Мадемуазель нитуш спектакль содержание. «Мадемуазель Нитуш» Вахтангова: нестареющая история о вечной любви. Впечатления от увиденного

В этой статье мы с Вами попытаемся определить сильные и слабые стороны зеркальных и дальномерных камер в сравнении между собой. Данная статья является моим вольным переводом рукописи Кена Роквела.

Два объектива 21мм. Слева Voigtländer’s 21mm f/4 для дальномерных камер, справа компактный объектив Canon 17-40mm f/4 L для зеркальных камер. Разница в размерах ощутима не вооруженным глазом. Дальше больше 🙂

Введение

Зеркальные камеры появились в 60х годах и на сегодняшний день являются самыми популярными камерами. Однако дальномерные камеры появились задолго до этого и производятся до сих пор. Они меньше, легче и дают картинку более высокого качество нежели зеркальные камеры.

Учитывая все перечисленные преимущества дальномерных камер почему же они не столь популярны? Хороший вопрос! Давайте перечислим все хорошие и плохие стороны каждой из типов камер, а затем каждый для себя решит что лучше для него.

Дальномерки и зеркалки производятся в пленочном и цифровом варианте, также имеют множество форматов. В этой статье я рассмотрю лишь 35мм их вариации, потому что лениво рассматривать все. Их очень много.

Дальномерные камеры

Что такое дальномерная камера?

Leica M3 (Выпускалась с 1954г по 1967г)

Nikon SP (Выпускался с 1956г по 1962г)

Дальномерные камеры были на пике популярности среди маленьких компактных камер в 1950гг.

Однако только дальномерные камеры фирмы Leica популярных до сих пор. Leica была всегда и остается. Leica — это очень дорогие и очень качественные камеры.

Эти камеры называются дальномерными из-за устройства фокусировки, которое называется дальномером. Вы поворачиваете кольцо до тех пор пока два разрозненных изображения не сольются в одно. Как только этот момент наступил вы в идеальном фокусе.

Leica M9 (Производится с 2009г)

В дальномерных камерах вы никогда не смотрите через объектив. Вы фокусируетесь и строите композицию через специальное окошко, которое расположено в левой части камеры.

Центральное окошко, и правое окошко служат для сбора информации об освещенности сцены. 3 Окошка — это признак качественной камеры. В дешевых дальномерках третьего окошка нет.

Сегодняшние Leica M9, Leica M7 и Mamiya 7 точно такие же дальномерные камеры как и в прошлых годах. И работают точно по такому же принципу. Также дальномерные камеры фирмы Leica, Contax и Mamiya 7 имеют полностью взаимозаменяемые объективы. А другие, например, Nikon 35Ti, Yashica, Canonet, Ricoh, Petri и Olympus имеют объективы, которые подходят только для них или даже только для конкретной модели. Другими словами любой объектив, когда либо выпущенный, для дальномерных камер фирмы Leica может быть установлен на любую дальномерную камеру, выпущенную до сегодняшнего дня. Например на Leica M9 (2009г) можно установить объектив, выпущенный в 30х годах. Круто да?!

Преимущества дальномерных камер перед зеркальными камерами

Дальномерные камеры имеют более высокое качество фотографий

Так как в дальномерных камерах нет опускающегося зеркала, объективы для этих камер могут быть спроектированы так, чтобы не бояться столкновения с двигающимся зеркалом. Отсюда и значительно меньший размер объективов по сравнению с зеркалками.

Для широкоугольных объективов допустимо расположение линз значительно ближе к матрице. Отсюда широкоугольники очень маленькие, очень резкие и имеют на много меньше шумов чем те же объективы для зеркалок.

Из-за того что нет подвижного зеркала, камеры издают меньше вибрации при съемке. Это особенно касается съемки с рук. Также скорость съемки заметно выше.

Дальномерные камеры легче и меньше по размеру

В дальномерных камерах нет призм, фокусировочных экранов и подвижных зеркал. По этому они значительно легче.

Объективы для дальномерных камер легче и меньше по размеру

Как было сказано выше, объективы для дальномерных камер не проектируются таким образом, чтобы избегать столковения с зеркалом а также чтобы проектировать картинку на зеркало. По этому линзы в объективах расположены компактнее, также они меньше. Остюда и сама конструкция объектива проще, качественнее и легче.

Широкоугольные объективы потрясающего качества

Очень легко купить широкие, ультра-широкие и ультра-ультра широкие объективы для дальномерных камер.

Без особого тру
да можно найти объектив скажем на 12мм на полный кадр без какой-либо заметной дисторсии.

Даже самые-самые дешевые объективы для дальномерных камер, как скажем, Voigtländers, обычно обладают превосходным качеством картинки. Однако супер-дорогие широкоугольные объективы для зеркалок, возьмем один из самых «крутых» на сегодня Canon 16-35mm f/2.8 L II и Nikon 17-35mm f/2.8 AF-S, дотягивают едва-едва до среднего качества в сравнении с дальномерными объективами.

Дальномерные камеры тише

Во время съемки на дальномерную камеру не скачет зеркало то опускаясь, то поднимаясь и не издает шума. По этому единственный звук от дальномерной камеры во время съемки — это звук нажатия на затвор.

Дальномерные камеры никогда не прекращают показывать сцену

Во время съемки кадра на зеркальных камерах зеркало опускается и данные записываются на матрицу. В этот момент из видоискателя исчезает цена и видоискатель становится черным. В дальномерных камерах такого эффекта нет. Вы всегда видите сцену в реальном времени и Ваш глаз никогда не упустит объект съемки из вида.

Фокусируйтесь, составляйте компоизицию и снимайте оставляя оба глаза открытыми

Если у Вас есть дальномерная камера в натуральную величину как например Nikon SP или Leica M3, Вы можете фокусироваться, составлять сцену и снимать оставляя оба глаза открытыми. Так как аппарат такой маленький, что не закрывает Вашу правую часть лица.

Для теле-объективов существуют специальные увеличительные дальномерные видоискатели, которые опять же дают вашему глазу картинку в натуральную величину.

Пассивное фокусирование в темноте

Если в комнате достаточно света, чтобы Ваш глаз видел объект фокусировки, то Вы легко и непринужденно сможете сфокусировать дальномерную камеру просто сведя два изображения воедино.

Слабые стороны дальномерных камер

Вы никогда не знаете что Вы получите

При съемке на дальномерную камеру Ваш видоискатель отделен от объектива и то что Вы видите не обязательно попадет в кадр, а также в кадр может попасть то, чего Вы не ожидали и не планировали помещать в него.


Данная проблема особо остро касается макросъемки и телесъемки. Хоть и существуют специальные приборы, которые устанавливаются непосредственно на вашу камеру, чтобы помочь фотографу в таких условиях, Вы всеравно не сможете на 100% знать, что все-таки попадет в кадр, пока не посмотрите на отснятое изображение.

Блокировка видоискателя

Если Ваш объектив слишком большой, то Вы можете увидеть его края через видоискатель. А это в свою очередь будет мешать Вам концентрироваться на объекте съемки. Профессиональные фотографы избегают больших объективов и стараются использовать объективы, которые не видно через видоискатель.

Вы не сможете купить «игрушечных» объективов

Для дальномерных камер не выпускаются объективы со специальным эффектом. Например fish-eye (Рыбий глаз) или ультра-длинные телеобъективы. А также не выпускаются зум-объективы. Хотя один я все-таки знаю зум-объектив. Но это скорее ошибка, чем высококачественная линза. С дальномерными камерами Вам придется зумировать своими ножками. Шаг вперед — и объект больше, шаг назад — объект меньше 🙂

Для дальномерных камер необходимо постоянное обслуживание

Дальномерные камеры — это деликатный механический инструмент, который требует постоянного технического обслуживания и настройки. Даже с камерами LEICA не избежать настройки для получения лучших снимков!

Слабый фокус с теле-объективами

Дальномерные камеры используют один и тот же механизм для фокусировки в независимости от текущего объектива. Это большой перевес в пользу широкоугольных объективов и большой минус в пользу телеобъективов.

Даже с Leica 7 и Mamiya 6 и 7 только половина объективов и комбинаций камер дали отличный фокус на больших апертурах.

Большинство фотографов-любителей грешает на себя а не на ошибку фокусировки. Но большинство комбинаций объективов и камер требуют дополнительной юстировки перед использованием для достижения отличных результатов.

Когда ко мне попадает новый объектив я беру его в руки и настраиваю для моей текущей камеры. И только после этого данная связка дает чудесный фокус и радует меня превосходными снимками долгое время.

Нет макро и б
лизкого фокуса

Дальномерные камеры испытывают большие проблемы при фокусировке ближе чем 60-100см. Но даже на этой дистанции видоискатель не достаточно далек от объекта съемки чтобы комфортно настроиться на него.

Да, Вы можете накупить кучу дорогих прибамбасов для макросъемки с помощью дальномерных камер, но всеравно вы не сможете смотреть через объектив.

Зеркальные камеры

Что такое зеркальные камеры?

Nikon FE (Производился с 1978г по 1983г)

Зеркальные камеры (SLR) — самые популярные камеры на сегодняшний день.

SLR — single-lense reflex (однолинзовое отражение) или просто Зеркальная камера. Соответственно DSLR — это цифровая зеркальная камера.

Отражение (Reflex) — означает, что присутствует зеркало, которое отражает свет, идущий от объектива на специальную чувствительную поверхность.

Смотря в глазок зеркальной камеры, вы на самом деле видите изображение отраженное с помощью зеркала на специальную призму через которую уже свет преломляется и попадает на видоискатель. И получается, что вы видите изображение таким, как будто вы смотрите сквозь объектив.

Nikon D3X (Производится с 2008г)

Батарея в Nikon D3X больше и тяжелее чем некоторые дальномерные камеры вместе с объективом.

Зеркальные камеры имеют множество преимуществ над дальномерными камерами. И вот почему за чуть более чем 45 лет (Зеркальные камеры начали производиться в 1960гг) вытеснили практически все дальномерные камеры с потребительского рынка.

Преимущества зеркальных камер над дальномерными

Почему же зеркальные камеры так быстро потеснили дальномерных собратьев?

Почему все хотят носить с собой огромные, тяжелые и шумные зеркальные камеры а не легкие, бесшумные и компактные дальномерные камеры?

Составление кадра с видом из объектива

Смотря через видоискатель зеркальной камеры, вы видите именно то изображение, которое видит объектив и соответственно именно это изображение и будет отпечатано на снимке как только Вы нажмете на спусковой затвор.

Не имеет значение какой объектив — широкоугольный или телеобъектив, Вы видите именно то, что Вы получите.

Макро съемка

Зеркальные камеры великолепно приспособлены для макро-съемки. Даже с самым обычным объективом Вы можете снимать макро. Вы приближаете камеру очень близко к объекту съемки, фокусируетесь, оцениваете кадр через видоискатель и получаете ожидаемый снимок точно в таком виде, в котором Вы его видели через видоискатель.

Использование ультра-теле-объективов

Nikon D3 и обычный Celestron 8

Для зеркальных камер использование теле-объективов — это обычное дело даже включая 2000мм телескоп Celestron. Вы просто присоединяете его к вашей камере и можете снимать.

Фокусировка на любых расстояниях телеобъектива или телескопа происходит одинаково легко и непринужденно. Вы всегда видите ту картинку, которая попадет в кадр при любом зуминге.

Дальномерные камеры работают хорошо с объективами до 135мм. Использование более больших расстояний с дальномерными камерами возможно только при наличии глупых прибамбасов типа Visoflex и отражающими пристройками, что превращает дальномерную камеру в зеркальную.

Объективы типа Рыбий глаз

Для зеркальных камер выпускается множество «рыбьих» объективов. Вы легко можете использовать объектив 12мм причем без наличия видимых шумов.

Слабые стороны зеркальных камер по сравнению с дальномерными

Оптика низкого качества

Оптика для зеркальных камер разрабатывается для удобства и автофокусировки. Теле и Теле-зум объективы могут быть исполнены в превосходном качестве, но широкоу
гольная оптика должна быть спроектирована таким образом, чтобы не повредить зеркало камеры при фокусировке. По этому широкоугольные объективы для зеркальных камер обладают неприятными свойствами — мылят изображение (особенно углы) и дают очень много шума.

Низкое качество снимков

Зеркало в зеркальных камерах может мылить как снимки снятые с рук так и с штатива. Вот почему дорогие и качественные зеркальные камеры имеют в своем распоряжении блокираторы зеркала для использование в съемке со штатива.

Задержка срабатывания затвора

Чтобы зеркальная камера могла сделать снимок, необходимо, чтобы зеркало поднялось. Этот процесс может быть практически мгновенным. Но если Вы хотели снять именно это мгновение, которое исчезло во время движений зеркала. На снимке уже будет другое мгновение.

Низкая точность ручного фокуса

При использовании светосильных объективов, зеркальной камере приходится кропотливо настраивать ее зеркала и фокусировочные экраны чтобы убедиться что то, что вы видите в видоискателе вы получите на вашем снимке. Но так, как микропризмы и сплит-изображения оптимизированы под темные объективы, вы не сможете получить более четкую картинку чем с более темным объективом.

Слишком большие и слишком тяжелые

Зеркальные камеры доминировали когда они еще не были столь огромны и тяжелы (по сравнению с дальномерками).

Сегодня зеркальные камеры растут в объемах и весе практически без контроля, вот почему Leica так быстро сжирает все больший и больший кусок зеркального/цифрозеркального рынка. Сегодня Leica M9 весит столько же сколько весила Leica M3 в 1954 году — 587 грамм. Для сравнения Nikon D3 весит полтора килограмма, что в два раза больше чем первый никон — Nikon F выпущенный в 1959 году.

Слишком много ненужных настроек и меню

Сегодняшний зеркальные камеры обладают множеством ненужных настроек и фич. И никто не может понять зачем они нужны. Этот весь мусор отвлекает от главного процесса — получение качественных снимков, которые вы хотите делать, но вы не можете разобраться с нужными настройками на фоне массы ненужных.

Безпомощный автофокус в сумерках

При плохой освещенности зеркальные камеры не могут качественно софкусироваться и нуждаются в вашей помощи. Но вы не можете ей ничем помочь, потому что при низкой освещенности практически невозможно софокусироваться вручную на зеркальной камере, так как просто ничего не видно в видоискатель. Однако при использовании дальномерной камеры это проще пареной репы.

Слишком много батареек

Дальномерные камеры работают годами на одной батарейке, так как она используется довольно редко. Современные зеркальные камеры постоянно используют батарейку, по этому если батарея «сдохла» то зеркальная камера становится бесполезной.

Оригинал статьи Ken Rockwell .
Перевод выполнен в вольном стиле, по этому если Вы заметили неточности, присылайте, буду вносить коррективы.

В начале 2004 года на выставке РМА впервые был показан прототип дальномерной цифровой камеры. Это была модель R-D1 от компании Epson. Она поддерживала объективы Leica M и Leica L. Первая камера такого типа выдавала изображение размера 3008×2000 пикселей, аналогичное тогдашним сенсорным «зеркалкам». Дизайн камеры очень похож на классическое пленочное устройство. Единственным видимым отличием стал дисплей на задней панели. Epson R-D1 сохраняет изображения в форматах RAW и JPEG. Максимальная чувствительность сенсора — ISO 1600. В основу разработок новых цифровых устройств были положены технологии нецифровых аналогов, среди которых особое внимание обращалось на дальномерные фотоаппараты Nikon , Contax и некоторые другие модели. Так что характеристики у первой «дальномерки» очень неплохие. Задав высокий уровень, последующие модели не могли быть хуже.

Отличные технические параметры позволяют относить камеры этого типа к профессиональным устройствам. Данные фотоаппараты вполне могут конкурировать с зеркальными фотокамерами. Первое их преимущество заключается в том, что все недостатки, связанные с системой поднятия зеркала, отсутствуют. А это, в свою очередь, улучшает качество съемки. Еще одно преимущество – компактность устройств и возможность использования складного объектива. Хотя затруднения при работе с этими камерами также возникают. Особенно ярко они проявляются при использовании длиннофокусного объектива или во время макросъемки.

На достоинствах и недостатках дальномерных аппаратов стоит остановиться подробнее. Добавляя ко всему выше сказанному, среди преимуществ выделяют следующие:

1) меньше шума во время срабатывания затвора;

2) время от нажатия на спуск и до открытия затвора короче, чем у зеркальных приборов, так как оно не тратится на подъем зеркала;

3) больше возможностей снимать быстротекущие события;

4) в момент снимка видоискатель остается открытым, поэтому удается быстро обнаружить брак и переснять кадр;

5) в некоторых дальномерных устройствах поле зрения видоискателя шире, чем у объектива, поэтому кадрирование более точное и удобное.

К числу недостатков относят следующие моменты:

1) поскольку точности дальномеру не хватает, работа с длиннофокусными объективами затруднена;

2) из-за отсутствия TTL-экспонометра съемка по ошибке может производиться при закрытой крышке объектива;

3) для сменных объективов обычно нужно подбирать видоискатели;

4) возникают сложности при работе с фильтрами, поскольку фотографу не видно изображение сквозь объектив. Много неудобств возникает в случае с использованием поляризационных фильтров.

Производством дальномерных цифровых камер занимаются многие компании. Самой известной из них является Lecia. Известные фотоаппараты Sony и Canon до сих пор не выпускаются в области дальномерной техники.

Как несложно догадаться, у дальномерных фотоаппаратов фокусировка происходит при помощи дальномера - специального встроенного устройства.

Принцип работы дальномера в фотоаппарате таков:

Вращением фокусировочного кольца объектива необходимо совместить в видоискателе фотоаппарата два наложенных друг на друга изображения снимаемого объекта так, чтобы наблюдалось одно изображение - четкое без двоения.

Двойное изображение получается за счет того, что наблюдение за объектом происходит одновременно через видоискатель и через дополнительное окошко дальномера - отнесенное от видоискателя немного в сторону. Оба изображения объединяются с помощью зеркал.

Для объектов, расположенных на разной дистанции от фотоаппарата совмещение изображений достигается при разных углах ориентации зеркал.

На рисунке цифрами обозначены:

1 - объект, на который происходит фокусировка;

2, 4 - оптические элементы видоискателя фотоаппарата;

3 - неподвижное полупрозрачное зеркало. Оно пропускает свет, идущий со стороны объекта (1) и одновременно отражает свет, идущий от подвижного зеркала (7);

5 - глаз фотографа;

6 - объектив фотокамеры. В фокусировке он участвует только постольку, поскольку при вращении геликоида механически меняется ориентация подвижного зеркала (7);
7 - подвижное зеркало. На него также падает свет от фотографируемого объекта. И изображение этого объекта направляется зеркалом (7) на зеркало (3)

В итоге, если фокусировка верна, то изображение, прошедшее сквозь полупрозрачное зеркало (3) и отраженное от него - совпадут.

Если фокусировка не верна, то свет, прошедший сквозь зеркало свет и отраженный от него сформирует два разных изображения снимаемого объекта.

Конечно, в разных фотоаппаратах конструкция дальномера может существенно отличаться. Вместо полупрозрачного зеркала может быть зеркало с отверстием в центре и т.д. Но общий принцип - такой всегда.

Резьбовые объективы, адаптированные под дальномерные фотоаппараты снабжаются специальным кольцом – толкателем.

Это кольцо выступает за пределы резьбы объектива и при вращении геликоида входит вовнутрь аппарата на ту или иную глубину в зависимости от положения геликоида.




Кольцо-толкатель нажимает на специальную лапку, которая является частью фотоаппарата.

Лапка, в свою очередь, через механическую передачу меняет угол ориентации подвижного зеркала и это ведет к совмещению или расхождению изображений в видоискателе фотоаппарата.
В некоторых фотоаппаратах устанавливали нажимной ролик.

Дальномер настраивается таким образом, что при выставлении на объективе фокуса на определенном расстоянии - кольцо толкатель на столько выступает из объектива, чтобы нажав на лапку повернуть зеркало ровно на столько, чтобы совместились изображения объекта, находящегося ровно на дистанции, выставленной на объективе.

Конечно, все делается, так, чтобы описанная выше зависимость сохранялась для всех дистанций фокусировки.

Кроме резьбы, советские дальномерные камеры со сменной оптикой могли также иметь байонет Contax-Киев.

Взаимодействие объектива и дальномера в таких фотоаппаратах происходит немного менее наглядно, но принцип совершенно тот же.

Вращение кольца фокусировки чисто механически через байонет передается на подвижное зеркало и меняет его ориентацию.
Потенциально точность работы дальномера тем выше, чем больше расстояние между передним окошком видоискателя и окошком дальномера. Это расстояние называется базой дальномера .

При качественной настройке дальномер вполне эффективен.

Но нужно понимать, что сам фокус пользователь все-таки не наблюдает.

Визуальному контролю доступы только результаты взаимодействия механических частей объектива и дальномера. А это значит, что если юстировка дальномера почему-то была нарушена - мы, по прежнему, будем наблюдать совмещение изображений, но это совсем не будет означать, что на объективе выставлена правильная дистанция.

Дальномер довольно нежная часть фотоаппарата. С ним требуется бережно обращаться и проверять на наличие отклонений. При необходимости требуется юстировка.

Также при использовании дальномерной камеры необходимо всегда помнить, что вы смотрите на объект съемки не через объектив.

И потому - никак не узнаете о том, что забыли снять с объектива крышку. С крышкой на объективе вам вполне успешно удастся и сфокусироваться. :о)

Помните классическую сцену в фильме «Бриллиантовая рука»?

Конечно, в руках у Семен Семеныча всего-навсего Смена моделей 6-8. Т.е. шкальник.

Но и гордые владельцы более продвинутых дальномеров от такой ситуации не застрахованы!

Хотя дальномерные фотоаппараты и поддерживают в большинстве своем сменную оптику, но есть несколько оговорок.
Во-первых, эффективность дальномера падает с ростом дистанции фокусировки. Поэтому в СССР объективы с ФР длиннее 135 мм для дальномерных фотоаппаратов не выпускались, а если выпускались, то были очень нераспространенными. Мне таких неизвестно.

Поймать удаленные объекты в ГРИП на длиннофокусных объективах, опираясь на показания дальномера - очень сложно.

С широкоугольником точность измерения больших расстояний у дальномера, конечно, никак не улучшается. Но зато, у широкоугольника больше ГРИП и ему особая точность на большом расстоянии просто не нужна.

Во-вторых, очень часто требовалась индивидуальная подгонка объектива и дальномера друг под друга на конкретной камере. На некоторых камерах это предупреждение присутствовало в инструкциях.

Удачи вам!

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.