На страже самых важных секретов. День создания правительственной связи. Правительственная междугородная связь

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.

С появлением в Х1Х веке средств электрической связи и вплоть до конца 20-х годов ХХ века электросвязь для нужд государственного управления в нашей стране обеспечивалась в основном по сетям связи общего пользования. Основным видом электросвязи являлась телеграфная связь. При огромных пространствах России важное значение приобрёл «беспроволочный телеграф» по каналам радиосвязи. При этом скрытность телефонных разговоров практически не обеспечивалась.

Исходя из этого, Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР в 1928 году приступило к созданию собственной сети междугородной высокочастотной связи. Её условно назвали «ВЧ-связь».

Впервые она была установлена в 1930 году с Харьковом, тогда столицей Украины, затем с другими городами и вскоре стала активно использоваться для управления государством, получив официальное наименование «правительственная ВЧ-связь».

Официальной датой создания правительственной междугородной связи - основы будущей системы правительственной, а затем и президентской связи принято считать 1 июня 1931 года.

30-е годы - первые годы истории правительственной связи . Главным являлось решение проблемы защиты информации в основном путём создания простейших устройств маскировки речи от прямого прослушивания в линии связи. Одновременно с производством аппаратов маскирующего действия велись разработки сложной шифрующей аппаратуры. Кроме того, разработка для ВЧ-связи первой отечественной автоматической междугородной телефонной станции (АМТС) положила начало автоматизации процесса соединения абонентов.




В 1941-1945 годах подразделения правительственной ВЧ-связи во взаимодействии со специалистами Наркомата связи, связистами Красной Армии участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны, а затем Дальневосточной кампании и выполнили возложенные на них задачи.

Работа ВЧ-связи неоднократно отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, высоко оценена видными военачальниками.

Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая, благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов, наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями».

Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью».


В первые послевоенные годы велась напряжённая работа по восстановлению и развитию правительственной связи. Создавалось новое оборудование связи, шифрующая аппаратура, работающая на совершенно новых принципах. Сеть кремлёвской АТС стала выделенной, не сопрягающейся с сетями общего пользования сетью правительственной городской связи.




В 50-х годах организацией канала ВЧ-связи Москва-Пекин началось создание правительственной международной связи .

В эти годы активно создавалась новая техника для обеспечения связи в полевых условиях . С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая (в дальнейшем и шифрующая) аппаратура.


В 60-е годы с разработкой искусственных спутников Земли появилась возможность использования орбитальных ретрансляторов, снизивших зависимость от проводных и радиорелейных линий.

Октябрь 1962 г. вошёл в историю как время «Карибского кризиса», что явилось кульминацией «холодной войны» и поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Тогда проблема была решена политическими средствами, но стало очевидным, что при подобных ситуациях длительный обмен мнениями по дипломатическим каналам неприемлем. Исходя из этого, 31 августа 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва - Вашингтон . Позже подобные линии были организованы со столицами ряда других государств.

С целью подготовки офицерских кадров для системы правительственной связи 27 сентября 1964 г. в Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище (ВТУ) КГБ при СМ СССР с трёхгодичным сроком обучения.



В 70-е годы завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при их перемещении, как в пределах страны, так и практически в любой точке Земли.


В 80-е и последующие годы , несмотря на трудности экономического характера, продолжалась разработка новых технических средств, в частности, коммутационной техники междугородной и городской связи, шифраторов нового поколения, станций и отдельных технических средств спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ связи, многофункциональных узлов связи на бронетехнике и других средств.




26 июня 1990 года в составе правительственной связи была создана система связи для Президента СССР .


После известных событий августа 1991 г. правительственная и президентская связь действовали сначала в составе Комитета, а затем Федерального агентства правительственной связи и информации - ФАПСИ.

По решению главы государства в 1992 году система президентской связи стала выделенной: её технические средства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны (ГУО) России (с июня 1965 г. Федеральная служба охраны - ФСО России).


В 1992 г. на базе ОВВКУС был создан Военный институт правительственной связи (ВИПС).

19 февраля 1993 г. главой государства был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации». Тем самым была создана комплексная (совместно с другими законами) правовая база для деятельности органов правительственной связи и информации.

С 1999 г. началась подготовка специалистов в Воронежском военно-техническом училище (ВВТУ), созданном постановлением Правительства России от 15 декабря 1998 г. на базе отдельного учебного центра войск правительственной связи.

12 апреля 2000 г. Правительство России преобразовало Военный институт правительственной связи в г.Орле в академию (ныне Академия ФСО России).

Согласно распоряжению Правительства России от 3 декабря 2008 г. ВВТУ преобразован в Институт правительственной связи (филиал Академии ФСО России).


История правительственной связи богата многими событиями. Поистине бесценен опыт работы в «горячих точках» (Афганистан, Северный Кавказ), в экстремальных ситуациях техногенных катастроф, стихийных бедствий. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года правительственная связь была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания государственной комиссии.


С 1 июля 2003 года Президент России упразднил ФАПСИ, создал при ВСО России новый федеральный государственный орган - Службу специальной связи и информации, а с 7 августа 2004 года включил её в состав ФСО России. Президентская и правительственная связь вновь стали функционировать в рамках единой системы связи в составе одного федерального органа исполнительной власти.


Таким образом, в современных условиях специальная связь - это электросвязь специального назначения (президентская и правительственная связь) для нужд государственного управления, то есть осуществления полномочий Президентом России, должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, организаций.

С учётом тенденций развития электросвязи, шифраторостроения, компьютерной техники специальная связь будет совершенствоваться, чтобы соответствовать своему предназначению, оставаясь надёжным средством межведомственного и межгосударственного информационного обмена.

День создания правительственной связи

День создания правительственной связи (День создания «ВЧ-связи»)

Обоснование даты День создания правительственной связи: 1 июня 1931 года официально считается Днем создания правительственной связи в СССР. В этот день в соответствии с приказом ОГПУ № 308/183 от 10.06.1931 г. образовано 5‑е отделение оперативного отдела Объединенного главного политического управления (ОГПУ), которое отвечало за «обслуживание телефонной связью высокой частоты».

Фактически в стране была пущена в эксплуатацию собственная сеть междугородной высокочастотной связи в 1930 году линией Москва – Харьков. Над ее созданием объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР работало с 1928 года. Новый вид связи получил условное название «ВЧ-связь».

К 1936 году ВЧ-связь была установлена с 12 административными центрами СССР, в том числе со Смоленском и Минском (1932), Горьким и Ростовом (1933), Киевом (1934), Ярославлем. Тбилиси и Севастополем (1936).

Изобретенная ВЧ-связь позволила в годы ВОв (1941-1945) организовать оперативное руководство всеми фронтами, дала возможность контролировать ход военных действий. Множество военных операций было успешно выполнено благодаря непрерывной связи с правительством.

Сразу после войны развитие связи продолжалось.

В 50-х годах была создана правительственная международная связь. Первым пунктом соединения стал канал «Москва–Пекин». Продолжалась работа по разработке и созданию новой техники для средства сообщения в полевых условиях. С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая и шифрующая, аппаратура.

60-е годы отмечены возможностью использования орбитальных ретрансляторов, открытием «горячей линии» прямой документальной связи «Москва–Вашингтон». Позже подобные линии были организованы с другими государствами.

В 70-х годах завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при перемещениях в любой точке Земли.

В 80-е и последующие годы появились технические средства в виде станций спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ-связи и т.д.

В 1992 году её техсредства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны (ГУО) России.

В 1993 году соответствующим указом главы государства под деятельность органов правительственной связи и информации была подведена правовая основа.

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства правительственной связи и информации. Функции ФАПСИ были распределены между Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. В Федеральной службе охраны Российской Федерации была создана Служба специальной связи и информации (СССИ).

Задачи СССИ:

обеспечение представителей власти связью в местах их пребывания;

проведение разведывательных работ в области шифрования;

разработка специальных технических средств и систем для увеличения качества и секретности связи;

хранение и обработка информации, а также передача ее в учреждения, находящиеся за рубежом.

Источник создания правительственной связи: Приказ Объединенного главного политического управления при СНК СССР от 10 июня 1931 года № 308/183

День создания правительственной связи отмечается, начиная с:

Дополнительная информация о празднике:http://svgbdvr.ru/bezopasnost/pravitelstvennoi-svyazi-80-let; http://www.chekist.ru/article/2715

Более подробно о правительственной связи: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/3742/

Обо всех праздниках правительственной связи смотрите здесь:

https://сайт/wp-content/uploads/2017/10/День-создания-правительственной-связи.png https://сайт/wp-content/uploads/2017/10/День-создания-правительственной-связи-150x150.png 2018-02-27T20:13:07+00:00 konsulmir Праздники и выходные дни в России Праздники правительственной связи День создания «ВЧ-связи»,День создания правительственной связи,Праздники и выходные дни в России,Праздники правительственной связи День создания правительственной связи День создания правительственной связи (День создания «ВЧ-связи») Дата празднования День создания правительственной связи – 1 июня Дата создания правительственной связи – 1 июня 1931 года Обоснование даты День создания правительственной связи: 1 июня 1931 года официально считается Днем создания правительственной связи в СССР. В этот день в соответствии с приказом ОГПУ... konsulmir

В соответствии с приказом наркома внутренних дел было создано управление связи Главного управления внутренних войск НКВД СССР. Его возглавил Павел Угловский.

К 15 февраля 1943 года в интересах управления было сформировано 17 отдельных частей (5 отдельных полков и 12 отдельных батальонов). Эта дата считается днем создания войск правительственной связи.

Значимость качества работы ВЧ-связи неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего. Широко известны добрые отзывы о ней И.С. Конева, П.И. Батова, высокая оценка правительственной связи дана в мемуарах маршалов Г.К. Жукова, А.М. Василевского, Б.М. Шапошникова, И.Т. Пересыпкина.

За героизм, мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более двадцати тысяч военнослужащих войск правительственной связи были удостоены высоких наград Родины. Орденами СССР награждены 12 отдельных бригад и полков, 36 отдельных батальонов, 10 отдельных рот, а боевые знамена семи соединений и частей украшены лентами двух орденов. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами двадцати одной части были присвоены различные почетные наименования.

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ - это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говорят только об одной стороне деятельности Агентства - защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ - это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радио шпионажу. А ведь это - основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п.

ФАПСИ - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

Организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

Обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

1 июня официально считается Днем создания правительственной связи России. Именно в этот день в 1931 году в Советском Союзе была запущена в эксплуатацию сеть междугородной высокочастотной связи, которой предстояло обслуживать правительственные структуры советской страны. Важность правительственной связи для безопасности и обороны государства, для бесперебойного и оперативного управления всеми процессами, происходящими в политической и экономической жизни страны, сложно переоценить.

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.