Народный театр петрушка сценки. Кукольный театр. История Петрушки. Уличный театр Петрушка

Как и ученые медведи, куклы некогда были частью скоморошьего репертуара. Народные кукольники, ведущие бродячий образ жизни разыгрывали свои веселые представления везде, где собирался народ. В 19 веке главным героем русского народного кукольного театра по всей стране становится Петрушка (Петр Иванович Уксусов, он же Ванька Рататуй). Вокруг этого персонажа неизменно собиралась плотная толпа зрителей.

Чаще всего встречался бродячий театр Петрушки: кукольник со своим помощником-музыкантом и необходимым снаряжением (складной ширмой, набором кукол, музыкальными инструментами) двигались от ярмарки к ярмарке, зарабатывая на хлеб и дорогу. Другой вид данного увеселения представляли городские шарманщики, ходившие в основном только по улицам своего города и его окрестностям. Кроме того, кукольное представление с Петрушкой нередко шло в балаганах в качестве одного из номеров смешанной программы.

Кукольники обычно настолько хорошо владели своим мастерством, что у зрителей создавалась иллюзия, будто Петрушка действительно живой человечек, а не кукла. Вообще Петрушка сумел снискать поистине всенародную любовь, но причины популярности этого персонажа приводятся самые разные: от «незамысловатости» сценок с его участием до их сатирической, злободневной составляющей.

Содержание представлений с Петрушкой разнилось в зависимости от места и времени их проведения, однако имелись общие для всех спектаклей сцены и приемы, поскольку комедия о Петрушке передавалась от исполнителя к исполнителю обычно лишь устно. Театр Петрушки в середине 19 века включал в себя обязательные сцены (основную часть комедии), и ряд второстепенных, количество, содержание и порядок которых определял сам кукольник на свое усмотрение в зависимости от своих возможностей, таланта, местной традиции и так далее. Основные сцены с Петрушкой были такие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе и финал. Появление Петрушки обычно начиналось с его неожиданного появления из-за ширмы. Наряд Петрушки состоял из красной рубахи, плисовых штанов, заправленных в сапожки и красного колпака. Особыми приметами его внешности были горб и длинный нос.

Выскочив перед зрителями, Петрушка представлялся («Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган! Без меры вино пью, всегда весел и пою…»). Перед тем как начать собственно спектакль, данный персонаж вел живые беседы с публикой на любые темы иногда для того, чтобы создать видимость непринужденной беседы, кукольники нанимали специальных «понукал», которые из толпы вели с петрушкой свободный разговор. Далее начинались Петрушкины приключения, которые стартовали с его намерения жениться. Появлялась его кукольная невеста, в лице которой часто комично обыгрывались различные характерные черты своего времени, например, городские нравы и манеры, незнание деревенской девушкой городской моды и парень, щеголяющий своими столичными привычками.

После истории с женитьбой обычно наступал черед сценки, где наш герой покупает лошадь, которая оказалась вовсе не так хороша, как её расписал продавец-цыган. Норовистая лошадка сбрасывает Петрушку и бьет его копытом, тот начинает громко стонать и звать лекаря и тогда появляется один из постоянных героев Петрушкиной комедии – доктор, который сам про себя может сказать так: «Ко мне людей ведут на ногах, а от меня везут на дрогах». После чего следует смешной, любимый публикой эпизод поиска больного места и перебранка Петрушки с врачом, в результате которой он на самом «лекаре-аптекаре» демонстрирует, куда именно его ударила лошадь.

Почти любой спектакль с участием Петрушки включал в себя сцены обучения «солдатскому артикулу», во время которых тот комично выполнял строевые команды и ружейных приемов. Комичный эффект достигался также, когда герой якобы плохо слышал отдаваемые ему команды (например, на команду капрала «Держи ровно!», он переспрашивал: «Что такое? Матрена Петровна?»). Ну а в самом финале представления по традиции Петрушка падает в «преисподнюю», то есть какой-нибудь персонаж (черт, собака, баран) утаскивают его вниз, за ширму, но лишь затем, чтобы наш герой снова «воскрес» в начале следующего спектакля.

При этом степень социальной остроты Петрушкиной комедии менялась в зависимости от места и времени выступления, для этого умелый кукольник мог во время спектакля заострить какие-либо моменты представления и сгладить другие. Например, если комедия ставилась для холостой компании, то Петрушкины шутки становились более непристойными и сюжет касался в основном его отношений с невестой; если представление шло перед крестьянами или городской беднотой, то весьма актуальной становилась сцена допроса и расправы Петрушки над полицейским. Таким образом Петрушка мог выразить народный протест, но не всегда у кукольника была такая возможность, и некоторые сценки ждали своего часа перед узким кругом зрителей.

В театре Петрушки не мог существовать без хорошего музыканта, который выполнял три основных функции: сопровождал действие игрой на каком-либо музыкальном инструменте; временно участвовал в кукольном действии, беседуя с Петрушкой; выступал посредником между публикой и куклами.

Кукольная комедия с участием комических героев имеет свои корни в Италии и Франции, и спектакли заграничных кукольников повлияли на театр Петрушки, однако в России Петрушка стал народным любимцем, вобрав в себя русские фольклорные черты.

Представления с участием Петрушки всегда воспринимались как праздник и собирали вокруг себя большое количество народу, однако к началу 20 века данное развлечение постепенно сошло на нет и Петрушка перестал быть главным героем ярмарки, его вытеснили другие народные забавы. Лишь после 1917 года Петрушка ненадолго смог обрести известность.

(Статья подготовлена по материалам: А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18- начало 20 века»)

На иллюстрации «Петрушка», 1882. Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883)

Оценка статьи:

В народном искусстве был известен также и кукольный театр: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках).

Особенно любимым народом был театр Петрушки. В XIX веке театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по количеству персонажей обычно от 7 до 20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и пр.). Декораций театр Петрушки не знал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках. Главным персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров и т.п. Он возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах.

В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. А.М. Горький отмечал, что "непобедимый кукольный герой побеждал всех и вся: попов, полицию, черта и смерть. Сам же оставался бессмертным". 1

Вот как описывал Д.А. Ровинский представление театра Петрушки, свидетелем которого он оказался:

"Комедия эта играется в Москве, под Новинским. [...] Содержание ее очень несложно: сперва является Петрушка, врет всякую чепуху виршами, картавя и гнусавя в нос, - разговор ведется посредством машинки, приставляемой к небу, над языком, точно так же, как это делается у французов и итальянцев. Является Цыган, предлагает Петрушке лошадь. Петрушка рассматривает ее, причем получает от лошади брычки то в нос, то в брюхо; брычками и пинками переполнена вся комедия, они составляют самую существенную и самую смехотворную часть для зрителей. Идет торг, - Цыган говорит без машинки, басом. После длинной переторжки Петрушка покупает лошадь; Цыган уходит. Петрушка садится на свою покупку; покупка бьет его передом и задом, сбрасывает Петрушку и убегает, оставляя его на сцене замертво. Следует жалобный вой Петрушки и причитанья на преждевременную кончину доброго молодца. Приходит Доктор:

Где у тебя болит?

Вот здесь!

И здесь?

Оказывается, что у Петрушки все болит. Но когда Доктор доходит до нежного места, Петрушка вскакивает и пап его по уху; Доктор дает сдачи, начинается потасовка, является откуда-то палка, которою Петрушка окончательно и успокаивает Доктора.

Какой же ты Доктор, - кричит ему Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать, где болит!

Еще несколько минут - является Квартальный, или, по-кукольному, “фатальный фицер”. Так как на сцене лежит мертвое тело, то Петрушке производится строгий допрос (дискантом):

Зачем убил Доктора?

Ответ (в нос):

Затем, что свою науку худо знает - битого смотрит, во что бит, не видит, да его же еще и спрашивает.

Слово за слово, - видно, допрос Фатального Петрушке не нравится. Он схватывает прежнюю палку, и начинается драка, которая кончается уничтожением и изгнанием Фатального, к общему удовольствию зрителей; этот кукольный протест против полиции производит в публике обыкновенно настоящий фурор.

Пьеса, кажется бы, и кончилась; но что делать с Петрушкой? И вот на сцену вбегает деревянная Собачка-пудель, обклеенная по хвосту и по ногам клочками взбитой ваты, и начинает лаять со всей мочи (лай приделан внизу из лайки).

Шавочка-душечка, - ласкает ее Петрушка, - пойдем ко мне жить, буду тебя кошачьим мясом кормить.

Но Шавочка ни с того ни с сего хвать Петрушку за нос; Петрушка в сторону, она его за руку, он в другую, она его опять за нос; наконец Петрушка обращается в постыдное бегство. Тем комедия и оканчивается. Если зрителей много и Петрушкину свату, т.е. главному комедианту, дадут на водку, то вслед за тем представляется особая интермедия под названием Петрушкиной свадьбы . Сюжета в ней нет никакого, зато много действия. Петрушке приводят невесту Варюшку; он осматривает ее на манер лошади. Варюшка сильно понравилась Петрушке, и ждать свадьбы ему невтерпеж, почему и начинает он ее упрашивать: “Пожертвуй собой, Варюшка!” Затем происходит заключительная сцена, при которой прекрасный пол присутствовать не может. Это уже настоящий и “самый последний конец” представления; затем Петрушка отправляется на наружную сцену балаганчика врать всякую чепуху и зазывать зрителей на новое представление.

В промежутках между действиями пьесы обыкновенно представляются танцы двух Арапок, иногда целая интермедия о Даме, которую ужалила змея (Ева?); тут же, наконец, показывается игра двух Паяцев мячами и палкой. Последняя выходит у опытных кукольников чрезвычайно ловко и забавно: у куклы корпуса нет, а только подделана простая юбочка, к которой сверху подшита пустая картонная голова, а с боков - руки, тоже пустые. Кукольник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки - первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом. При кукольной комедии бывает всегда шарманка, заменившая старинную классическую волынку, гусли и гудок; шарманщик вместе с тем служит “понукалкой”, т.е. вступает с Петрушкой в разговоры, задает ему вопросы и понукает продолжать вранье свое без остановки". 2

И. Стравинский балет «Петрушка»

Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор И. Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

Действующие лица

Описание

смешная кукла балаганного театра
Балерина кукла, в которую влюблен Петрушка
Арап кукла, предмет интереса Балерины
Фокусник хозяин кукол
Шарманщик уличный музыкант
  • В балете уличная танцовщица кружится под старинную песенку «Деревянная нога». Ее незатейливый мотив Стравинский услышал на одной из улочек Ниццы от шарманщика. Впоследствии у песенки объявился автор – некто Спенсер, и суд обязал композитора выплатить ему сумму гонорара.
  • На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную.
  • Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
  • Считается, что именно Дягилев открыл миру талант Стравинского. Когда он впервые услышал молодого композитора, у того даже не было высшего музыкального образования.
  • Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
  • В 1993 году была выпущена платиновая монета, посвященная Стравинскому. На ней отчеканено рельефное изображение композитора на фоне сцены из балета «Петрушка».
  • Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
  • В 1947 году Стравинский создал вторую редакцию «Петрушки» для исполнения меньшим числом музыкантов. Вместо "четверного" состава оркестра партитура была переделана для "тройного" состава, и музыка к «Петрушке» стала существовать в двух вариантах – как балетная и как оркестровая.
  • По мотивам балета «Петрушка» в 1993 году создан российский мультфильм «Рождественская фантазия».
  • В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает».
  • Музыка из балета «Петрушка» звучит в кинофильмах «Очаровательная проказница», «Поцелуй вампира», «Богоматерь Турции».

Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.

Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.

Кукла Петрушка

Петрушка — это печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос .

История театра Петрушки

Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность . Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.

Персонаж Петрушка

Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей . Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.

Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки .

Русский театр Петрушка и его сюжеты

В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки .

Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:

— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.

— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.

— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.

Последняя сцена также не обходится без драк. Когда появляется квартальный, чтобы узнать, почему Петрушка убил доктора, главный герой недолго думая, поступает также и с квартальным. Но справедливость олицетворяет собака, которая лает и рычит на основного персонажа, а затем не поддаваясь ни на какие задабривания и упрашивания Петрушки, хватавшего его за нос, утаскивает с импровизированной сцены.

На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.

Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении . Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”. Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.

Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. Н а его лице изображалась д аже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал .

Уличный театр Петрушка

Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади . Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.

Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма , прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.

Современный театр Петрушки

Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.

Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.

Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе .

М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1918. 20 с., ил. 20,4х15 см. В издательской иллюстрированной хромолитографированной обложке. Известная "сытинская" лубочная книжка для детей.

Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Петрушка - «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, - достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки - улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира). Типичное заблуждение - почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником более старших: неаполитанского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля и других, - при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее:

«...была создана фигура... известная всем народам...

Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов - именно он преодолеет всё и всех». Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой. До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке:

«У тебя и пашпорта-то нет!»,

на что Петрушка гордо отвечает:

«Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке. По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили еще в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.). Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове.

«Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!»

Появляется квартальный.

- «Ты зачем убил доктора?»

Он отвечает:

«Затем, что плохо свою науку знает».

После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит:

- «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!»

Музыка смолкает, что означает конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками. Петрушка побеждал всех противников, кроме одного - Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.

Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:

«На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки. Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, „музыкант“ кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами... Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: „это барашек“. Петрушка в восторге, гладит „ученого, моченого“ барашка и садится на него верхом. „Барашек“ покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чорт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чорт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина…» Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа.

Происходит чуть ли не по всем городам, пригородам и селам России.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Действующие лица:

Петрушка, Музыкант, Цыган и лошадь.

Вдали показывается Музыкант с шарманкой, его товарищ, главный комедиант; у него ширмы, ящик с куклами. Петрушка, еще сидя в ящике, поет визгливым голосом:

Вдоль по Питерской
По дороженьке
Едет Петенька
Да с колокольчиком!

Расставляются ширмы; во все это время Петрушка поет и кричит, что ему взбредет в голову. Наконец появляется сам и с громким хохотом садится н краешек ширм.

Петрушка. Ха-ха-ха! Разлюбезные господа! Вот и я приехал сюда, не в тарантасе-рыдване, а прямо на аэроплане - в дубовом ящике! Мое вам почтение, господа! Я ваш старый знакомый - Петрушка. Пришел вас повеселить, позабавить да с праздничком поздравить! (Обращается к Музыканту.) Цыган не приходил?
Музыкант. Давно тебя дожидается.
Петрушка. Зови сюда!

Появляется Цыган с лошадью.

Цыган. Здравствуй, мусью Шишел-Мышел! Я к тебе сам конский заводчик вышел! Как живешь-поживаешь? Часто ли хвораешь? Я - Цыган Мора из цыганского хора, пою басом, заедаю ананасом, запиваю квасом!
Петрушка. Вот что, чумазая рожа, Шалтай-Балтай! Ты понапрасну языком-то не болтай, а говори дело!
Цыган. Мой знакомый - англичанин Рок воткнул себе вилы в бок, по всей Европе кочует, каждую ночь на Хитровке ночует... Шишел-Мышел, от кого-то слышал, что тебе хороший конь требуется.
Петрушка. Да, брат, я давно хлопочу - скакового бегуна завести хочу. Только хороша ли у тебя лошадь?
Цыган. Такая, хозяин, лошадь, что без хомута гони в четыре кнута... и то только по ветру! Не конь, а огонь: бежит - дрожит, спотыкается, а упадет - не подымается!
Петрушка. Ой-ой-ой! Батюшки-сватушки! Вот так лошадь! А какой масти?
Цыган. Бурая, гнедая, с боков худая, с пятнами, без хвоста и гривы - лохматая, на один глаз кривая, такая же, как и ты - горбатая. Арабской породы, с аттестатом.
Петрушка. Вот такую-то мне и надо... А сколько стоит?
Цыган. Для кого четыре тысячи, а тебе, по знакомству, за двести рублей отдам!
Петрушка. Что ты, чумазый, дорого заломил? Или не проспался?
Цыган. Мой запрос не лезет к тебе в нос! Говори по душе: сколько даешь?
Петрушка. Рубль с четвертью.
Цыган. Экий ты какой, с тобой хоть волком вой! Прибавляй ребятишкам на молочишко.
Петрушка. Ну, вот тебе - сто рублей.
Цыган. Мало, барин хороший! Прибавь еще.
Петрушка. Хочешь, полтораста с двумя копейками?
Цыган. Делать нечего, для милого дружка и сережка из ушка! Давай деньги.
Петрушка. Погоди, сейчас за кошельком схожу. (Уходит и быстро возвращается с дубиной-трещоткой, начинает бить Цыгана но голове.) Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Эй, эй! Чумазый! Подожди - еще две копейки осталось! (Хохочет и обращается к Музыканту.) Музыкант, дешево я лошадь купил?
Музыкант. На что лучше! Только бесчестно поступил - двух копеек недодал!
Петрушка (хохочет). А лошадь-то хороша - совсем молодая! Ни одного зуба уж во рту нет! (Садится верхом на лошадь.) Прощай, Музыкант, до свидания, господа, ребята!
Музыкант. Куда ты, Петр Иванович, едешь?
Петрушка. Отсюда через Вологду и Архангельск, махну прямо на Кавказ - пить кахетинский квас. (Лошадь брыкается.) Тпру! Тпру! Сивка-бурка! Тише, окаянная! А то я упаду и горбатым на целый век сделаюсь! (Лошадь сбрасывает Петрушку за ширму.) Ой, батюшки! Пропала моя головушка удалая! Смерть моя идет!.. Музыкант. А где твоя смерть-то, Пётра Иваныч?
Петрушка. Ой-ой-ой! За земской заставой, на огороде картошку копает!
Музыкант. Не горюй: еще не скоро придет.
Петрушка. Да, лет через двадцать, к Покрову, наверное, умру... Зови скорей доктора!
Музыкант. В один момент приведу.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Петрушка, Музыкант и Доктор .

Петрушка (лежит и стонет).
Пускай могила меня накажет,
Своей я смерти не страшусь!

Входит Доктор .

Доктор. Кто здесь больной? Что за шум такой? Не стонать, не кричать, а смирно до самой смерти лежать! Я знаменитый доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь. Акушер и коновал, знает меня весь Зацепский вал! Произошел все науки в Италии и много далее; производил операции в Париже и сюда к нам поближе! Талантом владею, лечить умею: кто ко мне придет на ногах, тот от меня пойдет на костылях или повезут на дровнях. Где больной?
Петрушка. Батюшка коновал-лекарь, из-под моста аптекарь! Пожалей ты меня, сиротинушку, не губи: на дровнях-то не вези, а уж лучше в колясочке.
Доктор. Ну, рассказывай весть про свою болесть: внутри или снаружи? Тут или здесь? (Ощупывает Петрушку.)
Петрушка. Вот, между лопатками, около подложечки, да правая мостолыжка ноет.
Доктор. Здесь?
Петрушка. Пониже да полевее!
Доктор. Тут?
Петрушка. Повыше до поправее!
Доктор. Экий ты болван какой! С тобою потеряешь всякий покой. То пониже, то повыше! Встань да укажи!
Петрушка. Батюшка-доктор, встать-то мне силы нет! Видно, затянулась моя болесть на сорок лет. Ой-ой! Сейчас встану да покажу. (С трудом поднимается, уходит и возвращается с палкой, которой бьет Доктора по голове, по шее и спине.) Вот тут ломит! Вот здесь стонет! В этом месте болит, а тут мозжит!

Доктор убегает.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Петрушка, Музыкант и Немец .

Немец (поет и танцует). Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Появляется Петрушка .

Петрушка. Музыкант, что это за чучело?
Музыкант. А это заграничный человек, не говорит по-русски, спроси его по-французски.
Петрушка. Это как же по-французски?
Музыкант. Парлэ-ву-франсе, Альфонс Ралле.
Петрушка. Эй, господин-мусью! Парлэ-ву-франсе? (Немец молча раскланивается.) Кой черт! Да он по-французски ни шиша не знает! Должно быть, это немец с зеленых островов. Спрошу-ка я его по-немецки... Шпрехен-зи-дейч, Иван Андреич?
Немец. О, я! Их шпрехе гут.
Петрушка. Кого тут жгут? Говори по-московски.
Немец. Мейн либер гер, вас?
Петрушка. Какой ты тут нашел квас? Вот лучше я тебе стаканчик поднесу! (Колотит Немца палкой, тот убегает.) Музыкант, куда Немец пропал? Должно быть, побежал квас пить... Пойду-ка и я стаканчик хватить!
Музыкант. Погоди, он сейчас вернется, это он, наверное, тебя угостить хочет.
Петрушка. Вот это хорошо! А я пока песенку спою. (Поет, грустно раскачивая головой.) "Под вечер осенью ненастной..." (Появляется Немец, ударяет Петрушку палкой по голове и быстро скрывается.) Что это за диковинка, братец Музыкант: будто комар летел и меня по затылку крылом задел! (Немец опять появляется и раскланивается.) Ага! Вот и Шпрехен-зи-дейч вернулся! Музыкант, что же у него бутылки не видно, а какая-то палка?
Музыкант. Это у него штопор.
Петрушка. Хорош штопор! Вот я его сейчас им отштопорю! (Вырывает у Немца палку и несколько paз колотит его по голове, Немец падает на барьер.)
Музыкант. Что ты наделал, злодей! Ведь ты его убил.
Петрушка. Купил? Зачем он мне нужен? Хочешь, я его тебе даром отдам - совсем с требухой и косточками.
Музыкант. На что он мне? Еще с ним под суд попадешь!
Петрушка. Ну, так я его на рынке продам. (Кладет Немца себе на спину, вертится с ним во все стороны и кричит.) Поросят! Поросят! Кому надо, дешево продам!.. (Скрывается.)

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Петрушка, Музыкант и потом Капрал .

Петрушка (приплясывая, поет).
Всем известен я за хвата,
Хоть поклясться вам готов, -
От Варварки до Арбата
И до Пресненских прудов!..

Появляется Капрал , Петрушка моментально скрывается.

Капрал. Музыкант, куда Петрушка скрылся?
Музыкант. Не могу знать, господин Капрал! Пошел налево, а может быть, свернул направо.

Из-за ширмы показывается только голова Петрушки.

Петрушка. Музыкант, скажи ему, что я уехал в Париж...
Капрал (быстро поворачивается и хватает Петрушку). Вот я тебе покажу, мошеннику, Париж - живо от него угоришь! Ты здесь все буянишь да с благородными людьми грубиянишь! Кричишь, орешь, всей Москве покою не даешь! Вот я тебя, голубчика, возьму в солдаты без срока!.. Станешь ты у меня из-под пушек выгонять лягушек.
Петрушка. Ваше сковородие, господин будочник-капрал! Какой я солдат - калека с горбом? Нос крючком, голова сучком, а сам ящиком! А потом у меня становой жилы нет!
Капрал. Врешь! Где у тебя горб?
Петрушка. Я горб потерял на Трубной площади!
Капрал. Этим от меня не отделаешься! Вот тебе ружье, становись во фронт!
Петрушка. Это не ружье, а палка!
Капрал. Дураков прежде учат палкой, а потом ружьем. Смирно! Равняйсь! К но-о-о-ги!
Петрушка. Ой-ой, кусают блохи!
Капрал. Слушай команду: на плечо!
Петрушка. Ой-ой, больно горячо!
Капрал. Правое плечо вперед!
Петрушка (ударяет его палкой). Вот тебе, вот!
Капрал. Что ты делаешь, дурачина? Не получить тебе следующего чина.
Петрушка. Самую малость споткнулся, господин Капрал!..
Капрал. Слушай команду: кругом, марш! (Петрушка идет сзади Капрала.) Левой, правой! Раз, два!
Петрушка. Черт кудрявый! (Ударяет Капрала по затылку.) Три, четыре, пять, шесть! Иди расчесывать шерсть?

Капрал убегает.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Петрушка, Музыкант и Шавка .

Петрушка. Ха-ха-ха! Ловко я, Музыкант, отслужил? Прапорщика запаса чин получил!
Музыкант. На что лучше? Теперь тебе, Петр Иванович, и о свадьбе подумать следует... Готовь приданое.
Петрушка. У меня приданое богатое: все вещи хорошие - пять кафтанов с новенькими заплатами, три шляпы помятые, полтора аршина холста, лошадь на трех ногах, без хвоста, в амбаре луковица да солдатская пуговица... Есть чайник без крышки с одной ручкой, да и тот в починку отдан!
Музыкант. Приданое важное! Полным домом жить будете!

Выскакивает большая лохматая собака и со злобным лаем бросается на Петрушку.

Петрушка (чмокает). Шавочка! Шавочка-кудлавочка!.. (Собака хватает его за кафтан.) Куда ты, оглашенная? Стой, стой! Казенный мундир разорвешь. Ой, батюшки, больно! Шавочка, душечка! Пойдем ко мне жить - буду тебя кошачьим мясом кормить! (Собака кидается и хватает его за нос.) Ай-ай! Голубчики, братики-сватики! Заступитесь, родимые! Не дайте собачьей смертью погибнуть! Пропадай, моя головушка удалая, с колпачком и с кисточкой!

Собака теребит Петрушку и за нос утаскивает его.