Белорусские просветители. Франциск Скорина. Вопросы и задания. Известные в искусстве белорусы

Ефросинья Полоцкая

Дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича , внучка Всеслава Брячиславича (Чародея ), инокиня и просветительница.

Прославлена в лике святых российским Святейшим Синодом как преподобная в мае 1910 года.

При рождении ей было дано имя Предслава . В 12 лет она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в честь преподобной Евфросинии Александрийской). Будучи грамотной Евфросиния много читала и поселилась в кельи у полоцкого Софийского собора в котором находилась богатая библиотека. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню.

В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим , где и скончалась . Её тело было доставлено в Киево-Печерский монастырь, где мощи Евфросинии находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время.

Стала первой женщиной на территории Белоруссии, признанной святой. Несмотря на то, что её житие было после раскола христианства, она равно почитаема как в православии, так в католичестве. «Житие Ефросиньи Полоцкой» — один из памятников раннего православия в Белоруссии. На территории Белоруссии Евфросиния Полоцкая, наряду с Кириллом Туровским, — одна из самых почитаемых святых.

Крест Евфросинии Полоцкой , как и Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших предметов искусств. По преданию, обретение Креста Евфросинии Полоцкой ознаменует подлинное возрождение Белоруссии

Кирилл Туровский

Церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя
Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Симеон Полоцкий

Духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик;

Франци́ск Луки́ч Скори́на

Белорусский учёный, философ, медик (доктор лекарских наук), первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу.

Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

Тадеуш Костюшко

Военный и политический деятель Речи Посполитой и США, участник Войны за независимость США, организатор восстания в Польше, Белоруссии и Литве 1794 года, национальный герой Польши, США, Белоруссии, почётный гражданин Франции.
Родился в 1746 г. в д. Меречевщина Ивацевичского р-на Брестской обл.

Николай Гусовский .

поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения, представитель новолатинской восточноевропейской школы. Известен поэмой «Песня про зубра».
В 1980 году ЮНЕСКО по поводу 500-летия поэта включила имя Николая Гусовского в календарь международных дат выдающихся деятелей мировой культуры.

Васи́лий Тя́пинский

Гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник, переводчик.

Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Как и Симон Будный, он перешёл от кальвинизма к антитринитаризму. В книге «Про наиважнейшие артикулы христианской веры»


Сымон Будны

Известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещённой монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

В первое воскресенье сентября в Беларуси традиционно проводится национальный праздник – День белорусской письменности, в основу которого заложено желание сохранить духовное наследие, лучшие культурные традиции и бережное отношение к родному языку. В 2016 году праздник будет отмечаться 4 сентября в г. Рогачев.

Это торжество большого масштаба, время, когда люди отдают дань не только родному языку, но и всей культуре республики, которая на протяжении веков впитывает в себя влияние ближайших славянских соседей.
Впервые День белорусской письменности отметили в 1994 году в г. Полоцк. В последующие годы центрами празднований становились другие города республики – Новогрудок, Туров, Орша, Пинск, Мир и другие.
Трудно переоценить огромную историческую значимость белорусской письменности для культурного и духовного наследия Беларуси и России, равно как и тот огромный вклад, который в свое время внесли великие белорусские просветители, по праву признанные не только у себя на родине, но и ставшие фигурами европейского масштаба.
Список великих деятелей, внесших особый вклад в развитие белорусской письменности, открывает купеческий сын Франциск Скорина (1482 -1551). Осознав значимость духовного просвещения, Ф. Скорина перевел на старобелорусский язык Библию, участвовал в ее иллюстрации и издании. В Праге 6 августа 1517 года вышла в свет его первая книга – “Псалтырь”. Приобщая свою родину к общеевропейской цивилизации, Скорина перевел на язык простых белорусских людей и напечатал 23 библейские книги, и эти великие деяния приравниваются к подвигу.
Мелетием Смотрицким (1575-1633) была издана “Грамматики словенския правильное синтагма”, ставшая практическим руководством белорусской письменности, доступным учебником для народа. Огромно значение “Грамматики” для России, ведь ее на протяжении 150 лет использовали в качестве живого учебника русского языка и именно по ней обучали правильно писать по-русски Михаила Ломоносова.
Еще большую значимость в истории России сыграл Симеон Полоцкий (1629-1684), белорусский философ, поэт, просветитель и теолог. Прекрасно зная славянскую и отлично изучив западноевропейскую культуры, Симеон стремился к их объединению. В Москве, где обучал царских детей, осуществил свою мечту – основал при дворе светскую типографию, независимую от патриарха Московского. Им же был составлен проект первого в России учреждения высшего образования – “Славян-греко -латинской Академии”, в которой впоследствии учился М. Ломоносов.
Большую роль в развитии русской и белорусской культуры имеет деятельность Ефросиньи Полоцкой. Без нее нельзя представить не только многогранную панораму духовной жизни на восточнославянских землях в XII ст., но и всю историю белорусской культуры.
Немаловажную роль также сыграли Якуб Колос – национальный белорусский писатель, открывший для мировой литературы письменное слово Беларуси и воспевший наш народ, и Янка Купала, ставший основоположником новой белорусской литературы. И еще многие другие патриоты белорусской земли, почитавшие и несшие всему миру белорусский язык и культурное наследие, создававшие просветительские центры и заложившие фундамент дальнейшего духовного развития своей Родины.

Певец Александр Рыбак стал самым популярным «иностранным» белорусом прошедшего года. Но он далеко не первый, прославивший свою родину за ее пределами. В последние годы многие СМИ Беларуси не могут удержаться от соблазна выискать далеких белорусских предков всевозможным зарубежным знаменитостям. То бабушка найдется, то дедушка, о которых сами звезды даже не подозревают. Но давайте остановимся на тех наших известных соотечественниках и более-менее современниках, которые хотя бы были в курсе, где находится их родина.

Живописец полетов

Ревнивые французы с угрюмым упорством замалчивают, что знаменитый художник Марк Шагал - белорусский еврей, очень уж им хочется получить его в безраздельную собственность. Во время экскурсии по Гранд-опера в Париже, плафоны театрального зала которой расписывал наш всемирно признанный соотечественник, гид так упорно не вспоминал о белорусости Шагала, что обозревателю портала пришлось задать наводящий вопрос.

Экскурсовод изменился в лице и экспрессивно воскликнул: «Он от вас уехал!» Но, как бы ни хотели французы присвоить себе нашего художника, никуда им не деться от того, что витебское детство мастера стало главной темой его творчества на протяжении всей жизни, причем не только живописного, но и литературного - автобиографической книги «Моя жизнь». Печально, но в Беларуси не издаются альбомы с репродукциями картин Марка Шагала, потому что французские правообладатели в этом не заинтересованы. Зато все желающие могут посетить арт-центр Шагала в Витебске и осмотреть домик, где он родился и рос.

Стальная муза Леже

Другая белоруска Надежда Ходасевич-Леже, уроженка белорусской деревни Зембин, стала известной французской художницей и музой знаменитого живописца и скульптора Фернана Леже. В этой женщине было огромное количество воли и упорства. Она с самого детства хотела рисовать и жить в Париже. В деревеньке, где она родилась, такую идею воспринимали исключительно как вид сумасшествия. Надя без разрешения родителей сбежала учиться живописи в Смоленск, оттуда - в Варшаву, где вышла замуж, и уже вместе с мужем отправилась в Париж, в академию своего кумира Фернана Леже, который сам их пригласил. После ссоры с супругом, который вернулся в Варшаву, оставшись без денег, с маленькой дочкой на руках, Надя Ходасевич стала работать прислугой. Но при этом на свои крохотные средства издавала журнал о живописи, где публиковались работы Пикассо, Ле Корбюзье, Леже…

Во время Второй мировой войны активная участница французского Сопротивления Ходасевич днем работает преподавателем в академии, а ночью - расклеивает по городу листовки. После войны она помогала русским эмигрантам, организовав аукцион, на котором выставлялись картины все тех же Пикассо и Леже. После смерти жены учителя Надежда Ходасевич выходит за него замуж и прибавляет к фамилии Леже, а в их доме собираются самые известные люди России и Франции. После смерти мэтра Надежда вернулась к своему первому мужу, и вместе они открыли музей в память о мастере, который передали в дар Франции. Сама Ходасевич-Леже стала известной в монументальном искусстве, ее мозаичные портреты современников выставляются во многих галереях мира. Была активной сторонницей развития франко-советских отношений, за что удостоена ордена Трудового Красного Знамени и ордена Почетного легиона Франции.

Величайший фантаст Писатель Айзек Азимов , который вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном составляет тройку лучших фантастов мира, родился в деревне Петровичи Могилевской области и при рождении получил имя Исаак Озимов. Его родители, трудившиеся в Беларуси мельниками, через три года после рождения Исаака увезли будущее светило научной фантастики в США, где, сохраняя любовь к муке, открыли кондитерский магазин. Айзек вырос, приобрел профессию биохимика и стал уникальным, многоплановым автором научной фантастики, в произведениях которого синтезировались все стили и направления науки и литературы: детектив, юмор, астрономия, генетика, химия, история. Не говоря уже о том, что именно Азимов изобрел понятия, которые только через много лет появились в реальной жизни и были названы словами, которые придумал он: роботы, робототехника, позитронный, психоистория.

Король эфира Суперпопулярный американский телеведущий Ларри Кинг также выходец из Беларуси.

Его мать Дженни была родом из Минска, а отец Эдди Зейгер - из Пинска (можно предположить, что до эмиграции их звали Женя и Эдик). Они уехали в Америку, где и родилась будущая звезда экрана. Ларри Кинг - признанный король новостной журналистики и ток-шоу, которые ведет в довольно жесткой манере. Именно Кинг задал Владимиру Путину неудобный вопрос: «Так что же случилось с подлодкой «Курск»?», на который тогдашний президент России ответил: «Она утонула». Ларри Кинг - автор практического пособия «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно», призванного помочь не только журналистам, но и обычным людям, которые часто не могут преодолеть свою нерешительность.

Радиолюбитель и телепрофессионал Крайне неординарный, опережавший свое время проницательный бизнесмен Дэвид Сарнофф до отъезда в Нью-Йорк звался Давидом Сарновым и жил в белорусской деревне Узляны. Уже в 15 лет предприимчивый Дэвид владел газетным киоском, дальше его судьба развивалась по нарастающей. Сначала Сарнов работал в компании знаменитого итальянца Маркони,

и именно он еще в 1915 году предложил использовать радио для развлечения и начать изготовление бытовых радиоприемников. Но тогда эта идея, принесшая впоследствии миллиарды, показалась настолько безумной, что ее реализацию отложили на десятилетия. Работая президентом фирмы Radiocorporation of America, Сарнов дал зеленый свет и обеспечил условия для разработок другого эмигранта Владимира Зворыкина, который изобрел кинескоп и на многие годы определил направление развития медиабизнеса.

Рычащий лев киноиндустрии Самая запоминающаяся заставка кинокомпании - рычащая голова льва - принадлежит корпорации «Метро Голдвин Майер», которую основал родившийся в Минске Лазарь Меир . После эмиграции, превратившись в Луиса Барта Майера, он стал постепенно осуществлять свою американскую мечту, торгуя металлоломом.

Но так любил кино, что ради него предал цветные металлы и купил разваливающийся кинотеатрик в заштатном городке. И уже через несколько лет перевез свою небольшую фирму в Лос-Анджелес, где, для закрепления успеха, переманил с другой студии первую красавицу тех времен - актрису Аниту Стюарт. А потом долгие годы трудился над львиной долей того, что потом назовут Голливудом. Кроме того, именно Майер основал Американскую киноакадемию и изобрел то, чего каждый год ждут миллионы любителей кино, - премию «Оскар».

Первый президент Израиля Хаим Вейцман родился под Пинском, в деревне Мотоль, где окончил хедер. После поступил в пинское реальное училище, по окончании которого продолжил образование в Германии и начал свой путь к формированию государства Израиль.

Шимон Перес, нынешний президент Израиля, занявший этот пост в 2007 году, тоже уроженец нашей страны: он родился в деревне Вишнево Воложинского района Минской области. Его отец торговал пиломатериалами, мать была преподавателем русского языка и библиотекарем. Любовь к культуре еврейского народа будущему президенту привил его дедушка-раввин. С детства Шимон Перес писал стихи, причем не оставил свое увлечение литературой и став политиком. Его книги издавались в Израиле и имели успех, причем одна из них была написана под женским псевдонимом и от имени женщины.

Ближе к небу Знаменитый конструктор истребителей, изобретатель Павел Сухой родился в городе Глубокое Витебской области. Его родители были учителями. Павел Сухой окончил гомельскую гимназию, уехал учиться в Москву и вошел в историю как генеральный конструктор бюро имени себя самого. Под руководством Сухого была создана линейка боевых самолетов «Су».

Космонавт Петр Климук родился в деревне Комаровка Брестской области. Совершил три полета в космос в качестве главы экипажа, проведя за орбитой Земли в общей сложности более 2,5 месяца.

На родине космонавта, которая за время освоения космоса из Комаровки превратилась в Томашовку, открыт Музей космонавтики, в котором собраны уникальные экспонаты, многие из которых побывали в космосе вместе с Климуком. Кроме того, о космических путешествиях можно прочитать в двух книгах, которые написал Петр Климук: «Рядом со звездами» и «Атака на невесомость».

Российские бизнесмены Главный реформатор российской энергетической системы Анатолий Чубайс родился в городе Борисове в семье полковника в отставке, трудившегося преподавателем философии. После множества высоких постов стал председателем РАО «ЕЭС».

Главный проект Чубайса - приватизация - оказался очень неоднозначным и был признан неудавшимся. Неудивительно, что ничего не получилось, но народ был голоден после коммунистического прошлого и свято поверил в обещания Чубайса, которые гласили, что каждый ваучер со временем будет стоить как две машины.

Предприниматель Андрей Мельниченко родился и вырос в Гомеле, где до сих пор живет его бабушка, которую он навещает на личном самолете. Начав свою карьеру с торговли валютой в 90-е, Мельниченко впоследствии стал соучредителем банка «МДМ», а потом единственным его акционером. Сейчас Андрей Мельниченко - председатель совета директоров компании «Еврохим». Его личное состояние до наступления кризиса оценивалось в $10,3 миллиарда. Андрей Мельниченко женат на модели Александре Николич, которую называют самой красивой сербкой планеты.

Вице-президент концерна «Лукойл» Сергей Кукура родился в Бресте. Об этом бизнесмене известно очень мало, но в 2002 году его имя прогремело в связи с громким похищением: Сергея Кукуру на железнодорожном переезде атаковали неизвестные, одетые сотрудниками милиции, и держали две недели в заброшенной белорусской деревне, потребовав за его освобождение $3 000 000 и EUR3 000 000. Такое возвращение на родину Кукуре вряд ли понравилось, но потом похитители отвезли бизнесмена в Брянск, снабдили деньгами и отпустили, по словам Сергея Кукуры - по неизвестным ему причинам.

Нобелевские лауреаты Академик Жорес Алферов, родившийся в Витебске и окончивший школу в Минске, получил Нобелевскую премию по физике за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.

Мы каждый день пользуемся изобретениями Алферова. Без них не была бы возможной работа мобильных телефонов и дисководов, лазер Алферова используется даже в магазинных «считывателях» штрихкодов товара. Алферов не первый белорус, получивший Нобелевскую премию.

В 1971 году ее обладателем стал экономист Саймон Кузнец , уроженец Пинска, который ввел в обращение термины «валовый национальный продукт», «человеческий капитал», а также изобрел и доказал «закон Кузнеца» для экономики развивающихся стран: в первые 10 лет развития неравенство в распределении доходов будет резко возрастать, затем появятся тенденции к выравниванию. Он многое сделал для современной мировой экономики.

Известные белорусы Многие известные люди - от святых средневековья до лауреатов Нобелевской премии и олимпийских чемпионов современности - уроженцы Беларуси Известные исторические личности Беларуси

Барбара Радзивилл Великая княгиня, королева Польши.

Лев Сапега Государственный и военный деятель, гетман Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, дипломат, мыслитель. Один из главных создателей Статута ВКЛ (1588 г.) - выдающегося памятника правовой и политической мысли, по сути первой конституции в Европе.

Тадеуш Костюшко , родившийся в Беларуси в 1746 году, является национальным героем Беларуси, Америки и Польши. Был руководителем национально-освободительного восстания 1794 года в Речи Посполитой, принимал участие в войне за независимость США.

Известные ученые из Беларуси

Игнат Домейко Родился в Беларуси в 1802 году. Был знаменитым геологом, большую часть жизни провел в Чили, где стал национальным героем. За свои достижения официально признан ЮНЕСКО.

Иван (Ян) Черский Крупный ученый-географ, геолог, знаменитый исследователь Сибири, именем которого назван целый ряд географических объектов. Родился в имении Сволна Витебской губернии в 1845 году.

Николай Судзиловский (Николас Руссель) Этнограф, географ, химик, биолог, врач-генетик, революционер-народник, первый президент сената Гавайских островов. Родился в 1850 г. в Могилёве в обедневшей дворянской семье. C 1892 года жил на Гавайях, где отстаивал права коренных жителей.

Александр Чижевский Родился в Гродненской области в 1897 году. Признанный ученый, изучавший биологическое воздействие солнца и вселенной, в том числе соотношение солнечной активности с периодами войн в истории человечества.

Софья Ковалевская Первая в мире женщина-профессор математики происходит из шляхетского белорусского рода. Детство провела в имении Палибино Витебской губернии, а в 18 лет вступила в фиктивный брак, чтобы уехать за границу и заниматься наукой.

Труды Ковалевской посвящены математическому анализу, механике, астрономии.

Владимир Ковалёнок , белорусский космонавт, ученый в области военных наук, дважды Герой Советского Союза. Родился в д. Белое Минской области в 1942 году.

Осуществил три полета в космос в качестве командира экипажа, провел в космосе 216,38 суток, в т.ч. в открытом космосе 2,3 часа.

Наполеон Орда- художник, композитор , уроженец д. Вороцевичи Пинского уезда. Создал более тысячи эскизов сооружений Беларуси, Литвы, Польши, Франции, которые являются ценнейшим источником для историков архитектуры и реставраторов Европы.

В 2007 году 200-летие со дня рождения Н. Орды было включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Иван Хруцкий Родился в местечке Ула Лепельского уезда Витебской губернии. Выдающийся художник, разработавший собственный тип натюрморта в сочетании с портретом. 200-летие со дня рождения Ивана Хруцкого в 2010 году было в календаре памятных дат ЮНЕСКО.

Быков Василий Владимирови ч, белорусский прозаик, драматург, публицист. Родился в 1924 году в д. Бычки Витебской области. Народный писатель Беларуси (1980). В 1990 - 1993 гг. президент объединения белорусов мира «Бацькаўшчына». Умер в 2003 году.

Андрей Громыко Дипломат, в 1957-1985 гг. министр иностранных дел СССР. Возглавлял советскую делегацию на конференции по созданию ООН, разрабатывал Устав организации. Родился в 1909 г. в д. Старые Громыки (Ветковский район Гомельской области).

Знаменитые просветители Беларуси Франциск Скорина Родился в Полоцке в 1486 году. Белорусский и восточнославянский первопечатник. Перевел на белорусский язык и издал 23 книги Библии, первую - в 1517 году.

Святая Евфросиния Полоцкая княжна. Родилась в XII веке. Стала монашкой в 12 лет и провела жизнь, помогая бедным и строя церкви и монастыри по всей Беларуси. Умерла во время паломничества в Иерусалим, её мощи возвращены в Беларусь в 1910 году. Причислена к лику святых, почитается как покровительница, небесная заступница земли белорусской.

Чемпионы из Беларуси

Александр Медведь Белорусский спортсмен и тренер (вольная борьба) . Чемпион Олимпийских игр (1964, 1968, 1972), мира (1962, 1963, 1966, 1967, 1969-71). Признан лучшим борцом вольного стиля ХХ столетия.

Ольга Корбут Легендарная гимнастка завоевала 4 золотые олимпийские медали, три из них - на олимпийских играх в Мюнхене (1972). В 1972 году признана лучшей спортсменкой мира.

Виталий Щербо Белорусский спортсмен (спортивная гимнастика). Чемпион XXV Олимпийских игр (1992, Испания). Бронзовый призер XXVI Олимпийских игр (1996, США). 14-кратный чемпион мира, 10-кратный чемпион Европы. Победитель Игр доброй воли (1990, США). Чемпион Универсиад (1993, 1995). Лучший спортсмен мира за 10-летие (1991-2000).

Игорь Макаров завоевал золотую медаль в дзюдо на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Юлия Нестеренко завоевала золотую медаль в беге на 100 метров на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

Максим Мирный - самый известный теннисист Беларуси, который завоевал серию международных наград в парном разряде и вывел белорусскую сборную на лучшее место за всю ее историю на Кубке Дэвиса.

Виктория Азаренко Первая ракетка планеты в рейтинге Женской теннисной ассоциации (WTA), сентябрь 2012.

Дарья Домрачева Бронзовый призер Олимпийских игр в Ванкувере (2010) в индивидуальной гонке на 15 км. По версии премии Biathlon Award белорусская спортсменка названа лучшей биатлонисткой 2010 года.

Алексей Гришин Фристайлист, принесший Беларуси первое в истории независимого государства золото зимних Олимпийских игр (Ванкувер-2010), бронзовый призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (2002).

Сергей Мартынов "Король малокалиберной винтовки", олимпийский чемпион Лондона-2012, двукратный бронзовый призер Олимпиад в Сиднее и Афинах, рекордсмен мира: 600 очков из 600 возможных в стрельбе лежа из малокалиберной винтовки.

Руслан Салей Один из лучших игроков в истории белорусского хоккея, капитан национальной сборной. Руслан Салей первым из отечественных мастеров клюшки дошел до финала Кубка Стэнли.

Продолжение следует...

Система образования и прогрессивная педагогическая мысль Беларуси развивалась благодаря усилиям передовых ученых и педагогов. Истоки природоведческого и экологического воспитания уходят в далекое прошлое, его традициями богата наша республика.

Еще в 16 веке на территории Беларуси (в составе Великого Княжества Литовского) появились прогрессивные для того времени мысли «о роли природы в формировании моральных ценностей человека». Автор этих слов Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – белорусский поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Творческое наследие его составляют поэмы «Песня пра зубра», “Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы”, “Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта” и одиннадцать стихов, размещенных в Краковском издании сборника «Песня пра зубра». В своем лучшем произведении «Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него» изложил многогранную идейно-эстетическую и педагогико-просветительскую программу. В этом произведении автор воспел родную Беларусь, красоту и богатство ее природы, самобытность народа.

В своем произведении «Песня пра зубра» описал природу, быт и социально-политические условия жизни народа Беларуси, особенно подчеркнув значимость природы для всестороннего развития личности. Он один из первых белорусских гуманистов выдвинул идею природоохранного воспитания человека и общества в целом.

С целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности Николай Гусовский пропагандировал:

во-первых, необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека-общества-природы;

во-вторых, важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой;

в-третьих, стремление осуществлять природоохранную деятельность. Именно с учетом этого, слова поэмы Николая Гусовского звучат особенно актуально, как наказ поколениям:

«Пусть не забудет потомок наказ материнский,

Чтоб умножать и лелеять лесные богатства.

Дорого злато, а лес бесконечно дороже!»

Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Им было издано 19 отдельных книг под общим названием «Библия русская». О философских, общественно-политических, морально-этических взглядах Франциска Скорины можно судить по его предисловиям, послесловиям, комментариям, помещенным в каждой из опубликованных им книг. Изданием библейских книг Франциск Скорина в первую очередь преследовал просветительские, а не религиозные цели. В предисловиях достаточно ярко и полно выражены педагогические взгляды белорусского просветителя. Он неоднократно подчеркивал, что цель его литературной и издательской деятельности учить простых людей, помочь им познать мудрость и науку. Он стремился убедить людей, что мудрый имеет в голове своей глаза, а глупый в темноте ходит, что «..як святло пераважае над цемрай, так мудры над глупым...”

Сам Франциск Скорина был высоко образован в области медицины, природоведения и гуманитарных наук. Все свои издания он рассматривал, как пособие по этим наукам. Кроме того, он считал, что библейские книги дают много сведений и по другим отраслям знаний.

Ставя перед собой цель, расширить кругозор читателя, обогатить его конкретными знаниями, Франциск Скорина в своих предисловиях часто ссылается на античных исторических личностей – Аристотеля, А. Македонского, Дария, Птолемея и др. Есть в предисловиях сведения по истории и географии стран Ближнего Востока. Он стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и других астрономических явлений, что оказало значительное влияние на характер общественного сознания.

Франциск Скорина во многом определил пути дальнейшего развития просвещения. Как заслугу Франциска Скорины необходимо признать и зарождение у белорусов таких отраслей науки, как ботаника, медицина. Однако существенно повлиять на содержание образования детей идеи Франциска Скорины не смогли.

На протяжении 240 лет (с 1580 г. по 1830 г.) образование на территории Беларуси находилось под влиянием иезуитов. Преподавание естествознания детям полностью игнорировалось. Однако многие белорусские педагоги полагали, что знания о природе необходимы.

Продолжателем идей Франциска Скорины и Николая Гусовского можно считать Симона Будного (ок. 1530-1593 гг.). Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Симон Будный был проповедником передовых идей, отстаивал права на обучение для всех слоев общества. Основой воспитания он считал труд.

С. Будный сыграл значительную роль в развитии науки и просветительства, его назвали одним из самых популярных распространителей прогрессивных идей. Он владел энциклопедическими знаниями, мастерством переводчика, преподавал катехизис в протестантской школе. Первой его работой на белорусском языке был «Катехизис». В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы. Данная работа дает повод утверждать, что С. Будный также придает огромное значение природе в развитии личности человека.

Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. Свои идеи он изложил в трактате «О несуществовании бога».

Он в своем имении открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. В ней обучались не только мальчики, но и девочки, дети местной шляхты и дети крестьян. Школа отличалась также по содержанию и характеру обучения, которое было безрелигиозным, светским. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею.

Факт наличия на территории Беларуси в 17 веке светской школы, дающей естественнонаучное образование трудно переоценить. Он еще не получил должной оценки, детально не изучен и ждет своего дальнейшего исследования.

Илья Федорович Копиевский (Копиевич) (1651 – 1714 гг.) - издатель и просветитель. Он был лично знаком с Петром I и поддерживал его реформы.

Педагогические воззрения И. Ф. Копиевского были прогрессивными для того времени. Цель жизни он видел в распространении знаний среди «народа славянского», разъяснении юношам важности и необходимости образования, подчеркивал значение разностороннего образования. Так, он считал, что изучение естествознания полезно в морском и горном деле, в навигации. В книгах-учебниках И. Ф. Копиевский изложил много ценных практических сведений по разным вопросам. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию. С этой задачей И. Ф. Копиевский стремился справиться с помощью произведений античных авторов. В произведении «Притчи Эссоповы» 1700 г. он комментирует положения Эзопа, Гомера, Горация, говорит о пользе естествознания в воспитании человека, в формировании его личности. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю. Именно отталкиваясь от этого можно формировать у детей стремление к познанию мира, стойкость, доброту и чувство красоты.

Просветительская деятельность И. Ф. Копиевского сыграла видную роль в развитии школьного дела и педагогических воззрений в России 18 в.

Несколько иных взглядов на ознакомление детей с природой придерживался Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы.

Будучи преподавателем в пиарской коллегии, Казимир Нарбут преподавал дисциплины естественнонаучного цикла: астрономию, физику, географию. В своих лекциях и изданных книгах «Краткий трактат практической космографии», «Логика, или наука о размышлении и рассуждении, благодаря которой всякий сможет во всем достигать истины и остерегаться заблуждений», «Из устава Комиссии национального образования» К. Нарбут уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, тем самым защищал основы научной космогонии, и говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле. Изучая проблему происхождения жизни на Земле Казимир Нарбут проводил опыты, с целью выяснения возможности зарождения живого от неживого. Он критиковал схоластические методы обучения и предлагал связывать изучение естествознания с конкретной практической деятельностью. Например, он предлагал: «Для этого следует чаще устраивать игры на открытых площадках (полях), делать упражнения по укреплению здоровья, заниматься выполнением полезной работы, как-то: подготовка почвы и разбивкой садов и огородов, распиловкой древесины, изготовлением веревок (канатов), короче, производством всех сезонных работ» .

Казимир Нарбут полагал, что введение целого ряда дисциплин естественнонаучного цикла в курс школьного обучения позволит в ближайшем будущем повысить уровень сельского хозяйства, торговли и промышленности.

Флориан Бохвиц (1779-1856 гг.) в своем трактате «Мысли о воспитании человека» впервые в истории педагогики Беларуси рассказал о важности воспитания детей дошкольного возраста. Он полагал, что с этого возраста надо приобщать детей к религии, а со школьного возраста давать научные знания. «Стремясь отыскать предназначение и цель нашего воспитания, мы обязательно должны взглянуть на мир, в котором живем. Ибо этот мир… содержит все предшествующие (становлению человека) свойства, служащие и целям нашего существования и целям нашего воспитания…» Отражая насущные потребности экономического и культурного развития общества, Ф. Бохвиц высказывался за изучение в школе ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, естественной истории, географии. Он считал, что изучение этих наук в определенной системе будет способствовать развитию памяти, воображения, аналитического мышления. Особое место в изучении природы он отводил непосредственному общению с природой и организации труда детей в природе. Ф. Бохвиц осуждал безделье, подчеркивал его опасность при формировании личности и считал, что труд должен быть обязательным.

Игнат Кулаковский (1800-1870 гг.), Ян Чечет (1796-1847 гг), Павел Шпилевский (1823-1861 гг.) были сторонниками идеи ознакомления детей с природой родного края. Они полагали, что любовь к родной природе лежит в основе формирования любви к родине. Наблюдения за красотой природы они предлагали дополнять произведениями белорусского народного творчества: песнями, пословицами, поговорками, загадками, которые содержательно в большинстве своем связаны с природой.

Однако в отличие от своих предшественников Иван Данилович Горбачевский полагал, что ограничиваться только наблюдением красоты родной природы не стоит, важно с самого детства давать прикладные знания о природе. И. Д. Горбачевский (неизв. гг.) – белорусский краевед, фольклорист, педагог, в своей работе «Сельский учитель» (1895 г.) излагает свою идею соединения обучения с сельскохозяйственным трудом Он полагал, что в школе важно преподавать дисциплины, имеющие прикладное значение, такие как садоводство, огородничество и пчеловодство. «Под непосредственным руководством учителя дети пололи и окапывали деревца; когда приходило время, делали прививку и пересаживали их в школу, воспитывая до тех пор пока не наступало время пересаживать на места. Ученики с большой охотой изучали садоводство и огородничество на практике. Даже в летнее время, пользуясь всякой свободной от домашних работ минутой, мальчики прибегали в училище и тщательно осматривали свои участки» . И. Д. Горбачевский подчеркивал, что постоянный и кропотливый сельский труд вырабатывает такие качества человека как, добросовестность, бережливость, и наилучшим образом способствует формированию нравственных качеств у ребенка.

Особую роль И. Д. Горбачевский отводил ознакомлению детей с необходимостью охраны окружающей среды.

Адам Богданович отмечал, что любой школьный предмет, но особенно естествознание формирует научное мировоззрение. Окружающую ребенка природу он считал наилучшим средством умственного развития ребенка и подготовки к практической деятельности. Формирование же положительного отношения к природе А. Богданович считал, что происходит в семье. Пример поведения родителей в природе, их отношение к объектам природы, народные праздники, в которых участвует семья, наилучшим образом будут способствовать формированию любви к родному краю.

Адам Егорович Богданович (1862-1940 гг.) – прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель поэта Максима Богдановича.

Талантливый педагог Адам Богданович, выступал против бессмысленной зубрежки. Он был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базирующегося на научном освещении природы и общества. Поэтому исключительно большое значение педагог придавал естественным наукам. Он видел в природе неисчерпаемое богатство для умственного развития детей и важнейший источник для их подготовки к будущей практической деятельности.

Адам Богданович настаивал на изучении в гимназии физиологии, химии, биологии, физики, так как отсутствие этих дисциплин в гимназическом курсе рождало непонимание у детей многих явлений окружающего мира.

Страстный патриот своей Родины А. Богданович считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества и семья. Именно семейные традиции направлены на воспитание в детях любви к труду на родной земле, среди родной природы. В семье ребенок знакомится с обычаями, белорусскими народными праздниками, которые связаны с природой.

Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как “Гастінец для дзяцей”, Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, Першае чытанне для дзетак беларусаў”. В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.

Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.

“Люблю мой сад, як расцвітае,

Як салавей свой трэль вядзе,

Як цвет галінку прыгібае,

Як пчолка мёд адтуль нясе”

Тетка стремилась обогатить детское восприятие окружающего мира, развить умение видеть жизнь наиболее ярко и свежо

В своей книге «Первое чтение для деток белорусов» она собрала тексты для чтения детей первого года обучения. Все произведения направлены на воспитание у маленьких белорусов любви к природе, к родному краю, к людям, на формирование гуманистических взглядов и эстетических чувств, на развитие представлений, необходимых для каждой духовно богатой личности.

По мнению А. Пашкевич, именно общение с белорусской природой и белорусских фольклор содержат в себе огромные воспитательные и образовательные возможности, так как в них сохранились самые глубокие пласты национальной истории, видны корни белорусской культуры, проявляется мировосприятие и миропонимание народа.

Одной из граней художетсвенно-педагогического наследия Тетки является то, что она стала родоначальницей современной детской научно-популярной литературы, которая берет свои истоки из колоритных произведений писательницы. Это и реалистично-сказочные рассказы “Пчолы”, “Гутаркі аб птушках”, “Перал1тныя птушкі”, “Папараць-кветка” и др.

Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – талантливый педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. В художественных произведениях, педагогических трудах и многочисленных статьях нашли свое отражение взгляды автора на восмпитание и развитие личности человека. Многие его идеи вошли в копилку современной педагогики.

Для детей Якуб Колас написал огромное количество художественных произведений. Книга Я. Коласа “Другое чытанне для дзетак беларусаў” была настоящим событием времени. Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.

Первые четыре раздела данной книги посвящены природе, а именно временам года. А в последних трех разделах размещены произведения и примеры народного творчества. Белорусская литература, фольклор и родная природа, по мнению Я. Коласа являются важными факторами средствами воспитания и обучения ребенка. “Першае, што належыць зрабіць у школеў галіне выхавання, гэта – прышчапіць дзецям любасць да працы. Але навучыць працу можна толькі шляхам непасрэднага ўдзелу ў ёй. Няхай гэта будзе работа на школьным кавалку зямлі, у невякікім садзіку, агародзе, на пасадцы дрэў каля школы, каля хат сваіх вучняў, уздоўж дарог, што праходзяць непадалёку ад вашага сяла”.

“Замірае лета,

Заціхаюць далі,

Сірацее рэчка,

Халадзеюць хвалі.

У безмежным небе

Роўненькім шнурочкам

Жураўлі ў вырай

Мкнуцца над лясочкам”.

Янка Купала (1882 – 1942 гг.) - белорусский поэт, просветитель. Анализируя творческое наследие Янки Купалы можно увидеть, что он в своих произведениях затрагивал такие важные темы, как судьба ребенка (поэма “Адвечная песня”), патриотизм и национальная гордость (стихотворения “Сын і маці”), богатство и красота природы и радость жизни (стихотворение “Кароль”). Тема природы затронута во многих произведениях автора: ”Мороз”, “Дуб”, “Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі” и др. В стихотворении “Моя наука” он прямо говорит о роли природы в развитии личности человека:

“Наставником с детства, с годов невеселых,

Служил мне простор в белорусском краю,

И всходя на нивах и говор по селам

Мне в дар приносили науку свою,

И душу мою окрыляло раздолье,

И в небо под солнце летела она,

Светилась, сияла, как радуга в поле,

Как радуга в небе, как сказка-весна.”

Итак, изучение педагогического наследия белорусских педагогов и просветителей показало, что к началу ХХ века превалировали следующие идеи ознакомления детей с природой:

Ознакомление с природой важно начинать уже на ранних этапах развития ребенка;

Ознакомление с природой способствует умственному, нравственному, физическому и трудовому развитию детей;

Работу по ознакомлению с природой необходимо строить с учетом следующих принципов: принцип наглядности, краеведческий принцип, принцип научности, принцип доступности, принцип сезонности;

Наилучшими методами ознакомления с природой являются наблюдение, труд в природе, беседы о природе, чтение произведений природоведческого содержания, народные праздники, пример родителей.


Похожая информация.