Почему именно иванушке досталась. Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка

Или туффите каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku ). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие тамошние статуи изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита ; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио, в бухте Анакена, и из других месторождений; 13 - из базальта ; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа-Хака-Нана-Иа (Hoa Hakananai’a ) . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао.

Аху Тонгарики

Размер и вес

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указываются веса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро (Paro ) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura ), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая - Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.

Расположение

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Позже они оказались погребены делювием со склона вулкана. Остальные статуи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же их транспортировка так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.

Статуя с реконструированными глазами.

Моаи раннего периода

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием. На острове изображены моаи, каменные истуканы острова Пасхи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы, тела которых украшены татуировками.

Камни острова в терминах местных жителей

Они выстроены в том порядке, в каком идёт убывание прочности пород.

1) Маеа матаа (маеа - камень, матаа - наконечник [рапануйский]) - обсидиан.

Маеа ренго ренго - гальки халцедона и кремня .

2) Маеа невхиве - чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Шёл на крупные рубила.

Маеа токи - базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.

3) Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт) - использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура», пункт 4.

4) Маеа пупура - плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.

5) Маеа матарики - крупноблочный тахилитовый базальтовый туф или туффит, шедший на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.

6) Кирикири-теа - мягкий серый базальтовый туф, шедший на изготовление краски.

Маеа хане-хане - чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, идущая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.

Пахоехое - пемзы андезитовых базальтов (таитян.).

См. также

Примечания

Литература

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. - 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). - ISBN 5-02-029176-5
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. - М.: Искусство, 1982. - 527 с.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна (Random House, 1989)
  • Jo Anne Van Tilburg . Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. - London and Washington: D.C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. - ISBN 0-7141-2504-0 http://www.sscnet.ucla.edu/ioa/eisp/

Ссылки

Образ Ивана-дурака в русских народных сказках Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е. М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов. Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иван-дурак, или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям. С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает по мнению учёного-литературоведа Ж. Дюмезиля магическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с обязанностями жреца. Иван-дурак - единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак - поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак - носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник. 3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую. Кажется, сам "батюшка" Иван Грозный завидовал славе Иванушки-дурачка и юродствовал вовсю. И женился без конца, и царство надвое делил, чтобы с полцарством остаться, и опричный двор в Александровском заводил со всяким шутовством. Даже от царства отрекался, шапку Мономаха на касимовского царевича Симеона Бекбулатовича надевал, а сам И совершали скоморохи и юродивые подвиг - тот подвиг, который делал их почти что святыми, а часто и святыми. Юродивых нередко народная молва объявляла святыми, да и скоморохов тоже. Вспомните замечательнейшую новгородскую былину "Вавило скоморох". А скоморохи люди не простые – соморохи, люди святые. Но особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные. Дурак-невежа «Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся. Ленивый дурак Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку. Исполнительный дурак Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет. Просто дурак Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными. 4. История имени Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей. 5. Загадка образа Ивана-дурака Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость. Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха (а то и мешает его достижению); если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод - помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, - находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку. Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря: “Было у него три сына. Старший умный был детина, Средний был и так, и сяк, Младший вовсе был дурак. ” Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. В русских сказках есть подобный сюжет, в котором главный персонаж, занимающий низкое социальное положение (мужик, солдат) и только из-за этого расцениваемый окружающими как заведомый глупец и невежда, посрамляет других - высоко вознесенных в общественном мнении - персонажей благодаря природному мужицкому уму и хитрости, но это сюжет других сказок, явно отличающихся от сказок про Ивана-дурака. “Редактируя” сюжет и заменяя в нем один мотив другим, взятым из другой сказки, Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета. Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора, Личная судьба человека, выступающая в виде его личных жизненных обстоятельств, (той среды, в которой он вынужден действовать и которую он не может выбирать по желанию), постоянно затрудняет его продвижение к цели и уклоняет в сторону от нее. Задача каждого состоит в том, чтобы исправить уклонения, ликвидировать или обойти препятствия и вернуться на правильный путь, причем сделать это как можно быстрее, эффективнее, не тратя лишнего времени и энергии. Именно в решении таких задач проявляются личные достоинства человека, здесь проверяются его ум, смекалка, стойкость, другие необходимые для жизненной борьбы качества, и чем больше были препятствия, чем дальше от цели заносила человека судьба, тем больше чести тому, кто сумел все-таки преодолеть трудности и прийти к цели. Многие волшебные сказки строятся именно по такому образцу: некто ставит перед героем трудные задачи, и он вынужден, если не хочет лишиться жизни и счастья, преодолевать все препятствия. (Но самому герою не может ни с того, ни с сего прийти в голову отправиться на подвиги; любые подвиги, не связанные с его жизненным путем, не имеют для него никакого смысла). При этом главное, к чему он стремится, это восстановление исходного состояния, а не завоевание каких-то новых высот. Даже если в конце его ожидает награда, вроде женитьбы на царской дочке, то это лишь почетное звание, подтверждающее его доблесть и успех, но не цель, к которой он стремился. Сюжет об Иване-дураке похож на этот тип сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Кубики, из которых строится сказка, те же самые, но сказка другая. В ней человек ставится в граничную ситуацию, заведомо исключающую для него возможность счастья. В сказке народ ищет ответа на вопрос, что должен делать человек, если судьба ставит его в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Именно такого человека символизирует образ Ивана-дурака. Если стать на эту точку зрения, сразу становится понятно, почему герой должен быть дураком не по видимости, а по своей сущности. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума. В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета (тезис: “Дурак не может прийти к цели, потому что он действует по-дурацки”; антитезис: “Дурак может прийти к цели, только если он действует по-дурацки”), обычно достаточно ясно выражено, и, по-видимому, легко “вычитывается” из сюжета теми, кому, собственно, и адресована сказка. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники 6. Мир без "ученых". Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые представления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т. д. и т. д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в "ученые", только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято "учеными", так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и "учеными". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое. Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами. Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированныым героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса. Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство. Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям. Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном. "Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!". Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные. Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки. Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом. Конечно же, чем не Иван - Дурак национальная гордость России - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пушкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г. , до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает. 7. Заключение Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Иван-дурак ничуть не глуп! Напротив - он умен всей мудростью русского народа.

СА КР АЛ ЬН Ы Й О Б Р АЗ ДУ РА КА

В Р УС СК ИХ С К А З К АХ

Можно ли себе представить современного супергероя дурачком? Вряд ли. А вот самое распространённое начало русских народных сказок: “Жили - были трое братьев - двое умных и Иван-дурак” - именно таково. А задумывались ли мы когда-нибудь, почему сказочный герой сплошь и рядом дурачком оказывается? Каков он, этот Иван, и почему он собственно - дурак? Наверняка многие ответят - “потому что недалёкий, простодушный, нерасторопный” и т. д. Тогда почему героем народной мудрости является лентяй и дурачок? С чего бы это ему помогают высшие и низшие силы и разные там кудесники. А он лежит на печи и никуда не торопится.

А на самом деле почему? Почему в нашем русском фольклоре присутствуют Дураки? Когда они появились? Что выражает образ Дурака? И почему не идиот, не глупец, не придурок, а именно Дурак? Почему в сказках все симпатии не только героинь - Елен Прекрасных и Василис Премудрых простоватого героя, принцесс и царевен, но и самого рассказчика - творца сказки - целиком на стороне такого?

Для начала надо определиться, о каких дураках идет речь. Они ведь бывают разными. И не только в смысле разноуровневого положения на шкале дурости… а, например, с точки зрения значения самого слова. По-нашему, без знания истории происхождения этот образ не может быть правильно понят читателем

Открыв толковые словари и поискав в Интернете, мы обнаружили, что слово «дурак» изменяло свое значение несколько раз. По мере возникновения понятий:

1.Историк Костомаров Н. И., описывая уклад древней России, упоминает о том, что "дураком" именовалась плетка, которой муж наказывал свою жену (устаревшее);

2. С 14 века в русском языке употреблялось, как славянское нецерковное имя-оберег (Дур, Дурас, Дурак). До принятия христианства на Руси детей называли: Первак, Вторак, Третьяк, а также и Другак, то есть «другой», следующий или иной. Оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак».

3. В церковных документах XIV−XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве имени. И именуются так не холопы, а люди вполне солидные: князь Федор Семенович ДуракКемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин.С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… Сколько знаменитых людей носили фамилии с корнем "дур"! Это и кавалер-девица Надежда Дурова и целая цирковая династия Дуровых.

4. С 16 века, согласно письменным источникам, появляются в фольклоре сказки и в них главный персонаж, как правило, Иван-дурак.

5. С 17 века появились шуты-дураки при дворе монарха (устаревшее). В это же время оно начинает приобретать современное значение - глупый человек.

6. В 18 веке слово "дурак" становится обидным, оскорбительным высказыванием, обозначающим умственно неполноценного человека;

7. С 19 века карточная игра «дурак» становится популярной среди простого народа.

А самое интересное толкование мы нашли в статье писателя Радия Погодина:

Ду — это два.

Ра — это солнце.

Ду Ра — два солнца.

Образ Ивана - дурака в русских народных сказках

Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев.

В сказках «дурака» зовут разными именами: Иван, Емеля, Мартынка, Балда, а так же просто Дурак.

Социальный статус «дурака» обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак, иногда купеческий сын. Он практически всегда третий или самый младший из крестьянских сыновей. Нередко подчёркивается его бедность, ведь ему от родительского наследства не достается ничего или самое ненужное в хозяйстве. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и поколачивают. В родной семье он существо отверженное.

Его старшие братья, занятые хозяйством, торговлей, хлебопашеством, умны и практичны, имеют семьи. Наш же герой холост, целыми днями лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается. Его облик негативен и безобразен: «платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «по лицу слюни да сопли текут». В общем, ленив и непривлекателен.

Но почему- то в сказках, например у П. Ершова или « Иван царевич и серый волк», именно старшие братья, отправляясь выполнять поручение, делают это крайне недобросовестно, прячутся и упускают вора. А ещё чаще просьбами и обещанием купить ему красную одёжу, сапоги, дать ему золота, накормить досыта перекладывают свои обязанности на Иванушку - дурака, который сторожит три дня и три ночи, а сами остаются дома и спят… Иван-дурак правильно выполняет порученное задание, и в итоге получает вознаграждение: Сивку-Бурку вещую каурку, Конька - Горбунка с двумя грациозными лошадями, копьё, палицу боевую, меч - кладенец, чудесную дудочку и т. п.

Приобретение чудесного коня - первая удача. Именно он открывает ему путь к славе, богатству и успеху. Этот сказочный эпизод раскрывает ещё одну существенную черту характера до поры незаметную окружающим - хитрость. Получив коня, он предусмотрительно утаивает от братьев это событие. Иногда он непросто отмалчивается или отделывается скупыми объяснениями мол «ничего не видел». А в сказке «Конёк-Горбунок» Иванушке достаётся самый неказистый жеребёнок, который, тем не менее, наделён многими чудесными качествами.

Поведение дурака подчас нелепо, что, естественно, вызывает у окружающих презрение и осуждение. Неприятности он сам на себя навлекает, просто притягивает их к себе. Поступки его кажутся бессмысленными и бесполезными. И ведет себя непростительно глупо по современным меркам, но странным образом эта же самая глупость и непрактичность и выручают его из разных бед.

Для изучения образа важно обратить внимание на вопрос, не что делает главный герой, а как он это делает. Емеля отпускает щуку обратно в воду, Мартынка вместо нужной в хозяйстве вещи за большие деньги покупает кота и собаку. Дурак способен на любовь, милосердие и доброту, когда другие персонажи обустраивают свой материальный мир. За такие качества сказка награждает главного героя. Его не интересуют практические дела, он не замечает голода и холода, его одолевает лень, когда речь идёт о бытовых вещах. Деньги для дурака не имеют ценности.

В сказке «Сивка-Бурка» герой выполняет трудное задание и скрывается прочь, никем не узнаваемый. Он не хвастается своей победой, но скрывает её от братьев. А идя на пир к царю, Иван-дурак не преображается, предпочитая предстать перед будущей женой в своём истинном виде. Но именно он, вопреки логике и здравому смыслу, оказывается самым удачливым из трёх братьев. Именно он с помощью волшебных средств успешно проходит все испытания: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство, славу, становится Иваном Царевичем.

Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности. Дурак делает, не задумываясь о выгоде и последствиях. Такие люди симпатичны и в наши дни. Совершать подвиги Иванушке всегда помогают чудесные силы — благодарные звери: щука, кошка и собака, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка.

А героем его можно назвать потому, что находит нестандартные решения трудных вопросов. Он не приемлет штампованных решений, поэтому, на первый взгляд, он и дурак. Но в результате противоречия между незнанием и поисками решения ему открываются новые знания, новые возможности. А это качество героя. И еще: Иван - дурак - единственный в сказке, кто говорит из братьев, загадывает и отгадывает загадки, он поэт и музыкант и носитель особой речи.

Главные достоинства Ивана:

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими

Дурак - вовсе не значит глупый. Просто Дурни - люди, которые смотрят на вещи под другим углом, по сравнению с простыми людьми. И ещё неизвестно, кто воспринимает окружающий мир правильнее... Дурак - на Руси не порок. К тому же в русских сказках именно Дурни в конце концов оказываются умнее всех!

Попробуем проанализировать слово «дурак» с позиции семиотики,науки о знаках, рассматривающей разного рода явления природы и человеческой культуры как взаимодействия (первым эту тему затронул ещё древнегреческий учёный Кратил (V век до нашей эры), ученик Гераклита:

Д - нечто дающее, способствующее, помогающее.

У - сомнение, недоверие, нечто непонятное.

Р - мужское свойство, энергетическое насыщающее, но и подавляющее, агрессивное свойство.

А - отчаяние, тревога, сигнал тревоги.

К - небольшая отдельная часть чего-то.

В комплексе значение букв-звуков можно интерпретировать так: дурак - это отдельный человек, обладающий мужеством, непонятным для других, которое направлено в разрез с общим представлением. Он вызывает сомнение, недоверие, но в то же время отчаяние и тревогу. Все перечисленные свойства что-то дают, чему-то способствуют, помогают этому человеку. Этот вывод вполне подтверждают сказки, пословицы и поговорки:

Дуракам везёт! Дуракам закон не писан. Дураков работа любит.

Собирательный образ Дурака можно представить таким:

Дурак - герой многих русских сказок, не похожий на других. Он младший сын в семье и никто его в серьёз не воспринимает. Соседи его толком не знают, а говорят о нём только понаслышке, что он всегда лежит на печи и похрапывает, вместо того чтобы помогать по дому. Он глупый, но смелый, честный, загадочный, весёлый, добрый, ласковый, отзывчивый, бесхитростный, смекалистый. Внутри ленивого и неухоженного человека скрывается мудрый и симпатичный парень. Дурак обладает широкой, благородной, открытой русской душой. Он хозяин своей жизни и в тоже время баловень судьбы, но при этом рад кусочку хлеба, не стремится к славе, не любит командовать, не стремится властвовать. Благодаря своему нестандартному мышлению, добытым полезным знаниям и непредсказуемым поступкам, проходит все сказочные испытания. Дурак сам придумывает, как выйти из трудных ситуаций, обхитрив тем самым своих врагов и выручив друзей из беды. В итоге он самый умный и удачливый персонаж, который из всех перипетий выходит героем, при этом помогает добрым и злым, а в ответ получает помощь от волшебных сил и вследствие чего получает награду. А всё это происходит потому, что он умеет ладить и находить общий язык с другими персонажами.

«Почему побеждает Иван - дурак?»

«Он побеждает врагов в силу своего естественного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогают, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру.»

Интересны рассуждения А. Синявского о поведении героя -дурака. Критик обращает внимание на то, что фразу «Бог дураков любит» можно объяснить двумя причинами. Во-первых, Дураку просто некому больше помогать, настолько он несчастен и не способен даже сам что-либо сделать; во-вторых, в этом случае Дурак невероятно доверчив к высшим силам, потому что ни советы старших, ни собственный разум, опыт он не использует.

Заключение:

Иван-дурак ничуть не глуп! Да, он наивен и доверчив. Но при этом умен всей мудростью русского народа.

1. Любит народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, видящей цену в совершении добра другими.

2. Русский народ с большим уважением относился и относится к дуракам, людям, имеющим свою точку зрения, отличную от общепринятой. Об этом говорит то, что в сказках Иван - дурак всегда остаётся победителем.

3.Очень долгое время слово дурак обидным не было… Следуя фольклорным традициям Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Дурак» дает такую характеристику своему дураку-Иванушке, сыну умных родителей: «Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет - от этого он и к жизни приспособиться не может…»

В современной сказочной литературе образ дурака представлен многими другими персонажами, например, Страшила, Буратино, Незнайка.

« Так кто же он - этот вечно смеющийся Дурак? Ни в грош не ставящий то, за что обычно цепляются другие, стремясь сохранить свое достоинство, свой статус, самих себя?

Дураку плевать на почет и славу, но именно о нем слагают былины и рассказывают сказки; он всегда рад малости и сыт сухариком, но почему-то именно у него оказывается изобильная скатерть-самобранка; богатство и деньги для него не имеют значения, но вновь - лишь ему достаются все сокровища и, как правило, полцарства в придачу; он не стремится повелевать, но всегда вокруг него -куча помощников, наперебой предлагающих свои услуги; все решения он принимает не по уму и расчету, а по ВДОХНОВЛЕНИЮ и внутреннему порыву, и именно они оказывается единственно верными и приводящими его к удаче.

….И оказывается, что качества, выражаемые Дураком, всегда нам чем-то симпатичны и близки; выясняется, что они глубоко, буквально изначально заложены в нас, в нашей культуре, в нашем мировоззрении.

Дурак — это и есть Хозяин своей жизни. Это играющий Хозяин. Это всегда радостный и влюбленный в жизнь Хозяин, это Хозяин смеющийся. Дурак — это и есть смех. Смех Хозяина.

Прикоснувшись к понятию «Дурак», мы вскрываем потрясающей емкости пласт возможностей, открывающихся перед нами.

Вместо бесконечных рассуждений и умничаний по поводу Дурака вспомнить наконец это забытое качество, вернуть своему Дураку его законный Божественный статус.

Поверьте — это вполне возможно, попробуйте — это совсем несложно, и сделайте это играя, ведь Дурак — это непрерывное приключение. Это наш дальнейший путь, наша Божественная игра, это возможность истинного пробуждения и реального, а не иллюзорного существования.

Все, что ты слышишь, — ложь.
Все, что ты видишь, — ложь.
Все, что ты говоришь, — ложь
Все, что ты знаешь, — ложь.
Тебя нет. Ты — сон другого.

Тебя окружает мертвый мир, сотканный тобой изо лжи других.
Значит — поступая вопреки знаниям, ты пробуждаешься.
Меньше говоря и больше смеясь — проявляешься в этом Мире.
Воспринимая не слова и понятия, а ощущения — оживаешь.
Наблюдая не анализируя — прозреваешь.
Абсурд — твой ум. Смех — твой голос.
Дурак — твое имя.
Просыпайся, живой Мир ждет тебя.

КОДЕКС ДУРАКА


1. Ищите Дурака, да обрящете.
2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.
3. Дурак настолько прост, что в него отказываются верить.
4. - Дураку закон не писан, - смеется Дурак. - поэтому он обречен быть свободным.
5. Неудачи преследуют всех. Но Дураков они не могут догнать.
6. Дурак никогда не плюет против ветра, так как ветер у него всегда попутный.
7. Разум - ловушка Дьявола. Дурак - выход из нее, данный Богом.
8. Дурак прекрасный игрок: он никогда не побеждает.
9. Но Дурак непобедим, так как никогда не сражается.
10. - Зачем предаваться греху уныния, - смеется Дурак, - Когда есть другие грехи?
11. Дурак никогда не попадает впросак. Я не такой умный, - смеется он, - чтобы найти это место.
12. Дурак всегда ходит с открытым ртом - поэтому он всегда сыт.
13. Когда умный, становясь Дураком, просыпается - мир исчезает. Затем Дурак, смеясь, выстраивает его заново.
14. - Большинство умных, - смеется Дурак, - умирает, так и не успев разиться.
15. - Познай себя, - смеется Дурак, - пока тебя не познали другие.
16. Дурак не верит в чудеса. Он ими пользуется.
17. - Возлюби Дурака в ближнем своем, - предлагает Дурак.
18. Все люди от Бога, но лишь дурак К Богу.
19. А все ли ты сделал, чтобы стать Дураком?
20. Смех - кратчайший путь от умного к Дураку.
21. Дурак никогда ничего не ищет, так как знает, что если он найдет, то только сам.
22. Дурак всегда рядом. Когда умный наконец находит его, то потом долго смеется, вспоминая свои поиски.
23. Дурак радостно смеется в себе тому, что умный хочет изменить в другом.
24. Что Дурак ест, то он и есть, А ест он все.
25. Умный борется с сатаной. Дурак лишь смеется, слыша это имя.
26. Ищи Дурака в сердце своем.
27. Когда Ницше сказал: Бог умер! - он поторопился. Ведь Дурак остался.
28. Конец света не наступит, пока есть хоть один Дурак.
29. Умный меряет себя от земли до головы, а Дурак от головы до Неба.
30. Не мир создал Дурака, а Дурак мир.
31. Заставь Дурака Богу молиться - такой хохот раздастся сверху.
32. Дурак всегда влюблен.
33. - Чем ты владеешь, то владеет тобой, - смеется Дурак, Заглядывая в свой пустой карман. - Если ты не владеешь ничем, то у тебя есть все, - продолжает он, доставая оттуда бутерброд.
34. Карман у Дурака всегда полон, потому что - дыряв.
35. Дурак моргнет - и мир другой.
36. - Хороший Бог, - смеется Дурак, - это Бог, о котором рассказывают анекдоты.
37. Бог с Дураком играют в прятки. Дурак не ищет. Но все время находит.
38. Все, Что умный может представить, Дурак может создать.
39. Дурак может все. Но хочет лишь то, что имеет.
40. - В мире спящих, - смеется Дурак, - умный - это Король. Но тому, кто проснулся. Король не Нужен.
41. - Как слепой не поймет зеркала, - добавляет Дурак, - так спящий - Дурака.
42. - Когда люди соглашаются со мной, мне всегда хочется извиниться.
43. - Кодекс Дурака - это зеркало, - смеется Дурак - если его читает осел, то и видит...
44. - Чем громче смех - тем ближе к Богу, - смеется Дурак.
45. - Спроси меня. - улыбается Дурак, — и я совру.
46. - Быть умным - самая смешная из привычек, - смеется Дурак.
47. - Валяют Дурака многие, - хохочет Дурак, - но поваляться вместе с ним решаются единицы.
48. - Неприятности приходят и уходят, - смеется Дурак, - а их творцы остаются.
49. - А ты попробуй - посмейся с умным выражением лица, - предлагает Дурак.
50. - Подойди к зеркалу, - смеется Дурак, - и ты увидишь мир, в котором живешь.
51. - Выброси зеркало, - смеется Дурак, - и может быть, ты увидишь себя.
52. - Ты всегда держишь себя в руках? - удивляется Дурак. - Как же в них войдет что-то?
53. - Жизнь, - смеется Дурак. - это один день, проведенный в гостях у самого себя.
54. - Есть две трагедии в жизни человека, - вспоминает Дурак, - это когда он не может получить желаемое и когда наконец получает.
55. - Смех - прекрасный способ вести беседу, - хохочет Дурак.
5б. - Рядом со мной можно научиться лишь одному, - смеется Дурак, - забывать.
57 - Забыть, - хитро улыбается он, - значит вспомнить.
58. - Дурак никогда не спорит. С кем спорить? - хохочет он.
59. - Ты в тупике? - смеется Дурак, - вот и славно, оттуда я лучше виден.
60. - Умный, - смеется Дурак, - это свеча для спящих.
61. - Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, - авторитетно заявляет Дурак, отрезая себе еще кусочек.
62. - Потерять, - говорит Дурак, - значит найти.
63. Дурак - это ключ от дверей, за которыми нет ничего.
64. Дурак - это ключ от дверей, за которыми есть все.
65. - Не важно, что делаешь, - смеется Дурак, - важно, что делаешь.
66. - Но не делай того, - добавляет он, - что можешь не делать.
67. - Хочешь быть свободным? - спрашивает Дурак, - тогда забудь это слово.
68. - Смейся и кланяйся чаще, - говорит Дурак, - иначе тебя примут за умного.
69. - Тебя хвалят? - улыбается Дурак, - прости их.
70. - Если вы не понимаете моего смеха, - хохочет Дурак, - как же вы можете понять мои слова?
71. - Добро? - удивленно спрашивает Дурак, - ах, да!... Это то, что с кулаками... - хохочет он.
72. - Если ты мыслишь, - смеется Дурак, - значит, ты очень даже не Дурак.
73. - Сколько нужно ума, чтобы не казаться Дураком, - добавляет он, хохоча.
74. - Ты очень умный, - хохочет Дурак, - поэтому ты прежний...
75. - Человек вечно преследует сияющее существо, спасаясь от существа черного, - говорит, чихая, Дурак, такую пыль подняли, бегая вокруг меня…
76. - Чем меньше желание говорить, - смеется Дурак, - тем больше удается сказать.
77. - Рабы не мы, мы не рабы - едва сдерживая смех, читает Дурак, - а как насчет удовольствий?
78. - Я действительно ничего не значу, - смеется Дурак. Но сколько мне пришлось изучить для этого.
79. - Наполняйте себя знаниями. Накачивайте! - хохочет Дурак, - ведь чем-то вас должно рвать перед очищением.
80. - Ты знаешь путь?— смеется Дурак, - и у тебя даже есть карта? - хохочет он, - не иначе как из крапленой колоды.
81. - А ты попробуй, - предлагает Дурак, ощути свое падение как прыжок.
82. - Хочешь одурачить мир? Скажи ему правду, - смеется Дурак.
83. - Истина прячется в ее отсутствии, - добавляет он, улыбаясь
84. - Счастье не надо искать, - смеется Дурак, - им надо жить.
85. - Умный - это самоубийца, - говорит Дурак.
86. - Зачем мне думать? - удивляется Дурак, - я знаю!
87. - А откуда ветер знает, - хохочет он, - в какую сторону дуть?
88. - В одно ухо входит, в другое выходит, - смеется Дурак, - и так весь день. С ума сойти можно!
89. Круглый Дурак совершенством своей формы отражает совершенство вселенной.
90. - Мне тоже в суп может попасть муха, - радостно улыбаясь, уверяет Дурак.
91. - Ты хочешь увидеть? - смеется Дурак. - Закрой глаза.
92. - Хочешь понять говорящего? - веселится он, - перестань его слушать.
93. - Не будет флюгера, - смеется Дурак, - исчезнет ветер.
94. - Посмотрев на луну, Дурак включает ее, как лампочку.
95. - Ум - это лопата, - смеется Дурак, - чем он острее, тем глубже могила.
96. - Вначале было слово, - вспоминает Дурак, - а потом слова, слова, слова...
97 - Пишешь? - смеется Дурак. - Пиши. Но не забывай - чем чище бумага, тем чище задница.
98. - Ломай палку, ломай, - смеется Дурак, - может, и получится у тебя один конец.
99. - Хорошо прицелься, - предлагает Дурак, - и, если тебе повезет, ты промахнешься.
100. - Ты попал в цель? - смеется Дурак. - Ищи дыру в собственном теле.
101. - Хочешь быть счастливым? - хохочет Дурак. - Хоти!
102. - Если ты человек честный, - говорит Дурак, - значит, ты всегда лжешь.
103. - Чем ближе к правде, - смеется он, - тем дальше в лес.
104. - Всякое утверждение ложно, - хохочет Дурак, - это тоже.
105. - Если ты знаешь, куда идешь, ты храбрец, - смеется Дурак, - ведь ты и вправду можешь туда попасть.
106. - Обстоятельства, - важно надувает щеки Дурак, - это я.
107 - Ты действительно хочешь жить? - смеется Дурак. - Ну, что ж - тогда попробуй умереть. От смеха.
108. - Ты всего лишь снишься себе, - хохочет Дурак.
109. - Невозможно? - смеется Дурак. - Вот-вот. Как раз то. Что нужно.
110. - Бог великий шутник, - говорит Дурак. - Но смеется он лишь после того, как я открываю рот.
111 - Надежда, - хохочет Дурак, - это леденец на палочке, которым ты пытаешься изнасиловать Бога.
112. - Опыт - смеется Дурак, - это клизма. Попробуй. Сравни. Ну как? Что, кроме привычного дерьма, из тебя вышло?
113. - Ты говоришь о том, как стать лучше, - смеется Дурак, - а я о том, как стать Дураком.
114. - Единое и Совершенное? - хохочет Дурак. - Вот-вот, и я о том же. - И кокетливо поправляет свой колпак.
115. - Это было вначале, - вспоминает Дурак, - это будет в конце... Но куда ты собрался идти? - смеется он. - Ведь твой Дурак и сейчас рядом.

Юлия Королёва
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка - волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («- Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная : добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«- Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка - помогает достижению цели

(«-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Публикации по теме:

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка - Бурка» Цель: - Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; - Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.