Цитаты о живописи и искусстве. Афоризмы - цитаты и высказывания великих художников

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.

Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscap e

Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return
Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.

Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.

Mrs Siddons .
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.

pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 - 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

February 10th, 2016

Thomas Gainsborough; (1727 - 1788) -

английский живописец, график,портретист и пейзажист.

Томас Гейнсборо. Автопортрет, 1758−1759.

«Даю вам право сварить из меня лак для картин и распилить мои кости на карандаши», -
писал Гейнсборо своему заказчику, когда больше года никак не мог закончить его портрет.

Причин тому было несколько:
во-первых, Гейнсборо был крайне придирчив к себе,
а во-вторых, вечно отвлекался на что-нибудь постороннее.

Великий английский актёр XVIII века Дэвид Гаррик говорил о своём друге:
«Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность,
что она взорвётся,как перегретый паровой котёл».

Томас Гейнсборо Семейство Бейли 1784

Томас Гейнсборо c юности и до самой смерти был невысокого мнения о своих способностях.
Это сейчас мы знаем, что в XVIII веке лучше и тоньше художника в Британии не было.
Но сам Гейнсборо до такой степени не верил в свои силы, что решил: в Лондоне ему
точно никогда не добиться успеха. А раз так - надо ехать в провинцию. Гейнсборо
рассуждал так: люди там простые, неприхотливые. Заказчики не будут привередничать,
как избалованная столичная публика.
А значит, Гейнсборо сумеет прокормить жену и двух дочек.

Пейзаж с дояркой. 1754-1756. Центр британского искусства. Йель.

Скоро помещик из пригорода прослышал, что в Ипсуиче поселился художник, и прислал за
ним своего слугу. Окрылённый перспективой хорошего заработка Гейнсборо поспешил к нему.
Всю дорогу он радостно гадал, что именно закажет ему богатый эсквайр. Вид своего
поместья? Сцену охоты с чистокровными лошадьми и породистыми собаками? Семейный портрет?

В поместье Гейнсборо ожидали жбаны с краской и щётки. Оказалось, хозяин желал,чтобы ему
покрасили двери и окна. Как ни низко Гейнсборо оценивал свой талант, это оказалось
чересчур. Он резко развернулся на каблуках и удалился без объяснений.

Томас Гейнсборо Прогулка в Сент-Джеймском парке 1783.

В работе Гейнсборо использовал необычные вещи, а обычные превращал в необычные. Чтобы
добиться тонкого и плавного («текучего») мазка, он пользовался жидкими красками и
очень длинными кистями. Длина их составляла до 6-ти футов - около 180 см. Работать
такими кистями можно было только стоя. Так Гейнсборо и стоял за мольбертом с
полутораметровой кистью по 5−6 часов в день. Ближе к старости это стало чудовищно
тяжело: просто удержать такую кисть требовало усилий.

Много нужного для работы художник находил на кухне. К возмущению кухарки, утаскивал
оттуда кастрюли, чтобы разводить в них краски и химичить с лаками. Тени на полотне он
намечал кусочком губки, притороченным к палочке, блики - маленьким кусочком белил,
зажатым щипчиками для сахара. Шутили, что после того, как на них положил глаз
Гейнсборо, щипчики в городе сразу подорожали.

Возвращение с жатвы. 1774. Художественная галерея Онтарио. Торонто, Канада.

Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в
мастерской. В ход пускалось всё, что попадалось в кладовой или просто во дворе под
окнами. Гейнсборо приказывал слуге тащить из кухни простой дубовый стол и начинал
колдовать над композицией. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки,песок.
Тёмный передний план он сооружал из пробки, средний - из глины; скалы выкладывал из
кусков угля, кусты - из мха и лишайников, дальние леса на горизонте - из цветной
капусты. Рисовать просто по памяти Гейнсборо не любил.

Томас Гейнсборо Джон Плампин 1750-е.

Популярность Гейнсборо не радовала. Дело в том, что он искренне считал своим призванием
пейзажи. Но их никто не хотел покупать: в Англии это еще не вошло в моду. Вместо этого
окружающие осаждали его, чтобы Гейнсборо написал их портрет. У художника была
феноменальная способность передавать сходство. А еще он удачно оказался «в нужное время
в нужном месте», когда переехал в курортный городок Бат,кишащий праздными и богатыми
бездельниками. Любимым развлечением в Бате были купания - в воду погружались одетыми,
прямо в камзолах и треуголках.

Томас Гейнсборо Виконт Лигонье 1771.

Вторым модным развлечением стало позирование обаятельному чудаку Гейнсборо. Но череда
сменявших друг друга самодовольных физиономий угнетала портретиста. «К чертям всех
джентльменов! - жаловался он в письме молодому коллеге, - для художника нет злейших
врагов, чем они, если не уметь их держать на приличном расстоянии. Они думают, а может
быть иногда и вы тоже, что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и вниманием».

Томас Гейнсборо Виконтесса Лигонье 1771.

Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. Заказчики записывались
заранее, закупали огромные роскошные рамы для своих гостиных, а потом долго ждали,
когда у художника дойдут до них руки. Ожидание могло длиться и год, и два. «Природа
портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, - философствовал Гейнбсоро,
- один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила, и этого достаточно,
чтобы свести меня с ума».

Томас Гейнсборо Ричард Хёрд, епископ Вустерский 1781.

Иногда Гейнсборо не выдерживал и бросал начатую работу. Так было, когда некий аристократ
всё время переспрашивал, сумел ли Гейнсборо запечатлеть его породистую ямку на подбородке.
Или когда другой стал требовать, чтобы Гейнсборо перед каждым сеансом портретирования
являлся на утреннюю молитву. В конце концов, не выдержав перенапряжения, Гейнсборо слёг.
Положение было настолько серьёзно, что местная газета поспешила раструбить о смерти
всеми любимого живописца - это казалось неминуемым.

Однако Гейнсборо выжил.

Томас Гейнсборо Портрет четы Эндрюс 1749

Гейнсборо обожал музыку и сам был превосходным музыкантом. Дружил с музыкантами больше,
чем с художниками. Играл практически на всех музыкальных инструментах, какие только
существовали в Англии XVIII века - от цитры до виолы да гамба (прообраза современной
виолончели). Переезжая в новый город, Гейнсборо тут же вступал в местное музыкальное
сообщество. В таких кружках профессионалы и любители, вроде него, музицировали и
весело проводили время.

Томас Гейнсборо Иоаганн Кристиан Бах, сын Иоаганна Себастьяна Баха 1776

В музыке тогда чрезвычайно ценилась импровизация, а в импровизации Гейнсборо, обладавший
хорошим слухом, был очень силён. Мог исполнить на слух любую мелодию на гитаре или
скрипке, клавесине или флейте. А также на гобое, фаготе, арфе и лютне. Правда, как
говорил его приятель, Гейнсборо «никогда не хватало прилежания выучить ноты».

Томас Гейнсборо Портрет композитора Карла Фридриха Абеля с его виолой да гамба 1765.

Часто заседание музыкального кружка заканчивалось тем, что друзья-музыканты стаскивали
с головы Гейнсборо парик и начинали перебрасывать его другу другу под аккомпанемент
всеобщего хохота.

«Меня тошнит от портретов»,
- жаловался Гейнсборо. Но тут же утешался:
«Зато у меня есть пять виол да гамба!»

Томас Гейнсборо Преподобный Джон Чафи, играющий на виолончели на фоне пейзажа 1752.

Томас Гейнсборо Портрет композитора Иоаганна Кристиана Фишера 1780

Томас Гейнсборо Карл Фридрих Абель 1777

Томас Гейнсборо Анна Форд (будущая миссис Филипп Тикнесс) 1760.

Друзья у Гейнсборо были под стать ему самому - беспокойные, но весёлые и изобретательные.
Например, он дружил с человеком по имени Генри Бейт. Генри имел сан священника, но
решил посвятить себя публицистике. Журналист из него получился отменный - талантливый
и зубастый. Со многими из тех, кого задевали его статьи, Генри Бейт дрался на дуэли.
А когда решил переключиться на дела поспокойнее - музыку и сельское хозяйство, -
за ним всё равно следовало прозвище«драчливый пастор».

Томас Гейнсборо Питер Дарнелл Уилмен, Чарльз Крокатт и Уильям Кибл на фоне пейзажа 1750.

Когда Генри Бейт получил неожиданное наследство (с непременным условием, что прибавит
к своей фамилии «Дадли»), он стал издавать газету Morning Post,чуть позже основал
Morning Gerald. О Гейнсборо в его газетах писали только хорошее.

Томас Гейнсборо Уильям Уоллестоун 1750.

Еще одним другом Гейнсборо был моряк и торговый агент по имени Джеймс Кристи. Этот тоже
решил взяться за совсем новое дело - начал торговать картинами с аукциона. Происходило
всё в пыльных помещениях печатного склада на Пэлл Мэлл. Гейнсборо жил неподалёку и
иногда забегал к другу развеяться. Обычно Кристи стоял за кафедрой с молоточком и,
блистая красноречием, нахваливал очередной товар, который хотел сбыть публике.

Джеймс Кристи. 1778. Музей Пола Гетти. Лос-Анджелес

Остроумный Гейнсборо подшучивал над ним и над всей этой новой для всех ситуацией.
Кристи не обижался. Очень скоро он стал просить Гейнсборо заглядывать к нему почаще:
в дни его посещений продажи возрастали на треть. Секрет был прост: в лёгкой и веселой
атмосфере люди легче расстаются с деньгами. Так что успех аукционного дома
Christie`s начался с шуточек Гейнсборо.

Генри Бейт-Дадли. 1780. Частное собрание.

Однажды Гейнсборо не на шутку увлёкся эйдофузиконом. Так называлась штука,которую в
начале 80-х годов XVIII века сконструировал театральный художник Лоутербург.
Это было что-то вроде современного проектора слайдов - с поправкой на то, что
электричество заменяли свечи.

Проектор Томаса Гейнсборо. 1780-е. Музей

Лондонцы приняли изобретение «на ура»: уж очень им нравилось смотреть, как на стене
тёмной комнаты возникают в потоке света картины природы - леса и горы, грозы и закаты,
наводнения и пожары. Как только Гейнсборо увидел всё это - потерял покой и сон.
Мог думать только об эйдофузиконе. Немного успокоился только когда собственноручно
сконструировал копию и изготовил несколько«слайдов» - вот где пригодилось его
искусство пейзажиста. Особенно удачным вышел лунный пейзаж.

Слайд для эйдофузикона, изготовленный Томасом Гейнсборо. 1780-е. Музей Виктории и Альберта.

Хороша была и гроза. Когда во время показа за окном разразилась гроза взаправдашняя,
Гейнсборо полез на крышу, чтобы сравнить зрелище в природе с тем,которое нарисовал
сам. И с чердака, счастливый, кричал: «Лоутербург, наш гром лучше!»

Томас Гейнсборо Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мэри 1751.

К собакам Гейнсборо относился с нежностью. Даже его первая сохранившаяся подписанная
работа - это портрет бультерьера Бампера. На обороте рукой Гейнсборо написано
«замечательно умный пёс». Собаки позировали Гейнсборо наравне с хозяевами и нередко
выходили на холсте более симпатичными, чем их владельцы. Однако не все разделяли
добрые чувства художника к «друзьям человека».

Томас Гейнсборо Тристан и Фокс 1780-е.

В 1770-м году Гейнсборо написал портрет герцога Баклёя. На нём молодой аристократ
обнимает любимую собачку. Королевское общество Эдинбурга, которому портрет был
подарен, его с возмущением отвергло: это же так неприлично!

Герцог Генри Баклёй. 1770.

Под конец жизни Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом
она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался.
Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса
Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму.

Томас Гейнсборо Портрет Маргарет Гейнсборо, жены художника
1778 Лондон, Галерея института искусства Курто

На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять
ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая
несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об
этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».

Из книги Е. А. Некрасовой «Томас Гейнсборо»

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 03.04.2017 18:19 Просмотров: 1214

Он работал в жанре портрета и пейзажа. Занимался также графикой.

Гейнсборо жил в то время, когда Англия переживала период бурного экономического и политического подъёма. В такие периоды в обществе обыкновенно наблюдается расцвет искусства.

Томас Гейнсборо. Автопортрет (ок. 1759)

Родился будущий художник в 1727 г. в семье суконщика в местечке Садбери в восточной Англии. Он был младшим, девятым ребёнком в семье, и с детства проявил способности к рисованию. В возрасте 13 лет его отправили в Лондон на учёбу. Его учителями рисования и живописи были француз Юбер Гравело, работавший в Лондоне; портретист и декоратор Фрэнсиса Хаймена в художественной школе, которой руководил Хогарт .
Через 6 лет он возвращается в Садбери и начинает самостоятельное творчество (пишет портреты и пейзажи). Портреты кисти Гейнсборо этого времени уже отмечены его собственным стилем: непринуждённостью и реалистичностью.

Раннее творчество

Томас Гейнсборо. Автопортрет (1754). Частное собрание (Хогтон)

Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в ., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи, изменчивой игрой света и тени.

Т. Гейнсборо «Корнардский лес» (1748). Национальная галерея (Лондон)

Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца.
Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской. Поэтому данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем.
На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги; вдали по дороге скачет рыцарь. Ближе к переднему плану усталый путник плетётся с мешком за плечами, а понурый пес шагает за хозяином. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Хорошенькая девушка пришла его проведать. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Справа от дороги стоят два осла. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична.
Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г.

Т. Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс». Национальная галерея (Лондон)

Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей.
Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Изображённое на заднем плане картины поместье Обри с пасущимися на нём овцами принадлежало Картерам и, по всей видимости, было частью приданого миссис Фрэнсис. Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки.
Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки.
В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г.
За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии.
Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего, использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле.
Овцы – особой породы. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.

Портреты дочерей

В 1748 г. у художника родилась старшая дочь Мери. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет.

Томас Гейнсборо «Мери и Маргарет Гейнсборо, дочери художника» (1756)

Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Дочери Гейнсборо учились в престижной закрытой школе в Челси.
Известно 6 двойных портретов дочерей Гейнсборо. Большинство из них остались незаконченными. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т.к. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.

Т. Гейнсборо «Портрет дочерей, преследующих бабочку» (1756)

Старшая Мери (справа) крепко держит за руку младшую Маргарет. Но именно Маргарет больше всего увлечена бабочкой и тянет Мери. В портретах девочек художник тонко передал психологию детства, наивность, увлечение сиюминутным, детскую грацию.
Судьба любимых дочерей великого отца сложилась несчастливо.

Томас Гейнсборо «Портрет Мери, дочери художника» (1777)

Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность.
Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера. Однако вскоре брак распался, и Мери, к тому времени страдавшая от тяжелого психического заболевания, прожила остаток жизни вместе с младшей сестрой Маргарет.
Портреты Гейнсборо часто сравнивают с работами его современника Джошуа Рейнольдса . Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.

Переезды

В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Меняется стиль его работ: раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, теперь пейзаж становится второстепенным. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого.
В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии. Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом.
Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.

Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Эта картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.
Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. Она повернулась слегка влево. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф.
Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Последние годы жизни

В 1784 г. у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. В результате художник забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, устраивая выставки у себя дома.
В 1785 г. Гейнсборо пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс – это был своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

Т. Гейнсборо «Портрет Сары Сиддонс» (1785)

Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Ее портреты писали и другие художники, но только Гейнсборо удалось создать настоящий уникальный волевой облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм. У неё изящный профиль. Голову венчает черная шляпа с перьями. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях.
На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом. И она знает это.

Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одним из лучших таких работ является «Утренняя прогулка», изображающую молодую чету Хэллет.

Т. Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785). Национальная галерея (Лондон)

Значение творчества художника

Гейнсборо считается самым блестящим художником английской школы XVIII в. Его рисунки полны тонкой выразительности, они легки, свободны, отличаются особой одухотворённостью.
Гейнсборо также прекрасно изображал животных, написал серию картин из крестьянской жизни. Причём крестьян он изображал так же поэтично, как и представителей высшего света. В то время такое отношение к людям низшего сословия было прогрессивным, а в искусстве являлось проявлением сентиментализма.

Т. Гейнсборо «Деревенские дети» (собиратели хвороста). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Гейнсборо умело передаёт характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов. Мазки его кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков.

Томас Гейнсборо - английский художник XVIII века. Модный художник, рисовавший портреты аристократии, изумительно выписывающий и драпировки, и ткани платьев и камзолов, и кружева, более всего любил английский пейзаж, который изучал всю жизнь. Его картины близки и нам, людям XXI века, как были близки людям XVIII столетия.

Лондон и время учебы

Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную рисования, которая приближается к рококо. Он предпочитал пейзажи. Но они продавались плохо, и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.

Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В это же время он женился, и у него родилось две дочери.

Бат - модный курорт

Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Лучше всего у него получаются портреты. Этим он и начинает заниматься. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей. Все основные заработки художник получал от написания портретов. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.

Портретная живопись

Технически живописец очень вырос, и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Техника его легка и виртуозна. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, - «Портрет мальчика в голубом».

По колориту это живописное произведение симфонично. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани, изображен в полный рост. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.

В столице

К 47 годам Томас был уже членом Королевской академии искусств в Лондоне, но так плохо выполнял свои обязанности, что его исключили. Но это не омрачило жизнь художника. Он выставлял свои картины в собственной мастерской. Утонченность и свобода исполнения - одна из главных особенностей манеры работы художника.

Пейзажная живопись

Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.

В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Реализм Рубенса, перед которым он преклонялся, и французскую живописную легкость, стилистику рококо с его извилистыми прихотливыми линиями. Его картина написана не плотным, но текучим слоем краски, поэтому манера письма становится легкой. В кронах деревьев играет, переливается свет, то накладывая глубокие тени, то сверкая на солнце. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Описание картиныподводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.

Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Высокий напудренный парик завершает образ. Весь облик дамы утонченно-благородный. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне, играющем тенями. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Через его руки прошла масса портретов, в которых он старается добиться максимального сходства, а не передачи общественного положения человека. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется, и в с перьями. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Осанка подчеркивает величие актрисы.

Томас Гейнсборо умер в Лондоне, когда ему исполнился 61 год. Он работал много, до самой смерти. В его жизни не было драматических коллизий. Она была наполнена любимой работой. Удивительна точность мазка, сочные насыщенные краски, коими пользовался Томас Гейнсборо, биография которого составлена из его картин, передающих все прекрасное.