Рассказ про растения дочки. Детская библиотека интересов

Начало

История эта началась давно, три года назад, когда хозяйка дачи задумала украсить свой двор цветами. И началось...

Надо было расчистить площадку, разметить клумбы, насыпать земли, добавить перегноя, привезти большие и маленькие камни для альпийской горки, купить семена, рассаду. Хозяйке так хотелось увидеть скорее первые цветущие растения, что работала она быстро, дело спорилось в ее руках. Вскоре место для альпийской горки было заполнено мелкими камнями, сверху — землей, чтобы получился большой холм. В разных местах этого холма разложили большие камни. Такая горка-клумба и называется альпийской потому, что напоминает настоящую маленькую гору, на которой цветы растут среди камней. Это очень красиво!

«Что же посадить на альпийской горке? — подумала хозяйка. — Надо сделать так, чтобы со всех сторон она смотрелась красиво».

Хозяйка и не знала, что на горке под самым большим камнем поселился Добрый Гном.

Ему так понравилось в новом домике, что он решил помогать хозяйке. Тем более, что он и сам очень любил цветы. Добрый Гном их нюхал, купался под колокольчиком, с которого стряхивал росу и пил ее с лепестков роз. Из цветков анютиных глазок каждый день делал себе новую шляпку.

Спал Добрый Гном на постельке из лепестков разных цветов, которые удивительно пахли и успокаивали его. Добрый Гном был такой маленький, что мог незаметно залезать по одежде к самому уху хозяйки и нашептывать ей советы.

Хозяйке хотелось, чтобы цветы, которые она посадит, были не только очень красивыми, но и любили ее. Семена, перед тем как посадить, она держала в ладонях, согревала своим дыханием. Землю хозяйка перебирала пальцами, поливала теплой водой, чтобы согреть. Она все делала с такой любовью, что семена быстро прорастали, а рассада сразу же принималась.

Бадан

Прямо в середине горки поселился бадан, похожий на разлапистую капусту. Он красовался своими темнозелеными блестящими листьями, которые не теряли свой цвет все лето и были ярко-зелеными.

В самом начале лета бадан выпускал несколько толстых стрелок вверх, на которых расцветали розовые корзинки соцветий из мелких цветков. Он очень гордился своими цветами, так как появлялись они одними из первых, привлекая толстых шмелей.

Бадан был степенный, немного ленивый, нерасторопный, но зато закаленный. Он не боялся ни жары, ни холода. Бадан быстро толстел и вскоре занял большое место на альпийской горке. Он смотрел на всех, как победитель, и говорил:

— Посмотрите, какой я важный, толстый! Как много места занимаю. У меня всегда есть вода для питья. Я ее запасаю в гуще листвы. Я смелый! В отличие от вас я не боюсь ветра, дождя, заморозков. Мои листья и стебли толстые, поэтому их ветром не согнуть, не сломать даже ливнем.

Доброму Гному Бадан нравился тем, что под ним можно было спрятаться во время дождя. Капли не протекали внутрь цветка, так как листьев было очень много и они накладывались друг на друга.

Рядом с Баданом поселились серебристые, мохнатые, мягкие на ощупь листочки, похожие на заячьи ушки. Они отличались не только цветом, но и поверхностью листьев. Хозяйка часто гладила их, нежно прикасалась пальцами. Ей очень нравились теплые, мохнатенькие Ушки с седым налетом. Как будто под руками лежала кошечка или пушистый кролик. Ушки красивы были и без цветков, хотя и они цвели мелкими фиолетовыми цветками в середине лета. Бадан касался Ушек своими руками-листьями, терся о них щекой, прикрывал от холода.

Ушки так расхрабрились от всеобщей любви, что даже залезли поверх большого камня, прижались прямо к самым стеблям других растений. Днем на Ушках отдыхали разные насекомые. Им было тепло, мягко, уютно на листочках, как на перинке.

Ушкам особенно нравилось, когда на них отдыхали золотистый жучок-бронзовка, крылышки которого переливались на солнце, и бабочка павлиний глаз с очень красивым рисунком на крыльях. Ушки разрешали себя трогать всем. Они были не только мягкими, но и добрыми. Но одно им не нравилось, когда очередной гость хозяйки восклицал:

— Какие красивые Ушки!

Ушки каждый раз шептали в ответ:

— Мы же не зайчики. Нас зовут по-научному — чистец шерстистый.

Но никто их не слышал, никому не хотелось запоминать их правильное имя. Это им так надоело, что они стали отворачиваться от гостей.

«Что происходит?» — подумала хозяйка.

Добрый Гном подсказал ей причину обиды Ушек.

— Ну, это исправимо, — сказала хозяйка и сделала красивую табличку с именем Ушек, представляя их гостям каждый раз.

Другие жители альпийской горки

На самой верхней точке альпийской горки жил Папоротник. Его резные, раскрытые веером листья очень украшали горку. Они были похожи на большие перья павлина, только зеленого цвета. Папоротник рос на самом верху, поэтому все видел первым. Он был очень внимательным и ответственным. Часто предупреждал другие цветы о приближающейся грозе, кошке, которая любила ходить по клумбам и мять цветы, о курице, которая умудрялась перелетать через забор из соседнего двора и выклевывать нежные растения. Все цветы за это были благодарны ему. Под его тенью, в самой середине, росли нежные листочки голубой Хосты. Хозяйка только весной посадила ее, и Папоротник всячески оберегал молодое растение от ожогов солнца, ветра и от крупных капель дождя. Маленькая Хоста тянула к Папоротнику свои ладошки-листочки и улыбалась, как ребенок. Она привязалась душой к нему и считала своим отцом.

На самом краю альпийской горки выросли Ирисы. Они были прямыми, высокими, с толстыми заостренными вверху узкими листьями и нежно-сиреневыми цветками, которые довольно быстро отцветали в июне. Ирисы, как храбрые солдаты, стояли на охране у самой границы горки. Они росли так близко друг к другу, что между ними трудно было кому-либо пробраться. Да и от ветра они защищали хорошо. Каждую ночь Ирисы дружно, как в карауле, кричали:

— Спите спокойно, жители цветочной страны. Мы стоим на посту! Все видим, все слышим, никого не пропустим!

А на другом конце овальной горки хозяйка посадила много луговых цветов, которые ей очень нравились. Здесь были и голубые Колокольчики, и ярко-красная Гвоздика, и желтые Ромашки, и пахнущий медом Подмаренник. Картину дополнял декоративный Лук, который нежным веером рассыпал тонкие трубочки-стебли и высовывал нежно-сиреневые, мохнатенькие головки цветков. Луговые цветы цвели долго, сменяя друг друга, и радовали хозяйку все лето.

Но не только ее. Радовался и Добрый Гном. Теперь он мог чувствовать себя, как в дикой природе, на луге, где все цветет и благоухает. Утром луговые цветы здоровались друг с другом:

— Динь-динь-динь! — звенели маленькие Колокольчики.

— Дон-дон-дон! — отвечали им Колокольчики покрупнее.

— Тик-так, тик-так! — приветствовали Гвоздички.

— Ля-ля-ля! — пели свою песенку Ромашки.

Надо сказать, что дикие и декоративные растения не всегда жили дружно: то луговые растения старались быстро разрастись и занять побольше места, то культурные растения не хотели с ними дружить, задавались, считая себя более красивыми.

Но хозяйка любила всех и всем цветам дарила свою заботу и ласку. Она каждый день обходила цветник, осматривала каждое растение, прикасалась к нему, разговаривала, пела песни:

Расцветайте поскорей, мои красавицы!

Я полью вас, чтобы жажду утолить.

Не забуду все листочки вам помыть.

Вы моей душе даете отдохнуть,

Позволяете мне в сказку заглянуть,

Где живет природы дивной красота,

Где уходит прочь мирская суета.

Можно целый день разглядывать цветок —

Как тычинки хороши и лепесток.

Можно запах с ветерком ловить,

Словно бабочка, над клумбами кружить.

Цветы внимательно слушали хозяйку, поворачивая за ней свои головки.

Еще много цветов было на альпийской горке. Они имели разную высоту и окраску листьев и цветков, цвели в разное время, поэтому с ранней весны до поздней осени горка радовала глаз.

Жители страны цветов

Цветник не состоял из одной горки. В нем было еще много клумб прямоугольной, круглой, полукруглой формы. У самого забора над всеми цветами цветника возвышались Золотые Шары.

Зацветали они только в конце июля, но зато выше их никого не было. Своими, похожими на солнечные шарики, головками они не только видели весь двор, но и то, что делалось за забором. Поэтому могли рассказать о лесе, луге и козах, пасшихся на нем, птицах, собирающихся на небольшом пруду, жизни деревни, заходе солнца и о многом другом.

Золотые Шары склоняли свои тонкие, гибкие высокие стебли вниз и часами рассказывали цветам о жизни за забором. Они были настоящими болтушками и иногда даже сплетничали. Но все цветы охотно их слушали, потому что не могли видеть то, что видели Шары.

Около Золотых Шаров раскустился Венерин Башмачок (аконин клобучковый, или борец). Он цвел синефиолетовыми и бело-синими цветками, похожими на маленькие башмачки. Их было так много, что весь июль растение пыталось их раздать. Всем, кто проходил мимо, цветок говорил:

— Возьмите пару Башмачков. Посмотрите, какие они красивые! Будут вам как раз впору!

Но только Добрый Гном с благодарностью носил эти башмачки из цветков. Он мог менять их каждый день, пока растение цвело.

Рядом с Венериным Башмачком поселился Золотарник. Он был ниже Золотых Шаров, но тоже высокий. На длинных, с узкими листьями, стеблях вырастала метелка с мелкими желтыми цветками. Стеблей с метелками было много, поэтому вместе они смотрелись красиво, особенно в августе. Ветер колыхал метелочки, они перешептывались, раскачиваясь в разные стороны:

— Мы тоже похожи на солнышко! Мы такие же желтые. Пусть нам завидуют другие. Мы же цветем до поздней осени, украшая цветник.

Но тут встревал Физалис, который ниже рос рядом:

— Не только вы цветете до поздней осени. Посмотрите на мои оранжевые фонарики. Как они красивы! Почти все цветы отцветут, а фонарики своим ярко- оранжевым цветом будут радовать всех. Да еще хозяйка поставит веточки с фонариками в вазу и будет ими любоваться всю зиму.

— Очень-то не задавайтесь! — вступили в разговор Ромашки. — Кто радует хозяйку все лето, как не мы. А какие мы разные: с белыми лепестками и желтой

серединкой, розовыми лепестками и крупной коричневой колючей серединкой-головкой, голубые, желтые, желто-красные.

Как хозяйка любит нас, даже пересчитывает бутоны! Мы самые красивые! И в букете мы хороши.

— Нашли чем удивить, — гордо говорили красавицы Лилии. — Ну разве нас сравнить с кем-то из цветов?! Чей цветок крупнее? Да хозяйка глаз от нас не может оторвать! То роскошные белые цветки, то желтые, то оранжевые, кремовые, нежно-розовые, а то ярко-алые. И каждый цветок, как чудо! А какая грация. Вы все нас не достойны. Мы — королевы, а вы — наши слуги!

— Ну уж нет! — возмутилась Роза. — Королевой цветов всегда считалась я! Все поэты посвящали мне стихи. Даже имя женское есть Роза. А как вы, Лилии, невкусно пахнете! Фу, даже голова болит. Запах резкий. Вас даже в букете в комнате не оставляют на ночь. А меня, наоборот, поближе ставят. Я нервы успокаиваю. Ученые это называют ароматерапией. Из моих лепестков делают розовое масло, духи, варят варенье, сушат и набивают ароматические мешочки, подушечки. Хозяйка много раз за день подходит ко мне и нюхает цветки. Но только я не такая зазнайка, как вы — Лилии. Я хоть и колючая, с шипами на стеблях, но не зазнаюсь. Только с сильно пахнущими цветами рядом мне жить нельзя, это мне вредно.

Куст Розы был действительно хорош! Крупные ярко- алые цветки радовали глаз, источали нежнейший аромат. Ранним утром на нежных лепестках изумрудами переливались капельки росы. Цветки были прекрасны, как само утро! Даже солнышко боялось раньше встать, чтобы не осушить росу на лепестках.

Роза так эмоционально говорила, что одна розочка осыпалась. Добрый Гном быстро собрал лепестки и унес их в свой домик. Он высушил лепестки и набил ими холщовые мешочки для того, чтобы всю зиму в домике пахло розой.

В спор вступил Лилейник:

— Мы тоже королевы, т.е. короли! Цветки у нас очень похожи на цветки Лилии, но чуть-чуть помень

ше. Цветем мы долго. Листья — длинные, тонкие, узкие растут от самой земли красивым веером.

— Нечего к нам пристраиваться! — недовольно заворчали гордые Лилии. — Хоть вы и похожи на нас, но цветок Лилии цветет три дня, а потом отцветает и зацветает другой, а цветок Лилейника цветет только один день и вянет. Да и ноги-корни у нас разные: у тебя, Лилейник, просто корневище, как у многих растений, а у нас — красивая луковица.

— Зато я расту целых 25 лет! — в ответ огрызнулся Лилейник. — И почти не требую ухода, а красавица белая Лилия боится заморозков. Да и отцветаете вы — Лилии быстро: и на клумбе торчат одни стебли-палки.

— Лилии, нельзя быть такими гордыми, зазнайками. Мы бы очень хотели дружить с Розой. Только мы не понимали, почему ее не посадили рядом с нами. А теперь знаем. Мы же тоже сильно пахнем, но, как Роза, приятно. Причем, как и у вас — Роз, цветки разного цвета и пахнут по-разному. Наши пятилепестковые цветки ярко-розового, малинового, белого, сиреневого, бордового цвета собраны в соцветия в форме полушара или панамы на самом верху тонкого гибкого стебля. В соцветии может быть более ста цветков! Хозяйка говорит, что мы — яркое пятно в цветнике.

Флоксы опустили вниз соцветия-панамы, услышав какой-то шорох.

— А это что за малявки с нами рядом растут? — спросили они у значительно ниже по высоте цветов.

— Фи, какие вы грубые! Мы вовсе не малявки, — ответили растения, — а очень даже благородные цветы. Хозяйка за нас отдала много денег. И имя у нас особое — Астильба. Мы из высшего цветочного общества. А вы называетесь Флоксами, как будто кто-то фыркает. И цветем мы раньше вас. А какие нежные, пушистые цветки — соцветия в форме маленькой елочки нежно-розового, белого, нежно-сиреневого, красного цвета у нас! Как они приятно пахнут! Хозяйка не могла нарадоваться, любуясь нами и трогая пушистые соцветия. Не называйте нас малявками! Мал да удал. А вот у нас под ногами что за цветы растут? — и Астильба высокомерно отвернулась.

— Эти цветы похожи на небо, — сказали Флоксы. — Они очень маленькие, но их так много. А самое главное, их лепестки окрашены в ярко-голубой цвет. Как будто кусочек неба спустился на землю!

— Мы — Незабудки, — тихо прошептали цветы внизу. — Цветем в самом начале лета, когда многие цветы еще не цветут. Очень любим тень, потому что на солнце наши цветки выгорают, становятся бледными, невзрачными. Вот нас хозяйка и посадила около забора, от которого падает тень.

— Вот бы нам такой цвет! — вздохнули Флоксы.

— Мы тоже хотим быть похожими на небо, — в ответ заворчали Люпины. — Все хвалятся, а про нас забыли. Чем хуже наши цветки и листья!? Посмотрите, сочные стебли зонтиком отходят от центра у самой земли, а на них листья, как раскрытая ладонь с пальцами. Только пальцев много — четырнадцать, шестнадцать. Все они одного размера и растут, растопырившись, из середины. Все говорят, что красиво. А какие у нас цветки в форме большой свечи! Когда мы цветем, много-много таких свеч сиреневого, фиолетового, розового, белого цвета украшают нас. Правда, когда мы отцветаем, остаются коричневые стручки с семенами. Но зато нас не надо рассаживать, мы сами вырастаем. Семена падают из сухих стручков на землю и прорастают. Еще мы обогащаем землю азотом, чтобы растения лучше росли. Вот хозяйка и посадила нас не только в цветнике, но и на огороде. Целое поле Люпинов! Вот так.

Долго молчал дикий Виноград, который обвил весь забор и летний домик. Но и он не сдержался:

— Какие вы все болтушки и хвастунишки! Я вот смотрю на вас сверху и вижу, что без каждого из вас цветник не был бы таким красивым. И без меня тоже. Мои листья то ярко-зеленые, то бордовые, то желтые, то коричневатые, а то ярко-красные создают для вас неплохой фон. Да еще по мне все время ползет цветной горошек. Он такой яркий, разноцветный, пахучий, что я разрешаю ему целовать себя нежными лепестками цветков, а цепкими усиками обнимать себя. Мы дружим и не обижаем друг друга. В сильный дождь я стараюсь прикрыть нежные цветки своими листьями. Но, друзья, я все слушал многолетники, а что же молчат однолетние цветы?

— Ну что сказать, — откликнулись Бархатцы, — мы, конечно, живем только одно лето, но зато как цветем!

И действительно, бархатцев было очень много. Словно ковер, расцвели они на клумбе: ярко-желтые, темно-бордовые с желтой каймой, желтые с бордовыми полосками, густо-оранжевые с желтыми пятнами, лимонные с черными полосками. Головки Бархатцев как бы соткали рисунок ковра. Они были такие яркие, что слепило глаза в солнечный день. Кустики Бархатцев стояли крепко, как маленькие деревца. Стоило только подойти к клумбе, как с цветков Бархатцев слетали десятки бабочек, шмелей, пчелок, стрекоз.

Прекрасные бабочки: крапивницы, павлиний глаз, лимонницы раскрывали свои узорчатые разноцветные крылышки и становились вторым цветком, дополняя красоту Бархатцев. Одни цветки отцветали, другие зацветали, поэтому ковер из цветов был всегда красивым. Бархатцам поддакнула Настурция:

— Я тоже цвету до самых заморозков. А какие нежные, крупные у меня цветки! Вот нежно-розовые, вот с желтым оттенком, а вот розово-красные. И листья почти круглой формы и сочно-зеленого цвета тоже хороши. Я расползаюсь по всей клумбе своими гибкими, тонкими, извилистыми стеблями и создаю такой красивый ковер из цветов и листьев, что просто загляденье!

Во все глаза смотрели на них цветки Виолы, или как ее еще называют — Анютиных глазок. Каких оттенков и окраски здесь только не было! В одном цветке можно было увидеть несколько цветов и оттенков. Бархатные лепестки от этого выглядели еще красивее. Словно сотни разноцветных бабочек, живущих в тропических лесах, прилетели и присели отдохнуть!

— Мы все слушаем и слушаем и на все смотрим Анютиными глазками, — нежно пропели Виолы. — Вот только Петуния от избытка дождей стала такой высокой, что нам совсем не видно соседнюю клумбу. Мы же маленькие.

— Нечего на меня коситься, — повернулась к Виоле Петуния. — Хозяйка даже ругалась на меня, почему я все не расту и не расту. Вот я и поднатужилась, выросла в целый куст, хотя должна быть ростом с Сальвию. Зато и нарядная я какая! Крупные цветки- колокольчики разного цвета с прожилками в сеточку так ароматны и красивы. Посмотрите, даже есть махровые цветки с узорчатыми краями.

— Да, да, да, дорогие мои друзья-однолетники, я согласна с вами. Мы можем гордиться своей пышной, яркой красотой! Я добавлю вам цвета, — томно протянула Сальвия, — мой ярко-алый цвет хорошо оттеняет ваши розовые, желтые, синие, сиреневые цвета. Мой столбик соцветия состоит из множества мелких цветков, похожих на маленькие колокольчики, только смотрят они в разные стороны от стебля, а не вверх и не вниз, как у Колокольчиков или Лилий. Мы особенно нарядны, когда растем близко друг к другу и нас много. Тогда создается впечатление, что горит яркий костер.

— А мы, а мы! — пропищали Маргаритки. — Если мы не такие яркие и маленькие, то про нас можно и забыть? Зато мы нежные и хорошо дополняем яркие цвета других растений. А заботимся мы о себе сами, разбрасывая вокруг себя семена, чтобы вырасти на следующий год.

Еще долго болтали цветы в цветнике. В разговор вступили Георгин, потом Дельфиниум, Гладиолусы, Хризантемы, Водосбор (аквилегия) и многие другие растения, которых в цветнике было более ста видов.

И даже весенние цветы: Тюльпаны, Нарциссы, Крокусы, Ландыши попискивали из-под земли своими луковичками, чтобы о них не забыли.

Одни цветы отцветали, другие зацветали. И так с ранней весны до поздней осени, радуя хозяйку, ее семью и всех прохожих. Нельзя было выбрать один самый красивый цветок. Все они были по-своему хороши. Вот так и жила большая цветочная семья. Как и в любой семье, были в жизни цветов хорошие и плохие дни. Они то дружили, то ссорились, обижались. Потом опять мирились и радовались.

А что же наш Добрый Гном? Ему так понравилось жить в цветнике, что он сделал себе несколько домиков под разными камнями на альпийской горке, набил перинки лепестками разных цветов и переходил из одного домика в другой, наслаждаясь запахом и красотой.

Не думайте, что в жизни цветника все было так хорошо и гладко. Это только в волшебных сказках цветы распускаются в одно мгновение. Что же случалось с цветами?

Хозяйка

Хозяйка очень любила цветы и проводила с ними много времени. Но также она любила экспериментировать, особенно когда цветник только формировался. Она много раз пересаживала цветы. И делала это даже в период цветения. Только цветок приживется, облюбует место, познакомится с соседями, как его пересаживают на новое место. Одному Бадану везло, его ни разу не пересадили.

Цветы внимательно наблюдали за хозяйкой и, если она подходила к ним с лопатой, все сжимались от страха. А вдруг опять переезжать на новое место, болеть после пересадки, привыкать! Правда, руки хозяйки были нежные, бережно пересаживали растения, поэтому они развивались быстро.

Другое, что беспокоило цветы, было желание хозяйки их все время чем-то подкормить, а поскольку она первое время многого не знала, делала это не всегда правильно: то подложит под корни свежий навоз и обожжет их; то польет удобрениями в обед, и солнце опалит растения; то наложит много перегноя для цветов, которые лучше растут в песчаной почве. Но хозяйка много изучала специальных книг, журналов о цветах, даже читала энциклопедию и вскоре все стала делать правильно. Цветы понимали, что она их любит, поэтому прощали оплошности. Но зато, когда хозяйка всему научилась, как благодарны были ей растения за специальную подкормку удобрениями, после которой они быстро росли и ярко цвели.

Было и третье несчастье. Хозяйка, когда только покупала семена и рассаду, не ставила табличек с надписями посаженных растений. Она забывала, что осенью посеяла, а весной на это же место сеяла или сажала другие цветы.

— Не надо! — попискивали из-под земли семена. — Мы же уже посажены! Как ты могла забыть!

Но хозяйка ничего не слышала, а, вспомнив, понимала, что уже поздно. Но и это было недолго. Хозяйка стала помечать места посадки специальными дощечками или палочками с названием растений и сроками посадки. В цветнике воцарился порядок. Растения были подобраны по разным срокам цветения, окраске, высоте стебля, особенностям клумбы. Надо заметить, что хозяйка получала знания о цветах не только из умных книг. Ей помогал Добрый Гном, который незаметно подсказывал, что надо делать.

Гном

Доброму Гному тоже немного пришлось поволноваться. За год альпийская горка, где он оборудовал себе несколько домиков, осела. Нужно было подсыпать земли и поднять большие камни, которые вросли в землю. Что тут началось! Бедный Гном от страха чуть не убежал в другой цветник. Он так волновался, что не успел вынести из домиков свои цветочные душистые перинки.

— Только осторожно! — шептал он на ушко хозяйке. — Опускайте камень медленно! Не засыпьте землей мой домик! Вы что, слепые?!

Пришлось Доброму Гному снова собирать лепестки и обустраивать свои домики.

На этот раз горку подремонтировали добротно. Так что на несколько лет Гном мог быть спокоен. Никто больше не трогал его.

Кошка

Еще одной бедой для цветов была соседская кошка, точнее — кот и кошка. Кот был серо-дымчатого цвета, а кошка — пятнистая, рыже-бело-черная.

Кот обходил ночью всю территорию, метил ее, обозначая, что он хозяин. Цветы его не интересовали. Он обходил их стороной. Кошку же цветы очень интересовали.

Она любила на них поваляться, понежиться. Нюхала их, терлась мордочкой и даже некоторые ела. А когда ветерок качал стебельки, кошка лапкой начинала их ловить, играть с ними. А утром хозяйка находила помятые и сломанные цветы. Пришлось цветам придумывать, как избавиться от назойливой кошки — любительницы цветов.

Сначала они сговорились с пчелами и шмелями, которые вставали рано утром вместе с кошкой, чтобы те укусили ее за нос. Ах, как было ей больно, когда несколько пчел вонзили в нее свои жала! Но теперь она стала осторожнее. Не подходила к цветам, когда над ними летали пчелы и шмели.

Затем цветы обратились за помощью к садовым муравьям, которые тоже доставляли растениям немало хлопот, но сейчас могли помочь. Ведь у муравьев выделяется муравьиная кислота, которая очень едкая. Договорились цветы с муравьями, что те брызнут кошке кислотой в глаза. Так и сделали муравьи. Глаза у кошки защипало, ничего не стало видно. Скорее убежала она промывать их водой!

Стала кошка старательно обходить муравьиные тропы. Но все же не перестала ходить в цветник. Тогда сговорились цветы осыпать кошку своей пыльцой, чтобы она попала ей в нос. Как только проказница вошла в цветник, все цветы высыпали на нее свою пыльцу: кошка с головы до ног покрылась ею! И стала так чихать, что не могла остановиться. А тем временем бабочки, шмели, пчелы, стрекозы, мотыльки, жуки подумали, что кошка — это новый огромный цветок, и все на нее сели. Вот это была картина!

Кошка начала брыкаться, валяться, громко мяукать, звать на помощь. Бросилась вон наутек из цветника. Больше ее там никто и никогда не видел. А цветы облегченно вздохнули.

Сорняки

Настоящими врагами цветов были сорняки. В дождливое лето от них не было жизни. Они росли не по дням, а по часам, обвивая цветы, выпивая их воду с питательными веществами, закрывая их от солнца. Хозяйка почти каждый день их выпалывала.

— Ко мне, скорее ко мне! — звал хозяйку очередной цветок. И хозяйка сразу обеими руками выдергивала злые сорняки. Но однажды она уехала на целых две недели. Весь цветник зарос сорняками.

«Все, — подумали цветы, — теперь нам не выжить».

Добрый Гном пытался помочь цветам, но он был таким маленьким, что не мог справиться со всеми сорняками. Однако он мог мыслями связаться с хозяйкой на расстоянии. Гном послал ей лучик с информацией о том, что ее любимые цветы погибают. Тот нашел хозяйку на работе и передал ей информацию. Она не стала дожидаться выходных дней и вечером после работы поехала на дачу. Что же она увидела!

Вместо красивого цветника росли одни злые сорняки. Быстро взялась она за дело.

— Я вам покажу, как мои любимые цветочки обижать! — ворчала хозяйка. Потом она собрала все сорняки и отнесла их подальше от цветника, чтобы не осыпались их семена и не проросли снова.

Теперь цветы могли свободно дышать. Хозяйка их полила, порыхлила землю около них. Они ласкали руки хозяйки своими листочками и лепестками цветков, пели для нее свои песенки.

Но на этом приключения цветов не закончились.

Непогода

Хорошо домашним цветам! Они всегда живут в тепле. Им не страшен дождь, снег, заморозки, град, ветер. А вот цветам, которые растут под открытым небом, не всегда только солнышко светит.

Ранней весной первые росточки вылезли на поверхность земли и потянулись к солнышку. Как они радовались! Нежились под весенними лучами, вытягивали свои ладошки, подставляли щечки. И вот в одно утро, когда ростки ждали первых лучей, на землю опустились заморозки. Было так холодно, что ростки сначала очень замерзли, простудились и заболели, а потом некоторые из них даже погибли. Пришлось новым росточкам снова прорастать.

Но только они набрали силу и стали превращаться во взрослые растения, как на них обрушился сначала холодный дождь, а потом град величиной с горошину. Как было больно листочкам! Они пытались спрятаться, но было негде.

— Ой, как больно! — кричали они. — Помогите! Укройте нас!

Град даже пробил листочки и оставил в них дырки — раны.

Наконец-то цветы выросли. Они были счастливы. Красовались своими цветками, яркой зеленью. Но тут солнце закрыла большая черная туча, сверкнула молния. Раскаты грома так испугали цветы! Что же будет?! И тут на землю обрушился сильный ливень. Он заливал все вокруг, прибивал к земле стебли растений, сбивал нежные цветки. Цветы захлебывались в воде, мокрая земля прилипала к листьям. Цветам казалось, что их жизнь закончилась.

Наконец-то ливень прошел и выглянуло солнце. Оно обсушило растения, согрело их.

Вокруг были поломанные цветы, большие лужи и грязь. Пришлось цветам очень потрудиться, чтобы подлечить раны, дать новые ростки.

Но и это еще не все. На цветник повадился наползать холодный туман. Он спускался в низину по вечерам и, как холодный душ, обжигал нежные растения, окутывал их ледяными каплями. Цветы дрожали от влажности и холода, чихали, кашляли, а на стеблях и листьях появились черные пятна.

Вот тут цветам помогла хозяйка. Она стала закрывать их на ночь специальной белой тканью — паутинкой, которая согревала цветы, пропускала капли дождя и воздух, чтобы они могли пить и дышать. Теперь как туман ни старался, он не мог повредить растениям. Стойкие цветы все же росли, цвели и радовали всех вокруг. Они справились со всеми невзгодами, выстояли. Такие маленькие и такие смелые! Хозяйка ими очень гордилась.

История цветника продолжалась. Появлялись новые клумбы и растения. Весь участок стал большим цветником!

А как же Добрый Гном? Он вместе с цветами переносил все невзгоды. Когда было холодно, он утеплял свой домик пухом птиц и перышками, которые падали сверху, пушистыми семенами некоторых цветов.

Все лето он вязал к зиме пуховой свитер, штанишки и носочки. На зиму Гном закрывал вход в домик камнем и затыкал оставшиеся дырочки сухим мхом, который собирал на ближнем болоте осенью. На пол стелил толстый слой сухого душистого сена, а над головой развешивал зимние запасы: сушеные грибы, ягоды, кусочки фруктов и овощей. В маленьких мешочках хранились лесные орешки, которые ему принесла знакомая белочка из соседнего леса. Запах роз напоминал Гному теплое лето, ветка с оранжевыми фонариками физалиса была вместо солнышка, а сухие цветки незабудок лежали на подоконнике, как кусочек неба.

Так и зимовал Добрый Гном, дожидаясь теплого лета вместе с корешками растений, которые спали под землей.

Работа с текстом

— Сказку читать детям по частям, сопровождая чтение показом иллюстраций, картинок, открыток с изображением цветов и цветников (Васильева С Л., Миря- сова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов. Цветы. Деревья. М., 2004; Наглядные пособия: «Деревья и кустарники», «Полевые цветы», «Ягоды», «Цветы садовые» (М.: ТЦ Сфера, 2012) и др.).

— После описания цветка дать задание найти его изображение, дополнить описание, которое дано в сказке.

— Предложить разыграть мини-сценки из сказки, показывая разный характер цветов.

— Предложить нарисовать или составить из отдельных элементов описанный в сказке цветник, дорисовать другие цветы; проиллюстрировать сказку.

— Сочинить вместе с детьми продолжение сказки, включив новых героев и сюжеты.

Вопросы и задания

— С чего начала хозяйка устраивать цветник на даче?

— Как устроена альпийская горка? Почему она так называется?

— Что необычного было в устройстве домика Гнома?

— Что необычного было в посадке хозяйкой семян цветов?

— Как описывается в сказке Бадан? Какой у него был характер? Почему Бадан так гордился своими листьями и стеблями?

— Кто запомнил, как по-научному называются мохнатенькие Ушки, которые хозяйка на альпийской горке посадила рядом с Баданом?

— Опишите Чистец шерстистый.

— Почему он обижался на людей? Как ему помогла хозяйка?

— Какое растение поселилось на самой верхней точке альпийской горки?

— Чем Папоротник отличался от других растений?

— Какое растение защищал Папоротник от солнца и ливня?

— Как Папоротник помогал всем растениям?

— С кем сравниваются в сказке Ирисы? Почему?

— Какие луговые цветы посадила хозяйка на альпийской горке?

— Как жили между собой культурные и дикорастущие растения?

— Какие цветы посадила хозяйка на клумбах?

— Почему Золотые Шары имеют такое название? Почему они могли все видеть?

— Почему Венерин Башмачок имеет такое название? Кто запомнил его научное название?

— Почему Золотарник имеет такое название? Он цветет в начале или конце лета?

— У какого растения семена созревают в ярко-оранжевых фонариках?

— Какого цвета Ромашки росли на клумбе?

— Какие цветы соперничали с ними по цвету, яркости и форме?

— Какой цветок считают королевой цветов? Чем хорош этот цветок?

— Чем Лилейники отличаются от Лилий?

— Почему Флоксы стали спорить с Розами?

— Какие цветы похожи на кусочки голубого неба?

— У каких цветов цветки похожи на большие свечи?

— Какое растение имеет специальные усики, чтобы цепляться за опору и расти вверх?

— Какие однолетние растения посадила хозяйка? Почему они так называются?

— Что хозяйка делала не правильно, оборудуя цветник?

— Какие напасти приключились у Гнома и растений? Как хозяйка помогала своим любимым цветам?

— Как Гном устроил на зиму свое жилище?

— Какого ухода требует цветник все лето?

Карнавал насекомых

Паук устроил карнавал

И насекомых всех позвал.

На карнавал они спешат,

Ползут, и скачут, и летят.

Стрекозки с речки прилетели,

Как вертолеты прошумели.

Кузнечик с луга прискакал,

На скрипке песню заиграл.

Комарики веселой стайкой

Слетелись дружно на лужайку.

Веселый бойкий мотылек

Присел красиво на цветок.

Пчела, кружа, вовсю жужжа,

Уселась, словно госпожа.

Прослышав, мухи прилетели

И осторожно рядом сели.

Жуки, бурча себе под нос,

Всем задавали свой вопрос:

«Что за беда? Идти куда?

А может, это ерунда?»

Тут, облетев зеленый лес,

Спустились бабочки с небес.

Все ликованием полны,

И маски разные видны.

Кто птицею принарядился,

Кто в платье Феи облачился,

Кто шляпу водрузил с пером,

Кто хвост приделал веером.

Плясали, пели и смеялись

И не заметили они,

Как в сети к пауку попались...

Не ждали ловкой западни.

Прилипли к липкой нити лапки,

Приклеен прочно хоботок,

Повисли крылья, словно тряпки,

Не слышен бойкий говорок.

Лишь слезы по щекам бегут,

И хором маму все зовут.

Хоть на миру и смерть красна,

Но не ко времени она.

Коварный, злой паук сидит,

На всех ехидненько глядит,

С ухмылкой руки потирает,

Слюну голодную глотает:

— Вот пир так пир! Как я хитер!

Обед ко мне вдруг сам пришел.

Вы карнавала захотели?

А в паутину прилетели.

Теперь сидите, не жужжите

И маму с папой не зовите.

Как только солнышко зайдет,

Тут ваша гибель и придет!

— О, горе нам! — рыдают гости. —

Освободиться нам не просто.

Не двинуться нам с места даже,

Да и паук сидит на страже.

Неужто с гибелью смириться

И в паутину погрузиться?!

— Ну, нет! — комар тут пропищал.

Я мал, но все-таки удал.

Я Муху-цокотуху спас

И вас я выручу сейчас.

Все крылья приготовьте —

Еще раз. Прогоните страх!

Перевернитесь с боку на бок,

Не упадите только за борт.

Трясите сильно паутину,

Как будто заложили мину.

Уже освободились лапки,

Сильней качайтесь без оглядки!

Уже и хоботки видны,

Здесь вашей нет совсем вины.

Все вместе еще раз тряхнем

И паутину разорвем!

О счастье! Гибель позади!

Ну а надежды — впереди!

Все запорхали, зажужжали,

Запрыгали и заскакали.

Все стали комара хватить,

От всей души благодарить:

— Ты оказался самым смелым,

Находчивее нас, умелым!

Не побоялся паука

И нас избавил от врага!

Смогли мы вместе убежать,

Чтоб к ночи ужином не стать.

Ура! Мы славим комара!

За доблесть комара — ура!

Комар ответил насекомым:

— Не лучше ль улететь нам к дому?

Мы славно вместе потрудились,

Из плена все освободились.

Когда проснется злой паук,

Услышит только дятла стук.

А впредь умней нам надо быть

И к восьминогим не ходить!

Вопросы и задания

— Кто из насекомых прилетел и прискакал на карнавал к пауку?

— Опишите, как собирались гости на карнавал.

— Какое у них было настроение?

— Что задумал паук?

— Как он заманил насекомых в паутину?

— Что он хотел сделать с гостями?

— Как изменилось настроение гостей?

— Кто не побоялся паука?

— Почему насекомым удалось выбраться из паутины?

— Какие качества характера проявил комар?

— Как насекомые славили комара?

— Почему комар назвал паука восьминогим? Сколько ног у насекомых?

— Разыграйте сценки из сказки.

— Нарисуйте иллюстрации к сказке, выбрав каждый для себя появление определенного насекомого.

Прогулка по лесу

Танечка и Ванечка

По лесу гуляли.

Просто так, для шалости

Все цветы срывали,

Веточки березы

Гнули и ломали,

Для костра сосенку

Тонкую сломали.

Первыми тревогу

Белки протрубили.

Волки с возмущеньем

Громче всех завыли.

Зарычал сердито

На детей медведь.

Перестал соловушка

Свои песни петь.

— Как же вам не стыдно! —

Детям говорили. —

Мы ведь к вам домой

В гости не ходили.

Там не рвали книжки,

Мебель не ломали

И костер на кухне

Мы не разжигали.

Вы же в доме нашем

Все цветы сорвали,

Ветки поломали,

Деревца сжигали.

Уходите быстро,

Вас пока не съели!

Танечка и Ваня

Убежать успели.

Дома призадумались...

«В лес теперь не пустят».

И от этой мысли

Сразу стало грустно.

А потом решили

Попросить прощенья,

Сделать что-то доброе,

Справить угощенье.

Саженцев набрали

И семян цветочных,

Ленточек нарезали,

Чтоб держали прочно.

Посадили сосенки

Ровненьким рядком,

Семена посеяли

По траве кругом.

Подвязали веточки,

Что вчера сломали.

Даже бурелом

Весь в лесу собрали.

Белочек орехами

Щедро одарили,

Про ежей колючих

Дети не забыли.

Принесли грибов им,

Яблок сладких, сочных.

Зайчикам — морковки

Да капусты бочку.

Медвежатам меду

Сладкого набрали.

Птичкам всем зерна

Всюду разбросали.

Рады звери, птицы,

Все цветочки рады.

Новости такие

Всем им как награда.

Танечка и Ваня

В лес приходят в гости.

Берегут природу —

Это же так просто!

Вопросы

— Почему Танечку и Ванечку жители леса прогнали?

Сказка для детей 6-7 лет о полезных свойствах цветов "Изумительный букет".

Автор: Сафаргулова Ирина Сергеевна, воспитатель МДОБУ детский сад № 1 городского округа город Нефтекамск республики Башкортостан.
Описание материала: Оглянитесь вокруг-какие красивые цветы нас окружают. А вы знаете, что они не только красивые, но еще и полезные? Не знаете? Ну так почитайте сказку.
Цель: познакомить с полезными свойствами некоторых цветов нашего региона.
Задачи: развивать память и познавательный интерес.

Сказка "Изумительный букет".

Выглянуло солнышко, стало пригревать все сильнее и сильнее. Почувствовали это цветочки на лесной полянке и начали свои головки к солнышку тянуть, бутончики раскрывать.
Первым Нарцисс открыл свой бутон и начал хвастаться:

-Я самый красивый цветок на полянке. И имя у меня тоже необычное- нарцисс, что означает «красивый глаз».
-Да, ты и правда очень красивый цветок,- ответил Одуванчик.


-А вот мое имя на языке цветов обозначает «счастье и преданность». А еще из моих цветов делают очень вкусное и полезное варенье.
-И я, я тоже очень полезный – не отстает от Одуванчика Цикорий.


- Во мне много полезных витаминов и из меня делают вкусный напиток. А имя мое обозначает «скромный».
- А про меня вы не забыли, - обижается Колокольчик.


- В моих цветочках и листочках очень много полезного витамина С, который помогает справиться с любыми болезнями. А еще меня называют «цветком радости».
-А мое имя обозначает «радуга» - хвастается Ирис.


– А из моих цветочков лечебный отвар делают. Любой, кто этот отвар выпьет, от головной боли избавится, и даже горло больное вылечит.
- Горло вылечить – это хорошо, - присоединяется к спору Пион.


- А если моего отвара выпьешь - спать будешь хорошо да крепко, а сон – это самое лучшее лекарство от всех болезней. А еще я считаюсь символом любви и богатства.
Спорили, спорили цветы до самого вечера. И все никак не могли решить, кто же из них полезней. Так, наверное, и проспорили бы всю ночь, если бы не вмешался маленький бутончик мать-и-мачехи. Бутончик сказал:
-Цветочки мои милые, спорить бесполезно! Все вы хороши и полезны по - своему и красавец Нарцисс, и желтенький как солнышко Одуванчик, и голубенький Цикорий, и нежный Колокольчик, и ослепительный Ирис, и красавец Пион. Но еще вы не только полезные, но и очень красивые и вместе вы составляете изумительный букет.

Сказки для малышей - это один из необходимых элементов развития и воспитания ребенка. Детские сказки понятным, простым и доступным для ребенка языком рассказывают о добре и зле, плохих и хороших поступках, показывают правильный выход из различных ситуаций. Слушая, а потом и самостоятельно читая сказки, ребенок подсознательно формирует основы общения и поведения, учится терпению и упорству, развивает творческий потенциал, воображение и фантазию. Всему этому учат и сказки о цветах и растениях для детей.

Самой первой для малышей сказкой о растениях становится бытовая русская народная сказка "Репка". В ней заложена понятная даже детям житейская народная мудрость - взаимовыручка и взаимопомощь всегда помогает достигнуть положительного результата. Сказка содержит также мнемотехнический приём для развития памяти у самых маленьких детей - постоянно добавляющиеся герои сказки, которых необходимо каждый раз перечислять.

В белорусской народной сказке "Легкий хлеб " крестьянин рассказывает волку как тяжело дается такой вкусный и душистый ржаной хлеб, сколько труда и умения требуется от человека вырастить рожь и испечь хлеб.

  • Аксаков, Сергей "Аленький цветочек "

Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке С. Аксакова. В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.

  • Андерсен, Ганс Христиан «Цветы для маленькой Иды»

Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. "Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана", - вспоминал сказочник. История рассказывает о девочке, узнавшей о балах, на которых встречаются и танцуют цветы. Совершенно случайно однажды ночью Ида одним глазком увидала такой бал, на котором узнала, что цветочки можно спасти от гибели, посадив их в землю...

  • Бажов, Павел "Каменный цветок "

В сказке иносказательно говорится, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.

  • Вогл, Кристл «Сказки цветочного королевства».

Вы любите тайны и волшебство? Хотите узнать самый-самый важный секрет? Слушайте внимательно, только тсс, никому ни слова! Добрые маленькие феи и эльфы - герои многих сказок и легенд - не красивая выдумка. Они существуют на самом деле! У них есть помощники, враги и даже волшебная королева. Они ссорятся, мирятся, дружат и, как и мы, любят красивые цветы... Но если вы не верите в чудеса, если не хотите узнать о прекрасном мире фей и эльфов - ни в коем случае не открывайте эту книгу!

  • Гераскина, Лия «Синий цветочек для мамы»

Маша и Ваня, несмотря на запреты их отца лесника, отправились в дремучий лес, чтобы отыскать волшебный синий цветочек, который поможет их маме скорее выздороветь. Поиски заветного цветочка привели их в Пряничный домик, хозяйкой которого оказалась хитрая и коварная Баба-Яга. Посадив детей в клетку, она пригласила на предстоящий пир Лешего и Водяного. Но благодаря помощи своих друзей - Полкана, Пеночки и Зяблика, детям удалось освободиться, уйти от погони и принести маме букет волшебных цветов.

  • Емельянов, Денис «Мышонок и Подснежник»

В этой книге двенадцать сказок о маленьком Мышонке, трогательном и добром, который познает огромный Мир вокруг себя. Он живет в норке с Мамой и знакомится с разными обитателями леса: с прекрасным Подснежником и самодовольным Земляным Червяком, с красивой Бабочкой и упрямой Улиткой, с мудрым Вороном и маленьким Птенчиком. Ему так много предстоит узнать и понять. Он очень любит смотреть на закат, слушать, о чем перешептывается ветер с деревьями в лесу, а иногда по ночам маленький Мышонок разговаривает со звездами. Эти сказки написаны для самых маленьких читателей, и для взрослых, которые тоже когда-то были детьми.

  • Карем, Морис «Королевство цветов»

Маленькая девочка Анни из книги известного во всём мире бельгийского поэта и писателя К. Мориса, из собственного любопытства и волею случая попадает в Королевство цветов - тот самый источник жизнерадостности. Королевство живёт своей обычной для цветов и удивительной для людей жизнью. С поразительной выдумкой и фантазией, основанной на прекрасном знании природы, автор описывает жизнь цветов. В этой жизни находится место и приключениям, и любви и дружбе. И конечно же, у сказки счастливый конец - благодаря вере, надежде и безграничной материнской любви Анни возвращается на Землю.

  • Катаев, Валентин "Цветик-семицветик "

Одна из замечательных современных волшебных сказок. Обычная девочка в трудный для себя момент встречает бабушку-волшебницу и получает в подарок волшебный цветок, исполняющий семь желаний - по количеству лепестков цветка. Сказка наглядно показывает, что не потребительские желания доставляют удовольствие от волшебства, а доброта и милосердие приносят настоящую радость.

  • Колпакова, Ольга «Как фея Колючка вылечила лето»

Если в жаркий день вы услышите, как лето шмыгает дождиком, чихает туманом и кашляет громом, вызывайте скорую цветочную помощь! Цветочные феечки обязательно по всем правилам вылечат больного: ромашковый отвар, горчичники и малиновый чай. И фея Колючка иоже не останется в стороне, уж она-то выпишет самый необычный рецепт и превратит лечение в настоящее веселье. Чудеса на Цветочной полянке продолжаются, и лето обещает быть ярким!

  • Лопатина, А., Скребцова, М. Сказки о цветах и деревьях: книга для занятий по духовному воспитанию

Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Книга для занятий по духовному воспитанию включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей.

  • Платонов, Андрей "Неизвестный цветок "

Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном...

Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, - «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной». Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше».

Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.

Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

  • Прокофьева, Софья "Про маленький дубок "

В одной из сказок о Маше и Ойке автор учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.

  • Родари, Джанни «Приключения Чиполлино»

В политических сказках о растениях освещаются не совсем детские темы - революционная борьба угнетенных с угнетателями. К примеру, любимая детьми сказка известного итальянского писателя Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Герой сказки мальчик-луковка Чиполлино защищает неимущих бедняков от несправедливости, борясь с властью с помощью своих друзей. Люди в виде живых фруктов и овощей в сказке совершают человеческие поступки, ошибки, их поведение совершенно не отличается от поведения обычных людей различных сословий. Сказка ориентирует детей на настоящую дружбу, честность, преданность и героизм.

  • Старасте, Маргариты "Желудек "

Сказка латышской писательницы повествует о приключениях маленького Желудька в лесу и в городке насекомых Травушкине. Захватывающие события, происходящие с Желудьком, заставляют перечитывать детям эту историю много раз. Сказка дает упрощенное представление детям не только о строении желудя, но и о многих насекомых - пауках, пчелах, муравьях.

  • Саксе, Анна «Сказки о цветах»

Более половины века назад латышская писательница Анна Саксе записала несколько небольших историй для детей, которые она объединила в одну книгу "Сказки о цветах". Это удивительная книга не просто сказки о самых разных цветах, а сказки, мифы и предания со всех уголков мира. Цветы и деревья в волшебном саду умеют говорить человеческими голосами, многие из них - в прошлом заколдованные люди. Они рассказывают маленьким читателям свои истории (веселые, трогательные или печальные), повествуют о своих судьбах и разных странах.

«Сказки о цветах» Саксе рассказывают о том, как сложились cудьбы людей,живших в ту или иную эпоху. У многих персонажей судьба складывалась так, что они превращались в различные цветы. Ответ на вопрос, почему так случилось, можно найти на страницах этой детской книги, где деревья умеют разговаривать человеческими голосами, а цветы могут любить.

В каждой сказке идет рассказ об отдельном цветке. Он может быть лесным или просто расти на клумбе. Совсем неприметным, как заячья капуста, или очаровательным, как орхидея или водяная лилия. Но каждый раз читатели видят неописуемую красоту, которая скрывается за названием растения.

Написала Анна Саксе «Сказки о цветах» специально для детей. Но, не смотря на это, книга очень нравится взрослым. Ведь порой и им хочется погрузиться в мир их детства, где им родители читали эти очаровательные сказки, а сами малыши разглядывали красочные иллюстрации, на которых были изображены красивейшие цветы.

  • Шунин, Анатолий «Здравствуй, синь-цветок» : рассказ

Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия... Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и - синий. А мой синь-цветок - голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее - измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил...

Дорогие родители, бабушки и дедушки, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух.

Сказки о цветах и растениях любых жанров необходимы для малышей. Они является наиболее эффективным средством раннего обучения, воспитания и развития детей. Читайте, как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.

"Незабудки" "Иринушкины сказки" (для детей 5-10 лет)

Данная методическая разработка предназначена для педагогов детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Также этот материал может быть полезен учителям начальных классов и творческим родителям.
Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка» МО г. Алдан, РС(Я)
Цель: формирование начальных представлений о весенних цветах - незабудках.
Задачи:
-в доступной форме познакомить детей с терминами «семена», «всходы», «посев»; познакомить с многозначностью слова «цвет»;
-повторить понятия «одежда», «обувь»; знакомить со сложными цветами.
-развивать речь детей, обогащать их словарный запас, расширять кругозор;
-воспитывать бережное отношение к представителям флоры.

Сказка "Незабудки"

Эта история приключилась в одном волшебном саду весной в самом конце мая. С хозяйкой сада - цветочницей - произошло небольшое недоразумение. Перепутались у неё случайно семена цветов незабудок разного цвета. Подумала она, подумала, да и посеяла на клумбе все семена, как есть – перемешанными. Получилась смесь незабудок.

Через две недели появились дружные всходы. А ещё через две недели весенние прелестные цветы расцвели. Клумба превратилась в пёстрый ковёр.
Оглянувшись по сторонам, незабудки начали спорить между собой – какая из них самая красивая?
-Разумеется, я! – заявила розовая незабудка.
- Ну уж нет! Самая привлекательная – это я! – возразила голубая.


- Да что тут спорить! Самая восхитительная – это, вне всякого сомнения, я! – вмешалась в спор незабудка белого цвета.


Спорили они так, спорили и вконец поссорились.
В это время в сад прилетела прелестная бабочка.


Она по очереди напилась сладкого нектару из каждой незабудки.
Незабудки обратились к ней за помощью:
-Бабочка – красавица, рассуди нас! Какая из нас самая красивая?
Бабочка, немного подумав, ответила:
-Твои лепестки, розовая незабудочка, подобны свету вечерней зорьки.
-Тебя, голубенькая незабудка, природа выкрасила в цвет лазоревого неба после летнего дождя!
А ты - белоснежная, словно самое пушистое облачко!
-Вы все по-своему прекрасны! А нектар у всех вас одинаково вкусный! Не напрасно вас называют незабудками. Поверьте, я никогда не забуду Вашу нежнейшую красоту!
Вспорхнула бабочка и улетела!

Незабудки сначала растерялись, а потом даже обрадовались тому, что ни одна из них не хуже другой! Ничем ни хуже!… А все одинаково красивы!

Но в этот момент из дома вышла маленькая девочка Иринушка, она удивлённо оглядывала мир огромными карими глазами, кофточка не ней была надета розовенькая, сшитая бабушкой, на ногах красовались белые сандалии. К этому времени у цветочницы уже распустилось и благоухало множество различных цветов.


Гуляя по саду и любуясь многоцветием растений, очаровательное дитя увидело клумбу с незабудками и тихо вскрикнуло от восторга!
-Ой, какие малюсенькие цветочки! И все разного цвета – голубого, розового, белого – как моя одежда и обувь!
И девочка протянула пухленькую ручку к незабудкам, намереваясь нарвать цветов для букетика. Бедные незабудки застыли от ужаса….
В это время к девочке приблизилась цветочница.
-Что ты делаешь, доченька?
-Хочу, матушка, сорвать букетик для тебя!
-Не нужно, моя хорошая, сорванные цветочки завянут, погибнут, их жалко! А если ты сохранишь их, то через год, в июне у нас будет уже две, даже три клумбы незабудок.
-Три клумбы, матушка? А как это?
-Каждый кустик сначала отцветёт, а через месяц даст семена, которые потом дадут нам новые незабудки! Помимо этого, кустик зимой не погибнет, а перезимует и увеличится, разрастётся к следующей весне!
Маленькая девочка кивнула головой в знак согласия и не тронула незабудки.
С той самой поры эти прелестные цветочки живут все вместе в чудесном саду и больше никогда не ссорятся!


По окончании прочтения сказки рекомендуется задать вопросы:
-Что такое семена, посев, всходы?
-Почему нельзя срывать цветы?
-Почему "незабудки" так называются?

Викторина для детей старшего дошкольного возраста о цветах

Предлагаю конспект игры – викторины для детей 5 – 7 лет
Тема: «Знатоки цветов!»

Киселёва Светлана Михайловна, воспитатель, МДОУ Детский сад «Березка» № 80
г. Комсомольск на Амуре
Данная игра - викторина будет полезна воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования при закреплении знаний о цветах.
Цель: – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес, закрепить знания детей о цветах в игровой форме.
Задачи:
- способствовать закреплению у детей знаний о цветах;
- развивать любознательность, мышление, умение работать в группах;
– воспитывать гуманное отношение к природе, чувство прекрасного;
Оборудование: кроссворд с загадками; карточки с перепутанными названиями цветов; картинки с текстами сказок; разрезные карточки с изображением цветов; шапочки ромашка, роза, гвоздика, одуванчик и мак цветов для игры « Найди меня»; магнитные доски, магниты; 2 ватмана, фломастеры; фонограмма песен:
«Самая счастливая» - с. К. Ибряе, м. Ю. Чичков
«Волшебный цветок» - с. М. Пляцковский, Ю.Чичков
«Дружба» (СD «Барбарики»).

Ход занятия:

Под музыку «Самая счастливая» заходят в зал.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Здесь кто-то говорит о цветах?
Вопитатель и дети здороваются с гостьей


Я – Фея цветов, поэтому очень люблю цветы. Пришла я к вам не с пустыми руками, а со стихами-загадками о моих любимых растениях. Я вам прочитаю первые строчки стихотворения, а вы должны угадать последние слова в строчках. Если справитесь с моим заданием, тогда мы вместе отправимся в путешествие по моей стране, слушайте:
Лето – чудная пора,
Детвора кричит…….(Ура!)
Нам и реки и леса
Дарят летом ………(Чудеса)
Средь колосьев у реки
Засинели …… (Васильки)
И приветствуя ребят,
Колокольчики …….(Звенят)
Как приятно бегать вам
По ромашковым……(Лугам)
Вот по зеркалу реки
Заплясали …. (Поплавки)
А вокруг – нежны, чисты,
Лилий белые …….(Цветы)
Словно солнечные зайчики,
Золотятся …. (Одуванчики)
В мир добра и красоты
Превращают мир …..(Цветы)
Молодцы! Справились! Тогда в путь, друзья мои.

Конкурс 1. Кроссворд


Фея: У нас на доске кроссворд с загадками о цветах, он с секретом! Если мы с вами правильно его разгадаем, то и секрет откроется.
Команды по очереди разгадывают кроссворд, Если одна команда не справляется, то право отгадывать переходит команде соперника.
Загадки:
1. Он – цветочный принц – поэт, в шляпу желтую одет
Про весну сонет на бис прочитает нам… (нарцисс).


2. Мы несли грибы в корзине и еще цветочек синий
Этот синенький цветок назывался… (Василёк).


3. На лесной проталинке вырос цветик маленький
Прячется в валежник беленький… (подснежник).


4. Замечательный цветок словно яркий огонёк.
Пышный, важный словно пан, нежный бархатный (тюльпан).


5. Посмотрите – у ограды, расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза, а в шипах красотка… (роза)!


6. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу я в карманчик бывший…(одуванчик).


7. Вот полянка вся в цветочках, словно в светло – синих точках.
Соберу здесь для Анютки голубые… (незабудки).


8. Длинный тонкий стебелек, сверху алый огонек.
Не растенье, а маяк – это ярко –красный… (мак).


Дети находят после разгадывания в середине слово – секрет «цветочек»


Проводится игра «Найди меня».
Дети встают в пять кружков. В каждый круг встаёт персонаж – Ромашка, Роза, Гвоздика, Одуванчик и Мак. Под весёлую музыку дети двигаются свободно по кругу. Музыка останавливается. Дети приседают и закрывают глаза. Персонажи меняются местами. Музыка звучит снова. Дети «просыпаются» и ищут свой персонаж.

Конкурс 2. Ветер- озорник.
Фея: Я подготовила карточки с названием цветов, а ветер- озорник перепутал все буквы.
Переставьте буквы, восстановите названия цветов.
МАШ -КА - РО ЛЁК – СИ – ВАС
ЗА – РО ИС - ИР
Подведение итогов конкурса: цветок команде победителю в этом конкурсе.

Конкурс 3. Цветы в царстве сказок.
На карточках отрывки из сказок, где встречаются цветы. Ваша задача, отгадать название сказки и автора.
Воспитатель и Фея по очереди зачитывают отрывки, а дети отгадывают.
Задание команде №1.
1. Она «… посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и тут же из него вырастит большой чудесный цветок…
- Какой славный цветок! -сказал женщина…»
Но вдруг! «Что-то щелкнуло, и цветок распустился…»
(«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен)


2. Лепестки какого удивительного цветка помогли получить горы игрушек, много-много сладостей, побываешь на северном полюсе…И наконец, понять, что счастливым человеком можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то?
(«Цветик-семицветик» В.П. Катаев)


3. «Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
-Государь ты мой батюшка родимый! Не вези ты мне золотой и серебряный порчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья…ни венца самоцветного…а привези ты мне...цветочек, которого бы не было на белом свете.»
(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)


Задание команде № 2
4. В какой сказке девочка с голубыми волосами,умываясь утром пудрила щёчки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте не послушного деревянного мальчику, заставляя писать его волшебный диктант: «А роза упала на лапу Азора»?
(«Приключения Буратино» А.К. Толстой)


5. Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним…
Как чудесно было под кустом благоухающих роз!
Однажды, когда Герда рассматривали книжку с картинками…Кай вдруг вскликнул: «Мне кольнуло прямо в сердце и что то попало в глаз!»А потом наступила зима…
(«Снежная королева» Г.Х.Андерсен)


6. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточки с весною
В сени к нам летит!
(«Двенадцать месяцев»С.Я. Маршак)


Конкурс 4 проводится игра «Собери цветок».
Дети из разрезных картинок собирают цветы.
Затем дети называют эти цветы.
Из разрезного материала на магнитной доске собрать цветок и подписать его название.
Подведение итогов: цветок команде победителю в этом конкурсе.

Конкурс 5. Эстафета «нарисуй ромашку».
По команде дети рисуют маркером 7 лепестков у ромашки (каждый ребенок по одному лепестку ромашки)
Фея: Какие замечательные ромашки появились в нашем зале.
(чья команда первой справилась с заданием получает еще один цветок в букет)
Сколько ветра и простора!
Сколько песен и цветов!
Вместе с птицами проснемся,
И с цветами мы растем!