Достижения культуры двуречья. Культура двуречья. Мифы и сказания

Древнейшими народами Двуречья была создана высокая культура, которая легла в основу более поздней - вавилонской. По мере укрепления многообразных связей между народами достижения шумеров и аккадцев становились достоянием других стран и народов. Эти достижения оказали огромное влияние на дальнейшее культурное развитие всего человечества.

Письменность и наука.

Величайшим достижением культуры народов Двуречья явилось создание письменности, зачатки которой появились у шумеров ещё в середине IV тысячелетия до н. э. С зарождением государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, эти зачатки превратились в подлинное письмо.

Начало шумерского письма восходит к рисуночному письму. Письменные знаки, засвидетельствованные древнейшими памятниками, могут быть без труда возведены к их первоначальному рисуночному образу. Эти знаки изображали человека и части его тела, орудия труда, оружие, лодки, животных, птиц, рыб, растения, поля, воды, горы, звёзды и т. д.

Дальнейшее развитие письменности состояло в том, что пиктограммы (знаки-рисунки) превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом. Так, например, рисунок ноги стал означать в качестве идеограммы все действия, связанные с ногами, - «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д. Шумерское письмо стало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы. Так, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение «га», ибо слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко. Обилие в шумерском языке односложных слов дало в письменности несколько сотен знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным звукам. Слоговые и алфавитные знаки использовались главным образом для передачи грамматических показателей, служебных слов и частиц.

С развитием письменности рисуночный характер шумерских письменных знаков постепенно исчезал. Основным писчим материалом в Двуречье с самого начала явились глиняные плитки, или таблички. При писании на глине рисунки упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий. Так как при этом нажимали на поверхность глины углом прямоугольной палочки, то в результате эти линии приобретали характерный вид клиновидных углублений; письменный знак в скорописи превращали в сочетание «клиньев». Создавшееся таким образом шумерское клинописное письмо было воспринято аккадскими семитами, которые приспособили его к своему языку. В дальнейшем шумеро-аккадская клинопись распространилась во многих переднеазиатских странах древнего Востока.

Нужды храмовой отчётности и развитие шумерского строительного искусства потребовали расширения математических знаний. О том, что математическая мысль в Шумере переживала период расцвета, свидетельствует совершенство отчётных документов писцов III династии Ура. Лишь достижения математики этого времени могут объяснить последующее развитие математических знаний в писцовых школах Двуречья времени I вавилонской династии (первая половина II тысячелетия до н. э.).

Шумерские научные термины встречаются в изобилии и в текстах, посвящённых не только математике, но и другим научным дисциплинам, изучавшимся в писцовых школах Вавилона, как, например, астрономии, химии и т. п. Поэтому мы имеем право утверждать, что писцы Шумера, как и Египта, положили начало развитию научной мысли в древности.

Религия.

В каждой шумерской территориальной общине почитался свой местный бог-покровитель, являвшийся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые властвуют над жизнью людей. Такое божество считалось обычно покровителем земледелия.

При ирригационном земледелии большую роль играли светила и наблюдения за ними, а поэтому в древнем Шумере начали рано связывать богов с отдельными звёздами и созвездиями. В письме Шумера пиктограмма звезды служила обозначением понятия «бог».

Важную роль в шумерской религии играла богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения, культ которой в своей основе восходил ещё ко временам господства материнского рода. Существовало несколько таких местных богинь, например Инанна, богиня города Урука. Вместе с Инанной, родительницей всего существующего, почитался и бог Думузи, «истинное дитя», в семитической передаче - Таммуз. Это был бог умирающий и воскресающий, который олицетворял собой судьбу зерна. Культ умирающих и воскресающих богов растительности восходит ко времени установившегося преобладания земледелия.

В мировоззрении шумеров, а затем аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Эти основные силы природы в религии олицетворялись в фантастических образах трёх основных богов. Это были бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки или Эа.

Эти божества почитались во всём Двуречье, хотя центром почитания Энлиля был Ниппур, ставший общешумерским святилищем, центром культа Энки - город Эриду. За пределами своих городов почитались также главный бог города Сиппара-бог Солнца Шамаш (шумерский У ту), главный бог города Ура-Син, отождествлявшийся с Луной, и другие.

Первоначально общество Шумера не знало жречества как особого сословия. Верхи жречества, заведовавшие хозяйством храмов и выполнявшие основные обряды культа, являлись представителями знати, а технические исполнители культа, низший храмовый персонал, чаще всего выходили из народа. Большое значение приобрели храмовые писцы, которые хранили и развивали письменность.

Религия освящала существующий общественный порядок; правитель города-государства считался потомком богов и представителем городского бога в государстве. Но религия шумеров ещё не знала стремления примирить угнетённые массы с их тяжёлой участью на земле обещанием награды в «потустороннем» мире. Вера в рай, в небесное вознаграждение за земные страдания, видимо, так и не развилась в древнем Двуречье. Ряд мифов рисует тщетность попыток человека достичь бессмертия.

Некоторые мифы древних шумеров (о сотворении мира, о всемирном потопе и др.) "оказали большое влияние на мифологию других народов, в частности на мифологию древних евреев, и в несколько изменённом виде сохраняются в религиозных воззрениях современных христиан.

Аккадские семиты, невидимому, не имели своей чётко выработанной иерархии богов. Подобно другим семитским племенам они называли бога своего племени владыкой (бел), а богиню племени - просто богиней (эштар). Поселившись в Двуречье, они восприняли все основные черты шумерской религии. Боги неба и воды продолжали у них называться шумерскими именами: Ану и Эа; Энлиль наряду со своим шумерским именем стал носить имя Бел.

Литература.

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве - это религиозные мифы и легенды. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому по преимуществу образу жизни.

Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замершая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше и его соратнике Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.

Гильгамеш в эпосе выступает как царь города Урука, сын смертного и богини Нинсун. В царских списках времени III династии Ура упоминается царь Гильгамеш, представитель первой царской династии города Урука. Последующая традиция, таким образом, сохранила о нём память, как об историческом лице.

Шумерские былины о Гильгамеше с бесспорностью доказывают народный характер этого эпоса. Так, в первичных шумерских былинах в качестве соратников Гильгамеша во время его подвигов выступают не только богатырь Энкиду, но также и представители народа: 50 человек из числа «детей города», т. е. народа города Урука, помогают Гильгамешу и Энкиду в походе на страну кедрового леса (Ливан), охраняемого чудовищем Хувавой. В былине о борьбе Гильгамеша с царём Киша Аккой рассказывается, что Гильгамеш отверг требование царя Киша выполнить для него работы по ирригации, и в этом отношении его поддержало собрание народа города Урука. Что же касается знати, то она, собравшись в совете старейшин, трусливо советовала Гильгамешу подчиниться царю Киша.

В основе этой былины лежит, невидимому, исторический факт борьбы Урука за свою самостоятельность с мощным городом-государством Кишем на севере.

Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

Архитектура и искусство.

Богатство господствующего класса нашло своё отражение мощной и повсеместной строительной деятельности царей. Интенсивное строительство, покрывшее страну храмами и дворцами, было возможно благодаря наличию многочисленных рабов-военнопленных, а также использованию труда свободного населения. Однако в Двуречье в отличие от Египта в силу местных природных условий не существовало каменного строительства, и все здания возводились из кирпича-сырца.

В отличие от Египта здесь не развился в такой мере заупокойный культ и не строилось ничего подобного каменным громадам пирамид или погребальным сооружениям египетской знати. Но, располагая огромными средствами, архитекторы Шумера и Аккада воздвигали грандиозные ступенчатые храмы-башни (зиккураты). В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

Шумерские ваятели создавали статуи богов и представителей знати, а также рельефы (например, «Стела коршунов»). Однако если ещё в период культуры Джемдет-Наср шумерские художники сумели достичь известных успехов в передаче образа человека, то в период существования ранних городов-государств господствует грубая схематизация - человек изображается либо неестественно приземистым, либо в неестественно вытянутых пропорциях, с преувеличенным размером глаз, носа и т. д. Также и в камнерезном искусстве изображение подчиняется геометрическим схемам. Ваятели времён династии Аккада далеко превзошли ранних шумерских ваятелей, сумев, в частности, отобразить живые существа в движении. Рельефы времени Саргона и особенно времени его внука Нарамсина поражают своим художественным мастерством. Одним из наиболее замечательных художественных памятников является стела Нарамсина, посвящённая победе над горными племенами. В рельефе отображён драматизм боя в условиях гористой местности, где происходило это сражение.

На большой высоте стояло и прикладное искусство Аккада. Особенно обращают на себя внимание художественно выполненные изображения сюжетов из мифов и эпоса, вырезанные на цилиндрических печатях из цветного камня. Очевидно, художники этого периода не потеряли связи с народным искусством Двуречья.

Искусство Лагаша времени Гудеа (как, например, в портретных статуях самого Гудеа из твёрдого камня - диорита) и времени III династии Ура использовало, несомненно, лучшие образцы искусства Аккада. Однако со времени III династии Ура в искусстве утверждаются мёртвые, канонические схемы изображений, преобладают однообразные религиозные сюжеты.

Народы Двуречья создали ряд инструментов - свирель, флейту, бубен, арфу и т. п. По свидетельству дошедших до нас памятников, эти инструменты использовались в храмовом культе. На них играли особые жрецы, выступавшие и в качестве певцов.

Мировосприятие и религия.

В Древней Месопотамии, как и в Древнем Египте, важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры играли мифы. Шумерская мифология - одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены шумерами. Мифология Междуречья отражает в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы).

Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской и вообще месопотамской мифологии была теогоническая поэма «Энума Элиш» - миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле.

Религия в древней Месопотамии не составляла стройной системы, а складывалась из отдельных местных культов: у каждого крупного города был свой покровитель, защищавший интересы его жителей. Наряду с этим всюду на территории Месопотамии почитались и общие космические божества. Поэтому можно говорить об определенной преемственности в развитии мифологии религии шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев, населявших в те времена Месопотамию. Первые гос. Боги появились в 3 тыс. до н.э. по мере того, как разные города: Киш, Урук, Лагаш, Ур и др. – выступали объединителями своего региона. Завоеватели, приходившие в Вавилонию, - аккадцы, амореи, касситы, арамеи, халдеи – заимствовали местный пантеон, пополняя его своими божествами. В конце 3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон.

Божества были связаны с самыми разными сторонами жизни. В стране, вся жизнь которой завислела от земледелия, особым почитанием пользовались божества – покровители плодородия, земледельческого труда, щедрого урожая. Верховными божествами считались бог неба Ану (отец богов), бог земли Энлиль (ветра, воздуха и одновременно определитель судьбы, создатель городов, изобретатель земледельческих орудий), воды - Энки(Эа – мировой океан, хранитель божеств. Мудрости, советник богов), войнами «заведовал» Нергал (повелитель подземного мира), Адад (буря, гром, молния), Нинурта (растительность, победоносная война), богиня любви и плодородия -Иштар (она же являлась покровительницей города Урука). Т.к. земледелие, время разливов рек было тесно связано с наблюдением за солнцем и луной, они стали объектами поклонения. Солнце стало олицетворением бога Шамаша (правосудие, справедливость), Син – луна, Иштар – планета Венера. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз).

Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. Шумеры верили, что городами-государствами владеют и правят сами боги. Поэтому крестьяне и рабы обрабатывали особые участки земли либо храмам, либо землевладельцам, которые выплачивали часть урожая в качестве ренты. Владеть землей имели право немногие. Рента, дары, приношения, а также урожаи, полученные с земель, принадлежали богам, использовались для нужд храмов и для помощи беднейшим горожанам. Помимо жрецов и жриц, при каждом храме имелся большой штат чиновников, писцов, ремесленников, поваров, уборщиков. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.

Почитание богов осуществлялось через произведение пышных церемоний, торжественных шествий, магических заклинаний и действий. Древние жители воспринимали своих богов не в кач-ве духовных сущностей, а как вполне материальных сущ-вах. Как вполне матер. сущ-во, бога кормили, приносили дары, строили для него дом – храм. Пантеон богов, как и человеч. общ-во имел иерархическое строение т.е. выделялись боги главные и подчиненные им второстепенные божества. Каждому богу в зависимости от его положения было положено опр. кол-во пищи, даров, объема услуг, размера храмового помещения. Сущность культовых действий была направлена на консолидацию правящей элиты, управляющей страной, в кот. главную роль играла жреческая корпорация, а не гос. бюрократия во главе с царем.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Еще одной особенностью, отличавшей вавилонскую религ. систему от египетской, являлось слабое развитие идеологии обожествления царской власти. Попытки некоторых правителей 3 тыс. до н.э., в частности Нарам-Суэна, Шульги и др. обожествить свою личность не получили продолжения. Даже Хаммурапи не осмеливался этого сделать. (на столбе с законами, он изображен в кач-ве смиренного просителя перед грозным богом Шамашем.)

В период возвышения Вавилона (нач. 1 тысячелетия) верховным божеством был объявлен Мардук - покровитель этого города, царь богов, создатель существующего мира: неба и земли, растений и животных, самого человека, объединяя функции основных богов Вавилонии. Наряду с верховным божеством признавались 7 главных богов, которые послужили основой современной семидневной недели. Они составляли совет старейшин в пантеоне богов. Боги изображались как покровители царя, что способствовало оформлению идеологии обожествления сильной царской власти.

Духовную жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов, семерка планет, богов и семь дней в неделе.

Религия древних народов Месопотамии освещала существующий общественный порядок: правитель города-государства считался потомком богов, обожествлялась не только царская власть, но и культ умерших царей. Однако в отличие от Египта в Месопотамии культ умерших и идея обожествления царя не получили такого развития и размаха, как в Древнем Египте.

Знания.

Научные знания были вписаны в религиозное мировоззрение. Специализированные знания хранились в тайне замкнутыми жреческими кастами.

Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумеры уже в 3 тыс. до н.э. установили, что утренняя и вечерняя звезда - это одна планета. На этом основании составлялись соответствующие прогнозы и предсказания в отношении хозяйственной деятельности и событий в общей жизни государства, а также правителей. К I тыс. до н.э. вавилоняне уже знали пять планет. Шумеры умели определять длину лунного месяца, время весеннего и осеннего равноденствия. На этой основе они создали систему знаков зодиака - 12 созвездий, основы их символов сохранились до настоящего времени. С VII в. до н.э. в Вавилоне существовала официальная должность придворного астронома. Его задачей была систематическая запись наиболее важных изменений и явлений на небе.

В Месопотамии была разработана астрология. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и других планет; повторяемость затмений; установили семидневную неделю (каждому дню покровительствовало божество и его символ - светило) и, в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян.

Шумеры первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33-й параллели.

Шумеры и вавилоняне были превосходными математиками. Математика Двуречья находилась на более высоком уровне, чем египетская. Здесь знали десятичный счет, использовали и шестеричную основу счета, из которой возникло разделение круга на 360 градусов, часа - на 60 минут, а минуты - на 60 секунд. Шумеры и вавилоняне знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, владели техникой решения квадратных уравнений. Они решали линейные и квадратные уравнения с двумя неизвестными, решали даже задачи, сводящиеся к кубическим и к биквадратным уравнениям. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в XVIII в. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора. Прекрасно знали они и геометрические законы. В Древнем Вавилоне умели исчислять проценты, измерять площадь, объем различных геометрических фигур.

Медицинские представления народов Междуречья были достаточно развитыми. Они уже в те времена проводили хирургические операции, знали лечебные свойства различных трав, умели диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи мазей, порошков и настоек, причем рецептура нередко была достаточно сложной. В эпоху царя Хаммурапи (XVII век до н.э.) уже существовала определённая специализация, в частности хирургия и лечение глазных болезней.

Однако, в отличие от египтян, из-за запрета анатомирования, знания анатомии были не очень глубокими.

Образование.

В городах существовали школы писцов и школы для детей богатых. На глиняных табличках сохранилось описание системы обучения и наказания в шумерской школе, применявшейся примерно четыре тысячи лет тому назад. В школе детей учили клинописному письму, беглому чтению клинописных знаков, счету и правилам арифметики. Некоторые особо одаренные ученики имели познания в алгебре и геометрии.

При школах, крупных храмах и дворцах создавались библиотеки и архивы - одно из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры. Ещё в древних городах Шумера писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки.

Одна из самых больших библиотек того времени - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.), в которой хранились все важнейшие произведения вавилонской и ассирийской литературы. Библиотека содержала около 30 тысяч глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени: это не едва ли первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек в каждой серии текстов. Библиотека была найдена в 1849-1854 гг. на месте Ниневии при раскопках холма Ку-юнджик на левом берегу Тигра.

Л IV-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

Шумеро- Древнейшая культура Двуречья - шумеро-РКУ«ДСКЯЯ аккадская. По мнению большинства современ- ных востоковедов, шумеры - родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы - о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры

Авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа

Появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись1. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации

мыслей - завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой гли-Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо1, Впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время рченые считали, что язык шумеров не похож ни на один из из-человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о про-ждении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас мож-считать установленным, что язык шумеров так же, как язык вних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье. Сохранилось много памятников шумерской литературы - они саны на глиняных табличках, и почти все из них удалось про-В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги

приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800 г. до., записаны произведения первой известной миру поэтессы - !, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг юй жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о \, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на у соседних народов, которые приняли и адаптировали их к юй жизни. Исключительно сильное воздействие на [рную литературу оказали легенды о всемирной потопе. В них рас-я, что потоп был устроен богами, которые замыслили все живое на Земле. Только один человек смог избежать - благочестивый Зиусудра, который по совету богов по-заранее корабль.

Ктлытпа Наследницей шумеро-аккадской цивилизации Вавилония была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до) город Вавилон2 объединил под своим главенством все области

i письмо (от гр. idea - идея, образ и graft» - пишу) - принцип письма, ислоль-I идеограммы - письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий спо-

р, таз -«видать», к - шумерск. - Кадингирра, акхад. - Бабилу, букв, врата Бога.

Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятерич-ная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они

хлжны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были эйствены различные слабости и недостатки: зависть, злость, не-эянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли только жрецы: они одни могли и умели вызывать и закли-. духов, беседовать с богами, определять будущее по движению

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределен-i человеческой судьбы, в подвластность человека высшим си-f дам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсо-яой: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с ебным окружением человека. Постоянное сознание опасно-: для человека в окружающем мире сочеталось с желанием пол-насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отрази-. в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, поденные богам; возле храма главного местного божества обычно эдился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная вы-эщими террасами и создающая впечатление нескольких ба-I, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких усту-в-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, : нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была енчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его >, где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам.

Внутри эй башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. I, эту башню использовали и для более конкретных и зем-: нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения. Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне ло: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна ем, и основным строительным материалом был кирпич. Од-ю кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки: искусствоведам высказать точку зрения, что именно ва-энские зодчие явились создателями тех- архитектурных форм, эрые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а ем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что про-европейской архитектуры нашей эры следует искать в доге Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и ертикалъных сечений определял в Вавилонии архитектурную позицию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая, по сравнению со статуэтками из Египта, проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Культура Культуру, религию и искусство Вавилонии за-

Ассирии имствовали и развили ассирийцы. В развали-

нах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч!) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал - образованный и начитанный человек - вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из

|дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Но и другие знаменитые релье-|фы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассизские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действи-|тельность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искус-*ства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было, фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. я В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а цворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов - не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения жи-цотных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 90 и шириной IS ярдов.

ультура Ирана На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, полагают исследователи, - еще более светское и придворное, [ искусство его предшественников, более спокойное: в нем почнет той жестокости, которая была так свойственна искусству рийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим «ентом изобразительного искусства здесь остается изображение - это прежде всего крылатые быки, а также львы и эны. Распространены были рельефы с изображениями торже-енных процессий воинов, данников, львов.

IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Ма-

i и включен в сферу влияния эллинистической культуры. III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и эй целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, бражающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не войны были удачными для Ирана. Многие памятники культу-[ Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн, многие погибли ке. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства, - дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебря-сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. Средневековые эрии донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, зрый покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца -и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачаль-

ников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов1. Стены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598- 522/521 гг. до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал - доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этические решения, находясь между этими двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.

Месопотамией («страной между реками») древнегреческие географы назвали обширную область в бассейнах Тигра и Евфрата, отличавшуюся исключительным плодородием и выгодным географическим положением на пересечении важнейших торговых путей. На этой территории жили многочисленные народы, говорившие на разных языках. Первые государства возникли в Южной части Месопотамии, где жили шумеры – народ загадочный по происхождению и языку. Древние шумерские города – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур возникли в конце 4-го тыс. до н. э. В начале 2-го тыс. до н. э. крупнейшим городом Месопотамии становится Вавилон, а в восточной части Северной Месопотамии возникло государство Ассирия с центром в г. Ниневии. Культурные достижения шумеров были усвоены и развиты вавилонянами и ассирийцами.

Одним из самых выдающихся достижений древних шумеров было изобретение письменности – клинописи. Шумерская клинопись была заимствована многими народами Передней Азии. Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, эпическими сказаниями. Особый жанр представляли плачи – произведения о гибели шумерских городов в результате набегов соседних племен. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше, царе Урука, который искал бессмертие для себя и других людей. В поэме содержится рассказ о всемирном потопе, повторенный затем в библейской книге Бытия. В литературе народов Месопотамии значительное место занимают произведения, в которых повествуется о жизни богов, сотворении мира, например, эпос «Когда вверху…», составленный во 2-м тысячелетии до н. э. и посвященный главному вавилонскому богу Мардуку. К VII в. до н. э. восходит самое знаменитое ассирийское произведение – «Повесть об Акихаре», мудром писце и советнике ассирийских царей. Текст ее был очень популярен на Востоке и даже в Европе (на Руси это произведение было известно под названием «Повести об Акире Премудром»).

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. Крупнейшую из них основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н. э.) в своем дворце в городе Ниневии. Это было первое в мире систематическое собрание книг, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Глина была основным материалом для письма в Древней Месопотамии. Даже человек и тот, согласно древнему шумерскому мифу, был сотворен из глины.



В Шумере сформировался определенный тип храмового зодчества, характеризующийся применением высоких искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие Храмовые башни – зиккураты – являлись непременной принадлежностью каждого города. Одним из самых древних являлся зиккурат бога луны Сина высотой 18 м, который был открыт археологами в городе Уре. Однако самым известным стало святилище вавилонян Эсагила – Храм бога Мардука. Это было квадратное здание, к которому примыкал семиступенчатый зиккурат высотой 91 м – Этеменанки. Названный в Библии Вавилонской башней, он стал символам неумеренной человеческой гордыни.

Больших успехов зодчие Древней Месопотамии достигли в сооружении дворцовых комплексов. Примером могут служить дворец вавилонского царя Навуходоносора II (VII–VI вв. до н. э.), частью которого были знаменитые Висячие Сады, еще в древности названные «чудом света».

Специфика месопотамской культуры состоит в том, что на нее сильный отпечаток наложила окружающая среда. Жизнь в Междуречье была подвержена опасности из-за непредсказуемости разливов Тигра и Евфрата, поэтому человек не склонен был переоценивать свои силы, и признавал правоверность смерти. У народа Месопотамии не было развитого заупокойного культа, такого как в Древнем Египте. Напротив, ценность жизни стимулировала человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Шумеры, а затем их преемники – вавилоняне и ассирийцы – смогли передать другим народам многие удивительные достижения. Шумеры знали лунный календарь, установили продолжительность солнечного года. Они изобрели колесо к повозке, гончарный круг и цветное стекло, бронзу, первыми поставили на лодку парус. Шумеры создали правовые кодексы; около 2300 г. до н. э. была сформирована первая профессиональная армия; приблизительно в 2000 г. до н. э. была создана арифметика, в основе которой лежала шестидесятеричная система исчисления.

В XIX в. до н. э. были записаны законы царя Вавилона Хаммурапи, где утверждалась мысль о божественном происхождении законов и идея обращения к объективному судье. Кодекс законов Хаммурапи стал образцом законодательства для многих государств Ближнего Востока.

Накопленные народами Месопотамии материальные и духовные ценности оказали огромное воздействие на культуру соседних народов. Особенно велико было влияние месопотамской литературы на формирование ветхозаветных сюжетов. К ним относятся: идея рая – сада богов; сюжет создания человека из праха (глины), а женщины – из ребра мужчины; описание всемирного потопа и спасение по воле богов единственного человека на заранее построенном судне («Ноев Ковчег»). И таких сюжетов, включенных в культуру других народов, можно насчитать немало.

Таким образом, культура Месопотамии, существовавшая одновременно с египетской, носила своеобразные черты. Многие её элементы вошли в культуру современных народов.

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Стоит заметить, что она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Не стоит забывать, что вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии побудет несколько городов-государств, главными из кᴏᴛᴏᴩый становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Стоит заметить, что они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений.
Стоит отметить, что особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить ϲʙᴏей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Важно знать, что большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некᴏᴛᴏᴩые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Не стоит забывать, что важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Аналогично тому как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. При всем этом между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел ϲʙᴏего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, кᴏᴛᴏᴩые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение кᴏᴛᴏᴩых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некᴏᴛᴏᴩые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды предполагала понятие «бог». Важно знать, что большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некᴏᴛᴏᴩые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и ϲʙᴏды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником будет небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.) Стоит заметить, что он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все ϶ᴛᴏ делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился ϲʙᴏеобразный тип культовой постройки — зиккураг, кᴏᴛᴏᴩый представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), кᴏᴛᴏᴩый входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась исключительно нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, кᴏᴛᴏᴩая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, кᴏᴛᴏᴩая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода будет портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), кᴏᴛᴏᴩая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В ϶ᴛᴏй эпической поэме рассказывается о человеке, кᴏᴛᴏᴩый все видел, все испытывай, все познал и кᴏᴛᴏᴩый был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Не стоит забывать, что вавилония.

Не стоит забывать, что вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Не стоит забывать, что вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником будет базальтовый столб (2 м), на кᴏᴛᴏᴩом изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Не стоит забывать, что вавилония достигла ϲʙᴏего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.) При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, ɥᴛᴏбы облегчить ее тоску по горам и садам ϲʙᴏей родины.

Не менее известным памятником будет также Не стоит забывать, что вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из кᴏᴛᴏᴩых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Стоит заметить, что она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Не стоит забывать, что вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Не стоит забывать, что вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Не стоит забывать, что вавилонии гастрономии и математике. Не стоит забывать, что вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Стоит заметить, что они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря ϲʙᴏему географическому положению. Стоит заметить, что она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Самым известными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами кᴏᴛᴏᴩых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Важно заметить, что одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Важно знать, что большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — ϶ᴛᴏго уже достаточно, ɥᴛᴏбы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.