Самые известные картины в эрмитаже с описанием. Экспонаты эрмитажа. «Вечная весна» Родена

Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж. У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа - императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин , принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.

В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г. в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто...

К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее. Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764-1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном . Но позже в обиход вошло и другое название - Малый Эрмитаж .

Фото Эрмитажа


Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально - не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем - от французского ermitage, что означает «приют отшельника».

В1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа , в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками. Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин. А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня...

Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа . С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу. Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем .

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар . Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей , доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни


Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, - Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский... К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля - копию знаменитой галереи в , расписанной великим итальянским художником . Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI-XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

История создания Государственного Эрмитажа

Введение

Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

В главный ансамбль Эрмитажа, расположенный в центре Санкт-Петербурга, входят Зимний дворец - бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены Дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.

1. Начало коллекции музея

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда прусского коммерсанта Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем. В 1764-1767 годах рядом с дворцом по проекту архитектора Вален-Деламота построено новое здание, соединяющееся с дворцом крытым переходом. Мода на отдельно стоящие постройки пришла из Франции («Эрмитаж» означает «приют отшельника»), в малый Эрмитаж позднее поместили коллекцию Гоцковского.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В 1769 году Екатерина закупила крупную частную коллецию Брюля (министр Саксонский при короле Августе III), в коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

С 1771 началось строительство нового, крупного, здания по проекту Фельтена для разраставшегося собрания (Большой Эрмитаж). 1787 -- приобретается коллекция резных камней -- глиптики, Кваренги строит здание Эрмитажного театра и завершает ансамбль. 1774 год -- первый печатный каталог галереи на французском языке, в это же время хранителем и реставратором приглашен художник венецианец Мартинелли, он же был директором до 1797 года. Принцип развески был декоративным, при развеске часто сохранялась целостность коллекций. Эрмитажный комплекс находился в ведении Придворной конторы, но был самостоятельным учреждением внутри дворцового ведомства. Разрешение на посещение давалось обер-гофмаршалом Придворной конторы. В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики. Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

2. Развитие музея

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием "Снятие с креста", "Ферма" Поттера, полотна Клода Лоррена, "Бокал лимонада" Терборха и "Завтрак" Метсю, а также статуи, созданные Кановой: "Психея и Амур", "Парис", "Геба" и "Танцовщица".

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года. К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года. До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

3. Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения ван Дейка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

В Советской России Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована Свердловск. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности (после окончания восстановительных работ в 1945 году), и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

4. Эрмитаж - музей

В Эрмитаж в начале XIX века допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. Численность посетителей составляла около 3-4 тысяч в год, что соответствовало уровню других крупных европейских музеев. Одними из наиболее постоянных посетителей были художники.

В 1852 году Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением.

Структура Эрмитажа 1805-1853:

1) Библиотеки, резные камни, медали;

2) Картины, бронза, изделия из мрамора;

3) Эстампы;

4) Рисунки;

5) Кабинет натуральной истории.

С 1805 года Эрмитаж осознается как музей, теперь там работают специалисты-хранители. Опись 1797 года - 3996 картин в Эрмитаже, в 1764 коллекция составляла 225 картин. В конце правления Николай 1 провел реорганизацию: распределил по 4 категориям - картины, картины для других дворцов, для кладовых, не имеющие значения (их продавали на аукционах). В 1863 году учреждена должность директора, им стал Гидеонов. В 1866 он отменяет билеты в Эрмитаж - делает свободный вход.

Эрмитаж и Оружейная палата долго оставались крупнейшими собраниями художественных коллекций в стране. Они были открыты и для широкой публики. В 1870-е была введена книга регистрации посетителей, система билетов и пропусков.

В Эрмитаже за два с половиной столетия была собрана одна из крупнейших коллекций (около 3 миллионов экземпляров) произведений искусства и памятников мировой культуры, с каменного века и до нашего столетия (богатые коллекции западноевропейской живописи -- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, скульптуры, памятников прикладного искусства, Греции и Рима: вазы, резные камни, ювелирные изделия, терракот, римский портрет и греческая скульптура).

Для обозрения открыты следующие выставки: Культура и искусство Древней Греции VIII-II веков до нашей эры, Культура и искусство античных городов Северного Причерноморья VII века до нашей эры -- III века нашей эры, Культура и искусство древней Италии и Рима VII века до нашей эры -- IV века нашей эры.

В Эрмитаже хранится более 140 тысяч памятников культуры и искусства народов Востока. Отдел Востока был основан в 1920 году по инициативе известного ученого-востоковеда И.А. Орбели. В начале 2000-х музей располагал одним из наиболее прогрессивных музейных сайтов.

Заключение

эрмитаж музей коллекция

Эрмитаж был создан во второй половине XVIII века благодаря страсти Екатерины II к коллекционированию. Формирование художественных императорских коллекций было заложено еще Петром I (собрание картин, антикварной скульптуры). С появлением многочисленных императорских дворцовых ансамблей коллекционирование активизируется (Зимний дворец, Царское Село).

Музейное собрание Екатерины II носило комплексный характер. Его начало -- дворцовая картинная галерея, созданная путем крупных закупок.

Галерея западноевропейского искусства, собранная императрицей -- основа ее собрания, к ней добавились коллекция античной скульптуры, крупнейшая коллекция резных камней, библиотека, нумизматическая коллекция. К концу правления Екатерины Эрмитаж стал одним из лучших музеев Европы.

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

1) Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;

2) Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;

3) Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;

4) Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;

5) Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

1. Запасной дом Зимнего дворца;

2. Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Список литературы

1. «Государственный Эрмитаж. Сокровища мирового искусства. От века Просвещения до наших дней», Неверов О., 2010 г.

2. «Эрмитаж.История зданий и коллекций.Альбом», Добровольский В.И., 2013 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История возникновения и развития государственного музея "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге как крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире художественного и культурно-исторического музея. Положение Эрмитажа во время Великой Отечественной войны.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Эрмитаж – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. История строительства и описание архитектурного ансамбля Эрмитажа – Зимнего дворца, дворца Меншикова, музея императорского фарфорового завода.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История появления Эрмитажа в 1764 г. как частного собрания Екатерины II. Существенные преобразования Эрмитажа после падения императорской власти. Основные здания, входящие в состав музейного комплекса. Коллекция и отделы музея, филиалы в других городах.

    реферат , добавлен 06.01.2014

    Создание большого количества исторических и военно-исторических музеев в Санкт-Петербурге. Памятные места, связанные с событиями городской жизни. Залы Эрмитажа, посвященные культуре и искусству стран Востока. Организация обслуживания посетителей.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

Какие места наиболее часто посещают туристы, приехав в Петербург? Эрмитаж, Кунсткамеру и крейсер "Аврора".

Чем уникален Эрмитаж?

Это крупнейший в мире художественный и культурно-исторический музей. Он так же известен и популярен, как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Государственный Эрмитаж хранит 3 миллиона экспонатов, из которых одних лишь картин насчитывается 15 тысяч. Подсчитано, что если уделить каждому экспонату музея всего 1 минуту, то для просмотра всех коллекций Эрмитажа потребуется... 8 лет! И это учитывая только постоянные экспозиции, но не временные выставки. Эрмитаж же каждый месяц организовывает десяток таких. А длина всех коридоров составляет 20 км. Но главная изюминка этого музея не в масштабах и не в количестве хранимых исторических предметов, а в том, что там находятся оригиналы многих шедевров мировой живописи и других видов искусства.

Где находится?

Месторасположение музея — на Дворцовой набережной. Государственный Эрмитаж — это комплекс из пяти зданий (Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр). Главный вход находится по адресу: 2.

График работы

Государственный Эрмитаж готов принимать посетителей со вторника по воскресенье, начиная с 10.30. Конец работы — 18.00, но в среду — 21.00. Выходной — понедельник. Но внимание: кассы перестают продавать билеты за час до закрытия. Лучше планировать поход по Эрмитажу на часы до обеда и в - людей меньше. А вот в выходные иногда нужно простоять в очереди около часа.

Стоимость билетов

Билеты в Эрмитаж относительно недорогие. Для граждан России цена составит 100 р., пенсионерам, студентам и детям — бесплатно. Иностранцам придется заплатить 350 р. Но каждый первый четверг месяца — бесплатный день для всех.

История создания

В 1764 году Екатерина Вторая приобрела 225 картин из коллекции немецкого купца Йоханна Гоцковского. Эта подборка предназначалась для короля Пруссии Фридриха Второго, но из-за финансовых проблем он не смог ее выкупить. Предприимчивый купец предложил это сделать русской императрице, и она без колебаний согласилась, дабы щегольнуть перед немецким монархом. Так как Гоцковский не обладал глубокими познаниями в области искусства, то в коллекцию вошли картины довольно посредственные (по сравнению с теми, что поступили позже). В основном это были произведения рук голландских и фламандских мастеров, а также некоторые работы итальянских художников XVII в. Но среди них следует отметить произведения Хальса и Стена.

Этот год (1764-й) и считается годом основания Эрмитажа, хотя музея в современном понятии этого слова еще не было. Через пять лет произошло следующее приобретение: 600 полотен из частной коллекции графа фон Брюля. Тут были ценнейшие экспонаты: "Портрет старика в красном" Рембрандта, "Персей и Андромеда" Рубенса и другие.

Еще 400 картин куплено у французского коллекционера Пьера Кроза. Таким образом в Петербурге оказались "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса, "Автопортрет" Ван Дейка.

Для Екатерины приобретение шедевров мировой живописи в первую очередь было политическим жестом, чтобы показать, что Российская империя — развитая и небедная страна, которая может позволить себе такую роскошь. В 1774 году во владении императрицы находилось 2080 картин, но общего доступа к ним не было. К этому периоду относится знаменитая фраза Екатерины о том, что этим любуется только она и мыши. Хотя позднее доступ в галереи был открыт, но по особым разрешениям.

Позднее в Эрмитаж поступили ценности, вывезенные из особняков знати и других царских дворцов. Музей пополнился частными коллекциями Юсуповых, Строгановых, Шереметьевых. Также другие учреждения передавали свои экспонаты в дар Эрмитажу.

Коллекция живописи

Благодаря экспонатам Эрмитажа, можно проследить историю мировой живописи и понаблюдать, как развивалось искусство Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Франции и других стран. Например, в собрании представлены 7 тысяч картин только европейских художников, начиная со Средневековья и заканчивая прошлым веком. Кроме постоянных экспозиций, действуют еще и временные выставки. Эрмитаж тщательно следит за сохранностью ценного культурного наследия прошлого, поэтому некоторые образцы открыты для широкого доступа лишь несколько недель в году с целью их сбережения.

Залы западноевропейского искусства оформлены по хронологическому и географическому принципу, то есть в одном собраны работы живописцев конкретной страны на протяжении конкретного периода времени. Например, галерея итальянской живописи XIII-XVIII веков может похвастаться такими шедеврами, как "Благовещение" "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, "Святое семейство" Рафаэля.

Очень богата экспозиция фламандского изобразительного искусства XVII-XVIII веков. Гордость коллекции — 32 картины Рубенса ("Союз Земли и Воды", "Вакх" и крупные монументально-декоративные циклы), 24 произведения его ученика Ван-Дейка ("Автопортрет").

В галерее испанской живописи XV — начала XVIII века хранятся полотна Эль-Греко и Павел"), Веласкеса ("Завтрак"), де Гойи ("Портрет актрисы Антонии Сарате"). Можно наблюдать за развитием готических и реалистических тенденций, а также караваджизма.

Исключительно богато собрание картин (около 1000) голландских художников, включая раннего и позднего Рембрандта.

Так широко, как в Эрмитаже, английская живопись представлена разве что в самой Великобритании. Большой интерес вызывают работы придворных портретистов. Одним из всемирно известных полотен является "Портрет дамы в голубом" Томаса Гейнсборо.

В выставочном зале живописи Франции XV-XVIII веков важнейшее место занимают работы кисти классициста Никола Пуссена. А собрание произведений второй половины XIX — ХХ века по праву считается одним из лучших в мире. Тут есть и знаменитый импрессионист Моне ("Дама в саду", и Ренуар ("Девушка с веером"), и Дега ("Площадь Согласия"). Гордость этой коллекции — 38 оригиналов Матисса и 31 — Пикассо.

В зале немецкого искусства особо выделяются мастера берлинской и мюнхенской школ. Также привлекают внимание батальные полотна, посвященные Отечественной войне 1812 года и работы Фридриха в стиле романтизма.

Недавно Государственный Эрмитаж приобрел Это одно из самых знаменитых произведений русского искусства прошлого века.

Каков же вывод? Можно еще долго рассказывать и про архитектурные памятники, и про скульптуры Эрмитажа. Но читать про намного менее увлекательно, чем наслаждаться прекрасным воочию. Поэтому надо без раздумий пойти и купить билеты в Эрмитаж для всей семьи. Будет познавательно.

К рупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский - крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1754-1762 гг. - строительство Зимнего дворца.

1764 г. - покупка Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского.

1764-1775 гг. - строительство Малого Эрмитажа.

1771-1787 гг.- строительство Большого Эрмитажа.

1783-1787 гг. - строительство Эрмитажного театра.

1820-1827 гг. - строительство Главного штаба.

1826 г. - создание «Галереи 1812 года» в Зимнем дворце.

1842-1851 гг. - строительство Нового Эрмитажа.

1914 г. - организация в Зимнем дворце военного госпиталя.

1917 г. - штурм Зимнего дворца большевиками, объявлением Эрмитажа государственным музеем.

1920-1930 гг. - передача в Эрмитаж национализированных частных коллекций.

1941 г. - эвакуация экспонатов Эрмитажа на Урал.

1942 г. - организация бомбоубежищ в подвалах Эрмитажа.

1945 г. - возвращение в Эрмитаж эвакуированных коллекций и его открытие для посетителей.

1948 г. - приобретение Эрмитажем коллекции живописи конца 19-начала 20 века.

1981 г. - открытие филиала Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце.

ЭРМИТАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитаж был передан большой дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.). Датой основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция картин преимущественно голландской и фламандской школ. Значительное число произведений размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage - место уединения; позднее это название перешло на картинную галерею). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно- прикладного искусства, глиптики, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). В XIX в. в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл важную роль в развитии русской культуры. В первой половине XIX в. для него было построено специальное музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Эрмитаж было ограниченным, экскурсии до конца XIX в. в музее не допускались. За расширение доступа в Эрмитаж боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитажа значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована, но в Эрмитаже и в дни блокады продолжалась музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» - портреты героев Отечественной войны 1812, а также бывший дворец Меншикова), нумизматики, западноевропейского искусства (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Рёйсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.; графическая коллекция, произведения декоративно- прикладного искусства).

Популярная художественная энциклопедия. М., 1986

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЭРМИТАЖА

Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.

Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.

Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре - так называемой «Восковой персоне», сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в «Восковой персоне» нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа «по старой дружбе» давали им посмотреть, как это происходит.

Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича «Черный квадрат». С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее «темной» или «негативной» энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея «Черный квадрат» нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.