В какой науке преуспел евгений онегин. Объяснение Онегина с Татьяной. Анализ эпизода (но роману "Евгений Онегин" Пушкина А.С.)

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Тест 1. 1 глава. Евгений Онегин.

1.Определите основную тему 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

а)Знакомство с главным героем романа Евгением Онегиным; б)Картина быта, нравов, воспитания, образования представителя высшего столичного дворянского общества 1 трети 19 века; в)Описание быта, нравов, жизни русского общества 1 трети 19 века.

2.Определите суть эпиграфа к 1 главе романа «Евгений Онегин».

а)Эпиграф указывает на деятельную, кипучую, энергичную натуру главного героя, стремящегося к активной, полнокровной жизни; б)Эпиграф указывает на раннюю пресыщенность главного героя светской жизнью, её «игрушечными» страстями, неискренними чувствами, переживаниями, притворством; в)Эпиграф отражает осуждение суетливой, пустой и бестолковой жизни светского щёголя.

3.Где родился Евгений Онегин? а)Петербург; б)Москва; в)Париж; г)родовое имение в деревне.

4.Представителем какого социального сословия является Евгений Онегин?

а)поместное дворянство; б)чиновничество; в)столичное дворянство; г)духовенство.

5 . Кто занимался образованием Евгения Онегина?

а) «месье Абби, француз убогой»; б) «Бопре, бывший в Отечестве своём солдатом»; в)Савельич, «пожалованный в дядьки за трезвое поведение».

6.Какое учебное заведение закончил Евгений Онегин?

а)Пажеский корпус; б)Благородный пансион; в)Царскосельский лицей; г)Московский университет; г)получил домашнее образование.

7. О ком говорит

а)о Владимире Ленском; б)о Евгении Онегине; в)о Зарецком; г)о Дмитрии Ларине.

8.Какую литературу читал Евгений Онегин?

а)классицистскую; б)сентиментальную; в)романтическую.

9.В какой науке Евгений Онегин преуспел больше всего?

а) «Дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней»; б)в науке о том, «как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»; в) «Наука страсти нежной».

10. «Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…» - представления какого сословия об образовании воплощены в этом замечании А.С.Пушкина об Онегине?

а)столичного дворянства (высший петербургский свет); б)поместного (провинциального) дворянства; в)духовенства; г)купечества.

11.Пребывание Евгения Онегина в высшем свете

а)укрепило его характер, волю, воспитало в нём ответственность, требовательность к себе; б)способствовало напряжённой духовной жизни и реализации его лучших человеческих качеств; в)пресытило и охладило его, притупило его чувства, подчинило его волю и жизнь своим законам.

12.Где служил Евгений Онегин до того, как поселился в деревне?

а)в привилегированном гвардейском полку; б)в Министерстве иностранных дел; в)нигде не служил.

13. «…свет решил, Что он умён и очень мил» -

а)Стихи звучат иронически в силу противоречия между характером способностей героя и выводом света о его уме; б)Стихи звучат иронически в насмешку над недалёким молодым человеком; в)В стихах звучит восхищение способностями и образованностью молодого человека.

14. «Театра злой законодатель, Почётный гражданин кулис…» Эпатирующее, скандальное поведение Евгения Онегина в театре объясняется:

а)невоспитанностью главного героя и незнанием им светского этикета; б)желанием привлечь к себе внимание; в)плохим спектаклем и слабой игрой актёров.

15. «Мы алчем жизнь узнать заранее, Мы узнаём её в романе; Мы всё узнали; между тем, Не насладились мы ничем - Природы глас предупреждая, Мы только счастию вредим…» - в этих черновых строках

а)Автор указывает причины социальной хандры, овладевшей главным героем, определившей его отношение к жизни и подчинившей его «незыблемым законам света»; б)Автор осуждает пустопорожнюю суету и излишнее человеческое любопытство, зачастую ведущее к драматическим последствиям и разочарованиям; в)Автор сетует об иллюзорной призрачности счастья, его недосягаемости и тщетности стремлений к нему.

16.Определите СУТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ Евгения Онегина: РУССКАЯ ХАНДРА -

а)Это пресыщение жизнью, разочарование в ней и, как следствие, неумение отличить подлинные нравственные ценности от мнимых; б)Это скандальность и склочность натуры, проявляющаяся в дурном расположении духа, излишней нервозности и истеричности; в)Это склонность к фатализму и пессимизму, определяемые общественным неблагополучием и неверием в торжество разума и добра.

1. «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум…» - к какому времени относится этот словесный портрет Онегина?

а)до выхода в высший свет; б)во время пребывания в высшем свете; в)после отказа от высшего света и уединения в деревне.

Арефьевой Анастасии.

Учитель-Методист

Дьячкова Татьяна. Александровна.

e-mail: *****@***ru

Ставрово, 2009

DIV_ADBLOCK102">

Онегин принадлежит к дворянскому роду, которому ещё не угрожало разорение, он по законам того времени имел юридические права на движимую собственность, всех тех, кому по боковой линии приходился родственником, а их вероятно, было не мало, и потому «в цвете лучших лет» он располагал возможностью вести образ жизни, требовавший больших денежных средств .

Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского национального. Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Он рос без матери, отец его легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на сына ни какого внимания, поручив его наёмным «убогим» гувернёрам.

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur её сменил.

Ребёнок был резов, но мил.

Monsieur L` Abbe, француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил.

Modam e и Monsuer – воспитатели Онегина. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка побранивали его за шалости. И хотя Пушкин пишет, что воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили мальчика «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но это ведь взгляд гениального поэта, Онегин всё же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Евгений любил много читать. Он знал классическую литературу, римскую и греческую, историю «от Ромула до наших дней», имел представление о политэкономии Адама Смита . Безукоризненный французский язык , изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодёжи своего времени. И на протяжении романа дважды старается расширить и пополнить его.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. Онегин жил без дел «ничем заняться не умел». Пушкин подчеркивает это, прямо говоря о своём герое, что «труд упорный ему был тошен». Поэт подробно рассказывает в первой главе о пустой, бездельной, бессодержательной жизни этого умного и в основе своей благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, бала, ухаживания за женщинами. Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, эгоист поневоле, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с лёгкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.

Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не получали развития.

Пушкин не раз подчёркивает острый, злой язык Онегина, его манеру резко и зло отзывается обо всём окружающем

Роман Пушкина – история молодого человека 20-х годов, картины русской жизни определённого исторического периода.

Вот мой Онеги на свободе,

Острижен по последней моде,

Как Dandy лондонский, одет

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясниться и писал;

Легко мазурку танцевал,

И кланялся непринужденно:

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил.

DIV_ADBLOCK104">

К слову Dandy Пушкин сделал примечание: франт. Онегин любил танцевать, но больше всего у него получалось танцевать мазурки. Хорошо знал французский язык.

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Учёный малый, но педант.

Слово педант имело в 20-х годах признаки, впоследствии выветрившиеся из обиходного языка, и применялось в дворянском кругу к людям, которые отличались своим взглядом на жизнь, своими привычками от обычной толпы «большого света».

Онегин – «учёный малый, но педант» Пушкин, применив у к Онегину прозвание педанта – приговор «судей решительных и строгих» - даёт ключ к раскрытию некоторых особенностей характера, мировоззрения Евгения и его положения в обществе.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Онегин мог «вести приятный разговор, а иногда и жаркий, мужской спор» о тех вопросах, которые его интересовали, волновали, он был в состоянии энергично отстаивать свои мнения, «бранить», т. е. резко отзываться о том, что другие собеседники защищали; но мастер «язвительного спора», он не чувствовал в разговоре там, где слышал суждения, почерпнутые «из забытых газет времён очаковских и покорения Крыма.

Онегин держал себя «в важном споре» так же, как те молодые люди 20-х годов, заражённые либерализмом, «лицейским духом», о которых доносил в 1826 году Ф. Булгарин. «пророчество перемен, хула всех мер или презрительное молчание, когда хвалят что-нибудь, суть отличительные черты сих господ в обществах».

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Онегин, хранивший в памяти огромный запас исторических анекдотов, вероятно, знал анекдоты из современной жизни, подобно декабристу Завалишину.

Онегин ведёт жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь.

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар,

И там гуляет на просторе,

Пока не дремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Онегин гулял и катался в санках по Невскому проспекту, в то время посредине обсаженному рядами деревьев для удобства пешеходов. Он любил посещать театры.

Театр – злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру…

В характеристике Онегина – театрала обращает внимание то, что он назван: «театра злой законодатель». Евгений не из числа рядовых зрителей, которые лишь «охватывают в театрах». Он и не только «почетный гражданин кулис», т. е. постоянные завсегдатай театра, из тех, кто был на короткой ноге с актёрским цехом и пользуясь связями с дирекцией, имел право свободного входа за кулисы.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

Онегин любил ходить на балы. Танцы занимают в «Евгении Онегине» значительное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался полонезом, который в торжественной функции первого танца сменил менуэт.

С бала Евгений мог возвратиться под утро и проспать до обеда. Люди, у которых есть дела, встают рано, а Онегину некуда спешить, он всё ещё в постеле:

Забав и роскоши дитя.

Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Наверное, каждый не прочь был бы пожить такой жизнью, но только немного. Это же такая скука каждый день «то же, что и вчера», ведь Онегин образованный человек своего времени. Неужели ему это не надоело? Надоело!

Вскоре Онегин получает послание, в котором говорится, что дядя при смерти и хочет проститься с племянником. Радуясь болезни дяди и наследству, которое достанется ему после смерти дяди, Онегин спешит в деревню и ужасается необходимости корчить из себя опечаленного родственника.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмёт тебя?

Когда Онегин приехал в деревню, дядя уже скончался.

В деревне его жизнь не отличается богатством событий – купание, прогулки на лошадях или пешком, поцелуи крепостных девушек, чтение «плохого журнала»; никаких серьёзных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, сильно облегчил положение своих крепостных – заменил лёгким оброком ярмо барщины , но и это недолго его занимало, да и занялся этим Онегин, как говорит Пушкин, только от безделья – «чтобы только время проводить». Быть офицером, чиновником, деловым помещиком – эти три единственно возможные формы деятельности в то время не могли прельстить его, Онегин не служил, и это было своеобразной формой дворянской оппозиции против режима, где надо было «прислушиваться к мнению чужих», как отвечал Чацкий Фамусову.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединённый,

Горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Дом Онегина стоял над речкою. Вдали цвели луга и золотые нивы, по лугам бродили стада. В доме висели портреты царей. Высокие стены, в гостиной штофные обои. Печь была изрисована в пёстрых изразцах. Пол дубовый, два шкафа, стоял пуховый диван, нигде ни пятнышка чернил. Это обстановка любого провинциального дворянина. Пушкин пользуется образом Онегина, уже знакомым его адресату , для определения отношения соседей-дворян.

DIV_ADBLOCK108">

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду, -

Всё подвергалось их суду.

Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем тогдашнем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьёзным политическим, историческим и философским вопросам как с равным. В своей дружбе с Ленским Онегин снова обнаруживает скрытые в нём под корой холодного эгоизма и равнодушия возможности правильных, доброжелательных отношений к людям.

Говоря об этом, Пушкин сначала подчеркивает, что эта дружба двух столь непохожих молодых людей возникла от безделья:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом,

И скоро стали неразлучны.

Так люди, первый каюсь я,

От делать нечего – друзья

В свободное время друзья ходили на прогулку по парку, катались на лошадях. Онегин интересуется, где же проводит свободное время Ленский. «Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?» Узнав, что Ленский свободное время проводит в гостях у Лариных, далее он интересуется «И тебе не трудно там каждый вечер убивать?» Ленский предлагает Онегину ехать в дом к Лариным. Тот принимает это предложение. И они отправляются в гости к Лариным.

Явились; им расточены

Порой тяжёлые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Через Ленского Онегин познакомился с семейством Лариных. Возвращаясь от них домой после первого визита, Онегин зевает; из его разговора с Владимиром мы узнаём, что он Татьяну принял за невесту своего приятеля и, узнав о своей ошибке, удивляется его выбору, говоря, что если б он сам был поэтом, то выбрал бы Татьяну.

«Неужто ты влюблён в меньшую?» –

«А что?» – «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Владимир сухо отвечал

И после во весь путь молчал.

После слов Онегина Ленскому и в голову не приходило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и миленькая девочка.

После знакомства с Онегиным, Татьяна всем сердцем полюбила его. Её любовь так сильна, так искренна, что не в си - лах более сдержать её внутри себя, она пишет Евгению пись - мо, в котором признаётся в любви к нему.

Онегин был так умён, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце, что не мог не понять из письма Татьяны, что эта бедная девушка одарена страстным сердцем, что её душа младенчески чиста и что она нисколько не похожа на тех кокеток, которые так надоели ему с их чувствами, то лёгкими, то поддельными. Он был жив и тронут письмом Татьяны.

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил.

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет, и вид унылой;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинной

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Онегин бережно отнёсся к её чувствам, и во время объяснения с ней явил «души прямое благородство». Он честно признаётся, что не создан для семейной жизни, что супружество будет для него лишь мукой. Во время этой тяжёлой для Татьяны исповеди Онегин всё же не может удержаться от привычного для него с юных лет «кокетства» в обращении с женщинами. Он говорит:

«Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, ещё нежней».

Мне кажется, что Евгений просто не захотел расстаться со своей свободой, побоялся ответственности, которую налагают семейные обстоятельства, ведь главная черта Онегина – эгоизм. Он привык жить только для себя, не заботясь о других.

В конце IV главы за столом с бутылкой вина Ленский говорит Онегину, что он приглашён на именины Татьяны.

https://pandia.ru/text/78/384/images/image007_26.jpg" width="588" height="404 src=">

Ленский через Зарецкого вызывает Онегина на дуэль, тот не раздумывая, принимает вызов, хотя и знает прекрасно, что для дуэли нет никаких серьёзных причин. Как умный человек, он хорошо понимает свою неправоту:

…в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был не прав,

Что над любовью робкой, нежной

Так подшутил вечор небрежно

Он понимает бессмысленность этой дуэли. Всё это он пони-

мает и то, что ещё не поздно всё поправить, но он боится спле-

тен соседей-помещиков, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи его трусости.

На следующий день Ленский должен собираться на дуэль. Но он не надолго задремал. Сосед входит в кабинет Владимира и будет его: «Пора вставать: седьмой уж час. Онегин, верно, ждёт уж нас». Но он ошибался. Онегин ещё в это время спал мёртвым сном. Уже солнце высоко, а Онегин ещё в кровати. Наконец он проснулся, «глядит – и видит, что пора давно уж ехать со двора». Онегин спешит одеваться, и велит слуге приготовляться, чтобы тот взял боевой ящик. Евгений садится в санки, и они отправляются на место дуэли.

Онегин опоздал более, чем на час. Наконец, Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся «Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа».

Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, и тем более заметно, что, «в дуэлях классик и педант», он вёл дело с большими упущениями, вернее, сознательно игнорируя всё, что могло устранить кровавый исход. Ещё при первом посещении Онегина, при передаче картеля , он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка покончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме 18-летнего Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Вместо этого он «встал без объяснений». Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением.

Первый удар привычному эгоистическому и пассивному невниманию Онегина ко всему окружающему наносит убийство им на дуэли его молодого друга, Ленского. Только теперь он вдруг понимает, что он наделал, к чему привела его невнимательность к людям, забота только о своём собственном спо- койствии:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовёт его… напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашёл безвременный конец!

Здесь уж Онегин не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он приходит в ужас от своего бессмысленного преступления:

В тоске сердечных угрызений.

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений.

«Ну, что ж? убит», решил сосед.

Убит!.. сим страшным восклицаньем

Сражён, Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовёт.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он только о нём и думает. Он не в состоянии оставаться дольше жить в тех местах, где всё напоминало ему о его страшном преступлении, «где окровавленная тень ему явилась каждый день…»

Он, как затравленный угрызениями совести, мечется по свету:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

Образ убитого им юноши не оставляет его и позже, после возвращения из трёхлетнего путешествия по России. Тяжело больной от безнадёжной любви к Татьяне, сидя запершись у себя в кабинете, он пытается отвлечься от тяжёлых мыслей чтением. И среди этих мыслей и печалей на первом месте – воспоминания о страшной, бессмысленной дуэли с Ленским.

Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думая только о себе…

Вторым ударом по эгоистической замкнутости Онегина, по его душевной слепоте ко всему окружающему были те впечатления о русской жизни, о страданиях русского народа, которые должны были поразить его во время трёхлетнего путешествия.

Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающему. Теперь он может переживать самые сильные чувства, целиком захватывающие его и потрясающие его в душу.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. И он её сначала не узнаёт, из-за такой «немой» девочки выросла светская женщина. И здесь его, наученного ударами судьбы внимательно всматриваться в людей, интересоваться их внутренней жизнью, поражают высокие душевные качества этой женщины, когда-то отвергнутой им: её ум, благородная и спокойная простота её поведения, её сдержанность

в выражении своих чувств, так и её доброжелательность по отношению к окружающим. Онегин, «как дитя, влюблён» в Татьяну; незамечаемый Татьяной, Онегин «бледнеть начинает»:

Бледнеть Онегин начинает:

Ей иль не видно, иль не жаль;

Онегин сохнет – и едва ль

Уж не чахоткою страдает.

Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам.

А он не едет; он Заранее

Писать ко прадедам готов

О сокрой встрече…

«Сердечное страдание пришло ему не в мочь», – так несколько раз Пушкин подчёркивал серьёзность чувства своего героя, ставшего «на мертвеца похожим» от страданий неразделённой, как ему казалось, любви.

Прав был Белинский, когда писал: «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нём уже нет иронии, нет светской уме - ренности, светской маски…В глазах Онегина любовь без борь - бы не имела никакой прелести, а Татьяна не обещала ему лёг - кой победы. И он бросился в эту борьбу без надежды на победу, без расчёта, со всем безумством искренней страсти, которая так и дышит в каждом слове его письма». Глубина переживания вспыхнувшего чувства у Онегина раскрывается при сопоставлении его письма с письмом к нему Татьяны: оба письма созвучны друг другу. Оба письма перекликаются, повторяют друг друга с тем лишь отличием, что герои поменялись местами, и слова Онегина звучат мольбой побеждённого мужчины, охваченного безнадёжной страстью к любимой. Письмо Онегина является, по словам исследователя, «символическим отражением письма Татьяны».

В письме Татьяны:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать

– в письме Онегина:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

В письме Татьяны:

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить…

– в письме Онегина:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюблёнными глазами.

Внимать вам долго…

В письме Татьяны:

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья,

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать)…

– в письме Онегина:

Когда вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать – и разумом всечасно

Смирять волнение в крови…

Проболев целую зиму, просидев безвыходно у себя дома, Онегин ранней весной, ещё не выздоровевший, едет к Татьяне, чтобы хоть увидеть её ещё раз. «Идёт, на мертвеца похожий» – и застаёт Татьяну дома одну. Татьяна сразу понимает, в каком тяжёлом состоянии он находится:

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор,

Ей внятно всё.

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье: Татьяна решительно отказывается соединить свою судьбу с его судьбой.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

но я другому отдана;

я буду век ему верна».

На этом заканчивается роман. Что случилось с Онегиным дальше, Пушкин нам не рассказывает. Белинский в своей работе о «Евгении Онегине» пишет:

«Что стало с Онегиным потом? Воскресла ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мёртвую, холодную апатию?– Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой бога - той натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»

Есть основания предполагать, что Пушкин, когда он думал в своём романе довести описание жизни Онегина до самой смерти своего героя, такую именно судьбу и предназначал ему.

Полностью разочаровавшись в надеждах на личное счастье, излечившись от своего крайнего эгоизма, Онегин встречается с декабристами, принимает вместе с ними участие в восстании и в конце концов гибнет, сосланный на Кавказ.

Но все эти события лежат за пределами того романа, который Пушкин нам оставил. Это были только его планы, предложения на будущее. В написанном им романе Онегин вовсе не декабрист – «силы этой богатой натуры остались без приложения» и «жизнь без смысла».

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В образе Евгения Онегина Пушкин отразил историю формирования личности молодого человека из дворянской среды, показав его путь с детства и до возраста зрелого мужчины.

Как многие дети дворян, Евгений получал образование с помощью гувернёра-француза, который «учил его всему шутя». «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора...», он становится светским «денди», молодым повесой, ведущим праздный образ жизни: обеды, ужины, приёмы в домах богатых и знатных господ, балы, театры, игра в карты. Но главным занятием, в чём он особенно преуспел, становится «наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить...

Но, как оказалось, пустая, однообразная жизнь стала вызывать скуку, потом раздражение, разочарование и принесла хандру. Видимо, Евгений отличался от других молодых людей, которых светская жизнь и безделье вполне устраивали. Если он решил заняться делом, значит, его духовное развитие продолжается, и результаты ещё впереди. Однако вскоре выяснилось, что «труд упорный ему был тошен», поэтому писатель или поэт из него не получится, а чему-либо другому он также не был обучен. К чтению Онегин относился вдумчиво, но чересчур критично («там скука, там обман иль бред, в том совести, в том смысла нет»), и это помешало ему по-настоящему заняться самообразованием: «как женщин, он оставил книги».

Таким образом, воспитание героя оказалось поверхностным, не принесло необходимых результатов. Объясняется это тем, что дворянское общество начала девятнадцатого века было оторванным от своих русских корней и лишало подрастающее поколение национальных основ в образовании. Молодые люди, нередко от природы богато одарённые, не находили применения своим силам, хотя могли бы принести пользу обществу. Онегин отличается от многих, бесцельно живущих: он пытается изменить свою жизнь. В.Г.Белинский писал: «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Незаурядность натуры героя отмечали и автор, выступавший в роли приятеля Евгения, и Татьяна, любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Итак, в результате разочарований в светском образе жизни, герой испытывает состояние духовного поиска. Казалось бы, положительные перемены должен был принести переезд в деревню, когда Евгений становится наследником богатого поместья. Он даже смог, наконец, применить свои познания в экономике:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но «и в деревне скука та же», – делает вывод Онегин, бежавший от столичного безделья и хандры. Его не привлекает даже красота сельских пейзажей, а знакомств с соседями-помещиками Евгений просто избегал. И всё-таки есть в его жизни кое-что новое, положительно влияющее на его душу. Это дружба с молодым поэтом Ленским, хозяином соседнего имения, который недавно вернулся из Германии, где получал образование. Впервые Онегин чувствует себя старшим товарищем, готовым пощадить чувства юного друга, и они долго беседуют на различные темы.

Новый поворот в судьбе Онегина и его духовном развитии приносит встреча с Татьяной Лариной. Евгений отвергает любовь этой девушки, так как уверен, что не создан для семьи, не хочет терять свободу, да и вряд ли когда-нибудь полюбит её. Он понимает, что Татьяна прекрасна душой, что она во многом отличается от других барышень, но в то время Онегин не собирался менять что-либо в своей жизни.

В данный момент Татьяна, видимо, обладает гораздо большей духовной зрелостью, чем Евгений. Он ведёт себя непоследовательно и эгоистично: раздражён чувствительностью девушки, хочет отомстить другу. Вызвав ревность Ленского тем, что бестактно повёл себя с его невестой, Евгений соглашается на дуэль с другом и убивает его. Все эти поступки говорят о далёкой от совершенства духовной организации Онегина. Но именно эти события повлекли за собой те процессы, которые через муки совести, через страдания и раскаяние вели к очищению души и её совершенствованию, так как Евгений очень тяжело переживал убийство Ленского.

А.С.Пушкин не показал в романе, что происходило с героем во время путешествия. Остаётся только догадываться, почему мы видим Онегина в конце произведения совершенно другим. Это уже не безответственный эгоист и не скучающий от безделья человек. Он способен на сильное и глубокое чувство. Встретив Татьяну на одном из светских приёмов, он понимает вдруг, насколько дорога она ему:

Чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Эти слова Евгений пишет Татьяне, которую полюбил неожиданно для себя, когда она уже была замужем. Новые чувства и страдания от безответной любви открывают в характере неведомые ранее для Онегина качества. В письме к Татьяне звучат мотивы, не свойственные человеку эгоистичному или равнодушному:

Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Видимо, теперь, когда Евгений выходит на новый уровень нравственности, он становится духовно ближе Татьяне, хотя она этого не поняла. Да и поздно ей оценивать духовные совершенства Онегина.
Будущее главного героя остаётся неизвестным. Онегин прошёл сложный путь. Можно предположить, что после крушения надежд на счастье в любви он готов, наверное, сблизиться с будущими декабристами, чтобы обрести, наконец, цель в жизни.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Тест 1. 1 глава. Евгений Онегин.

1.Определите основную тему 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

а)Знакомство с главным героем романа Евгением Онегиным; б)Картина быта, нравов, воспитания, образования представителя высшего столичного дворянского общества 1 трети 19 века; в)Описание быта, нравов, жизни русского общества 1 трети 19 века.

2.Определите суть эпиграфа к 1 главе романа «Евгений Онегин».

а)Эпиграф указывает на деятельную, кипучую, энергичную натуру главного героя, стремящегося к активной, полнокровной жизни; б)Эпиграф указывает на раннюю пресыщенность главного героя светской жизнью, её «игрушечными» страстями, неискренними чувствами, переживаниями, притворством; в)Эпиграф отражает осуждение суетливой, пустой и бестолковой жизни светского щёголя.

3.Где родился Евгений Онегин? а)Петербург; б)Москва; в)Париж; г)родовое имение в деревне.

4.Представителем какого социального сословия является Евгений Онегин?

а)поместное дворянство; б)чиновничество; в)столичное дворянство; г)духовенство.

5 . Кто занимался образованием Евгения Онегина?

а) «месье Абби, француз убогой»; б) «Бопре, бывший в Отечестве своём солдатом»; в)Савельич, «пожалованный в дядьки за трезвое поведение».

6.Какое учебное заведение закончил Евгений Онегин?

а)Пажеский корпус; б)Благородный пансион; в)Царскосельский лицей; г)Московский университет; г)получил домашнее образование.

7. О ком говорит

а)о Владимире Ленском; б)о Евгении Онегине; в)о Зарецком; г)о Дмитрии Ларине.

8. Какую литературу читал Евгений Онегин?

а)классицистскую; б)сентиментальную; в)романтическую.

9. В какой науке Евгений Онегин преуспел больше всего?

а) «Дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней»; б)в науке о том, «как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»; в) «Наука страсти нежной».

10 . « Он по-французски совершенно М ог изъясняться и писал , Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…» — представления какого сословия об образовании воплощены в этом замечании А.С.Пушкина об Онегине?

а)столичного дворянства (высший петербургский свет); б)поместного (провинциального) дворянства; в)духовенства; г)купечества.

1 1 .Пребывание Евгения Онегина в высшем свете

а)укрепило его характер, волю, воспитало в нём ответственность, требовательность к себе; б)способствовало напряжённой духовной жизни и реализации его лучших человеческих качеств; в)пресытило и охладило его, притупило его чувства, подчинило его волю и жизнь своим законам.

12 . Где служил Евгений Онегин до того, как поселился в деревне?

а)в привилегированном гвардейском полку; б)в Министерстве иностранных дел; в)нигде не служил.

13 . «…свет решил, Что он умён и очень мил» -

а)Стихи звучат иронически в силу противоречия между характером способностей героя и выводом света о его уме; б)Стихи звучат иронически в насмешку над недалёким молодым человеком; в)В стихах звучит восхищение способностями и образованностью молодого человека.

14 . «Театра злой законодатель, Почётный гражданин кулис…» Эпатирующее, скандальное поведение Евгения Онегина в театре объясняется:

а)невоспитанностью главного героя и незнанием им светского этикета; б)желанием привлечь к себе внимание; в)плохим спектаклем и слабой игрой актёров.

15 . «Мы алчем жизнь узнать заранее, Мы узнаём её в романе; Мы всё узнали; между тем, Не насладились мы ничем — Природы глас предупреждая, Мы только счастию вредим…» — в этих черновых строках

а)Автор указывает причины социальной хандры, овладевшей главным героем, определившей его отношение к жизни и подчинившей его «незыблемым законам света»; б)Автор осуждает пустопорожнюю суету и излишнее человеческое любопытство, зачастую ведущее к драматическим последствиям и разочарованиям; в)Автор сетует об иллюзорной призрачности счастья, его недосягаемости и тщетности стремлений к нему.

16 .Определите СУТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ Евгения Онегина : РУССКАЯ ХАНДРА -

а)Это пресыщение жизнью, разочарование в ней и, как следствие, неумение отличить подлинные нравственные ценности от мнимых; б)Это скандальность и склочность натуры, проявляющаяся в дурном расположении духа, излишней нервозности и истеричности; в)Это склонность к фатализму и пессимизму, определяемые общественным неблагополучием и неверием в торжество разума и добра.

1 . «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум…» — к какому времени относится этот словесный портрет Онегина?

а)до выхода в высший свет; б)во время пребывания в высшем свете; в)после отказа от высшего света и уединения в деревне.

В центре романа «Евгений Онегин» — история любви, история несостоявшегося счастья. Причем любовные сюжеты героев композиционно симметричны: любовь Татьяны, ее письмо, объяснение Онегина и Татьяны в саду — и любовь Онегина, его письмо, объяснение героев в доме князя. В этих сюжетах наиболее полно раскрываются характеры героев, их образ мыслей, внутренний мир, мечты и помыслы.

Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Реакция его в данной ситуации могла бы быть вполне определенной, предсказуемой. Однако он ни на миг не допускает возможности воспользоваться ее наивностью и неопытностью. И в этом отношении он благороден: он далек от мыслей о легком, ни к чему не обязывающем флирте. Но точно так же герой далек и от мысли о подлинной, настоящей любви.

Читая суровую «проповедь» Татьяне, Онегин старается быть искренним и объективным. Он объективно оценивает свой характер, привычки, образ жизни. Однако в самой объективности этой оценки то и дело проскальзывает скептицизм. Онегин все испытал в жизни, все познал в ней. Друзья и дружба, светские удовольствия, балы, женщины, флирт — все это быстро наскучило ему. Он видел светские браки и, вероятно, разочаровался в них. Супружество для него теперь не блаженство, а мука. Онегин безоговорочно уверен, что в сердце его нет места для любви:

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней...

Герой считает себя прекрасным знатоком женской психологии. Находясь в плену привычных стереотипов, он думает, что распознал натуру Татьяны, ее характер:

Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова...

В. Непомнящий отмечает здесь нелепость сравнения Татьяны с «деревцом». Человек в понятиях героя сравнивается с деревом, с неживой природой. Обычно такого рода сравнения используются совсем в другом контексте: сравнением с деревом подчеркивают глупость человека или же его бесчувственность. Онегин же, напротив, здесь говорит о живых, подлинных чувствах. Не означает ли это сравнение бессознательную проекцию героем собственного (бесчувственного) мировосприятия на духовный мир Татьяны?

Их будущей семье Онегин уготовил незавидную участь:

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!...

Евгений снисходителен и исполнен сознания собственного превосходства, великодушия, благородства в объяснении с Татьяной. Отказываясь от любви, он ощущает себя мудрым и опытным мужчиной. На самом деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех: «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт». Как замечает С. Г. Бочаров, отношения Евгения и Татьяны завязываются уже здесь. Онегин пока не может распознать смутного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». Но получив письмо Татьяны, Онегин «живо тронут был»:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылой;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Что с ним? в каком он странном сне!

Что шевельнулось в глубине

Души холодной и ленивой?

Онегин «в странном сне», но душа его погрузилась в этот сон раньше — когда он впервые увидел Татьяну.

Однако Евгений не хочет признать этого. Он даже мысли не допускает о зарождающейся любви, приняв свое волненье за «чувствий пыл старинный». «Рано чувства в нем остыли», — замечает о своем герое Пушкин. Да и существовали ли эти чувства в действительности? Наслаждаясь молодостью и светскими развлечениями, Онегин преуспел лишь в «науке страсти нежной». Флирт, бурные романы, интриги, измены, коварство — все присутствовало в сердечном арсенале героя. Однако там не было места искренности:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать...

Нигде здесь не говорится о любви. Видимо, это чувство было недоступно Онегину. Светская жизнь была полна условностей, лжи и фальши — в ней не было места чистому, искреннему чувству. В объяснении с Татьяной Онегин впервые в жизни искренен. И вот парадокс — герой обманывается в своей искренности. Онегин доверяет здесь лишь своему рассудку и жизненному опыту, не доверяя своей душе.

Онегин не только разучился «слышать» и понимать окружающих — он разучился «слышать» самого себя. Все мысли, выводы героя во время его объяснения с Татьяной безоговорочно подчинены его прошлому жизненному опыту, замкнуты в плену привычных для него стереотипов. Однако, по Пушкину, жизнь гораздо шире, мудрее, парадоксальнее существующего опыта одного человека. И герой начинает осознавать это в финале романа.

В композиционном отношении сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду является развязкой в сюжете, связанном с образом Татьяны. Рассмотрим языковые средства, используемые здесь автором.

Роман Пушкина расчленен на строфы, что позволяет читателю «чувствовать, в каком месте повествования он находится, ощущать пропорции сюжета и отступлений от него». Онегинская строфа — это строфа из четырнадцати стихов четырехстопного ямба, в нее входит три четверостишия (с перекрестной, парной и с охватной рифмовкой) и заключительное двустишие: АбАб ВВгг ДееД жж (большие буквы — женские рифмы, маленькие — мужские).

Как замечает М. Л. Гаспаров, онегинская строфа дает «достаточно богатый ритм: умеренная сложность — простота — усиленная сложность — предельная простота. В этот ритм хорошо укладывается содержательная композиция онегинской строфы: тема — развитие — кульминация — и афористическая концовка». Все эти компоненты легко вычленяются в строфах четвертой главы. Например, одиннадцатая строфа. Здесь вычленяется тема («посланье Тани»), развитие ее («Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил...»), кульминация («Быть может, чувствий пыл старинной Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной»), концовка («Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним»).

Пушкин использует в этом эпизоде эмоциональные, выразительные эпитеты («бурных заблуждений», «необузданных страстей», «ветреным успехом», «бледный цвет», «вид унылой», «сладостный, безгрешный сон», «души доверчивой», «любви невинной», «чистой, пламенной душой», «строгою судьбой», «легкие мечты»), метафоры («Язык девических мечтаний В нем роем думы возмутил»), перифразы («какие розы нам заготовит Гименей»). Здесь находим «высокую» лексику («внимая», «думы», «дева», «молвил»), архаизмы («ввечеру», «недоброхотство»), слова «низкого», разговорно-бытового стиля («пенять», «бесить»), галлицизм («вист»), определение, образованное от литературного термина («без блесток мадригальных»), славянизмы («младая», «вкруг»).

Пушкин использует в этом эпизоде сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, вводные конструкции («поверьте», «верно б»), прямую речь.

Здесь практически нет литературных реминисценций. Как замечает Ю. М. Лотман, на письмо Татьяны, готовой и к «счастливым свиданьям, и к «гибели», Онегин отвечает «не как литературный герой..., а просто как хорошо воспитанный светский... вполне порядочный человек» — тем самым Пушкин демонстрирует «ложность всех штампованных сюжетных схем».

Таким образом, трагедия Онегина — это не только трагедия «лишнего» человека своего времени. Это и трагедия несостоявшейся любви, драма несостоявшегося счастья.