Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике - файл n1.doc. Образовательный портал

Кривенцова Татьяна Витальевна

Основополагающим средством выразительности музыки наряду со звуковысотным мелодическим построением, ладовыми соотношениями, тембральными красками, динамическими оттенками является РИТМ . На вопрос ребенка, что такое ритм, я объясняю: в музыке − это чередование разных по длительности музыкальных звуков, упорядоченное во времени. Слушая, мы активно реагируем на музыку движениями своего тела, не осознавая этого. Движения проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, пальцами, покачивание головой, всем телом и т. п.). Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально ритмическим чувством.

Психолог Б. М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что ритм в музыке носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» (Б.М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, стр. 214).

Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность: будь это пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях. И в слушательской и в исполнительской деятельности учащихся должен быть момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой особую задачу. На первых уроках никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма. Первый этап в процессе развития чувства ритма (их всего два) − восприятие на слух музыкального ритма и непосредственное воспроизведение его в движениях (бег, ходьба, хлопки, отстукивание и т.д.). Второй этап переход от непосредственно мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с практическими навыками. Движения под музыку являются вспомогательным средством, так как, опираясь на моторику, ребенок гораздо глубже воспринимает и осознает отдельные стороны музыкального произведения, передавая в какой-то степени его общий характер: под бодрый марш двигается четким энергичным шагом, под веселую польку легким бегом, при лирической певучей музыке его (ее) движения становятся мягкими, плавными. В.Сургаутайте, преп. кафедры музыки Педагогического института г.Шауляй в статье «О начальном этапе развития чувства ритма» пишет, что «движения заставляют детей интенсивнее, полнее воспринимать муз. произведение, так как при этом они не только слушают музыку, но и согласовывают свои движения с ее характером». (Музыкальное воспитание в школе. Вып.6. изд. «Музыка», Москва. 1970г., стр.19). Выполняя предложенные мною задания, ученики учатся различать на слух и точно воспроизводить отдельные элементы ритма: ровные доли, пульсацию сильных долей в двухчетвертном и трехчетвертном размерах, темп, длительности (четвертные, восьмые, половинные), несложные ритмические рисунки, фразы.

Успешно сформировать эти навыки поможет правильный подбор музыкального материала. Необходимо, чтобы те элементы ритмической выразительности, которые должен усвоить ученик в движениях, были бы достаточно ярко выражены в музыкальном произведении. Для «ходьбы под музыку» ребенок сначала внимательно прослушает МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ из «Детского альбома» П.И. Чайковского, хлопками показывая скорость движения, определит характер музыки. При повторном прослушивании зашагает на месте четким энергичным шагом. Особое внимание я уделяю тому, чтобы ученик и начинал и заканчивал движения вместе с музыкой. Это упражнение полезно абсолютно всем детям с любыми музыкальными данными, еще более тем, кто от природы (как сейчас принято говорить) гиперактивен: нетерпелив, с рассеянным вниманием, не умеет сосредоточенно работать над чем-либо более пяти − семи минут, имеет проблемы в координации (в таких случаях необходимо чаще менять вид деятельности во время урока). Навык, приобретаемый в результате занятия «ходьбой под музыку», особенно важен, так как он является основой для формирования всех последующих.

Когда ученик или ученица (проще говоря дети ) достаточно хорошо научились маршировать, предлагаю им прослушать ПОЛЬКУ П.И. Чайковского (это можно сделать на том же уроке) и сопоставить оба произведения, отмечая разницу в движении: под марш удобно шагать, под польку хорошо двигаться легким бегом. На основе этих ощущений складываются представления о музыкально-ритмических длительностях четвертях и восьмых. Стараясь точнее сформировать у детей эти представления (о четвертях и восьмых), предлагаю сменить движения (бег и ходьбу) на хлопки при прослушивании простых детских песенок в двухдольном размере: например «Маленькой елочке холодно зимой» М. Красева, «Тень тень» В. Калинникова и т.п. Первый раз слушаем и хлопаем на ровные доли, затем поем с такими же хлопками и внимательно отмечаем, что есть звуки, которые тянутся длиннее- (1 на хлопок) и те, которые короче- (их мы успеваем пропеть 2 на один хлопок). Пробуем еще раз спеть, но хлопать будем уже по произношению. Очень важно добиться безошибочного пения с сопровождением хлопками по тексту. После этого предлагаю записать ритмический рисунок под собственное произношение (для этого лучше всего подойдет тетрадь в клеточку, так как длинные звуки (четверти) изобразим длинными палочками, а короткие (восьмые) палочками в два раза короче и соединим их сверху парами). Ниже дан ритмический рисунок песни В.Калинникова «Тень тень», запятыми показаны окончания фраз. Следующий пример − ритмический диктант известной детской пьески Казачок». Кстати, детям нравится писать ритмические диктанты.

В заключении предлагаю по записи прохлопать со слоговым проговариванием или пропеванием: четверти «ТА», восьмые «ТИ - ТИ». Сущность этого методического приема в том, что каждая ритмическая единица получает свое слоговое название. Развитию аналитической стороны ритмического слуха слоговые обозначения способствуют лишь в том случае, когда они связаны с моторными ощущениями и ритмическими представлениями. Опираясь на собственный практический опыт, дети яснее осознают отдельные элементы музыкального ритма. Вернемся к движениям: поочередно играю «ПОЛЬКУ» И «МАРШ», отслеживая, чтобы ученик переключался с бега на ходьбу и наоборот, как можно точнее. Для укрепления этого навыка (смены шага и бега), можно использовать и новый музыкальный материал. Усложняем задание, при движении под музыку ребенок должен воспроизводить сразу два или три ритмических элемента: например, двигаясь под марш или польку на ровные доли, хлопками отмечать сильные; или, шагая, насильные доли, отхлопывать ровные и одновременно петь мелодию. Эти упражнения развивают в детях очень важное для музыкальных занятий качество − умение правильно распределять внимание. Еще раз фиксируем в памяти ребенка, что звук, соответствующий одному шагу, называется слогом «ТА» (четвертная), а «бегающие» «ТИ - ТИ» (восьмые).

Очень полезное упражнение − ритмическое сопровождение песен (в двухдольном размере), которые дети хорошо знают. Самым простым является сопровождение хлопками на ровные доли, следующая задача хлопать только на сильные, либо на слабые доли, затем в двутактовых мотивах − первую сильную долю (четвертную) дробим на две восьмушки, а остальные оставляем ровными четвертями; следующий вариант: дробим не первую, а вторую сильную долю, остальные оставляем четвертями и т.д. При ритмическом сопровождении песен в трехдольном размере последовательность работы такая же: хлопаем ровные доли; только сильные; только слабые обе; хлопаем сильную и третью слабую, пропуская вторую слабую; еще один вариант вторую долю дробим на две восьмых, первую и третью хлопаем четвертями, и т.д. Если ребенок хорошо усвоил четверть и восьмую, можно перейти к половинной длительности, она совмещает в себе две доли − сильную и слабую, обозначается«ТА А». Применение слоговых обозначений в значительной степени способствует развитию у учащихся слухо-ритмических навыков, после нескольких таких занятий они точно различают на слух четверти, восьмые, половинные в разных сочетаниях, совершенно осознанно воспроизводят их, пользуясь слоговыми названиями.

Такая слухо ритмическая подготовка начинающих маленьких музыкантов является необходимой основой, опираясь на которую, в дальнейшем у них формируются понятия о длительности нот, о метре, такте и других элементах ритма. Этот методический прием вплотную подводит к нотной записи, фактически остается подменить ритмическую единицу соответствующей нотой, и учащиеся понимают, что звуки разной длины можно не только отхлопать, отстучать или спеть на слогах, но и записать нотами.

Решающее действие на успешность музыкально ритмического развития ребенка оказывает характер его собственной деятельности, поэтому необходимо постоянно стимулировать его интерес к музыкальным занятиям и в классе и дома, развивать его творческую активность, воспитывать самостоятельность. Лишь стойкий интерес к музыке, постоянное стремление познать и освоить что-то новое, сформирует потребность в систематических домашних занятиях и в активной работе во время уроков, что явится залогом и результатом успеха музыкального и исполнительского воспитания вообще.

Ольга Шашкина

«Развитие чувства ритма детей дошкольного возраста»

Проблемы, связанные с восприятием ритма в период дошкольного детства на рубеже 21 века приобретают определенное обострение. Дети современности воспитываются на суровых «попсовых» ритмах , оставляя в стороне классику. Даже колыбельные песни прослушиваются ими всё реже и реже, нежели диско и рок. В связи с этим возникают проблемы анализа и синтеза на которые запрограммировано детское восприятие . В беспорядочных диско-ритмах , современных рок- аранжировках к сожалению нет той чистоты и нравственности, которая присуща народной песне. Я не исключаю из репертуара детей диско-музыку полностью, но вижу необходимым сократить, либо видоизменить её подачу.

Во всех видах детской музыкальной деятельности в том или ином виде присутствует ритм . С малышами это примитивные хлопки и притопы, с детьми по старше – инструментальные композиции, в том числе с использованием произведений современной эстрады. Данный путь к совершенству труден и далёк, и требует не мало усилий как от детей, так и от педагога.

В работе с детьми нами активно используются музыкально-дидактические игры, которые в доступной форме доводят до ребенка музыкальные термины и понятия. Играя дети с лёгкостью усваивают, что такое сильная и слабая доля, такт, как воспроизвести синкопированный и трёхдольный ритм .

К началу подготовительной группы дети в совершенстве владеют основами музыкальной грамоты.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр для детей дошкольного возраста, на развитие чувства ритма .

Мама и детки

Цель игры : развивать ритмическое чувство .

Программное содержание.

Учить анализировать и синтезировать

Закреплять умение воспринимать на слух звучащий ритм , моделировать его, читать рисунок, сравнивать увиденное и услышанное.

Закреплять умение работать в подгруппах .

Ход игры:

Дети делятся на две группы (на этапе ознакомления с игрой детям раздаются карточки с изображением мам – одной группе и детёнышей – другой группе)

Выясняем, анализируем ритмические рисунки на карточках, проговариваем про себя. На основном этапе игры дети рассаживаются напротив друг друга на определенном расстоянии, так, чтобы не видеть изображение карточек друг друга. По очереди каждый ребенок из группы «мам» , прохлопывая ритмический рисунок своей карточки, «зовёт» тем самым своего ребенка – детеныша. Детёныш должен «услышать» зов своей мамы, то есть, определить, что именно его ритмический рисунок был озвучен . Правильность ответа можно проверить, совместив две карточки – «мамы» и «детеныша» . Ритм должен совпасть .

Основные методы работы над развитием чувства метроритма

ПЛАН:
1.Введение
2. Основная часть:
- работа над длительностями нот и запись ритмических диктантов
- воспитание чувства метроритма
- работа над дирижёрским жестом
- проработка ритмических фигур
3.Заключение
4.Учебная и методическая литература

В музыке высотные взаимоотношения звуков неотделимы от временной организации и, следовательно, развитие интонационного слуха и чувства метроритма должны вестись одновременно. Все физиологические процессы и в природе, и в человеческом организме происходят в определённом ритме. В своей книге «Психология музыкальных способностей» Теплов пишет, что чувство метроритма основано на восприятии временных организаций музыки не только слухом, но и физическими клетками организма. Слушая музыку, у человека возникает потребность двигаться, т.е. непроизвольно покачивать головой или ногой. Замечено, что при этом даже изменяется пульс, дыхание становится неравномерным в зависимости от того, какое впечатление произвела музыка.

В методике преподавания сольфеджио при работе над чувством ритма нужно обязательно применять и использовать какие- то физические проявления человеческого организма. Когда я начинаю работать с учащимися 1 класса, то чаще всего использую хлопанье в ладоши, отстукивание карандашом, а иногда ходьбу и дирижирование. На первых порах это просто чёткое движение под музыку марша, умение выполнять каждую долю, «шаг» хлопками. Под танцевальную музыку дети учатся легко бегать ровными восьмыми, приговаривая слово «бегать». Хлопками я выполняю ритм, а дети читают его словами: «Шаг, шаг, бегать, шаг», одновременно хлопая в ладоши. Когда ребята начнут более свободно воспринимать простейшие ритмы, состоящие из четвертей и восьмых, то даю этим ритмическим группам названия: четверть- на слог «та», восьмые- на слоги «ти-ти», половинная- «та-а», и затем показываю как они записываются. Можно придумать множество сочетаний с этим ритмом. Ученики пропевают песенку со словами, а потом со слогами, затем я прошу графически записать ритм песни. Сначала песни такие: «Петушок», «Солнышко», «Как под горкой». После такой работы учащиеся начинают понимать, что ритмические фигуры в песнях чередуются не хаотично. а в определённом порядке, что некоторые ритмические сочетания фигур повторяются, что между ними существует определённая связь.

Очень полезной является ритмическая игра, когда ученики вслед за сыгранным педагогом мотивом читают ритмический рисунок слогами «та, ти-ти» и прохлопывают. Постепенно в примеры включаю половинную длительность и закрепляем эти соотношения на следующих примерах: «Ёлочка» Красева, «Весёлые гуси» и другие. На уроках использую с учащимися карточки. На первых порах ритм учащиеся записывают без тактовой черты. После прохождения понятия сильной доли такта примеры уже записываются с делением на такты. Начинаю приучать ребят, чтобы они чувствовали пульсацию долей, т.е. чередование сильных и слабых долей в музыке. Слуховое ознакомление с сильной и слабой долями можно начать со знакомства с маршем. Командой в марше является сильная доля, ударная на счёт «Раз- и». Затем, слушая такие песни, как «Весёлые гуси», «Савка и Гришка» и многие другие, учащиеся отмечают или хлопками, или карандашом по столу только сильную долю в такте. Разделив учащихся на 2 группы, одной группе предлагаю отмечать только сильную долю, а второй группе каждую долю. Например, в хорошо выученной песне «Тень- тень» одна группа детей поёт песню, а другая отхлопывает ритм. Выписываем музыкальные примеры на расставление тактовых черт на доске. Очень полезно предлагать детям записывать различные ритмические диктанты.

Работа с ритмом на песенном материале уже в начальном обучении приводит к возникновению у детей чётких и правильных представлений о мотивности, повторности. В младших классах можно постепенно знакомить детей с различными типами повторности: буквальными, контрастными, варьированными. Примерами могут служить белорусская народная песня «Савка и Гришка», русская народная песня «Там за речкой, там за перевалом» и другие.

Большую пользу в закреплении навыков оказывают таблицы ритмов, которые помогают тренировать навык чтения с листа, зрительную память, умение сохранять единый темп. Сначала дети читают написанный на первой таблице ритм, а затем повторяют его наизусть. В это время меняю таблицу и дети без остановок читают ритм второй таблицы. Также включаю мелодии с репризой.

Самое важное в развитии метроритма- это воспитание чувства метричности. Оно заключается в умении выдержать равномерность в каком- то определённом темпе. Мы привыкли, что в сольфеджио всё поётся в среднем темпе, а ведь необходимо работать в любых темпах над исполнением одного и того же примера (в более быстром или в более медленном). Ощущение правильного темпа, умение выдержать его- это та же самая «настройка», что и настройка на определённой высоте. Темп влияет на трудности примера и на музыкальность исполнения. Одна мелодия должна быть исполнена очень быстро, легко, другая- протяжно.

Полезны вот такие упражнения. Учащимся предлагаю просто считать «раз, два, три и т.д.» в определённом темпе. Счёт проводится вслух и про себя, а в счёте меняются темп, акценты, делаются паузы.

Большое значение имеет умение держать темп внутри себя и воспитывать память на определённый темп. Обычно при сольфеджировании темп ускоряется, если пример лёгкий и, наоборот, замедляется, если встречаются мелкие длительности и ритм более трудный.

Чаще всего учащиеся ускоряют темп, а не замедляют. Над развитием чувства метра в разных темпах необходимо работать отдельно. Для этого педагогу очень важно, дирижируя правильно, показать темп. Для того, чтобы жест был чётким и убедительным нужна, прежде всего, внутренняя настройка. Перед тем, как начинать петь, надо настроиться в нужном темпе и тональности.

Дирижирование, вернее тактирование, имеет свой смысл и пользу тогда, когда движения руки естественны, автоматизированы и отражают физическое ощущение темпа и размера. Важно, чтобы учащиеся чувствовали в размере сильную долю. Нужно воспитывать у учеников живой художественный метр, чёткий, свободный жест. Размер также неотделим от чувства музыкального метра. Поэтому основой воспитания чувства метро- ритма является воспитание прежде всего чувства метра и размера.

При записи диктанта некоторые учащиеся двухдольный размер с четвертями и восьмыми записывают четвертями и половинными. Почему это так? При слуховом восприятии ученик написал ритм арифметически правильно, но не почувствовал выразительную сторону размера. Здесь они сталкиваются с тем, что арифметическое выражение размера очень доходчиво, зрительно в записи, а над слуховым восприятием его приходится работать специально.

Кроме двухдольности и трёхдольности размер определяется характером долей и их чередованием. Легко различают на слух простые такты и сложные. Первая доля сильная, другая- относительно сильная. Как различить такт в ‍‍‍«три четвёрти» и «три восьмых»? Дело не в темпе, а в характере каждой доли. При исполнении музыки в этих размерах выразительные особенности каждого из них должны быть подчёркнуты различными средствами: в размере «три четвёрти» каждая доля чёткая, полновесная, например: «Чешская народная песня»; в размере «три восьмых» слегка акцентируется первая доля, две другие исполняются более легко, например: хор из оперы Глинки «Руслан и Людмила» V действие.

Многое зависит и от темпа. Размер «шесть восьмых» в медленном темпе чаще всего воспринимается на «три четвёрти». Такт делится на 2 части и каждая становится относительно самостоятельной. В быстрых темпах этот размер воспринимается как «две четвёрти» с триольным движением восьмых. Например, русская народная песня «Степь да степь кругом». Следует добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовалось движение от одной сильной доли к другой. Этот размер характерен для мелодий с большими фразами. Я стараюсь постоянно развивать у учеников навык быстрой реакции на звучащий ритм.

Следующим важным этапом является изучение длительностей, в которых одна доля входит в другую- это четверть с точкой и восьмая. Эта ритмическая группа представляет собой переход начала второй доли на первую, акцент на 2 доле делается внутренний, т.е. существует лишь во внутреннем представлении. При пении можно делать лёгкий акцент на точке. Например, русская народная песня «Во поле берёза стояла» третья фраза, русская народная песня «Вот уж зимушка проходит».

Закрепляя этот ритм, можно с учащимися провести игру, в которой участвуют два человека. Первый - «дрессировщик» - как бы показывает задание, а второй - «лошадка» - в это время выполняет в движении свой ритм.

В трёхдольном размере группа «четверть с точкой и восьмая» воспринимается и воспроизводится с большим трудом. Для того, чтобы облегчить показ ритма следует подбирать песни с повторяющимися ритмическими фигурами. Например, «Там вдали, за рекой…», Хор «девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин».

Трудность пунктирного ритма заключается в том, что шестнадцатая нота соединяется в сознании учащихся не с предыдущей, а с последующей нотой. Для усвоения этого ритма мы поём гаммы в этом ритме. Полезно простукивание ритма и запись ритмических диктантов. Примерами здесь могут служить «Песня о Родине» Дунаевского, «Орлёнок» Белого и революционные песни: «Дубинушка», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу». В старших классах появляются новая ритмическая группа «четверть с точкой и две шестнадцатых». Для усвоения этой группы можно разучить песню Глинки «Жаворонок» с текстом и аккомпанементом.

Для усвоения группы четыре шестнадцатых можно взять чешскую народную песню. Она хорошо запоминается благодаря многократным повторениям, и учащимся этот пример нравится. Для усвоения шестнадцатых полезно выучивать наизусть нетрудные и удобные примеры. Многие примеры изучаются и на уроках специальности, а также и сольфеджио. Это белорусский народный танец «Крыжачок», «Волынка» Баха, «Полька» Глинки.

Для усвоения фигуры две шестнадцатых и восьмая можно взять русскую народную песню «У меня ль во садочке». Для усвоения сочетаний обеих фигур с восьмыми очень хорош пример «Хор охотников» из оперы Вебера «Волшебный стрелок». В примере Красева «Зеркало» есть все три группы с шестнадцатыми.

Чрезвычайно важно воспитать у учащихся правильное ощущение группировки и, конечно, закрепить его в навыках записи. В любой группе на начале доли делается акцент, а остальные ноты произносятся с ней слитно.

Работая над развитием чувства ритма, нужно, прежде всего, накопить слуховые впечатления. Поэтому каждая ритмическая фигура должна быть сначала освоена на слух, а затем уже прорабатываться в нотной записи. Я подбираю примеры не только из учебника сольфеджио, но и отрывки с сопровождением из музыкальной литературы. Предлагаю детям найти изучаемые ритмы в этой музыке.

Синкопа- это смещение ударения с более сильной доли такта на предшествующую слабую. Эту ритмическую группу учащиеся обычно хорошо определяют на слух, но затрудняются с её записью в диктантах. Поэтому данную группу я прорабатываю на знакомом, простом песенном материале. Подходящий пример- чешская народная песня «Пастух», польская народная песня «Словацкая песня».

В работе над триолями особенно важно сочетание слуховых и зрительных образов. Полезно, когда в одной мелодии сочетаются триоли и восьмые, и пунктирный ритм. Например, в песне Мурадели «Партия- наш рулевой».

В старших классах ритмические трудности часто связаны с неумением сопоставлять различные ритмические группы без затруднений и остановок, перейти от одной ритмической группы к другой. Чтобы выработать реакцию на такие сопоставления, нужно, на мой взгляд, упражнение, которое бы развивало определённый автоматизм при восприятии и воспроизведении ритмических фигур. Такое упражнение заключается в том, что педагог показывает по наглядному пособию ритмические фигуры в разных комбинациях непрерывно, в определённом темпе и размере, а ученик или группа учащихся должны воспроизводить эти фигуры одновременно с показом. Я прошу чаще всего использовать отстукивание карандашом или хлопками. Во время работы по таблицам зрительные образы сочетаются со слуховыми и двигательными рефлексами. Также полезно предлагать учащимся упражнения на досочинение ритма, сделать импровизацию на заданный ритм.

Ритмические упражнения не должны быть самоцелью. Они должны способствовать закреплению интонационно- слуховых навыков, подготавливать слух к восприятию, записи и исполнению музыки на уроках по специальности.

Список литературы:

1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, вып. 1, 2. М., 1972, 1973.
2. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ. Учебное пособие. С.-П.: Советский композитор, 1992.
3. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. М.: Музыка, 1987.
4. Одноголосное сольфеджио/ Д.И. Шайхутдинова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
5. От примы до октавы: Сб. мелодий для пения и музыкального разбора на уроках сольфеджио в младших классах/ Сост. Андреева М.- М.: Сов. Композитор, 1972.
6. Сольфеджио для детских музыкальных школ. I- IV кл./ сост. Барабошкина А.- Л.: Музыка, 1981.
7. Шаинский В. Песни для детей.- М.: Музыка, 1984.
8. Сольфеджио. Iкл. ДМШ/ Сост. Антошина А., Надежина Н.- М.: Музыка, 1970.
9. Фридкин Г. Чтение с листа. М., 1966.
10. Сольфеджио. Подготовительный класс: учебное пособие/ Ю.В. Фролова.- Изд. 13-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
11. Сольфеджио. Первый класс: учебное пособие/ Ю.В. Фролова.- Изд. 13-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
12. Сольфеджио. Второй класс: учебное пособие/ Ю.В. Фролова.- Изд. 13-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
13. Сольфеджио. Третий класс: учебное пособие/ Ю.В. Фролова.- Изд. 13-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
14. Сольфеджио. Четвёртый класс: учебное пособие/ Ю.В. Фролова.- Изд. 13-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
15. Нотная азбука/ Сост. Оцхели Н.- Тбилиси, 1972.
16. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М., 1973.
17. Методика преподавания сольфеджио. /Давыдова Е.В.- М.: Музыка, 1975.

Топоркова В.А. ​

город Скопин Рязанской области, 2012