.

Историческая тема заинтересовала писателя. В предисловии к своему новому роману «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен написал: «Если кто-нибудь склонен осуждать нашу современную цивилизацию, что же, помешать этому нельзя, но неплохо иногда провести сравнение между ней и тем, что делалось в мире ранее, а это должно успокоить и вселить надежду».

До 1884 года Марк Твен был уже известным литератором, и к тому же еще и стал успешным бизнесменом. Он учредил издательскую фирму, номинально возглавленную Ч. Л. Вебстером, мужем его племянницы. Одной из первых книг, опубликованных собственным издательством стали его "Приключения Гекльберри Фина". Произведение, которое, по признанию критиков, стало лучшим в творчестве Марка Твена, задумывалось как продолжение "Приключений Тома Сойера". Однако, он вышло намного сложнее и многослойней. Отразилось то, что писатель создавал его на протяжении почти 10 лет. А годы эти были наполнены постоянным поиском лучшей литературной формы, шлифованием языка и глубокими размышлениями. В этой книге Твен впервые в американской литературе использовал разговорный язык американской глубинки. Когда-то допускалось его употребление только в фарсе и сатире на обычаи простонародья.

Среди других книг, выпущенных издательством Марка Твена можно назвать «Воспоминания» восемнадцатого президента США В.С.Гранта. Они стали бестселлером и принесли семье Сэмюэля Клеменса желаемое материальное благополучие.

Издательская фирма Марка Твена успешно существовала вплоть до известного экономического кризиса 1893 - 1894 годов. Бизнес писателя не выдержал жестокого удара и обанкротился. Еще в 1891 году Марк Твен с целью экономии средств был вынужден переехать в Европу. Время от времени он приезжает в Соединенные Штаты, пытаясь поправить свое материальное положение. После разорения он долго не признает себя банкротом. В конечном итоге ему удается договорится с кредиторами об отсрочке выплаты долгов. За это время Марк Твен написал несколько произведений, среди которых его самая серьезная историческая проза - «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря» (1896), а также «Простофиля Вильсон» (1894), «Том Сойер за рубежом» (1894) и «Том Сойер-детектив» (1896). Но ни один из них не смог добиться того успеха, который сопровождал предыдущие книги Твена.

Поздние годы

Звезда писателя неумолимо катилась к упадку. В конце XIX века в США начинают публиковать собрание произведений Марка Твена, возводя тем самым его в разряд классиков давно прошлых дней. Однако, ожесточенный мальчишка, который сидел внутри пожилого, уже совсем седого, Сэмюэля Клеменса и не думал сдаваться. В двадцатый век Марк Твен вошел с острой сатирой на сильных мира сего. Бурное революционное начало века писатель ознаменовал произведениями, призванными разоблачать неправду и несправедливость: «Человеку, ходящий во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Монолог царя», «Монолог короля Леопольда в защиту его господства в Конго». Но в умах же американцев Твен оставался классиком «легкой» литературы.

В 1901 году он получил почетную степень Доктора литературы от Йельского университета. В следующем году - почетная степень доктора права от Университета Миссури. Он очень гордился этими званиями. Для человека, который в 12 лет покинул школу, признание его таланта учеными мужами знаменитых университетов льстило ему.

В 1906 году Твен обзавелся личным секретарем, которым стал А.Б.Пейн. Молодой человек выразил свое желание написать книгу о жизни писателя. Однако, Марк Твен уже несколько раз садился за написание своей автобиографии. В итоге писатель начинает диктовать Пейну историю своей жизни. Через год его опять отметили ученой степенью. Он получает почетную степень Доктора литературы от Оксфордского университета.

В это время он уже тяжело болеет, а большинство членов его семьи умирают друг за другом - он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и его любимая жена Оливия. Но несмотря на то, что он находился в глубокой депрессии, он все еще мог шутить. Писателя мучают жестокие нападения стенокардии. В конечном итоге сердце не выдерживает и 24 апреля 1910 года в возрасте 74 годов Марк Твен умирает.

Его последнее произведение - сатирическая повесть «Таинственный незнакомец» опубликовано посмертно в 1916 году по незавершенной рукописи.

Информация о произведениях:

Марк Твен родился в 1835 году, в тот день, когда рядом с Землей пролетала комета Галлея и умер в 1910 году - в день ее следующего появления около земной орбиты. Писатель предвидел свою смерть ещё в 1909 году: "Я пришёл в этот мир вместе с кометой Галлея, и в следующем году покину его вместе с ней".

Марк Твен предвидел смерть своего брата Генри - она ему приснилась за месяц до того. После этого случая он заинтересовался парапсихологией. Впоследствии он стал членом Общества Физических Исследований (Society for Psychical Research).

Поначалу Марк Твен подписывался другим псевдонимом - Джош. За этой подписью печатались заметки о жизни старателей, со всех концов Америки нахлынувших в Неваду, когда там началась «Серебряная лихорадка».

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своем произведении «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен описывает путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура.

Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию

В честь Марка Твена назван кратер на Меркурии.

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

1907 Том Сойер
1909 Принц и нищий
1911 Наука
1915 Принц и нищий
1917 Том Сойер
1918 Гек и Том
1920 Гекльберри Финн
1920 Принц и нищий
1930 Том Сойер
1931 Гекльберри Финн
1936 Том Сойер (Киевская киностудия)
1937 Принц и нищий
1938 Приключения Тома Сойера
1938 Том Сойер, детектив
1939 Приключения Гекльберри Финна
1943 Принц и нищий
1947 Том Сойер
1954 Банковский билет в миллион фунтов стерлингов
1968 Приключения Тома Сойера
1972 Принц и нищий
1973 Совсем пропащий
1973 Том Сойер
1978 Принц и нищий
1981 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
1989 Филипп Траум
1993 Хак и король червей
1994 Волшебное приключение Эвы
1994 Миллион для Хуана
1994 Призрак Чарли: Секрет Коронадо
1995 Том и Гек
2000 Том Сойер

Псевдоним

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году . Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад . Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада . Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско , штат Калифорния , где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Творческая карьера

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера », «Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла , они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура . Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки . Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин . В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году , через 14 лет после смерти Твена.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец » остался неопубликованным до 1916 года . А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления . В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «ниггер» заменено по тексту на «раб» ) .

Последние годы

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

Марк Твен был заядлым кошатником.

Личная позиция

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly» .

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать только и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви . В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

  • Марк Твэн . Собрание сочинений в одиннадцати томах. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896-1899.
    • Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
    • Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
    • Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
    • Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
    • Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
    • Том 6. «Прогулка за границей»;
    • Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
    • Том 8. Рассказы;
    • Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
    • Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
    • Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. - М .: ГИХЛ, 1959.
    • Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников.
    • Том 2. Налегке.
    • Том 3. Позолоченный век.
    • Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи.
    • Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий.
    • Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
    • Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон.
    • Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк.
    • Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец.
    • Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863-1893.
    • Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909.
    • Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: «Правда» (Библиотека «Огонёк»), 1980.
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: Голос, Глагол, 1994. - ISBN 5-900288-05-6 ISBN 5-900288-09-9 .
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. - М .: Терра, 2002. - ISBN 5-275-00668-3 , ISBN 5-275-00670-5 .

О Твене

  • Александров, В. Марк Твен и Россия. // Вопросы литературы. № 10 (1985), стр. 191-204.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.
  • Боброва М. Н. Марк Твен. - М .: Гослитиздат, 1952.
  • Зверев, А. М. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. - М .: Дет. лит., 1985. - 175 с.
  • Марк Твен в воспоминаниях современников. / Сост. А. Николюкина; вступ. статья, коммент., указ. В. Олейника. - М .: Худож. лит., ТЕРРА, 1994. - 415 с. - (Серия лит. мемуаров).
  • Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). - М .: Молодая гвардия, 1964. - 430 с.
  • Ромм, А. С. Марк Твен. - М .: Наука, 1977. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
  • Старцев А. И. Марк Твен и Америка. Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. - М .: Правда, 1980.

Образ Марка Твена в искусстве

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэль Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии писателя Филипа Хосе Фармера Мир Реки . В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Марк Твен, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнер, король Иоанн Безземельный . В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в и 2010 годах , роль Марка Твена сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Примечания

Ссылки

Марк Твен (англ. Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835-1910) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» (англ. Mark Twain) был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 365,76 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «господин Луи де Конте» (фр. Sieur Louis de Conte).

Сэм Клеменс родился 30 ноября 1835 года в городе Флориде (штат Миссури, США). Он был третий из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменс. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году, оставив много долгов. Самый старший сын, Орайон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как типограф и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты как раз вышли из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к карьере лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора штата Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в штате Невада добывали серебро.

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон МакКомб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника МакКомба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе «Квакер-Сити» в Европу. В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей». Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон и переехал в город Баффало, штат Нью-Йорк. Оттуда он перебрался в город Хартфорд, штат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике рассказов «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Многие считают это вообще лучшим литературным произведением, когда-либо созданным в США. Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник реальных историй «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с юмористических куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками человеческого тщеславия, лицемерия и даже убийства.

Твен был прекрасным оратором. Он помог создать и популяризировать американскую литературу как таковую, с её характерной тематикой и ярким необычным языком. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. А позже Марк Твен даже запатентовал собственное изобретение - улучшенные подтяжки для штанов.

Ещё двумя известными увлечениями Марка Твена были игра в бильярд и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в его кабинете стоял такой табачный дым, что самого Твена уже нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на кровавую резню, в которой погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после смерти Твена.

Однако успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном, Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

Уже с первых своих шагов Твен не был обделен вниманием ни читателей, ни критиков. Объем критической литературы, посвященной Твену, огромен. «Твениана» представляет особое самостоятельное направление в истории американистики. И хотя исследователями его творчества проделана значительная аналитическая и публикаторская работа, самый знаменитый американский писатель по-прежнему остается не до конца изученным.

Марк Твен жил в переломную эпоху для национальной истории страны, когда резко и быстро менялся весь ее облик. Начало творчества Твена совпало с гражданской войной (1861-1865) - ключевым событием в жизни США, которое называли второй американской революцией. В результате крушения рабства открылись широкие возможности для капиталистического развития страны. Ускорялись темпы промышленного производства, усилился приток эмигрантов в США. Менялась структура американской экономики; появлялись первые монополии и тресты. Твен стал свидетелем первых забастовок, рождения влиятельных политических партий, выражавших интересы как промышленных рабочих, так и фермеров. На исходе XIX века Твен был в рядах тех, кто осудили испано-американскую войну, носившую откровенно агрессивный характер. На его глазах укреплялась экономическая мощь страны, рос ее научный потенциал.

Жизненный опыт Твена был исключительно богат, по-своему уникален. Это нашло многообразное отражение в его книгах, в которых присутствует ярко выраженное автобиографическое начало. Этот жизненный опыт явился одним из решающих факторов, определивших постоянный интерес писателя к истории, к ее урокам. Твену было присуще ощущение жизни в ее движении, внутренней динамике.

Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз писатель пересек Атлантику. Он совершал поездки по всей Европе, становясь свидетелем важнейших социально-политических коллизий и потрясений. Можно сказать, история творилась у него на глазах.

Художник, наделенный огромной силы фантазией, Твен творил в различных литературных жанрах: был романистом, мастером рассказа, публицистом, мемуаристом. Огромную роль в творческом наследии Твена занимает документалистика. Писатель активно выступал в жанре путевого очерка. Он был просветителем и гуманистом, художником чутко реагировавшем на все социальные и политические события, что подтвердили публикации архива писателя. Долгое время за Твеном был закреплен «имидж» юмориста, баловня судьбы, чуждого постановке серьезных историко-философских проблем.

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еще не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто». Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.

Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет».

Марк Твен еще при жизни стал чем-то вроде «главной иконы американской культуры» и «национальным монументом». Первым признал в нём великого писателя критик Брэндер Мэтьюз в своём объёмном предисловии к собранию сочинений Твена в издательстве «Харперз» в 1899 г. Он поставил Твена в один ряд с Чосером и Сервантесом, Мольером и Филдингом и заявил, что никакой другой писатель не выразил столь полно всего разнообразия американского опыта.

В первых же откликах на смерть Марка Твена в 1910 г. писатели Хэмлин Гарленд и Бут Таркингтон в США, Александр Куприн и Корней Чуковский в России высказали общее мнение, что он был настоящим воплощением Америки. Б. Таркингтон писал:»… когда я думаю о подлинных Соединённых Штатах, частью этого понятия для меня стал Марк Твен. Ибо, хотя он был полноправным гражданином мира, он был ещё и Душою Америки». Гарленд, подчеркнув, что Твен «до последнего оставался американцем Среднего Запада», назвал его «представителем нашей литературной демократии… наряду с Уолтом Уитменом».

Арчибальд Хендерсон в 1910 г. выразился так: Марк Твен и Уолт Уитмен, «эти два великих истолкователя и воплощения Америки», представляют собой «наивысший вклад демократии в мировую литературу». В дальнейшем эта мысль станет общим местом многих рассуждений о месте Твена в литературе США. Двумя годами позже Альберт Б. Пейн, литературный душеприказчик Твена и создатель самой обстоятельной его биографии, заявил, что Марк Твен - «самый характерный американец в каждой своей мысли, в каждом слове, в каждом деянии».

Парадоксально, но в этом сходились такие отчаянные антагонисты, как Ван Вик Брукс и Бернард Де Вото: одним из немногих пунктов согласия у них было восприятие Твена как «национального писателя». Знаменитая книга Брукса «Пытка Марка Твена» (1920), в которой утверждалась идея, что Твен не состоялся как великий сатирик, потому что его развитие было сковано и сдержано воздействием косной пуританской среды, начиналась с заявления, что Марк Твен «несомненно был воплощением характера и особенностей современной Америки», «чем-то вроде архетипа национального характера на протяжении долгой эпохи». Но так же считал и Де Вото, программно назвавший свою книгу «Америка Марка Твена» (1932), просто он по-другому относился к старой Америке фронтира. Если Брукс видел в ней духовное убожество, Девото находил как раз плодотворные творческие импульсы для литературы. Он целую главу этой работы назвал «Американец как художник» и доказывал, что именно в творчестве Твена «американская жизнь стала великой литературой», потому что «он более других писателей был знаком с национальным опытом в самых различных его проявлениях». Лучшие произведения Твена, по мнению Девото, были «рождены Америкой и в этом их бессмертие. Он написал книги, в которых с непреложной правдивостью была выражена самая суть национальной жизни».

Крупнейшие американские писатели XX века признали Твена родоначальником национальной литературной традиции. «Истинным отцом американской литературы» и «первым неподдельно американским художником королевской крови» назвал Твена Хенри Льюис Менкен в 1913 г. Это мнение в той или иной степени разделяли Теодор Драйзер, Карл Сэндберг, Томас Вулф, Уолдо Фрэнк и другие. Два великих художника слова, два антагониста, как известно, не склонные соглашаться друг с другом по большинству вопросов, Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер сошлись во мнении, что из творчества Марка Твена родилась настоящая американская литература. Хемингуэй заявил это в 1935 г., Фолкнер - лет на двадцать позднее. Подобное схождение можно отметить ещё у двух антиподов, у двух великих поэтов: роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» восхищал и Томаса С. Элиота, уроженца штата Миссури, который перебрался в Англию и стал британским подданным, и Уистена Хью Одена, англичанина, прижившегося в Соединённых Штатах. Элиот в 1950 г. и Оден в 1953 г. объявили твеновского героя воплощением национального характера.

С тех пор это мнение стало само собой разумеющимся. Достаточно взять любую историю американской литературы, любое собрание критических работ о Твене, чтобы убедиться в этом. В юбилейном сборнике работ о главном романе Твена 1984 года его герои - Том Сойер и Гек Финн, Янки из Коннектикута и Простофиля Уилсон - и через сто лет после их создания воспринимаются «символами новой нации, её грубости, незрелости и нравственной неопределенности».

Кульминационным в изучении Марка Твена на его родине стал, наверное, юбилейный 1985 год, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения и 100 лет с момента выхода в свет его главного романа. К этому времени уже накопилась весьма обширная и разнообразная литература о Твене, так дотошные библиографы подсчитали, что за сто лет появилось около 600 статей и книг только о «Приключениях Гекльберри Финна». Казалось бы, после этого поток публикаций должен хотя бы на время утихнуть, как это бывало с другими фигурами и юбилеями, однако за прошедшие двадцать лет он не только не иссяк, но даже вырос и, надо сказать, весьма впечатляюще, так что по количеству написанного - больше сотни книг, посвященных Твену, - эти два десятилетия могут поспорить и с тремя четвертями века, что прошли со дня смерти писателя. Дело в том, что американское литературоведение во второй половине XX века, восприняв традицию дотошности и фундаментальности немецкой науки позапрошлого столетия, добавило к этому собственную предприимчивость и приобрело вполне индустриальный характер. Сейчас это - самое мощное и массовое, самое разветвленное и специализированное и, наконец, технически самое оснащенное и передовое литературоведение за всю историю этой сферы деятельности. В нем развиты самые различные направления и пласты - от текстологии до теории литературы. Конечно, это не могло не сказаться в изучении главного национального писателя США.

Если Генри Джеймс углубил национальное самосознание, одновременно распахнув его в мир за пределами США, и обогатил американскую литературу стилистической виртуозностью, то Марк Твен (1835—1910) дал ей неподражаемую свободу самовыражения. Он стал голосом сомнений и противоречий, ностальгии о прошлом и надежд на будущее послевоенной Америки. "Линкольн нашей литературы", — сказал о нем Хоуэллс.

Популярность Твена при жизни была велика — не померкла и после. Что же касается его признания литературной критикой, то здесь ему повезло значительно меньше. Его современники в США восхваляли его как "бесподобного развлекателя публики", "непревзойденного мастера шутовских колокольчиков". Репутация "шутника" и "забавника" доставила Твену много горьких минут, особенно в последние десятилетия его жизни. В первой половине XX века развился противоположный взгляд на писателя как на "пламенного обличителя пороков капиталистической системы". Между тем данный подход также не вполне корректен.

Сама биография Марка Твена служит ярчайшей иллюстрацией осуществления "американской мечты", доказательством головокружительных возможностей, которые открываются в Америке любому талантливому и деятельному человеку, независимо от его социального происхождения. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, творивший под псевдонимом Марк Твен (на лоцманском жаргоне: "мерка два", то есть безопасная для судоходства глубина в две сажени — своего рода творческое кредо писателя), был уроженцем американского Юго-запада.

Его родители, небогатые, но хорошей южной крови виргинцы, двинулись вместе со всей страной на Запад и сначала осели во фронтирской деревушке Флорида, штат Миссури, где появился на свет Сэмюэл Клеменс, а через четыре года перебрались в городок Ганнибал на берегу Миссисипи. Отец Твена, мировой судья, умер, когда сыну было одиннадцать лет, и тому пришлось оставить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Основное население региона составляли тогда скотоводы и фермеры. Быт их был труден и не слишком утончен, и большим подспорьем в суровой фронтирской жизни служил юмор, умение посмеяться над ситуацией и над собой. Твен, с детства предоставленный самому себе, рос среди носителей фольклорной традиции фронтира и глубоко воспринял характерные для нее байки, анекдоты и рассказы-розыгрыши. Это и был тот свежий источник, который питал затем его творчество.

Как истинный потомок пионеров, Твен не склонен был мудрствовать лукаво и всегда писал лишь о том, что хорошо знал. А знал он немало: его жизненный опыт к началу писательской карьеры оказался весьма обширным. Он успел поработать типографским наборщиком, два года проплавать помощником лоцмана, а затем лоцманом по Миссисипи, повоевать ополченцем в армии конфедератов в Гражданскую, пока, как он пояснил, ему не "стало совестно сражаться за сохранение рабства". После этого он двинулся в Неваду и Калифорнию, сотрудничал в газетах, печатая юмористические рассказы и скетчи о Западе, которые затем вошли в сборник "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1867).

Уже ранние рассказы и две книги комических путевых очерков "Простаки за границей" (1869) и "Налегке" (1872) обнаруживают специфику твеновского юмора — его неразрывную связь с фронтирским фольклором, которая будет отличать и лучшие зрелые произведения писателя. Излюбленная Твеном форма повествования от первого лица, своеобразная "маска простака", которую частенько надевает герой-повествователь, склонность к гиперболизации — все это черты устного рассказа фронтирсменов. Наконец, в основе индивидуального творческого метода Твена лежит главный принцип американского народного юмора — комическое обыгрывание нелепых, а порой и трагических ситуаций. Американский фольклор определил и сам дух произведений Твена — гуманизм, уважение к человеку труда, к его разуму и здравому смыслу, победительный оптимизм.

Вышучивая такие свойства своих соотечественников, как бесцеремонность, кичливость, религиозное ханжество и невежество, Твен выступал прежде всего патриотом своей великой страны: он прибегал к смеху как к мощному оружию морального воздействия.

"Простаки за границей" укрепили финансовое положение автора, и он купил ежедневную газету в Баффало, штат Нью-Йорк, стал ее редактором и женился на красавице Оливии Лэнгдон, дочери и наследнице угольного промышленника. Брак оказался исключительно счастливым; семейное благополучие явилось важной составной частью жизненного успеха Твена и его общественной репутации. В 1871 он обзавелся собственным домом в Хартфорде, городе, который занимал — как в географическом, так и в интеллектуальном пространстве — промежуточное положение между двумя литературными столицами: Нью-Йорком и Бостоном. Здесь уже сложилась определенная писательская среда: Г. Бичер-Стоу, Ч.Д. Уорнер и другие.

Особняк на Фармингтон Авеню, 351, ныне музей Марка Твена, был одной из достопримечательностей Хартфорда — массивный, сложенный из камня и кирпича, он напоминал одновременно пароход, средневековую крепость и домик кукушки в часах. Твен вторично съездил за океан — уже не в качестве корреспондента, командированного нью-йоркским журналом и обязанного присылать отчеты о путешествии, как в первый раз, а в качестве состоятельного туриста и американской знаменитости, чтобы отдохнуть от затхлости "позолоченного века" (таково было название романа, написанного в соавторстве с Ч.Д. Уорнером в 1873) и "подышать вольным воздухом Европы".

Результатом, однако, как и в первом случае, стала книга путевой прозы "Пешком по Европе" (1880), а также исторический роман на английском материале "Принц и нищий" (1881). К этому моменту индивидуальный почерк Твена уже вполне сложился, и один за другим выходили его лучшие произведения: "Старые времена на Миссисипи" (1875), "Приключения Тома Сойера" (1876), "Приключения Гекльберри Финна" (1885), "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889).

К середине 1880-х Твен, казалось, и в личном, и в творческом плане достиг всего, о чем мог только мечтать мальчишка из фронтирской деревушки и маленького городка на берегу большой реки: у него были деньги, семейное счастье, прочное положение в обществе и в литературных кругах (благодаря давней дружбе с У.Д. Хоуэллсом, главным редактором влиятельного нью-йоркского журнала "Атлантик Мансли"), всеамериканская и международная писательская известность. Баловень судьбы, живое воплощение сбывшейся "американской мечты" — таким предстает Марк Твен в зените его карьеры.

Он, однако, совсем не собирался успокаиваться на достигнутом; неутомимый пионерский дух, бьющая через край творческая энергия заставляли его искать новые пути в литературе. Свернув с уже проторенной им как признанным реалистом дороги, Твен вступил в область, весьма мало (лишь в ходе отдельных его и его предшественников "партизанских вылазок") освоенную национальной словесностью. Он создал не юмористический рассказ или скетч, а полноформатный роман на юго-западном диалекте, повествование в котором ведется от лица малограмотного мальчишки, находящегося в самом низу социальной лестницы. Работа над "Приключениями Гекльберри Финна" заняла восемь лет, но это был шедевр, не сразу, но единодушно, в конце концов, признанный.

В последние два десятилетия жизни Твена судьба, казалось, отвернулась от него. Его литературная слава, впрочем, осталась неизменной, но уже стареющего и всегда очень удачливого человека одно за другим начали постигать личные несчастья. Предприятие, в которое Твен вложил крупные суммы, лопнуло, и, чтобы поправить материальное положение семьи, Твену пришлось отправиться в турне с публичными выступлениями по Австралии, Новой Зеландии, Индии и Южной Африке — опыт, описанный им в книге путевых очерков "По экватору" (1897). Во время работы над этой книгой в Лондоне Твен получил каблограмму о смерти от менингита его любимой дочери. Он действительно едва оправился от шока, так что в знаменитой твеновской остроте, отправленной им из Лондона в 1897: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены", — была изрядная доля правды.

Так или иначе, он выжил и, поправив материальное положение, в 1900 вернулся в США. Гул приветственных голосов, который его встретил, не смолкал уже до самой смерти писателя: "Герой нашей литературы, — кричали газетные заголовки, — самая известная личность на планете!" Он был идолом нью-йоркского общества и самым цитируемым писателем своего времени. С горьким стоицизмом Твен встретил известие о неизлечимой болезни младшей дочери, а затем и кончину любимой супруги, с которой был счастлив 35 лет.

Гениальный шоумен, а не только писатель, он неизменно появлялся в белом костюме, гордо неся голову с копной седых кудрей и в ореоле табачного дыма: он пояснял, что его правило — "никогда не курить во сне и никогда не воздерживаться от этого во время бодрствования". А между тем творчество Твена демонстрировало глубинные перемены в его мировосприятии. Прежде всего, изменился его стиль: былая искрометность и радостная непредсказуемость сменились безупречной логической ясностью.

В поздних произведениях звучат ноты отчаяния, и они становятся все мрачнее и безысходнее. Современная американская жизнь практически уходит из собственно художественных произведений Твена и становится исключительно темой его публицистики. В 1900-е годы один за другим издаются твеновские памфлеты, такие, как "Военная молитва", "Человеку, ходящему во тьме", "Мы — англосаксы", "Соединенные линчующие штаты" и, наконец, "Что такое человек?", смысл которых предельно остро выражен в заглавиях.

В этих памфлетах все громче обличается политика со стороны силы, империализм, расизм, финансовые злоупотребления, лицемерие в морали и религии и другие проявления того, что наша критика долго именовала "пороками капиталистической системы", а Твен называл "проклятой человеческой породой". Что касается крупных произведений позднего Твена, то последним из них, посвященным американской жизни, был роман "Простофиля Вильсон" (1894). Скептические эпиграфы, предпосланные главам, свидетельствовали о растущем пессимизме автора: "Если подобрать издыхающего с голоду пса и накормить его, он не укусит вас. В этом принципиальная разница между собакой и человеком".

Дальнейшие заметные книги писателя, кроме, естественно, "Автобиографии", удалены от американской действительности во времени и пространстве. Она, однако, то и дело заявляет в них о себе в виде нападок на меркантилизм и тупую жестокость, свойственные, якобы, лишь минувшим эпохам ("Личные воспоминания о Жанне Д’Арк", 1896). Действительность дает о себе знать в общем мрачном тоне произведений, в той позиции стоического отчаяния, которую занимает автор. Таков "Дневник Евы" (1905), своего рода эпитафия недавно умершей жене, заключающаяся словами Адама: "Там, где была она, был Рай".

Таков и "Таинственный незнакомец", повесть, над которой писатель работал с 1898 года, и которая была опубликована лишь после его смерти, в 1916, своеобразное духовное завещание Твена. Таинственный незнакомец, явившийся трем мальчишкам и поражающий их чудесами — это сам Сатана. Он существует "за пределами добра и зла", и его финальное заявление проливает свет на душевное состояние автора: "Все, что я говорю тебе сейчас, это правда. Нет Бога, нет Вселенной, нет человеческого рода, нет жизни, нет Рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый, дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты — только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве".

К концу жизни Твен склонен был отрицать свою роль величайшего комического гения Америки и понапрасну ожидал, что его выслушают всерьез. Публика продолжала смеяться над "Знаменитой скачущей лягушкой", а он в это время писал: "Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет". Твен умер в Стормфилде, его последнем доме, построенном на манер итальянской виллы и расположенном на вершине холма в Реддинге, штат Коннектикут.

Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, более известный во всем мире под именем Марк Твен , известный , общественный деятель и журналист, родился в 1835 году в штате Миссури. Детские и подростковые годы он провел в небольшом городе Ганнибал, и они составили столь существенный багаж воспоминаний и впечатлений, что их хватило писателю на всю жизнь. Его знаменитые Том Соейер и Гек Финн проживают точно в таком же городке, а обитателями списаны с соседей Сэмюэлю.
Умерший отец семейства Клеменсов, оставил после себя большие долги, и Сэму пришлось с 12 помогать старшему брату. Тот занялся издательством газеты и младший брат начал свою журналистскую карьеру с написания статей в семейной газете. Потом в поисках работы колесит по стране. Заинтересовала его работа лоцманом, но уничтожила частное пароходство, и Сэм опять остался не у дел.
В 1861 году он отправился на Запад, в Неваду, чтобы стать старателем на серебряных рудниках, но удача упорно избегала его, и он опять обратился к профессии журналиста. Именно в это время он и выбрал себе псевдоним Марк Твен. С 1864 года Твен живет в Сан-Франциско и работает уже для нескольких изданий.
Первый опыт писателя он сделал в 1865 году, написав юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса». В основе рассказа фольклорные мотивы и им зачитывалась вся Америка. Он получил звание лучшего юмористического рассказа.
Марк Твен совершает несколько путешествий в Палестину и Европу. Итогом этих поездок становится книга "Простаки за границей”. У многих американцев и в настоящее время имя Марка Твена ассоциируется именно с этой книгой.
После брака на Оливии Лэнгдон он близко смог познакомиться с промышленниками, банкирами, которые представляли большой бизнес. Экономический рост выражался в попрании демократических принципов. На первое место выступает жажда обогащения. Процветает коррупция, власть чистогана и "золотого тельца”
Его отношение к этому периоду истории Америки Марк Твен выразил очень точно и остроумно – "позолоченный век”.
В 1876 году вышла самая известная и знаменитая книга писателя, которая принесла ему мировую славу, " ”. Успех был просто ошеломительный и через какой-то промежуток Марк Твен пишет продолжение "Приключения Геккельберри Финна”.
После выхода в свет продолжения, писателя уже не воспринимают только, как записного остряка, мастера острого словца, шутника, мистификатора. Этими произведениями он открывает читателю совершенно другую Америку. В этой Америке присутствует расизм, несправедливость. Жестокость и насилие.
Спустя десятилетия, другой знаменитый американский писатель Э. Хемингуэй напишет, что из одной этой книги вышла вся современная американская литература.
Конец 19 века оказался очень непростым периодом для Марка Твена. В 1894 году обанкротилось издательство писателя и ему, как в юности, пришлось искать источники финансирования. Скорее всего, именно в это время и появился один из его знаменитых афоризмов "Слухи о моей смерти сильно преувеличены”.
Для того чтобы поправить свои финансы, он совершает поездки и выступает перед читателями. Целый год ему пришлось провести в кругосветном путешествии, в ходе которого он читал свои произведения и проводил публичные лекции. Итогом этого путешествия стало написание целого ряда памфлетов и публицистических произведений, в которых Марк Твен выступает как страстный обличитель колониальной политики Соединенных Штатов, ее имперских амбиций. С легкой руки, вернее меткого слова писателя в отношении США появилось выражение "пуп земли”.
В этот период написана повесть Таинственный незнакомец, которая была опубликована уже после смерти в 1916 году. В этом произведении сквозит пессимизм, горечь, сарказм и уже почти ничего не осталось от юмориста. Со страниц с вами беседует желчный сатирик в привычной для Марка Твена манере изложения: коротко, сжато, четко и хлестко.
Смерть застала этого неугомонного человека в дороге. Он умер 21 апреля 1910 года в г. Реддинг, штат Коннектикут.