Развитие любовной линии в романе доктор живаго. Временное и вечное в персонажах русской литературы: Е. А. Латкина. Образ Лары в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго. Ольга Ивинская и Борис Пастернак

Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В романе «Доктор Живаго» б. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях.
Главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго, русский интеллигент. Он не без колебаний принимает революцию. Трагедия этого героя заключается в постоянных сомнениях, которые возникают у него и по отношению к любимым женщинам.
Вьюга, метель, буран, появляющиеся уже на первых страницах произведения, сопровождают все события романа. Это и очистительный ноябрьский снег, падающий на газету с первыми декретами советской власти, которую жадно читает на углу Арбата Юрий Живаго. Это и метель, в которой он, еще не знакомый с Ларой, как бы предчувствующий их встречу, впервые видит с улицы оттаявший от свечи кружок на окне. В этом доме идет разговор между Ларой и Пашей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Это и рождественская морозная ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословила Юру и его будущую жену Тоню.
Любовь, по мнению Пастернака, такая же противоречивая и изменчивая, как и вся жизнь того времени, как вьюга, метель, буран. Говоря об отношениях между Юрием Андреевичем и Тоней, автор чаще всего обращается к понятиям любви и долга. В первую очередь, это был долг перед Анной Ивановной, которая завещала "детям" не расставаться. Слова этой женщины сильно изменили Юрия Андреевича: «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
Нет, нельзя говорить о том, что Живаго равнодушен к своей жене. Но любовь его совсем не такая, какую он испытывает к Ларе. В романе «природность» этой любви постоянно подчеркивается автором. Лара у гроба Живаго думает: «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее».
Лара появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
Доктор инстинктивно стремится к этой женщине, как к части мироздания. Он и Лара – единое целое, этого требует природа, этого требует его душа. Но любовь к Ларе бесплодна, она подчинена буре страстей. Пастернак изображает своих героев в таких «ракурсах», что читателю невольно приходится задумываться о том, что есть любовь, в чем истина. У Юрия Андреевича и Тони будет ребенок, который будет очень похож на мать Живаго. Что же это? Почему же отношения с Ларой пустые, хотя они подходят друг другу, как никто другой? И что есть в данном случае истинная любовь? Автор не дает конкретного ответа, предоставляя читателю возможность самому найти истину.
Стоит отметить, что Пастернак еще сильнее усугубляет ситуацию, введя в роман образ Марины. Любовь к ней – некий компромисс с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах». Эту женщину отличала покорность и подчинение фантазиям Юрия Андреевича. Марина прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».
Любовь, представленная в романе, очень разная по своей сути. Здесь можно говорить о «многополярности» этого чувства. Страстно Живаго любил Лару, из-за чувства долга – Тоню. Марину же он любил, потому что так распорядилась судьба. Однако Юрий Андреевич так и не находит счастья в любви, и все, что ему остается, – пойти на компромисс с жизнью, смириться с действительностью.


Стихия. Любовь Юрия и Тони - это сдерживаемая стихия, это как пламя свечи - светит и согревает. Возле нее тепло и уютно. Юрий Андреевич по-своему любит Антонину Александровну, он привязан к ней. Но вот это пламя вырывается на волю и захватывает героя. Причем он начинает пылать страстью не к жене, а к Ларе - постороннему человеку. Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить. Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. И все потому, что стихия вырвалась наружу, теперь это не маленький огонек свечи, любовь Юрия и Лары - это бушующая стихия, пламя вырвавшееся на волю,

грозящее погубить, сжечь все и вся. Любовь - стихия, приносящая страдания, она дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Но любви, как и любой другой стихии нельзя избежать. Она все равно придет, захватит, закружит в своем водовороте, смешает вместе горе и радость. Эта стихия сталкивает совершенно разных людей, словно желая

узнать, что из этого получится. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они полная противоположность друг другу. «Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги», - так пишет о Ларе Юрию Андреевичу в своем прощальном письме Антонина Александровна.

И все-таки любовь освещает и согревает жизненный путь героев, особенно Лары и Юрия. Да, она осложняет им жизнь, но они живут этой любовью.

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости

чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни».

Да, любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем высокое искусство. Юрий Андреевич боготворит Ларису Федоровну, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает. «Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства

с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня».

Мне кажется, эти слова очень хорошо показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. не ревнует ее к Антипов, он понимает, принимает, и, самое важное, разделяет ее чувства. Чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лариса Федоровна говорит Юрию Андреевичу, что «если бы Стрельников снова стал Пашенькой Антиповым», то она бы «на ко-

ленях ползком приползла» в их дом. «Все бы встрепенулось во мне. Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне».

Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару, еще девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность, стихийность. С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит сам Юрий Андреевич. «Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало:

если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь».

Лариса Федоровна освещает путь Юрия Андреевича. С детства она заронила в его душу «свет очарования», она разделила с ним тяготы жизни в его зрелые годы, и она же стояла у «конца его жизни» - Лара пришла проводить Юрия в последний путь.

Любовь Ларисы Федоровны и Юрия Андреевича и была тем, что их объединяло, роднило. Их любовь была «вольная, небывалая, ни на что не похожая!..»

Через эту стихию, через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Герои не могли не любить. Нелюбовь - это болезнь. Юрий, Лара, Тоня - они остерегаются, боятся этой болезни?

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара», - пишет в письме Юрию Андреевичу Антонина Александровна.

Но Юрию, Ларе, Тоне, Марине не страшна эта болезнь. Такие богатые душой личности, как они, не любить не могут, любовь у героев в крови. Для них любовь - это жизнь. Их любовь - высокое, горящее, жертвенное чувство. Она облагораживает их самих и предмет их любви. Страницы, на которых изображена любовь Юрия, Тони и Лары, являются, как мне кажется, одними из самых прекрасных, трогательных, захватывающих страниц романа.

Но любовь не единственная стихия в «Докторе Живаго». В самом начале мы уже говорили о природных стихиях - вьюге, метели, буране. Эти стихии проходят через все произведение, и им противостоит стихия огня, свеча. Они возникают в самом начале романа (буря после похорон матери Юрия, манящая свеча в окне Камергерского переулка) и сопровождают героев до конца (гроза в момент гибели Живаго, образ свечи в стихотворении Юрия, переживший и воскресивший его). Андрей Вознесенский в своей статье «Свеча и метель» пишет: «Мы видим, как в процессе жизни, в душевной смуте автора, героя романа, сначала брезжит пламя свечи, увиденное сквозь морозное окно... Затем ночная, чувственная свеча становится символом его любви к Ларе. Метель, символ истории, задувает этот одинокий огарок, гибнет личность, одухотворенность, интеллигент - и, наконец, в финале романа расцветает чудо классического стихотворения «Свеча горела», без света которого уже нельзя представить нашей духовной культуры».

На протяжении всего произведения идет как бы противопоставление: свеча - метель, свет - тьма, жар - холод, жизнь - смерть. Свет свечи, как символ страсти, - это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь. Снег, вьюга, метель - стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть.

Революция - стихия. Ее нельзя избежать, нельзя вмешаться в ее события, ибо все равно ничего нельзя изменить. Неизбежность делает людей безвольными. Стихия подчиняет себе всех и вся, она ничего не выпускает из своей снежной круговерти. Действительно, основным символом революционной стихии является метель. Метель, сметающая, заметающая все вокруг. Снежинки - словно люди, летящие на свет неведомого очага и гибнущие бесчисленно.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы...

Мело... Метель. Именно метель является символом революции и у Блока в «Двенадцати».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Любовь в романе Пастернака «Доктор Живаго» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Е. А. Латкина . Образ Лары в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

(Вологда)

Перечитывая роман «Доктор Живаго », выявляя персонажную сторону творческого замысла, изучая и сопоставляя образы и прототипы (в особенности образ Лары), можно наметить несколько линий, по которым, на наш взгляд, возможно построить исследование.

Прежде всего, интересно проследить движение, развитие образа Лары в романе: от Лары Гишар - к Ларе Антиповой - к сестре Антиповой - к Ларе в ее взаимоотношениях с Юрием Живаго - к Ларе, стоящей у гроба Юрия Живаго, к ее исчезновению и продолжению Лары в судьбе ее дочери Татьяны. Материала для характеристики этого образа-персонажа в романе предостаточно: есть и очень точные самохарактеристики Лары, о ней говорят и доктор Живаго, и Антипов-Стрельников, и Тоня, жена Юрия Живаго, и персонажи второстепенные, эпизодические, и, наконец, сам автор.

Одна из основных характеристик Лары, которая состоит в том, что «сразу было видно, что она не как все », обозначена автором уже перед первым ее появлением на страницах романа: «Девочка из другого круга » (название второй части). Ее «непохожесть » на других подчеркивается и происхождением: отец - бельгиец, мать - обрусевшая француженка. Лара имела «ясный ум », «легкий характер » и была «очень хороша собой ». Примечательно, что и сама она еще в юности осознавала эту свою необычность, избранность: «За что мне такая участь, что я все вижу и так обо всем болею? ». Позже она эту свою «участь » определила уже более точно: она «тут для того, чтобы разобраться в сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени, а если ей это будет не по силам, то из любви к жизни родить себе преемников, которые это сделают вместо нее ».

С самого начала судьба не баловала Лару: отец умер, материальное положение семьи пошатнулось, матери пришлось взяться за дела самой, открыть швейную мастерскую. «После смерти отца мать жила в вечном страхе обнищания. Родя и Лара привыкли слышать, что они на краю гибели », и поэтому «понимали, что всего в жизни придется добиваться своими боками », «знали всему цену и дорожили достигнутым ».

Интересны еще некоторые из юношеских характеристик Лары. Описывая ее знакомство с Никой Дудоровым, автор пишет: «Он был Лариного десятка - прямой, гордый и неразговорчивый. Он был похож на Лару » - и поэтому (!) - «не был ей интересен ». Лара была очень чутка ко всему другому, новому, необычному, яркому. «Каким ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же! » - думает она.

Когда «были дни Пресни » и совсем еще мальчики Антипов и Дудоров «играли в самую страшную и взрослую из игр, в войну, притом в такую, за участие в которой вешали и ссылали », Лара «смотрела на них, как большая на маленьких ». «Мальчики стреляют », - думала Лара. Она думала так не о Нике и Патуле, но обо всем стрелявшем городе. «Хорошие, честные мальчики, - думала она. - Хорошие. Оттого и стреляют ». Уже тогда это ее «мальчики » шло от того материнского чувства, которое Лара всегда носила в себе по отношению к людям вообще, и особенно - к близким и дорогим ей.

Лара «была самым чистым существом на свете », пишет автор, сопровождая эту характеристику таким комментарием: «Грязно только лишнее ». В Ларе не было ничего «лишнего ». Связь с Комаровским, любовником матери, Лара с самого начала воспринимала как нечто запретное, ужасное, мучительное, но ей потребовалось шесть месяцев, чтобы справиться с этим, и, однажды осознав, что это грязное как раз и есть лишнее в ее жизни, оборвать эту связь со свойственной ей решительностью. Следствием этой истории стала та «гордая враждебность к себе самой », которую потом отметит в ней Юрия Живаго: «Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности ». Сама Лара о последствиях этой связи говорит: «Я - надломленная, я с трещиной на всю жизнь ». Но именно с этой историей ее жизни связана и важная авторская идея. Живаго на рассказ Лары о ее отношениях с Комаровским отвечает: «Я думаю, я не любил бы тебя так сильно, если бы тебе не на что было жаловаться и не о чем сожалеть. Я не люблю правых, не падавших, не оступавшихся. Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им ».

Этот эпизод лариной жизни и эта реакция Живаго имеют, на наш взгляд, определенную связь с еще одной линией романа - евангельской. Христос и Магдалина составляют своеобразную параллель к образам Лары и Юрия Живаго. В юности Лара «не была религиозна, в обряды не верила, но иногда для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы она шла в сопровождении некоторой внутренней музыки ». Жизнь вносит свои коррективы и в эту сферу жизни Лары. Однажды именно из рассказа Симы о Магдалине Лара выносит не то чтобы оправдание, но необходимую ей для себя самой надежду: «Завидна участь растоптанных. Им есть, что рассказать о себе. У них все впереди. Это Христово мнение ». У гроба Живаго Лара очень жалеет о том, что его не отпевают «по-церковному »: «Юрочка такой благодарный повод! Он так всего этого стоил, так бы это “надгробное рыдание творящее песнь аллилуйя” оправдал и окупил! »

С образом Лары связан и самый яркий символический образ романа - образ горящей свечи, разворачивающийся и наполняющийся все новыми смыслами на протяжении всего романа. От свечек, которые покупал для Лары Паша Антипов, зная, что она любит разговаривать при свечах, - к свечкам в их руках во время венчания, когда Лара все время следила за тем, чтобы держать свою свечку ниже Пашиной (по примете) - к свече на столе Лары и Паши во время их «рождественского разговора », той самой свече, которую, как Лара узнает потом, увидел с улицы сквозь протаявший на оконном стекле кружок Юрий Живаго и с которой «пошло в его жизни его предназначение », - к словам Лары, обращенным к Живаго: «А ты все горишь, моя свечечка! » - к размышлениям Живаго о судьбе России, которая горит, как «свеча искупления », - и к лучшим строчкам его поэтического дневника: «Свеча горела на столе, свеча горела… ».

Материал романа сопротивляется тому, чтобы рассматривать Лару как тип, образный типаж. Во-первых, самим автором акцентирована нетипичность главных героев: по словам Юрия Живаго, «принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение. Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина требующегося от него налицо. Он свободен от себя, крупица бессмертия достигнута им ». Эту нетипичность отчасти подчеркивает, на наш взгляд, и фамилия Лары - Антипова (анти - тип). Во-вторых, рассматривать Лару как типичный персонаж мешает высокая степень связанности этого персонажа с его прототипом, а значит, живым и совсем нетипичным человеком - Ольгой Ивинской, о которой Борис Пастернак говорил: «Она и есть Лара моего произведения ». И все же попробуем это сопротивление преодолеть.

Задача рассмотрения образа Лары в контексте русской литературы решается достаточно легко, поскольку связи Лары с ее литературными предшественницами XIX века очевидны. «Ум, глубина, цельность натуры Татьяны Лариной » с ее хрестоматийным «я буду век ему верна », высокая требовательность к чистоте и честности тургеневских девушек, роковая, сводящая с ума мужчин красота и надломленность героинь Ф. М. Достоевского, душевная сила и способность переносить любые испытания некрасовских «русских женщин », любовь как сущность жизни героинь Л. Н. Толстого, отсутствие всякого рода пошлости и интеллигентность в ее чеховском понимании, свойственное блоковской Незнакомке умение оставаться женщиной, манящей и волнующей, в условиях, совершенно к этому не располагающих, - все это есть в Ларе.

Предваряя дальнейшие размышления над образом Лары, одним из самых ярких женских литературных персонажей, отметим, что русская классическая литература до XX века интересовалась, в первую очередь, все-таки мужчинами. По-видимому, это обусловлено, с одной стороны, господствовавшей в обществе, да и сегодня во многом сохраняющей свои позиции, традиционной, сформировавшейся в недрах патриархального общества гендерной культурой, а с другой - ею же порожденной одной из существенных особенностей русской литературы, которая состоит в том, что она всегда была социально направленной, она была «кафедрой », она стремилась уловить «нарождающиеся современные явления », ее интересовали «герои времени », то есть все то, за что опять же традиционно отвечали и отвечают мужчины.

Женские образы в произведениях русских писателей чаще всего выполняли вспомогательную функцию. В одних случаях они способствовали проявлению характера главного героя (например, женщины в жизни Печорина или те же тургеневские девушки, встреча и отношения с которыми играли роль своеобразного экзамена для героя), в других случаях они могли символизировать собой некие авторские идеи: например, Вера Павловна с ее снами о будущем, Соня Мармеладова с Евангелием, Пелагея Ниловна с прокламациями. Почему в русской литературе так мало самостоятельных женских образов? Что мешало лучшим, талантливым мужским умам создать героинь, равных по своей значимости героям-мужчинам. Скорее всего, сформированные в рамках той же традиционной культуры гендерные стереотипы. Преодолеть их, хотя бы отчасти, в литературе XIX века удалось только гениям - А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому. По мнению В. С. Соловьева, «истинно идеальный человек не может быть только мужчиной или только женщиной <…> он должен быть свободным единством мужского и женского начала ». Гениальность А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого вместила в себя эти два начала (здесь будет уместно вспомнить и флоберовское «Эмма Бовари - это я ») и позволила им создать женские образы, которые воспринимаются нами как значимые, самостоятельные, автономные: Татьяна Ларина - «милый идеал » автора, Наташа Ростова, Анна Каренина.

Глобальные социальные изменения XX века протекали так мощно и быстро, что культура (всегда цивилизации сопротивляющаяся в силу одной из своих основных функций - сохраняющей, консервирующей, стабилизирующей) не успевала создавать новые общественно-культурные стереотипы, в том числе и гендерные. Они формируются очень медленно, изменению поддаются очень сложно, поскольку лежат на уровне подсознания и пронизывают собой все сферы общественной и личной жизни человека.

На наш взгляд, в большей степени, чем писателям XIX века, преодолеть гендерные стереотипы традиционной культуры удалось Б. Л. Пастернаку в романе «Доктор Живаго », и основная причина этого заключается в том, что он жил уже совсем в другое время и в совершенно другом мире, общество уже значительно изменилось и новые тенденции в его развитии уже наметились.

Литература, и особенно гениальная русская литература, не могла этих изменений со свойственной ей чуткостью не ощутить и со свойственной ей точностью попадания и яркостью персонажей не отразить. Одно из наиболее заметных и значимых явлений XX века - феминизм, отразивший происходящие изменения в понимании места и роли женщины в жизни общества, во всех его сферах. Теоретически феминизм оформился во второй половине XX века, осмысливаться и принимать разумные (неагрессивные) формы он начинает только сейчас, тогда как продуцируемые сегодня в рамках этого осмысления идеи отразились в художественных образах русской литературы уже к середине прошлого столетия.

Остановимся на этом более подробно, поскольку, на наш взгляд, достаточно продуктивным может стать рассмотрение образа Лары и романа в целом с точки зрения отражения в них общекультурных тенденций XX века, в том числе стремления общества к пересмотру устоявшейся, но и устаревшей гендерной системы, к феминизации культуры и общества в целом. Исследования последних десятилетий показывают, что использование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании предоставляет широкие возможности для осмысления и переосмысления культуры.

Сформировавшаяся в рамках традиционного (патриархального) общества гендерная система - это система власти и доминирования. Два пола конституируются не только как различные, но и как неравные, не только как взаимодополняющие, но и как находящиеся в иерархических отношениях. Мужчина ассоциируется в первую очередь с социальной сферой, женщина - с природной. Мужчина выступает как позитивная культурная норма, женщина как негативное, как отклонение от нормы, как нечто Другое, Иное. Все мужское (черты характера, модели поведения, профессии) воспринимаются как первичные, значимые, доминирующие, все женское - вторичное, незначительное с социальной точки зрения, подчиненное. Отсюда и традиционные культурно-символические смыслы: с мужчиной соотносятся Бог, творчество, сила, свет, активность, рациональность, с женщиной - природа, тьма, слабость, пассивность, подчинение, хаос. Культурная метафора пола такова: мужчина - дух, стремящийся к познанию, обладанию, женщина - природа, познаваемая, подчиняемая и, в результате становящаяся объектом агрессивного акта познания-обладания. Приведем только два (хотя их можно найти намного больше) примера из «Доктора Живаго », вступающие в прямую перекличку с этими позициями.

Первый эпизод - эпизод болезни Юрия Андреевича Живаго: «Всю жизнь он что-нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил. Как хорошо было перестать действовать, добиваться, думать и на время предоставить этот труд природе, самому стать вещью, замыслом, произведением в ее милостивых, восхитительных, красоту расточающих руках » (здесь природа - это Лара, и ее руки - это руки Лары, которая ухаживает за Юрием Андреевичем во время болезни).

Второй эпизод - Лара обращается к Живаго: «Окрыленность дана тебе, чтобы на крыльях улетать за облака, а мне, женщине, чтобы прижиматься к земле и крыльями прикрывать птенца от опасности ».

В образе Лары, безусловно, много от традиционного понимания женщины. Лара олицетворяет собой не рожденный в недрах революции и гражданской войны тип новой женщины, чаще всего бесполой - вынужденно или по собственному выбору, - а тип женщины в ее традиционном, классическом понимании, но по-новому проявившейся в новых условиях жизни.

Героиня, на наш взгляд, вместе с двумя другими героинями русской литературы XX века - Незнакомкой А. А. Блока и Маргаритой М. А. Булгакова - представляют собой некие ступени освоения идеального женского образа литературой нового века.

Незнакомка - неземная, дышащая «духами и туманами », безымянная.

Маргарита - совместившая в себе реальность и вымысел, существующая и на земле, и на небе.

И Лара, живущая в жестокой и страшной российской реальности первой половины XX века Лариса Федоровна Антипова.

У Александра Блока - предчувствие беды…

У Бориса Пастернака и Михаила Булгакова - ее страшное лицо и разрушительные для человека последствия совершившегося, по меткой характеристике Лары, «скачка из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства ».

Общее в этих героинях - роль, которую они берут на себя в условиях рушащегося и разрушающего мира. Их назначение - спасти, сохранить самое главное, саму суть жизни. Спасительная, спасающая красота Незнакомки, не подвластная пошлости жизни, хранящая за «темной вуалью » свой «берег очарованный и очарованную даль ». «Верная, вечная любовь » Маргариты и Мастера: «За мной, читатель, кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? ». «Венец совместности » в союзе Лары и Юрия Живаго, когда, «все доставляет радость, все стало душою ».

Об этом очень точно скажет Лара: «Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Все бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том, неисчислимо великом, что натворено на земле за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим, и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем ».

В отношениях Мастера и Маргариты, Лары и Живаго сильной стороной становится женщина, или, как точно сформулировал Б. Л. Пастернак, «бездне унижений бросающая вызов женщина ». Само время заставило ее «действовать, добиваться и думать » вместо мужчины или вместе с ним. Лара и Маргарита спасают любимых ими мужчин не только своей любовью, но и своей жизненной силой. Совсем не Духом, познающим Природу, а наоборот, замыслом этой природы, вещью в ее руках чувствует во время болезни себя Юрий Живаго - и как жизненно важно и как сладко ему это ощущать. Рассказывая о своих отношениях с мужем, Лара говорит о том, что он «не оценил материнского чувства », которое было примешано в ее отношение к нему, он даже не догадывался, «что такая любовь больше обыкновенной женской ». Это создавало мучающую обоих искусственность в их отношениях, а Юрию Живаго это материнское чувство Лары нисколько не мешало любить ее, и оттого и была их близость «такой легкой, невынужденной, саморазумеющейся », по словам самой Лары. «Я - поле твоего сраженья! » - запишет Юрий Живаго в своем поэтическом дневнике. Сражается за своего Мастера булгаковская Маргарита.

Если все же попытаться охарактеризовать этот тип, то, пожалуй, самое точное его определение - «подруга Мастера ». В ней все - она и любовница, и жена, и мать, и друг, и муза, и первый читатель, и самый взыскательный и восторженный ценитель творчества своего Мастера. Как удивляет и восхищает Юрия Живаго это умение Лары быть всем: «она читает, точно воду носит или картошку чистит », она и «воду носит, точно читает, легко, без труда », а когда она стирала, «в этом прозаическом и будничном виде <…> она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью ».

Более точная характеристика этой счастливой способности Лары и Маргариты может выглядеть так: она приносит себя в жертву мужчине, но жертвой себя при этом не ощущает. Она сама выбирает этот путь, этот способ любить и жить. «Быть женщиной - великий шаг », - пишет Живаго-Пастернак, как будто женщина может выбирать, быть ею или не быть. Может (!), если речь идет о том, чтобы быть женщиной не только в традиционном (природном) ее понимании - здесь выбора действительно нет, но и в более высоком смысле, раскрывающемся в размышлениях героев «Доктора Живаго » - о равенстве Бога и жизни, Бога и личности, Бога и женщины, а значит, Мужчины и Женщины.

Соответствовать понятию «женщин » в традиционном понимании (устраивать быт мужчины, воспитывать детей) для таких, как Лара, вовсе не труд, ее предназначение и ее основной труд - быть духовной опорой мужчины, спасать его от отчаяния в минуты его слабости. Для этого она должна быть сильной, она должна быть «равной », она должна не только чувствовать, но и понимать, мыслить, быть самоценной, самостоятельной личностью. «Их разговоры вполголоса <…> были полны значения, как Платоновы диалоги ». «Как ты во всем разбираешься, какая радость тебя слушать », - говорит Ларе Живаго. Основная особенность взаимоотношений Мастера и его подруги - ее посвященность в его духовную жизнь. Именно так пишет Борис Пастернак об Ольге Ивинской, прототипе Лары: «Она посвящена в мою духовную жизнь и все мои писательские дела ». Именно это, на наш взгляд, было и одной из причин вообще появления Ольги Ивинской в жизни писателя. Ведь в его отношениях с Е. Н. Нейгауз, в их прошедшей через серьезные испытания любви, ему не хватало как раз этого. Во время одной из первых встреч с Борисом Пастернаком Евгения Николаевна сказала: «Я совершенно не понимаю ваших стихов ». Писатель (всерьез или в шутку) пообещал, что он постарается писать «понятнее », они прожили вместе долгие годы, были счастливы, но стать «посвященной » ей так и не удалось. По поводу жертвы, которая приносится легко и как жертва при этом не ощущается, в том же пастернаковском письме об Ольге Ивинской читаем следующее: «Она - олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней не заметно, что она в жизни перенесла ».

Философия пастернаковского романа, его главных персонажей во многом строится не столько на перекличке с традиционными гендерными стереотипами, сколько на их преодолении и переосмыслении. Может быть, это тоже одна из причин (хотя, наверное, не главная) успеха романа «Доктор Живаго » на Западе.

Размышления современных исследователей гендерных отношений привели их к выводу о том, что сохраняющаяся в обществе традиционная гендерная система агрессивна, прежде всего, в отношении самих мужчин: наука фиксирует такие негативные факты, как низкий уровень продолжительности жизни мужчин, снижение защитных сил мужского организма, потерю общей физической и психологической устойчивости мужчин, кризис семейных отношений. Существующая гендерная модель культуры, лимитирующая возможности женщин, негативно влияет на мужчин и на общество в целом, и она должна претерпеть изменения в сторону ее феминизации. Создание теоретической модели гендерной системы, соответствующей сегодняшнему уровню развития общества, воспринимается как насущнейшая, актуальнейшая задача.

И если сегодня на «передовой рубеж феминистской мысли » выступает попытка обрести «политическое и личное понимание того, что означает быть женщиной в современном мире », то поискать ответ на этот вопрос можно в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго ».

Как уже не раз бывало в истории русской литературы, прозрения ее лучших представителей осознаются и осмысливаются, а значит, живут в «большом времени » не только русской, но и мировой культуры. И Лара, безусловно, одно из таких прозрений.

Любовь всегда была главной и излюбленной темой в творчестве многих писателей, при этом она воспринимается каждым по-своему. В Произведении «Доктор Живаго», написанном Борисом Пастернаком, полностью раскрывается тема этого чувства, в нем оно противоречиво и разнообразно.

Главный герой романа – выходец из русской интеллигенции, человек, который без малейшего колебания принял революцию, – Живаго Юрий Андреевич. Его трагедия в том, что он никак не может до конца разобраться в своих чувствах к его возлюбленным женщинам, а так же побороть сомнения, связанные с ними.

По мнению автора, любовь является очень изменчивой, противоречивой, как и жизнь в те времена, которые описываются в романе. Рассуждая об отношениях между главным героем и его женой Антониной, писатель использует в основном такие понятия, как любовь и долг перед матерью Тони, Анной Ивановной, которая перед своей смертью просила их быть вместе, не смотря ни на что.

Нельзя сказать, что Юрий Андреевич равнодушно относился к своей жене, но и сказать что между ними пылало страстное чувство, какое он испытывал к другой своей женщине, тоже нельзя. В романе красочно описывается природное происхождение любви к Ларе, к примеру, она задумывается у смертного одра Живаго: «они смогли друг друга полюбить, только потому, что этого так хотели облака, деревья, солнце и воздух». Эта женщина предстает перед главным героем в разных образах, имеющих природное происхождение – лебедя или рябины, что позволяет понять значение Лары для главного героя – для него она является самим воплощением природы.

Юрий тянется к Ларе, неосознанно, на уровне инстинкта. Он и она должны быть единым целым, ведь того требует и природа, и его душа. Но чувства к Ларе бесплодны, они подчинены страстям. Автор изображает героев своего произведения с совершенно разных сторон, что заставляет задуматься об истине в любви.

Нужно отметить, что писатель усложняет происходящее, добавив в роман нового героя – Марину, чувства Живаго к которой похожи на некое смирение с жизнью. Эта женщина отличалась покорностью и молчаливым подчинением капризам и причудам Юрия, была для него всепрощающей и не замечала его странностей.

Любовь, которая проявляется в данном романе, абсолютно разная, настолько, что можно сказать, что она многополярна. С особой страстью и трепетом доктор относился к Ларе, из-за возникшего чувства обязанности и долга любил Антонину, а Марину он полюбил, только из-за того, что так вышло. Но все же Живаго так и не нашел счастья, несмотря на количество его женщин, и все, что для него осталось единственно верным – это смириться с жизнью.

Любовь в романе «Доктор Живаго». Краткое сочинение: Тема любви по роману Пастернака «Доктор Живаго»

Произведение «Доктор Живаго» — это собирательный портрет людей, вынужденных выживать в условиях кровопролитной революции и войны. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох, каждый ожил, переродился…. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая» — сказал главный герой романа Юрий Живаго. Когда человека к чему-то принуждают, ему трудно сохранять в себе такие бесценные вещи, как любовь к ближнему, сострадание, нравственный долг и взаимопонимание. Без этих составляющих в человеке умирает душа, он становится пустой телесной оболочкой, бесцельно существующей на божьей земле. Это понимал Юрий Живаго, который всегда хотел заниматься своим любимым делом, помогать людям и жить без насилия и лишения воли. Он был человеком, знающим свои обязанности. Несмотря на то, что его неумолимо тянуло к творчеству, он понимал, что этим на жизнь не заработаешь, поэтому нужно отбросить личные желания для блага родных. Таков был его принцип до тех пор, пока он случайно не встретил на одном врачебном вызове Ларису Гишар или Лару, невероятно красивую, хрупкую на вид, но по-настоящему сильную духом девушку. Его поразила её красота с первого взгляда. Долгое время Живаго не пересекался с Ларой из-за призыва в действующую армию, пока однажды в одном госпитале не встретил её вновь.

Чувства двух колеблющихся сердец были противоречивы. Юрий и Лара терзались печалью, тревожились за настоящее и будущее родных. Они в последнюю очередь думали о личном счастье, отчего тоже испытывали немало душевных страданий. Они оба состояли в браке и понимали, что, дав волю своим истинным чувствам, сильно ранят тех людей, которые отдавали им душу без остатка (Антонина Живаго, жена Юрия, с трепетной любовью воспитывала их детей, а Павел Антипов, муж Лары, ушел от жены и дочери, чтобы избавить их «от своего воображаемого гнета»).

Казалось бы, что все отношения между Юрием и Ларой выяснены, и в этом вопросе поставлена точка. Но судьба распорядилась иначе, и не раз сталкивала несчастных на жизненном пути: «Это ведь только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности всё так переплетается!». Пройдя через ужасные испытания, которые жестокое время обрушило на них и многих других людей, ощущая страх, последствия перемен и боль от убийства соотечественников, влюбленные решают, вопреки всему, прожить отведенные им дни безмятежно и счастливо, пока есть возможность. Зачем дальше жить, если на фоне всеобщей безнадежности твое сердце рвется на куски? Какой смысл в жизни, если вокруг тебя умирают старые порядки, обычаи и ценности, а тем временем внутри ты постепенно умираешь сам? Такие мысли посещали их головы во время принятия такого важного решения. «Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно».

Какое-то время они жили вместе с дочерью Лары и Павла Катенькой в тихом безлюдном имении Варыкино. Радость царит в дружной молодой семье, что впервые глотнула недолгую свободу от всех горестей внешнего мира. Кажется, что именно тут они смогли вздохнуть полной грудью. Здесь Живаго смог полностью посвятить себя поэзии, которая дала ему жизненную силу. Однако когда война закончилась и установилась диктатура пролетариата, Лара с дочерью попали в опасное положение. Чтобы спасти их, Живаго с трудом сдерживал свои эмоции и обманом отправил Лару с Катенькой в безопасное место. Это был последний раз, когда они друг друга видели. Война отняла у них самое дорогое, что есть в жизни, — возможность быть рядом с любимыми.

Б.Л. Пастернак переплетает в романе между собой многие вечные проблемы человечества: отношение человека к окружающему миру, человек и его долг перед Родиной, человек и его место в истории…. Но особо тщательно он рассматривает конфликт между разумом и чувством. Описание внутреннего мира героев произведения заставляют сопереживать им и надеяться, что Юрий Живаго обретет покой в ином мире, а Лариса Антипова найдет в себе силы, чтобы утихомирить душу после всего пережитого и зажить спокойно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!