Дю солей актеры. Талант в солнечной оправе

Задавать такие вопросы неприлично, но ответ узнать хочется! 8) В шоу «О», которое идет в Вегасе , есть номер: человек сидит в кресле на сцене и читает газету. Вдруг газета загорается, потом загорается шляпа, пальто, ботинки, и вот он уже весь объят пламенем.

Пять минут горящий человек невозмутимо читает горящую газету в горящем кресле, а на сцене продолжается спектакль, в бассейне плещутся девушки-рыбки. Потом человек встает, и уходит вдаль, оставляя за собой горящие следы. Говорят, что за этот номер он получает 400 долларов. А так как в сутки дается 2 представления, то это 800$ за день. И почему я до сих пор зарабатываю программированием, а не горением? 8)))

Начальная ставка для артиста - 100 долларов за выступление. Обычно дается 8-10 представлений в неделю. Чем дольше работает артист в Цирке Дю Солей, тем больше его гонорар. У новичков в год — 30 тысяч долларов, у ветеранов — около 250 тысяч.

Когда артист перестает выступать, из-за возраста или из-за травмы, его переучивают, и он остается дальше работать в цирке: тренером, консультантом, менеджером, гримером и тд. Это принципиальная позиция ЦДС. Считается, что артисты, проработавшие в шоу 5-10 лет, становятся потом лучшими сотрудниками, потому что на своей шкуре прочувствовали все трудности этой жизни и работы.

С артистами заключают контракт, в котором указана фиксированная зарплата на год и условия работы, что позволяет им работать спокойно и заниматься только творчеством. Оформление страховки обязательно. Вместе с труппой ездят врачи, массажисты, повара, учителя (потому что в цирке есть школа для цирковых детей, где обучение ведется на английском и французском языках). Цирк обеспечивает решение всех бытовых вопросов: расселение в лучших гостиницах в центре города с окнами во двор, питание, выстиранный и отутюженный костюм к представлению, культурная программа, медуслуги — все бесплатно. Рабочий день обычный — 8 часов.

Единственное, что должен делать артист — работать. Каждый, независимо от жанра, проходит вокальную и танцевальную подготовку, потому что надо выполнять не только цирковые трюки, но и петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах. Все это делается вживую.

Есть жесткие требования к артистам: за пьянки, драки, попадание в милицию сразу увольняют. И совсем невыносимый первый пункт договора: «Босс всегда прав».
Для русскоязычной творческой души — это невыполнимое условие 8)!

А что у нас?

Директор РосЦирка Александр Калмыков говорит, что РосЦирк тоже стремится к 100 долларам за выступление, что многие зарабатывают гораздо больше, и что русские цирковые номера у заграничных импрессарио нарасхват. И что, артисты, услышав о гонораре в 80-100 долларов за выступление, отмахиваются, за такие гроши, дескать, никуда из России не поедем…

Правда, на сайте цирковых есть такие посты: «Как объяснить новому партнеру его зарплату? При поступлении на работу ему было обещано 20 тыс.руб в месяц (меньше 700 долларов). В понимании обывателя, это зарплата 5 и 25 числа КАЖДОГО из 12 месяцев. А фактически это не месячная зарплата в связи с переездами и привязки зарплаты к норме 20 представлений в месяц. Так не лучше ли сказать, что объявленная Вами зарплата для вновь принятого на работу артиста будет в лучшем случае за ПОЛТОРА месяца. Партнёр так и говорит: «В родном городе, без переездов, работая ОХРАННИКОМ получал КАЖДЫЙ месяц 18 000 руб.»

Ветер странствий врывается в Вашу комнату! Вперед, к новым странам, к новым встречам, к новым проектам!

Какие только легенды не ходят о самом успешном цирке мира: попасть туда практически невозможно, а те, кому удалось, работают круглыми сутками и терпят адские мучения. На самом деле все не совсем так. В труппе Cirque du Soleil работают артисты примерно из 40 стран. Чтобы стать частью известной цирковой семьи, им пришлось потратить год или даже два. Сначала они оставили заявку на

официальном сайте компании и прошли собеседования, (есть и те, кто был отобран скаутам — они ездят по всему миру, отсматривают выступления талантливых артистов), затем прошли стажировку в штаб-квартире компании, расположенной в Монреале. Там их учили актерскому мастерству, искусству нанесения грима, некоторым пришлось пройти курсы изучения английского языка. Стажировка длится от одного до двух лет. И, нужно отметить, в это время артисты живут сладкой жизнью: не переезжают с места на место, не тренируются нон-стопом. Как только они становятся в шоу, жизнь их кардинально меняется. Получить работу в цирке проще, чем удержаться в нем.


Новичок попадает в интернациональную команду примерно из ста человек. Вместе с ними ему предстоит проводить 24 часа в сутки: завтракать, тренироваться, выступать, путешествовать. В случае конфликтных ситуаций можно обратиться к артистическому директору Майклу Смиту. Он в проекте уже много лет и может найти подход к каждому артисту. Иногда он сам выведывает у команды, где назревает скандал и успевает предупредить его.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus


На репетции артистам нельзя опаздывать. Нарушение трудовой дисциплины может привести к увольнению. А этого не хочет ни один артист Cirque du Soleil. Несмотря на то что им приходится идти на серьезные жертвы, все-таки жизнь в цирковой семье их устраивает.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus

Всем артистам, исполняющим акробатические трюки, необходимо держать определенный вес — не больше 45 кг. Чтобы всегда быть в форме, им приходится не есть сладкое, мучное и жареное и, конечно, много тренироваться. Мы заметили, что артисты, отыграв свой номер, возвращаются закулисы на маты и приступают опять к тренировкам: кто-то крутит педали велосипеда, кто-то растягивается и т. д.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus

Следить за питанием — самая малая жертва, на которую приходится идти артистам. Сложнее — не видиться с близкими месяцами. Так, например, исполнитель роли Бум-Бум Жан Филипп рассказал, что за последние три недели он успел побывать в пяти странах, но к себе домой так заехать и не

успел. Неудивительно, что многие артисты выбрают себе в пару цирковых, с которыми и путешествуют по всему миру. Так, например, один из самых зрелищных номеров "Скульптура" в шоу Quidam исполняет русская пара Александр и Наталья Пестовы. Они вместе чуть больше 20 лет, у супругов есть дети — 10-летняя дочь и 21-летний сын, который тоже выступает в цирке.

Фото: Пресс-служба Cirque du Soleil Rus

Все артисты в шоу выступают без страховки. И хотя они отмечают, что Cirque Du Soleil уделяет много внимание технической оснощенности площадки, каждый понимает, что работает на свой страх и риск. К сожалению, несчастные случаи во время высуплений случаются. Артисты стараются о них не думать, но тем не менее у каждого перед выходом на сцену есть свои ритуалы. Так, например, одна из акробаток рассказала, что не появляется на площадке без кулона, который ей подарила мама, другая — обязательно наносит грим в определенном порядке. Шоу — это, конечно, набор отточенных элементов. Тем не менее ни один из артистов не может сказать заранее, каким именно оно получится. Каждый выход на сцену — как в первый раз.

27 апреля в Петербург с программой "Varekai" приехал легендарный канадский Цирк Солнца, он же Cirque du Soleil . Цирк дю Солей - художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений, как они сами себя позиционируют. Был основан в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в канадском Монреале. Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией
Новая программа, которая уже прошла с успехом в Москве называется "Варекай", что на языке вечных странников, цыган, означает "где бы то ни было". Это шоу чествует природу номадов, кочевую душу, дух и традицию циркового искусства и тех, кто со всей страстью ищет зачарованный край Varekai.
И сегодня я побывал на его репетиции, увидел готовятся артисты и их костюмы в костюмерных, заглянул даже в гримерку. Предлагаю пройтись и увидеть всё!

2. Екатерина - pr-директор цирка в России. Профессионал своего дела, ответила поздно вечером мне на письмо спустя 5 минут, после того как я его отправил. Если бы все пиарщики работали так же, как она, то и мероприятия были бы аншлаговыми и популярными, например.

Сегодняшнее шоу существует с 2002 года, впервые было продемонстрировано в Монреале, за 14 лет его успели показать в 130 городах, 23 стран мира, количество увидевших порядка 10 миллионов человек.
Режиссер Доминик Шампань собрал труппу Варекай из 50 артистов и музыкантов из 19 стран. По легенде, с небес на землю падает одинокий юноша, и история Varekai начинается. Очутившись среди теней таинственного леса, в пестром мире фантастических созданий, он окунается в
бурный поток приключений, одновременно невозможных и невероятных. На грани времен, в мире, где возможно все и даже больше, звучит вдохновенный гимн переосмыслению жизни и вновь обретенному чуду, таящимся в основе мироздания и нашей души.

Varekai рождается из слияния драматического и акробатического искусства. Талант и сила, помещенные в потрясающее сценическое пространство и обрамленные яркой музыкой, превращают невозможное в реальное, рассказывая свою историю языком хореографии – этим универсальным языком человеческого тела. Маятник времени качнется назад, и мы увидим древние и редкие
традиции грузинского танца. А после Varekai отправит нас в будущее с его инновационными дисциплинами, среди которых "Русские качели" и номер на скользкой поверхности.

5. Номер под названием "Полёт Икара". Пойманный сетью, не теряя гибкости, изящества и эмоциональности, юноша совершает головокружительные трюки, пытаясь вырваться на волю.

6. Во время репетиции номера, артистам даже не всегда нужна музыка, чтобы отработать тот или иной трюк. Но время от времени композиции из шоу звучали.

7. Никакой страховки или креплений. Не знаю как будет во время официального шоу, но я думаю, что и там обойдется без них.

8. Фернандо - пластичный и ловкий артист, а еще успел уже прогуляться по городу и оценить по достоинству Петроград.

9. Номер "Танцующая трапеция". Замерев высоко над сценой или пролетая над ней, юная девушка исполняет серию движений, демонстрирующих ее гибкость и силу.

В 1984 г. в Cirque du Soleil работало 73 человека. Сегодня коллектив Cirque du Soleil во всем мире насчитывает почти 4 000 человек, том числе 1300 артистов. В Cirque du Soleil трудятся люди 100 профессий.

10. Монтаж сцены и декораций занимает 12 часов. На демонтаж необходимо 4 часа. Переезжает всё из города в город на собственных грузовиках, которых 40 единиц. Артисты же передвигаются на самолётах, а ночуют в гостиницах.

11. Артистов берут на работу со всего света, сначала желающие оказаться в труппе отправляют видео на электронку, а уже после, если в кандидатах заинтересованы, их приглашают в штаб-квартиру в Монреаль.

12. В работе над музыкой для Varekai Виолейн Корради искала вдохновение в бездонном наследии этнической музыки. Каждый музыкальный фрагмент – это смешение или переплетение различных культур, которые зачастую трудно идентифицировать. Для создания уникальной музыкальной вселенной Varekai Виолейн Корради соединила звуки гавайских ритуальных церемоний, песни трубадуров XI века с юга Франции, традиционные армянские мелодии и госпелы, объединив
все это современными аранжировками.

14. В состав музыкального коллектива из 7 человек входят руководитель группы и клавишник, второй клавишник, ударник, перкуссионист, басист, скрипач, духовик, а также два вокалиста – мужчина (Патриарх) и женщина (Муза). Почти во всех шоу Cirque du Soleil музыка исполняется вживую. В отличие от мюзиклов, где артисты должны строго следовать партитуре, в шоу Cirque du Soleil музыканты подстраиваются под происходящее на сцене. По этой причине руководитель группы, музыканты, вокалисты и специалисты по звуку постоянно на связи друг с другом во время шоу.

18. Управляет летающими тросами этот человек наверху, с ним лучше не ссориться никогда)

19. Номер "Воздушные ремни". Двое исполнителей плавно скользят в воздухе над сценой, демонстрируя изумительно точную синхронность акробатических движений и силу. В дуэте их силуэты сливаются воедино высоко над сценой.

20. Парни оба русскоговорящие, родом из Приднестровья. Обаяния им не занимать)

Артисты и персонал Cirque du Soleil представляют почти 50 стран и говорят на 25 языках. В 2015 г. шоу Cirque du Soleil увидели почти 15 миллионов человек.

Стефан Руа ставил перед собой задачу поставить сценографию так, чтобы все элементы находились в гармонии с поэтическим языком постановки: костюмами, драматургией и музыкой шоу Varekai
Вселенная Varekai состоит из: леса, сцены, переходного моста, наблюдательной вышки. Лес и сцену мы увидели, а остальное уже на шоу.

24. Дизайн костюмов Varekai потребовал инновационных технических решений для обеспечения безопасности и комфорта. Опытные мастера занимались изготовлением оригинальных костюмов, потратив на эту труднейшую работу не менее 33 000 часов!

Переходим в закулисье, где готовятся и отдыхают перед номерами артисты.

25. "Головы" костюмов в специальных шкафах, которые перевозят на грузовиках.

26. Чтобы длинные платья не помялись и никому не мешали, их подвесили на самый верх.

27. Маски актеров.

28. По синему ковру не ходить)

29. Шар с гелием, видимо, взлетит.

30. Качели для соответствующего трюка.

31. Столик, за которым гримируются артисты. Среднее время подготовки порядка часа.

32. Всё видеовыступление записывается на камеры, а после уже рассматриваются детали самими артистами.

Основной материал для костюмов - лайкра. Срок годности некоторых костюмов - 6 месяцев. Другие заменяются после нескольких заплаток.

34. Гардероб шоу насчитывает 600 предметов одежды, обуви, париков, головных уборов и аксессуаров. Для поддержания костюмов в идеальном рабочем состоянии во время гастролей требуется до 250 часов рабочего времени в неделю.

35. Чисткой, ремонтом, глажкой одежды, уходом за обувью, шляпами и прочими аксессуарами
занимается постоянная команда из 4 человек, которые путешествуют вместе с туром, и еще 2 человека, которых нанимают на месте в каждом гастрольном городе. Машинка Зингер - огонь)

Все вещи вмещаются в 58 ящиков на колесах и перевозятся в двух с половиной грузовиках. Вместе с ними путешествуют 7 стиральных и 3 сушильных машины.

36. Костюмы шьются под каждого актера. Пресс, что мы видим на данном костюме - настоящий у актера, что носит этот наряд)

37. "Запчасти" основных костюмов. Если не удается починить, то его вышивают заново в Монреале.

38. Все костюмы производятся специально для конкретных артистов. Большая их часть создается в международной штаб-квартире компании, расположенной в Монреале. В этой уникальной для Северной Америки лаборатории трудятся около 300 мастеров различного профиля – обувщики, дизайнеры текстиля, кружевницы, постижеры, шляпники и портные.

39. Нитки на любой вкус!

40. Майкл Смит - арт-директор цирка. Помимо всего организаторской работы он еще хорошо поет)

Миссия Cirque du Soleil – стимулировать воображение, будить чувства и подстегивать эмоции людей по всему миру!

Гастроли цирка пройдут в Санкт-Петербурге с 27 апреля по 8 мая 2016 года в Ледовом дворце. Билеты выступления шоу Varekai можно приобрести на сайте

"Это круче, чем кайф от колес". "Я так смеялся, что почти описался". "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки".

Такие записи оставляют зрители в книге отзывов канадского "Цирка дю Солей" ("Cirque du Soleil" или в переводе - "Цирк Солнца").

Его разных девять шоу одновременно идут в разных точках мира.

Сегодня Торонто принимает одно из самых заслуженных представлений этого цирка - шоу «Алегрия». С 19 августа по 26 сентября сине-голубой шатер будет радушно встречать зрителей на набережной Онтарио (Ontario Place) в центре города.

Любопытно, что среди 50 выступающих на сцене артистов больше половины - из стран бывшего Советского Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян, и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм и его история

Цирк дю Солей на сегодня - самый мощный цирковой организм в мире. Это империя с годовым оборотом в полмиллиарда долларов, имеющая громадный головной офис в Монреале, а также офисы в Лас-Вегасе и других городах. Более чем 2000 служащих, 600 из которых - артисты. С 1984 года, когда при поддержке властей Квебека был основан этот цирк, его постановки увидело более 25 миллионов зрителей. Более трехсот творческих работников постоянно трудятся над созданием 20 000 шляп, костюмов, ботинок и аксессуаров для уже существующих представлений, а также для новых постановок.

В 2000 году по мотивам спектаклей был снят игровой фильм в формате 3D-IMAX «Путешествие Человека», идущий сейчас во многих странах.

Идея о создании этого цирка родилась в первой половине 80-х годов, в среде молодых канадских друзей-циркачей, среди которых был нынешний президент компании (в то время - глотатель огня) Ги ла Либерте. В 1985 году была придумала новая концепция прорыва циркового жанра в будущее, собрана труппа и решено, что размах творческих идей должен соответствовать уровню общечеловеческих ценностей.

В разное время в Цирке было создано 14 шоу, каждое со своим «волшебным» сюжетом, цветовой гаммой, оригинальной музыкой, характерными персонажами. Сплав театральной эстетики со зрелищной атмосферой цирка и отказ от использования дрессированных животных составили основу их творческого стиля.

В 1994 году талантливый бельгийский режиссер Франко Драгоне поставил шоу «Алегрия», которое сразу завоевало триумфальный успех, не ослабевающий вот уже десять лет подряд.

Почему там столько русских?

Наиболее массовые номера в "Алегрии" - полеты под куполом (9 человек) и "Russian bars" ("Подкидные шесты", 10 человек) - созданы в чисто русских традициях московскими постановщиками Андреем Львом, Александром Моисеевым и Павлом Брюном.

В номере "Fast track" (прыжки на батутной дорожке) тоже большинство наших акробатов, которые крутят самые сложные трюки. Русских артистов отличает еще и редкая способность к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров. Опять же богатырское здоровье, быстрая адаптивность и исполнительность.

Далее. Во время одной из поездок по миру в начале 90-х годов руководители цирка познакомились с Вячеславом Полуниным, лидером известного ленинградского клоун-мим театра «Лицедеи», с его особенным стилем лирической клоунады, возникшим из сплава разных жанров. Сюда можно отнести русское скоморошество, комедию «дель арто», уличный театр, пантомиму Марселя Марсо, чаплиниану, искусство Бастера Китона, Леонида Енгибарова и т.д. Слава стал первым русским клоуном, приглашенным в Цирк на длительный срок. После него в разное время подписали контракты еще четыре «Лицедея», а также привлекались приверженцы этой эстетики. Так что клоуны там - русской закваски. Таких персонажей просто нигде больше нет.

Достояние нации стало достоянием мира, и это замечательно.

Непосредственные впечатления с попытками их осмысления
Из письма другу:
Огромное сине-желтое шапито на две с половиной тысячи мест выглядит как сказочный мираж с высокими остроконечными шатрами. В вынесенном вперед фойе помещается целая площадь с кафе, фуршетными залами для VIP-гостей, магазинами, где можно купить CD и видеозаписи спектаклей, разнообразные плакаты, фирменные галстуки, кружки, футболки, кепки, зонтики и т.д. Такая приятная деталь: в красочных буклетах шоу есть фотопортреты всех создателей и участников, с указанием каждого имени, даты рождения и страны проживания (возраст представителей 13 стран - от 9 до 63 лет).

Шоу в Цирке дю Солей построено по принципу оперной постановки или кино, действие не провисает ни на секунду. Нет порочной практики "тут играем, а тут не играем, а реквизит монтируем". Сценография многослойна, как в балетах Бежара - множество персонажей одновременно обживают свои пласты пространства. Каждое из действующих лиц - фантастический характерный образ со своей историей и целью. Свет - разноцветный живой организм, то радостно вспыхивающий, то таинственный и мрачный, то лукаво подмигивающий.

Музыка - особый разговор. У Цирка есть свой талантливый композитор, который сочиняет музыку для спектаклей, Рене Дюпере. Певица - полноправный персонаж в представлении. На протяжении всего шоу звучит ее живой голос.

Сзади, на возвышении, сидят оркестранты - сахарные белые птички со смешными носами и хохолками. Шоу начинается с того, что на сцену вылезает маленький горбун в ярко-пурпурном бархатном смокинге с круглым паучьим пузом, в жилете, унизанном крупными бриллиантами.

Кстати, все костюмы, созданные мастерицей Доминик Лемье, можно назвать этим почти забытым в нашем обиходе словом "роскошные". Говорят, что наряды в стиле XVIII века и кожаные маски "Старых Птиц" стоят порядка 10 000 USD за каждый комплект.

Интересно, что здесь нет традиционной цирковой арены, а есть полого уходящая вверх сцена с большим ромбообразным подиумом, который может выдвигать вверх круги и разъезжаться крестом, открывая батутную дорожку для акробатов.

Действие ведет горбун и стая упомянутых напыщенных "Старых Птиц", которые чванливо выступают этакими декадентскими аристократами. Они - замаскированные униформисты, введенные в сюжет на равных с остальными участниками шоу. В постоянном антагонизме с горбуном - главный из птиц, корявый и замедленный в своем блистающем наряде, с двумя пышными пучками нежных перышек над ушами. Впоследствии он неожиданно оказывается одним из акробатов, крутящихся в сальто на батутном "фаст-траке". Время от времени по сцене проносятся эскадрильи ангелов и проплывает певица со свитой из нимф.

Да, забыла сказать, что "Алегрия" означает "Радость", и еще: в этом цирке во всех шоу принципиально отсутствуют животные.

Предлагаемые публике номера: синхронные трапеции, акробатика на батутных дорожках, жонглирование факелами, клоунада, гуттаперчевые девушки, силач, полеты под куполом шапито, подкидные шесты - все звучит вполне традиционно, но!..

Здесь присутствует атмосфера магического театра, в котором возможно все. Необычное и очень красивое хореографическое решение всех номеров и связок. Ритм, драйв, синкопы в движениях персонажей такие, что дух захватывает. Иногда чудится, что из-за скорости и плотности кульбитов, траектории акробатов сливаются в единый размытый фантом, а их финальные жесты кажутся сверкающими. Профессионализм артистов, их пилотаж - класса ультра-си. Время от времени хочется схватить соседа по ряду за лацкан и спросить, как же возможно то, что они вытворяют.

Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи.
Например, клоуны - это не буффонада, скорее, наоборот, лирическая и философская медитация. Уникальная эстетика была изначально задана Славой Полуниным, который в свое время возглавлял известный в России клоун-мим театр «Лицедеи».

Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер «Шторм», в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал.

Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалипсический шторм. В глаза залу врубается ослепительный прожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдоволь похлопать-посвистеть, особенно по ходу финального номера, когда артисты выбегают к самому краю сцены и срывают с себя маски.

Зрительская оценка

Глобальный успех цирка, достигнутый всего за 20 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, высоким мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.

Недаром же на разных языках они пишут в книге отзывов:
"Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки".
"Я бы мог смотреть это еще 10 раз подряд..."
"Визуальный оргазм".
"Ваше шоу помогло мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту".

Ирина Терентьева.

Гастроли Солнечного цирка – всегда событие. В труппе артисты и музыканты из 19 стран мира, выступающие с уникальными номерами. Оказалось, личная жизнь исполнителей не менее причудлива, чем то, что они делают на сцене.

Как зубной врач стал клоуном

Стивен Бишоп (55 лет) родом из Австралии, в прошлом по профессии дантист, сейчас клоун, а также чревовещатель, ходулист, мим, каскадер.

В общей сложности 19 лет я посвятил зубоврачебной практике. С учетом того, что 17 из них параллельно выступал и вот уже 11 лет постоянно в Cirque du Soleil. Мой отец был инженером, при этом талантливым скрипачом. Мама по профессии физиотерапевт. Они всегда поощряли в нас, детях, самые разные увлечения: гончарное ремесло, макраме, дзюдо, рисование, музыку. Я всегда любил что-то делать руками, в старших классах вязал. После школы, с одной стороны, склонялся к врачеванию, с другой – хотелось, чтобы профессия оставляла время на увлечения. Решил, что дантист – то, что нужно. Это и хорошо оплачиваемая работа, и по расписанию. После пяти лет учебы около двух лет занимался частной практикой, одновременно успел увлечься театром, пантомимой и накопить достаточно денег, чтобы поехать из Австралии за рубеж учиться. В Париже окончил Школу Жака Лекока, два года гастролировал по Франции в составе театральной компании.

В Австралию вернулся уже с женой. Мы с Кэти купили заброшенную церковь, отремонтировали, и она стала нашим домом. Днем работал дантистом, а в свободное время выступал вместе с женой, мы делали шоу на ходулях, клоунаду, пантомиму, иллюзию. Как-то среди публики увидел человека, которому лечил зубы за пару часов до выступления…

У нас с Кэти родилось четверо детей. Жена всегда считала, что появление ребенка – не повод перестраивать под него жизнь. Она кормила грудью, буквально не слезая с ходулей.

Стивен с женой и детьми

Когда одобрили мою кандидатуру в Cirque du Soleil, это было 11 лет назад, мы с женой почти не раздумывали. Вариант был идеальный: хороший заработок, возможность ездить всей семьей, тем более при цирке есть школа. Сейчас дети выросли. Лоику 21, Хосе 19, Инес 17 и Энзо 13 лет.

Кэти оставила карьеру, но благодаря ей наша гастрольная жизнь была сбалансирована, и я не устаю благодарить ее за это. Жалоб ни от нее, ни от детей я никогда не слышал. К тому же мы с женой всегда осознавали важность путешествий как образовательного момента для детей. Они знают много языков, ориентируются в разных культурах. Лоик – инженер. Хосе учится на курсе «Менеджмент и бизнес», а недавно его наняли консультантом по путешествиям, потому что он знает несколько языков, в том числе идеально русский, потому что его лучший друг русский. С Сашей Риссуевым, сыном одного из наших бывших коллег по туру, они вместе 9 лет учились в школе. Инес окончила школу, путешествует, возможно, станет фельдшером скорой. Младший, Энзо, – прирожденный клоун, изучает капоэйру, учится прыгать на батуте.

Но для меня главное – чтобы дети были счастливы вне зависимости от того, чем они занимаются. Всегда говорил им, что образование должно быть максимально широким. Потому что, возможно, профессия, которой они займутся ближе к пенсии, еще и не существует.

Кстати, в Varekai в кабинете физиотерапевта припрятан мой чемоданчик с зубными принадлежностями. Легально практиковать я не могу, но дать бесплатный совет – всегда пожалуйста.

Три свадьбы русского акробата

Фото: @Cirque du Soleil/Perla Global Media

Алексей Максимов (28 лет) участник и артистический тренер номера «Русские качели»:

Сам я из Ярославля, папа – мастер электроцеха на заводе, мама работала на ликероводочном заводе. Начинал с секции спортивной акробатики в первом классе школы, около десяти лет выступал в групповом жанре, наша четверка становилась призерами чемпионата России и международных кубков. Мне было 16 лет, когда позвали в Росгосцирк. Отработал там 4 года, ездил на гастроли по России и в Китай. О Cirque du Soleil слышал много, но для меня это был предел мечтаний. Отправлял записи выступлений, в 2007 году прошел кастинг в Москве. Через год позвали. Мне было 20, холост, ничто в России не держало, с особыми сложностями не столкнулся. Да, поначалу по-английски знал пару-тройку слов. Но на тот момент в «Русских качелях» все ребята были русскоязычные, да и при цирке действовали курсы иностранного, теперь и говорю, и пишу свободно на английском.

Пять лет назад на гастролях Varekai на Филиппинах встретил будущую жену. Оля из Краснодара, раньше работала в банке, на острова приехала в отпуск с подругой. Мы познакомились за завтраком, оба были в белом, все смеялись, что как молодожены, и я сделал ей предложение. Сначала в шутку, а потом за 9 дней, проведенных вместе, понял, что все серьезно. Через полтора месяца приехал в Краснодар, через три дня мы поженились.

Свадьбу играли трижды: в моем городе, у жены и в Бразилии вместе с ребятами из шоу. Наша дочка Милана (ей сейчас три года) появилась на свет в Лас-Вегасе. Через неделю ей уже выдали американский паспорт, а с российским загранником все затянулось на несколько месяцев, получили мы его уже в Коста-Рике в посольстве, тогда там гастролировали. Дочка сейчас говорит плохо даже на русском, любит играть с Максимом, сыном моего друга Евгения Митина, с которым дружим уже 20 лет со времен нашей четверки, были вместе в Росгосцирке. В Cirque du Soleil он попал раньше меня, сейчас мы в одном номере.

Максим с женой и дочкой

Фото: личный архив Алексея Максимова

В «Русских качелях» 13 человек. Как правило, все постоянно на сцене. Случается, что человек травмирован или заболел. Но существует несколько версий на случай форс-мажоров. За восемь лет, что я в Varekai, у меня были две серьезные травмы: перенес операцию на плече и голеностопе, но это скорее накопленные за годы проблемы.

Одно из главных условий работы в Cirque du Soleil – быть на месте за полтора часа до выступления. В году у нас около 300 шоу. 24 из них, которые пропускаешь по болезни, оплачиваются. Четыре раза в год отпуск по две недели. Когда приезжаем в новое место, каждому дают номер в отеле и информационный лист, в котором обозначено, какие кинотеатры, магазины, аптеки, развлечения находятся рядом. В Cirque du Soleil мне не приходится думать ни о чем, кроме номера, не нужно заботиться о переезде, о страховке, о еде. Я и семья обеспечены медицинской страховкой. В России заочно отучился на факультете физкультуры Ярославского государственного педагогического университета, здесь за счет компании – на персонального фитнес-тренера.

В Varekai 24 артиста из 50 русскоязычные. Обязательно отмечаем общие праздники, дни рождения, да и друзей-иностранцев приглашаем. Супруги на Новый год готовят оливье, селедку под шубой.

Пока я не ставлю себе планку ни возрастную, ни какую-либо другую, сколько еще буду работать в шоу. Но понимаю, что ребенок растет. Милане скоро исполнится 6 лет, по американской системе ей пора идти в школу. Гастролировать без семьи не хочу. У нас есть квартиры в Ярославле и в Краснодаре, но планируем жить в Америке. Хотел бы продолжить работать с Cirque du Soleil, но, возможно, в каком-то другом качестве.

Девушки с талисманами

Фото: @Cirque du Soleil/Perla Global Media

Керрен Маккиман (31 год), исполнительница на танцующей трапеции, США:

Мы с сестрой-близняшкой росли большими непоседами, так что отдать нас с Калин на гимнастику в семь лет было для родителей естественным желанием. Хотя сами они к ней отношения не имеют. Папа – программист, в свое время служил в военно-морских силах, мама – писатель, редактор. В крошечном городке Холлисе штата Нью-Гэмпшир, где я выросла, цирка не было. Для меня и сестры он начался неожиданно, когда наша преподаватель физкультуры, профессиональный мим, запустила цирковую программу в школе. Мы с сестрой стали там заниматься. А с профессиональной стороны он открылся для меня в 14 лет, когда прошла кастинг в молодежный цирк Circus Smirkus.

У меня был опыт участия в съемках фильма «Воды слонам». Сначала предполагалась, что буду выступать в качестве дублера-каскадера для Риз Уизерспун, но не подошла по росту, к тому же я не умею выпрыгивать из поезда, что требовалось по сценарию. Тогда мне предложили роль канатоходки, хотя это далеко не основная моя специализация. Месяц репетировала, учила номера, трюки, а в итоге в фильм вошли 3 секунды! Все-таки мне интереснее выступать перед настоящей аудиторией.

В Cirque du Soleil стала работать в 2010 году. В арена-туре, как в Varekai (в нем я уже больше четырех лет), мы все время гастролируем, много времени проводим вместе, все как одна большая семья. Но с певицей Исабель у нас особо доверительные отношения, даже гримируемся за соседними столиками, беседуем о личном, иногда посвящаем номер кому-то из членов команды, если в этот день ему нужно особое отношение.

Танцующая трапеция, на которой я выступаю, – новая дисциплина. Это аппарат с безграничными возможностями: он представляет собой треугольник с жесткой перекладиной в основании, а ребра соединены в одной точке, он может менять форму, позволяет летать по всему сценическому пространству, а не раскачиваться в одной плоскости. Многие вещи на ней делаю впервые и все время что-то придумываю. Выступление начинаю с высоты около 13 метров от сцены, а потом спускаюсь до 9. Страховку не использую, в случае с танцующей трапецией она только мешает. Конечно, мне бывает страшно, но я люблю то, что делаю. И страх только подстегивает. Но коллеги знают, что когда на мостике – это конструкция наверху, со мной нельзя разговаривать о чем-то не имеющем отношения к номеру.

Работа никогда не заканчивается, когда уходит публика. Тело – это мой инструмент, и нужно держать его в хорошей форме. Особой диеты не придерживаюсь, очень люблю шоколад, но, чтобы получить удовольствие, достаточно попробовать кусочек. Много времени посвящаю тренировкам. Как соло-исполнитель, могу регулировать их самостоятельно. Есть обязательная часть, потому что нужно делить пространство на сцене с другими артистами. Помимо рабочего расписания 2−3 часа в день посвящаю собственной подготовке – это пилатес, растяжка, занятия на сцене.

У меня есть традиция – привозить из особенного для меня места или на память о хорошем человеке камешек. Багаж позволяет возить их с собой, пусть даже приходится отказываться от пары туфель. Каждый день беру с собой один из них, и он погружает меня в правильное настроение.

Из России камешка у меня пока нет, но, надеюсь, появится. Нет у меня и книги на русском Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Хотя собралось уже много экземпляров на разных языках. Начала собирать их случайно. Впервые прочитала эту книгу на французском, когда учила язык в школе. Потом во время путешествия в Китай (тогда осваивала этот язык) решила, что будет интересно приобрести знакомое произведение на китайском. По такому же принципу купила книжку в Бразилии и в Аргентине соответственно на португальском и на испанском. Во время гастрольного тура Varekai в Европе в Берлине, где живет сестра, приобрела книгу на немецком. С тех пор мне все стали дарить «Маленького принца». Но вот своего принца пока не встретила.