Дневник для повышения эмоционального интеллекта. Как улучшить свой эмоциональный интеллект. Как развить эмпатию

Новатор моды, создатель нового стиля и совершенно новых идей и форм. Не будь его, история моды ХХ века могла бы сложиться совершенно иначе. Поль Пуаре родился в парижской семье торговца одеждой в 1879. Его отец и мать хотели сделать из него зонтичного мастера и отдали в подмастерья к производителю зонтиков. Но Пуаре с детства интересовался модой, одеждой, рисовал эскизы нарядов для сестринских кукол. Потом начал для них шить платьица из остатков тканей для зонтиков. Он был в себе столь уверен, что направился со своими эскизами в Дом моды “Раудниц” к Мадлен Черуи и убедил купить свои наброски. Так началась его работа «фрилансера».

Уже в 1896 году Пуаре поступает на работу в Дом моды “Дусе” (Doucet). Пройдя школу Жака Дусе, он проникся духом высокой моды. По совету наставника, Пуаре сам начал перенимать манеры поведения и стиль одежды у представителей высшего общества и вскоре его можно было увидеть в английских костюмах на модных вечеринках. Роскошные муслиновые платья, шикарные клиентки, изысканная мебель XVIII века и великолепная коллекция живописи – всё это произвело на Поля такое впечатление, что по возвращению из армии он знал, что будет только модельером и самым лучшим. Пуаре устраивается на работу в самый престижный и старинный из Модных Домов – Дом Моды Ворта. Старика Ворта уже не было в живых, Поль работал с его сыновьями Шарлем-Филиппом и Гастоном Люсьеном. Достигнув определенных успехов у Ворта, Пуаре решается открыть собственное предприятие.

На занятые у мамы деньги он открывает в сентябре 1903 года свою фирму на рю Обер, 4, Париж, недалеко от Гранд Опера. Его успех был ошеломляющим. Пуаре входит в историю моды как великий реформатор. Он изменил силуэт женского платья, ввел в моду новые цвета и ткани. Пуаре создал гораздо больше, чем новая одежда – он создал новый стиль и новый образ жизни. Важным для Поля этапом в моде и стиле было то, что он освободил женщину от оков корсета с утягивающей талией. Это было в 1906 году. Он поднял талию выше, под грудь, тем самым удлинив ноги. Это заставило женщин следить за фигурой и худеть.

Годом ранее Пуаре женился на Денизе Буле, стройной 19 летней девушке. Она и стала его музой и вдохновительницей для создания новых образов и силуэтов. «Как здорово найти мужчину, являющегося вашим супругом, — говорила она, — который еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Вместе они создали то, что называется творческим тандемом. В каждом из ее выходов был признак нового веяния и эпатажа, который доходил до скандальности. Это были первые ростки рекламы, которые живы и по сей день.

В 1908 году Пуаре издал первый в истории моды буклет с рисунками моделей платье, и таким образом еще больше укрепил свою репутацию самого влиятельного парижского кутюрье. Благодаря своей возлюбленной и собственному новаторству, новинки моды от Пуаре сыпались как из рога изобилия. Юбка-кий, юбка-брюки и, конечно, пресловутое платье-абажур.

Дизайнер организовывал множество пышных и костюмированных вечеринок. Когда в 1911 году Пуаре придумал это платье-абажур — гости согласились надеть его, лишь бы попасть на вечеринку в стиле сказок «Тысячи и одной ночи». Пуаре был на вечеринке в роли султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почетные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Но пресса также говорила о влиянии на его творчество рисунков и эскизов Бакста, созданных для русских балетных сезонов в Париже. Хотя сам дизайнер это влияние отрицал.

В 1911 году Пуаре в очередной раз взрывает моду, представив на показ публике «хромую» юбку, которая вызвала настоящий фурор. Узкие юбки уже не были новостью, они появились еще в начале века. Но то, что предложил Поль, превзошло все ожидания. Платье спадало мягкими складками от груди до колена, а потом резко сужалось книзу, причем так, что женщина могла лишь как гейша семенить ногами. Это соответствовало его идеалу восточной женщины-куртизанки и было очень в духе Востока, который так любил Пуаре. «Хромые» юбки оказались в центре всеобщего внимания. Они стали поводом для осуждений и карикатур, но тем не менее модницы во всю носили их, добавляя к ним меха, воротники, узкие рукава и длинные узкие перчатки, которые усиливали эффект футляра.

В течение последующих нескольких лет Пуаре жил насыщенной жизнью. Он выпустил духи «Розин» (le Parfums de Rosine), названные в честь одной из дочерей, объездил всю Европу с показами, открыл Школу декоративных искусств, и назвал её в честь другой дочери «Мартин» (Atelier Martine).

Но в 1920–е годы для Пуаре начинается время мрачных перемен и упадка, и связано это с женской эмансипацией и новым ритмом жизни, который мастер не учел. Появились новые конкуренты, которые также стали законодателями моды: «Ланвен», «Пату», «Вионне», «Сестры Кало». Но самым большим его врагом стала Шанель. Она ненавидела его за бывшие успехи и звания императора парижских мод. А Пуаре не мог выносить ее маленькие черные платья. Шанель не только создает иные образы в моде, но и выпускает новый аромат, который приобретает широкую популярность. Это известные Сhanel №5. Однажды, встретившись в Гранд Опера Пуаре спросил Шанель: “Мадмуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. Это что, траур?”. Находчивая и острая на язык, Шанель ответила: «Да, по вам!».

Но настоящий финансовый упадок Пуаре начался в 1924 году, а в1927 году ему и вовсе пришлось закрыть свой Дом моды, а в мировой моде вскоре воцарилась простота от «Chanel». Эпоха театральности закончилась, а падение великого метра показало, что удача может отвернуться даже от самого великого мастера.

В 1929 году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом. Однако она сохранила коллекцию его моделей и эскизы интерьеров, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сам Пуаре совершенно разоренный, уезжает в Канны, где принимается за живопись, думая, что так он сможет поправить свое положение и развозит по магазинам на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам. Собравшись с духом, он пишет книги «Одевая эпоху» и др. Это немного улучшает сложившееся положение модельера. В начале Второй Мировой войны Поль Пуаре перебирается обратно в Париж и записывается на биржу труда, где и умирает 28 апреля 1944 года в полном забвении.

Но как часто бывает, гениев вспоминают после смерти. С конца 1950-х начинается возрождение интереса к его творчеству. А в 1960-е – эпоху хиппи – возникает мода носить винтажные вещи от Пуаре. В мае 2005 года состоялась огромная аукционная продажа изделий Пуаре, где в течении 2-х дней ушло больше 500 лотов за огромные деньги. Путь Пуаре продолжает движение.


На моду всегда оказывают влияние и социальные, и политические причины. А в начале ХХ-го века, точнее на период 1908-1914г.г. большое влияние оказало на моду ещё и сценическое искусство. В то время оперетты, театральные представления, ревю, кабаре и прочие виды развлечений подсказывали новые типы одежды.


Танцовщица Айседора Дункан, американка по происхождению, в 1900 году приехала и покорила Европу своим танцем, тем самым оказала большое влияние на вкусы современниц, и наверное, сделала гораздо больше, чем любой кутюрье. В античных туниках она выходила на сцену босиком, её гармоничный облик и необычайная пластика в ритме танца пленяли зрителей и прививали любовь к античной простоте. В живой пластике она была воплощением античной скульптуры.



Богатые формы силуэта костюма и платьев стиля модерн, оснащённые разнообразным декором, стали постепенно заменяться простыми, лёгкими и стройными силуэтами – платьями с завышенной талией и прямой юбкой. Пуаре находит просто вульгарным вздымающийся впереди бюст и выступающий зад.


Но не только танцовщицы как Айседора Дункан, Мата Харри, Луайе Фуллер своими танцами с вуалями помогли Полю Пуаре раскрепостить женщин, представив на обозрение всех свои гибкие тела, революцию в моде вызвали гастроли Русского балета, происходившие в те годы в Париже.



1908-1909 годы


А ещё раньше С. Дягилев там же в 1906 году организовал выставку русского искусства. Всё это резко изменило моду. Европейцы увидели блеск восточного колорита с его потрясающими цветами – оранжевым, голубым, красным, жёлтым… Россия и сама представлялась многими людьми того времени как часть Востока. Русский балет, пламенные краски Бакста, русские художественные идеи покорили парижан, а мода этой эпохи покорилась Полю Пуаре. Эта эпоха может быть смело названа эпохой Поля Пуаре.



Освобождая женщину от корсета, Поль Пуаре упразднил все акценты, которые создавались корсетом на линии талии, бёдрах и груди. Так получился стройный вертикальный силуэт. Корсет он заменил гибким бюстгальтером и поясом для чулок. Всё это позволило женщине выглядеть более юной и подвижной. Пуаре собрал вокруг себя талантливейших художников, иллюстраторов, дизайнеров, таких как Поль Ириб, Жорж Лепап, Эрте (русский эмигрант), Жорж Барбье, Мариано Фортени, Рауль Дюфи, Андре Дерен и многих других.



Относился к изобретению нарядов как к произведению искусства и начинал работу всегда с подбора тканей, которые создавал сам. Он подбирал рисунок и оттенки, окрашивал ткани, подробно изучал японские методы нанесения рисунка. Фортени создал плиссированное платье «Дельфос», которое подчёркивало естественную красоту женского тела, и наряды с шаблонным рисунком. Именно эти работы стали визитной карточкой его фирмы.


Мариано Фортуни изучал мотивы и принты критских, японских тканей, исламский стиль, черпал вдохновение в работах венецианских живописцев. Его наряды были новыми и необычными, по тому времени излишне смелыми, но они отличались особым изяществом и произвели настоящую революцию в моде. Художница Галленга, очарованная нарядами Фортени, также увлеклась дизайном одежды и начала моделировать платья в духе Средневековья, используя шаблонный набивной рисунок.


Если проследить основные этапы изменения женского силуэта в этот короткий период, то увидим:


1908 год – сузившаяся юбка без акцента на линии бёдер, небольшое завышение талии, лиф выполняется с широкими рукавами-кимоно, от прежней моды стиля модерн остаётся ещё лиф с напуском над поясом и воротник-стойка.


1909 год – стройный силуэт полуприлегающих костюмов с лацканами и небольшим воротником мужского стиля, огромные шляпы. После Русских сезонов вошёл в моду ориентализм. Европейцы открывали для себя загадочные страны Востока. Фантастические костюмы и яркие инсценировки «Шехерезада», «Фея Роз», «Петрушка» и многие другие спектакли Русских сезонов стали знаменательным событием в истории моды.


1910 – 1911 – завышенная талия, суженная книзу юбка, рукава-кимоно. Появилось новое изобретение – корсет для ног. Это такие своеобразные путы чуть ниже колен, которые естественно не видны были для общего обозрения, но основная их задача была сделать походку женщины семенящей, дабы походить на японскую гейшу. В 1911 году Поль Пуаре организовал костюмированный бал «1002-ая ночь», на котором представил свою новую коллекцию, навеянную восточными образами Японии, Индии, Китая. Этот бал имел невероятный успех, а Поль Пуаре стал диктатором моды.


1912 – 1914 – популярность суженных юбок была столь велика, что женщины даже отправлялись в них на дальние переезды. В это время возникает и популярность танго, но спутывающие движения юбки никого не смущают, их просто драпируют и делают разрезы. В то время американская пара – актриса Ирен Кастл и её муж Вернон завоевали известность своим зажигательным исполнением этого танца. Они гастролировали по Америке и Европе, исполняя танго на сцене, и вскоре любовь к новому танцу охватила весь мир, – необыкновенно чувственный танец и прекрасная музыка и ритм будоражили все струнки души.





Красавица , актриса немого кино, и эстрадный певец Александр Вертинский, приглашённые в военный госпиталь на концерт для раненых, танцевали танго настолько элегантно и заразительно, что увлечённые зрители все, кто мог, кому это было доступно, танцевали до рассвета.


И потом ещё долго, долго, – проходили годы и десятилетия, а танго волновало и заставляло трепетать сердца многих людей…


Но вернёмся в эпоху, когда модницы всего мира были подчинены власти Пуаре. Создавая новые формы и силуэты, Поль Пуаре использует восточные мотивы, крой, он вводит туники, драпировки, тюрбан с эгретом, гаремную юбку.


Помимо этого Пуаре разглядел оригинальные формы и других национальных костюмов – казачью шапку, венгерские рукава, русский жакет и многие другие элементы одежды, благодаря которым были созданы блуза-туника, юбка-абажур, вечернее манто с рукавом-кимоно, покрытое золотом и серебром, юбка-сумка. Всё это было с экзотическими контрастами, смелыми красками в сочетании с мягкими и пластичными тканями.



Восточные образы повлияли и на дизайн аксессуаров, – зонтик и веер в эту эпоху стали непременными аксессуарами дамы. Более лёгкая и почти воздушная форма зонтика придавала образу изысканность и элегантность. Эти аксессуары, особенно веер, использовались Пуаре и Жанной Пакен для рекламы своих домов.


Жанна Пакен ещё в 1906 году представила свою коллекцию одежды в , то есть несколько раньше того, как Пуаре прославился своими античными нарядами. Пакен опередила диктатора моды и накидкой с рукавами-кимоно, но скромная женщина всё время предпочитала оставаться в тени, в то время, когда мужчины-дизайнеры завоёвывали славу и становились звёздами.





















Период 1908 – 1914 годы можно охарактеризовать поиском нового, и в моде того времени чётко отразились политическая ситуация, развитие социальных движений и борьба женщин за равноправие. «Тюрбан наискось спускается до самых бровей, колеблющийся эгрет, юбка, задрапированная и стиснувшая ноги. Брови, подведённые карандашом, рука на бедре, живот вперёд, – вот эта женщина, которая одевается у султана моды и идёт танцующими шагами навстречу мировой катастрофе».


1914 год, 1 августа – прогремели залпы начавшейся Первой мировой войны, всё изменилось, а вместе с этим изменилась и мода.

Сегодня я начинаю цикл небольших эссе, посвященных истории моды.

Поль Пуаре был настоящим парижанином, и одной из, ныне забытых, звезд моды начала 20-го века. Очаровав Париж пред Первой мировой войной, он не смог понять перемен 20-х годов, что привело к краху его компании…

Париж, Франция - В одной из своих замечательных статей, которые многим очень нравились своей экстравагантностью, Диана Вриланд утверждала, что Шанель «открыла двадцатый век для женщин». Выражение стало расхожим, хотя это далеко не так. Именно Поль Пуаре создал в начале века одежду, которая определила будущее моды! В 20-е и 30-е годы все кутюрье, включая Шанель, сумели впитать в себя перемены. Но судьба иронична - Пуаре, великий изобретатель и новатор, был забыт. Не сумев победить себя, он остался там, откуда начинал, до самой своей смерти.

Как и Чарльз Уорт, у которого он некоторое время работал, Пуаре на рубеже веков олицетворял собой архетип «великого кутюрье» - диктатор в вопросах стиля, наслаждающийся своей работой даже больше, чем одеваемые им женщины. Вместе с Уортом они до сих пор задают тон на эту роль. Истерики, отказ признать законную критику, потребность в лести: эти и многие другие особенности общения возникли из отношений этих двух выдающихся людей. Они могли понять и интерпретировать настроения и потребности женщин своего времени более полно и точно, чем большинство современных дизайнеров, потому что они работали в малом масштабе, где каждый клиент был известен - и каждое платье было частью образа жизни.

Поль Пуаре


Жан Кокто однажды сказал, что Поль Пуаре выглядит «как огромный каштан». Отдавая должное образности, с которой поэт высказался, замечу, что в устах парижанина это значило, примерно - человек с улицы, простолюдин, работяга. Кокто тонко подметил, но высказался мягко, зная - Поль был удивительно сложной личностью. Гетеросексуал, постоянно вращающийся среди женщин, которых он одевал, включая его жену, выступавшую в роли модели. Она присутствовала на всех громких мероприятий в самых ярких творениях Пуаре, привлекая внимание гостей, которые толпами отправлялись в maison de couture её мужа, решив, таким образом, стать частью тусовки умных женщин, одетых от Пуаре, независимо от его очень высоких цен.

Модный мир Парижа в первые годы двадцатого века, когда силы Пуаре достигли своего апогея, не так прост для понимания. Перед первой Мировой войной высшее общество не было непреступной крепостью - хорошие манеры и «класс» открывали золоченые дверцы, несмотря на социальное происхождение и определенную славу.

Актрисы, танцоры и певицы из music hall, если они пользовались покровительством человека богатого и достаточно сильного, чтобы пресечь дурные слухи, могли шепнуть похвальное слово на ушко критику, и за это были приняты многими кутюрье, с молчаливого согласия закрыть глаза на многое, кроме особенностей фигуры, конечно:-) . Поль Пуаре, с его тягой к известности, приветствовал всех - даже куртизанок.

Этот мир кулис и стал точкой приложения гения Пуаре, хотя по происхождению он был очень от него далек. Родившись в семье буржуа (его родители владели текстильным бизнесом) в 1879 году, будучи истинным парижанином, он мог иметь прекрасное будущее в своей среде. Однако изгибы его карьеры во многом вызваны «изгибами» личности и эго самого Пуаре.

Он попал на один из перекрестков истории, где указатели бесполезны и направление, выбранное интуитивно немногими, указывает начало нового пути для всех остальных. В его время Европейская культура впитывала, с азартом, души трех гениев - сам Пуаре, Сергей Дягилев и Марсель Дюшан. Добавьте сюда Wiener Werkstätte Сецессиона Йозефа Хофмана и Коломана Мозера - и вы получите культурный микс дня, который двигал не только изобразительное искусство, но и дизайн и прикладное искусство в точку, из которой начался сдвиг, названный позже «культурой двадцатых» и покоривший весь мир.

И Пуаре был большой частью этого, хотя и кроткое время. Он был еле заметен после войны, стал почти легендой, вдобавок отрицательно окрашенной - вспоминали его экстравагантность, высокомерие и безответственность, а не его вклад в развитие моды и стиля.

Так, каковы были достижения этого уникального человека? Задним числом можно сказать, что он шел дорогой, обозначенной впоследствии «Модерн». И шел, надо заметить очень уверенно, так же как Chanel, Vionnet или любой другой кутюрье в Париже. Но, к сожалению, его первые дни, в своём великолепии и пышности были настолько подавляющи, что всё сделанное после было воспринято как «уменьшение» и разочарование. Понятие «творческого света», настолько яркого и сильного, что его невозможно представить в адаптации и какой либо трансформации присутствует как в мире художественных форм так и в мире моды. И Дягилев, с его Русским балетом, и Пуаре, с его «варварскими» платьями и тканями были в ловушке, как в пещере из «Тысячи и одной ночи», из которой они не могли убежать. Janet Flanner, известный Нью-Йоркский корреспондент в Париже, попал в самую точку, когда называла «жанр Пуаре» - чем-то застывшим и неизменным.


Но наследие Пуаре не только его одежда. Он был трейдером имевшим идеи, далеко опередившие свое время. Правда отсутствие навыков ведения бизнеса, привело к тому, что вместо того чтобы стать миллионером, он умер нищенской смертью. Поль Пуаре был прирожденный оптимист и, конечно же, высокомерный, потворствующий собственным слабостям человек. Когда его финансовое положение было очень плохим, его друзья собрали 40000 франков. Деньги ушли на телескоп, холодильник и огромное количество шампанского Premier Cru. Потакание своим, не самым лучшим желаниям, и как результат - во время второй мировой войны он опустился настолько, на некоторое время, во всяком случае, что пошив себе костюм из пляжного пеньюара попрошайничал у незнакомцев, в счет оплаты за еду и напитки в кафе. Он умер в 1944 г. Один из комментаторов отметил: «Ни у одного кутюрье никогда не было так много врагов, и в то же время, стольких фанатичных сторонников».

Но почему женщины так хотели одеваться у него, даже зная, что его радикальный крой и цвет означал необходимость выбросить одежду других дизайнерских Домов, ведь подход Пуаре был настолько продвинутым и радикальным, что не сочетался с одеждой любого другого дизайнера. Они влюбились в его цвета Арабской Ночи: кисточки, объем, форму и свободный крой, копну перьев, канаты из жемчуга, в «варварские» ювелирные украшения, в эклектичную смесь кимоно, батика, персидских влияний. Всё это занимает центральное место в его творческом коктейле. Он эволюционировал и даже уезжал из Франции, чтобы видеть образы других культур в оригинале. Скромно утверждал, что освободил женщин, отменив корсет (претензия, кстати, оспаривается сторонниками Vionnet и Айседоры Дункан), и конечно, придумал «хромые» юбки и юбку абажур, которые имели большое влияние в свое время.


В начале 20-го века Мода была занятием интеллектуальным и, слегка магическим. Он читал книги, посещали галереи, и встретил многих великих художников в Париже в 1900-х годах. Поль инстинктивно наметил путь, по которому Вивьен Вествуд, например, идет сейчас. И, как и она, он был смелым - даже безрассудным. Когда Дягилев привез свой знаменитый русский балет в Париж в 1909 году, это вызвало сенсацию. Его музыка, хореография и, прежде всего, декорации и костюмы, изменил французскую культуру почти мгновенно. Но влияние на Парижскую моду было незначительно. Уорт и Дусе, у которых работал Пуаре в начале своей карьеры, знали своих клиентов и жесткие кодексы платья парижского высшего общества достаточно хорошо, чтобы не бояться драматических изменений. Но Пуаре был готов к этому. На самом деле, он утверждал, что его эксперименты в цветах и ​​картинах, во многом похожи на Русский балет, и стали знамениты, на самом деле до приезда балетной труппы в Париж. Спорное утверждение, мягко говоря.

Есть определённые неоспоримые «первые места» в карьере Пуаре, ведь он был таким же революционером в своей области, как Дюшан в искусстве. Открыв свой maison du couture в 1903 году, он уже имел идеи, которые никогда бы не одобрил, например, очень традиционный Дом Дусе. Он был первым кутюрье в мире, представивший свой собственный аромат в 1911 году, выпущенный предприятием названным в честь старшей дочери - Rosine.


Другим новшеством было расширение влияния высокой моды в область создания и художественного оформления интерьеров, а также дизайн тканей - этим занялась компания Martine, названная в честь его второй дочери. Он обучал молодых женщин как дизайнеров и оформителей, поставив себя в один ряд с основателем движения Arts and Crafts (искусств и ремесел) Уильямом Моррисом. Ещё - продажа копий образцов высокой моды с этикеткой: «Подлинная Репродукция!».

В 1914 он провел дизайнерский тур, превратившийся в trunk show - серия закрытых показов, до сих пор одна из основных продающих стратегий в модном бизнесе. С девятью моделями он завоевал Центральную Европу! Он был бесстрашен в своих убеждениях и полностью уверен в своих силах. И потратил уйму денег в 1911 на показ «Тысяча и две ночи» - коллекция в духе ориентализма. В следующем году - коллекция Les Fêtes de Bacchus. И стоило это все небольшого состояния! Ведь тогда Дома моды были личными, а не корпоративными предприятиями, и не получали основную прибыль от косметических линий. Ирония - Поль Пуаре первым придумал аромат «от кутюр», но не смог воспользоваться бизнес-преимуществами своего изобретения…












Он рискнул безрассудно (деньгами!) в своей последней коллекции, в 1925 году, которая проходила на трех декоративных баржах, пришвартованных на Сене…

Так, в Поле Пуаре мы видим классический пример - почти архетип - кутюрье, экстравагантный и бескомпромиссный. Отсюда и слепота, которая видит только одну дорогу, к лучшему или худшему. Чарльз Джеймс, Кристобаль Баленсиага, Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Александр Маккуин и Yohji Yamamoto - все стремились к своей мечте и большинство из них может подтвердить изречение Пуаре, брошенное мимоходом, «Вы не научитесь быть красивой из модных журналов; какое они имеют отношение к моде?»

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами. Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект , а не умственные способности. Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других , пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Вы знаете свои слабые и сильные стороны

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми , не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Когда вы расстроены, вы точно знаете причину

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций. Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу. Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное .

Вы хорошо читаете эмоции других людей

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Вы находите способ придти в себя после неудачи

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно. То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и .

Вы доверяете интуиции

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Вы умеете отказывать

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу. Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь. Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе , если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. , потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Вы не боитесь ошибок

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину . В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Вы бескорыстны

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах .

Вы нейтрализуете ядовитых людей

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно. Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию. Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла .

Вы не стремитесь к совершенству

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь. Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью . Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться. Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Вы отключаетесь

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха. Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Вы слушаете и слышите

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией .

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте