Эдуард штейнберг. Эдуард штейнберг - kontinent

Psychologies: У Эдуарда Штейнберга не было специального художественного образования - случай для художника с мировым именем исключительный. Как же произошла его встреча с изобразительным искусством?

Анна Чудецкая: Эта встреча состоялось благодаря его отцу, Аркадию Штейнбергу. В молодые годы Аркадий Акимович учился во ВХУТЕМАСе по классу Давида Штеренберга, был поэтом и переводчиком. Потом судьба его сложилась непросто. Аркадий Акимович был репрессирован в 1937 году, а перед войной выпущен из тюрьмы. Он ушел добровольцем на фронт, но после войны его вновь арестовали и освободили лишь в 1954 году. И вот тогда он стал первым наставником сына и в рисунке, и в живописи с натуры, и в том понимании занятия искусством, которое может именоваться духовным поиском. Благодаря отцу Эдуард прикоснулся к традиции живописи 1920-х годов.

К какому из направлений?

Работы Штейнберга самого начала 1960-х - редкий пример «вхутемасовской» традиции живописи, выполненной с натуры. «Городской пейзаж в районе Бауманской» представляет невзрачный мотив: два двухэтажных дома, проезжая улица, прохожие. Важное место в композиции занимают снег и небо, вобравшие в себя множество оттенков голубого, лилового, розового, охристого, - и в этом единстве уже ощущается та светлая гамма, которая будет главенствовать в поздних абстракциях Штейнберга. Портрет бабушки 1962 года - один из многочисленных портретов, которые писал художник в этот период поисков. Скупость серого-черного-коричневого создает ощущение светлой грусти. А вот «Дерево» 1963 года, еще оставаясь в рамках натурного мотива, уже предвосхищает абстрактные композиции позднего периода: возрастает доля условного, цветовая насыщенность исчезает, возникает голубоватое мерцание.

«Композиция», 2009 г.

Как, когда возник его интерес к беспредметному искусству?

Где-то в середине 1960-х годов. Он видел работы художников «первого авангарда» в коллекции Георгия Костаки, был на выставке из собрания Николая Харджиева, получил в подарок книгу Камиллы Грей «Великий эксперимент» - все это способствовало тому, что от натурных мотивов Эдуард Штейнберг постепенно перешел к геометрической абстракции. Штейнберг даже написал письмо Казимиру Малевичу. В этом «диалоге» Штейнберг явился заинтересованной стороной: он посвятил свое дальнейшее творчество восстановлению преемственности с идеями супрематизма и русского авангарда в целом.

В супрематизме Штейнберг увидел синтез мистических идей русского Серебряного века, пластического строя русской иконописи и живописи ранних христиан. И его собственные работы начала 1970-х годов демонстрируют это метафизическое устремление выйти за пределы чувственного, эмпирического опыта, отрешиться от повседневного, суетного, обратиться к вечным вопросам бытия. Композиция «Череп, кувшин, лист клена» 1971 года - прекрасный пример такой символической дематериализации, но чаще художник работает с простыми геометрическими фигурами. Квадрат, прямоугольник, треугольник погружаются в пространство, где их очертания становятся не столь определенными, а пространство «наполняется», становится более плотным. И предметы, и пространство становятся со-материальны друг другу.

Иногда в геометрии форм мы можем угадать нечто изобразительно-определенное: так в композиции «Февраль-март» (1973) видится грандиозное изображение птицы. Тема убитой птицы очень часто появлялась в работах Штейнберга в конце 1960-х, а чучело дятла долгое время было очень важным предметом - своего рода проводником в особое, умозрительное пространство его произведений. Но иногда мы не находим никаких изобразительных подсказок. Тогда подсказкой могут служить посвящения. Композиция «Треугольники» 1976 года посвящена памяти матери художника. Два треугольника, розовый и черный: розовый вздымается словно пирамида, черный - как предостерегающий знак, за ними - мерцающее голубое пространство. Человеческая жизнь осознается художником как ускользающая тайна, которую можно постичь с помощью колорита, который способен сгустить материю, а может ее растворить.

«Фиса из г. Семенова», 1988 г.

Его художественные поиски носили религиозно-философский характер?

Да, но они не вписывались в традиционное богословие. В работах Штейнберга духовное и эстетическое сопрягалось с глубоко индивидуальным. Метафизичность его искусства таилась внутри самого живописного метода. Тончайшие цветовые градации словно становились проводниками переживаний, размышлений, поисков ответов. Но в искусстве Штейнберга не найти готовых истин или мистических откровений. Он остановился в той точке, где религиозная проблематика присутствует как некое вопрошание - о чувстве, о мысли, о смысле, о предназначении… Поиски художника оказались созвучны и мировому пространству культуры.

Эдуард Штейнберг стал одним из немногих отечественных художников, которые смогли занять достойное место в художественной жизни Европы. Язык геометрической абстракции оказался актуальным для мирового культурного контекста последних десятилетий.

Об эксперте

Анна Чудецкая - арт-критик, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки.



В Париже в возрасте 75 лет ушел из жизни советский художник-авангардист, один из лидеров советского "неофициального искусства" Эдуард Штейнберг, сообщили ИТАР-ТАСС в частной картинной галерее Клода Бернара. "Он скончался после продолжительной болезни в одной из парижских больниц, - отметил представитель галереи. - Мы испытываем глубокую скорбь".

"Он давно болел, у него уже много лет был рак, его много раз оперировали, он выкарабкивался, но год назад врачи заключили, что лечить больше нельзя, можно только поддерживать", - рассказала РИА "Новости" друг покойного, журналист и художник Галина Аккерман.

"Он все время рвался из больницы, 75-летие отметил дома и вообще до последнего жил, как хотел, успел даже надиктовать диалоги о своей жизни в Париже, книжка скоро выйдет. Еще два дня назад дошел с другом до кафе, выпил красного вина. А этой ночью ему стало плохо, его срочно перевезли в больницу, и он умер там во сне", - сказала она.

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года в семье поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. В период с 1957 по 1961 годы Эдуард жил в Тарусе Калужской области, где начал увлекаться живописью.

Пользуясь поддержкой и помощью отца, юный художник копировал работы классиков, рисовал портреты и натюрморты. Первая выставка Штейнберга открылась в 1961 году в Тарусе, вскоре после чего он переехал в Москву.

Его работы выставлялись в российской столице и Стокгольме, а в 1988 году галерея Клода Бернара предложила Штейнбергу приехать в Париж и открыть здесь свою экспозицию.

С тех пор работы авангардиста демонстрировались в крупнейших городах мира - было организовано более 20 персональных выставок. Произведения Штейнберга хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в нью-йоркском Музее Гуггенхайма.

Не так давно Штейнберг стал академиком Российской академии художеств. Также он был обладателем ее золотой медали за выдающийся вклад в развитие живописи и Кавалером Ордена Дружбы.

Как сообщается, художник будет похоронен в Тарусе
.http://www.newsru.com/cinema/28mar2012/steinberg.html

Художник Эдуард Штейнберг о живописи и о жизни

«Его картины красивы, потому что мудры», - говорят исследователи отечественного неофициального искусства о работах Эдуарда Штейнберга. И сравнивают его абстрактные композиции с «метафизическими экранами, на которые проецируются вечные символы бытия». Сегодня один из лидеров второй волны русского авангарда выставляется в крупнейших музеях мира, но гражданином мира так и не стал. Полгода Эдуард Штейнберг проводит в Париже, полгода в любимой Тарусе, где продолжает жить душа его полотен. Именно там с художником встретились «Новости культуры».

Пёс Уголёк подает лапу художнику Эдуарду Штейнбергу. Оба аборигены Тарусы и любят ходить к Оке.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я знаю Оку от Велигожа до Поленова. У меня лодочка очень быстрая. Имение Поленова отсюда видно немножечко».

В городе, возлюбленном художниками и писателями, Эдуард Штейнберг родился. Потом жил здесь вместе с вернувшимся из лагеря отцом Аркадием Штейнбергом, который хоть и был поэтом и переводчиком, но когда-то учился во ВХУТЕМАС и мог научить сына не только холсты грунтовать.

Эдуард Штейнберг, художник: «Давал мне отец уроки. Сказал: «Ты ничему не научишься, учись у классики. Я говорю: "А как?" Он говорит: "Делай копии". Но не копии точные, а импровизон такой, и очень много с натуры рисовал».

Кроме отца и среднерусского пейзажа воспитывала художника и вся культурно-диссидентская среда Тарусы эпохи 60-х.

Эдуард Штейнберг, художник: «Художник не тот, кто рисует, художник - совсем другое. Я много читал философии, литературы».

Поэтому на стенах его мастерской фотография Малевича соседствует с фотографиями Фолкнера и Бердяева. Это всё важные персональные ориентиры Штейнберга, абстракциониста религиозного и почвенного.

Эдуард Штейнберг, художник: «Раньше я вверх смотрел - на небо, сейчас на землю - по возрасту».

На холсте, что в работе, квадрат - символ земли, ее цвета- охра, сиена. Голубой и белый за небо. Число плоскостей и форм - 7. Шифр седмицы- недели.

Эдуард Штейнберг, художник: «Вообще искусство- это игра. Есть с дьяволом, а есть божественная. Если что-то берешь - свободен, а можно - даешь, и тоже свободен».

Искусство, которое берет: у технологий, у новых медиа - он не одобряет. Считает, художнику пристало работать с первоэлементами живописи. Простейшие геометрические формы, линия, цвет, ритм, - для создания гармонии этого достаточно.

Эдуард Штейнберг, художник: «Такое у меня сочетание между русским авангардом и метафизикой итальянской».

Влияние Моранди и Каро читается в метафизических натюрмортах, которые Штейнберг писал в середине 60-х. Во всем, что он делал позже, - явный диалог с Малевичем.

Эдуард Штейнберг, художник: «Малевич для меня - как Лев Толстой, Достоевский, крупнейшая личность. Но все же не Папа Римский. Еще есть Бог».

Поэтому Малевича Штейнберг принял, только узнав в нем мистика. Усвоив язык русского авангарда, Штейнберг стал воспевать на нем классические ценности: Грецию и Византию. Его картины - попытка геометрической иконописи. Кстати, такая существовала. У раскольников. В 70-е годы искусство Штейнберга было стопроцентно «другим». Не вписанный ни в какие союзы и объединения, десятилетиями он работал в стол. По 10-13 часов в день. Параллельно служа истопником, сторожем, изредка художником сцены.

Эдуард Штейнберг, художник: «Смысл есть в том, чтобы работать, потому что, а что такое работа, как не сопротивление смерти».

Уже в 90-е Штейнберга пригласил работать во Францию известный галерист Клод Бернар.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я говорю: "Клод, мне 50 лет, старый человек уже, вдруг не получится". Но у меня получилось и получается до сих пор».
http://www.poltava-orchestra.ru/worldnews/news1883.html

Эдуард Штейнберг был одной из самых заметных фигур советского неофициального искусства СССР 60 - 80-х годов. В 1970-е годы он принадлежал к художественному объединению “Сретенский бульвар” вместе с Юло Соостером, Юрием Соболевым, Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским и Виктором Пивоваровым.

Эдуард Штейнберг, яркий представитель второй волны русского авангарда. Родился в 1937 году в Москве, учился в детском художественном кружке, затем у отца - выпускника ВХУТЕМАСа. Выставляется с 1961 года. Первая выставка Эдика Штейнберга состоялась четыре десятилетия назад в его московской квартире и была посвящена Тарусе. Теперь один из столпов российского нонконформизма большую часть времени трудится в Париже, но каждый год на несколько месяцев возвращается в родные пенаты. Открытие его последней выставки в престижной парижской галерее Клода Бернара почтил присутствием знаменитый искусствовед Пьер Розенберг, до недавнего времени директор Лувра. Он высоко ценит живопись Штейнберга и посещает все его выставки. Главный французский эксперт по русскому искусству Жан-Клод Маркадэ пишет в каталоге экспозиции: «Абсолютная оригинальность Штейнберга состоит в том, что он создает картины-иконы, изобразительные элементы которых приобретают аспект сверхчувственного. Во многом он развивает идеи Казимира Малевича, оказавшего огромное влияние на мировую живопись. Мы открываем для себя новый, незнакомый ранее мир современного советского искусства, который удивляет нас разнообразием, углубленным поиском, духовностью».

Государство любит только тех, кто любит его, - Эдуард Штейнберг

Вы - один из могучей кучки художников-нонконформистов, шестидесятников, в которую входили Немухин, Янкилевский, Яковлев, Плавинский, Рабин, Свешников, Кабаков… Просто удивительно, как вас терпел режим!

В 60-е годы режим уже начал хиреть, стал менее жестким. Нам повезло - время было не такое страшное, как в 37-м или после войны. На нас смотрели сквозь пальцы, а может, какие-то люди наверху даже нам симпатизировали: они, как и мы, хотели свободы. Конечно, страх был - что вышлют, посадят и тому подобное. Но у художников все-таки особый язык, который не мешал той системе. Мы ни от кого не зависели, хотя и за мной следили, вместе с женой вызвали в КГБ… Когда я после высылки Солженицына подписал письмо в его защиту, для меня надолго закрылись все дороги. Государство любит только тех, кто отвечает ему взаимностью. Это не мой случай, даже здесь, в Европе.

Вы были сыном «врага народа». Ваш отец - поэт Аркадий Штейнберг - отбыл срок в лагере. И вы, кажется, долгие годы бедствовали…

Очень. Но бедствовала вся страна. Я был ребенком, похожим на многих советских детей. Когда я пошел в школу, то никому не говорил, что мой отец сидит. Он отсидел с 1937 года по 1941-й, потом с 1948-го по 1953-й. Отец всегда говорил, что и в лагере был свободным. Он был идеалистом, поклонником нашего вождя и учителя и считал, что срок ему дали по делу - «чтобы таким дураком не был».

Правда ли, что с вашим отцом сидел прекрасный художник Борис Свешников, который не так давно умер в Москве?

Борю с другими ребятами забрали прямо из института в 1947 году. Когда отец увидел его рисунки в лагере, то был поражен. Отец работал там санитаром и помог устроить Борю в больницу. Потом родители Свешникова платили надсмотрщику, который пристроил его сторожем. Только благодаря этому он в лагере и выжил.

Кто осмеливался покупать ваши картины?

В основном, к сожалению, дипломаты. К сожалению - потому что картины ушли и их не вернуть. В этом «дипарте» я вижу большую несправедливость. С одной стороны, дипломаты их покупали, потому что, возможно, они им нравились, а с другой, это была их «работа» по размыванию идеологических устоев и прочих глупостей.

Стало быть, они содействовали подрыву строя, приобретая ваши картины?

Строй и сам уже подрывался изнутри… Конечно, покупали и русские - нищие студенты, а также слависты из Германии, из Франции. Да еще такой коллекционер, как Георгий Костаки. Но в основном мы свои работы дарили. Поддержка Костаки была скорее моральной, чем экономической. Даже за первый русский авангард он не очень много платил, а уж нам, босякам… Бутылку водки поставит да пригласит домой посидеть среди своих шедевров, которые сегодня известны всему миру.

Некоторым художникам - Шемякину, Целкову - удалось уехать еще в 70-е. Почему вы тогда не последовали их примеру?

Участники выставки нонконформистов, прошедшей в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975 год. Эдуард Штейнберг - крайний слева
- Во-первых, я никогда не хотел уезжать. Во-вторых, я давно «уехал» сам в себя, и быть дважды эмигрантом у меня сил не хватало. И потом, каждый по-своему понимает свободу. У меня был долг перед родителями, дочерью…

Но, как известно, лед тронулся, и после первой выставки в Париже 15 лет назад последовала череда экспозиций в разных городах мира, включая Нью-Йорк, Кельн, а также в Третьяковской галерее. Сегодня вы - преуспевающий мэтр, обосновавшийся на берегах Сены.

Пятнадцать лет назад я впервые выбрался за «железный занавес», в Париж. И влюбился в него. Кроме того, я очень люблю французских художников - Ван Гога, Гогена, Русо, Пикассо. Но когда Клод Бернар предложил мне работать в Париже, я не сразу согласился. Сначала попробовал. Смотрю - получается. И вот уже больше десяти лет получается. К сожалению, в моем возрасте язык трудно учить - это единственный мой комплекс. Во всем остальном я почти парижанин. Париж - город интернациональный



, СССР

Дата смерти: Гражданство:

СССР СССР (1937-1991)
Россия Россия (1991-2012)

Жанр: Стиль: Награды:

Эдуа́рд Арка́дьевич Ште́йнберг (3 марта , Москва - 28 марта , Париж) - российский художник , яркий представитель второй волны русского авангарда .

Биография

Родился в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга . Специального художественного образования не имел; учился рисованию под руководством отца. Проучившись в семилетке в Тарусе , работал рабочим, сторожем, землекопом, рыбаком.

В 1962 году состоялась первая выставка Штейнберга в Тарусе.

В 1970-е годы - член художественного объединения «Сретенский бульвар» (Москва).

В 1988 году, в связи с приглашением французской стороны выехать с выставкой во Францию, по указанию ЦК КПСС срочно принят в Союз художников СССР , при томчто до этого на протяжении 20 лет в приёме в Союз Штейнбергу категорически отказывали. Жил в Париже , где имел собственную мастерскую, Москве и Тарусе. С 1988 года на постоянной основе сотрудничал с галереей Клода Бернара в Париже.

Эдуард Аркадьевич Штейнберг скончался в Париже, но похоронен был согласно своему завещанию на городском кладбище г. Таруса.

Признание

Почетный гражданин города Таруса. Награждён почётной грамотой Калужской области за вклад в современное изобразительное искусство. Почетный член Российской Академии художеств (2008). Обладатель Золотой медали академии художеств за выдающийся вклад в развитие живописи. Кавалер Ордена Дружбы (2008). В марте 2012 года по случаю 75-летия со дня рождения удостоен Благодарности Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в российское и мировое искусство».

Семья

Жена - искусствовед, кинокритик Галина Иосифовна Маневич , автор книги «Опыт благодарения», в которой наиболее полно представлена биография Эдуарда Штейнберга, его жизненный путь и его взаимоотношения с Ильёй Кабаковым , Владимиром Янкилевским , Эдуардом Гороховским , Валентином Воробьёвым, Оскаром Рабиным , Гришей Брускиным .

Работы находятся в собраниях

Напишите отзыв о статье "Штейнберг, Эдуард Аркадьевич"

Примечания

Библиография

Альбомы, каталоги

  • Эдуард Штейнберг / Eduard Steinberg / на рус. и англ. яз.; вступ. Евгения Петрова ; вступ. Александра Морозова; ст. Жан-Клод Маркаде ; ст. Александр Боровский ; пер. на англ. Кеннет Макиннес; пер. с фр. Владимир Марамзин . - СПб. : Государственный Русский музей , Palace Editions , 2004. - 108 с. - ISBN 3-935298-91-9 .

Воспоминания

  • Маневич Галина . Опыт благодарения: Воспоминания / Художник Эдуард Штейнберг. - М .: Аграф , 2009. - 400 с. - (Символы времени). - 1000 экз. - ISBN 978-5-7784-0388-8 .

Статьи

  • Собств. корр. Эдуард Штейнберг в Третьяковской галерее // Weekend. - 2004. - 17 сент.
  • Кулик И. // Коммерсантъ. - 2004. - 24 сентября.

Ссылки

  • Кусков, Сергей. . art-critic-kuskov.com (1988). Проверено 31 марта 2012. .
  • Серов, Сергей. . Истина и жизнь (январь - февраль 2007). Проверено 31 марта 2012. .
  • Хабаров, Георгий. . Совершенно секретно . Проверено 31 марта 2012. .
  • : художнику-нонконформисту Э. А. Штейнбергу присвоено звание «Почетный член Российской академии художеств» с формулировкой «За вклад в отечественное искусство».

Отрывок, характеризующий Штейнберг, Эдуард Аркадьевич

– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.

    - (р. 1937) российский художник. Сформировавшись в среде московского неофициального искусства, получил с 1970 х гг. известность своими геометрическими абстракциями, меланхолическими воспоминаниями о супрематизме, решенными в блеклых, как бы тающих … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1937), живописец. Один из ведущих мастеров московского «неофициального искусства»; с 70 х гг. получил известность своим «белым метагеометризмом» восходящими к супрематизму 20 х гг. композициями, решёнными в блёклых, как бы тающих тонах. * *… … Энциклопедический словарь

    Эдуард Штейнберг Имя при рождении: Эдуард Аркадьевич Штейнберг Дата рождения: 3 марта 1937 Место рождения … Википедия

    Эдуард Аркадьевич Штейнберг - Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года. Его отец поэт, переводчик и художник Аркадий Штейнберг был репрессирован в 1937 году и окончательно освобожден лишь в 1954 году. С 1957 года семья жила в Тарусе в Калужской области. После… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Эдуард Штейнберг Имя при рождении: Эдуард Аркадьевич Штейнберг Дата рождения: 3 марта 1937 Место рождения … Википедия

    Штейнберг (нем. Steinberg) немецкая и еврейская фамилия. В английском языке произносится Стейнберг, Стайнберг: Штейнберг, Аарон Захарович философ, брат И. З. Штейнберга Штейнберг, Аркадий Акимович русский поэт,… … Википедия

    1. ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (1888 1957), политический деятель. С 1906 член партии эсеров, один из создателей партии левых эсеров (ноябрь 1917) и член её ЦК, в декабре 1917 феврале 1918 нарком юстиции, пытался ограничить произвол ВЧК; противник… … Русская история

С академиком Штейнбергом в его парижской мастерской встретился корреспондент "Известий".


Ряды Российской академии художеств пополнились четырьмя известными художниками-шестидесятниками, которых называют нонконформистами. Это Эрик Булатов , Владимир Немухин , Оскар Рабин и Эдуард Штейнберг . Самому молодому из них, Штейнбергу, 71 год. Последние два десятилетия он живет на два дома - между Парижем и Тарусой. Один из самых востребованных современных мастеров - Штейнберг выставлялся в Третьяковке, Русском музее, в нью-йоркском Музее Гуггенхайма и крупнейших галереях Европы. Открыл Штейнберга, влачившего тогда нищенское существование, в середине 80-х годов известный французский галерейщик Клод Бернар . "Меня потрясла красота его картин, - говорит Бернар. - Мне было ясно, что за этими работами стоят великие традиции русского авангарда".

вопрос: Какие чувства ты испытывал в тот момент, когда президент РАХ Зураб Церетели надевал на тебя тогу академика?

Ответ: Признание на родине ужасно приятно. А то, что тогу надевал сам Зураб Константинович, приятно вдвойне. Он же глава академии, и я к нему всегда нормально относился.

в: Это, конечно, событие: лидеры нонконформистов, гонимые при советской власти, вдруг влились в ряды классиков отечественной живописи.

О: Прежде всего - не вдруг. Мы работаем уже более полувека. Советская власть, естественно, нас не любила. Но сегодня время другое. И я сказал во время церемонии: "Кто старое помянет, тому глаз вон".

в: Словом, Академия воздала вам по заслугам.

О: Я был очень удивлен тем, что Церетели и особенно вице-президент Таир Салахов чуть ли не со слезами на глазах больше каялись, чем говорили о наших заслугах. Да, мы были гонимы, не признаны, но никакого чувства реванша у меня нет.

в: "Из нонконформистов - в конформисты", - съязвил кто-то из критиков по поводу вашего приема в Академию художеств. Власть, мол, приласкала бывших диссидентов.

О: Власть приласкала, и слава Богу, что сейчас в России нормальная жизнь.

в: Тебя еще недавно и орденом Дружбы наградили...

О: Жаль, что не наградили других нонконформистов. Но больше всего я тронут тем, что меня сделали почетным гражданином Тарусы. Я немного общественник и могу с этими регалиями помогать городу и заступаться за гонимых людей.

в: И как ты это делаешь?

О: Помогаю больнице, церкви. Я отдал на благотворительный аукцион свою работу, которую продали за 15 тысяч евро, и передал деньги больнице. У меня два дома в Тарусе, один из которых я хочу сделать фондом семьи Штейнберга (отец художника - известный поэт и переводчик Аркадий Штейнберг . - "Известия") и передать городу.

в: Ты говоришь, что помогаешь гонимым. А сейчас разве есть гонимые?

О: А как же! Я помогал добиться справедливости в скандальной истории, наделавшей много шума, с больницей в Тарусе. Затеяли хорошее дело, купили оборудование, и начались преследования чиновниками главного врача... Написал я письмо и местным властям по поводу женщины-инвалида, которая живет в десятиметровой комнате с дочерью. У них нет даже воды. Это тоже гонимые.

в: Значит, ты в Тарусе играешь роль правозащитника?

О: Да. Все обиженные властью могут постучаться в мою дверь, и я помогу, чем смогу.

в: Почему ты так привязан к Тарусе?

О: Меня привезли туда в месячном возрасте. Я там стал художником. Таруса была знаменита еще до революции - здесь жили Балтрушайтис, Поленов, Борисов-Мусатов, приезжали Бальмонт, Андрей Белый , Цветаева. А в советское время - Рихтер, Паустовский, Тарковский, Мессереры. В Тарусе бывал и Солженицын.

в: Раньше ты в основном жил в Париже, а теперь тебя, по твоим словам, "тянет в свою конуру".

О: У меня дважды был рак - в Париже я лечился... Конечно, меня из Франции тянет в Тарусу. Хотя друзей у меня сейчас больше в Париже. Я все-таки нахожусь во французском художественном пространстве, и Париж - моя вторая родина.

в: Высшим из искусств французы считают "искусство жить".

О: Да, они умеют жить и живут сегодняшним днем. Так и нужно делать. Но главное, что здесь человек защищен законом. К тебе не подойдет полицейский и ни за что ни про что не даст по морде. У нас же в России до сих пор в этом отношении абсолютное бесправие.

в: Ты часто называешь себя почвенником. Что это значит?

О: Почвенник - это тот, кто ходит по земле, не отрывается от нее. Я люблю свою географию, а меня обвиняют в том, что я "националист", "патриот". Но я действительно люблю Россию. Что в этом плохого?

в: Где тебя лучше понимают как художника - на Западе или в России?

О: Меня, по-моему, ценят и там, и там. Но, конечно, элитарный круг. Я часть русско-европейской культуры. Мой идол - Казимир Малевич . Он остается больше мистиком, чем художником.

в: В твоей абстрактной живописи много религиозных символов.

О: Я же верующий человек, и у меня все построено на христианской философии.

в: Сегодня цены на картины художников твоего поколения достигли на аукционах умопомрачительных высот. Кабаков уходит за несколько миллионов долларов. К миллионному рубежу подтянулись Краснопевцев, Булатов, Васильев... Неужто они стоят таких денег?

О: Раз платят, значит, стоят. По этому поводу можно смеяться, можно аплодировать. Но я настроен скептически. Я немного знаком с положением на арт-рынке. На западное искусство таких цен нет.

в: Одни эксперты предсказывают российскому арт-рынку неизбежный крах. Другие, напротив, убеждены, что при нынешних ценах на нефть будут расти и цены на искусство.

О: Мой прогноз сводится к тому, что этот рынок непременно рухнет. Из современных художников останутся два-три: Кабаков, Вейсберг, Краснопевцев. Когда понесут продавать остальных, то их картины будут стоить две копейки.

в: В "Гран пале" только что прошел салон "Арт-Париж", широко распахнувший двери для российского искусства. Георгий Острецов показал скульптуру - некое подобие человека-автомата, совокупляющегося с холодильником. Другой наш мастер запечатлел на холсте китайца, насилующего русскую девушку. Может, прав экс-министр культуры Соколов, назвавший такие творения порнографией?

О: Это чудовищная пошлость. И для Соколова, который воспитан на настоящей культуре, - это, конечно, порнография. Но запрещать не надо. Любой запрет вызывает обратную реакцию.

в: Художнику для самовыражения нужна полная свобода?

О: Пикассо сказал, что искусству вообще свобода не нужна. Он говорил, что искусство рождается тогда, когда нет свободы, а при полной свободе оно умирает. Убивают его и деньги.

в: Ты утверждаешь, что художник творит для себя. Но вот Рубенс и Рембрандт работали на заказ.

О: У них заказчики были другие - на уровне художника. И потом заказ заказом, но они писали для себя, думая о Боге, о смерти, о жизни.

в: Знакомый арт-дилер недавно жаловался, что спрос на современных российских художников растет, а вот "качественного товара", мол, не хватает.

О: Территорию захватили господа кураторы и арт-дилеры. Сплошная коммерция. Сегодня какой-нибудь куратор на венецианской биеннале несет ахинею и думает, что кругом идиоты. Король-то давно голый, но все молчат, боятся выглядеть дураками.

в: Собрание Третьяковки отражает положение дел в современном отечественном искусстве?

О: В какой-то степени да. Хотя в экспозиции почему-то сейчас нет таких замечательных художников, как Свешников или Харитонов. Но все-таки мое поколение в основном представлено. И мне нравится, что там есть и авангард, и соцреализм. Так и должно быть - это же наша история.

в: В элитный список россиян, опубликованный в прессе, попали всего два художника - Илья Глазунов и Никас Сафронов . Оба занимают 104-ю позицию.

О: 104-е место не так плохо. Значит, о них все-таки думают. И Глазунов, как бы к нему ни относились, - явление. Плохое, но явление.

в: Сегодня самое передовое русское искусство ничуть не уступает в смелости западному.

О: Наше искусство очень провинциально. У нас все еще изобретают велосипед, которым на Западе пользуются уже полвека.

в: Ну а как же родимый соц-арт, который подняли на щит на Западе?

О: Искусство в России сильно политизировано. Соц-арт - чистая политика, окрашенная русской географией. Совдепии давным-давно нет. Сколько можно об этом говорить! Мне не интересны целующиеся милиционеры.

в: Есть ли у современного искусства какая-то миссия, кроме эпатажа?

О: Заморочить голову. Обдурить. Продать. Это театр абсурда. Как сказал один француз: "Что модно, то и есть искусство".

в: Встречал ли ты среди сегодняшних коллекционеров новых Третьяковых, Щукиных или Морозовых?