Формирование основных видов ууд в начальной школе на уроках английского языка. Формирование ууд на уроках английского языка

Система упражнений на развитие навыков и умений чтения как средство формирования универсальных учебных действий

(на материале УМК Spotlight В. Эванс

для 9 класса основной школы)

Беленёва Анастасия Викторовна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ»

г. Новокуйбышевск

Самарской области

Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного (общего) образования по иностранному языку. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном язык.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В частности, достижение метапредметных результатов предполагает освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Цель моей работы – проанализировать УМК Spotlight для 9 класса на предмет наличия упражнений по формированию умений чтения разного вида, способствующих освоению УУД.

Задачи работы :

    Рассмотреть понятие и виды УУД.

    Рассмотреть виды чтения.

    Систематизировать упражнения на различные виды чтения по отношению к формируемым УУД.

Изучив содержание учебных пособий УМК Spotlight , могу предположить, что именно упражнения по чтению способствуют формированию широкого спектра универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия, их виды и функции.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В общественном сознании происходит переход от понимания социального значения задачи школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, функциями которых является:

Обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно разделить на четыре основных вида :

    Личностные , которые позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

    Регулятивные , которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

    Познавательные , включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. [ 3 ]

Формирование умения различных видов чтения.

Существуют три основных вида чтения, навыки которых формируются в процессе обучения в основной школе:

    Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка (ознакомительное чтение).

    Выборочное понимание нужной / интересующей информации из текста (поисковое чтение).

    Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров (изучающее чтение).

Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Этот вид чтения в большей степени, чем другие, требует знакомства с коммуникативной направленностью целого текста, умения определить тему, выделить основную мысль, выбрать значащие факты, опуская второстепенные, выделять в тексте смысловые вехи и опоры. Хорошая стратегия в данном виде чтения – обращать внимание на начало и конец текста, в которых зачастую и бывает сосредоточена главная мысль текста.

Чтение с выборочным пониманием нужной информации (поисковое чтение). Этот вид чтения не требует полного и точного понимания всех фактов, содержащихся в тексте. Но при таком типе чтения необходимо умение находить ключевые слова и понимать информацию в перефразированном виде, а также устанавливать логическую последовательность событий.

Полное и детальное понимание смысла текста (изучающее чтение). Данный вид чтения требует установки на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. На основе их осмысления и сопоставления проявляется умение догадаться о том, что подразумевается автором в тексте, сделать выводы на основе прочитанного. В этом виде чтения в наибольшей степени требуется умение догадаться о значении незнакомых слов и словосочетаний в контексте, внимательно отнестись к структурно-логическим связям текста.

К частным умениям чтения относятся:

    умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком, по звучанию, по словообразовательным элементам,

    умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.),

    умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом,

    умение прогнозировать развитие высказывания,

    умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте,

    умение понимать причинно-следственные связи в тексте,

    умение понимать не только явно, но и завуалированно представленную в тексте информацию,

    умение делать выводы из прочитанного,

    умение отделять главную информацию от второстепенной,

    умение понимать в тексте ключевые слова.

Как мы можем понять, некоторые из представленных частных умений чтения являются универсальными учебными действиями, необходимыми при работе с текстами в любой сфере деятельности (умение делать выводы, умение понимать причинно-следственные связи, умение отделять главную информацию от второстепенной и другие).

Анализ упражнений для обучения чтению в УМК Spotlight 9 на предмет формирования УУД.

УМК Spotlight «Английский в фокусе» для основной школы (5-9 классы) отвечает требованиям Федерального Государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам, обеспечивает возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной компетенции (уровень А2 в терминах Совета Европы).

В состав УМК Spotlight 9 входит книга для чтения (Reader ) и является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Однако, исходя из конкретных условий обучения и уровня класса, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся (без ущерба в освоении основного учебного материала и достижении целей модуля).

Во всех УМК Spotlight принято использовать в качестве материалов для чтения образцы классической литературы. Тексты адаптированы в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся и разбиты на эпизоды для удобства пользования на уроках. Богатые иллюстрации могут быть использованы для развития навыков прогнозирования, эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного.

Основной учебник имеет модульное построение, а модуль - это блок уроков, предназначенный для решения группы целей (чтение, аудирование, лексика, грамматика, устная речь, письменная речь и т.д.).

Для подтверждения своей гипотезы я решила анализировать специализированные разделы по развитию навыков чтения (раздел Reading в каждом модуле) на предмет формирования универсальных учебных действий. Кроме разделов Reading , задания по чтению представлены также в разделах Culture Corner , Going Green , Across the Curriculum . Все разделы содержат упражнения на разные виды чтения и активно формируют различные виды УУД. Формирование разнообразных УУД при обучении различным видам чтения на английском языке можно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Формирование УУД при обучении различным видам чтения на английском языке

Тип чтения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

М 1а. Reading . Статья о фестивалях и праздниках в различных странах.

Поисковое чтение.

Изучающее чтение

Прогнозиро-вание.

Планирование своей работы.

Постановка цели.

Поиск информации. Сопоставление, сравнение.

Умение выражать свои мысли

М 2а. Reading . Статья о жизни космонавтов на космической станции.

Ознакомительное чтение. Изучающее чтение

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения нравственных и этических ценностей.

Постановка цели.

Умение выделять основную мысль в тексте.

Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения другого.

М 3а. Reading . Статья о необычных существах.

Изучающее, поисковое чтение.

Определение плана и цели своей работы.

Поиск информации, сопоставление.

Умение выражать свои мысли

М 4а. Reading . Статья о роботах.

Изучающее чтение.

Освоение личностного смысла учения.

Умение пользоваться словарем.

Умение устанавливать логические, смысловые связи.

Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника.

М 5а. Reading . Статья о необычных видах искусства.

Поисковое, изучающее, ознакомительное чтение

Нравственно-эстетическое оценивание

Постановка цели выполнения задания.

Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, умение выделять основную мысль.

М 6а. Reading . Статья о благотворительной помощи животным.

Ознакомительное чтение

Оценка жизненных ситуаций и поступков.

Проверка правильности выполнения задания

Умение понимать основную мысль.

Умение высказывать свое отношение к прочитанному.

М 7а. Reading . Статья «Страхи и фобии».

Изучающее, ознакомительное и поисковое чтение.

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения норм жизни и поведения.

Планирование своей работы, проверка пред-положений, взаимо-проверка

Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

М 8а. Reading . «Никогда не сдаваться!» Статья о людях, имеющих физические недостатки, но продолжающих вести активную жизнь и заниматься любимым делом.

Поисковое, ознакомительное, изучающее чтение

Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм и нравственных ценностей.

Планирование работы, проверка и корректировка.

Поиск информации, умение представить информацию в сжатом виде.

Умение высказывать свою точку зрения. Умение оформлять свои мысли в письменном виде.

Таким образом, следует отметить, что исследуемый УМК Spotlight 9 соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям. Независимо от предлагаемого вида чтения все упражнение способствуют формированию универсальных учебных действий. Причем, хотелось бы отметить, что наиболее разнообразно представлены блоки познавательных и коммуникативных УУД. Это логично, так как умение работать с текстом и информацией требуется любому человеку во всех сферах деятельности, а коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера и высказывать свою точку зрения). Именно поэтому, на мой взгляд, упражнения по чтению имеют такую значимость в достижении метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

БИБЛИОГРАФИЯ.

    Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко ] . – М.: Express Publishing : Просвещение, 2012

    Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко ] . – М.:

    Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. -

    Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [Учебное пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –

Хотелось бы начать свой доклад со слов Генриха Гейне:
"Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”. Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. [Слайд 2]

Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) можно назвать "новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.

Данная работа посвящена рассмотрению основных способов формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения посредством игры.

Актуальность данной темы заключается в попытке выявления основных способов УУД учащихся на уроках английского языка, их повышения и мотивации на материале различных игр.

Новизна данной темы заключается в том, что переход начальной школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ориентированные на запросы семьи, общества, государства, что и является фундаментальным ядром содержания общего образования, тем самым повышается концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Начальное общее образование выступает в качестве важнейшего составляющего компонента системы образования Российской Федерации в целом. Образование, полученное в начальной школе, служит основой для последующего воспитания, обучения, социализации личности. [Слайд 3]

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. [Слайд 4]

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [Слайд 5]

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность. [Слайд 6]

Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. [Слайд 7]

Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. [Слайд 8] У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.
Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка. [Слайд 9]

Игры - это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке. [Слайд 10] После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия - веселая игра - это идеальная возможность расслабиться. Игры направлены на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры. [Слайд 11]

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. [Слайд 12] Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. [Слайд 13]

Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим. Даже если победа — не главное, то уж свои силы проверить любит каждый. Не стоит забывать и о том, что игра — это проекция жизненных ситуаций. [Слайд 14]
Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.
Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению. [Слайд 15]

Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.

Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением.

В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. [Слайд 16]
Здесь можно привести множество примеров игр:

  • Фонетические игры:

Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков. [Слайд 17]

Playing Airplane

Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].

Teacher: Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? - [ж]. And how about English children? - They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])

The plane is travelling up in the sky,

Vvv-vvv-vvv,

Moving so fast, and ever so high,

Vvv-vvv-vvv.

Over the land, and over the sea,

Vvv-vvv-vvv.

But we always come back in time for tea.

Vvv-vvv-vvv

Игра"The Old Grey Goose"

Игра используется для отработки звука [θ]

Teacher: Can you imagine a goose? Let’s pretend you are geese. Stretch out your necks and hiss. Can you hear anything? No, nothing but [θ-θ-θ]. Let’s play!

An old grey goose am I.

Th!Th!Th!

I stretch my neck and cry

At puppies passing by!

I like to make them cry!

Th!Th!Th!

When puppies jump and run,

Th!Th!Th!

I think it"s lots of fun!

I"m sure they"d like to be

An old grey goose like me!

Th!Th!Th!

  • Грамматические игры:

Данные игры преследуют следующие цели:

Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

Развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Игра «Tic - Tac » (крестики - нолики с прилагательными)

Класс делится на две команды (команду Х и команду О). Игрок из команды Х выбирает ячейку в таблице и использует стоящее в ней прилагательное в своем предложении. Если предложение составлено правильно,команда Х занимает эту ячейку. Если игрок допускает ошибку, ячейка остается свободной и вступает в игру команда О. Она выбирает ячейку и составляет свое предложение с прилагательным, чтобы в конечном итоге занять три ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали.

При закреплении вопросительных предложений поможет игра «Guess who I am». Эта игра применима к различным темам: «Животные», «Профессии», «Дом» и многим другим. Водящий выбирает карточку с надписью на ней и, не читая ее, с помощь наводящих вопросов по теме пытается выяснить, что на ней написано. [Слайд 18]

  • Лексические игры:

На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры.

Игра "Цепочка” ("the Chain”).

Командам дается исходное слово, например, school, которое является началом цепочки. Последняя буква является первой буквой последующего слова.

Пример: school - letter - red - draw - write - eleven - nine - etc.

Выигрывает команда, в чьей цепочке больше слов за определенный отрезок времени

Веселые художники.(Funny Artists) [Слайд 19]

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail, please.

Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

  • Орфографические игры:

Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

Команда получает набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, например, "mother", ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко.

Игра «Paired letters» (Парные буквы) [Слайд 20]

Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.

Вот несколько таких слов, которые можно составить с помощью пар букв из таблицы: strong, yellow, know.

Из опыта работы:

Игра «Найди пару»[Слайд 21]

Проводится за 10 минут до конца урока.

Цель данной игры: активизировать знания учащихся об уже изученных буквах английского алфавита.

Игра проводилась во втором классе, урок 13, тема «Медвежонок Билли. Буква Ll».

Каждая команда получает набор карточек, на которых изображены строчные и заглавные буквы (начиная с буквы Аа и заканчивая буквой Kk). На одной карточке изображена только одна буква.
Задание для команд: соединить буквы парами: большую и маленькую.
В данной игре побеждает команда, которая первой выполнит задание. После того как карточки разложены по парам, ученики хором называют буквы на карточках. [Слайд 22]

Результат, полученный в ходе проведения игры:
1) учащиеся закрепляют знания об уже изученных буквах;
2) работа в команде укрепляют чувство коллективизма и сплоченности;
3) у учащихся снимается чувство усталости;
4) развивается речевая рефлексия. [Слайд 23]

Лексические игры во 2 классе:
Цель:
отработка лексического материала.
Игра «Пожалуйста».
Учащиеся выполняют различные команды учителя, используя в своей речи изученные глаголы движения.
Игра «Угадай предмет»
Задание для учащихся - угадать, какие предметы лежат в портфеле учителя. Игра проверяет знание лексики учащихся по теме «Школьные принадлежности»
Игра «Переводчик»
Учащиеся встают в круг. Учитель по очереди бросает мяч ученикам и говорит слова на русском языке ученики ловят мяч и переводят слова на английский язык. [Слайд 24]

Таким образом можно сказать, что игра - это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения. [Слайд 25]


Полный текст материала Доклад "Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Приёмы технологии развития критического мышления как средство формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроке иностранного языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В связи с этим в педагогике развертываются исследования по поиску наиболее подходящих для решения поставленных задач технологий.
В этом контексте технология развития критического мышления представляется весьма актуальной, особенно в период адаптации ФГОС, поскольку цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
В основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Несомненная важность этих работ состоит в том, что, технология развития критического мышления помогает ученику овладеть приёмами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, знаково-символические, а также постановку и решение проблемы.
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям заключается в ориентировании на развитие ученика, использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся.
В целях развития познавательных учебных действий на уроке мною применяются следующие приёмы технологии развития критического мышления:
«Кластер»;
«Верные-неверные утверждения»;
«Синквейн»;
«Эссе»;
«Зигзаг»;
«Инсерт»;
«Чтение с остановками»;
«Знали-хотим знать-узнали»;
«Толстые и тонкие вопросы».
«Кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Таблица «тонких и толстых вопросов» - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Знали – Хотим узнать – Узнали» - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их
«Инсерт» - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
«v» - уже знал «-» - думал по-другому
«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы
«Зигзаг» - ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
В ходе рассмотрения вопроса систематизации приемов технологии критического мышления по формированию определенных универсальных учебных действий можно сказать, что логические универсальные действия наиболее успешно формируются при помощи таких приёмов как «Кластер», «Верные - неверные утверждения», «Синквейн», «Эссе», «Зигзаг»; общеучебные универсальные действия – при помощи таких приёмов как «Инсерт», «Чтение с остановками»; постановка и решение проблемы - при помощи приёмов «Знали – Хотим узнать – Узнали», «Толстые и тонкие вопросы»; Знаково-символические – при помощи «Кластеров».
Конечно, на уроках английского языка мною используются и другие приемы технологии развития критического мышления, такие как «Как вы думаете?», «Мозговой штурм», «Дерево предсказаний», «Оживи картину», игра «Да-нетка», «Круги по воде».
Вместе с тем следует подчеркнуть, что каждый прием данной технологии многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Хотелось бы также отметить, что приемы технологии развития критического мышления можно применять для формирования и развития сразу нескольких видов УУД. Например, такой прием как «Инсерт». Данный прием способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных общеучебных УУД.
Однако, на мой взгляд данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование умений находить и извлекать информацию, находить решение проблемы.
В ходе изучения и применения методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках английского языка были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.
I. Стадия вызова - «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос», «Мозговой штурм».
II. Стадия осмысления - «Зигзаг», «Инсерт» или «Чтение с пометками», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», метод «Думательных шляп», «Кластер» «Двухчастный дневник». Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса.
III. Стадия рефлексии - «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её.
Из сказанного выше становится очевидным, что технология развития критического мышления обеспечивает:
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что практически все приёмы технологии развития критического мышления являются основой для формирования познавательных универсальных учебных действий. Проведенная диагностика использования приемов развития критического мышления на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Список используемой литературы:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
2. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно – методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2013. – 56с. – (Постдипломное образование педагога).
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).

Учителю английского языка. Формирование и развитие УУД на уроках английского языка

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих картину окружающего мира и жизни. Современный этап развития общества характеризуется направлением на развитие возможностей и способностей личности. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и проблемы и искать пути их преодоления и решения, четко осознавать каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его жизни.
В наши дни английский язык превратился в международный язык общения, поэтому ему изучение поистине актуально. В настоящее время он имеет все предпосылки для того, чтобы стать обязательным для изучения. Он постепенно входит во все сферы общественной жизни. Современный выпускник, владеющим иностранным языком, имеет возможность более быстрого карьерного роста в профессиональной деятельности. Английский язык – язык экономических и политических переговоров, дебатов, язык науки, искусства, литературы и образования и многих общественных организаций. В соответствии с этими изменениями методика преподавания английского языка выходит на новый уровень, чтобы соответствовать современным потребностям общества. Урок английского языка становится гибким и разнообразным по технологиям преподавания и насыщенным по использованию новых технических и информационных средств.
По новому образовательному стандарту у современного учащегося необходимо сформировать определенные умения и навыки, которые и являются для нас приоритетным ориентиром при разработке плана занятия. В условиях введения новых образовательных стандартов задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», развитие способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Стандарт требует от нас развивать личность, формировать универсальные учебные действия (УУД) и предметные знания. Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение важного, формирование обобщенных знаний, самостоятельного усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
- УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова “универсальные учебные действия” означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основой для разработки понятия УУД служит деятельностный подход, который базируется на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и многих других. УУД – это ключевое понятие в теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
При разработке технологической карты мы продумываем организацию таких учебных ситуаций, которые направлены на формирование необходимых образовательных результатов.
Виды УУД:
- личностные
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные
Личностные УУД направлены на личностное самоопределение учащегося, на его ценностно – смысловую ориентацию, нравственно – эстетическое осмысление и оценивание ситуаций, а также на смыслообразование и ориетирование в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, а также позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.
Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение проектной методики, и информационно – коммуникативных технологий, а также упражнения типа «оцени поведение», «заполни анкету» и многие другие.
Познавательные УУД подразделяются на общеучебные, логические и действия, а также действия, направленные на постановку и решение проблем. К общеучебным действиям относят умение поставить задачу, выбрать способы ее решения, а также умения работы с информацией. К логическим - относят умения в области анализа и синтеза новых знаний, в установке причинно – следственных связей. Таким образом, организуя самостоятельную работу с учебником, применяя метод «взаимообъяснение», используя задания, направленные на развитие логического мышления ребят и самостоятельный поиск информации, мы способствуем формированию данных УУД. Для развития познавательных УУД я часто использую лексические упражнения типа «пчелиные соты» (составь слова из букв данного слова), «найди слово» и т.д. Анализировать учащихся можно научить и при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: - вставить недостающие слова, - вставить недостающие буквы, - завершить предложение, -заполнить таблицу, -догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.
Коммуникативные УУД заключаются в формировании умений вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с людьми или особенности информации. Групповые, парные методы работы, а также дебаты, дискуссии, обсуждения в полной мере позволяют развить коммуникативные качества учащихся. В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Регулятивные УУД формируются при совместном целеполагании и определении темы занятия, учащиеся учатся планировать, корректировать, оценивать, регулировать собственную деятельность на уроке, направленную на достижение поставленных целей. Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют действия, осуществляющие контроль учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу. Технология оценивания образовательных учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы...(цель)...надо... (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Обязательно поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
3. Необходимо использовать такие формы работы как - организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп и так называемый учебный конфликт.
4. Использовать в образовательном процессе технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологии, технологии оценивания достижений.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я использую такие упражнения как «преднамеренные ошибки», «прочитай начало текста – придумай его окончание», «придумай заголовок к части текста», «найди какую либо информации в тексте» и т.д.
Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде - одобрения, поддержки; замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”; показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Одним из специальных средств развития УУД могут являться памятки памятки.
Памятка - это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие, можно выделить следующие виды памяток:
- Памятка-алгоритм, которая предлагает строго фиксированную последовательность операций.
- Памятка-инструкция, которая предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
- Памятка-совет, которая рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
- Памятка-показ, которая дает пример выполнения задания.
- Памятка-стимул, которая стимулирует активность через раскрытие перспектив.
Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе:
- ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Таким образом , мы можем сделать вывод, что в зависимости от того, какой результат нам требуется получить, мы вправе «адаптировать», изменять практически любое задание. УУД дают нам возможность ориентировать учащихся на учебную деятельность, как в предметном плане, так и в построении этой деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Разумное и творческое применение тех и иных упражнений позволяют нам добиться у учащихся максимально положительных результатов.

С введением ФГОС каждый учитель задумался над тем, как реализовать на практике все требования, предъявляемые этим стандартом. Специфика предмета «английский язык», его коммуникативная направленность помогает учителю реализовывать новые требования без каких-либо кардинальных изменений в прежней работе.

Трудность в работе по новым стандартам вызвали требования к формированию регулятивных умений у учащихся (таких как умение самостоятельно планировать свое речевое и неречевое поведение; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке), поскольку учителя раньше сами организовывали свою деятельность с позиции более авторитарной, чем это предлагается в новых стандартах.

Поэтому основная деятельность в классах, обучающихся по ФГОС, была направлена на работу по формированию данных умений у учащихся.

Поначалу казалось, что организовать этап целеполагания на каждом уроке будет сложно и, что немало важно, занимать много времени. Но уже на первых уроках становится очевидным, что необходимость ставить цели и проводить рефлексию деятельности существенна для каждого урока и помогает в его проведении и логическом завершении . Поэтому, на уроках можно сочетать два вида планирования, поскольку в определении целей и задач вместе с учащимися на весь цикл есть рациональное зерно.

Итак, основное планирование деятельности происходит в начале большого цикла. Учитель объявляет учащимся или учащиеся видят в учебнике название нового цикла и пытаются определить, о чём пойдёт речь, что они смогут и что они хотят узнать, работая на уроках. Учащиеся в виде схемы записывают в тетрадь свои догадки, о чём пойдёт речь в цикле, а так же пожелания, что бы они хотели узнать. На данном этапе планирования учащиеся так же задумываются над вопросом «Для чего мне нужно знать эту информацию? Как она мне поможет в жизни?» (развиваем и реализуем личностные УУД: освоение личностного смысла учения; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка) . После изучения одной из подтем цикла мы возвращаемся в схему, анализируем её (обводим ярким цветом или ставим галочку или другой знак напротив выученной темы) и делаем выводы (что узнали, насколько это было полезно, что будем учить дальше).

Например, уже в 3-4 классах в начале каждого цикла учащиеся могут заполнять Assessment Cards (оценочные листы) по анализу формирования УУД. В конце каждой изученной темы учащиеся вновь заполняют листы и видят, что их знания и умения улучшились, повысились оценки практически каждого формируемого УУД. Критериями оценивания являются словесные выражения: «не умею», «умею плохо», «умею нормально», «умею хорошо», «умею отлично».



Оценочный лист (возьмём для примера оценочный лист для учащихся 4 классов по теме «Великобритания») предлагает учащимся оценить свой уровень сформированности:

1. личностных УУД:

– Я понимаю зачем я изучаю английский язык (чем английский язык будет полезен лично мне.

– Я уважаю народ и страны, в которых говорят на английском языке и др.

2. регулятивных УУД:

– Я умею самостоятельно определять чему я научусь на данном уроке, в данной теме.

– Я умею правильно оценить правильность своей работы, своего ответа.

– Я знаю, что я уже умею и что мне нужно ещё узнать по теме урока.

– Я понимаю для чего я выполняю задание на уроке(зачем учу диалог, для чего выполняю грамматическое упражнение) и др.

3. познавательных УУД:

– Я умею строить своё высказывание по образцу.

– Я умею сформулировать главную мысль прочитанного текста.

– Я умею определять, о чём будет текст по заголовку и т.д.

4. коммуникативных УУД:

– Я внимательно слушаю собеседника и уважаю его точку зрения.

– Я умею работать в группе (умею распределять роли, договариваться с одноклассниками).

– Я знаю, что получится в итоге моей работы и т.д.

Так же оценочный лист предлагает учащимся проанализировать результаты освоения темы: здесь они оценивают предметные результаты :

– Я умею вести этикетный диалог по теме «Погода».

– Я умею давать краткие ответы на любые вопросы.

Рост как раз этих умений ярко выражен по каждой теме и, что важно, виден учащимся. В начале темы, как правило, учащиеся оценивают свои умения довольно низко (не умею, умею плохо) в конце темы оценка своих знаний возрастает до «умею хорошо» и «умею отлично». Что касается регулятивных УУД, то рост этих умений отслеживается с каждым новым циклом, т.е. происходит медленнее. И это понятно, поскольку учащиеся лишь начинают относиться к познанию по-новому. Они лишь начинают понимать и осознавать, что в действительности освоение и развитие предложенных им УУД положительно сказывается на их личностном росте, учит их по новому относиться к учению, даёт намёки на необходимость правильно расставить акценты в изучении предмета.



Такая работа должна проводиться с начала учебного года, учитель анализирует результаты и планирует дальнейшую работу. В начале года к учителю приходят новые учащиеся. С помощью данных оценочных листов учитель выясняет уровень подготовленности группы, анализирует уровень сформированности УУД и определяет задачи дальнейшей работы в конкретной группе: на формирование каких УУД необходимо направить дальнейшую работу, как расставить правильно акценты.

Развитие универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку находит отражение в современных УМК, предлагающих широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов.

Рассмотрим на примере УМК «Enjoy English» для начальной школы под редакцией М.З. Биболетовой и др., какие задания и упражнения могут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым .

Таблица 1. Задания и упражнения по формированию универсальных учебных действий в УМК «Enjoy English»

1. Личностные действия
Виды действий Задания и упражнения
Действия в личностном самоопределении Описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников
Действия смыслообразования Объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке
Действия нравственно-этического оценивания материала Заполнить языковой портфель (портфолио)
2. Регулятивные действия
Виды действий Задания и упражнения
Действия целеполагания Определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.
Действия планирования Заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.
Действия прогнозирования Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы
Действия контроля Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале
Действия коррекции Выполнить работу над ошибками
Действия оценки Сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения
Действия саморегуляции Поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы
3. Познавательные действия
Виды действий Задания и упражнения
Общеучебные действия Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели «Как узнать по-английски, который час?», «Как сравнивать предметы на английском языке?» «Как писать адрес на международном конверте?» и т.д.
Поиск и выделение необходимой информации Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти вторую форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д.
Осознанное построение речевого высказывания Самостоятельно описать любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план
Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения Окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы, Выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками
Рефлексия деятельности по овладению английским языком Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.
Смысловое чтение Прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею
Создание алгоритмов деятельности Определить этапы выполнения творческой или проектной работы индивидуально либо в составе группы
Логические действия Анализ объектов с целью выделения признаков Прослушать слова и определить правило образования множественного числа имен существительных
Синтез – составление целого из частей Составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов
Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов Выписать в разные столбики слова с открытым и закрытым слогом, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и др.
Самостоятельное выведение правил английской речи Сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения
Установление причинно-след-ственных связей Прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков
Построение логической цепи суждений Сказать, какое у меня любимое время года и почему
4. Коммуникативные действия
Виды действий Задания и упражнения
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.
Управление поведением партнера Контролировать партнера при составлении диалога; Проверить и оценить работу соседа
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации.