Рассказ о судьбе мастера и маргариты. Сочинение на тему Любовь и судьба мастера в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» читать бесплатно

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых - писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное - не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа - Мастера.

Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них - это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны. Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.

Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги - не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате - труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.

Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа. Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова. Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание. Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.

1. Многоплановость произведения.
2. Евангельские мотивы.
3. Неразрывность добра и зла.
4. Общечеловеческие ценности романа.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
М. А. Булгаков

М. А. Булгаков — величайший русский писатель с очень и очень непростой литературной судьбой. Так сложилось, что большая часть его произведений стали известны читателям только после смерти автора. Роман «Мастер и Маргарита» стал главным произведением всей жизни писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» — сложнейшее многоплановое произведение. В нем затронуты самые разные вопросы, ответ на которые читатель должен найти сам. Особое место в романе занимают главы, которые рассказывают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Это интерпретация Евангелия от Матфея. Вопросы религиозной и общечеловеческой нравственности ставятся в этих главах. Мы узнаем о Иешуа. Это совершенно особый человек, настоящий святой. Иешуа верит в доброту людей, считает, что в каждом есть божья искра и стремление к свету. Но праведник не идеализирует окружающих. Он сознает, что люди обладают не только положительными качествами, есть у них и пороки. Этот дуализм, по сути своей, и представляет вечную борьбу добра и зла. В каждом человеке есть добро и зло. Это вечный ход вещей, и смертные не могут нарушить его. На протяжении всего романа мы видим борьбу добра и зла. Эта борьба вне времени и пространства. Добро и зло неразрывно связаны, без зла не может быть добра. Читатель постигает эти истины благодаря необыкновенным героям романа. Очень большое значение имеет профессор Воланд. Легко догадаться, что это сам сатана.

В романе «Мастер и Маргарита» поднимаются важные общечеловеческие вопросы о смысле жизни, о душе, о Боге. На самых первых страницах оказывается, что атеизм бессилен перед чем-то высшим. Булгаков выступает в этом романе как мистик. И мистические мотивы не могут оставить читателей равнодушными. Однако мистика в романе не самоцель, хотя она прекрасна. Особенность произведения в том, что оно построено, как роман в романе. Действие осуществляется в двух временах — в Москве 30-х годов и в древнем городе Ершалаиме (Иерусалиме). В Москве появляется сатана, который намерен устроить, согласно древним традициям, весенний бал полнолуния. В древнем городе Ершалаиме римский прокуратор Пилат судит бродячего философа Иешуа, выносит ему смертный приговор. Эти сюжеты связаны благодаря Мастеру. Именно он выступает как автор произведения о Иешуа. Мастер предстает как человек, которому открылась истина, неведомая окружающим. Сам Мастер живет в Москве 30-х годов.

Мистические мотивы органично вплетаются в канву произведения, заставляя читателя в очередной раз задуматься о чем-то очень и очень важном, в частности о духовности. Уже в самом начале произведения мы видим беседу воинствующего атеиста с дьяволом. Увы, Берлиозу в голову не приходит, что в мире есть силы более могущественные, чем он может себе представить. Чем заканчивается его уверенность в абсолютный разум? Трагедией. Гибель Берлиоза в сущности оправдана. Не может и не должен человек жить без духовности, без веры в бога и дьявола, ведь человеческая жизнь, по сути, так хрупка и уязвима. И без веры в то, что есть могущественные силы, эта жизнь не имеет смысла.

В романе «Мастер и Маргарита» каждый несет ответственность за свои поступки. Могущество Пон тия Пилата не может спасти его от наказания за то, что он так распорядился судьбой Иешуа. На по верку могущество его оказывается мнимым, впрочем, как и все, чем может владеть человек.

В произведении Булгаков позволят себе острую и злую сатиру над советской действительностью. Вопросы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, в частности квартирный вопрос, так портящий людей, очень актуальны во все вре мена. Булгаков мастерски изображает быт советской России, нравы людей. Писатель с иронией подмечает все недостатки советской действи тельности. Он ничего не приукрашивает, показывает все, как есть.

Особое место в романе занимает тема любви. Булгаков говорит о вечной любви и обещает пока зать ее читателю. Это глубокое чувство олицетворяет Маргарита. Она находит силы защитить свою любовь от всех и всего. И находит счастье и вечный покой со своим любимым.

В романе поднимается и тема судьбы художника. Судьба Мастера во многом похожа на судьбу самого писателя. Трагизм Мастера в том, что он сломлен обстоятельствами, он бессилен, не способен бороться. Мастер все силы души вложил в свое произведение. Но, увы, общество не только не оценило результата его трудов, но даже высмеяло их. Это оказалось тяжелым ударом для Мастера. Душевная болезнь настигла его. Однако духовное богатство и кристальная честность Мастера спасли его. Он получил как награду вечный покой вместе с возлюбленной. Теперь уже никто и ничто их не разлучит. Возвышенность и трагичность финала романа заставляет задуматься о том, что все земные ценности преходящи. И перед лицом вечности ничто не имеет особого значения. Но, с другой стороны, общечеловеческие ценности все равно актуальны, пока люди любят, страдают, к чему-то стремятся, о чем-то мечтают.

Трагическая судьба Мастера не случайна. Булгаков говорит о том, что в те трагические годы участь творческой личности была незавидной. Роман «Мастер и Маргарита» дошел до читателей больше, чем через четверть века. Впервые публикация романа появилась в 1966 году в журнале «Москва». Это стало возможным благодаря усилиям вдовы писателя Е. С. Булгаковой и поддержке К. М. Симонова. Роман произвел на читателей шокирующее впечатление. Немудрено, ведь он является уникальным произведением. Нельзя не сказать и об удивительном языке, которым написано произведение. Оно не может оставить равнодушным никого. В настоящее время роман «Мастер и Марга рита» является одним из любимейших произведений наших современников.

Цель: Обобщить проблему творчества и судьбы художника, тему совести, обозначенные в романе, выявив идейную глубину романа; всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; совершенствовать умение и навык художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения ; развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; углубить представления учащихся о личности писателя; воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся; на примере творчества м. а. Булгакова воспитывать интерес к художественной литературе. Оборудование: Портрет м. а. Булгакова, текст романа «мастер и маргарита», иллюстрации к роману.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к проблеме творчества и судьбы художника, теме совести; участвуют в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

Форма проведения: Урок-беседа.

ХОД УРОКА

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний Беседа

♦ Как решается в романе проблема нравственного выбора?

♦ Какое место в системе образов романа отводится маргарите?

♦ Кого из героев романа, написанного мастером, напоминает маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? Как вернёт она свою любовь?

♦ Какие фольклорные и литературные аналогии возникают при чтении страниц романа, посвящённых этой героине?

III . Постановка Цели И Задач Урока .

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. «рукописи не горят…» - с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель м. а. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. «рукописи не горят…» - эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда - романа «мастер и маргарита». И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником м. а. Булгакова, и его не только смог явиться в свет, но и среди других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью. Прочитанная множеством читателей книга, вызвавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе. Возникло даже что-то вроде «моды на Булгакова»… И всё-таки, почему «рукописи не горят…»? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, совести? Ответы на все эти вопросы мы найдём в ходе урока.

IV . Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

Слово «мастер» не случайно вынесено м. а. Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «мастер и маргарита». мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковско-го произведения. мастер - историк, сделавшийся писателем. мастер - человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Пон-тии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.

Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца», пьесы «Дни турбиных», «Бег», «Зойкина квартира»,

«Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.

Судьба мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой.

2. аналитическая беседа: тема творчества и судьбы художника в романе

1) Судьба Мастера и его романа

### Почему трагична судьба романа? В чём принципиальная разница позиций мастера и редактора?

### Каковы жизненные ценности писателей в романе?

### В какой обстановке создавался роман мастера? Сравните обстановку комнаты мастера и квартиры критика латунского. Подтвердите свой ответ отрывками из текста романа.

### Какой смысл вкладывает м. а. Булгаков в слово «мастер»?

### что роднит мастера и м. а. Булгакова?

### что общего между мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?

### что сломило мастера? Как повлияли на бесчеловечные обстоятельства его жизни?

### Как мастер попадает в клинику Стравинского?

### Какой символический смысл вкладывает м. а. Булгаков в изображение клиники?

### Какой приговор выносят мастеру? Как его объяснить? Почему мастер не оспаривает его?

### Каковы требования м. а. Булгакова к человеку?

### Как решается в романе проблема ответственности человека?

### Как она разрешается в истории Фриды?

### Почему при всей жесткости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя Тьмой ?

### Каково предназначение мастера? Как изображён покой, дарованный мастеру?

### что такое творчество, по мнению м. а. Булгакова?

### Как можно понять слова Воланда: «рукописи не горят…»?

### Как звучит в судьбе мастера тема бессмертия?

Обобщ ение учител я

Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате», мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества

Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер - человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.

Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.

Возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и маргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими». И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

2) Судьба Ивана Бездомного

### О чём спорят Воланд и Берлиоз в гл. 1? чем вызвано обращение

К подобной теме? ### Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда? ### Каким было «седьмое доказательство»?

### С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?

### Как описывает м. а. Булгаков дом, где находится маССОлИт? Прочитайте выразительно вслух это описание.

### Какими проблемами заняты члены маССОлИта?

### Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал рюхина?

### Какие мысли пробудились у рюхина под воздействием слов Бездомного?

Рукописи не горят!

М. Булгаков

I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя.

II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита”

1. Судьба мастера.

2. Роман Мастера о Понтии Пилате.

3. Мастер сломан жизнью.

III. Гражданская позиция Булгакова.

Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жил и творил в стране, где творец, непризнанный при жизни, не признавался и после смерти.

В письме, адресованном Михаилом Булгаковым правительству СССР, читаешь не раскаяние, а желание отстоять свои гражданские права, потому что писатель не может кривить душой даже перед теми, кто обрекал его на гонения, нищету и гибель.

Тема судьбы интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение – роман “Мастер и Maргарита”. Образ Мастера большая часть современников воспринимала как образ самого Булгакова, а иногда как образ Иешуа. В своих ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму “власти”. В “Мастере и Маргарите” писатель приходит к другой мысли. Человек, в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляция для Булгакова неприемлема.

Мастер талантлив и бескорыстен. Он выигрывает сто тысяч рублей и тратит их совсем не так, как можно было ожидать от обыкновенного человека. Он покупает книги, съезжает с ненавистной коммунальной квартиры, где слишком часто приходится сталкиваться с грубостью, с тем, что ранит чуткую душу романтика. Своим “золотым веком” он называет время, когда жил в этом подвале, рядом были любимая женщина, книги и работа. Огонь в камине и листики рукописи создавали уют и счастье, которое Мастер и Маргарита наконец нашли. Мастер пишет роман в сталинское время и рассуждает о Боге, о насилии власти над личностью, о том, что идейный спор между Пилатом и Иешуа был прерван силой, о трусости власти перед свободой мысли. Мастер мечтает о том времени, когда все люди будут добры, когда настанет царство истины и справедливости. Мастер выполняет свой долг творца, пишет абсолютную правду, не колеблясь, не применяясь к действительности, не оглядываясь на цензуру, не думая о последствиях. Он говорит людям правду, ведь “правду говорить легко и приятно”.

Но от действительности никуда не денешься. Она ворвалась в их мир вместе с газетными статьями, где убийственными приговорами типа: “враг под крылом редактора”, “ударим по пилатчине” было разрушено все, чем до этого жил Мастер. И хотя Мастер понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен.

Мастер выбрал свой путь сознательно, он переходит крестный путь, как и Иешуа. Он выбрал страдания. С октября по январь он находится в заключении; вероятно, над ним издевались. Об этом говорит пальто с оборванными пуговицами. Мастер, не желая обременять Маргариту своими проблемами, идет в единственное место в Москве, где можно говорить то, что думаешь, – в сумасшедший дом. Мастер признается Воланду: “У меня нет больше мечтаний и вдохновений тоже нет. Ничто вокруг меня не интересует, кроме нее. Меня сломали, мне скучно, и я хочу опять в подвал”. Недаром Воланд иронично замечает: “…человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?”.

М. Булгаков осуждает своего героя. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но человек не должен отступать. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, “вне света”. Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован “покой”.

(No Ratings Yet)

  1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и...
  2. Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” является тема борьбы добра и зла. Булгаков считал, что в жизни добро больше всего характеризует человека с положительной точки зрения....
  3. Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа. В реальном плане повествования Булгаков изобразил...
  4. “Прощение или прощание? Последний закатный роман” (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а...
  5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр,...
  6. Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков План I. Проблематика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. II. Понтий Пилат – обвинитель и жертва. 1. Понтий – олицетворение власти. 2. Пилат...
  7. В духовной атмосфере сегодняшнего общества, много лет назад отторгнутого от религии (“большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге”, – с гордостью говорит Берлиоз) остро ощутима нехватка...
  8. Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя. Р. Ролан План I. Необычность романа “Мастер и...
  9. КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо...
  10. ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы...
  11. Вероятно, каждый, кто читал “Мастера и Маргариту” М. А. Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают...
  12. ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые...
  13. “Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В творчестве каждого писателя есть какое-то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его...
  14. Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет...
  15. Самый одиозных писатель 20-го века, Михаил Афанасьевич Булгаков, родился 3 (15) мая 1891 года. За свою, сравнительно, непродолжительную жизнь, классик успел очень много. Он умер в 1940 году. До сих...
  16. КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ТАИНСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман....
  17. Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи...
  18. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. Булгаков называл свой творческий метод “странным реализмом”. Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность...
  19. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном...
  20. Булгаков с подчеркнутой определенностью и открытостью объяснял в письме младшему брату: “Теперь сообщаю тебе, брат мой: положение мое неблагополучно. Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни...
  21. Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни – роман “Мастер...
  22. Воссоздание евангельских событий – одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. Обращается к событиям распятия и воскрешения Иисуса Христа Дж. Мильтон в поэме “Возвращенный рай”, О. де Бальзак в...
  23. Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиелъ План I. Сложность морально-философской проблематики романа “Мастер и Маргарита” II. Философско-библейские...
  24. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных...
  25. КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ РЕАЛЬНОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать...
  26. Творчество великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова пришлось на первые послереволюционные годы и эпоху сталинизма. Атмосфера страха и беззакония царила в стране. Подлинная литература становилась формой неприятия такой действительности, способом...
  27. Изображая московскую действительность 20-30-х годов в романе “Мастер и Маргарита”, М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и...
  28. С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии....
Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман «Мастер и Маргарита» – один из последних романов М.А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично совместил трагико-патетическую историю об Иешуа и сатирическое повествование жизни Москвы 20–30-х годов. Булгаков понимал, что роман не будет напечатан, но упорно продолжал над ним работать. Однажды, уподобившись своему герою, даже сжег рукопись, но потом восстановил ее по памяти. Роман писателя о всепобеждающей силе любви и творчества впервые был опубликован лишь в 1966–1967 гг. с большими сокращениями, а полный текст романа появился лишь в 1973 г.

Кто такой Мастер, главный герой романа? Он появляется не в начале повествования, а лишь в 13-й главе. Из истории, рассказанной в психиатрической клинике им самим Ивану Бездомному, читатель узнает о судьбе этого человека. В их диалоге впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа. «Вы – писатель?» – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я – мастер…» «Мастер», а не писатель, потому что писатели, претендующие на звание «инженеров человеческих душ», стремились не к творчеству, а к извлечению личных выгод, обладая членскими билетами МАССОЛИТа, которые давали привилегии: посещение ресторана «Грибоедов», получение дач и квартир. Для этого они готовы приберегать к злобным взаимным разоблачениям и писать все, что требовали от них вышестоящие инстанция. В психбольнице читатель видит Мастера сломленным, примирившимся со своей судьбой, подавленным, отказавшимся от своего творчества и от любви. Что же произошло с ним? Призванием Мастера была деятельность художника. По образованию он был историком, но, не имея средств к существованию, «он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев и, кроме того, занимался переводами». Мастер знал пять языков, в том числе греческий и латинский. И вот судьба дала ему шанс изменить свою жизнь: он выиграл по облигации сто тысяч рублей. Теперь он мог оставить службу, чтобы приступить к созданию большого произведения, в котором мог бы выразить самого себя и свое время. Свой выигрыш он употребил на то, чтобы создать себе условия для творчества. Купил книги, о которых упоминает в своем рассказе Ивану Бездомному: «во второй совсем маленькой комнате… книги, книги и печка». Неудивительно, что такая серьезность подготовки Мастера к созданию романа о Понтии Пилате поражает малообразованного Ивана Бездомного и что в нем происходит перелом: он решает больше не писать стишков. Для своего романа Мастер выбрал историческую тему – распятие Христа. В событиях прошлого Мастер искал аналог той эпохи, в которой ему выпало жить. Рассказывая о закате античной культуры, он хотел указать своим современникам на недостатки и пороки общественной жизни 30-х годов. По словам Мастера, «и я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Критика не только осудила роман, но начала гонения на автора. Не выдержав клеветы, унижений, Мастер сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Теперь его уже ничто не радовало. Он был так подавлен, что говорил Маргарите: «Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую – оставь меня. Ты пропадешь со мной». После нескольких месяцев ареста в таком угнетенном состоянии он добровольно пришел в психиатрическую больницу. Он ничего больше не хотел: ни писать, ни любить. Полная разочарованность и апатия овладели им. Он изолировал себя от жизни, проявив малодушие и слабость. Его можно понять, ведь не все люди борцы. Мастер во всем разуверился и покорился обстоятельствам. А без веры, по Булгакову, человек никогда не добьется справедливости и не будет счастлив. Вот Маргарита верила в Мастера, в его роман, в любовь, поэтому нашла в себе силы вернуть любимого человека и убедить его не отрекаться от жизни. Веря в добро и справедливость, Маргарита поняла, что Воланд ей поможет спасти Мастера: «Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной». И вот Маргарита вознаграждена. Она со своим возлюбленным снова в той самой квартире, где была счастлива с Мастером. А Воланд возвратил Мастеру сожженный экземпляр рукописи. Словами героя романа Булгаков утверждал, что «рукописи не горят». Это выражение как нельзя лучше объяснил Б. Сарнов: «…рукопись романа, написанного Мастером, – это лишь внешняя оболочка созданного им произведения, его тело… Но помимо тела у рукописи есть еще душа. И она – бессмертна». Поэтому Воланд дал возможность Мастеру закончить свое произведение, чтобы освободить героя, Понтия Пилата, от мук совести, так как он видит одно и то же – лунную дорожку, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что «… он чего-то не договорил тогда… четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…». И Мастер, крикнув одно слово «свободен», завершил свой роман и свою историю. Воланд подарил Мастеру с Маргаритой вечный покой, к которому так стремился художник. Мастер со своей подругой направился по песчаной дороге «к вечному их дому… Кто-то отпускал на свободу Ма