Что не советовал делать иосиф бродский. Почему не надо давать непрошенные советы. Размышления о добрых намерениях. Смерть и погребение

Представление об удаче поэта у Анны Ахматовой было неординарным. Когда она узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и приговоре -5 лет тюрьмы, она воскликнула: "Какую биографию делают юноше!" В искаженном мире советского Зазеркалья благопо­лучие вызывало подозрение у несведущих, презрение у знаю­щих. Уйдя в 15 лет из школы, Бродский пришел на завод, был фрезеровщиком. К заводу примыкали Кресты - знаме­нитая питерская тюрьма, в которой позже сидел "подслед­ственный Бродский". Тюрьма, высылка, "отеческие наказания в воспитательных целях"... Что мог ответить Бродский госу­дарству? "Почему ты не работаешь честно?" - "Я работаю. Я пишу стихи".

Бродский не автобиографичен в сочинениях. Факты, собы­тия нарастают на ту основу, в которой непостижимым обра­зом цельно и независимо живет его индивидуальность, его душа. Он "отстраняется" от системы, которая ломала боль­шинство. Он не борется, он уходит, "не снисходя" до унизи­тельной толкотни. Уходя от государства, он погружается в культуру. Язык - его хлеб, воздух, вода. Русский язык - и Питер:

755


Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где река высовывалась из-под моста, как из рукава - рука и что она впадала в залив, растопырив пальцы, как Шопен, никому не показавший кулака...

Бродский - второй русский поэт, увидевший в Петербурге не реку, а реки, дельту. Первым была Ахматова.

Бродский удивительно вольно обращается с поэтическими размерами, очень любит разрывать предложения, иронически и неожиданно делая ударение на словах* как будто не несу­щих основной смысловой нагрузки:

Полдень в комнате. Тот покой, Когда наяву, как во сне, пошевелив рукой, не изменить ничего.

Но он насквозь ритмичен, ритм его сух и четок, как метроном. Бродский бесцеремонен с пространством, но все его стихи - организация и наполнение смыслом времени, это ужас и наслаждение, и азарт войны, и мудрое смире­ние перед тем, чем нельзя овладеть и чему невозможно сдаться:

"Мне все равно - где, имеет смысл - когда".

Было время, пока "где" имело остроту новизны или остро­ту ностальгии:

Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать, На Васильевский остров Я приду умирать.

Но последовательность пространства, его плоскость, тщет­но стремящаяся к вертикали, побеждается объемностью времени.

Бродский - поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мыс-


ли. Он действительно живет не где, а когда. И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ле­нинград или Америка, "когда" Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти на­стоящее. Так, в "Письмах римскому другу", имеющих подза­головок "Из Марциала", шумит Черное море, связывающее ссыльного Овидия Назона и изгнанника Бродского где-то в вечности, с которой обручены все поэты, как венецианские дожи - с Адриатикой:

Нынче ветрено, и волны с перехлестом. Скоро осень. Все изменится в округе. Смена красок этих трогательней, Постум, Чем наряда перемена у подруги.

Человек, поживший в двух гигантских империях, согласно улыбается римлянину:

Если выпало в империи родиться, Лучше жить в глухой провинции у моря.

В пространстве существует мертвая материя. Во времени она живет:

Четверг. Сегодня стул был не у дел. Он не переместился. Ни на шаг. Никто на нем сегодня не сидел, не двигал, не набрасывал пиджак.

Стул напрягает весь свой силуэт. Тепло; часы показывают шесть. Все выглядит, как будто его нет, тогда как он в действительности есть!

Отдельная тема - Бродский и христианство. Ее нельзя касаться вскользь, поверхностно. Поражает напряженное, очень личное переживание поэтом библейских и евангельских сю-


жетов: жертвоприношение Авраама, Сретение, но особенно настойчиво повторяется - Вифлеем, Рождество:

В Рождество все немного волхвы. Возле булочной - слякоть и давка. Из-за банки турецкой халвы Производят осаду прилавка...

Богатые волхвы принесли чудесные дары младенцу, спя­щему в яслях. Бедные питерские волхвы несут случайные дары своим младенцам. Что общего?

...смотришь в небо - и видишь: звезда.

Бродский не вернулся на Васильевский. "Где" оказалось несущественным. Он вернулся вовремя, в наше "когда". По­тому что "в качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная", как сказал он в нобелевской лекции. В ней же он назвал тех, чьей "суммой я кажусь себе - но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности". Это пять имен. Три - принадлежат русским поэтам: Осип Ман­дельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Строками Ах­матовой, благословившей Бродского на высокую удачу, хочет­ся закончить сочинение:

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле - печаль. И долговечней - царственное слово.

< > < Г

Кто хочет стать миллионером? 21.10.17. Вопросы/ответы.

Программа «Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы.

Дмитрий Ульянов и Александр Раппопорт

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

1. 500 рублей

Как называют ничем не занимающегося человека?

A. праздничный

B. праздный

C. юбилейный

D. торжественный

2. 1000 рублей

Что говорят о человеке с недобрыми намерениями: «Держит …?»

A. рот на замке

B. камень за пазухой

C. порох сухим

D. нос в табаке

3. 2000 рублей

Что говорят о поломке какого-либо устройства?

A. побежало

B. поползло

C. понесло

D. полетело

4. 3000 рублей

Как заканчивается название песни бит-квартета «Секрет»- «Блюз бродячих …»?

D. собак

В какой бывшей республике СССР валютой является не евро?

5. 5000 рублей

C. Казахстан

D. Эстония

6. 10 000 рублей

Какую пьесу написал Лопе де Вега?

A. «Репетитор риторики»

B. «Учитель танцев»

C. «Педагог по вокалу»

D. «Преподаватель физкультуры»

7. 15 000 рублей

Как в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» студенты называли профессора?

A. Лопух

B. Борщевик

D. Чертополох

8. 25 000 рублей

Кому установлен памятник напротив Театра Российской армии в Москве?

A. Кутузову

C. Суворову

9. 50 000 рублей

Как называлась канонерская лодка, сражавшаяся вместе с крейсером «Варяг» против японской эскадры?

A. «Японец»

B. «Кореец»

C. «Китаец»

D. «Россиянин»

10. 100 000 рублей

Чего не советовал делать в одном из стихотворений Иосиф Бродский?

A. открывать окно

B. ставить чайник

C. выходить из комнаты

11. 200 000 рублей

Что постоянно носил центурион как символ своей власти?

A. браслет из панциря черепахи

B. широкий чёрный пояс

C. палку из виноградной лозы

D. копьё с флажком

12. 400 000 рублей

В каком городе в 1960 году сборная СССР стала чемпионом Европы по футболу?

A. в Париже

B. в Мадриде

D. в Лондоне

Выигрыш - 200 000 рублей.

Виталий Елисеев и Сергей Пускепалис

Несгораемая сумма: 200 000 рублей

1. 500 рублей

Как закончить пословицу: «Мал золотник...»?

A. да удал

B. да силён

C. да дорог

D. да вонюч

2. 1000 рублей

Что посадил возле Кремля Матиас Руст?

B. пятно на фуражку

C. самолёт

D. картошку

3. 2000 рублей

Как называется фильм Георгия Данелии?

A. «Зимний биатлон»

B. «Осенний марафон»

C. «Весенний триатлон»

D. «Летняя регата»

4. 3000 рублей

Что из этого не кондитерское изделие?

A. меренги

B. манты

C. чак-чак

D. козинаки

5. 5000 рублей

Какое непочтительное прозвище давали раньше полицейским?

B. патриции

C. фараоны

6. 10 000 рублей

У кого нет рогов?

A. у оцелота

B. у марала

C. у жирафа

D. у джейрана

7. 15 000 рублей

Какое московское сооружение выше ста метров?

A. колокольня Ивана Великого

B. памятник Петру I

C. Троицкая башня Кремля

D. храм Христа Спасителя

8. 25 000 рублей

Сборная какой страны никогда не носила звание чемпиона Европы по футболу?

B. Бельгия

D. Португалия

9. 50 000 рублей

Какое название придумал для парусника Вениамин Каверин, а не Жюль Верн?

A. «Форвард»

B. «Дункан»

C. «Святая Мария»

D. «Пилигрим»

10. 100 000 рублей

Что такое ферт, упомянутый в старинном выражении «ходить фертом»?

A. армейский чин

B. старинное название ферзя

C. буква алфавита

D. фамилия градоначальника

11. 200 000 рублей

Какую фамилию носил русский генерал в фильме бондианы «Вид на убийство»

B. Гоголь

C. Достоевский

Выигрыш - 0 рублей.

Сати Казанова и Андрей Григорьев-Аполлонов

Несгораемая сумма: 400 000 рублей.

1. 500 рублей

Что, если верить известному фразеологизму, может стать причиной бешенства?

A. жир

2. 1000 рублей

Как называется железнодорожная линия, отходящая в сторону от главного пути?

C. ветка

3, сообщает сайт. 2000 рублей

Без чего чаще всего обходятся приглашенные на фуршет?

A. без закусок

B. без стульев

C. без вилок

D. без обуви

4. 3000 рублей

Что не предназначено для полётов?

A. вертолёт

B. квадрокоптер

C. дельтаплан

D. омнибус

5. 5000 рублей

Кем были подружки из стихотворения «Мы с Тамарой» Агнии Барто?

A. цветочницами

B. поварихами

C. санитарками

D. пловчихами

6. 10 000 рублей

Кто соревнуется в турнире «Белая ладья»?

A. кораблестроители

B. юные шахматисты

C. яхтсмены

D. мастера ледяной скульптуры

7. 15 000 рублей

Как на сленге программистов называют непонятные символы, возникающие из-за сбоя кодировки?

A. горилламы

B. павлиндюки

C. тараканарейки

D. кракозябры

8. 25 000 рублей

Как называется основной узел пылесоса?

A. компрессор

B. карбюратор

C. раздаточная коробка

D. камера сгорания

9. 50 000 рублей

Кто из перечисленных морских обитателей рыба?

A. лангуст

B. кальмар

C. каракатица

D. морской конёк

10. 100 000 рублей

Что располагалось посреди Лубянской площади до установки там памятника Дзержинскому?

A. фонтан

B. памятник генералу Скобелеву

C. цветочная клумба

D. церковь

11. 200 000 рублей

Чем отличался Первый симфонический ансамбль, созданный в Москве в 1922 году

A. музыканты играли стоя

B. играли без нот

C. не было дирижёра

D. музыканты были самоучками

Выигрыш - 0 рублей.

Новый год – не тот праздник, чтобы смело махнуть рукой на приметы и суеверия и сделать всё по своему желанию и усмотрению.

Новый год - праздник, окруженный множеством примет и суеверий. Конечно, можно скептически отнестись к данным предостережениям, но Удача - дама капризная и непостоянная, так почему бы не попробовать встретить Новый 2017 Год, согласно народным поверьям, которые существуют уже не одну сотню лет?

Сложно сказать, насколько справедливы данные приметы. Ведь если они прошли столь долгий путь и сохранились до сих пор, значит доля правды в них точно есть.

Да и есть вещи, которые принимать лучше не умом, а сердцем, каким бы странным это не казалось.

Вот что народные поверья не советуют делать как 31 декабря, так и 1 января:
Нельзя встречать Новый год с долгами или пустыми карманами.

Нельзя в преддверии Нового года и сразу после его наступления трудиться (мыть, стирать, убираться).

Нельзя выносить мусор в новогоднюю ночь.

Нельзя встречать Новый год в неубранной квартире.

Нельзя в Новый год пришивать пуговицы.

Нельзя перед Новым годом выбрасывать старую одежду и обувь.

Нельзя ругаться и кричать в новогоднюю ночь.

Нельзя встречать Новый год в одиночестве.

Нельзя, чтобы новогодний стол был пустым.

Нельзя резать пальцы во время приготовления еды.

Нельзя, чтобы за столом были одни женщины.

Нельзя бить посуду.

Нельзя что-то ломать.

Нельзя закалывать на себе булавки.

Нельзя стричь волосы и ногти в новогоднюю ночь.

Нельзя мыть голову в новогоднюю ночь.

Нельзя встречать Новый год в старой одежде.

Нельзя надевать чёрное.

Нельзя дарить книги.

Нельзя не проводить старый год.

Нельзя первой в Новом году в свой дом запускать женщину.

Нельзя громко петь песни за столом.


Нельзя материться.

Нельзя не загадать желание под бой курантов.

Нельзя загадывать желания, начинающиеся с «не…».

Нельзя рассказывать кому-то о загаданном желании.

Нельзя сразу после наступления Нового года выкидывать ёлку.

Нельзя тушить новогодние свечи и выбрасывать недогоревшие.

Нельзя сожалеть об уходящем годе.

Нельзя не поцеловать близких.

Нельзя не подарить подарки.

Нельзя плакать и грустить под звон курантов.

И самое главное – нельзя не встречать Новый год !

Придерживаться этих советов или нет, решайте сами. Быть может, из всего списка вы выберете что-то подходящее для себя, и это поможет вам быть чуточку счастливее в Новом году. Выбор правильного решения приходит с опытом, а опыт, обычно, рождается только после неправильного выбора.

Возможно, новогодний праздник не был бы для нас настолько сказочным и загадочным, если бы мы не связывали с ним свои призрачные надежды. А когда перестают верить в чудеса, чудеса попросту умирают.

Все родители делали то, чего говорят своим детям не делать. Так они и узнали, что это делать не надо. (Д Мур).
До чего же я люблю давать советы. А Вы — нет?

Побороть желание высказывать непрошенные советы не так-то просто. С точки зрения советчика:

1. Я это делаю с добрыми намерениями;

2. Я стараюсь быть хорошей;

4. Мне кажется, что мой опыт может предотвратить большую ошибку;
———-
Всегда найдутся эскимосы, которые вырабатывают для жителей Конго указания, как вести себя при самой страшной жаре.(Е.Лец)
———-
5. Вмешаться — мой моральный долг.

Таким образом, люди, которые дают советы — это хорошие люди. Они искренне хотят помочь окружающим избежать неприятностей. И промолчать совершенно не могут.

Это обычное проявление психологии человека: «со стороны виднее». Часто действительно виднее.

Советчики делятся на несколько категорий:

1. Совет дает человек, который никогда ЭТО не делал, но имеет мнение и знает все на свете. Советы такого человека пропускаем мимо ушей, поблагодарив.
———-
Давать советы все не прочь, не зная, как себе помочь. (С.Брант)
———-

2. Совет дает умудренный опытом и жизнью человек, искренне считающий, что его наставления имеют целительную силу.
———-
Ненавижу советы — все, кроме своих. (Д.Николсон)
———-

3. Люди, которые прожили жизнь, переживают, мыслят и никому не дают советы т.к. знают, что они никому не нужны. Они отзываются только на просьбы о советах. Они действительно могут изменить жизнь человека в лучшую сторону.
———-
Человеку, который достаточно умен для хорошего совета, обычно хватает ума не давать советов. (Иден Филлпотс)
———-

4. Люди которые в ущерб своей жизни служат богу, другим людям, считая, что это их предназначение.
———-
Людям, не слушавших советов, нельзя помочь…(Б.Франклин)
———-

Однако проблема в том, что под лучами чужой мудрости большинство людей чувствуют себя неловко и глупо. Да и настойчивость наставника часто кажется невоспитанностью, манипуляцией. «Слушай, если бы мне было интересно твое мнение, я бы спросил».
———-
Совет подобен касторке: его довольно легко давать, но чертовски неприятно принимать. (Б.Шоу)
———-
Ничего люди не принимают с таким отвращенем, как советы.(Д.Аддисон)
———-

Дать мужчине непрошенный совет — все-равно, что поставить под сомнение его способность решать и действовать самому. Потому-то они и воспринимают вмешательство столь болезненно: им очень важно сознавать, что они могут вегда и во всем справиться сами. (Джон Грей)

Чем больше уважения мы будем проявлять друг к другу, тем больше нас будут уважать и чаще прислушиваться к советам. И, возможно, сами просить о них. А мы не будем чувствовать себя неважно от того, что никто не хочет общаться с нами. Мы ведь так старались..

———-
Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне.(С.Бернар)
———-


Биография

Детство и юность

Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады , послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец , вернулись в Ленинград в 1944 году . В 1947 году Иосиф пошёл в школу № 203 на Кирочной улице , 8. В 1950 году Иосиф перешёл в школу № 196 на Моховой улице , в 1953 году Иосиф пошёл в 7-ой класс в школу № 181 в Соляном переулке , и остался в последующем году на второй год. Подал заявление в морское училище , но не был принят. Перешёл в школу № 289 на Нарвском проспекте , где продолжил учёбу в 7-ом классе.

Эстетические взгляды Бродского формировались в Ленинграде -1950-х годов . Неоклассическая архитектура , сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы петербургских окраин, вода, множественность отражений, - мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юности, неизменно присутствуют в его творчестве.

В то же время он очень много, но хаотично читал - в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки .

Личная карточка И. А. Бродского в отделе кадров «Арсенала»

В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову . Первые стихи с посвящением «М. Б.» - «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются тем же годом. 8 октября 1967 г у Марины Басмановой и Иосифа Бродского родился сын Андрей Басманов. В начале 1968 г. Марина Басманова и Иосиф Бродский расстались. Из стихотворений, обращенных к "М.Б.", Бродским был составлен сборник "Новые стансы к Августе", 1983.

Ранние стихи, влияния

По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных -1957 годами . Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого . «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» - наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность, так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я - сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций. Цветаева и Баратынский , а несколькими годами позже - Мандельштам , оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него.

Из современников на него повлияли Евгений Рейн , Владимир Уфлянд , Станислав Красовицкий .

Позднее Бродский называл величайшими поэтами Одена и Цветаеву , за ними следовали Кавафис и Фрост , замыкали личный канон поэта Рильке , Пастернак , Мандельштам и Ахматова .

Преследования, суд и ссылка

Я помню, как сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл… Я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: «Время… боготворит язык», а мир остался прежним.

- «Поклониться тени»

В августе и сентябре несколько стихотворений Иосифа были опубликованы в коношской районной газете «Призыв».

Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к ситуации с правами человека в СССР. Стенограмма Фриды Вигдоровой была опубликована в нескольких влиятельных зарубежных СМИ: «New Leader», «Encounter», «Figaro Litteraire». В конце 1964 года письма в защиту Бродского были отправлены Д. Д. Шостаковичем , С. Я. Маршаком , К. И. Чуковским , К. Г. Паустовским , А. Т. Твардовским , Ю. П. Германом . По прошествии полутора лет, в сентябре 1965 года под давлением советской и мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жан-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей) срок ссылки был сокращен до фактически отбытого.

О последующем отказывавшийся драматизировать события своей жизни Бродский вспоминал с изрядной легкостью:

"Самолет приземлился в Вене, и там меня встретил Карл Проффер ... он спросил: "Ну, Иосиф, куда ты хотел бы поехать?" Я сказал: "О Господи, понятия не имею"... и тогда он спросил: "А как ты смотришь на то, чтобы поработать в Мичиганском университете?"

Через 2 дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену . "Он отнесся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку... взялся ввести меня в литературные круги" . Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времен своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее "этическое влияние" . Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлиным , Стивеном Спендером и Робертом Лоуэллом .

Линия жизни

В июле 1972 г. Бродский переезжает в США и принимает пост "приглашенного поэта" (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе , где преподает, с перерывами, до 1980 г. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведет жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском . Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

"Преподавал" в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как "преподают". Собственного опыта у него в этом деле не было... Каждый год из двадцати четырех на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете -- о поэзии... Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста...

С годами состояние его здоровья неуклонно ухудшалось, и Бродский, чей первый сердечный приступ пришелся на тюремные дни 1964 года, перенес 4 инфаркта в 1976, 1985 и 1994 годах. Вот свидетельство врача, посетившего Бродского в первый месяц Норенской ссылки:

"Ничего остро угрожающего в тот момент в его сердце не было, кроме слабо выраженных признаков так называемой дистрофии сердечной мышцы. Однако было бы удивительно их отсутствие при том образе жизни, который у него был в этом леспромхозе... Представьте себе большое поле после вырубки таежного леса, на котором среди многочисленных пней разбросаны огромные каменные валуны... Некоторые из таких валунов превышают размером рост человека. Работа состоит в том, чтобы перекатывать с напарником такие валуны на стальные листы и перемещать их к дороге... Три-пять лет такой ссылки - и вряд ли кто-либо сегодня слышал о поэте... ибо его генами было предписано, к сожалению, иметь ранний атеросклероз сосудов сердца. А бороться с этим, хотя бы частично, медицина научилась лишь тридцать лет спустя"

Родители Бродского двенадцать раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына , с такой же просьбой к правительству СССР обращались конгрессмены и видные деятели культуры США, но даже после того, как Бродский в 1978 году перенес операцию на открытом сердце и нуждался в уходе, его родителям было отказано в выездной визе. Сына они больше не увидели. Мать Бродского умерла в 1983 году, немногим более года спустя умер отец. Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны . Родителям посвящены книга "Часть Речи" (1977), стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…» (1985), «Памяти отца: Австралия» (1989), эссе «Полторы комнаты» (1985).

В 1977 г. Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит свое время между Нью-Йорком и Саут-Хедли, университетским городком в штате Массачусетс , где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме "пяти колледжей" . В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна .

Поэт и эссеист

Стихи Бродского и их переводы печатались за пределами СССР с 1964 года, когда имя поэта стало широко известно благодаря стенограмме суда Фриды Вигдоровой . С момента его приезда на Запад его поэзия регулярно появляется на страницах изданий русской эмиграции - в Вестнике русского христианского движения , Континенте , Эхе , Новом Американце, в русскоязычном Russian Literature Triquarterly, издаваемом Карлом Проффером. Едва ли не чаще, чем в русскоязычной прессе, публикуются переводы стихов Бродского, прежде всего в журналах США и Англии , а в 1973 году выходит и книга переводов. Но новые книги стихов на русском выходят только в 1977 г. - это "Конец прекрасной эпохи", включившая стихотворения 1964-1971 годов, и "Часть речи" , в которую вошли произведения, написанные в 1972-1976. Причиной такого деления были не внешние события (эмиграция) - мотивы изгнанничества были чужды творчеству Бродского, поэта и эссеиста - а то, что по его мнению в 1971/72 годах в его творчестве происходят качественные изменения . На этом переломе написаны "Натюрморт", "Одному тирану", "Одиссей Телемаку", "Песня невинности, она же опыта", "Письма римскому другу", "Похороны Бобо". В стихотворении "1972 год", начатом в России и законченном за ее пределами, Бродский дает следующую формулу: "Все, что творил я, творил не ради я / славы в эпоху кино и радио, / но ради речи родной, словесности...". Название сборника - "Часть речи" - объясняется этим же посылом, лапидарно сформулированном в его Нобелевской лекции 1987 года: "кто-кто, а поэт всегда знает... что не язык является его инструментом, а он - средством языка" .

В 70-ые и 80-ые годы Бродский, как правило, не включал в свои новые книги стихотворений, вошедших в более ранние сборники. Исключением является вышедшая в 1983 году книга "Новые стансы к Августе", составленная из стихотворений, обращенных к М.Б. - Марине Басмановой. Годы спустя Бродский говорил об этой книге: "Это главное дело моей жизни... мне представляется, что в итоге "Новые стансы к Августе" можно читать, как отдельное произведение. К сожалению, я не написал "Божественной комедии". И, видимо, уже никогда ее не напишу. А тут получилась в некотором роде поэтическая книжка со своим сюжетом..." .

С 1972 года Бродский активно обращается к эссеистике, которую не оставляет до конца жизни. В США выходит три книги его эссе: Less Than One (Меньше единицы) в 1986 году, Watermark (Набережная неисцелимых) в 1992 и On Grief and Reason (О скорби и разуме) в 1995. Большая часть эссе, вошедших в эти сборники, написана на английском (в настоящий момент опубликованы русские переводы всех англоязычных эссе и большей части других прозаических работ Бродского). Его проза, по крайней мере в неменьшей степени нежели его поэзия, сделала имя Бродского широко известным миру за пределами СССР . Американским Национальным советом литературных критиков сборник Less Than One был признан лучшей литературно-критической книгой США за 1986 года . К этому времени Бродский был обладателем полдюжины званий члена литературных академий и почетного доктора различных университетов, являлся лауреатом стипендии Мак-Артура 1981 года.

Следующая большая книга стихов - "Урания" - выходит в свет в 1987 году. В этом же году Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью» ("for an all-embracing authorship, imbued with clarity of thought and poetic intensity") . Свою написанную на русском Нобелевскую речь, в которой он сформулировал свое личное и поэтическое кредо, сорокасемилетний Бродский начал словами:

"Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко -- и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, -- оказаться внезапно на этой трибуне -- большая неловкость и испытание"

В 90-ые годы выходят книги новых стихов Бродского: "Примечания папоротника" в Швеции, "Каппадокия" и "В окрестностях Атлантиды" в Петербурге и, наконец, изданный уже после смерти поэта и ставший итоговым сборник, включающий как новые произведения, так и стихи, появившиеся в трех предыдущих книгах: "Пейзаж с наводнением" в издательстве Ardis . Несомненный успех поэзии Бродского как среди критиков и литературоведов (можно, прежде всего, упомянуть свод работ Л. Лосева, В. Полухиной, В. Куллэ, Е. Келебая, Ю. Лотмана...), так и среди читателей, имеет, вероятно, больше исключений, нежели требовалось бы для подтверждения правила. Пониженная эмоциональность, музыкальная атональность и метафизическая усложненность - особенно "позднего" Бродского - отталкивает от него и некоторых художников. В частности, можно упомянуть негативную работу Александра Солженицына , чьи упреки творчеству поэта носят в значительной степени мировоззренческий характер. Чуть ли не дословно ему вторит критик из другого лагеря: Дмитрий Быков в своем эссе о Бродском после зачина: "Я не собираюсь перепевать здесь расхожие банальности о том, что Бродский «холоден», «однообразен», «бесчеловечен»...", - далее делает именно это: "В огромном корпусе сочинений Бродского поразительно мало живых текстов... Едва ли сегодняшний читатель без усилия дочитает «Шествие», «Прощайте, мадемуазель Вероника» или «Письмо в бутылке» – хотя, несомненно, он не сможет не оценить «Часть речи», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» или «Разговор с небожителем»: лучшие тексты еще живого, еще не окаменевшего Бродского, вопль живой души, чувствующей свое окостенение, оледенение, умирание."

Последняя составленная поэтом книга завершается следующими строками:

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

Драматург, переводчик, литератор...

Относительное финансовое благополучие (по крайней мере, по меркам эмиграции) давало Бродскому возможность оказывать и более материальную помощь. Лев Лосев пишет:

Несколько раз я участвовал в сборе денег на вспомоществование нуждающимся старым знакомым, иной раз и тем, к кому Иосиф не должен был бы питать симпатий, и, когда я просил у него, он принимался торопливо выписывать чек, даже не давая договорить .

Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991-92 годы. В этом почетном, но традиционно-номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: Поэзия и Грамотность), в ходе которого с 1993 г. более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч. По словам Уильяма Уодсворта, занимавшего с 1989 по 2001 г. пост директора Американской Академии поэтов, инагуральная речь Бродского на посту Поэта-лауреата "стала причиной трансформации взгляда Америки на роль поэзии в ее культуре" . Незадолго до смерти Бродский увлекся идеей основать в Риме Русскую академию. Осенью 1995 года он обратился к мэру Рима с предложением о создании академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Эта идея была реализована уже после смерти поэта. В 2000 году Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского отправил в Рим первого российского поэта-стипендиата, а в 2003 г. - первого художника .

Англоязычный поэт

В 1973 г. в Нью-Йорке выходит первая (не считая дезавуированной им Elegy to John Donne, 1967) книга поэзии Бродского на английском - "Selected poems" (Избранные стихотворения) в переводах Джорджа Клайна и с предисловием Одена. Второй сборник на английском языке, "Part of Speech" (Часть речи), выходит в 1980 году; третий, "To Urania" (К Урании), - в 1988. Эти сборники по содержанию в основном следовали соотвествующим русскоязычным книгам поэта. В 1996 году вышел So Forth - 4-ый сборник стихов на английском языке, подготовленный Бродским. В последние две книги вошли как переводы и автопереводы с русского, так и стихотворения, написанные на английском. С годами Бродский все меньше доверял переводы своих русскоязычных стихов на английский другим переводчикам; одновременно он все чаще сочиняет стихи на английском, хотя по его собственным словам он не считал себя двуязычным поэтом и утверждал, что "для меня, когда я пишу стихи по-английски, - это скорее игра..." .

"В языковом и культурном отношении Бродский был русским, а что касается самоидентификации, то в зрелые годы он свел ее к лапидарной формуле, которую неоднократно использовал: "Я – еврей, русский поэт и американский гражданин"

Лев Лосев

"В пятисотстраничном томе англоязычной поэзии Бродского нет переводов, выполненных без его участия... Но если его эссеистика вызывала в основном положительные критические отклики, отношение к нему как к поэту в англоязычном мире было далеко не однозначным" . Валентина Полухина, профессор Кильского университета (Англия), пишет: "Парадокс восприятия Бродского в Англии заключается в том, что с ростом репутации Бродского-эссеиста ужесточались атаки на Бродского поэта и переводчика собственных стихов" . Спектр оценок был очень широк, от крайне негативных до хвалебных, и превалировал, вероятно, кисло-сладкий уклон. Дэниэл Уэйсборт , английский поэт и переводчик стихов Бродского, так отвечал на вопрос о том, как он оценивает его английские стихи:

На мой взгляд, они весьма беспомощны, даже возмутительны, в том смысле, что он вводит рифмы, которые всерьез в серьезном контексте не воспринимаются. Он пытался расширить границы применения женской рифмы в английской поэзии, но в результате его произведения начинали звучать, как У. Ш. Гилберт или Огден Нэш . Но постепенно у него получалось лучше и лучше, он и в самом деле начал расширять возможности английской просодии, что само по себе необыкновенное достижение для одного человека. Не знаю, кто еще мог этого добиться. Набоков не мог

Возвращение

Смерть и погребение

Общий вид могилы в Венеции , остров Сан-Микеле , 2004. Люди оставляют камешки, письма, стихи, карандаши, фотографии, сигареты Camel (Бродский много курил) и виски . На обороте памятника выполнена надпись по латыни, - это строка из элегии Проперция лат. Letum non omnia finit - Со смертью не все кончается .

Присланное телеграммой предложение депутата Государственной Думы РФ Г. В. Старовойтовой похоронить великого поэта в Петербурге на Васильевском острове было семьёй отвергнуто - Бродский не хотел возвращаться на родину, кроме этого Бродский не любил своё юношеское стихотворение со строками «На Васильевский остров я приду умирать…».

За две недели до своей смерти Бродский купил себе место в небольшой часовне на нью-йоркском кладбище по соседству с Бродвеем (именно такой была его последняя воля). После этого он составил достаточно подробное завещание. Был также составлен список людей, которым были отправлены письма, в которых Бродский просил получателя письма дать подписку в том, что до 2020 года получатель не будет рассказывать о Бродском как о человеке и не будет обсуждать его частную жизнь; о Бродском-поэте говорить не возбранялось .

Хотя бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
лишенное родимой глины,
оно в аллювии долины
ломбардской гнить не прочь. Понеже
свой континент и черви те же.
Стравинский спит на Сан-Микеле…

Семья

  • Отец - Александр Иванович Бродский ( -).
  • Мать - Мария Моисеевна Вольперт ( -).
  • Дочь - Анастасия Иосифовна Кузнецова, дочь балерины Марии Кузнецовой
  • Сын - Андрей Осипович Басманов, г.р., от Марианны Басмановой .
  • Жена - Мария Соццани, г.р. (брак с 1991 по 1996 год - до смерти Бродского).
  • Дочь - Анна Александра Мария Бродская, 1993 г.р. (от брака с Марией Соццани).
  • Внучки - Дарья Андреевна Басманова (выпускница Академии Художеств, 2011); Прасковья (1989 г.р.) и Пелагея (1997 г.р.) Басмановы.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1955-1972 - доходный дом А. Д. Мурузи - Литейный проспект , дом 24, кв. 28. Муниципалитет Петербурга планирует выкупить комнаты, где жил поэт, и открыть там музей. Экспонаты будущего музея временно можно видеть в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме .
  • 1962-1972 - дом Бенуа - улица Глинки, дом 15. Квартира Марианны Басмановой.
  • 1962-1972 - улица Марата, дом 60. Мастерская художника Марианны Басмановой.

В Комарово

  • 7 августа 1961 года - в «Будке», в Комарово Е. Б. Рейн знакомит Бродского с А. А. Ахматовой.
  • В начале октября 1961 - ездил к Ахматовой в Комарово вместе с С. Шульцем.
  • 24 июня 1962 года - на день рождения Ахматовой написал два стихотворения «А. А. Ахматовой» («Закричат и захлопочут петухи…») откуда она взяла эпиграф «Вы напишите о нас наискосок» для стихотворения «Последняя роза», а также «За церквами, садами, театрами…» и письмо. Опубликовано в: Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма, ред. М. М. Кралин (Л.: Лениздат, 1990. - С. 39-97). В этом же году посвятил Ахматовой и другие стихи. Утренняя почта для Ахматовой из города Сестрорецка («В кустах Финляндии бессмертной…»).
  • Осень и зима 1962-1963 - Бродский живёт в Комарове, на даче у известного учёного-биолога Р. Л. Берг , где работает над циклом «Песни счастливой зимы». Тесное общение с Ахматовой. Знакомство с академиком В. М. Жирмунским .
  • 5 октября 1963 - в Комарове, «Вот я вновь принимаю парад…».
  • 14 мая 1965 - навещает Ахматову в Комарове.

Два дня сидел напротив меня вот на том стуле, на котором сейчас сидите вы… Всё-таки хлопоты наши недаром - где это видано, где это слыхано, чтобы из ссылки на несколько дней отпускали преступника погостить в родной город?.. Неразлучен со своей прежней дамой. Очень хорош собой. Вот влюбиться можно! Стройный, румяный, кожа как у пятилетней девочки… Но, конечно, этой зимы ему в ссылке не пережить. Порок сердца не шутка.

  • 5 марта 1966 - смерть А. А. Ахматовой. Бродский и Михаил Ардов долго искали место для могилы Ахматовой, сначала на кладбище в Павловске по просьбе Ирины Пуниной, потом в Комарове по собственной инициативе.

Она просто многому нас научила. Смирению, например. Я думаю… что во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами. Если бы не она, потребовалось бы больше времени для их развития, если б они вообще появились .

Издания

На английском языке

  • "Selected poems". New York: Harper & Row, 1973.
  • "Part of Speech". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1980.
  • "Less Than One: Selected Essays". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1986.
  • "To Urania". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1988.
  • "Watermark". New York: Farrar, Straus and Giroux; London: Hamish Hamilton, 1992.
  • "On Grief and Reason: Essays". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1995.
  • "So Forth: Poems". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1996.
  • "Collected Poems in English". New York: Farrar, Straus & Giroux, 2000.

Память

Мемориальная доска на доме Мурузи в Санкт-Петербурге, в котором жил поэт

  • В 1998 году в "Пушкинском фонде" вышла книга стихотворений Л. Лосева "Послесловие", первую часть которой составляют стихи, связанные с памятью Бродского.
  • В 2004 году близкий друг Бродского, лауреат Нобелевской премии поэт Дерек Уолкотт написал поэму «The Prodigal», в которой многократно упоминается Бродский.
  • В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета по проекту