Занятия для развития музыкального слуха у детей. Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха. Как проверить музыкальные способности ребёнка

Вы хотите развить музыкальный слух у ребенка? Оказывается, что потенциально музыкальным слухом обладают абсолютно все дети. Вся проблема в том, что из-за отсутствия правильного музыкального воспитания, этот дар оказывается загубленным. Но как же правильно нужно заниматься с ребенком, чтобы развить, если не абсолютный, то хотя бы просто хороший слух?

Вспомните, что, когда мы учим ребенка разговаривать, мы читаем ему книги, рассказываем сказки, потешки. Причем маленький ребенок постоянно наблюдает за выражением лица, мимикой, движением губ и т.д. Если мы хотим добиться более чистой речи, то мы перестаем сюсюкать и коверкать слова вслед за ребенком. Маленькие детки всегда подражают родителям, и процесс подражания тоже играет не маловажную роль.

Поэтому, если Вы хотите привить любовь к музыке у ребенка, то покажите ему собственный положительный пример. Даже если Вы никогда не держали в руках музыкальных инструментов, то уж петь-то Вам точно приходилось. А еще чаще Вы слушали свою любимую музыку. Вот и начните с этого. Слушайте хорошую качественную музыку, которая Вам самим по душе. Это может быть эмоциональная классическая музыка, танцевальная, народная, и даже легкий рок.

Никто не отменял также пение колыбельных или потешек. Даже в утробе матери ребенок способен чувствовать вибрации маминого голоса. Пойте много, пойте с душой, пойте тихо и громко. Расширяйте свой репертуар и уже после рождения ребенок будет узнавать и любить Ваш голос.

Когда малыщ немного подрастет можно предлагать ему инструменты: барабаны, дудочки, детские гитары, металлофон, синтезатор. Здесь главное, чтобы ребенок принимал участие и сам создавал музыку, а не просто пассивно слушал. Конечно, придется запастись терпением, прежде чем юное дарование начнет выводить связные мелодии.


Хорошо бы еще ходить с ребенком на детские концерты, музыкальные спектакли, смотреть соответствующие мультфильмы. Песни нужно подбирать с добрыми сюжетами, т.к. они формируют мировоззрение ребенка.

Занятия вокалом с ребенком можно проводить с того момента, когда он только начнет повторять слова. Простые слоги можно уже распевать “ма-ма-ма”, “ту-ту-ту”, “да-да-да” и т.д.

Как ни странно, малыша можно научить петь, позволяя ему просто покричать. Не стоит одергивать его, когда он кричит в подъезде или в арке дома, где есть эхо. Так ребенок научится слушать и наслаждаться своим голосом.

Чтобы научить кроху различать низкие, средние и высокие звуки, можно на инструменте показывать, как звучит медведь, поет птичка, или говорит человек.

музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет - будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой в раннем возрасте? Или лучше начать заниматься в более взрослом возрасте? Я всегда придерживаюсь определения - если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции - занимайся этим!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха у ребенка.

Возможно ли развить и воспитать музыкальный слух ? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет - будут ли успешными занятия музыкой. Можно ли заниматься музыкой во взрослом возрасте? Такого рода вопросы мне часто приходится слышать и от интересующихся успехами своего чада родителей, и от простых любителей музыки, которые еще мечтают углубить свои познания. Я всегда придерживаюсь определения - если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции - занимайся этим!
Тогда возникают другие вопросы. Например, возможно ли развитие музыкального слуха или это чисто врожденное качество? Если говорить о качестве воспитания музыкального слуха то, чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей, тем лучше будут результаты! Достаточно вспомнить примеры из истории -в силу другой организации образования, почти все известные гениальные композиторы и музыканты начинали обучение с ранних лет. Так, например, Моцарт уже в 3 года подбирал на инструменте консонирующие интервалы (в государственных музыкальных школах это программа 2-3 класса). А в 4 года, Моцарт сам, незаметно от своего отца-музыканта, написал концерт для клавесина! В государственных школах обучение происходит с 6-7 летнего возраста, в котором уже весь уже ранее заложенный и накопленный опыт в ребенке только проявляется. К 6-7 годам ребенок практически сформировался как личность, которая жаждет творить, а его именно в это время запирают в рамки школы с ее правилами и догмами. Мало того, обычно дети в школах и гимназиях чувствуют себя так загружено,что на серьезное развитие музыкой у них просто не хватает сил и времени.

Обратившись к познаниям детской психологии, выясняем, что действительно у малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к предмету. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. Наиболее раннее знакомство с восприятием звуковой гаммы ощущений у ребенка начинается еще в утробе матери. Поэтому, все, что слушает мать, все, чем она живет в период беременности - слушает и воспринимает ребенок! Некоторые мамы -музыканты даже рассказывают, как в последние месяцы беременности по толчкам в животе можно предположить какие эмоции вызывает определенная звучащая в тот момент музыка. С первых дней ребенок старается имитировать звуки речи матери, интонации ее голоса. К трем годам у детей формируется своя картина мира, психологи называют это период «кризис 3 летнего возраста». Ребенок осознает, что он существует и он особенный, ведь у него появляется чувство собственного «Я».

Ребенок часто переживает в этом возрасте, что быть самим собой не получается, этому мешают запреты старших. Это именно тот период у ребенка, когда он пытается перестроиться как личность под модель поведения, диктуемую им взрослыми, но сам в этот момент часто заявляет вам «Не хочу! Не буду!» В этот период дети уже умеют общаться со сверстниками, стремятся к самостоятельности и с удовольствием делают свой выбор. К 4-м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с руками, что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше когда под руками есть по средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы,запахи).

Раннее музыкальное развитие связано с формированием сенсорных способностей - умением ассоциативно различать высоту звука (высокий или низкий), тембр звука (звучание определенной окраски голоса или инструмента), динамику(громко или тихо),темп(быстро или медленно) .Затем в будущем эти сложившиеся представления будут формировать музыкальное мышление и музыкальную память.

В детском возрасте дети с удовольствием угадывают настроение и характер музыки, при этом им легче это выразить в рисунке или движении. Поэтому, музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушанья музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление и ребенок творчески развивается.
Я занимаюсь развитием музыкального слуха у детей около 10 лет. За это время у меня накопился определенный опыт работы с детьми. Ко мне попадали дети с разными способностями и мне самой было интересно, насколько можно развить слух у каждого из них. Дело в том, что существуют разные уровни развития музыкального слуха.
Редко встречаются люди, у которых от рождения дан абсолютный слух, то есть это врожденный музыкальный слух, позволяющий определить точное музыкальное звучание нот на любом инструменте. Обычно таким слухом владеют продвинутые музыканты с рождения или он воспитывается в процессе долгого труда со временем (это более частое явление), тогда этот слух называется «приобретенным абсолютным». То есть таким музыкантам практически не нужен ни камертон (на котором звучит нота «ля» по ней идет настройка), ни инструмент для того, чтобы воспроизвести любую ноту звукоряда. Но это «высший пилотаж», который тем не менее достигается многими в музыкальном училище или консерватории.

Интересный пример из истории из биографии Вольфганга Амадея Моцарта, когда он присутствовал на концерте итальянского композитора Аллегри, где исполнялось его произведение «Мизерере» в Сикстинской капелле. Ноты этого произведения находились достоянием капеллы и никто посторонний не имел к ним доступа. После одного концертоного прослушивания Моцарт смог сам по памяти записать в точности это произведение!
Воспитание слуха в простой музыкальной школе у детей сводится к умению точно воспроизвести несложную мелодию, спеть с дирижированием, записать нотами, уметь ее сыграть на инструменте и подобрать аккомпанемент. Ребенок должен определять на слух все изученные интервалы, аккорды, виды гамм, все то, чему учит теория музыки.

Проще говоря, дети должны уметь подобрать по слуху любую услышанную песню по радио или телевидению или даже сочинить свою. Недаром говорят, чтобы понять как музыка пишется - попробуй сочинить свою.
Как определить стоит ли ребенку заниматься музыкой или нет? В принципе, если ребенок без проблем чисто поет, попадая в ноты - есть возможность достигнуть высшего уровня развития, опять же при упорной работе!

Бывают случаи, когда ребенок просто не в состоянии спеть мелодию по каким -либо причинам, но при развитии у него все же есть шанс развития внутреннего слуха - то есть он еще может сыграть эту мелодию. Для этого, конечно нужны определенные навыки игры на инструменте, чему тоже можно научиться практически любому человеку. У вас всегда есть шанс попробовать себя. Поэтому я всегда призываю родителей пораньше покупать инструмент для ребенка, если у него есть желание на нем играть! Можно начать с небольшого игрушечного электрического пианино или ксилофона.Можно самим смастерить самые простые маракасы, вообще можно играть на всем, что звучит! Нота за нотой, если ребенок учится ее петь или играть - это уже способствует развитию слуха!

И наконец, для самых маленьких детей очень важно направить их в нужное русло, заинтересовать хорошей музыкой, понять, что нравится ему. Музыка бывает разной, мое мнение таково, что можно в любом стиле найти настоящие шедевры!

Конечно, классика вне конкуренции, недаром она всех прельщает своей гармоничностью и глубиной не одно столетие. Лучше выбирать песни с добрыми сюжетами, ведь они формируют мировоззрение вашего ребенка. Для этого очень важно с детства приучить ребенка к звучанию музыке в доме, ходить с ним на концерты для детей, музыкальные представления и спектакли, смотреть интересные музыкальные передачи и мультфильмы в которых опять же звучит хорошая музыка. Дети очень любят когда им поют колыбельные песни или когда с ними просто распевают песенки. В крайнем случае, можно воспользоваться простой аудиозаписью - приучить ребенка слышать музыку, когда он делает зарядку или ложится спать. Главное, чтобы музыка подходила по настроению и ситуации. И вскоре вы увидите, как горят глаза у вашего малыша, когда он смотрит концерты своих сверстников и заявляет вам «Я тоже хочу так играть и петь!» В общем, всячески поощряйте проявление у него тяги к музыке, развивайте эстетического вкус, но конечно важно не переусердствовать в этом.


То, что называют в быту музыкальным слухом , - это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.

Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).

Чтобы развить музыкальный слух у ребенка , вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.

Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом - по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом - варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.

Игра «Кто поет?»

Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему - заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.

Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры - учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.

Игра «Путаница»

В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.

Некоторые советы по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Безусловно полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).

Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.

Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.

Один-два раза в неделю по полчаса - и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.

С музыкальным слухом не рождаются, его надо долго и правильно тренировать и пестовать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха , а возможности его развития практически безграничны. Отсутствие слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Без него мы, например, не узнавали бы людей по голосу. Невербальные характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем произнесенные вслух слова.

У подавляющего большинства людей слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию своих способностей.

Занятия на инструменте требуют от ребенка и его родителей само-отдачи. Готовы ли вы к этому?

2 Если ребенку, как говорится, «медведь наступил на ухо», то тут уже ничего не поделаешь!

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь? Значит, тебе «медведь на ухо наступил», у тебя «нет слуха».

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков и музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствуют об отсутствии музыкальных способностей. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе.

Как развить у ребенка музыкальные способности?

Слушайте вместе музыку, когда малыш еще в животике

Младенцу пойте песенки - от колыбельных до бодрых маршей

Разучивайте с малышом детские и мелодичные взрослые песни

Показывайте малышу музыкальные мультики

Покупайте детские инструменты и показывайте, как ими пользоваться

Играйте на гаджетах в музыкальные игры.

3 Малыш будет слушать классическую музыку, только если он привык к ней с колыбели.

Если в доме часто звучит классическая музыка, ребенок будет воспринимать ее хорошо. Но она не должна навязываться ребенку, иначе будет вызывать отторжение. Ставьте классику, но понемногу, по 5–10 минут. Не включайте музыку громко, следите за реакцией малыша. Ему не нравится? Выключите: либо ваш малыш еще не дорос до такой музыки, либо она не подходит ему на психоэмоциональном уровне.

4 Занятия музыкой - это пустое времяпровождение и ими стоит заниматься лишь тем, кто решил сделать карьеру в этой сфере.

Бытует мнение, что если уж «лишать ребенка детства», так уж только ради профессиональных занятий. Но ведь занятия музыкой необычайно полезны и на уровне общего развития!

Музыкальное образование очень нужно всем детям для их развития. У музыкальных детей лучше развиты память, зрительное восприятие, речь, координация слуха и движений, фантазия. Кроме освоения навыка игры на инструменте, ребенок тренирует память, усидчивость. становится более дисциплинированным. Музобразование оказывает положительное влияние на общее развитие. Но прежде чем вести малыша в специализированную школу, подумайте о той нагрузке, которую вы добавляете и ребенку, и себе. Ведь далеко не все дети (и родители) готовы это принять и выдержать.

5 Есть «сложные» и «легкие» музыкальные инструменты, и делать первые шаги лучше на «легких» - таких, например, как барабаны.

Все инструменты сложны, при игре на них нужно развитие слуха, памяти, ритма. Например, для игры на ударных инструментах нужно хорошо развитое чувство ритма . У многих детей, которые приходят поступать в музыкальную школу, оно недостаточно совершенно. Нужна также блестящая координация. Кстати, без нее на любом инструменте никуда…

Произведения классики, которые должен услышать каждый малыш:

П.И. Чайковский, музыка к балету «Щелкунчик»
П.И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковский, пьесы из цикла «Времена года»
В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ, сюита «Пер-Гюхт»
Ф. Шопен, произведения на выбор родителей
Н.А. Римский-Корсаков, «Шехеразада»
В.А. Моцарт, симфония № 40, 1 часть
Л. Бетховен «К Элизе»

Если у ребенка есть музыкальный слух, то ему легче научиться петь и играть на различных инструментах, а чувство ритма помогает в танцах.

Музыка – это неотъемлемая часть общей культуры. И очень важно с раннего детства вырабатывать у ребенка хороший вкус, дать хотя бы минимальные знания в этой области. Музыка вносит гармонию в жизнь и развивает ребенка, помогает ему раскрываться эмоционально, воспитывает чувство прекрасного. К тому же музыкальные занятия развивают мышление, координацию движений, вырабатывают усидчивость, внимание, дисциплину, настойчивость. Разве такие качества кому-то повредят?

Каждый ребенок имеет свои музыкальные способности. У кого-то из ребятишек потрясающее чувство ритма. Кто-то умеет без фальши напеть песенку. У некоторых малышей замечательная музыкальная память. Детей, с которыми вообще нет смысла заниматься музыкой, потому что они «не способны», не существует. Поэтому, если ребенку нравится танцевать, если ребенок любит петь песенки – у него есть тяга к музыке. И стоит ее поддерживать – для начала дома, в игровой форме.

Как развивать музыкальные способности у детей разного возраста

Пожалуй, самое простое, что мы можем сделать для развития музыкальных способностей у детей – это давать им возможность слушать как можно больше самой разнообразной музыки.

Ребенку от 1 до 3 лет

Мамины песни. В давние времена знакомство детей с музыкой начиналось с нежных маминых колыбельных. Постарайтесь как можно больше петь малышу. Пусть это будут колыбельные, детские песенки или просто ваши любимые песни.

Много хорошей музыки. В течение дня, когда ребенок играет, включайте ему детские песенки, классическую, народную, этническую музыку, звуки природы… Наблюдайте за реакцией маленького слушателя. Если какая-то конкретная музыка ему не нравится, предложите что-то другое. Постепенно знакомьте ребенка с разными стилями. Правда, рок и джаз нужно дозировать. Они слишком сложны для детского восприятия.

Ребенку от 4 до 5 лет

Музыкальные мультфильмы. Веселые песенки есть во многих зарубежных мультфильмах. Но было бы здорово начать со старых добрых отечественных мультфильмов. Это «Катерок», «Большой секрет для маленькой компании», «Бременские музыканты», «Летучий корабль»... Малыш быстро запомнит песни и с удовольствием станет их напевать.

Музыкальный фон. Когда ребенок рисует, раскрашивает, лепит, делает аппликации, включайте для него фоном классику. Хорошо, если музыка будет соответствовать теме поделки.

Игры на развитие музыкального чувства ритма у детей от 1 года до 5 лет

Ритм – это не только музыкальное понятие. Он есть и в поэзии, и даже в математике. Да и вообще, ритмичности подчиняется все вокруг: день сменяется ночью, лето – осенью… И научить ребенка чувствовать ритм важно для его развития.

Ребенку от 1 до 3 лет

Хлопаем в ладоши. Для первых упражнений используйте самые обычные хлопки в ладоши. Рассказывайте малышу простые ритмичные стишки, четко разделяя их на слоги, и хлопайте в ладоши на каждый слог или на каждый второй слог. В этих случаях у вас получится разный ритм. Подойдут, например, стихи Агнии Барто про игрушки: «У-ро-ни-ли-ми-шку-на-пол о-тор-ва-ли-ми-шке-ла-пу…» Потом возьмите малыша за ручки и помогайте ему хлопать правильно. По мере взросления у ребенка будет получаться все лучше и лучше отбивать ритм самостоятельно.

Бубен. Эта замечательная игрушка должна быть в арсенале каждого малыша. Самые маленькие музыканты пусть гремят в свое удовольствие, как им захочется. Ближе к 3 годам покажите малышу, что в бубен можно не просто стучать, а еще и выстукивать определенный ритм.

Барабан. Когда освоите бубен, переходите к барабану. Попробуйте вместе с малышом выстукивать на барабане ритм стихотворения точно так же, как раньше вы хлопали в ладоши.

Маракасы. Этот простейший инструмент тоже очень хорош для отбивания ритма. Если у вас нет настоящих маракасов, их с успехом заменят две погремушки. Берем «гремелки» в руки и устраиваем вместе с малышом зажигательные танцы под любимые детские песенки.

Ребенку от 4 до 5 лет

Тик-так! Играем с будильником! Поставьте перед ребенком будильник с громким тиканьем. Обратите его внимание на то, как ритмично тикают часы: тик-так, тик-так. «Потикайте» вместе с часами. А потом аккомпанируйте часам всеми способами, которые придумаете: хлопайте, маршируйте, машите руками, ритмично качайте головой, «топайте» игрушкой по столу, стучите игрушечным молотком…

Мини-диско. А почему бы вам не устроить настоящую дискотеку для ребенка? Включите веселые детские песенки, показывайте ему простые танцевальные движения, а он пусть за вами повторяет. Танцы прекрасно развивают чувство ритма.

Занятия для развития музыкального слуха у ребенка

Как и любая функция организма, музыкальный слух будет тем лучше развит, чем больше им пользоваться и его тренировать. А что же для этого нужно? Специалисты считают, что лучшее упражнение для развития музыкального слуха – это пение.

Ребенку от 1 до 3 лет

Поем с мамой. Чтобы малыш захотел петь сам, нужно как можно чаще петь при нем. Лучше, чтобы это были простые песенки, которые понятны малышу. Важно, чтобы песенки содержали короткие слова, которые кроха уже может произносить.

Музыкальные игры. Соберите все звучащие приспособления, которые найдутся в доме: игрушечные музыкальные инструменты, гитару, погремушки, свисток, пластиковую баночку с крупой… Рассмотрите с малышом эти предметы и послушайте, какие звуки они издают. А потом малыш отворачивается, а мама загадывает ему загадку: что сейчас звучало? Потом поменяйтесь с ребенком местами и отгадывайте его загадки. Такая игра развивает музыкальный слух, память и внимание ребенка.

Ребенку от 4 до 5 лет

Караоке для детей. Пение под караоке – замечательное развлечение не только для малыша, но и для всей семьи. Если в каких-то местах малыш фальшивит, правильно пропойте с ним эти кусочки несколько раз, чтобы он старался вам подражать.

Детские музыкальные инструменты: ксилофон и детское пианино. Часто к таким игрушкам прилагается песенник с нотами. Если такового нет, можно найти ноты простеньких песенок в Интернете (или подобрать на слух) и сделать для малыша подсказку, нарисовав вместо нот цветные квадратики, соответствующие клавишам ксилофона (на клавиши пианино тоже можно наклеить цветные квадратики-подсказки). И пусть кроха тренируется!

Музыкальные сказки. Это чудесный материал для развития музыкального слуха и приобщения малыша к культуре. Например, хорошо известная сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» – это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Там каждому герою соответствует «свой» музыкальный инструмент: утке – гобой, птичке – флейта, кошке – кларнет и др. Многократно прослушивая сказку, ребенок научится на слух распознавать тембр инструментов.

А самой замечательной игрой будет домашний концерт, в котором поучаствует вся семья. Берем гитару, или флейту, или губную гармошку, выдаем остальным бубен, маракасы, деревянные ложки, барабан – и исполняем все вместе любимую песню. Возможно, соседям не слишком понравится эта «какофония», но ваш ансамбль не часто собирается, верно? Ведь очень важен заряд положительных эмоций, которые получит малыш, вы сами и ваши близкие. И понимание, что еще одно достоинство музыки – это привнесение в жизнь светлых моментов, которые обязательно запомнятся надолго.

Возможно, вас заинтересуют тесты