Гуманитаризация высшего образования

Учебное издание посвящено вопросам истории культурологии и состоит из двух разделов. В первый раздел вошли теоретические положения, охватывающие основные аспекты и направления культурологии. Приступая к изучению данной дисциплины, необходимо обладать знанием трудов классических и всемирно известных авторов, составляющих основной корпус науки о культуре, поэтому второй раздел учебника посвящен биографии и творчеству ученых-культурологов разных стран (Гердер, Шпенглеру, Тойнби и др.).

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Председатель диссертационного совета Д 210.019.01 СПбГИК.

    Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат премии Ленинского комсомола.

    В 1953 г. окончила Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова по специальности: философия; квалификация: преподаватель диалектического и исторического материализма и истории философии и аспирантуру философского факультета. Работала заместителем декана философского факультета ЛГУ, ассистентом, доцентом кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ.

    Кандидатская диссертация по философии: «Нравственный идеал и его отношение к действительности» (1963 г.). Докторская диссертация по философии: «Молодёжь в социальной структуре социалистического общества» (1974 г.).

    Академик Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, Международной академии наук высшей школы. Президент Санкт-Петербургского культурологического общества. Член редколлегии журнала «Вопросы культурологии». Председатель диссертационного совета по культурологии. Член президиума Санкт-Петербургского философского общества. Почётный профессор кафедры ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога. Награждена Орденом Почёта и медалями.

    Сфера научных интересов: этика, социология молодёжи, социология культуры, культурология, история культурологических теорий, теория и история культуры, гуманитаризация высшего образования, нравственное развитие личности, возрастные особенности сознания, молодёжь как социально-демографическая группа в социальной структуре общества, динамика ценностных ориентаций молодёжи, эволюция молодёжной субкультуры, преемственность поколений в историческом процессе, историческая культурология, философия культуры, структура культурологии как науки, историография культурологии, динамика культуры, антропология культуры.

    Преподаваемые дисциплины:

    • Исследования культуры в современном мире
    • Современные исследования культуры в России

    Основные публикации:

    Учебники, учебные пособия:

    • История культурологических теорий. 2-е изд. Рек. Мин. обр. РФ, СПб: Питер, 2005. 474 с.;
    • Теория культуры: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб: Питер, 2008. 592 с. (редактор, главы в учебнике);
    • Культурология. Учебник. Научная редакция пособие / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2010. 528 с. (редактор, главы в учебнике);
    • История культуры повседневности. Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2016. 496 с.;
    • Основные концепции и направления в культурологии // Культурология. Учебник для бакалавров / под. Ред. Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. 4 изд. СПб: Юрайт, 2016. 566 с.;
    • Культурология в 2-х Ч. 2-е изд. Испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: ЮРАЙТ, 2017. в соавторстве;
    • Теория культуры в 2-х ч. 2-е изд. Испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата /С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: ЮРАЙТ, 2017. 300 с.;
    • Иконникова, С. Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова. 3-е изд., перераб. и доп.; М.: Издательство Юрайт, 2018. 416 с.

    Статьи:

    • Культурология в новой парадигме XXI века // Вестник СПбГУ, 2013. № 4 (17). С. 30-35.
    • Культурная идентичность поколений: разные, но не чужие // XIV Международные Лихачевские научные чтения 15-20 мая 2014 г., СПб: СПбГУП, 2014. С. 53-56;
    • Святослав Николаевич Рерих: незабываемая встреча в Болгарии // Труды Санкт-петербургского государственного института культуры. Том. 203. СПб: СПбГИК, 2014. С. 9-12;
    • Ментальность и национальный характер: коммуникативные проблемы и возможности // XV Лихачевские чтения, 14-15 мая 2015 г., СПб: СПбГУП, 2015. С. 87-90;
    • Мода как стимул и соблазн потребления // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2016. № 3 (28). С. 55-58;
    • Понимание культуры как проблема современной теории // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. СПб, 2015. Том 210. С. 9-20;
    • Жак ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2016. № 2(27). С. 23-28.

    Повышение квалификации:

    • Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Специальность: Психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза (2016 г.).

    Общий трудовой стаж: 59 лет .

    Педагогический стаж: 54 года .

    • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
    • Научно-педагогический стаж: 22 года.

    Образование, учёные степени и учёные звания

    • Ученое звание: Доцент
    • Кандидат социологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, тема диссертации: Современные западные концепции межкультурной коммуникации: модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур
    • Аспирантура: Институт востоковедения РАН
    • Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет: Философский, специальность «Философия»

    Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

    2012 – НИУ ВШЭ, программа «Методика составления контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения» (36 ауд.ч.)

    2012 – НИУ ВШЭ, программа «Разработка компетентностно-ориентированных заданий в практике преподавания высшей школы» (8 ауд.ч.)

    2012 – НИУ ВШЭ, программа «Дискурсы и практики социального неравенства и социальных изменений» (образовательный проект HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching "(Re)vision of Social Policy in Post-Soviet Space: ideologies, actors and cultures" (72 ауд.ч.)

    2012 – НИУ ВШЭ, программа «Поддерживающий курс General English, уровень Pre-Advanced» (48 ауд.ч.)

    2011 – НИУ ВШЭ, программа «Английский язык. углубленное изучение General English, уровень Upper-Intermediate-2» (72 ауд.ч.)

    2009 – НИУ ВШЭ, программа «Использование электронный библиотечных ресурсов» (24 ауд.ч.)

    2004 – СПбГУ, программа «Современная социология: исследовательские и образовательные стратегии» (144 ауд.ч.)

    2004 – СПбГУ, программа «Семинар-тренинг А.Н. Рождественского «Психология управления»» (10 ауд.ч.)

    Полномочия / обязанности

    Организует работу группы в рамках исследовательского проекта "Социальные смыслы вещной среды олимпийских объектов: теоретический и визуальный анализ"

    Выпускные квалификационные работы студентов

    • Бакалавриат
    • Хмельнова М. М. «Лицемерие как социальные и культурные стратегии поведения

      Тихоненко Д. М. «Жизненные стратегии ВИЧ-инфицированных и их самопрезентация в публичном пространстве ». Факультет социологии, 2014

      Нестеренко А. В. «Юмор в Координационном Совете российской оппозиции: коммуникативные стратегии в политическом дискурсе ». Факультет социологии, 2014

      Доморацкая Ю. В. «Конструирование проблемы вступления России в ВТО российскими публичными аренами (анализ печатных СМИ)

      Никитина М. В. «Публичная закрытость научных организаций: механизмы воспроизводства (пример международных научно-исследовательских лабораторий в России) ». Факультет социологии, 2013

      Шлыков Д. С. «Блог как форма журналистики в восприятии профессиональных журналистов ». Факультет социологии, 2013

      Сергеева П. В. «Коммуникационные механизмы функционирования самоорганизующихся сообществ (на примере поисково-спасательного отряда "Liza Alert") ». Факультет социологии, 2013

    • Магистратура
    • Казаков О. И. «Практики и субъективные смыслы употребления психо-активных веществ в новейших субкультурах на примере психонавтов

      Хролович А. Ю. «Видеоигры как социальная лаборатория: мотивы действий игроков во внутриигровой реальности ». Факультет социальных наук, 2018

      Завина М. А. «Модели потребления пространства выставки: освоение и перфоманс

      Харламов А. И. «Конструирование мега-события в нарративах его участников и наблюдателей (на примере Универсиады 2013 в Казани) ». Факультет социальных наук, 2017

      Вихлянцева А. Д. «Карьера женщин-руководителей в благотворительных организациях ». Факультет социальных наук, 2017

      Кривченко И. Ю. «Интернет-технологии как новый тип компетенций НКО: на примере контента "Теплицы социальных технологий" в Facebook

      Хулио Е. А. « ». Факультет социальных наук, 2016

      Пузырева А. И. «Символы статуса в парасоциальных отношениях, на примере Second-Life игр ». Факультет социальных наук, 2016

      Сосунова Е. В. «Протестные акции и их репрезентации в СМИ: формирование повестки дня (кейс-стади протестной акции в Бирюлево) ». Факультет социальных наук, 2015

    Полный список ВКР

    Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

    • (Магистратура; где читается: ; программа "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций"; 2-й курс, 1 модуль)Рус
    • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Социология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
    • (Бакалавриат; где читается: ; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
    • (Магистратура; где читается: ; программа "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций")Рус

    Учебно-методическая работа

    Разработчик сертифицированных контрольно-измерительных материалов по дисциплине "Общая социология" к образовательному стандарту НИУ ВШЭ по направлению подготовки 040100.62 "Социология" (уровень бакалавра).
    Сертификат соответствия качества КИМ № 12-00-8, срок действия с 30.11.2012 по 31.01.2016.

    Гранты

    Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

    • Руководитель.
    • Грант РФФИ 12-06-00323-а. «Диффузия вещной среды олимпийских объектов в ландшафте местного сообщества: последствия для экосистемы и социальной организации (визуальный анализ)» . 2012-2014. Руководитель
    • Грант РФФИ 11-06-00465 -а. «Идентичность человека в модернизирующемся обществе: биосоциальные, психологические и социокультурные аспекты». 2011-2012 . Исполнитель.
    • «Исследование организационных форм взаимодействия российских ученых с представителями российской научной диаспоры» (гос. контракт № П 77 в 2010-2011 гг.) Руководитель
    • Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ»
    • Грант ректора по индивидуальным исследовательским проектам 2009-2010 гг.
    • № 09-01-0074 .Тема: « Вещи как культурные средства коммуникации в современных социологических теориях»

    Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

    • «Исследование социокультурных ресурсов территории в рамках муниципальной реформы: институциональный подход» 2007-2009 грант РГНФ 07-03-00393а. Участие в качестве исполнителя. Руководитель проекта к.социол.н. Миронова Н.И.Авторская подтема: «Символические границы местных сообществ»
    • Инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
    • Проект: разработка научно-методических материалов на основе проведения междисциплинарных исследований по теме «Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей». 2007 г. Участие в качестве исполнителя. Авторская подтема: раздел «Социально-гуманитарные технологии управления как предмет изучения в современном вузе: перспективы и возможности применения».

    Фонд "Эковозрождение"

    • «Исследование информативности индикаторов социально-политического и информационного мониторинга» 2001. Выполнение составной части научно-исследовательской работы.
    • «Исследование методов обработки информации о проявлениях факторов духовной сферы в интересах решения проблем национальной безопасности России» 2001. Выполнение составной части научно-исследовательской работы.

    Государственное унитарное предприятие "Государственная служба платных парков"

    • «Концепция социально-пространственного и организационно-правового размещения парковок в г. Москве» 2000. Подготовка аналитического отчета.

    Публикации 26

      Глава книги Иконникова Н. К. , Лазебная К. П. // В кн.: О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии?. [б.и.], 2016. (в печати)

      Глава книги Иконникова Н. К. Выявление противоположных точек зрения на проблему, аргументация своей позиции. «Анализ незаконнорожденных институтов» // В кн.: Разработка заданий к учебным курсам направления «социология»: сase-study реализации компетентностного подхода. В 2 частях Ч. 1: Бакалавриат. Вып. 2. М. : ФИРО, 2014. С. 64-67.

      Глава книги Иконникова Н. К. Социологический анализ истории семьи: описание семьи как культурно-коммуникативной системы // В кн.: Разработка заданий к учебным курсам направления «социология»: сase-study реализации компетентностного подхода. В 2 частях Ч. 1: Бакалавриат. Вып. 2. М. : ФИРО, 2014. С. 6-13.

      Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века (к 125-летию со дня рождения) : Международная научная конференция, Сыктывкар, 21−22 августа 2014 г. : сборник научных трудов. Сыктывкар: СыктГУ, 2014. С. 626-641.

      Статья Иконникова Н. К. // Вестник Одесского национального университета. 2013. Т. 18. № 2(18). С. 289-301.

      Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М. : РОС, 2012. Гл. КС 3. С. 7935-7938.

      Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Открывая Грушина / Под общ. ред.: М. Аникина , В. Хруль . Т. 2. М. : Издательство МГУ, 2011. С. 90-95.

      Статья Иконникова Н. К. , Лазебная К. П. // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. № 4. С. 259-266.

      Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Социокультурные основания развития российского общества / Отв. ред.: Г. Козырев . М. : Эквилибрис-пресс, 2011. С. 36-52.

      Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Социологические проблемы образования и воспитания в интересах устойчивого развития / Под общ. ред.: С. Губина . М. : Экслибрис-Пресс, 2010. С. 45-51.

    ИКОННИКОВА, СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

    (р. 19.11.1930) - спец. в обл. социол. молодежи, этики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953), асп. там же (1962). С 1962 - 1972 работала асс., доц., зам. декана филос. ф-та ЛГУ. С 1972 по наст. вр. - зав. кафедрой теории и истории культуры С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств (СПбГУКИ - прежний Ленингр. Гос. ин-т культуры). Канд. дисс. - "Нравственный идеал и его отношение к действительности" (1963); докт. дисс. - "Молодежь в социальной структуре социалистического общества" (1974). Действ. чл. РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ (1992). Исследуемые проблемы и темы: молодежь как соц.-демографическая группа; динамика ценностных ориентации молодежи; эволюция молодежной субкультуры; преемственность поколений в ист. процессе; сотрудничество и конфликт поколений; кросс-культурные иссл. молодежи разных стран и этнических групп. Ею разработаны основы социол. молодежи как спец. отрасли знания; определено место молодежи в соц. структуре об-ва; выявлена специфика молодежного сознания и молодежной субкультуры; показана динамика соц., психол., культурного развития личности на разных возрастных этапах и в течение жизненного цикла; определена ист. преемственность поколений как способ трансляции культур; определены пути взаимопонимания, согласия и преодоления конфликта поколений. Дан анализ эволюции религ. убеждений; культуры досуга; роли любви, секса, дружбы; самореализации и самоидентификации личности. Выявлены девиантные формы поведения и способы их преодоления. Согласно развиваемой И. концепции, социол. молодежи взаимодействует с комплексом наук о человеке. Особое внимание уделено анализу отношения молодежи к модернизации и реформированию России; изменениям в экон., полит. и дух. сферах. Эти аспекты отражены в ряде работ о молодежи 90-х годов. Др. направление науч. работ И. связано с разработкой культурологии как науки. Исследуется структура культурологии, состоящая из разделов: история мировой и отечеств, культуры; история культу-рол. учений; филос.культуры; теория культуры; социол. культуры; культурная антропология; прикладная культурология. Намечается обоснование в структуре культурологии: региональной, ист., ист. персонологии, семиотики культуры, экологии культуры, тендерной культурологии и др. направлений. Предметом культурологии является культура как целостностая, сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система во взаимосвязи всех ее форм и элементов. Культура имеет дея-тельностный, аксиол. характер, гуманистическую направленность и этническое своеобразие. Культурология исследует отношения человека с природой, об-вом, др. людьми. Изучает массовую и элитарную культуру; национально-этническое своеобразие культур народов мира; формирование культуры личности, творч. вклад великих личностей в развитие и обогащение культуры всего человечества. Исследуются возможности "Интернет" в создании информац. цивилизации XXI в. и решении глоб. проблем. В наст. вр. И. исследует историю культурологии XVIII-XX вв.: концепции культуры и цивилизации эпохи Просвещения; эволюционизм и диффузионизм; теории культурно-ист. типов и локальных цивилизаций; символические, психоаналитические, элитарные, игровые, массовые, гуманистические, эзотерические, религ., футурологич. культурол. концепции, их влияние на сознание и поведение личности. Анализируются теории и взгляды деятелей культуры Рус. Зарубежья, а также культурол. эссе и дискурсы представителей постмодернизма.

    : Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л. ,1974 ; Социология о молодежи. Л. , 1985 ; Гуманистический стиль жизни и творчества Н.К.Рериха // Традиции и стиль в культуре. Л. , 1989 ; П.Н.Милюков как историк русской культуры // Возрождение культуры России : истоки и современность. СПб. , 1993 ; Духовная элита как импульс исторического процесса // Культурология : новые подходы. М. , 1995 ; История культурологии : идеи и судьбы. СПб. , 1996 ; Архитектоника и динамизм культурного пространства России // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.3 ; Историческая персонология : социокультурный аспект // Клио. 1998. № 3 ; Очерки по истории культурологии. СПб. , 1998 ; Будущее России - новые идеи и перспективы // Россия глазами молодых ученых. СПб. , 2000 ; Гармония "цветущей сложности " - союз этики и эстетики // Этическое и эстетическое - 40 лет. СПб. , 2000 ; Иллюзии и драмы возрождения культуры // Благоговение перед жизнью : императив XXI столетия. СПб. , 2000 ; Исследования прошлых лет. [В соавт. ]. СПб. , 2000 ; Траектории динамики субкультур // Социология и общество. СПб. , 2000 ; Модели времени в науке и культуре // Бренное и вечное. Великий Новгород , 2000.

    Иконникова, Светлана Николаевна

    Заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургской академии культуры (Ленинградский государственный институт культуры) с 1972 г.; родилась 19 ноября 1930 г. в г. Ленинграде; окончила ЛГУ в 1953 г., доктор философских наук, профессор; с 1962 г. - заместитель декана, доцент кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ; научная деятельность связана с развитием теории и истории культуры, обоснованием культурологии как науки, гуманитаризацией высшего образования; академик РАЕН (1997); академик Международной академии информатизации; академик Академии гуманитарных наук; академик Академии ювенологии; заслуженный деятель науки РФ (1992); лауреат премии Ленинского Комсомола (1979).



    ПРЕДИСЛОВИЕ

    По культурологии издано и издается множество учебников и учебных пособий. Тем не менее потребность в культурологической учебной литературе все еще велика. Авторы этого учебника адресуют его всем, кто изучает культурологию, и поэтому стремились излагать материал просто, ясно, логично, сохраняя при этом высокий научный уровень и соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

    В учебнике рассмотрены проблемы теории культуры, методов ее изучения, коротко, но емко – истории культуры, особенностей современной культуры (мировой и отечественной), социологии и семиотики культуры, межкультурных коммуникаций и культуры повседневности.

    А также, что очень важно, освещены вопросы, связанные с практическим значением культурологии.

    В учебнике даны контрольные вопросы, указана дополнительная литература по всем темам и словник, словарь основных культурологических понятий

    и терминов.

    Учебник написан коллективом высококвалифицированных авторов, профессоров и доцентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в составе которого:

    В. П. Большаков , доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, – предисловие; глава 2; разд. 5.2 главы 5; разд. 14.5 главы 14 (совместно с Г. В. Скотниковой); глава 15; заключение; словник; общий список литературы;

    Е. П. Борзова , доктор философских наук, профессор, – главы 9, 10, 11, 12; разд. 13.1 главы 13; глава 14 (кроме разд. 14.5);

    С. Н. Иконникова , доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, президент Санкт-Петербургского культурологического общества, – глава 1; глава 4; глава 17;

    В. Д. Лелеко , доктор культурологии, профессор, – глава 6;С. Т. Махлина , доктор философских наук, профессор, заслуженный работ-

    ник высшей школы РФ, – глава 7; И. К. Москвина , кандидат философских наук, доцент, – разд. 5.3 и 5.4

    главы 5; Е. П. Островская , доктор философских наук, профессор, – глава 3;

    О. В. Прокуденкова , кандидат культурологии, доцент, – разд. 5.1, глава 8;В. В. Селиванов , доктор философских наук, профессор, – глава 16;Г. В. Скотникова , доктор культурологии, профессор, – разд. 14.5 главы 14

    (совместно с В. П. Большаковым); Н. Н. Суворов , доктор философских наук, профессор, – разд. 13.2 главы 13.

    Первичныесмыслысловаипонятия«культура».Этапыразвитияпредставлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение. Становление культурологии в ХIХ – ХХ вв.: накопление знаний о культуре, изменение понимания культуры, цивилизации и их исторического развития. Идеи эволюционизма. Исторические типологии культур. Многообразие культур и локальных цивилизаций.

    Возникновение и становление культурологии как особой гуманитарной науки.

    Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. Антропология культуры (социальная и культурная антропология), социология культуры, аксиология и семиотика культуры.

    1.1. Значение и смысл понятия «культура» в контексте истории культурологии

    Культура является неотъемлемой составляюшей жизни человека и общества. Она возникает в процессе становления человека. Все народы мира создают культуру, сохраняют приобретенный опыт и достижения, передают их последующим поколениям. С древних времен люди обеспечивали свои потребности, охотились и возделывали землю, использовали примитивные орудия, обустраивали жилище, поддер­ живали огонь, утоляли голод, передавали сообщения, имели обычаи

    и обряды, вели счет времени, сочиняли мифы и легенды. Созданная человеком искусственная среда обитания, развитие мышления, разума

    и чувств как способа совершенствования духовного мира, изменение отношений с человеческим сообществом – все это процесс развития культуры. Человек выступает как творец и творение культуры, в этом состоит его историческая роль на нашей планете Земля.

    Но это еще не означает, что уже в давние времена в языке разных народов было слово «культура». Культурная реальность была, а понятия

    «культура» не было. Такое случается довольно часто. Реальность есть, а обозначение, собирательное понятие возникает гораздо позже. Само существование культуры столь же очевидно, как и реальность природы, общества, человека. Культура сложна, у каждого человека есть свои представленияокультуре.Видимо,потому,чтокультуранеимеетчеткихочертаний и конкретной сферы в обществе, сознании и поведении человека.

    Культура охватывает все формы и проявления человеческой деятельности. Культура имеет всепроникающий характер, смыслы, знаки, ценности культуры охватывают все. Культуру невозможно распо­

    знать простым обозначением, указывая на вещь, предмет или явление. Культура скрыта в них, не поддается прямому познанию. Для определения культуры необходимо понять смысл, заложенный в предмете, раскрыть его назначение, определить ценность. Иначе эта вещь, хотя и создана человеком, лишена культурной ценности и потому остается за пределами культуры.

    Вне ценностного отношения предметы лишаются культурного смысла: картина становится раскрашенным куском холста, произнесенное слово – хаотическим сочетанием звуков. Как справедливо отмечает профессор В. М. Межуев, «культуру не увидишь теми же глазами, что и предметы внешнего мира. Здесь требуется особого рода зрение – зрение умом, или умозрение, способностью к которому и наделена философия. Именно у нее надо спрашивать, как возможна и чем реально является культура» .

    1.2. Три этапа развития представлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение

    Первоначально понятие культура (cultura ) вводится в обиход как слово латинского происхождения от глаголовcolo ,colere и имеет широкий спектр значений. В этих словах выделяют три группы смыслов: 1) обрабатывать, возделывать; 2) взращивать; 3) обитать, населять (словоcolonus трансформировалось в «колонию»). Все эти значения слов возникли в Римской империи.

    Культура обозначала обустройство человека на определенной территории, а также возделывание, обработку земли. Так возникают слова agricultura –обработказемли,земледелиеиagricola –земледелец.Понятие «культура» оказывается связанным с весьма почетным занятием – крестьянским трудом и означает сознательную, целенаправленную деятельность человека. Земледелие требовало достаточно обширных знаний о почве, времени сеяния и сбора урожая, способах хранения и потребления, участия в торговом обмене и продаже, использовании обычаев и обрядов, молитв и песнопений. Земледелец воплощал определенный уровень культуры, был героем эпоса, мудрецом.

    Предметом заботы были не только место, земля, растения, но и божество, которое охраняло жизнь человека и плоды его труда. В латинском языке возникло слово cultus , что означало «попечение, забота о божестве, культ». В истории культуры известны культ фараона в Египте, культ Солнца в Древней Руси, культ веры в религиях мира.

    Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-

    Традиция, 2006. С. 11.

    Глава 1. Становление культурологии

    Перечисленные значения составляют древнейший комплекс смыслов слова «культура» . Как отмечает культуролог Ю. С. Степанов,это

    понятие отражает три грани единого смысла и представляет целостную формулу: «обустройство того места, где живешь; обработку земли, уход за ней; почитание богов – хранителей этого места; обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают» .

    Известно высказывание философа Цицерона (106–43 гг. до н. э.), который писал о «культуре души» (cultura animi ).

    Для Античности как первого этапа формирования представлений о понятии «культура» характерна космоцентричная модель картины мира с универсальными законами природы, общества и человека. Впоследствии, в Средние века, это представление оказалось в подчинении божественной воле, использовалось понятие ментальной, интеллектуальной, духовной культуры (cultura mentis ) как божественного дара и предназначения человека. Но сама идея культуры как проявления творческого замысла человека не получила развития в общественной мысли, оставалась подчиненной религиозной, схоластической, теоцентричной картине мира.

    Если Античность можно назвать первым периодом в обосновании понятия «культура», то вторым историческим этапом стала эпоха Возрождения . Основой ренессансного мировоззрения является отношение к человеку как к свободной, творческой личности, и это положение выражает сущность гуманизма. Формируется антропоцентричная картина мира, где главным действующим лицом становится личность, индивидуальность, свободно действующая в культуре. На протяжении многих веков идеи гуманности и свободы являются воплощением сущности культуры и мерилом человеческих ценностей. Восхищением творческими способностями человека, достижениями в искусстве и литературе наполненаэпохаРенессанса.Однако,каквсякийисторическийпериод, Возрождение было внутренне противоречивым и неоднозначным, содержало в себе предпосылки последующего духовного кризиса.

    Третьим важнейшим историческим этапом становления представ-

    ленийосущностикультурыбыла эпохаевропейскогоПросвещенияXVIII

    века. Этот период по праву называют периодом формирования классической модели культуры, в которой особое значение придается разумной деятельности человека, освобождению его от невежества благодаря обра-

    зованию и просвещению. Человек культурен по мере реализации разумности в его сознании и поведении. Культура – не просто заложенное

    Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 15.

    1.2. Три этапа развития представлений о культуре

    в человеке стремление к свободе или милосердию, но деятельность, освещенная «светом разума». В новой модели гуманизм дополнен рационализмом, господством разума. Именно на этом фундаментальном положении воздвигается здание европейской культуры. Подвергается критике несовершенство политической организации государства, необразованность и невежество, моральная распущенность, несправедливость и неравенство. Необходимо освободиться от религиозных догматов, мифов и суеверий. Гуманизм и рационализм определяют процесс развития науки, техники, искусства, морали в Новое время. Все формы культуры развиваются на основе просвещения и образования, торжество разума укрепляет веру в прогресс и всеобщность европейской культуры и цивилизации. Возникает и получает поддержку социоцентричная картина мира, где базовой идеей становится разумное политическое переустройство общества и всех его структур. Для реализации этого идеала необходим рост просвещения и образования как главного условия развития культуры и цивилизации.

    Именно в эпоху Просвещения появляются трактаты и сочинения, посвященные исследованию культуры как целостному миру, созданному человеком. Культура предназначена для создания условий для жизни, духовного совершенствования человека и взаимопонимания между народами. Идеи гуманизма и просвещения отражены во многих трудах, наполняли духовную атмосферу европейского общества, развивались в Италии и Франции, Германии и России. Среди тех, кто заложил теоретические основы исследования культуры как целостного явления, называют итальянского гуманиста Дж. Вико (1668–1744) и немецкого мыслителя И. Г. Гердера (1744–1803).

    Джамбатиста Вико – историк и философ, доктор права и риторики в Неаполитанском университете, автор многих сочинений. Главный труд «Основания Новой науки об общей природе наций» состоит из пяти книг, содержит идеи о культурном единстве и многообразии мира, динамике циклического развития культуры и смены эпох, значении языка, мифа и фольклора как средства общения между народами. В истории культуры было три грандиозных эпохи: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В разделении эпох Вико ссылается на древнюю истину египтян, рассказанную историком Геродотом. Вико дает краткий очерк культуры Греции и Рима, Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии. Каждая эпоха отличается только ей присущими особенностями искусства и нравственности, права и власти, мифов и религии, но круговорот циклов отражает бесконечность развития чело-

    См.: Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994.

    Глава 1. Становление культурологии

    вечества. Эти идеи находятся у истоков современной культурологии, социальной и культурной антропологии, хотя при жизни Вико они не получили широкого распространения за пределами Италии. Они стали известны в европейской истории и философии ХIХ–ХХ вв. Социолог и культуролог П. А. Сорокин считал сочинение Дж. Вико первым систематическим трудом по социальной и культурной динамике.

    Иоганн Готфрид Гердер – философ, теоретик литературы, пастор. Родился в Восточной Пруссии, окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, слушал лекции знаменитого немецкого философа И. Канта, был теоретиком литературного движения «Буря и натиск» в Германии, другом великого немецкого поэта И. В. Гете. Все эти обстоятельства оказали влияние на его мировоззрение. Основная концепция развития культуры изложена в труде «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791). По замыслу и его воплощению этот труд можно назвать первой энциклопедией мировой культуры. Книга была переведена на многие языки мира. В России взгляды И. Гердера были известны историку Н. Карамзину, писателю Л. Толстому, Н. Гоголь в «Арабесках» назвал его величайшим зодчим мировой истории. И. Гердер исследовал историю культуры многих народов Европы, в том числе славян, культуры Вавилона, Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции.

    Согласно взглядам Гердера, высокое предназначение человека заключается в развитии Разума и Гуманности. Этому служат просвещениеивоспитание,преодолениеневежестваиподдержаниемиролюбия, справедливости и доверия друг к другу. Исследовать дух гуманности – подлинная задача историка. Гуманность проявляется в общении людей, в государственных делах, науках и искусствах, отмечает И. Гердер. Основная черта человечности – миролюбие, сочувствие другим людям, совместное переживание жизненных событий, дружеское общение и любовь. Высшая гуманность проявляется в религии, которая является наставницей человека. Она подает людям совет в их делах, утешает в беде, радуется счастью. Разум, человечность и религия – три наиболее важные ценности культуры. Для их реализации необходимо воспитание, направляющее человека к совершенству. Человечество должнопройтинесколькоступенейкультуры,чтобыдостичьгармонии разума, веры и справедливости. Путь этот сложен и опасен. Кровавые войны и преступления, деспотизм и рабство, унижение достоинства и заблуждения постоянно преследуют человека, расшатывают культуру. Но человек и культура обладают силой сопротивления злу и неуклонного стремления к совершенству. Весь человеческий род – одна порода людей. Все обладают разумом, испытывают чувства радости и

    1.3. Понятия «культура» и «цивилизация» в их историческом развитии

    гнева, имеют язык для общения. Человечество постоянно обновляет культурный облик, совершенствует отношения с другими народами. Многообразие форм культурной жизни требует изучения и составления антропологической карты народов мира.

    1.3. Понятия «культура» и «цивилизация» в их историческом развитии

    Энергетика слова и понятия «культура» на протяжении многих веков, сохраняя свое первоначальное значение, дополняется новыми аспектами. В понятии культуры органично сочетаются обыденный, сакральный и светский смысл, схема понимания явлений культуры. Почти во всех европейских языках понятие «культура» выражается одним словом латинского происхождения, имеющим некоторые различия в написании: франко- и англоязычная форма – culture , немец-

    кое – Kultur , итальянское –coltura (cultura ), испанское –cultura . Об-

    щий термин подчеркивает единство культуры народов европейского мира, а впоследствии он становится общим для описания культуры человечества.

    В России слово «культура» впервые отражено в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1846) и означало целенаправленную деятельность для пробуждения дремлющих в предмете сил. В 1865 г. в Толковом словаре В. Даля культура рассматривается как понятие умственного и нравственного образования. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1896) культура определяется как материальное и духовное состояние исторической эпохи или народа.

    Наряду со словом «культура» постепенно включаются в лексикон понятия «образование» и «воспитание» от греческого слова «пайдейя» и латинского эквивалента понятия гуманности. Эти категории органично сочетаются друг с другом, выдвигается культурно-образо- вательный идеал, целостный образ культурной жизни, выражающий гуманистическую направленность творческой деятельности человека. Понятия человечности, гуманности оказываются близкими и даже синонимичными культуре. Так постепенно формируется в истории идея культуры, которая станет предметом особого рассмотрения.

    Следует отметить еще понятие «цивилизация» (civilization ,civiliser ), которое появляется значительно позже слова «культура», но впоследствии употребляется в близком значении как синоним или выражает новый смысл. Во французском языке предпочтение отдается понятию

    См.: Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины ХIХ и начала ХХ веков. М., 2000. С. 32.

    цивилизации, в английской традиции эти понятия взаимозаменяемы, в немецком и русском языках находятся в оппозиции друг к другу как противопоставление немецкой культурности и французской цивилизованности.

    Наиболее основательно и подробно историю слова «цивилизация» исследует французский историк Люсьен Февр в книге «Бои за историю», в главе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» . Проблемы взаимодействия понятий «культура» и «цивилизация» рассматриваются в трудах многих европейских и российских ученых. По сравнению со словом «культура» понятие «цивилизация» появляется лишь в XVII–XVIII вв. и означает противоположность варварству, соблюдение законов, правил приличия и учтивости в отношениях между людьми, смягчение нравов общества. Этот идеал означал универсальность европейской цивилизации, или европоцентризм, утверждал всеобщий характер ценностей европейской культуры. Впоследствии он подвергается критике, формируется представление о множестве цивилизаций, каждая из которых имеет свой неповторимый облик и судьбу. Цивилизации необходимо изучать, сравнивать друг с другом, выявлять достоинства и достижения, включать в мировой поток развития культуры. У каждого народа есть своя цивилизация и культура, но существуют близкие народы, объединенные в европейскую, ближневосточную, центральноазиатскую и другие цивилизации. Всеобщая история цивилизации – задача будущих исследований.

    Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры акцентирует внимание на всеобщих элементах технического прогресса, развития средств массовой информации и коммуникации, финансовых системах и транснациональных корпорациях, политическом устройстве и демократических процессах, социальных институтах образования и досуга, комфорта сферы услуг. Цивилизации приобретают универсальный, всеобщий характер, в то время как культуры уникальны, неповторимы, и в этом состоит их историческое назначение и смысл. Цивилизации стремятся к объединению и похожести по уровню развития. Культуры выявляют индивидуальные отличия как основу самореализации своеобразия и сохранения собственного облика.

    1.4. Возникновение культурологии как гуманитарной науки. Идеи эволюционизма

    Выявление смыслов основных понятий, связанных с описанием сущности культуры, позволяет перейти к исследованию процесса ста-

    См.: Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 243–276.

    новления науки о культуре – культурологии. Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере расширения исследовательского поиска, накопления эмпирического материала, разработки понятийного аппарата и терминологии. Взгляды и теоретические позиции того или иного автора не всегдаразделяютсясовременниками,лишьвпоследствииоцениваются по достоинству. Поэтому вряд ли правомерно ограничивать историю науки о культуре изложением одной концепции, даже если она имеет немало сторонников. Необходимо максимально расширять поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы и взгляды.

    В истории науки для объяснения смены теоретических школ широко используется понятие «парадигма». Этот термин был принят в античной и средневековой философии и означал «образец» (paradeigma ), общепринятый способ объяснения и понимания реальности. В ХХ в. понятие широко использовалось в истории науки. Исследователи и ученые, придерживающиеся одинаковых позиций и системы взглядов, опираются на общие теоретические принципы и эмпирические практики. На этой основе возникает общность и согласованность взглядов всех представителей данной научной школы. Последователи определенного научного направления формируют общий комплекс идей и концепций, издают книги и статьи, обсуждают эмпирические исследования. Формирование научных школ на основе общей парадигмы распространено как в естественных, так и гуманитарных науках. Распространение определенного комплекса научных теорий сопровождается институционализацией науки: организацией научных обществ, созданием специализированных журналов, закреплением в системе образования. Но одновременно могут существовать и альтернативные научные школы. На этой основе возникает конкуренция, соперничество, борьба, конфликты. Процесс развития науки предстает как напряженный и драматичный. Историк науки, американский ученый Томас Кун назвал «смену парадигм научной революцией» , когда стремительно развивается сопротивление старым догмам, разочарование в прежних концепциях, крушение авторитетов. Возникает новая парадигма, выдвигаются новые теории, которые приобретают известность и популярность. Прежние научные школы постепенно исчезают, их представители нередко переходят на позиции новой парадигмы, включаются в деятельность научной школы. Смена научных парадигм происходит длительное время, в течение которого разрабатываются новые

    Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.С. 42.

    способы описания и объяснения реальности, понятия, категории, ценностные ориентации. Предложенная Т. Куном структура научных революций на основе смены парадигм раскрывает процесс развития наук, выявляет различные векторы и стратегии в научном познании. Этот подход может быть успешно применен к становлению культурологии как гуманитарной науки.

    Начиная с европейского Просвещения XVIII в. постепенно, но неуклонно формируется интерес к культуре как целостной социальной и антропологической реальности. Впоследствии исследователи истории культурологии назовут это «культурологическим сдвигом», «культуроцентризмом» в гуманитарном познании, «культуроцентричной» картиной мира.

    Культура во всем богатстве ее составляющих оказывается в центре внимания философов, антропологов, а также писателей, художников, политических деятелей; не отдельные сферы и формы культуры, а именно общее миропонимание того, что представляет собой культура в научном знании, в чем специфика методов исследования, какова динамика культурных процессов. Даже постановка этих вопросов свидетельствует о возникновении новой парадигмы: культурологического подхода к измерению реальности. В ориентации европейских гуманитарных наук произошел весьма существенный сдвиг, связанный с осознанием того фундаментального обстоятельства, что между человеком и природой во всех проявлениях находится «третий мир языков культуры». В истории европейской культуры неоднократно возникали доминанты, определяющие основное направление гуманитарного сознания. Были периоды философские и исторические, религиозные и литературные, экономические и политические, когда те или иные сферы культуры оказывались в центре.

    «Сдвиг к новой парадигме сознания, по главному понятию, его определяющему, можно назвать культурологическим» . Проблема формирования культурологического горизонта сознания приобретает особое значение в философии культуры, социальной и культурной антропологии, а затем и в определении статуса культурологии как науки.

    Сначала необходимо рассмотреть процесс поиска тех аргументов, которые выдвигались для определения места культурологии в классификации наук. Немецкий философ В. Дильтей (1833–1911) в фундаментальном труде «Введение в науки о духе» обосновал принципиальные различия методов научного исследования наук о природе и наук о

    Асоян Ю., Малафеев А. Указ. соч. С. 15.

    См.:ДильтейВ. Введениевнаукиодухе/Собраниесоч.:в6т.М.,2000.Т.1.С.303.