Бласко ибаньес

) - один из крупнейших испанских писателей XX века. Выдающийся социальный романист, младший представитель плеяды писателей-реалистов второй половины XIX века. Именно Бласко Ибаньес наиболее ярко воплощал в своём творчестве принцип демократической критики действительности.

Биография

Висенте Бласко Ибаньес родился в семье коммерсанта . По окончании гимназии он по желанию родителей поступил на юридический факультет. Однако, покинув родной город и поселившись в Мадриде , он посвятил себя журналистике и литературе . Некоторое время работал секретарём у испанского писателя Мануэля Фернандес-и-Гонсалеса .

В те же годы Ибаньес возглавил республиканское движение в Валенсии. В 1889 году, после раскрытия одного из военных заговоров против монархии, в котором Бласко Ибаньес играл руководящую роль, он вынужден был бежать во Францию. Вернувшись на родину только полтора года спустя, он принимается за издание в Валенсии республиканской газеты Эль Пуэбло.

«Начиная с 1891 года, моя жизнь была полна всяких событий: нередко я участвовал в рискованных заговорах и пропагандистских выездах, митингах и судебных процессах. А сколько раз налагали запрет на мою газету, подсчитать невозможно. Большую часть времени - дни, недели, месяцы - я провел в тюрьме. Могу уверенно сказать, что треть этого героического этапа моей жизни я либо находился в тюрьме, либо вынужден был бежать за границу. Меня арестовывали почти тридцать раз».

В 1895 году Бласко Ибаньес выступил против правительства, которое взялось подавить вспыхнувшее восстание на Кубе. Военные отдали приказ об его аресте, но писателю удалось скрыться, а затем бежать в Италию. Через несколько месяцев он вернулся в Испанию, но был арестован и по приговору трибунала брошен в тюрьму. Только избрание в парламент депутатом от Валенсии в 1898 году принесло Бласко Ибаньесу свободу.

Первые литературные опыты относятся ещё к концу восьмидесятых годов. Бласко Ибаньес публикует в это время исторический роман «Граф Гарси-Фернандес», обрабатывает старинные легенды и исторические предания родной Валенсии, пишет многотомный роман-фельетон «Черная паутина». Это были ещё незрелые произведения, в которых молодой писатель только начинает вырабатывать свою особую творческую манеру. В 1894-1902 годах вышла в свет серия его романов и рассказов, в которых писатель раскрывает различные стороны быта и жизни Валенсии и её окрестностей. Даже исторический роман Бласко Ибаньеса «Куртизанка Соника» посвящён далекому прошлому родного края. В романах «Майский цветок», «Хутор», «Ил и тростник», а также во многих рассказах из сборников «Валенсианские рассказы» жизнь людей труда становится центральным объектом изображения. При этом Бласко Ибаньес отказывается от филантропического сочувствия беднякам.

Постепенно Бласко Ибаньес разочаровывается в целесообразности и полезности политической деятельности, которой занимался почти двадцать лет. В 1909 году он складывает свои депутатские полномочия. Вскоре после этого писатель покидает Испанию, отправившись за океан. Но ещё до этого он создает несколько романов, которые обычно выделяют в цикл философско-психологических произведений. Это - романы «Нагая маха», «Кровь и песок», «Мертвые повелевают» и повесть «Луна Бенамор». Из этих произведений видно, как сильно пошатнулась вера писателя в силы народа, в его способность преобразовать мир. В этих произведениях в центре внимания писателя стоит трагическое столкновение между одинокой и одаренной личностью и враждебным ей обществом.

В 1909 году Бласко Ибаньес приезжает в Буэнос Айрес. Девять месяцев он разъезжает по Аргентине, Парагваю и Чили, и принимает решение обосноваться за океаном. Он много путешествует по Южной Америке, живёт как простой гаучо (скотовод), а позднее в Патагонии, на юге Аргентины, основывает колонию «Сервантес», где пытается вести образцовое хозяйство на кооперативных началах, но противостоять крупным банкам, развернувшим как раз в то время широкую кампанию по захвату и освоению южных земель, Ибаньес не смог, несмотря на свою огромную энергию. Но в литературном плане пребывание в Южной Америке не прошло бесследно. Он написал публицистическую книгу «Аргентина и ей достопримечательности» и повесть «Аргонавты». Был задуман целый цикл южноамерикаских повестей, но разразилась первая мировая война.

С первых же её дней писатель, в то время живший во Франции, занял сторону Антанты. Он изо дня в день публикует корреспонденции с фронта, позднее составившие многотомную «Историю европейской войны». Его проантантовские настроения отразились в романах: «Четыре всадника Апокалипсиса», «Наше море» и «Враги женщин».

Ибаньес поддержал Октябрьскую революцию с первых её дней, хотя его и пугала провозглашенная «железная диктатура пролетариата». Об этом он написал в новеллах «Старик с Английского бульвара» и «Пожирательница», хотя русская эмиграция на Западе изображается им с иронией и безо всякого сочувствия.

После установления в Испании диктатуры Примо де Риверы, против которой писатель решительно выступил, ему пришлось снова покинуть Испанию, в которую он вернулся после окончания мировой войны, и эмигрировать во Францию.

В последнее десятилетие жизни писатель создал более десяти романов, среди которых можно выделить «В поисках Великого Хана», роман, в котором Бласко Ибаньес обращается к образу Христофора Колумба и к истории его первого путешествия через океан. Помимо романов, писатель на протяжении своей долгой творческой деятельности писал также и рассказы. В этих миниатюрах он делает зарисовки, дающие представление о противоречиях жизни, о её нелепостях и жестокости. Некоторые из этих рассказов представляют собой как бы первоначальные наброски, эскизы будущих романов. Есть среди них и вполне самостоятельные миниатюры.

Умер Бласко Ибаньес 28 января 1928 года , во Франции, в изгнании, за день до того, как ему исполнялся 61 год от последствий тяжелого воспаления легких.

Библиография

Бытовые романы

  • «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь, 1894)
  • «La barraca» (Проклятый хутор , 1898)

Действие романа происходит в валенсийкой деревне. В нём изображаются отношения между помещиком, который к тому же занимается ростовщичеством , и его арендаторами.

  • «Entre Naranjos» (В апельсинных садах, 1900)

В центре книги - отношения молодого адвоката и политического деятеля Рафаэля Брулля, члена влиятельной семьи города, и знаменитой певицы Леоноры. Как и в других книгах, Бласко Ибаньес описывает несколько поколений семьи Бруллей-деда, отца, сына. Дед, дон Хаиме, бывший мелким чиновником, поднялся по служебной лестнице и разбогател при помощи ростовщичества. Сын его-дон Рамон-деспот и женолюб. Семья их-консервативная и религиозная, пользуется особым уважением в городе.

Ей противопоставлен независимый интеллигент, врач и музыкант, республиканец по убеждениям, доктор Морено. Его дочь Леонора, артистка и увлекательная, внутренне свободная, артистичная и богатая чувствами женщина, привлекает и чарует душевно заскорузлого, но искренне увлеченного ею Рафаэля. Любовь к Леоноре-высший взлет его человеческой натуры. Против этой любви ополчается прежде всего хранительница устоев и престижа семьи, мать Рафаэля.

  • «Cañas y barro» (Тростник и ил, 1902)

Сам Бласко Ибаньес считал этот роман своим лучшим произведением. В романе изображена жизнь трех поколений рыбаков на берегу озера Альбуфера.

Дед Палома, один из старейших рыбаков поселка, носитель рыбацких традиций и защитник чести семьи-тип удалого и искусного рыболова. Его сын Тоно-порядочный и трудолюбивый человек, бросает профессию своего отца и начинает обрабатывать землю. Наконец, сын Тоно, Тонет-бездельник, неспособный ни к какому труду и проводящий время в тавернах и гулянках.

Социальные романы

  • «La catedral» (Толедский собор, 1903)
  • «El intruso» (Отцы иезуиты , 1904)
  • «La bodega» (Винный склад, 1905)
  • «La horda» (Дикая орда,1906)

Психологические романы

  • «Sangre y arena» (Кровь и песок, 1908)
  • «Los muertos mandan» (Мертвые повелевают)
  • «Luna Benamor»

Романы из эпохи империалистической войны

  • «Los cuatro jinetes de Apocalipsis» (Четыре всадника Апокалипсиса , 1916)
  • «Mare nostrum» (Наше море, 1918).

«Куртизанка Сонника»

Особое место среди произведений валенсианской серии занимает роман «Куртизанка Сонника» (Sonnica la Cortesana, 1900).Это исторический роман, в котором Бласко Ибаньес делает попытку воскресить далекое прошлое.

Действие романа происходит во время Второй Пунической войны . Карфагенский полководец Ганнибал осаждает город Сагунт . Он воплощает в романе грубую и варварскую силу, разрушающую красоту и радость жизни. Героиня романа, греческая куртизанка Сонника и её возлюбленный грек Актеон, сторонники философии наслаждения, поклонники красоты.

Греческая колония Сагунт - символ античной культуры, радостной и изящной. Её жители предпочитают сжечь и себя, и своё достояние тому, чтобы оказаться в руках врага.

Бласко Ибаньес стремится противопоставить грязи и жестокости, варварству и несправедливости красоту и наслаждение. Эта мысль выступает уже в романе «Под апельсинами». В подобном восприятии красоты, как спасения от дисгармонии жизни проявился эстетизм, характерный для модернистской литературы XX века.

«В поисках Великого Хана»

Роман, посвящённый первому путешествию Колумба и открытию Америки. Писатель внимательно изучал все доступные ему материалы, знакомился с документами, относящимися к первым экспедициям Колумба. Именно в ходе этих исследований у него возникла мысль написать патриотическое произведение, в котором исключительно за испанцами утверждалась бы слава первооткрывателей Нового Света. Одновременно перед ним вырисовывался образ Коломба, совершенно непохожий на тот идеальный лик полусвятого, который столетиями преподносился официальной историографией.

БЛАСКО ИБАНЬЕС Висенте (Vicente Blasco Ibanez, 1867–1928) - один из популярнейших современных испанских писателей, хорошо известный и в России по переводам его многочисленных романов. Родился в семье негоцианта, должен был стать коммерсантом. Семнадцати лет бежал из дому и занялся журналистикой, бедствуя и голодая (эта пора его жизни изображена им затем в ром. «La horda»).

Первый роман его «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь) появился в 1894, но прошел незамеченным, как и следующий «Flor de Mayo» (1895), ныне всемирно известный. Славу Б. И. завоевал своим романом «La barraca», переведенным тотчас же на французский язык. С тех пор Б. И. напечатал свыше тридцати романов, ряд сборников рассказов и новелл, несколько описаний своих путешествий, перевел на испанский яз. много произведений европейской художественной и исторической литературы. Наряду с литературной деятельностью Б. И. вел энергичную и упорную общественно-политическую работу, неизменно защищая и пропагандируя программу республиканско-демократической партии. Свыше тридцати раз, несмотря на звание депутата, он подвергался тюремному заключению, несколько раз высылался из Испании, пока в 1923, после утверждения диктатуры Примо де Ривера и разгрома республиканской партии, не эмигрировал во Францию. Оттуда, в сотрудничестве с рядом эмигрантов-республиканцев, Б. И. вел энергичную борьбу с фашистским режимом в Испании; выпустил, в частности, нашумевший политический памфлет «Разоблаченный Альфонс XIII».

Романы Б. И. можно разбить на следующие группы: 1. бытовые романы, рисующие жизнь и труд населения провинции Каталонии (родина писателя). Наиболее известны из них: «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь, 1894), «La barraca» (Проклятый хутор, 1898), «Entre Naranjos» (В апельсинных садах, 1900) и «Canas y barra» (Тростник и ил, 1902); 2. социальные романы: «El catedral» (1903), «El intruso» (1904), «La bodega» (1905) и «La horda» (1906) (русские перев. под назв.: «Толедский собор», «Отцы иезуиты», «Винный склад», «Дикая орда»); 3. психологические романы, из к-рых наиболее значительны: «Sangre y arena» (Кровь и песок, 1908), «Los muertos mandan» (Мертвые повелевают) и «Luna Benamor»; 4. романы из эпохи империалистической войны: «Los catro jinetes de Apocalipsis» (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916) и «Mare nostrum» (Наше море, 1918). Особняком стоит античный роман «Куртизанка Сонника».

По приемам своего письма Б. И. - типичный натуралист; французская критика считает его подражателем Золя. В сравнительно отсталой экономически Испании в 90-х гг. прошлого столетия и в начале XX в. не было еще налицо тех социально-экономических условий, при которых могло бы создаться утонченное «модернистское» искусство (оно явилось позже, в лице Пио-Бароха (см.)). Эстетика Б. И. диаметрально противоположна эстетике модернистов. Он видит цель искусства в возможно точном и всестороннем изображении внешней среды, в которой живут и действуют отдельные личности и народные массы. Жанровые картины быта - одна из самых сильных сторон творчества Б. И. Подобно Золя, он всесторонне, почти научно изучает темы своих произведений. Б. И. - яркий представитель испанской либеральной мелкой буржуазии. Этим объясняется обличение в его произведениях «болезней» современной Испании, в особенности столь ненавистного Б. И. клерикального режима. Этим же обусловливается интерес Б. И. к изображению трудящихся классов в своих романах (крестьянство, рыбаки, рабочие и т. д.) и социальных низов столичных центров. Наиболее удачны у Б. И. страницы, посвященные психологии масс: психические токи, возникающие среди зрителей боя быков («Кровь и песок»), среди молящегося населения гибнущего города («В апельсинных садах»), наконец, среди охваченного восстанием народа («Винный склад», «Вторжение») - изображены у Б. И. с мастерством, не уступающим Золя. С другой стороны, любимой темой Б. И. является борьба сильной и свободомыслящей личности против гнета бытовых и социальных условий. Эти личности - или предприниматели, добивающиеся богатства и могущества, или завоеватели политической власти, или наконец артисты и художники. Б. И. - романтик индивидуализма, в плане к-рого он разрешает все социальные и психологические конфликты в своих романах. В этом отношении Б. И. - наследник испанских революционно-буржуазных традиций начала XIX в.; при блестящем знании и понимании родного быта, национальной психологии всех классов испанского общества он все же не сумел распознать в современности основных путей социальной борьбы. Новеллы Б. И. («Должностное лицо» и др.) - обычно психологические этюды, изображающие острые душевные конфликты; динамичность фабулы, как и везде у Б. И., не играет большой роли.

Б. И. был одним из тех представителей либеральной европейской интеллигенции, к-рые по почину Ромэна Роллана, Анри Барбюса и др. выступили с воззванием в защиту Советской республики; он никогда не упускал случая выразить свое сочувствие Октябрьской революции.
Библиография:

I. Полн. собр. сочин., изд. «Современные проблемы» (16 тт., М., 1910–1912) и «Сфинкс» (16 тт., М., 1910–1911). Многие его произведения («Проклятый хутор», «Мертвые повелевают», «Вторжение», «Кровь и песок») издавались отдельно (в изд. Антик, «Всемирная литература», «Мысль», «Космос», Гиз и др.). Позднейшие изданы Гизом и др.: Разоблаченный Альфонс XIII, Гиз, М., 1926; Валенсианские рассказы, «Всемирн. литература», П., 1919; Солнце мертвых, перев. Д. Выгодского, Гиз., М., 1926; Земля для всех, перев. его же, изд. «Книжные новинки» Л., 1926; В апельсинных садах, перев Т. Герценштейн, М., 1927.

II. Дионео, Б. И., «Русское богатство», кн. 6 и 7, СПБ., 1910; Фриче В. М., Б. И., «Новый журнал для всех», кн. XXIX, СПБ., 1911; Игнатов С., Б. И. в русск. переводах, «Печ. и рев.,» 1927, IV; Выгодский Д., Б. И., «Звезда», 1928, II; Zamocois E., Mis contemporaneos (Мои современники), B. J., Madrid, 1910 (есть русск. перев.); Pitollet C., V. B. J., ses romans et le roman de sa vie, P., 1921.

Висе́нте Бла́ско Иба́ньес
(исп. Vicente Blasco Ibáñez; 1867-1928)

Висе́нте Бла́ско Иба́ньес - крупнейший испанский писатель XX века. Выдающийся социальный романист, младший представитель плеяды писателей-реалистов второй половины XX века. Именно Бласко Ибаньес наиболее ярко воплощал в своем творчестве принцип демократической критики действительности.

Висенте Бласко Ибаньес родился в Валенсии, 29 января 1867 года, в семье коммерсанта. По окончанию гимназии он по желанию родителей поступил на юридический факультет. Однако, покинув родной город и поселившись в Мадриде, он посвятил себя журналистике и литературе. В 1881 году Бласко Ибаньес создает и редактирует прогрессивную газету «El pueblo». Политическая деятельность писателя породилапостоянные преследования со стороны правительства.

«Начиная с 1891 года, моя жизнь была полна всяких событий: нередко я участвовал в рискованных заговарах и пропагандистских выездах, митингах и судебных процессах. А сколько раз налагали запрет на мою газету, подсчитать невозможно. Большую часть времени--дни, недели, месяцы--я провел в тюрьме. Могу уверенно сказать, что треть этого героического этапа моей жизни я либо находился в тюрьме, либо вынужден был бежать за границу. Меня арестовывали почти тридцать раз.»

В последний раз писатель вышел из тюрьмы в 1898, когда Валенсия избрала его своим депутатом, и его должны были освободить по закону о депутатской неприкосновенности.

Умер Бласко Ибаньес 28 января 1928 года, во Франции, в изгнании, за день до того, как ему исполнялся 61 год.

Библиография

Бытовые романы
"«Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь, 1894)
«La barraca» (Проклятый хутор, 1898)

Действие романа происходит в валенсианской деревне. В нем изображаются отношения между помещиком, который к тому же занимается ростовщичеством, и его арендаторами.
«Entre Naranjos» (В апельсинных садах, 1900)

В цетре книги--отношения молодого адвоката и политического деятеля Рафаэля Брулля, члена влиятельной семьи города, и знаменитой певицы Леоноры. Как и в других книгах, Бласко Ибаньес описывает несколько поколений семьи Бруллей--деда, отца, сына. Дед, дон Хаиме, бывший мелким чиновником, поднялся по служебной лестнице и разбогател при помощи ростовщичества. Сын его--дон Рамон--деспот и женолюб. Семья их--консервативная и религиозная, пользуется особым уважением в городе.

Ей противопоставлен независимый интеллигент, врач и музыкант, республиканец по убеждениям, доктор Морено. Его дочь Леонора, артистка и увлекательная, внутренне свободная, артистичная и богатая чувствами женщина, привлекает и чарует дешевно заскорузлого, но искренне увлеченного ею Рафаэля. Любовь к Леоноре--высший взлет его человеческой натуры. Против этой любви ополчается прежде всего хранительница устоев и престижа семьи, мать Рафаэля.
«Canas y barra» (Тростник и ил, 1902)

Сам Бласко Ибаньес считал этот роман своим лучшим произведением. В романе изображена жизнь трех поколений рыбаков на берегу озера Альбуфера.

Дед Палома, один из старейших рыбаков поселка, носитель рыбацких традиций и защитник чести семьи--тип удалого и искусного рыболова. Его сын Тоно--порядочный и трудолюбивый человек, бросает профессию своего отца и начинает обрабатывать землю. Наконец, сын Тоно, Тонет--бездельник, неспособный ни к какому труду и проводящий время в тавернах и гулянках.

Cоциальные романы
«El catedral» (Толедский собор, 1903)
«El intruso» (Отцы иезуиты, 1904)
«La bodega» (Винный склад, 1905)
«La horda» (Дикая орда,1906)

Психологические романы
«Sangre y arena» (Кровь и песок, 1908)
«Los muertos mandan» (Мертвые повелевают)
«Luna Benamor»

Романы из эпохи империалистической войны
«Los catro jinetes de Apocalipsis» (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916)
«Mare nostrum» (Наше море, 1918).

«Куртизанка Сонника»

Особое место среди произведений валенсианской серии занимает роман «Куртизанка Сонника» (Sonnica la Cortesana, 1900).Это исторический роман, в котором Бласко Ибаньес делает попытку воскресить далекое прошлое.

Действие романа происходит во время Второй Пунической войны. Карфагенский полководец Ганнибал осаждает город Сагунт. Он воплощает в романе грубую и варварскую силу, разрушающую красоту и радость жизни. Героиня романа, греческая куртизанка Сонника и ее возлюбленный грек Актеон, сторонники философии наслаждения, поклонники красоты.

Греческая колония Сагунт--символ античной культуры, радостной и изящной. Ее жители предпочитают сжечь и себя и свое достояние тому, чтобы оказаться в руках врага.

Бласко Ибаньес стремится противопоставить грязи и жестокости, варварству и несправедливости красоту и наслаждение. Эта мысль выступает уже в романе «Под апельсинами». В подобном восприятии красоты, как спасения от дисгармонии жизни проявился эстетизм, характерный для модернистской литературы X X века.

Экранизации романов

Самые известные экранизации романов Бласко Ибаньеса:
«Четыре всадника Апокалипсиса»(1921), режиссер Рэкс Ингрэм, в ролях--Рудольф Валентино и Элис Терри
«Кровь и песок»(1989), режиссер Хавьер Элоррьета, в ролях--Кристофер Райделл и Шэрон Стоун
«Соблазнительница»(1926), режиссер Фред Нибло, в ролях--Грета Гарбо и Антонио Морено

Висенте Бласко Ибаньес (исп. Vicente Blasco Ibanez; 1867—1928) — Один из крупнейших испанских писателей XX века. Выдающийся социальный романист, младший представитель плеяды писателей-реалистов второй половины XX века. Именно Бласко Ибаньес наиболее ярко воплощал в своем творчестве принцип демократической критики действительности.

Висенте Бласко Ибаньес родился в Валенсии, 29 января 1867 года, в семье коммерсанта. По окончании гимназии он по желанию родителей поступил на юридический факультет. Однако, покинув родной город и поселившись в Мадриде, он посвятил себя журналистике и литературе.

В те же годы Ибаньес возглавил республиканское движение в Валенсии. В 1889 году, после раскрытия одного из военных заговоров против монархии, в котором Бласко Ибаньес играл руководящую роль, он вынужден был бежать во Францию. Вернувшись на родину только полтора года спустя, он принимается за издание в Валенсии республиканской газеты Эль Пуэбло.

«Начиная с 1891 года, моя жизнь была полна всяких событий: нередко я участвовал в рискованных заговарах и пропагандистских выездах, митингах и судебных процессах. А сколько раз налагали запрет на мою газету, подсчитать невозможно. Большую часть времени--дни, недели, месяцы--я провел в тюрьме. Могу уверенно сказать, что треть этого героического этапа моей жизни я либо находился в тюрьме, либо вынужден был бежать за границу. Меня арестовывали почти тридцать раз.»

В 1895 году Бласко Ибаньес выступил против правительства, которое взялось подавить вспыхнувшее восстание на Кубе. Военные отдали приказ об его аресте, но писателю удалось скрыться, а затем бежать в Италию. Через несколько месяцев он вернулся в Испанию, но был арестован и по приговору трибунала брошен в тюрьму. Только избрание в парламент депутатом от Валенсии в 1898 году принесло Бласко Ибаньесу свободу. Первые литературные опыты относятся еще к концу восьмидесятых годов. Бласко Ибаньес публикует в это время исторический роман "Граф Гарси-Фернандес" , обрабатывает старинные легенды и исторические предания родной Валенсии, пишет многотомный роман-фельетон "Черная паутина" . Это были еще незрелые произведения, в которых молодой писатель только начинает вырабатывать свою особую творческую манеру.В 1894-1902 годах вышла в свет серия его романов и рассказов, в которых писатель раскрывает различные стороны быта и жизни Валенсии и ее окрестностей. Даже исторический роман Бласко Ибаньеса "Куртизанка Соника" посвящен далекому прошлому родного края. В романах "Майский цветок" , "Хутор" , "Ил и тростник" , а также во многих рассказах из сборников "Валенсианские рассказы" жизнь людей труда становится центральным объектом изображения. При этом Бласко Ибаньес отказывается от филантропического сочувствия беднякам.

Постепенно Бласко Ибаньес разочаровывается в целесообразности и полезности политической деятельности, которой занимался почти двадцать лет. В 1909 году он складывает свои депутатские полномочия. Вскоре после этого писатель покидает Испанию, отправившись за океан. Но еще до этого он создает несколько романов, которые обычно выделяют в цикл философско-психологических произведений. Это - романы "Нагая маха" , "Кровь и песок" , "Мертвые повелевают" и повесть "Луна Бенамор" . Из этих произведений видно, как сильно пошатнулась вера писателя в силы народа, в его способность преобразовать мир. В этих произведениях в центре внимания писателя стоит трагическое столкновение между одинокой и одаренной личностью и враждебным ей обществом.

В 1909 году Бласко Ибаньес приезжает в Буэнос Айрес. Девять месяцев он разъезжает по Аргентине, Парагваю и Чили, и принимает решение обосноваться за океаном. Он много путешествует по Южной Америке, живет как простой гаучо (скотовод) , а позднее в Патагонии, на юге Аргентины, основывает колонию "Сервантес" , где пытается вести образцовое хозяйство на кооперативных началах, но противостоять крупным банкам, развернувшим как раз в то время широкую компания по захвату и освоению южных земель Ибаньес не смог, несмотря на свою огромную энергию. Но в литературном плане пребывание в Южной Америке не прошло бесследно. Он написал публицистическую книгу "Аргентина и ей достопримечательности" и повесть "Аргонавты". Был задуман целый цикл южноамерикаских повестей, но разразилась первая мировая война.

С первых же её дней писатель, в то время живший во Франции, занял сторону Антанты. Он изо дня в день публикует корреспонденции с фронта, позднее составившие многотомную "Историю европейской войны" . Его проантантовские настроения отразились в романах: "Четыре всадника Апокалипсиса" , "Наше море" и "Враги женщин" .

Ибаньес поддержал Октябрьскую революцию с первых её дней, хотя его и пугала провозглашенная "железная диктатура пролетариата". Об этом он написал в новеллах "Старик с Английского бульвара" и "Пожирательница", хотя русская эмиграция на Западе изображается им с иронией и безо всякого сочувствия.

После установления в Испании диктатуры Примо де Риверы, против которой писатель решительно выступил, ему пришлось снова покинуть Испанию, в которую он вернулся после окончания мировой войны и эмигрировать во Францию.

В последнее десятилетие жизни писатель создал более десяти романов, среди которых можно выделить "В поисках Великого Хана" , роман, в котором Бласко Ибаньес обращается к образу Христофора Колумба и к истории его первого путешествия через океан. Помимо романов, писатель на протяжении своей долгой творческой деятельности писал также и рассказы. В этих миниатюрах он делает зарисовки, дающие представление о противоречиях жизни, о ее нелепостях и жестокости. Некоторые из этих рассказов представляют собой как бы первоначальные наброски, эскизы будущих романов. Есть среди них и вполне самостоятельные миниатюры.

Умер Бласко Ибаньес 28 января 1928 года, во Франции, в изгнании, за день до того, как ему исполнялся 61 год от последствий тяжелого воспаления легких.

Библиография

Бытовые романы

  • «Arroz y tartana» (Бесшабашная жизнь, 1894)
  • «La barraca» (Проклятый хутор, 1898)

Действие романа происходит в валенсийкой деревне. В нём изображаются отношения между помещиком, который к тому же занимается ростовщичеством, и его арендаторами.

  • «Entre Naranjos» (В апельсинных садах, 1900)

В центре книги—отношения молодого адвоката и политического деятеля Рафаэля Брулля, члена влиятельной семьи города, и знаменитой певицы Леоноры. Как и в других книгах, Бласко Ибаньес описывает несколько поколений семьи Бруллей—деда, отца, сына. Дед, дон Хаиме, бывший мелким чиновником, поднялся по служебной лестнице и разбогател при помощи ростовщичества. Сын его—дон Рамон—деспот и женолюб. Семья их—консервативная и религиозная, пользуется особым уважением в городе.

Ей противопоставлен независимый интеллигент, врач и музыкант, республиканец по убеждениям, доктор Морено. Его дочь Леонора, артистка и увлекательная, внутренне свободная, артистичная и богатая чувствами женщина, привлекает и чарует душевно заскорузлого, но искренне увлеченного ею Рафаэля. Любовь к Леоноре—высший взлет его человеческой натуры. Против этой любви ополчается прежде всего хранительница устоев и престижа семьи, мать Рафаэля.

  • «Canas y barro» (Тростник и ил, 1902)

Сам Бласко Ибаньес считал этот роман своим лучшим произведением. В романе изображена жизнь трех поколений рыбаков на берегу озера Альбуфера.

Дед Палома, один из старейших рыбаков поселка, носитель рыбацких традиций и защитник чести семьи—тип удалого и искусного рыболова. Его сын Тоно—порядочный и трудолюбивый человек, бросает профессию своего отца и начинает обрабатывать землю. Наконец, сын Тоно, Тонет—бездельник, неспособный ни к какому труду и проводящий время в тавернах и гулянках.

Социальные романы

  • «La catedral» (Толедский собор, 1903)
  • «El intruso» (Отцы иезуиты, 1904)
  • «La bodega» (Винный склад, 1905)
  • «La horda» (Дикая орда,1906)

Психологические романы

  • «Sangre y arena» (Кровь и песок, 1908)
  • «Los muertos mandan» (Мертвые повелевают)
  • «Luna Benamor»

Романы из эпохи империалистической войны

  • «Los cuatro jinetes de Apocalipsis» (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916)
  • «Mare nostrum» (Наше море, 1918).

«Куртизанка Сонника»

Особое место среди произведений валенсианской серии занимает роман «Куртизанка Сонника» (Sonnica la Cortesana, 1900).Это исторический роман, в котором Бласко Ибаньес делает попытку воскресить далекое прошлое.

Действие романа происходит во время Второй Пунической войны. Карфагенский полководец Ганнибал осаждает город Сагунт. Он воплощает в романе грубую и варварскую силу, разрушающую красоту и радость жизни. Героиня романа, греческая куртизанка Сонника и её возлюбленный грек Актеон, сторонники философии наслаждения, поклонники красоты.

Греческая колония Сагунт—символ античной культуры, радостной и изящной. Её жители предпочитают сжечь и себя, и свое достояние тому, чтобы оказаться в руках врага.

Бласко Ибаньес стремится противопоставить грязи и жестокости, варварству и несправедливости красоту и наслаждение. Эта мысль выступает уже в романе «Под апельсинами». В подобном восприятии красоты, как спасения от дисгармонии жизни проявился эстетизм, характерный для модернистской литературы X X века.

"В поисках Великого Хана"

Роман, посвящённый первому путешествию Колумба и открытию Америки. Писатель внимательно изучал все доступные ему материалы, знакомился с документами, относящимися к первым экспедициям Колумба. Именно в ходе этих исследований у него возникла мысль написать патриотическое произведение, в котором исключительно за испанцами утверждалась бы слава первооткрывателей Нового Света. Одновременно перед ним вырисовывался образ Коломба, совершенно непохожий на тот идеальный лик полусвятого, который столетиями преподносился официальной историографией.

БЛАСКО ИБАНЬЕС, Висенте (Blasco Ibanez, Vicente - 29.01.1867, Валенсия, Испания - 28.01.1928, Ментона, Франция) - испанский прозаик.

Родился 29 января 1867 г. в Валенсии в мещанской семье. Зарекомендовал себя как активный деятель левого республиканского движения: с 1898 по 1909 гг. был депутатом парламента от партии республиканцев, принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. «Начиная с 1891 p., - вспоминал писатель, - моя жизнь была полна всяческих приключений: нередко был участником опасных заговоров и пропагандистских поездок, митингов и судебных процессов. Довольно часто я сидел в тюрьмах - дни, недели, а то и месяцы. Могу сказать с уверенностью, что треть этого героического в моей жизни периода или был заключенным, или спасался бегством за границей. Меня арестовывали раз тридцать».

Разочаровавшись в политической деятельности, в 1909 г. Бласко Ибаньес сложил с себя депутатские полномочия и того же года отправился в Южную Америку. Там он планировал выступить с публичными лекциями в нескольких латиноамериканских странах, но зато поселился в Аргентине, где организовал для коренного населения сельскохозяйственный кооператив им. М. де Сервантеса. Впрочем, «эксперимент» оказался неудачным, и в 1914 г. писатель вернулся в Испанию. После захвата в 1923 г. власти в стране генералом П. де Риверой, Бласко Ибаньес эмигрировал во Францию, где возглавил антимонархічну группу, которая развернула политическую кампанию, направленную против диктатора. Умер писатель 28 января 1928 г. во французском городке Ментоне.

Литературный дебют Бласко Ибаньеса состоялся в нач. 90-х pp. XIX ст. В первых прозаических опытах писателя соединились натуралистические и реалистические тенденции. В течение 1894-1902 гг. Бласко Ибаньес создал «валенсийский цикл» романов, в которых воссоздал быт и обычаи родного для него провинции Валенсии: «Беззаботная жизнь» («Arroz у tartana», 1894), «Майский цветок» («Flor de mayo», 1895), «Хутор» («La barraca», 1898), «В апельсиновых садах»(«Entre naranjos», 1900), «Ил и тростник» («Canas в barro», 1902) и др. Уже в этом цикле произведений он вышел далеко за пределы узко регионального, характерного для «областной» литературы, подхода, пытаясь поднимать социально-экономические и политические проблемы, характерные для всего испанского общества.

Новый период творчества Бласко Ибаньеса открыл цикл его социально-тенденциозных романов, созданных в начале 1900-х годов: «Незваный гость» («Elintruso», 1904), «Винный склад» («La bodega», 1905) и др. Как утверждал писатель: «Все эти книги я писал искренне и увлеченно. Мы пережили тогда колониальную катастрофу. Испания оказалась в унизительном положении, и я резко выступил против некоторых проявлений сонного прозябания нашей страны, надеясь, что это вызовет какую-то реакцию в ответ...». Центральное место во всех этих романах занимает народ, который начинает осознавать свое право на свободу и более достойную жизнь.

В новом цикле романов, созданных в течении 1906-1909 гг. («Маха обнаженная» - «La maja desnuda», 1906; «Кровь и песок» - «Sangre в arena», 1908; «Мертвые повелевают» - «Los muertos mandan», 1909), писатель обратился уже к изображению судьбы отдельной человеческой личности. Главный конфликт этих романов обусловлен противоречиями, которые возникают между одаренным молодым человеком и несправедливо устроенным обществом. В философско-психологическом романе «Маха обнаженная «отражен конфликт с обществом и самим собой художника Реновалеса, который вынужден рисовать картины на заказ богачей, но мечтает создать свою «Маху обнаженную» - аналог знаменитой одноименной картины Ф.Гойї, на которой изображена обнаженная аристократка, которая изображает из себя маху, мадридское простолюдинку. Ее обнаженность для Гойи - вызов пуританской религиоВНОй морали; для Реновалеса такая картина символизирует выход за пределы мещанских предрассудков, является проявлением его творческой свободы. Но до конца реализовать свой умысел герою так и не удается.

В психологическом романе «Кровь и песок» Бласко Ибаньес пытается лишить героического ореола матадоров, утверждая, что коррида - это лишь одно из средств правящей власти отвлечь внимание народа от его нищенского положения и направить ее в безопасное русло. К значительным достижениям поздней прозы Бласко Ибаньеса относят также романы «Четыре всадника Апокалипсиса» («Los cuatro jinetes del Apocalipsis», 1916), «Его морская святость» («El papa del mar», 1925), «У ног Венеры» («A los pies de Venus», 1926) и др.

На украинском языке произведения Бласко Ибаньеса переводили В. Самойленко, Г. Иванов, В. Шовкун, П. Соколовский.