Какими науками занимался базаров. Базаров - новый человек. Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – один из главных героев романа И. Тургенева «Отцы и дети». Именно с помощью этого образа автор активно раскрывает проблему взаимоотношений разных поколений людей.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – человек «высокого роста». Лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Его возраст граничит с отметкой в 30 лет – Базаров находится в самом расцвете своих сил как умственных, так и физических.

Он не уделяет должного внимания одежде и своему внешнему виду. Костюм его старый и ветхий, он выглядит неопрятно. Базаров не пренебрегает личной гигиеной, но и не отличается таким усердием к своему туалету, как, например, Павел Кирсанов.

Семья Евгения Базарова

У Базарова небольшая семья – в ее составе мать и отец. Отца Базарова зовут Василий Иванович. Он штабс-капитан в отставке. Базаров-отец часто помогает своим односельчанам и оказывает им медицинскую помощь. Василий Иванович по происхождению простой человек, но он довольно образованный и разносторонне развитый. Мать его Арина Власьевна, дворянка по происхождению. Она владелица небольшого имения в провинции, «душ, помнится, пятнадцать». Делами поместья занимается его отец. Сама же Арина Власьевна очень образована и немного знает французский язык (что было привилегией дворян). Евгений Базаров единственный ребенок в их семье, поэтому к нему отношение со стороны родителей довольно трепетное. Они часто попускают ему прохладное отношение к себе.

Происхождение и род занятий

Евгений Базаров – студент. Он пошел по стопам своего отца и в будущем свяжет свое деятельность с медициной. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук» – так говорит он о себе сам.

Отец его старался дать сыну хорошее образование и воспитание, поощрял его любознательность и любовь к исследованиям: «рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания». Это значительно помогло Базарову стать успешным в своей профессии.

Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения. Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын. У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

У Базарова незаурядный ум. Это касается не только сферы медицины, но и других сфер деятельности. Такое положение вещей стало причиной развития такого негативного качества, как самоуверенность. Евгений явно осознает свое умственное превосходство по отношению к большинству окружающих его людей и не может удержаться от резких замечаний и критики. Сопутствующим качеством к этому крайне непривлекательному букету добавляется еще и самолюбие. У Павла Петровича такие качества кажутся несовместимыми с родом деятельности Базарова. Дядя Аркадия утверждает, что человек с таким характером не может быть полноценным уездным врачом.


Евгений думает, что он «человек положительный, неинтересный». На самом же деле он довольно привлекательная личность. Его взгляды нестандартные, они мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд, кажется, что он действует по принципу противоположности и противопоставления – Евгений противоречит фактически любой мысли, но, если хорошо разобраться, то это не просто прихоть. Базаров может объяснить свою позицию, привести аргументы и доказательства, свидетельствующие о его правоте. Он довольно конфликтный человек – готов затеять спор с человеком любого возраста и положения в обществе, но между тем, он готов выслушать своего оппонента, проанализировать его доводы, или же сделать вид, что делает их. В этом плане позиция Базарова заключается в таком тезисе: «Докажи мне свою правоту и я тебе поверю».

Несмотря на готовность Евгения к дискуссии, он очень упрямый, его сложно переубедить, на протяжении романа никому не удалось полностью поменять его отношение к определенным вещам: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Фольклорные элементы в образе Базарова

Евгений Базаров не обладает даром красноречия. Он не любит утонченную манеру разговора аристократов. «Об одном прошу тебя: не говори красиво» – говорит он своему другу Кирсанову. В манере разговора Евгений придерживается принципов простого народа – немного грубая речь с множеством вкраплений фольклора – пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки Базарова отображают позицию молодого лекаря в обществе.

Многие из них относятся к положению народа и его невежества. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». В этом случае ситуация усугубляется тем, что у Евгения двоякое отношение к простым людям. С одной стороны, он презирает мужиков за их необразованность и излишнюю религиозность. Не упускает возможности высмеять этот факт: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» С другой стороны по своему происхождению Евгений ближе к простым людям, чем к аристократии. Он искренне сочувствует мужикам – их положение в общество крайне затруднительно, многие находятся на грани нищеты.


Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он считает, что порой стремление к образованию переходит все границы здравого смысла и люди забивают себе голову совсем не нужной им информацией: «В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».

Отношение Базарова к любви и романтике

Будучи циником и прагматиком, Базаров полностью отвергает чувства любви и симпатии. «Любовь - белиберда, непростительная дурь» – говорит он. В его глазах мужчина, позволивший любви овладеть своим умом, не достоин уважения.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец».

В первую очередь это происходит из-за пренебрежительного отношения Базарова к женщинам в целом. В его понятии женщины весьма глупые создания. « Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший». Он рассматривает любовную связь с женщиной только с позиции физиологии, остальные проявления ему не знакомы, поэтому он их и отвергает.

В этом отношении Базаров допускает противоречия. Несмотря на высказывания о бесполезности для общества женщин он предпочитает их общество, особенно в том случае, если представительницы противоположного пола обладают привлекательной внешностью.

История любви Базарова и Одинцовой

Евгений Базаров очень цинично относился к любым проявлениям нежности и любви. Он искренне не понимал людей, которые теряют голову от любви – ему казалось это чем-то неприличным, а такое поведение недостойным для уважающего себя человека. «Вот тебе раз! бабы испугался!» – подумал он».

В один прекрасный момент Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой – молодой вдовствующей девушкой, и попадает в сети любовных уз. В начале Евгений не осознавал своей влюбленности. Когда он с Аркадием Кирсановым посетили Одинцову в ее номере, Базаров ощущал непонятное, несвойственное для него смятение.

Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.

Однако происходит все наоборот – поездка в имение Одинцовой стала губительной для влюбленности Кирсанова, но подала надежду для Базарова.

В начале Евгений пытается скрыть свои чувства. Он начинает вести себя слишком вольготно и развязно. Однако это длится недолго – любовные переживания все больше овладевают Базаровым: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Возникшее чувство стыда и недовольства постепенно уходит – Базаров решается признаться в своих чувствах, но взаимности не добивается. Он замечает, что Одинцова тоже не ровно дышит по отношению к нему, поэтому ее пренебрежение чувствами действуют на него удручающее. Евгений не знает точной причины отказа, и не решается узнать об этом у своей возлюбленной.

Таким образом, Евгений Базаров – очень противоречивый персонаж романа Тургенева. Он талантливый и умный, но его грубость и цинизм перечеркивают все его достоинства. Базаров не умеет находить компромисс в общении с людьми, его возмущает факт несогласия с его точкой мнения. Он готов выслушать оппонента, но на практике все выглядит иначе – это всего лишь тактический ход – для Базарова все решено, его не интересуют другие позиции.

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах

4.2 (84.62%) 13 votes

/ / / Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Роман Тургенева «Отцы и дети» соединил в себе наиболее актуальные проблемы, которые торжествовали в обществе того времени. Именно на момент создания романа, в России происходил переломный момент ее развития.

Конечно же, одной из наиболее актуальных проблем были отношения отцов и детей. В таких отношения ярко сталкивались два взгляда – аристократический и демократический.

Герой романа Базаров был выходцем из демократов, из разночинцев. Он не признавал корней матери, которые уходили в дворянство. Базаров собственными силами, своим трудом добивался поставленных целей в жизни. Он ценил людей за их трудоспособность, за их человечность.

О его жизненных убеждениях ярко говорит и наружная внешность героя. На нем одет простенький балахон, из-под которого видна красная рука. Это говорит о том, что данный герой труженик, его руки знакомы с работой, и он не скрывает этого. Именно труд является главным в его жизни. Он постоянно возил с собой микроскоп и проводил какие-то опыты.

Образ Базарова является полной противоположностью тем аристократам, которые привыкли проводить свое время в ничего неделанье.

Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.

При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.

Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.

Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.

Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация

Вышедший в 1862 году, стал отражением эпохи второй половины XIX века, когда в России сложились два социально-политических лагеря, между которыми началась борьба. Воплощением одной их противоборствующих сил - революционеров-демократов - стал сын полкового лекаря Евгений Базаров.

Образ Базарова в романе занимает центральное место: из 28 глав его нет только в двух, в остальных он появляется как главное действующее лицо. Все герои произведения группируются вокруг него, раскрываются в отношениях с ним, резче и ярче оттеняют все черты его личности, подчеркивая его превосходство, ум, поведение в различных ситуациях. Некоторые из героев устраивают для него испытания: например, Аркадий Кирсанов проверяет на прочность способность Базарова быть другом, а любовь к Анне Сергеевне Одинцовой становится трагическим для героя испытанием.

Сюжет романа построен на столкновении Базарова с аристократическим миром - «отцами». Тургенев не скрывает, что демократу-разночинцу Базарову чужды и аристократический этикет, и прочие условности. Столкновение с «барчуками проклятыми» и раскрывает мировоззрение главного героя. В основном происходит это в спорах, которых в романе несколько. Именно в спорах герои Тургенева прямо высказывают свои убеждения.

В складе ума главного героя проявляются типичные стороны русского национального характера: склонность к критической самооценке, стремление бросаться из крайности в крайность. Интерес к естественным наукам вполне типичен для шестидесятников, но карьера ученого или врача не является уделом самого Базарова: себя он видит в роли строителя нового общества, точнее, того, кто должен «место расчистить» для этого строительства.

Вступая в противоборство с идеализмом «отцов», материалист Базаров слишком упрощает природу человеческого сознания, а понимание всех самых сложных духовных и психических явлений в жизни человека сводит к элементарным - физиологическим. Искусство не признает («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), а природу ценит только за ее практичность («Не храм, а мастерская»).

Братьев Кирсановых презирает не столько за их сословную принадлежность, сколько за то, что они «люди отставные» и «их песенка спета». Кстати, с той же меркой он подходит и к своим родителям. Такой «узкобиологический» взгляд на сущность человека приводит Базарова к стиранию границ между физиологией человека и психологией общества.

Утонченность любовного чувства к женщине Базаров называет «романтической чепухой», ведь он знает анатомию глаза, и романтическому взгляду там просто неоткуда взяться. Подменяя любовь просто физически влечением, Базаров сам попадает в ловушку. Недаром автор вводит в содержание романа историю любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.: она становится предупреждением заносчивому материалисту.

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой стала для Базарова началом трагического возмездия за его тотальный нигилизм. Любовь словно раскалывает душу героя пополам, и теперь в нем живут два человека: один - по-прежнему убежденный противник романтики, отрицающий «белиберду, непростительную дурь», другой - страстно и одухотворенно любящий человек, впервые испытавший настоящее чувство.

После неудачного объяснения с Одинцовой Базаров отправляется к престарелым родителям, не чающим его больше увидеть. Но ни беспрестанные хлопоты матери о его здоровье и питании, ни нарочитое «невмешательство» в его дела отца не только не радует, наоборот, раздражает несостоявшегося нигилиста, нашедшего «романтика в самом себе». И уже на третий день после приезда «Енюшечка» покидает несчастных стариков.

Далее автор устраивает своему герою второй круг испытаний. Базаров вновь последовательно оказывается у Кирсановых, Одинцовой и, наконец, у родителей. Но как разительна перемена, произошедшая с героем. Он испытывает кризис своего мировоззрения. Прежние взгляды на жизнь уступают место загадкам: загадке собственной души, которая оказывается сложнее и глубже, чем он предполагал, и загадке мира, его окружающего.

Не узнать уже прежнего материалиста: затухают его блистательные споры, он даже умудряется примириться (правда, после довольно комичной сцены дуэли) со своим вечным противником - аристократом Кирсановым. Только в финале в последний раз вспыхнет ярким пламенем, перед тем как угаснуть навек, тревожная, но любящая душа Евгения. Перед лицом смерти герой не сломлен: он гордо смотрит ей в лицо, но становится тем самым романтиком, которого некогда отвергал в себе. Ведь только романтик способен был сказать любимой женщине, приехавшей с ним проститься: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Поэт не сказал бы лучше!

Смерть Базарова оправдана автором: герой должен был умереть, чтобы остаться самим собой. Тургенев объяснил этот трагический финал просто: «трагическая фигура» была «обречена на погибель, потому что стоит в преддверии будущего». Автор пока не знал, что ждет в России подобных героев, и не нашел ничего лучше, чем «умертвить» его.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» получился трагическим. Герой не смог найти себе единомышленников, не сохранил дружбу с Аркадием, не получил ответного чувства от Одинцовой. Его трагическое одиночество угнетает читателя. Однако Тургенев заканчивает свой роман сценой кладбища, где на могиле Базарова растут цветы, призывающие к «вечному примирению и к жизни бесконечной».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

Роман Тургенева "Отцы и дети" отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека" - деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов.

В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала отмене крепостного права. В этой кризисной обстановке резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве и религии. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, представляют не только идеи двух разных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.

Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, самым интересным. Он занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде аристократов, существуют все основания восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.

"Отцы" и "дети" у Тургенева - это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия нашли свое отражение в романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, и даже само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и, прежде всего, к главному герою - разночинцу Евгению Васильевичу Базарову.

Базаров для русской жизни и для русской литературы - фигура новая и во всем необычная своим поведением. Уже внешний облик его подчеркивает новизну героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев - Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина. А тут - в каком-то "балахоне", с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие "сигарки" Базаров. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом. Обстановка "передовой жизни" оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в невозможность познания мира силами человеческого разума.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он не привычен для аристократического этикета и условностей. Автор использует прием контраста. Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу. Демократизм одного-аристократизму другого. А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова противопоставляется раздвоенности Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом - слишком революционно его мировоззрение.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает Базарова сначала любовью, а затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее "белибердой, непростительной дурью". Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело – отношения с Одинцовой.

Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего герояпредтечи.

Трагедия героя и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: "Нас не так мало, как вы полагаете". Но все же в романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эти отношения сломили героя, потому что уязвили его гордость. Как-то Базаров самоуверенно заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова. Да и с народом, с которым у Базарова нет подлинной близости, среди крестьян он слывет "чем-то вроде шута горохового".

Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода.

Трагический смысл образа воссоздает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.