Размер мелодии. Виды долей и их разновидности. Простые метры и размеры. группировка длительностей в тактах простых размеров

Снова по теме музыкальной неграмотности....
Посоветуйте пожалуйста послушать какие-нибудь песни, где партия ударных сыграна в размерах 5/8 и 7/8 (типо две песни) - просто никак не могу представить как это звучит... даже Гитра ПРО не помог... только, если не трудно называйте популярные композиции - чтобы легко в сети можно было достать... заранее спасибо!

30.07.06 16:54:51

Дружище, прог тебе в помощь! Очень Arena рекомендую! Практически любая песня.

У меня тоже когда-то были проблемы с нечетными размерами. Пришлось считать вслух, чего я никогда не любил:) Зато после пары месяцев таких тренировок в 5/4, 7/8, 9/8 и им подомных чувствую себя достаточно хорошо 8)

30.07.06 19:07:34

А вот вопрос возникает... например берём размер 5/4: нужно считать ровно один - два - три - четыре и потом намного быстрее прошлой скорости считать пять или просто пытаться "ровно поместить отсчёт пяти в нормальный период для четырёх"

30.07.06 20:14:33

Обычно такие сложные размеры "расчленяют" на более простые: 5/4 это 3/4+2/4 или наоборот. Вэйкл тот вообще предлагает считать 5/4 как четверть с точкой+четверть с точкой+2 четверти. Кстати, Take Five именно так и звучит (в ритмической основе).

30.07.06 22:26:29

у меня есть басист знакомый,хотели поиграть вместе.У него была одна вещь на 7/8 (не дошли до нее) и одна 5/8.Даже по самой музыкльной фразе это было скорее 10/8.т.е как бы полный риф игрался два такта по 5/8,но "опорная" нотка вторых 5/8ых(из 10) была не на первую долю(восьмушку),а на вторую.Т.е как бы счет на раз-два раз-два-три не прокатывал.Вышел из положения(не без помощи басиста-он очень музыкант хороший.Аранжировщик и композитор)так вот был придуман словесный ритмический рифф.навроде этого "Ра-га-ща-га-ту-тум-Ка ща га-та" .Выглядит смешно до безобразия,но помогает оч.сильно.Большими буквами я выделил опорные ноты(ударные) в риффе.А по количеству слогов видно,что их 10.Таким образом пропевая (можно с мелодией) этой "белиберды"-мы остаемся в размере да еще и не убегаем от ударных долей.Вот я с этой вещью намучался.Он еще рифы басовые такие мудреные придумывает-сильная доля и первая-у него разные вещи.Правда как только начало срастаться-пришлось расстаться по определенным субъективным причинам..Каламбурчик такой....Эх,а музыка его мне нравилась.

31.07.06 17:20:17

Потому что считать ты будешь 8ыми нотами! Ведь длительности нот не предусматривают пятых нот, бывают тока целые, вторые, четвёртые, восьмые, шестнадцатые и так далее! С правой стороны пишется длительность нот, которыми ты будешь считать, а слева - количество нот этой длительности!
Если я ошибаюсь - исправьте меня!

31.07.06 18:04:31

Enik69 ,как бы да.Только "считалка"более музыкальна чем цифры.И все же это по фактуре 10/8 а не 6+4.Ну это песню слышать надо.(хорошая:-)И я почему выбрал "считалку"-потому что она отражает именно ритмику рисунка а не холодные цифры 10/8.Под этими цифрами куча ритмов может храниться,а под моей считалкой-только один.Причем слоги "ра,га,ща и т.д." выбраны не от балда.Они как бы показывают где и какие барабаны использовать.Т.е Фраза "ту тум"- подразумевала две восьмушки бочкой.Т.е это почти паттерн от драммашины (блин,во напридумывал,сам читаю и офигеваю,неужели это кто то поймет:-)))
Ну и плюс -это всего лишь конва.А не жесткий рисунок.Его прям по ходу можно и изменять.Просто надо придумать (я эти считалки называю "фигурами") такую фигуру и по мимо размерности она не будет давать выпасть из долей(т.е не дает прое.....ать сильную долю,что часто и бывает в нечетных размерах)

Frekazoid ,знаменатель четыре-это значит сетка записаных нот четвертная.Если 8-до сетка восьмушками.Т.е какими "картошками" ты мыслишь в рамках такта.А пятерных со времен Баха еще не изобрели.так что 5/5-это нонсенс. Собственно о чем и сказал Чили П.

31.07.06 18:30:39

что сразу вспомнилось, в размере 7/4: Joe Satriani - Flavour Crystal 7, а в размере 5/4 - Tool - The Grudge.

Chili_Pepper всё очень хорошо и понятно объяснил:)

А всегда когда нужно определить размер композиции, отсчитываю доли на пальцах)) Почти всегда помогает. Например если слышно, что в основном ритм идёт 8ми, то на каждую долю отгибаю палец)) Подсчитываю количество "выброшенных" пальцев и размер определен:))

01.08.06 09:31:10

А че пальцами только от одного до 5ти считать можно?
например если считать одной рукой(я так всегда делаю) то получитьс так:
Начинаем с большого пальца, 2 раза просчитываем все 5ть пальцев, получаеться десять, ну а и последня доля опять на большой? вот вам и 11/8
:) звучит сложнее чем выглядит...так счетать легко.
Кстатии 8е ритмы мне лучше даються чем 4е...5/8 любимый размер, скорей по тому что для меня он самый простой.

01.08.06 13:22:10

Сложнее не с теми произведениями, где размер нечетный, а где он несколько раз меняется. Там реально нужно все доли считать.. Как вам, например, такое:)

Вступление (4 т. 4/4)
Тема I (8 т. 4/4) + (7/16 + 2/4) + (7/16 + 4/16 + 5/15) + (2 т. 7/16) + (17/16)
Повтор темы I
Тема II (7 т. 6/8) + (7/16) + (17/16)
Повтор темы I
Повтор темы II
Повтор темы II (другая фактура 32ми)

Такты я взял в скобки, т. к. акцентировка у разных инструментов разная, например такты 4/4 это наложение ритмов 16ми нотами 3+3+3+3+4(виолончель, мандолина) и 4+4+4+4(гитара). группировка тактов дана с точки зрения барабанщика:)

Такты 17/16 = 4+3+3+3+4
такты 7/16 = 4+3
такты 5/16 = 3+2

Само произведение (Византия) исполняется в медленном темпе, послушать можно здесь:

03.08.06 01:38:19

нет там нефига
а вобще,если смена размера обусловлена только желанием "намудрить"-то это зря.ИМХО размер должен быть обусловлен мелодией.Если она такова,что лежит в размере нечетном,то это музыкально.
Мы играли песню,где куплет 4/4 а припев был 7/8.Так там просто размер слога был такой,что по другому и не споешь.....
А ссылка не рабочая.

03.08.06 02:42:58

Завидую людям которым сложные размеры даются просто, вот несколько лет назад гитарист в моей группе придумал вещь, интересную. Попробовали сыграть - никак не получается. Размер высчитывали наверно минут двадцать, оказалось - 13/16 (тоже самое что 4/4 только без трех шестнадцатых). Мучались мучались и в итоге просто добавили недостающие 3 шестнадцатых.

Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.

Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?

Таблица длительности нот

Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.

Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.

И еще один рисунок для большей наглядности.

На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.

Нота с точкой

Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.

Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.

Как считать ноты?

Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.

Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке

Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.

Как считать размер 4/4

Размер 4/4 — один из самых распространенных музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.

Как считать размер 3/4

Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).

Как считать размер 2/4

В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.

Или вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».

Размер 6/8 в музыке, как считать?

Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.

Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!

Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.

Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.

Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.

Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:

Сложные музыкальные размеры

Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.

Размер 4/4 «четыре четверти» – содержит четыре доли, и длительность каждой доли равна одной четвертной ноте. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой доле и на третьей. Первая доля называется сильной , а третья, которой соответствует начало второго простого размера, называется относительно сильной , которая слабее, чем сильная. Дополнительно сообщим, что музыкальный размер 4/4 иногда обозначают также знаком, похожим на букву C (незамкнутый круг).

Размер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).

Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.

Смешанные размеры

Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).

Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.

Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.

Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.

Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.

Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).

Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.

Каждый человек, обучающийся музыке, в обязательном порядке проходит изучение и сольфеджио. И одной из основополагающих тем являются размеры в музыке. Далее будут рассмотрены их основные разновидности, способы определения и некоторые наиболее часто встречающиеся комбинации.

Понятие музыкального метра

Прежде чем давать определение того, что представляет собой музыкальный размер, нужно иметь представление о понятии, называемом музыкальным метром.

Принято считать, что вся музыка основана на так называемой пульсации - чередовании равных по длительности долей, которые могут быть сильными и слабыми. Сильная доля всегда находится на первом месте в такте. Но нельзя путать сильные доли с акцентом, поскольку такое выделение может приходиться и на слабые доли.

В современной музыке чаще всего можно встретить метры, состоящие из двух или трех долей. В простом выражении двухдольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли (раз-два), а трехдольный - из одной сильной и двух слабых (раз-два-три). Таким образом, музыкальный метр можно представить как процесс счета таких чередований или даже как некую временную сетку с указанной в ней последовательностью долей.

Виды долей и их разновидности

Понимание того, что представляет собой музыкальный размер, невозможно без знания разновидностей долей. Как уже было сказано, они в самом простом случае делятся на сильные и слабые.

Однако некоторые могут возразить, мол, а как же наиболее распространенный размер 4/4? В музыке считается, что в нем первая доля является сильной, вторая и четвертая - слабые, а вот третья - относительно сильная. Сам размер относится к сложным, поскольку состоит из двух простых. Но об этом будет сказано отдельно.

Такт в музыке

Теперь несколько слов о понимании такта. Если говорить простым языком, такт в музыке - это промежуток звучания от одной до другой сильной доли.

Сколько бы ни было указано в музыкальном размере долей суммарно, в такте может присутствовать только одна сильная доля и сколько угодно относительно сильных и слабых. Счет в такте всегда начинается на «раз». В зависимости от размера, доли могут считаться как «раз-два» («раз-два-три»), «раз-и-два-и» («раз-и-два-и-три-и») и т. д.

Тактовый размер в музыке: основные разновидности

Наконец, переходим к понятию размера. Размеры в музыке иногда называют числовым выражением метра с указанием на относительную длительность долей и их суммарное количество в одном такте.

Почему используется понятие относительной длительности? Да только потому, что доли можно разбить на составляющие, чего музыкальный метр не предусматривает. Например, размер 4/4 в музыке, обозначаемый еще латинской литерой «C», предусматривает наличие одного такта, состоящего из четырех четвертных нот в сумме.

Но ведь каждую четвертную ноту можно представить и виде комбинаций восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или даже шестьдесят четвертых нот! Как именно они будут комбинироваться между собой, решает уже сам композитор. Главное - чтобы их сумма не превышала общей длительности звучания, соответствующей четырем четвертям. Но это уже основы музыкальной грамоты.

Что касается основных разновидностей, тактовые размеры в музыке подразделяются на простые и сложные. Сложные размеры включают в себя еще и категории смешанных, несимметричных и переменных размеров.

Простые музыкальные размеры

Исходя из понимания метра, можно описать размеры, в музыке называемые простыми. В них различают двухдольные и трехдольные размеры. В первом случае повторение сильных долей происходить через одну слабую, а во втором - через две.

Самыми распространенными двухдольными размерами считаются 2/8, 2/4 и 2/2 (размер 2/2 в музыке, равно как и 2/8, встречается крайне редко, и рассматривается исключительно в рамках теоретических сведений). Из трехдольных размеров таковыми являются 3/4, 3/8 и 3/2. Опять же, размеры 3/2 или 3/8 практически не используются, а размер «три четверти» является самым распространенным (например, он использован практически для всех вальсов).

Сложные музыкальные размеры

Сложные размеры в самом простом случае нужно понимать, как объединение двух и более простых. При этом именно первая доля первого размера является сильной, а вроде бы сильная доля из второго автоматически переходит в разряд относительно сильных.

В сложных размерах самыми простыми для понимания являются размеры вроде 4/4, 4/2, 6/4, 6/2, 6/8, 12/8, 8/4, 8/8. Как видим, такие размеры сопоставимы между собой, например, 8/8 - это то же самое, что и 4/4.

Смешанные и несимметричные музыкальные размеры

Другое дело - смешанные размеры. В музыке чаще всего встречаются пяти-, семи-, девяти- и одиннадцатидольные комбинации. И последовательность долей, соответственно, может выглядеть совершенно по-разному. В качестве примера рассмотрим 5/4.

При создании такого размера используются простые составляющие: 2/4 и 3/4. Но комбинация может иметь вид и «2+3», и «3+2». Таким образом, происходит смещение относительно сильной доли.

Самой, пожалуй, яркой и известной композицией, написанной в этом размере с комбинацией «3+2» можно назвать «Арию Марии Магдалины» из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда».

Что же касается других размерностей, в них комбинаций может быть больше. Так, например, музыкальный размер 7/8 может состоять из последовательностей «2+2+3», «2+3+2» или «3+2+2». В девяти- и одиннадцатидольных размерностях таких вариаций, соответственно, больше. Но при создании музыки с применением таких размеров стоит помнить, что рядовой слушатель на слух такую мелодию будет воспринимать с трудом, да и сыграть ее сможет далеко не каждый.

Хотя, если посмотреть на группы, играющие thrash metal, они справляются с этим просто великолепно и достаточно часто совмещают «рваные» риффы с обычными простыми или сложными размерностями.

Например, та же группа Xentrix очень удачно чередует размерности 3/4 с триолями восьмых на каждую долю и 7/8, иногда добавляя 9/8. Естественно, неподготовленному слушателю определить размер на слух с первого раза будет не так уж и просто, но звучит это очень и очень интересно. В общем, классика жанра.

Переменные музыкальные размеры

Такого типа размеры в музыке встречаются крайне редко, причем в основном в народном музыкальном фольклоре. Болгарские народные песни - яркий пример.

Само понятие этого термина подразумевает только то, что на протяжении одной композиции основной размер может меняться по нескольку раз, например, с использованием нескольких обычных сложных и нескольких несимметричных размеров.

Методика определения размера

При определении размера слушатель полагается исключительно на свой слух и Только так можно различить, где именно звучит сильная доля, от которой и нужно отталкиваться.

Однако практически во всех музыкальных школах на уроках сольфеджио ученики применяют специальную технику дирижирования. Например, размер 4/4 представлен как взмахи кисти руки сначала вниз, затем - влево, затем - вправо и снова вверх (обычно под углом 45 градусов).

Три четверти - взмахи вниз, вправо и вверх. Шесть восьмых - взмахи вниз, влево, вправо, снова вверх, и наверху две отмашки вправо (или в другой комбинации). Впрочем, на первых порах при определении размерностей на слух и написании диктантов преподаватели, чтобы развить у учеников чувство ритма, намеренно выделяют сильную долю каждого такта. Именно такая методика позволяет добиться того, что в дальнейшем человек сможет определить любой тип размерности (даже с учетом их чередования) самостоятельно и без всяких акцентов или подсказок.

Заключение

Если подвести черту, можно отметить, что музыкальные размеры очень тесно связаны с пониманием музыкального метра, долей и тактов. Поэтому, чтобы научиться четко определять, какая именно размерность звучит в каком-либо музыкальном произведении, без основ музыкальной грамоты и сольфеджио не обойтись.

Правда, многие учащиеся, по крайней мере на первых порах, сольфеджио, мягко говоря, недолюбливают, считая его ненужным и сложным для понимания. Однако именно он является той самой основой, которая дает благодатную почву для становления человека как музыканта самого высокого профессионального уровня. Ведь еще гитарист с мировым именем, игравший в таких известных группах, как Deep Purple и Rainbow, утверждал, что быстрота передвижения пальцев по грифу - это еще не техника. Без знания основ и классических канонов музыки стать профессионалом наивысшего уровня просто невозможно.

Так что начинающим музыкантам можно посоветовать запастись терпением и усидчивостью и изучить эти предметы досконально. В музыкальном образовании, если можно так выразиться, это - как «Отче наш».

В данной статье просто и доступно изложена основная информация о таких, необходимых каждому гитаристу, основах музыкальной грамоты, как ноты и длительности нот , такты и размеры в музыке , музыкальный ритм и темп , сильные и слабые доли музыкального такта , синкопа и затакт .

Ноты в музыке. Длительности нот

Фактически, каждая нота является отдельным звуком, который вы получите, прижав струну гитары к грифу и ударив по ней медиатором или пальцем ( , подробнее о том, ). Сравнивая музыкальное произведение с рассказом, можно сравнить ноты с буквами, из которых он состоит. Из определенной последовательности нот состоят гаммы, в частности мегапопулярная , и . Ноты имеют свою длительность – протяженность звучания во времени. В данный момент развития цивилизации основными длительностями нот, известными человечеству являются: целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая нота. Также, но нечасто, встречаются тридцать вторые и шестьдесят четвертые ноты.

Длительность нот считается так:



Представьте себе яблоко. В первозданном виде оно является целой нотой. Разрезав его на две равные части получаем две половинные ноты, разрезав каждую из половинок – четыре четвертных. В свою очередь половинки четвертных нот являются восьмыми, а половинки восьмых – шестнадцатыми. То же самое касается и музыкальных пауз – перерывов в звучании. Изобразим это графически.



Главное, что вам следует усвоить – две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых и шестнадцать шестнадцатых нот имеют такую же длительность звучания, как и одна целая нота.

Ноты с точкой. Залигованные ноты

Даже, если вы еще не встречали подобные варианты записи длительности нот, без них вам не обойтись, тем более, что ничего сложного в них нет.



Нота с точкой продолжает длительность на половину от ее изначального звучания.



Залигованные ноты требуют от вас просто склеить их общую длительность. Между прочим именно «лигами» в нотной записи обозначаются такие приемы игры на гитаре, как .

Такты и размеры в музыке

Всякое музыкальное произведение состоит из тактов, разделенных вертикальными линиями.



Представьте себе лестницу в подъезде. Каждый пролет ее считаем тактом, каждую ступеньку – нотой или аккордом. Собственно размером, принято считать количество ступенек в каждом пролете. Довольно просто, не так ли? Будучи основой музыкального ритма, размер содержит одинаковое количество нот-ступенек определенной длительности в каждом такте-пролете. Обычно, музыкальный размер указывается в начале произведения.



Размер 4/4 (четыре четверти) является самым простым и, одновременно, самым популярным во всех направлениях музыки. Две четверки означают, что длительность каждого такта равна длительности звучания четырех четвертных нот. Как отсчитывать ритм, спросите вы? Ровными ударами в темпе конкретного музыкального произведения. В данном случае по четыре удара, например ногой по полу, на каждый такт. Далее мы рассмотрим отсчет ритма подробнее.

Ритм и темп в музыке. Определяем и держим ритм

Во-первых, не путайте ритм с темпом. Ритм, заданный размером означает количество ударов на один такт, темп же регулирует их скорость. Самый простой способ обучиться держать ритм заключается в использовании метронома. Это устройство стоит недорого, и будет служить вам верой и правдой. Также вы можете начать пользоваться прямо сейчас на нашем сайте, самостоятельно задавая необходимый размер и темп.

Сильные и слабые доли в музыке

Каждый отдельный такт, состоящий из нот, делится на доли. Вспомните счет длительности нот: 1 и, 2 и, 3 и, 4 и. Так вот, считая, подобным образом, такты мы с вами получим сильные доли на 1,2,3, а слабые – на «и». Собственно, метроном отсчитывает сильные доли.


Чтобы вы не путались, вся информация о долях указана в размере. Верхняя цифра, числитель, если так понятнее обозначает количество сильных долей, нижняя, знаменатель – их длительность. Также, в нотной записи, сильные доли зачастую обозначаются знаком «> » выше или ниже ноты.

Синкопа и затакт в музыке

Синкопой, а в простонародье – смещением называют перенос ударения с сильной доли на слабую. Правильно используя синкопы, вы можете придать вашей музыке интересное и необычное звучание, что особенно характерно для метал- и джаз-музыки.


Pantera - Cowboys From Hell


Затакт в музыке подразумевает пропуск сильной доли и вступление вокала или же любого из инструментов группы на слабую долю такта.


Подведем некоторые итоги:


1. Ноты и паузы образуют музыкальные такты, из которых в свою очередь состоит каждое музыкальное произведение. Виды нот и пауз по длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые.


2. Ритм песни определяется размером, а скорость исполнения темпом.


3. Самым простым и популярным размером в современной музыке является размер 4/4 (четыре четверти).


4. Количество и длительность сильных долей музыкального такта определяется размером. Сильная доля отсчитывается ударом ноги или метронома и совпадает с ритмом произведения. Использование слабых долей такта означает синкопирование или затакт.


До новых встреч, друзья!