В гомеле могут закрыть филиал ветковского музея, который стал центром белорусской культуры

Беларусь по праву считается многонациональной и многоконфессиональной страной. Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» сегодня расскажет о Ветковском музе старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова. Только там можно познакомиться с жизнью и традициями одного из самых необычных белорусских городов. Город Ветка был основан в 1685 (по другим данным в 1682 году) бежавшими из России из-за преследования со стороны властей старообрядцами. Старообрядчество – движение, появившееся в связи с реформами 1650-1660-х годов в Русской православной церкви. В быту у старообрядцев сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Именно старообрядцы оказали решающую роль на формирование облика города Ветки. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций своеобразен тем, что в нем раскрывается история и самобытность как Гомельского Полесья, так и регионального старообрядчества. Здание, где находится экспозиция музея, построено в 1897 году. Это был особняк местного купца-судовладельца Грошикова.
Экспозиции размещены в 11 залах на трёх этажах основного корпуса в Ветке и в четырёх залах филиала в г. Гомеле. Комплексы построены как образные модели пространства культуры и вписаны в исторический контекст. У музея очень богатая коллекция. Среди художественных произведений, которые хранятся в музее – книги, резьба, чеканка, кузнечное дело, ткачество. Все они представлены как в готовом виде, так и “в процессе создания”, сопровождаясь уникальными местными предметами: старинными инструментами и станками, красками, рисунками и образцами, документами. Сотрудники музея стремятся восстановить не только обрядовый или фольклорный, но и духовный контекст. Экспозиция музея в первую очередь примечательна большим количеством в ней икон. Этнограф начала XX в. писал о Ветке: «Зачастую в старообрядческих домах можно видеть целые стены, уставленные иконами в золочёных киотах – от пола до потолка…». Это попытка перенести в свои дома атмосферу храма, райского сада, залитого неземным золотым Невечерним светом.
Одной, не самой значительной, отличительной чертой икон ветковской школы являются сильные высветления вокруг рта - подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью (сырьё для получение ртути) междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией. Уникальны коллекции местных художественных ремёсел и промыслов XVII – начала XX веков: золотное шитьё и шитьё бисером, золочёная резьба по дереву (киоты); кузнечный металл (местную специфику имеют строительный кованый инструмент и якоря); чеканные оклады на иконы и книги. Представлена живопись самодеятельных и профессиональных художников, связанных с регионом.


Традиция ткачества рушников у белорусов сохранилась дольше, чем у других славянских народов. Рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни, первый ткался к рождению ребенка, а последним повязывали могильный крест. В результате исследований и экспедиций вдоль славянских рек собрание тканых рушников возросло до трех тысяч единиц, теперь это одна из интереснейших коллекций Беларуси. Представлены образцы ткачества разных традиций юго-востока Беларуси. Как вы видите, преобладает в орнаменте красный цвет. Этот цвет у радимичей отождествлялся с цветом крови, жизни, солнца, праздника. В основе орнамента – древние геометрические знаки. Когда-то отличать один элемент от другого учили сотрудников музея сами мастерицы: для каждого знака существует специальное местное название. Сегодня таких названий зафиксировано около 700.

В коллекциях народных тканей (костюм, декоративные ткани, рушники) находится более 1800 предметов. Ткачество из деревни Неглюбка существенно отличается от остальных традиций ткачества. Особенной его чертой является импровизация и необыкновенное разнообразие узоров. Сегодня этнографы насчитывают 120 разновидностей орнаментов в Ветковском регионе.
Семантика народного костюма представлена на примере уникальной по сохранности древних элементов традиции села Неглюбки. Переход из одного возраста и семейного статуса в другой каждый раз сопровождался переменами в костюме, что имеет в основе архаичную практику инициаций. И каждый костюм-«строй» восстанавливается в значениях как модель всего мира. Для каждого возраста – свой мир. Там где заканчивается ткань, где открываются голые участки тела: горло, шея, руки, ноги - пробегают красные, огненные, солнечные ручейки знаков-оберегов.
В музее можно увидеть ткацкий станок – «кросны». Европейцы заимствовали этот тип у арабов еще в X веке. До этого были вертикальные станки, но у ткачихи быстро уставали руки. Ткали в основном в зимнее время, когда не было никаких земледельческих работ. Старинные технологии уделяли внимание мифологии, и здесь мы видим модель сотворения мира на языке ткачества. У деревянных «ставов» обозначены ноги – они хранят мифологему о паре небесных коней и солнечной колеснице.
В каждой витрине с рушниками представлен в экспозиции ритуальный объект обряда «Свеча». Свечи так же разные по традициям. Раз в год общинную икону и свечу переносили из одного дома в следующий, где «жила свеча» целый год, до следующего переноса. Древние корни культа родового огня слились здесь с христианством.
Пять витрин вышитых тканей вздымаются до потолка. В этих чудесных мирах – живут райские птицы, древние и новые люди, неведомые существа. Геометрические символы сопровождаются изобразительными «переводами». Уникальность книжной культуры Ветки не столько в том, что она сохранила и донесла до нас редчайшие старопечатные и рукописные книги, сколько в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX столетия. Образ райского древа в райском саду в ветковских рукописях оставался долгое время актуальным.
В витрине "Сотворение книги" книга как бы разложена на составные части: бумага разных веков, фрагменты переплетов (доски, кожа), образцы застежек, литых накладок с изображением евангелистов. В центре - Евангелие, изданное в Вильно в 1600 г. Внизу Евангелие XVIII в. К сожалению, до нас редко доходят богатые одежды, в которые одевалась книга. Но об этом можно узнать из записей, оставленных на страницах книг ветковскими купцами - сколько золота и серебра вкладывали они для изготовления книжных окладов. Фрагмент экспозиции, где представлены инструменты мастера-переплетчика: переплетный станок, круглый нож для обрезки блока книги, каток для тиснения орнамента на коже переплета. С помощью таких инструментов еще в 30-е годы XX столетия переплетались книги в ветковских слободах. Они брались в новые одежды, чтобы продолжить свой путь к следующим поколениям, нуждающимся в духовной пище. Бережно сохранялся каждый уцелевший фрагмент печатного текста, что было крайне важным для старообрядцев, сохранивших удивительную культуру общения с книгой, отношения к ней.
В экспозиции "Чайной" можно увидеть приспособления от крошечного походного самовара до огромного роскошного в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара. Как хозяин собирал он всех на утренний и вечерний чай, во время которого обсуждался предстоящий и прожитый день. Особое место в экспозиции занимают самовары, переданные музею его основателем Федором Григорьевичем Шкляровым. Культура чаепития, собраний семьи и родни вокруг самовара заслуживала бы целого вечера бесед. Особенно, если бы этот красавец сиял и посвечивал угольками, шумел и посвистывал. Особенно, если бы в нём кипела вода, принесенная из реки – а до Чернобыльских событий Сож был самой чистой рекой Европы. Впрочем, и сейчас самая чистая река Европы находится на территории Ветковского района – это приток Сожа река Беседь.

Ещё в начале ХХ в. этнограф Иван Абрамов писал, что дома Ветки украшены резьбой, часто очень красивой. Строители-ветковчане, возвращаясь с отхожих промыслов на зиму, стремились превратить в архитектурное чудо и свой собственный дом. В свою очередь, известно, что многие мотивы архитектурной резьбы брались из украшенных старинных рукописей, «коих у старообрядцев всегда довольно было». Это своеобразие старообрядческого жилища повлияло на складывание «межконфессионального» стиля резного искусства Гомельской области, процветавшего почти до конца XX века.

Народное жилище наиболее долго сохраняло символическое наполнение каждого конструктивного элемента. Дом воспринимался как космос, отражая всю его полноту в разных своих элементах. Сейчас такие замысловатые узоры воспринимаются как манифестация красоты, но не будем забывать, что слово «космос», в переводе с греческого, значит «красота». Старые ветковские ставни – свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна смотрят на нас молодые предки. Перед нами фотографии ветковчан конца ХIХ – начала ХХ в. На них видно, как эти люди одевались, чем они занимались и даже то, где они бывали. На фотографиях названия фотостудий самых разных городов: Херсон, Новороссийск, Гомель. Сотрудники музея занимаются исследовательской деятельностью. Одним из лучших проектов музея является «Выратаванне старажытных знакаў» – спасение движимых материальных и нематериальных культурных памятников региона. У проекта есть несколько направлений. Одно из них – археологические исследования и мероприятия по сохранению археологических памятников района. Помимо этого проекта музей исследует традиции ткачества Ветковского района, систематизирует сведения о старообрядческой книжной культуре (делает выставки «Гісторыя беларускай кніжнасці» в Музее редкой книги в Гомельской областной библиотеке им. Ленина), о ветковской школе иконописи, о домовой архитектурной резьбе, собирает и популяризирует устное народное творчество.
Адрес музея: г. Ветка, Красная площадь, 5 Время работы: вторник-воскресение 9:00-18:00, выходной – воскресение E-mail: [email protected] Телефон: 8 02330 4 03 30 Входные билеты в 2018 году: - для школьников – 1 руб. - для учащихся колледжей, техникумов и высших учебных заведений – 1,50 руб. - для остальных категорий посетителей – 2 руб. Экскурсионное обслуживание: - для школьников, учащихся колледжей, техникумов и высших учебных заведений – 4 руб. - для остальных категорий посетителей – 8 руб. - Фотографирование (1 этаж) – 50 коп. - Видеосъёмка (1 этаж) – 2 руб. - Лекции – 6 руб. - Аудиогид на русском, английском, немецком и итальянском языках – 2 руб. Текст: Ксения Тарасевич, фото: автора, архив музея

18 марта губернатор Гомельской области Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова ». Генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова поставила сотрудников музея перед фактом, что филиал, размещенный в здании на территории дворцово-паркового ансамбля, переедет в Ветку.

Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко . Основная цель работы филиала — выставочная деятельность, однако за эти годы музей стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин с изделиями из дерева, глины, соломы, а знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. За год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.

В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента » и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске. Заведующий филиалом «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова» Петр Цалко рассказал:

«В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. Я дозвонился по «горячей линии» председателю облисполкома Владимиру Дворнику , и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда — город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал — это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен ».

Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту:

«На данный момент, филиал — это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьезно, для людей, а не «для галочки». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится — вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал ».

Общественность Гомеля взбудоражило известие - власти могут закрыть филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Федора Шклярова . В последние годы он стал главным центром белорусской культуры в Гомеле - здесь развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества, проводится реконструкция народных обрядов.

Филиал размещен в парке рядом с Петропавловским собором и дворцом Румянцевых и Паскевичей . По словам заведующего филиалом Петра Цалко, первая информация о намерении закрыть в Гомеле музей появилась именно от генерального директора дворцово-паркового ансамбля Ирины Пырковой , которая поставила перед фактом: филиал будет переезжать в Ветку.

В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. По этому вопросу я дозвонился по горячей линии председателю облисполкома Владимиру Дворнику, и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда - город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал - это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен, - отметил Петр Цалко.

Он напомнил, что филиал Ветковского музея открыли в Гомеле в 2001 году, а посещаемость за год составляет 10 тыс. человек. Нет проблем и с самоокупаемостью, филиал даже приносит прибыль, чем может похвастаться далеко не каждый музей в Беларуси .

Есть и сувенирный магазин, который довольно успешно работает, напрямую от неглюбских ткачих реализовывает рушники, от гомельских ремесленников - изделия из дерева, глины, соломки. Знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. Также в экспозиции можно посмотреть сам процесс изготовления рушников. Их покупают активно - в качестве подарка, на свадьбы, за границу, - продолжает Петр Цалко.

В апреле 2016 года президенту Беларуси как раз вручили неглюбский 30-метровый рушник. Александр Лукашенко назвал его «лучшим подарком за 20 лет на посту президента» и передал для хранения во Дворец Независимости.

По неофициальной информации, именно приезд президента на чернобыльскую годовщину в этом апреле и мог стать поводом для закрытия музея в Гомеле. К приезду Александра Лукашенко готовятся в Ветке. Власти переживают, что из местных фондов не смогут представить достойную экспозицию, поэтому решили перевезти филиал из Гомеля в райцентр.

Филиал Ветковского музея - единственное место в Гомеле, куда можно привести иностранцев. Мы приходили сюда с моими гостями из Литвы , Польши , Испании , они с интересом рассматривали старинные иконы и тканые рушники. А если его закроют, куда еще пригласить гостей? Музей военной славы? Дворец Румянцевых, где нет ничего национального? - расстроена гомельчанка Елена.

Директор дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова не стала общаться с корреспондентом «Комсомолки». Тем временем в соцсетях запустили хештег #філіялжыві, под которым гомельчане публикуют свое мнение о закрытии Ветковского филиала. А под обращением к председателю облисполкома будут собирать подписи.

ОФИЦИАЛЬНО: РЕШЕНИЕ ПОКА НЕ ПРИНЯТО

Когда верстался номер, в филиале музея прошла встреча, инициированная начальником главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Ириной Довгало. Она заявила, что окончательное решение еще не принято и пока лишь прорабатывается вопрос о создании полноценной экспозиции в Ветке - чтобы развивать райцентр как туристический регион. Также она отметила, что если филиал решат перенести в Ветку, в здании точно не будут открывать какое-либо заведение общепита - здесь могут разместить еще один выставочный зал дворца Румянцевых-Паскевичей.

Руководство ветковского музея на встрече поддержало заведующего филиалом, отметив, что филиал в Гомеле нужен, а фондов в Ветке более чем достаточно для создания полноценной экспозиции.

Только чтобы обойти один наш зал, нужно два часа. А второй зал мы могли бы использовать для сменных экспозиций, чтобы привлекать ветковских школьников, - сказала директор музея Галина Нечаева .

Музей народного творчества в Ветке был открыт 30 ноября 1978 года по инициативе местного жителя Фёдора Шклярова и на основе его личной коллекции. Будучи выходцем из старообрядческого рода и человеком небезучастным к истории и традициям своей родной земли, Фёдор Шкляров смог не только создать уникальный для Беларуси музей, но и увлечь своим делом других людей. К слову, эти люди до сих пор работают в музее, продолжая дело Шклярова (например, директор музея Нечаева Галина Григорьевна).

Первоначально, музей народного творчества в Ветке располагался в доме купца Грошикова (памятнике архитектуры 19 века), однако в 1992 году музею было передано здание бывшего райкома партии (сегодня в нём расположены хранилища музея). Чуть позже для музея было построено новое здание. Однако строители оказались недобросовестными и в итоге уже в 2000-х годах часть здания пришлось буквально строить заново.

Сегодня Ветковский музей народного творчества имени Ф.Г.Шклярова (таково официальное название музея) является центром исследований обычаев и традиций местного населения. А исследовать есть что! Ведь Ветка – хоть городок и небольшой, но при этом крупный центр русского старообрядчества. Согласно некоторым данным, Ветка была основана в 1685 году именно староверами, которые искали спасения на белорусской земле, гонимые из России церковными и светскими властями.

В Ветковском музее народного творчества хранится множество уникальных экспонатов, которые многие музеи Беларуси хотели бы иметь в своих закромах. Так, коллекция старопечатных и рукописных книг Ветковского музея – самая крупная и разнообразная в Беларуси. Здесь можно увидеть книги с Кремлевских соборов с записями и комментариями царей, известных литераторов и учёных, издания печатных дворов 15-16 веков с Москвы, Гродно, Львова и других городов.

Кроме книг, неизменный интерес вызывают узоры местной резьбы по дереву, древние и старообрядческие иконы, археологические находки, собрания служебных рисунков иконописцев 18-20 веков, коллекции изделий, созданных при помощи техники шитья бисером, ритуальные ручники и предметы традиционной ветковской одежды. Всего – более десяти тысяч экспонатов. И их количество постоянно увеличивается.

Ветковский музей народного творчества имеет филиал в Гомеле. А в 2008 году за значительный вклад в сохранение историко-культурного наследия и изучение национально культуры Ветковский музей народного творчества получил специальную премию президента Беларуси в номинации «музейное дело» .

Музей народного творчества в Ветке не оставляет равнодушным никого. Хочется вернуться ещё раз, чтобы вновь взглянуть на уникальные экспонаты. Сегодня музей входит в Малое золотое кольцо Гомельщины и неизменно влюбляет в себя туристов, выбравших отдых в Беларуси.

Дата обновления: 27 ноября 2012

4.7 (93.33%) 3 votes

Мы уже рассказывали вам об одном из самых необычных белорусских городов – старообрядческой Ветке (Гомельская область) и находящемся в этом городе «.» Этот музей имеет также филиал в самом центре Гомеля, расположенный в дворцово-парковом ансамбле по адресу: г.Гомель пл. Ленина 4.

И вот 18 марта стало известно, что власти намерены закрыть Гомельский филиал Ветковского музея. Губернатор Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова». Инициатива исходит от администрации дворцо-паркового ансамбля.

«Сегодня присутствие в дворцово-парковом ансамбле Ветковского, ну, это как-то не совсем правильно. Это Первое. Второе. Ветка, значит. Мы сегодня вкладываем туда деньги, и я вот буквально на этой неделе там был и высказал тоже мнение вслух. Мы имеем этот маленький музей. Экспонатов много в Ветковском музее, а музей маленький и никакой, а мы сегодня здесь филиал имеем. А там стоит бывшая райкомпартия. Вот я дал задание. Приеду в следующий раз посмотрю лично. И мы там должны сделать хорошую экспозицию. Чтобы это был музей так музей», - сказал глава области во время «горячей линии».

Заведующий филиала музея Петр Цалко, прокомментировал вероятное закрытие:

– На данный момент, филиал - это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьёзно, для людей, а не «для галочки». При этом это происходит не на сухих лекциях, а «живьем» - у нас есть кружки традиционного ткачества, пения, танцев. Мы постоянно создаем культурные события - проводим традиционные белорусские обряды, мастер-классы. В год к нам приходит десять тысяч человек. Даже сегодня в дождливую погоду к нам пришли люди, чтобы провести «Гуканне вясны». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится - вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал.

Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко. «Основная цель работы филиала - выставочная деятельность, но сейчас он стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается и школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин, который довольно успешно работает, напрямую от неглюбских ткачих реализовывает рушники, от гомельских ремесленников - изделия из дерева, глины, соломки. И знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. Также в экспозиции можно посмотреть сам процесс изготовления рушников. Их покупают активно - в качестве подарка, на свадьбы, за границу», - рассказал Цалко, добавив, что за год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.

В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента» и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске.

Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту.

Источники:

http://gomel.today/rus/news/gomel-5469/

Материал по теме