Музей резьбы по дереву в рязанской области. Город Спас-Клепики в Рязанской области. Музей деревянного зодчества (Спас-Клепики)

«Лучшее, что придумала природа - это дерево. От него происходит и жизнь, и красота на Земле…»

Мещерский музей деревянного зодчества им. В.П.Грошева расположился на просторной поляне возле небольшой деревеньки Лункино, затерявшейся среди болотистых лесов и озер Мещеры, так чудно воспетых Сергеем Есениным и Константином Паустовским.

В музее представлено 3,5 тысячи экспонатов.
Художественная резьба по дереву, корнепластика.

Роспись по дереву.
Изделия из лозы.

Предметы старинного быта.
Садово-парковая скульптура.

Макеты «Древняя деревянная Москва» и «Кижи».
Дествующий детский игровой комплекс, сувенирная продукция.

На сегодня Музей деревянного зодчества это целый комплекс включающий в себя:
— обширную поляну 3,5 Га с соснами и березами;
— 3 музейных здания, в которых в 15 залах находятся удивительные сказочные экспонаты;
— действующий детский игровой комплекс «Мещерская сказка» — результат пяти всероссийских фестивалей мастеров по садово-парковой скульптуре;

Зона отдыха представлена уютной беседкой на 40 человек, мангалом, жаровыми самоварами.
Сувенирная лавка с обширной сувенирно-подарочной продукцией ручной работы.

Место, на котором расположился музей, – древнее. Здесь, на песчаной гряде между двух озёр, издревле селился человек, а последние несколько веков располагалась старинная деревня Лункино. В 1997 году, влюблённый в здешние места и тихую мещерскую природу, предприниматель и меценат, президент Академии менеджмента и рынка В.П. Грошев (1940-2009) решил устроить в Лункино Межрегиональную школу мастеров, в которой молодёжь могла бы осваивать местные мещерские ремёсла. А так как основным поделочным материалом в этом лесном краю всегда оставалась дерево, то школяры и их наставники прежде всего работали с ним. Вскоре появились первые художественные поделки, которые и легли в основу нынешней коллекции музея.

За время работы музея в его фондах собрано более 3,5 тысяч экспонатов, которые представляют всё многообразие стилей резьбы, художественной росписи по дереву, искусство лозоплетения, различные жанры живописи и быта старой Мещеры. Около трети экспонатов составляют работы учащихся и выпускников Межрегиональной школы мастеров, участников лагерей-семинаров, педагогов-наставников.

Экспозиция музея представлена в 15 залах, а на просторной поляне, вокруг музея расположилось много садово-парковых скульптур, выполненных на высокохудожественном уровне. Особая гордость музея — великолепные работы, созданные умельцами мастерами из разных регионов России. Также в экспозиции представлены работы зарубежных мастеров – таинственной Японии, солнечной Испании, неизведанного Таиланда, родной Беларуссии и многих других стран.

Ждем Вас в гости!!!

Приглашаем в гости.

КАК ПРОЕХАТЬ

ИЗ РЯЗАНИ
Направление — Касимов, Владимир.
На машине: доехать до Спас-Клепиков — по объездной до перекрестка с круговым движением — повернуть налево на Егорьевск. Проехать 3 км до озера и по главной дороге налево до указателя «Музей резьбы по дереву», свернуть направо к музею.
На автобусе: с автовокзала Приокский на Спас-Клепики. Пересадка на автобус на Шатуру или на Москву — 10 км до музея или на такси.

ИЗ МОСКВЫ
На машине: Егорьевкое шоссе 167 км до указателя на трассе «Музей резьбы по дереву».
На автобусе: с Щелковского автовокзала на Спас-Клепики, не доезжая 7 км до города, выйти на указателе «Музей резьбы по дереву», налево 600 м пешком.

Координаты GPS:
Рязанская область, Клепиковский район, д. Лункино
широта — 55.190 235
долгота — 40.162 926

сайт http://www.myzeidereva.ru/

Музей деревянного зодчества на реке Истра

у Ново-Иерусалимского монастыря

Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными (кирпичными) зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет, к концу XVII столетия, его архитектурный облик полностью сформировался.

Ансамбль Ново - Иерусалимского монастыря

По замыслу царя Алексея Михайловича (1629—1676) и основателя монастыря Патриарха Никона (1605—1681) Ново-Иерусалимский монастырь должен был стать центром архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ Москвы «в образ и подобие» Святой земли. Топография и топонимика «Российской Палестины», разместившейся на территории диаметром более 10 км, воспроизводят места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа. Комплекс под Москвой объединял Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные или переименованные. Река Истра стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря — горой Елеон, холм на северо-западе — фавором. Монастырский холм получил имя Сион. Русская Палестина, созданная как грандиозная икона христианской Палестины, и, будучи подобием — образом Святой земли, получила, согласно православному вероучению, благодать первообраза.

В 1919 году Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь, как его называли в XIX столетии, был закрыт. С 1920 года на его территории разместился музей, который и сегодня является одним из крупнейших музеев Подмосковья. В январе 1995 года архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря возвращен Русской Православной церкви. С этого времени на его территории находится Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры.

На окраине «Гефсиманского сада» находится музей деревянного зодчества.

Среди его экспонатов находятся часовня, крестьянские усадьбы, мельница, привезенные из разных районов Подмосковья. До 2000 г. здесь же находилась удивительная по красоте деревянная церковь Богоявления из села Семеновское Пушкинского района. Из-за короткого замыкания она сгорела.

План парка Гефсиманский сад

В крестьянских усадьбах расположены различные музейные экспозиции, посвященные народному быту и искусствам. Музей был основан в 1970-х гг., в период резко возросшего интереса к старине, когда по всей стране начали организовывать такого рода музеи под открытым небом. Летом 1981 г. были закончены работы по созданию первой очереди музея.

Часовня из деревни Сокольники. XVIII век

Копия часовни из села Сокольники Чеховского района (XVIII век)

Копия деревянной шатровой часовни XVIII века (Воссоздана архитектором Д.Я. Статчевским в 1978 г.) из села Сокольники, сгоревшей в 1976 до перевозки в музей.

Часовня состоит из восьмерика рубленного «в лапу» и высокого шатра с широкими полицами, увенчанного главой. Барабан и главка крыты лемехом. В часовню ведет невысокое, рубленое открытое крыльцо.

В XIX в. часовню обшили тесом, крышу покрыли железом, на четырех из восьми граней достроили фронтончики. В ходе реконструкции все наслоения были устранены.

Подобные часовни в прошлом ставили везде: в деревне, за околицей, при дороге, у реки, в поле или лесу.

Усадьба Кокориных I-я пол. XIX в. из деревни Выхино

Крестьянская усадьба (изба) Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области (1830-1840 года). Реконструирована архитектором Д.Я.Статчевским.

В центре фасада дома - косяшатое окно со ставнями, а по бокам расположены два волоковых оконца. Для освещения чердака на фронтоне также имеется окошко без каких-либо украшений.

Окна избы

Уасдьба построена «покоем», к торцу избы примыкают хозяйственные постройки, затем они выстраиваются перпендикулярно дому, потом разворачиваются и идут параллельно ему. К улице обращена открытая часть буквы «П». Ворота замыкают открытую часть усадьбы образуя внутри «мокрый» двор.

Вид дворовой части усадьбы

«Мокрый» двор

Крытая часть двора

Жилая изба

Жилой дом достаточно просторный, одно время он использовался как заезжий или постоялый двор.

В доме воссоздана обстановка крестьянской заезжей избы. В теплой передней части жили хозяева, в холодной горнице на широких лавках, могли отдохнуть постояльцы. В небольшой клети между сенями и избой стоит стол с самоваром, где можно было выпить чаю, пока отдыхали лошади.

Ткацкий станок

Интерьер избы. Красный угол

Ветряная мельница из села Кочемлева. Вторая половина XIX в .

Ветряная мельница. Вторая половина XIX в. Перевезена из села Кочемлево Кашинского района Тверской области в 1974 г. отреставрирована под руководством архитектора Б.П. Зайцева.

Вид мельницы с боку, хорошо виден ворот для вращения верхней части мельницы

Мельница относится к типу мельниц-шатровок. У подобных мельниц чтобы поймать ветер вращается только верхняя часть, внутри которой расположены горизонтальный вал с шестерней, а снаружи крылья. Поворот верхней части осуществляется специальным воротом, закрепленным к верхней части мельницы. Все остальное оборудование размещено в амбаре неподвижно стоящем на земле. Амбар соединен с верхней частью восьмигранным тесовым шатром. Часть нижнего сруба занимало оборудование для помола муки, другая часть использовалась как складское помещение.

Верхняя часть мельницы - «воробина»

Богоявленская церковь из села Семеновское. XVII — XVIII вв.

Богоявленская церковь из села Семеновское Пушкинского района (XVII — XVIII вв.)

Деревянная, рубленная “в обло”, церковь Богоявления (1674 г.; перестроена в 1730,1756 гг.), увенчанная небольшим восьмеричком с главой, некогда стояла в селе Семеновском Пушкинского района Московской области. Церковь выстроенная с использование более старого сруба церкви из Братовщины (XVI-XVII вв.). В XIX в. была приписана к Ельдигину, несколько перестроена. Богослужения прекращены не позже 1930-х. гг.

Богоявленская церковь относится к ярусным храмам, состоит из высокого четверика с повалом крытого четырехскатной крышей на которой возвышается узкий восьмерик с главкой. Переход от восьмерика к барабану маковки закрыт полицами. С востока к церкви примыкает пятигранный алтарь закрытый пятискатной крышей, с запада трапезная. С трех сторон церковь окружает открытая висячая галерея с резными столбами на которую ведет одномаршевое крыльцо.

Как особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, она была перевезена в Истру на территорию областного музея деревянного зодчества. Интерьер церкви украшал тябловый иконостас, иконы XVI — XVII веков были в 1966 году переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.


Мы все знаем, какая экономическая ситуация сегодня сложилась в стране. Курс рубля падает, инфляция растет, все дорожает.
За последнее время уже двое моих знакомых отказались от заграничных поездок, потому что путевки стали доступны не каждому.

В СМИ приводят данные о том, что многие россияне-представители среднего класса в этом году откажутся от каких-либо поездок и проведут отпуск дома, а многие перенесут свой заграничных отдых на российские просторы.
Например, те, кто ездил кататься на лыжах в Австрию, могут поехать в Сочи - недавно построенный горнолыжный курорт не уступает по качеству европейским.
Многие наши соотечественники выбирают отдых за границей, в то время как они совершенно не знают родную страну. Я успел поездить по России и многократно удивлялся уникальности российской природы, культуры, видел памятники и заповедники - но с поездками связана моя работа. А среднестатистический россиянин проводит отпуск за границей, в Египте или Таиланде, и почти не выезжает за пределы своего города.
Кто знает, а вдруг сложившаяся ситуация сподвигнет нас на то, чтобы мы стали путешествовать по России.

Я так рассуждаю, потому что в четверг меня пригласили в блог-тур в Новый Иерусалим - это старинный город в Подмосковье, о его названии и истории я расскажу чуть позже. А сегодня покажу вам музей деревянного зодчества, расположенный под стенами древнего монастыря.

Музей этот небольшой, пока что он состоит из часовни, мельницы и дома зажиточного крестьянина. Эти культурные объекты привезены из разных городов области, их отреставрировали и теперь показывают туристам как образцы деревянной архитектуры.

2. Сейчас в музее находится часовня из села Сокольники Чеховского района, крестьянская усадьба 1830-1840-х годов из деревни Выхино Люберецкого района, а также ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области.

3. Мы отправились в дом зажиточного крестьянина.

4. Как только входишь в дом, сразу оказываешься в сенях. Здесь гид рассказала нам про нехитрые приспособления, которыми пользовались наши предки.

5. Лапти, их хватало на неделю носки.

6. Далее проходим в горницу - это светлая комната, в которой в дневное время женщины ткали, пряли, вышивали, а иногда хозяин дома сдавал ее местной молодежи, которая знакомилась между собой, веселилась, пела песни.

7. Деревянные игрушки для девушек)))

8. В центре комнаты стоит настоящая прялка. Я бы с удовольствием попробовал на ней поработать.

9. А тут была кухня и баня.

10. Если хорошо нагреть печь и выгрести золу, то можно неплохо пропариться внутри.

11. Жилая комната.

12. Стекло на Руси было известно давно, но было недоступно крестьянам - слишком дорого. Вместо зеркала использовали отшлифованную металлическую пластину.

13. Внутренний двор.

14. Гена пытается впрячься в телегу. Это так называемый гараж крестьянина.

15. Вот такие дома были у зажиточных крестьян, которые жили в районе нынешнего метро Выхино.

16. В русских деревнях ветряные мельницы обычно ставились за околицей, в безлюдной местности, что, согласно распространенному мнению, создавало идеальные условия для сношений с нечистой силой.

17. Интересно, есть тут нечистая сила? Хотя вряд ли, рядом же монастырь)))

18. А про Ново-Иерусалимский мужской ставропигиальный монастырь я расскажу в следующем посте.

Спасибо администрации Московской области и сообществу

Все поселения на Руси издавна возводились из дерева как из самого доступного материала, который к тому же легко было обработать и применить. Начиная со второй половины 20 в., чтобы сохранить историю и показать, как выглядело старославянское деревянное зодчество, музей обычно воссоздавали под открытым небом. Таких экспозиций на территории современной России существует множество, каждая из которых рассказывает о принципах архитектуры региона, традициях и его самобытности.

Разнообразие музеев деревянных построек в России

Музеев деревянного зодчества на территории России очень много, среди них самые известные и посещаемые туристами:

  • Малые Корелы и Кенозерский национальный парк, расположенные в Архангельске и области.
  • Витославлицы — музей в Великом Новгороде.
  • Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской обл.
  • Ибресинский этнографический музей в Чувашии.
  • Архитектурно-этнографический заповедник «Лудорвай» в Удмуртии.
  • «Новый Иерусалим» в Истре Московской обл.
  • Кижи в Карелии.
  • Музей деревянного зодчества г. Суздаля.
  • Костромская слобода — историко-архитектурный и ландшафтный музей в Костроме.
  • Музей-заповедник им. И. Самойлова в Нижней Синячихе Свердловской обл.
  • Усадьба Богословка в С.-Петербурге.
  • Лесная Крепость в с. Спас-Клепики Рязанской обл.
  • Щелоковский Хутор в Нижнем Новгороде и др.

Музей в Суздале

Проект музея деревянного зодчества в Суздале разрабатывался в 1960 годы одним из сотрудников реставрационной мастерской - В. М. Анисимовым. Сюда, на окраину города, были привезены различные избушки, колокольни и другие строения, в основном из Владимирской области, из которых составлен целый городок.

В экспозицию входят не только деревянные постройки (избы, бани, амбары и даже храмы), но и их внутреннее убранство, демонстрирующее крестьянский быт 18-19 веков: посуда из дерева и глины, домашняя утварь.

Ежегодно в июне на территории музея проходит Праздник ремесел, в середине лета — Праздник огурца, сопровождающиеся выступлениями артистов, исполняющих народные песни, танцы, готовятся старинные русские блюда.

Жилые постройки в Суздальском музее

Музей деревянного зодчества в Суздале состоит из нескольких построек. Крестьянские избы показывают отличия в быте середняка и зажиточного хозяина: более бедные строения состояли из клети и сеней (холодные комнаты) и самой «теплой избы», в которой ставили печь и топили дровами. Интересно, что вся мебель вырублена из цельной древесины вместе с избой, поэтому не может быть передвинута.

Каждый угол в Ильинской избе имеет свое функциональное предназначение:

  • главный (красный) — располагался против печи, где стояли иконы;
  • женский, где готовилась еда, хозяйка пряла полотно и шила;
  • хозяйский, с мужскими рабочими принадлежностями и конской упряжью.

В сенях, где было прохладно, хранили продукты и другие хозяйственные предметы, необходимые в быту.

Более зажиточные крестьяне строили двухэтажные дома с резьбой и украшениями по фасадной части, окнам. Как правило, хозяева жили на 2 этаже, а на первом — делали производственные помещения, например, устанавливали ткацкие станки, где трудились наемные рабочие. Предметы утвари здесь более дорогие, есть даже швейная машинка, утюг и др.

Церковные и хозяйственные строения в Суздале

Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.

В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.

Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.

Костромская слобода

Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.

Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.

В число экспонатов входят:

  • Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
  • Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
  • Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
  • Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
  • Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
  • Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
  • Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).

Витославлицы

Расположен этот музей деревянного зодчества в Новгороде, в 10 км от Новгородского кремля. Его создание началось в середине 20 века. Руководил планировкой и размещением привозимых из деревень 20 строений-памятников деревянного зодчества архитектор Л. Е. Красноречьев. К юбилею музея, состоявшемуся в 2014 г., здесь собрано уже 38 памятников архитектуры.

Все выставленные экспонаты знакомят туристов с архитектурными традициями, жизненным укладом, бытовыми и трудовыми традициями новгородских крестьян.

В экспозиции представлены:

  • Церкви Никольская (1688) и Успения (1595), церковь Рождества Богородицы (1531).
  • Старинные амбары и овины конца 19 — начала 20 вв.
  • Крестьянские избы, построенные на подклетях, при которых хозяйственные комнаты располагались на первом этаже (зимой в них даже жили коровы и свиньи). На 2 этаже была одна жилая комната, имеющая несколько зон. Все избы в 18-19 в. топились «по-черному», потому все вещи и утварь покрывались копотью. Спали всей семьей на полатях, расположенных под потолком избы. В каждой из многочисленных изб сделана тематическая выставка (свадьба, изготовление валенок, Пасха и др.).

Нижняя Синячиха

Один из популярнейших на Среднем Урале музей деревянного зодчества — Нижняя Синячиха — располагается в одноименном селе, возникшем в 1860 г. на «государевой дороге», соединяющей Сибирь и центральные области России.

Созданию музея деревянного зодчества положил начало И. Д. Самойлов, который перед этим занимался реставрацией местного Спасо-Преображенского храма. Рядом с ним и стали располагать экспозицию из привозимых изб, часовен и других строений. Всего сюда было перевезено из сел Свердловской области 16 дворов, усадеб крестьян, церквей 17-19 вв. Музей-заповедник носит теперь имя его создателя.

Самое оригинальное и необходимое здание, которое всегда возводилось в сибирских селах, — пожарная каланча. Обычно его делали в виде надстройки над административным зданием либо отдельно, по типу сторожевой башни, где всегда находился дозорный.

Вдоль Сибирского тракта издавна строили целые комплексы построек, состоящие из жилой избы, таможни, амбара и конюшни. В представленной застройке центральное место отведено двухэтажному 6-стенному дому, украшенному деревянной резьбой, башнями и ставнями. Интерьер его также сохранен в неизменном виде: печь, домашняя утварь, ремесленные орудия (прялка, веретено и др.).

Общественные и хозяйственные постройки Музея деревянного зодчества «Синячиха» — баня, мельница, кузница и пр. — находятся в действующем состоянии, во время проводимых праздников здесь устраивают мастер-классы.

Оригинальны и интересны небольшие часовни, которые раньше строились в селах Урала: Ильинская (17 в.), Вознесения Господня (1885), имени Зосимы и Савватия Соловецких (нач. 20 в.). Они щедро украшены резьбой, а внутри можно увидеть старинную мебель, посуду, домашнюю утварь.

Лудорвай

Один из интересных музеев деревянного зодчества, демонстрирующих национальную архитектуру и обычаи регионов России, находится в Удмуртии, недалеко от г. Ижевска. Это архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай. В его экспозиции представлены усадьбы удмуртов и русских крестьян, пасека, ветряная мельницы и выставка «Волостное управление».

Каждая усадьба имеет свой традиционный стиль и состоит из избы, амбара, бани, навеса и куала (семейной языческой молельни). По всей территории расставлены удмуртские резные фигуры из дерева.

Щелоковский хутор

Этот молодой архитектурно-этнографический музей-заповедник деревянного зодчества Нижнего Новгорода, созданный в 2014 г., демонстрирует уникальные деревянные постройки 17-20 вв., освещая быт населения Нижегородского Поволжья того времени. Формирование экспозиции происходило в 1970-80-е годы, когда удалось собрать 14 памятников зодчества по всей области, которые имеют отличительные особенности в плане конструктивного решения и способов постройки.

Такое разнообразие музеев деревянного зодчества, расположенных в различных уголках России, помогает ознакомиться с историей, бытом и творчеством людей, живших в предыдущие столетия на необъятных просторах нашей страны.

Большинство современных людей любит путешествовать. В их персональном списке любимых городов можно встретить Нью-Йорк, Париж, Лондон, Барселону, Москву и многие другие всемирно известные населенные пункты. А доводилось ли вам когда-нибудь слышать про Спас-Клепики (Рязанская область)? А быть может, даже посчастливилось там побывать? Нет? А зря…

Сегодня мы поговорим именно об этом удивительном месте.

Раздел 1. Знакомимся или общая информация о населенном пункте

Город Спас-Клепики - это районный центр, который по праву считается самым мелким населенным пунктом в Рязанской области. Географически он располагается в середине в северо-восточной ее стороне, на расстоянии 67 км от областного центра города Рязани. Нельзя не отметить, что здесь сразу две реки. Практически весь город лежит на Совке, и лишь его часть - на левобережье Пра Население достаточно малочисленно. В 2013 году оно составляло всего лишь 5788 человек. Спас-Клепиками населенный пункт стал называться в начале ХХ века, а в 1920 году он получил статус города.

Раздел 2. История возникновения

Историки утверждают, что в том месте, где сейчас находятся Спас-Клепики, деревенька образовалась еще в XІV-XV вв., хотя впервые письменно о ней упоминалось только в 1676 году. Тогда и имя было чуть короче - Клепики. Свое название городок получил от слова «клепик», что в переводе с древнерусского языка означает «нож для очистки рыбы».

Со временем возникла и вторая часть названия - «Спасское». Случилось это в XIX веке благодаря открытию церкви Преображения Господня. Кстати, о происхождении церкви существует две легенды. По версии одной из них, известно, что в далеком прошлом в этих местах была переправа, через которую проходили торговые обозы. Непролазные болота и делали переправу злачным местом для разбойников, среди которых очень известными стали братья Клепиковы. После того как братья разбогатели на грабеже, они раскаялись, поэтому и выстроили церковь в честь Спаса. Вторая легенда гласит, что разбойников обезглавили, а церковь Спаса построили купцы в честь избавления от грабежей.

Но так или иначе, а скромный населенный пункт сыграл огромную роль в истории становления страны. Почему? Дело в том, что через Спас-Клепики в XVII веке были проложены очень важные торговые пути: один вел из древней Рязани до Владимира, а второй - из Егорьевска до Касимова. Активно развивались ремесла. Во ІІ пол. XVII века здесь уже работала полотняная фабрика. Благодаря таким обстоятельствам село стало предметом интереса зажиточных купцов и превратилось в достаточно крупный центр. Торговцы в центре города выстроили свои дома, образовав этим квадратную площадь, от которой лучами потянулись улицы с менее богатыми домами. Там жили ремесленники, мелкие чиновники, кустари.

В начале ХІХ века населенный пункт стал довольно большим. В нем насчитывалось несколько десятков мелких лавочек, две церкви, аптека, почтово-телеграфное отделение, три школы и гостиница. Кроме всего прочего, в Спас-Клепиках работало пятнадцать ватных фабрик, производящих вату и паклю, кожевенный и мыловаренный заводы. Также здесь была построена узкоколейная железная дорога, которая к началу ХХ века соединила Рязань и Владимир.

Несколько лет назад, в 1999 году, случился большой пожар. В нем сгорели железнодорожный мост над рекой Пра и вокзал. К великой радости местных жителей удалось спасти от огня

Спас-Клепики сейчас не имеет собственной железнодорожной станции. Ближайшая расположена в пгт. Тума, в 25 км от городка.

Раздел 3. Чем живет город сейчас?

На сегодняшний день здесь активно функционирует и предоставляет рабочие места фабрика «Интерлок», производящая обувь. Но славится она не только отличным качеством, но и низкой ценой. Именно поэтому часто нечестные поставщики выдают продукцию фабрики за итальянскую или французскую, тем самым поднимая цены в несколько раз. Также в городе работают текстильно-трикотажный, швейный и ватный комбинаты. Кроме вышеперечисленного производства, Спас-Клепики наладили еще производство сантехнических шлангов. Сейчас идет строительство завода по изготовлению пластиковых окон. Неподалеку от города, в лесных угодьях, добывают древесину и торф.

Раздел 4. Основные достопримечательности

В городе имеется сразу несколько интересных в культурном плане музеев:

  • боевой и трудовой славы;
  • деревянного зодчества;
  • филиал музея-заповедника знаменитого поэта Сергея Есенина.

До сегодня сохранились каменные здания ХІХ века, среди которых и церковно-учительская школа, где учился гениальный Есенин. У здания школы и на ул. Просвещения установлен его бюст.

В городе есть Мещёрский который непременно нужно посетить каждому туристу. Здесь можно побыть наедине с природой, устроить пикник, почитать или погулять с детьми на свежем воздухе. Три раза в день в парке проводится экскурсия. Опытные гиды с удовольствием расскажут как о памятных местах, связанных с парком, так и о нескольких уникальных растениях, сохранившихся тут благодаря заботливому руководству города Спас-Клепики.

В трех километрах от населенного пункта расположена деревня Полушкино, в которой находится известная в туристических кругах база отдыха. От нее можно отправиться в поход по Клепиковским озерам и по реке Пра.

В городском парке в честь пятидесятилетия победы в ВОВ на постаменте был установлен подлинный истребитель Л-29.

Раздел 5. Интересные факты

  • В школе Спас-Клепиков в 1909-1912 годах учился гениальный поэт С. Есенин.
  • К. Паустовский в своих многочисленных рассказах, например «Австралиец со станции Пилёво», «Мещёрская сторона», «Дорожные разговоры», воспел именно природу Мещёрского национального парка.
  • Молодежи придется по душе тот факт, что городок считается родиной ныне известной трэш-метал-группы под названием «Кувалда».
  • Кстати, поближе познакомиться с населенным пунктом можно и по телевизору. В 2006 году здесь проходили съемки фильма «Граффити» режиссера Игоря Апасяна.

Раздел 6. Как добраться

Заинтриговали? Хотите побывать здесь лично? Ну, что ж, тогда запоминайте дорогу: в Спас-Клепики постоянно ходят автобусы из Рязани и от Кроме этого, через город проходят трассы: Егорьевское шоссе (Р105) и 67 км дороги Рязань - Спас-Клепики (Р123). Из Москвы до Спас-Клепиков можно добраться приблизительно за три часа по автомагистралям З105, Р105, М5.