Островский биографическая справка творческий путь. Пьеса "Свои люди - сочтемся!"

Жизненный и творческий путь Александра Николаевича Островского (1823-1886 гг.)

  • 1. Начало творческого пути писателя. Характер его пьес
  • 2. Драматургия Островского. Особенности создания персонажей
  • 3. Основные черты мировоззрения и методов их развития в соответствии с развитием литературы и общества
  • 4. Значение творчества Островского-драматурга

А.Н. Островский - великий русский драматург. Развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, он своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой ряда поколений русских актеров. Значение деятельности Островского, в течение более чем 40 лет печатавшегося в лучших журналах России и ставившего на сценах императорских театров Питера и Москвы пьесы, многие из которых явились событием в литературной и театральной жизни эпохи. Кратко, но очень точно охарактеризовано в известном письме Гончарова самому драматургу: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы одни достроили здание в основе которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы русские можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский национальный театр". Он по справедливости должен называться "Театр Островского".

Островский начал свой творческий путь в 40-х годах при жизни Гоголя и Белинского и завершил его во второй половине 80-х, когда входил в литературу Чехов.

Он печатался в "Современнике" и "Отечественных записках", его связывали дружеские отношения с Некрасовым, Л. Толстым, Тургеневым, Гончаровым и др. писателями. Он следил за их творчеством и прислушивался к их мнению о своих пьесах.

А.Н. Островский родился 31 марта 1823 года в семье чиновника, жившего в Замоскворечье. Предки принадлежали к духовному сословию.

Островский с 6 лет имел домашних учителей, а в 12 лет поступил в 3-й класс первой Московской гимназии.

Окончив ее с отличием, он по требованию отца поступил на юридический факультет Московского университета (без экзаменов). Не закончил 2 курс, т.к. получил 1 по истории права, подал прошение и был отчислен. С ранних лет увлекался искусством, мечтал о литературной деятельности, но ему по необходимости пришлось заниматься делами мелкого чиновника. С 1843 по 1851 года служит в суде. Это принесло много пользы.

Еще студентом становиться страстным театралом. В драматургии он увидел свое призвание, а служение театру стало его заветной мечтой. Его отец повышался в чинах и богател, он превращался в заурядного консерватора. Ему не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее неудовольствие отца вызвало то, что Александр Николаевич полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свое жилище на правах жены.

Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Для Островского началась материальная необеспеченность, которая продолжалась на протяжении всей его жизни.

В 1867 году умерла первая жена драматурга Агафея Ивановна и в 1869 году он женился на актрисе Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У Островского было 4 сына и 2 дочери. Умер он за письменным столом, как часовой на посту, 14 июня 1886 года.

В начале 40-х Островский увлеченный творчеством Гоголя и критикой гоголевского периода, особенно критикой Белинского, пишет очерки. Уже в эти годы он не только определяет круг тем своего будущего творчества, но и вплотную подходит к оценке нравственного смысла наблюдаемых им явлений действительности. Уже в середине 40-х годов перед молодым Островским встали вопросы:

  • 1) о соотношении прогрессе и силы косности , онемелости в жизни целых слоев русского общества и отдельных его представителей;
  • 2) о просвещении подлинном и мнимом;
  • 3) о живых традициях и омертвелых стереотипах быта (первые аспекты отражены в творчестве Фонвизина и Грибоедова).

Островский подошел к этим проблемам как острый наблюдатель, самобытно и глубоко мыслящий человек.

Свои наблюдения он обращает на Замоскворечье. В своих "Записках Замоскворецкого жителя" (1847 г.) сообщает о том, что предметом его изображения будет определенная часть быта, ограниченная от остального мира территориально (Москвой-рекой) и отгороженная консервативной замкнутостью своего уклада.

Обычаи Замоскворечья Островский соотносит с правами остальной Москвы, противопоставляя, но еще чаще сближая их. Главная проблема, которую молодой писатель кладет в основу своего познания мира Замоскворечья - соотношения в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития. Под пером Островского Замоскворечье превращается в символ патриархального быта.

Островский проявляет особый интерес к массовой психологии и мировоззрению целой общественной среды. Он приходит к убеждению, что сплошное взаимодействие патриархального традиционного уклада и сформировавшихся на его лоне устойчивых взглядов с новыми потребностями общества и построениями, отражающими интересы исторического прогресса, составляет источник бесконечного многообразия современных социальных и нравственных иллюзий и конфликтов.

Драматическая форма, по мнению Островского, наиболее соответствовала представлениям об особенностях исторического бытия русского общества и была созвучна стремлению к просветительскому искусству особого типа.

Интерес Островского к эстетике драмы и его взгляд на драматизм русской жизни дали плоды в его первой крупной комедии "Свои люди - сочтемся". Она была воспринята как большое событие в искусстве, совершенно новое явление.




Родители. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.








Образование год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета, но курсы не окончил. Отец хочет, чтобы Александр стал юристом, но стремление к литературному творчеству и увлечение театром оказываются сильнее.


1843 г. служба в канцелярии Московского совестного суда г. Работа в Московском коммерческом суде.


В 1853 г. вступил в гражданский брак с Агафьей Ивановной Ивановой, у которой от него было четверо детей. В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.




После смерти писателя, Московская дума устроила в Москве читальню имени А.Н. Островского. 27 мая 1929 года, в Москве, на Театральной площади перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков). А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов "Диво" как "самый плодовитый драматург" (1993).




Работа в судебных органах очень помогла Островскому как писателю, дала богатый материал для будущего творчества, ведь перед ним проходили непридуманные истории из частной жизни обычных людей. Итогом становятся 48 произведений, в которых действуют 547 героев.


14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии "Не в свои сани не садись" в Малом театре.


Первый период () Время первых литературных опытов. Опирался на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы» 1840-х гг. В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди сочтемся!»), за который автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции.


Второй период () Называют «москвитянинским». Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А.Григорьевым, Т.И.Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н.Эдельсоном. В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».


Третий период () Сблизился с деятелями разночинской демократии сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза».


Четвертый период () Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. 1) комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»), 2) сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»), 3) пьесы про «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове), 4) исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.), 5) психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.). Особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

(1823 – 1886)

Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме профессора и литератора С.П.Шевырева. Следующая его пьеса «Свои люди сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») сделало его имя известным всей читающей России. С начала 50-х гг. он деятельно сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина «Москвитянин» и вскоре вместе с А.А. Григорьевым, Л.А. Меем и другими образует «молодую редакцию» «Москвитянина», пытавшуюся сделать журнал органом нового течения общественной мысли, близкого славянофильству и предварявшего почвенничество. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.

Островский пришел в литературу как создатель национально - самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно- бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателем и зрителем, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией – борьбой молодой влюбленной пары за свое счастье. На этой основе был создан тип «народной комедии» Островского.

Основные вехи. В творческом пути Островского можно выделить следующие периоды:

ранний, 1847-1851, период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди – сочтемся!»;

«москвитянинский», 1852 – 1854, когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»;

предреформенный, 1855 – 1860, когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза»;

пореформенный, 1861 – 1886.

Уже в комедии «Свои люди – сочтемся!» складываются основные черты поэтики театра Островского: сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируются и социальные стороны жизни; вытекающее отсюда абсолютное преобладание семейно-бытовых конфликтов; подчиненность ярких бытописательных элементов задаче изображения характеров и формирующих их обстоятельств.

В следующий период Островский обращается к поискам положительных начал. Как и друзья по «молодой редакции» «Москвитянина», идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. В пьесе «Бедность не порок » социальная конфликтность в семье Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но он уязвим перед лицом современной «цивилизации». Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, «выломившийся» из патриархального быта, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.



Новый этап пути Островского, вызванный общим подъемом антикрепостнических настроений после поражения в Крымской войне и смерти Николая I, начинается пьесой «В чужом пиру похмелье », где создан классический образ самодура Тита Титыча Брускова, ставший нарицательным. В этот период Островский, обращаясь к традиционным темам русской литературы, разрабатывает их совершенно оригинально. В «Доходном месте» он не только обличает лихоимство чиновников, но и вскрывает глубокие социальные и исторические корни чиновничьей философии (образ Юсова), иллюзорность надежд на новое поколение образованных чиновников, которых сама жизнь неумолимо толкает к компромиссу (Жадов). В «Воспитаннице» Островский рисует жизнь помещичьей усадьбы без малейшего лиризма, столь обычного у писателей-дворян при изображении поместного быта. Высшим достижением этого периода стала «Гроза».

В пореформенный период продолжает расширятся тематический и жанровый диапазон драматургии Островского: от исторических событий и частной жизни XVII в. (хроники, «Воевода») до самой острой злободневности; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин («Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Поздняя любовь») до современных «цивилизованных» предпринимателей («Последняя жертва», « Невольницы », «Бесприданница»), от растревоженных реформами дворянских гостиных («На всякого мудреца довольно простоты») до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев («Лес»).

У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков героя-интеллигента, дворянского «лишнего человека». Обращение к этому типу в конце 60-х гг. приводит к созданию своеобразного сатирирического-

цикла: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», позже – «Волки и овцы».

Вызванный реформами подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои населения, дает материал для создания жанра драмы. Формирование этого жанра требовало поиска героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу и вызвал бы сочувствие зрителя, имея достойную цель. У Островского, не увидевшего таких героев в пореформенной реальности, центром драматического действия становится женщина. Это, естественно, переносит акцент с действия в собственном смысле на чувства персонажей и создает условия для развития именно психологической драмы («Бесприданница»,«Последняя жертва»,«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники. Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, после ее ранней смерти о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В сентябре 1835 года Николай Федорович подал в Московскую губернскую гимназию прошение принять туда своего старшего сына. Островский учился в гимназии с умеренным успехом, особыми способностями не блистал.

Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано и записать мелодию. Его увлечение- Пушкин, Грибоедов, Гоголь.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья. Островский начинает пробовать себя и в драматургии. Одновременно затеваются 2 пьесы - «Исковое прошение» и «Несостоятельный должник».

9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».

В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем …». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.

В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству. Агафья Ивановна, была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться - это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней. Так вот, невенчанной женой Островского она прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет.

1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.

1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859).

1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка».

Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы.

Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной.

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».

1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».

Островский Александр Николаевич (1823-1886). Родился в Москве, вырос в купеческой среде. Отец – судья. Сам О. закончил гимназию, не закончил юр.фак МГУ, после (1843-1851) служил в армии, занимая невысокие посты. В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:

1) Первый период (1847-1851) - время первых литературных опытов. Островский начинал вполне в духе времени - с повествовательной прозы. В очерках быта и нравов Замоскворечья дебютант опирался на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы» 1840-х гг. В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Банкрут» («Свои люди - сочтемся! »), которая стала главным произведением раннего периода. (Опубликована в журнале «Москвитянин» в 1850. История купца Самсона Силыча Большова, решившего обмануть своих кредиторов и объявить себя банкротом, а в результате оказавшегося обманутым и отправленным в долговую тюрьму бессовестной дочерью Липочкой и ее мужем, приказчиком Подхалюзиным. Пьеса была запрещена к постановке, драматурга отдали под надзор полиции. Свет увидел произведение через 12 лет (68 г)).

2) Второй период (1852-1855) называют «москвитянинским», так как в эти годы Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А.А.Григорьевым, Т.И.Филипповым, Б.Н. Алмазовым и Е.Н.Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли - «почвенничества». В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».

3) Третий период (1856-1860) ознаменован отказом Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850-х гг.). Драматург, чутко воспринявший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии - сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза», «самое решительное», по определению Н.А.Добролюбова, произведение Островского.

4) Четвертый период (1861-1886) - самый продолжительный период творческой деятельности. Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений. За двадцать лет были созданы пьесы, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам: 1) комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»), 2) сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»), 3) пьесы, которые сам Островский называл «картинами московской жизни» и «сценами из жизни захолустья»: их объединяет тема «маленьких людей» («Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове), 4) исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.), и, наконец, 5) психологические драмы («Бесприданница», «Последняя жертва» и др.). Особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».


10.«Гроза». Драма или трагедия (ТРАГЕДИЯ!).

Единство «Грозы» - не полное (т.е. нарушен классицизм = значит это не драма ):

1. Время – не 24 часа, а 10 дней. 2. Места – меняются постоянно. 3. Действие – Екатерина + Феклуша, а не 1 персонаж. Кроме того, главный герой – из низкого сословия, а для классицизма герои – боги, полубоги, цари и т.д.

Схема построения трагедии соблюдена: 1. Наличие трагического героя; 2. Герой высшего класса; 3. Наличие трагического конфликта (конфликт, который нельзя разрешить мирным путем = Еврипид «Бог из Машины»); 4. кАтарсис (очищение и героя и зрителя) – происходит у Тихона, Варвары (убегает с Кудряшом), Кулибина (меняется).

В «Грозе» - 2 конфликта – это НОВАТОРСТВО В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .

- Внешний. Катя – луч света в добром царстве; царство – олицетворяется Феклуша.

- Внутренний. Екатерина верующая и она согрешила = обречена. НО! Она не может не согрешить, т.к. 1. она не любит мужа, он ей не нужен. 2. не может не любить (остаться одна); все это приводит ее к САМОУЙБИСТВУ.

ИТОГ: ТРАГЕДИЯ: 1. герой. 2. конфликт. 3. катарсис.


11.Жизнь и творчество Гончарова.

Один роман на выбор «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». Знать суть его путешествий.

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг), родился в купеческой семье, где было 4 детейю Обучение в частном пансионе – приобщение к книгам заподноевропейских и русских авторов, изучение фр. языка. 1823 – Мгу, фил.фак.

После универа служба в канцелярии симбирского губернатора, затем переезд в Петербург – переводчик в министерстве финансов. Первые творческие опыты Гончарова – стихи, антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин» , напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история». В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира. "Обыкновенная история" получила одобрение В. Г. Белинского (в статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года"), чья оценка была предметом особой гордости Гончаров в течение всей его жизни. Лидеры демократического направления в литературе той поры приветствовали роман за содержащееся в нем глубокое художественное исследование и резкое отрицание романтики в ее многообразных формах . Адуев пишет стихи, но романтизм его безжизнен, что насмешливо и констатирует его дядюшка - Петр Иванович Адуев. В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается бессмысленной и бесполезной, Гончаров предвосхищает главный замысел романа "Обломов". Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания. Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг. В 1849 г. в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при журнале "Современник" был напечатан "Сон Обломова". Эпизод неоконченного романа". Но прежде чем Г. закончит роман, произойдет еще много событий. В октябре 1852 года Г ончаров стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке - Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Во время путешествия он вел тщательные записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке и Азии. Записи = правдивое изображение жизни. Моряк-путешественник одновременно находится в «своем» мире корабля и в «чужом» мире географического пространства. Вернулся, поступил на службу в Петербургский цензурный комитет (оказывал помощь «Запискам охотника» Тургенева, «Тысяче душ» Писемского и др). В 1859 г. был опубликован роман «Обломов» (прошло 10 лет после публикации главы в журнале). Сразу ст. Добролюбова «Что такое обломовщина?».

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Задуман в 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества, но писатель изменил свой замысел: в центре романа оказалась судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью. Далее Гончаров редко печатался.

1871 г. - литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». После «Записки о личности Белинского», статья «Гамлет», очерк «Литературный вечер» и газетные фельетоны. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». Последние годы жил одиноко, работал достаточно много, но перед смертью все сжег.