Гиперреализм – современное направление живописи, характерное техникой изображения объектов и предметов с максимальным сходством с фотографическими картинами. Картины являются своего рода копией фотографии, но не в буквальном смысле, их тематика варьируется: портреты, натюрморты, пейзажи сельские и городские. Гиперреализм передает реальность аналогично фотореализму. Главными темами творчества являются: социум, проблемы общества, политические и культурные темы, реклама, «человек в большом городе» — макрофотографическое внимание к его роли и проблемам.
Гиперреализм это общий термин, описывающий особую форму реалистической живописи и скульптуры, которая возникла в начале 70-х годов XX века.
История
Он также упоминается под понятием суперреализм. В живописи считался синонимом фотореализма. В 1973 году название «Гиперреализм» охватило выставку и большой каталог работ. Термин для обозначения стиля предложил использовать Иса Брахот, по его мнению, он более точно отображал сущность работы художников, чем фотореализм.
Пуантилизм как стиль в живописи
Большинство художников-гиперреалистов работают непосредственно с фотографией или цифровым изображением, при помощи традиционных методов сетки или путем проецирования цветного слайда изображения на холст. Цель состоит в том, чтобы воссоздать ту же резкость деталей, что и на фотографии, по всей картине.
Особенности стиля
Истоки гиперреализма лежат в 1960-х годах, когда в США и Европе распространилось направление «фотореализм». Создать работу в этом стиле невозможно без фотографии. Методы и принципы работы переняли гиперреалисты:
- Использование технических средств для создания картины;
- Стремление сделать изображение максимально близким к фотографии;
- Особое внимание уделялось деталям картины.
Для гиперреализма характерны такие черты:
Футуризм как стиль в живописи
Гиперреализм стиль фокусируется на деталях предметов. Картины в этом стиле были отображением реальных объектов с дополнительными, тонкими деталями, которые создавали иллюзию действительности.
Философия
Объяснить философию стиля поможет мнение социолога и культуролога Жана Бодрийяра: по его мнению, гиперреализм – это симуляция реальности, иллюзия, ложная действительность, фотографическая передача того, чего никогда не существовало. Сами живописцы, работающие в этом стиле, отрицают слепое копирование фотографии.
Художники фокусировали внимание на блестящих отражающих поверхностях – поверхность полированного автомобиля, стекло, водная гладь, пластик, металл.
Работы в стиле гиперреализм должны быть более чем копией реальности, они должны передавать сверхдействительность .
Гиперреализм характеризуется более сложным фокусом на объекте действительности. Текстуры, фактуры, световые эффекты и тени являются яснее и отчетливее, чем на фото. Они более выражены, чем в реальности. Назвать изображение сюрреалистичным нельзя, поскольку иллюзия является убедительной моделью реальности.
История живописи эпохи барокко
Приемы
Художники использовали приемы работы фотографов для создания эффектной картины:
Известные творцы и их работы
Уилл Коттон
Американский живописец. Центральная тематика работ – обнаженное женское тело. Работает в жанре пейзаж: Коттон создает гиперреалистичные изображения домов и зимних ландшафтов из сладостей, «материалами» служат вафли, безе, сахарная вата, торты, крем. Художник сам готовит модели для своих картин. В его студии есть духовка и все необходимое для изготовления вкусных моделей.
Работы путешествуют по всему миру, а персональные выставки действовали в Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Кельне, Лос-Анджелесе. Картины: «В пещере мороженого», «Скалистые горы», «Черное и белое», «Нега в кремовых облаках», «Ореховый дом».
Особенности техники рисования акварелью
Скотт Прайор
Живописец из США, работает в стилях современный реализм, гиперреализм. Картины находятся в частных коллекциях, в американских художественных музеях. Работает в жанрах пейзаж, портрет. Картины узнаваемы, благодаря особой передаче световых отблесков, тонкой работе с отражающими поверхностями, вниманию к красоте обнаженного женского тела.
Наиболее известные работы: «Спящая Нэнни», «Девушка в воде», «Нэнни и роза», «Молли».
Хавьера Арисабало
Испанский гиперреалист. Практически не работает с фоном, в центре картины – человеческая фигура с выраженными контурами. Герои работ вырваны из среды обитания, не связанны с миром, в котором они живут. Для художника важны только образы, а не среда, в которой они развиваются.
Гиперреализм - это направление живописи, в котором картины напоминают фотографии. Порой нужно действительно очень хорошо присмотреться к работам, чтобы определить: перед вами находится фото или произведение живописи? О сущности гиперреализма как художественного направления и его лучших представителях - читайте далее.
Гиперреализм и фотореализм: есть ли разница?
Гиперреализм развился из фотореализма в конце XX столетия и перешел на новую ветвь развития в начале XXI века. А само понятие «гиперреализм» было придумано французским критиком по имени Иса Брахот (Isy Brachot) - оно стало французским аналогом слову «фотореализм». С тех пор гиперреализмом обозначали творчество художников, подвергшихся влиянию фотореализма.
Фотореализм возник как реакция на художественное движение абстракционизм. Появился фотореализм в США в 60-е годы прошлого века, а в Европе распространился в 70-е. Художники-фотореалисты создают картины, которые выглядят настолько правдоподобно, что, как и предполагается из названия этого направления, напоминают фотографии высокого разрешения.
Задачей фотореалистичной работы является получение технически точного и четкого результата. Художники, пишущие картины в стиле фотореализм, могут нарочно лишать свою работу каких-то эмоциональных деталей, если это нарушает целостность повествования. Темой фотореализма, как и в произведениях поп-арта, является повседневная жизнь человека и ее объекты.
Гиперреализм же, в отличие от фотореализма, наоборот, не дистанцирует себя от эмоциональной составляющей изображений, а добавляет картинам повествовательный характер и новые чувства. Он влечет за собой нечто большее, чем просто точная техника. Такие картины могут быть супер-реалистичными и детализированными настолько, что в итоге картина представляет собой какую-то другую реальность, а не ту, что была на фотографии или в действительности.
Объем объекта, свет и тень, текстура материалов - все это изображается таким способом, чтобы выглядеть еще более ясно и подробно, даже преувеличенно в сравнении с оригиналом. Однако при этом картины не уходят в сюрреализм - изображение в гиперреализме должно оставаться убедительным, просто настоящая реальность подменяется на ложную, иллюзорную.
Лучшие художники-гиперреалисты XXI века
Стиль гиперреализм на сегодня стал очень популярным, а армия его последователей растет с каждым годом: благодаря Интернету можно увидеть тысячи гиперреалистичных работ и в графике, и в живописи. Все имена назвать невозможно, поэтому ниже представляем вам картины всего лишь нескольких художников, которые, тем не менее, являются одними из самых примечательных авторов XXI века, представляющих гиперреализм в живописи.
Джейсон де Грааф
Увидев работы Джейсона де Граафа впервые, вам будет непросто поверить, что это живопись. Его гиперреалистичные миры - тщательно продуманные иллюзии, созданные с помощью нежных мазков и создающие впечатление самых настоящих фотографий в высоком разрешении. Де Грааф пишет картины в таком жанре живописи , как натюрморт.
Ключевым элементом большей части картин этого художника в стиле гиперреализм является отражение: от сверкающих металлических шариков до полированных хрустальных черепов - художник использует все возможности правдиво изобразить объем предметов и сделать их «живыми» за счет точной передачи тени и света.
Его целью не является запечатлеть предметы такими, какие они есть на сто процентов, а создать некую иллюзию глубины и ощущения присутствия, которого в фотографиях не встретить. Поэтому де Грааф использует для своих картин такие предметы, которые что-либо означают для него или в действительности являются артефактами из его жизни, а цвета и композиции выбирает интуитивно.
Марко Грасси
Еще один автор в стиле гиперреализм, чьи работы поражают своей реалистичностью и заставляют многих приглядеться к ним еще разок - это итальянский художник из Милана по имени Марко Грасси. Его картины настолько детализированы, что действительно имеют качество фотографий.
Работы Грасси - это чувственные портреты моделей, застенчиво глядящих в сторону от камеры. В них часто добавлен какой-то сюрреалистический элемент, который будто вплетается в портрет - например, это может быть узор, который нарисован или вырезан на коже модели. Кстати, кожа девушек на портретах - отдельная причина увидеть эти работы, она кажется идеальной и бархатной, и присмотревшись, зритель сможет разглядеть каждую веснушку или пору на лицах.
Грасси называет свой стиль живописи «сюрреалистичный гиперреализм».
Он говорит, что вдохновляется различными текстурами, консистенцией материалов, тем, как они взаимодействуют со светом и как он отражается в них - что художник и пытается передать в своих картинах.
Род Чейз
Как один из лучших и наиболее узнаваемых художников-гиперреалистов нашего времени, Род Чейз заслужил огромное уважение своих коллег и обожание множества коллекционеров.
Каждая картина, снятая с его мольберта - шедевр, созданный благодаря тщательному исследованию объекта живописи и его многочисленным фотографиям. Этот подход к написанию картин и привел к невероятному качеству каждой работы Чейза.
Художник написал множество картин в стиле гиперреализм с пейзажами и знаменитыми местами городов Нью-Йорка и Вашингтона, штатов Колорадо и Калифорнии, таких стран Европы, как Италия, Великобритания, и других. В поисках интересных локаций и фотографий он лично путешествовал по всем этим местам. Чейз говорит, что, будучи гиперреалистом, он сильно зависит от поиска хорошего материала для каждой картины.
Картины Чейза, в основном, выполнены акрилом на холсте. Художник тратит сотни часов на создание каждой работы с целью представить свежий, элегантный и уникальный подход к уже знакомым объектам. И детализация, и настроение его картин одинаково впечатляют.
Эмануэль Дасканио - один из лучших современных художников , настоящий мастер стиля гиперреализм, работы которого поражают своей чувственностью и реалистичностью. Помимо замечательной техники, Дасканио прячет в своих работах дополнительные смыслы с помощью малозаметных визуальных деталей, которые помогают художнику создать иллюзию реального мира. Сам автор утверждает: загадка только тогда является таковой, если она открывается глазам зрителя не спеша.
Посмотреть на работы Эмануэля Дасканио в стиле гиперреализм можно в следующем видео:
В 70-ых годах 20-го столетия в Америке возникло новое течение в сферах скульптуры и живописи — гиперреализм .
Появление его стало настоящим событием в художественном искусстве всего мира. Это определение используют для нескольких обозначений: разветвлений в живописи, кинематографии, скульптуре, популярных в 1990-2000-ых; фото европейских реалистов 70-ых.
Синонимом к «гиперреализму» является фотореализм .
В 1973 гиперреализмом назвали крупный каталог и Брюссельскую выставку произведений искусства. Там в большинстве своем представляли свои работы фотореалисты США. Помимо того, на ней были показаны картины следующих художников Европы: Делкола, Клафека, Герхарда Рихтера, Гноли.
Три десятилетия спустя понятие «гиперреализм» применили для названия манеры новых творцов. Они имитировали фотоснимки путем использования средств живописи на холсте.
Их главной задачей было изображение современной жизни: магазинных витрин, ресторанов, светофоров, многочисленных станций метро, людей и зданий. Особенное внимание художники обращали на блестящие и отражающие поверхности, такие как стекло, полировка машин, пластик и т.п. Игра отражения на этих поверхностях создавала ощущение взаимного проникновения пространства.
Гиперреалистичные работы легко путают с фотографиями. Однако они нарисованы рукой своего талантливого автора.
Художники гиперреалисты
Гиперреализм всегда был направлением в искусстве, порождающим большое количество споров. Некоторые восхищены мастерством живописца, другие в недоумении, зачем рисовать то, что запечатлено фотоаппаратом.
Цель гиперреалистов – изображать мир не только достоверно, а супер похоже, супер реально.
Ими использовались механические методы, а именно копирование снимков и подгон их до габаритов больших полотен (диапроекция и прочее). Краски распылялись посредством аэрографа, сохраняя все характеристики фотографического изображения, исключая индивидуальные манеры мастеров. Помимо того, гости на выставках данного направления в холлах встречали фигуры людей. Они были сделаны в натуральный рост с помощью современных полимерных средств. На них были одеты готовые наряды. А раскрашены так, что фигуры походили на зрителей. Такой перформанс вызывал у людей замешательство и шок.
Задача фотореализма заключается в обострении нашего восприятия обыденной жизни, изображении символизированной современной среды, отражении нашей эпохи в форме «техискусства», которое широко распространилось в нынешний период технологического прогресса.
Фотореалисты запечатляли и выставляли сущность современной жизни, но скрывали свои эмоции. По сути, в своих работах это направление чуть не бросило вызов всему искусству, очутившись на его границе и стремясь к соперничеству непосредственно с жизнью.
Небывалой реалистичности гиперреалисты достигли, гоняясь за техникой и деталями.
Автор: Сэмюэль Сильва Автор: Педро Кампос
Портреты, выполненные этими художниками, – что-то больше, чем обычные копии фотоснимков. Большой талант и настойчивость авторов делают их просто невероятными.
В них жизнь, которую видит художник, наши эмоции и иллюзия мира, в котором мы живем.
Для изобразительного искусства направление гиперреализма уже нельзя назвать новинкой. И все же, невзирая на большую популярность этого течения, реалистичность новых произведений художников за каждым разом и с новыми силами потрясают мастерством и высоким уровнем, с которым они выполнены.
Человечество на протяжении столетий стремилось зафиксировать при помощи различных художественных средств не только вполне материальную окружающую реальность, но и свои эмоции, переживания и чувства. Каждая эпоха проявляла себя в новом или старом, но видоизмененном художественном стиле, соответствующем ей. Некоторые из них просто выходили из моды и забывались, другие же становились классикой и служат эталонами и сегодня.
Гиперреализм в живописи появился в середине прошлого века, но и сегодня активно развивается. Что это за направление, в чем его особенность, постараемся рассказать в этой статье.
Что это такое?
Начнем с того, что слово «гиперреализм» составлено из двух слов: латинского — realis — «вещественный», «действительный», и греческого - hyper - «сверх». То есть отстраненный взгляд на действительность как бы со стороны, сверху, вне ситуаций. Довольно часто критики и искусствоведы под термином «новая вещественность» объединяют и совместно рассматривают гиперреализм и фотореализм, живопись, творчество художников, считая эти термины синонимами.
Таким образом, под гиперреализмом понимается художественное базирующееся на фотографически точном воспроизведении реальности, сочетающее в себе естественность образов и одновременно драматическое их отчуждение.
Искусствоведы отмечают, что гиперреализм в живописи близок к поп-арту. Объединяет их как сложная композиция, так и ориентация на прагматизм и натурализм, временами чрезмерный.
Немного истории
Возникновение в Соединенных Штатах в 60-х годах XX века такого направления, как гиперреализм, стало достаточно заметным событием для всего мирового изобразительного искусства. Первыми американскими гиперреалистами считаются:
- Д. Солт, рисовавший брошенные машины.
- Р. Гоингз и Р. Эст, изображавшие жизнь городов, отраженную в витринах.
- Р. Коттингэм, на картинах которого - различные
- Р. МакЛиэн, писавший конные бега.
Брюссельская выставка проводившаяся в 1973 году, и изданный по поводу ее проведения каталог назывались «Гиперреализм». В живописи художники были представлены по большей части американские. Но выставлялись работы и ряда европейских художников, творящих в этом направлении: Гноли, Делкола, Клафека.
Через тридцать лет слово «гиперреализм» было использовано для обозначения стиля художников, имитирующих посредством различных живописных средств фотоснимки. На их полотнах изображены современные витрины магазинов и станции метро, технические приборы, здания и люди, различные бытовые приборы и домашние вещи, еда.
Особенности стиля
Гиперреализм в живописи характеризуется точностью и бесстрастностью, воспроизведением окружающей действительности без эмоционального отношения со стороны художника.
Особенностью этого направления является имитация фотографии и присущего ей принципа автоматизма фиксации, а также документализм и несколько механический характер изображений. В своих полотнах художники этого жанра стремятся создать атмосферу некоторой сверхреальности - отчужденной и статичной, холодной и бесстрастной, отстраненной от зрителя.
Жанры
Стоит отметить, что гиперреализм в живописи обладает сюжетом. В нем можно выделить (довольно условно) три основных жанра:
- натюрморт;
- пейзаж;
- портрет.
Однако это не классические жанры, а особая группа сюжетов, которую можно определить как предметный мир - город и улицы-люди.
Натюрморт
Рассматривая сюжеты, которые использует гиперреализм, творчество, картины художников как американских, так и российских, легко обнаружить некоторую общность в тщательной проработке деталей и отрицание абстрактных форм, а также заметить разницу в темах и изображаемых объектах. Для западных гиперреалистов свойственно изображение достижений потребительского общества (товары в ярком, глянцевом обличье).
Отечественные же художники этого направления, такие как, например, О. Флека, Р. Гоинза, в своих полотнах представляют в основном объекты окружающей действительности или забор).
Пейзаж
При первом взгляде на пейзажи художников-гиперреалистов возникает впечатление, что их интересуют только современные мегаполисы и неоновые огни вывесок, магистрали и пустынные улицы, а также обыденные и, казалось бы, ничем не примечательные проявления простой жизни. В пейзажных работах можно увидеть и улицы, какие-то искусственные, заполненные чувством одиночества и опустошенности. Особое внимание в гиперреалистическом пейзаже уделяется изображениям знаков дорожного движения, выступающих в роли судьбоносных указателей, и переплетению проводов, служащих в современном мире.
Портрет
Художники-гиперреалисты не копируют реальных людей, а детально и очень достоверно прорисовывают их так, что получаются очень реалистичные изображения с проработанными мельчайшими деталями и подробностями.
В этом направлении принято использовать такие передовые приемы и техники фотографии и кинематографа, как:
- различные оптические эффекты;
- авторская раскадровка;
- съемка с высокой точки;
- крупный план;
- монтаж.
Таким образом, можно говорить о том, что художники гиперреализма создают убедительную и красочную иллюзию реальности, которая более правдоподобна в работах, чем есть на самом деле. Произведения этого направления символически отображают современную среду и обращают наше внимание на обыденные детали повседневной жизни.
Гиперреализм - популярное направление в живописи, которое пропагандируют многие современные художники. Картины, созданные в этой технике, порой сложно отличить от высококачественного фотоснимка. Гиперреализм поражает правдоподобностью и удивительной точностью воспроизведения объекта. Глядя на полотна художников, работающих в этом направлении, возникает ощущение, что перед нами осязаемых предмет, а не рисунок на бумаге. Такой высокой точности мастера достигают кропотливой детальной работой над каждым штрихом.
Патрик Крамер "Тихий прилив"
Как направление в искусстве, гиперреализм сформировался в начале 2000-х годов из фотореализма 70-х. В отличие от своего прародителя, гиперреализм не стремится просто копировать фотографические изображения, а создает свою реальность, полную эмоциональных переживаний и сюжетных линий.
Натали Воджел "Океан волос"
В гиперреализме художник акцентирует свое внимание на мельчайших деталях, но при этом использует и дополнительные изобразительные элементы, стремясь создать иллюзию реальности, которая в действительности может и не существовать. Кроем того, картины могут содержать эмоциональный, социальный, культурный или политический подтекст, тем самым передавая зрителям не только технические умения автора, но и его философское видение действительности.
Шэрил Люксенбург "Жизнь на улице"
Тематика, которая интересует гиперреалистов, колеблется от портретов, пейзажей и натюрмортов до социальных и сюжетных сцен. Некоторые художники выступают как настоящие обличители современных общественных проблем, освещая в своих работах многие острые вопросы мироустройства. Благодаря мастерской игре света и тени и высочайшей степени визуализации, гиперреалистические картины создают иллюзию присутствия и сопричастности, способной производит неизгладимое впечатление на зрителей.
Гарриет Уайт "Белая лилия"
Гиперреализм требует высокого уровня мастерства и виртуозности живописца. Чтобы достоверно имитировать реальность, используются различные методы и техники: лессировка, аэрография, диапроекция и пр.
Дамьен Леб "Атмосфера"
Сегодня в этом направлении работают многие знаменитые художники, чьи картины известны во всем мире. Познакомимся с ними поближе.
Джейсон де Грааф.
Канадский художник Джейсон де Грааф - настоящий волшебник, которому удается буквально оживить предметы на картинах. Сам мастер так описывает свое творчество: «Моя цель - не воспроизводить то, что я вижу на сто процентов, а создавать иллюзию глубины и ощущение присутствия, которых порой нет в фотографии. Я стараюсь использовать предметы как средство, помогающее выразить себя, рассказать историю и дать намек зрителям на что-то большее, чем то, что они видят на картине. Поэтому я стараюсь выбирать темы, которые имеют для меня особый подтекст».
"Соль"
"Ярмарка тщеславия"
"Эфир"
Дэнис Петерсон.
Работы американца армянского происхождения Дэниса Петерсона можно найти в таких престижных музеях, как галерея Тейт Модерн, Бруклинский музей и музей Уитни. В своих картинах художник часто обращается к проблемам социального неравенства и нравственным вопросам. Сочетание тематики произведений Петерсона и его высокого технического мастерства придают картинам этого автора вневременной символический смысл, за что они и ценятся критиками и специалистами.
"Прах к праху"
"На полпути к звездам"
"Не пролить ни слезинки"
Готфрид Хельнвайн.
Готфрид Хельнвайн - ирландский художник, за плечами которого учеба в классической Венской Академии искусств и множество экспериментов в области современной живописи. Прославили мастера картины в стиле гиперреализма, затрагивающие политические и моральные аспекты общества. Провокационные и порой шокирующие работы Хельнвайна часто вызывают споры и неоднозначную реакцию публики.
"Мурчание младенцев"
"Бедствия войны"
"Турецкая семья"
Сюзанна Стоянович.
Сербская художница Сюзанна Стоянович - опытный мастер, на счету которого участие во многих крупных выставках Италии, Швейцарии и США. Излюбленная тема Стоянович - лошади. Серия её работ «Волшебный мир лошадей» получила множество наград и общественное признания.
"Надежда"
"Зеркало"
"В облаках"
Эндрю Тэлбот.
Яркие и атмосферные картины британца Эндрю Тэлбота неизменно вызывают улыбку на лицах зрителей. В этом году Эндрю вошел в список пятнадцать лучших гиперреалистов мира.
"Элегантное трио"
"Двойня"
"Груши"
Роберто Бернарди.
Итальянский художник Роберто Бернарди создает реалистичные натюрморты. Мастер активно участвует в выставках и плотно сотрудничает со специализированными журналами. В 2010 году крупнейшая итальянская мультинациональная нефтегазовая компания включила Бернарди в группу молодых талантов со всего мира, которым выпала честь создать полотна для престижной художественной коллекции современной живописи.
"Мечты"
"Автомат со сладостями"
"Корабль желаний"
Эрик Зенер.
Самоучка Эрик Зенер - член Союза художников США и общепризнанный мастер гиперреализма. За годы деятельности он создал свыше 600 картин, поражающих своей точностью и скрупулёзной детальностью. Одна из центральных тем творчества мастера - подводное плавание.
"Нежное преобразование"
"Блаженный спуск"
"Возвращение"
Игаль Озере.
Игаль Озере родился в Израиле, но живет и работает в США. Озере - автор удивительных портретов, полных одухотворенной красоты и выразительной реалистичности.
Без названия
Без названия
Без названия
Линнеа Стрид.
Шведская художница Линнеа Стрид - настоящий мастер точной передачи эмоций. Все её работы наполнены острыми переживаниями и глубокими чувствами героев.
"За тобой следят"
"Загнана в угол"
"Свет моей жизни"
Филипп Муньос.
Филипп Муньос - ямайский художник-самоучка, переехавший в Великобританию в 2006 году. Филипп изображает жителей мегаполиса, погруженных в динамичную и яркую жизнь города.
Без названия
"Александра"
Без названия
Ольга Ларионова.
Наша соотечественница Ольга Ларионова живет в Нижнем Новгороде. Ольга рисует карандашные портреты в гиперреалической технике с высочайшим профессионализмом. Художница создает свои работы в свободное от основной работы время - Ларионова занимается дизайном интерьеров.
"Портрет пожилого человека"
"Рианна"
"Портрет девушки"
Допустим, вы большой любитель картин, которые рисуются маслом, и любите их коллекционировать. Например, хотите иметь у себя в коллекции морской пейзаж маслом , то его можно приобрести на сайте http://artworld.ru. Заходите и выбирайте.