Куда приводят мечты. Моэм сомерсет. Образование и дальнейшее становление

Моэм родился во Франции, поскольку его отец работал юрисконсультом в Посольстве Великобритании в Париже. Когда ему было 8 лет, его мать умерла от туберкулеза, а еще через два года от рака желудка умер его отец. Смерть родителей, которых Моэм горячо любил, была для мальчика тяжелым ударом.


Его взял на воспитание брат отца, священник, который жил в Англии. Моэм не чувствовал особой любви к себе со стороны всех членов своей новой семьи и тяжело страдал от этого. Во время учебы Моэма в Кентербери у него развилось довольно сильное заикание. Он вообще не отличался крепким здоровьем и был отправлен в Германию, чтобы подлечиться. В Германии он стал учиться в Гейдельбергском университете и начал понемногу писать, никому, правда, не показывая то, что выходило из-под его пера. В 18-летнем возрасте он вернулся в Англию, где его дед настойчиво рекомендовал заняться медициной. Моэм согласился с его доводами, хотя и не испытывал к медицине большой любви, и поступил в медицинское училище при больнице Святого Фомы в Лондоне. Через 5 лет он был квалифицированным врачом и свободным человеком. Врачом работать, впрочем, он не стал, а полностью посвятил себя литературной деятельности. В 23 года уже опубликовал свой первый роман "Лиза из Ламбета". Затем стал писать пьесы. Когда ему было 34 года, в Лондоне с огромным успехом одновременно шли 4 его пьесы. В 40-летнем возрасте Моэм опять вернулся к созданию романов, и через год вышел его автобиографический роман "Бремя страстей человеческих", ставший классикой.

Моэм постоянно путешествовал: побывал в Китае, Индии, Италии, Северной Америке, Мексике, Полинезии. Во время первой мировой войны он был британским агентом в Швейцарии и России. В 1928 году купил виллу на французской Ривьере, которая и стала постоянным домом практически до конца его жизни.

Моэм всегда выглядел истинным джентльменом и владел безукоризненными манерами. Он также был великолепным рассказчиком, несмотря на заикание. Поддерживал дружбу с Уинстоном Черчиллем, Гербертом Уэллсом и Ноэлем Кауардом, которые часто гостили у него на вилле. В последние годы своей жизни Моэм совершенно не боялся смерти. Он сказал как-то одному из своих друзей: "Смерть, как и запор, например, лишь одна из банальностей, очень часто встречающихся в жизни человека. Так стоит ли ее так уж бояться?"

Умер Моэм на 92-м году жизни от закупорки легких.

Моэм был бисексуален. Писатель Биверли Николе, один из его старых друзей, свидетельствует: "Моэм не был "чистым" гомосексуалистом. У него, конечно же, были любовные связи и с женщинами, и не было никаких признаков женского поведения или женских манер".

Первая сексуальная связь возникла у 16-летнего Моэма во время его учебы в Гейдельбергском университете. Его партнером стал 26-летний Эллингэм Брукс, привлекательный и состоятельный выпускник Кембриджского университета. После возвращения в Лондон Моэм не решался встречаться с гомосексуалистами, поскольку гомосексуальная связь являлась уголовным преступлением. Всего лишь пять лет назад Оскар Уайлд был посажен в тюрьму на два года за гомосексуализм. Поэтому уже во время учебы в медицинском училище Моэм решил обратить свое внимание на женщин. Позже он признался: "Однажды вечером в субботу я вышел на Пиккадилли и нашел себе молодую женщину, которая была согласна провести со мной ночь за один фунт. Потом я, правда, какое-то время лечился от гонореи... Несмотря на эту неудачу, я продолжал встречаться таким образом с женщинами, когда мог себе это позволить". Вскоре после этого Моэм поселился в одной квартире со своим другом Уолтером Пейном, который пользовался большой популярностью у женщин. Когда Пейну надоедала очередная его любовница, он отдавал ее Моэму. Моэм приглашал ее сначала на ужин, а затем в постель. "В этом не было ни романтики, ни любви, только лишь удовлетворение", - говорил потом Моэм. Позже у него были любовные связи и с широко известными женщинами. В 29 лет он соблазнил 40-летнюю Вайлет Хант, известную феминистку, редактора журнала "Свободная женщина". Затем его любовницей стала Саша Кропоткина, дочь Петра Кропоткина, известного русского анархиста, который жил в это время в ссылке в Лондоне.

Важную роль в жизни Моэма сыграли две женщины. Одну из них он любил, а на другой женился. Первой была Этельвин Джоунз, больше известная под именем Сью Джоунз. Моэм всегда называл ее Роузи и именно под этим именем, она вошла в качестве одного из персонажей в его роман "Пироги и пиво". Когда Моэм познакомился с ней, ей, дочери известного драматурга, было 23 года, она недавно развелась с мужем и была уже довольна популярной актрисой. После некоторых встреч Моэм пригласил ее к себе домой, где они тут же занялись любовью. Моэм полагал, что Сью очень хотела выйти за него замуж. Позже он написал: "Я не хотел на ней жениться. Я знал, что с ней уже переспали все мои друзья и знакомые. Может даже показаться, что она была чем-то вроде проститутки. Это не так. Она не была порочной. Так уж случилось, что ей нравилось заниматься любовью, и она считала само собой разумеющимся, что после ужина с мужчиной должно быть продолжение вечера в его постели ". Позже, когда Сью уехала с театром на гастроли в Чикаго, Моэм все-таки решил жениться на ней. Он сделал ей предложение и был ошеломлен, когда она отказала ему. Оказалось, что Сью уже была беременна от другого мужчины, сына графа Энтрима. Вскоре она вышла за него замуж.

Другой женщиной, на которой Моэм женился, была Сайри Барнардо Уэллкам,отец которой был широко известен тем, что основал целую сеть приютов для бездомных детей. В 22-летнем возрасте Сайри вышла замуж за 48-летнего американца Генри Уэллкама, владельца гигантской корпорации по производству лекарственных препаратов. Их семейная жизнь сложилась неудачно. У Сайри была любовная связь с американцем Гордоном Селфриджем, владельцем сети универмагов в Лондоне. Когда Уэллкам узнал об этой связи, он заставил Сайри подписать договор о разделе имущества. Моэм познакомился с ней в 1911 году. Она ему очень понравилась. Через какое-то время они уже были неразлучны. Сайри очень хотела родить от Моэма ребенка и через некоторое время действительно родила от него дочь, которую они назвали Элизабет. Уэллкам, который нанял частных детективов для слежки за Сайри, сразу же подал документы на развод, заявив в суде, что разводится с женой из-за ее связи с Моэмом. Сайри предприняла попытку самоубийства, но осталась жива. Когда Уэллкам развелся с Сайри, Моэм сделал то, что считал единственным правильным выходом из создавшегося положения. Он женился на ней 26 мая 1917 года. Сайри на самом деле любила Моэма, а он довольно быстро охладел к ней. В одном из своих писем он написал: "Я женился на тебе, потому что думал, что это единственное, что я могу сделать для тебя и для Элизабет, чтобы дать вам счастье и обеспеченность. Я же женился на тебе не из-за того, что так уж сильно любил тебя, и ты об этом прекрасно знаешь". Вскоре Моэм и Сайри стали жить отдельно. Она сделалась известным художником по интерьерам. Через несколько лет Сайри подала на развод и получила его в 1929 году.

Во время первой мировой войны Моэм познакомился с человеком, любовь к которому писатель пронес потом через всю жизнь. Этим человеком был Джеральд Хэкстон - американец, родившийся в Сан-Франциско, но выросший в Англии. Он был чуть выше Моэма, и его внешность выдавала в нем человека, который вел довольно распутный образ жизни. Многие женщины считали его привлекательным. В тот вечер, когда Моэм познакомился с Хэкстоном, Моэму было 40 лет, а Хэкстону 22 года. Моэм спросил у Хэкстона, что бы он хотел получить от жизни. Хэкстон ответил: "Побольше удовольствий и азартных игр. Но у меня нет ни цента, поэтому мне нужен человек, который позаботился бы о моем благосостоянии". После этого разговора они отправились на квартиру Хэкстона, разделись и легли в постель. После интимной близости Моэм прошептал: "Не волнуйся о своем будущем, Джеральд, я сам побеспокоюсь о тебе". На протяжении следующих тридцати лет, до самой смерти Хэкстона, скончавшегося от отека легких, он был постоянным спутником и секретарем Моэма и на Ривьере, и во время многочисленных поездок писателя по всему миру. Хэкстон много пил, отчаянно врал и проигрывал большие деньги, но пользовался неизменной поддержкой и любовью Моэма. Хэкстон легко сходился с людьми, и во время их совместных путешествий знакомил Моэма с самыми разными личностями, которые затем часто становились яркими персонажами литературных произведений писателя. Для того, чтобы внести в сексуальную жизнь Моэма какое-то разнообразие, Хэкстон находил ему новых партнеров. Так было во время их поездок в Индокитай и Мексику.

В 1943 году в Нью-Йорке у 69-летнего Моэма была непродолжительная связь с 17-летним поэтом и почитателем его таланта Дейвидом Познером. В биографии писателя под названием "Моэм" Тед Морган процитировал отрывок из письма Познера, в котором были и такие слова: "Он не был каким-то выдающимся любовником, но в нем было много страсти. Иногда казалось, что он относится к сексу слишком уж по-деловому, но с другой стороны, он иногда тратил много времени на то, чтобы просто ласкать партнера... Он совершенно не принимал сексуальных отношений с женщинами... Однажды, когда он увидел меня с девушкой, он сильно расстроился".

После похорон Хэкстона Моэм взял себе нового секретаря. Им стал Алан Сирл, добрый молодой человек, работавший в благотворительной организации при больнице. Сирл обжал Моэма и считал его самым лучшим из всех любовников, с которыми его сводила судьба. В 1962 году Моэм официально усыновил Алана Сирла, лишив права на наследование свою дочь Элизабет, поскольку до него дошли слухи о том, что она собиралась ограничить его права на собственность через суд по причине его неправоспособности. Элизабет через суд добилась признания своего права на наследство. Суд признал усыновление Моэмом Сирла недействительным.

Последние слова Моэма перед смертью были обращены к Сирлу. Моэм прошептал: "Хочу пожать тебе руку и поблагодарить тебя за все, что ты сделал для меня"

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в британском посольстве в городе Париж. Такое появление ребенка на свет было скорее запланированным, нежели случайным. Поскольку в тот период времени во Франции писали закон, суть которого состояла в том, что все юноши, родившиеся на территории Франции, должны были быть обязательно призваны в армию по достижению ими совершеннолетия.

Естественно, сама мысль о том, что их сын, в жилах которого течет английская кровь, в скором времени может стать в ряды армии, которая будет сражаться против Англии, пугала родителей и требовала решительных действий. Избежать такого рода ситуации можно было лишь одним способом – родив ребенка на территории английского посольства, что, согласно существующих законов, приравнивалось к рождению на территории Англии.

В семье Уильям был четвертым ребенком. И с самого раннего детства ему предрекалось адвокатское будущее, так как и его отец, и дед были видными адвокатами, двое братьев впоследствии стали адвокатами, а самым успешным считался второй брат Фредерик Герберт, который в последствии стал лорд-канцлером и пэром Англии. Но, как показало время, планам не суждено было сбыться.

Рождения в Париже не могло не сказаться на ребенке. Так, например, мальчик до одиннадцати лет говорил только на французском языке. А причиной, побудившей ребенка начать изучать английский язык, стала внезапная смерть его матери Эдит от чахотки, когда ему было восемь, а двумя годами позже умирает и отец. В результате мальчик оказывается на попечении своего родного дяди Генри Моэма, который проживал в городе Уитстейбл в Англии, в графстве Кент. Дядя был приходским священником.

Этот период жизни не был для маленького Моэма счастливым. Дядя и его жена были весьма черствыми, скучными и достаточно скупыми людьми. Также перед мальчиком остро встала проблема общения со своими опекунами. Не зная английского языка, он не мог наладить отношения с новыми родственниками. И, в конце концов, результатом таких перипетий в жизни юноши стало то, что он стал заикаться и эта болезнь, у Моэма останется на всю жизнь.

Учиться Вильяма Моэма отправили в Королевскую школу, которая находилась в Кентербери - древнем городке, расположенном на юго-востоке от Лондона. И здесь у маленького Уильяма было больше поводов для беспокойства и переживаний, нежели для счастья. За его природную низкорослость и заикание его постоянно дразнили сверстники. Английский с характерным французским акцентом также был причиной насмешек.

Поэтому переезд в Германию в 1890 году для учебы в Гейдельбергском университете был неописуемым, непередаваемым счастьем. Здесь он наконец-то начинает изучать литературу и философию, всеми силами пытается избавиться от присущего ему акцента. Здесь же он напишет свою первую работу - биографию композитора Мейербера. Правда это сочинения не вызовет «бурных оваций» у издателя и Моэм сожжет его, однако это будет его первая осознанная проба пера.

В 1892 году Моэм переезжает в Лондон и поступает учиться в медицинское училище. Такое решение не было вызвано тягой и склонностями к медицине, а было принято лишь потому, что юноше из приличной семьи нужно было получить какую-нибудь более-менее приличную профессию, также оказало свое влияние и давление дяди в этом вопросе. Впоследствии он получит диплом терапевта и хирурга, и даже какое-то время проработает в больнице Святого Фомы, которая находилась в одном из самых бедных кварталов Лондона.

Но самым главным в этот период для него становится литература. Он уже тогда четко понимает, что именно это и есть его призвание и по ночам начинает писать свои первые творения. В выходные же посещает театры и мюзик-холл «Тиволи», где он с самых задних мест пересмотрит все представления, которые только можно было посмотреть.

Период жизни связанный с его врачебной карьерой просматривается в его романе «Лиза из Ламбета», который издательство «Фишер Анвин» выпустило в 1897 году. Роман был принят и профессионалами, и широкой общественностью. Первые тиражи разошлись за считанные недели, что придало Моэму уверенности в правильности его выбора в сторону литературы, а не медицины.

1898 год раскрывает Вильяма Моэма Сомерсета как драматурга, он пишет его первую пьесу «Человек чести», премьера которой состоится на сцене скромного театра лишь спустя пять лет. Фурора пьеса не вызвала, ее играли всего два вечера, отзывы критиков были, мягко говоря, ужасными. Справедливости ради, стоит отметить, что позже, спустя год, Моэм переделает эту пьесу, в корне изменив финал. И уже в коммерческом театре «Авеню-тиэтр» пьеса будет показана более двадцати раз.

Несмотря на относительно неудачный первый опыт в драматургии, не пройдет и десяти лет, как Уильям Сомерсет Моэм станет широко известным и признанным драматургом. Особенным успехом пользовалась комедия «Леди Фредерик», которая была поставлена в 1908 году на сцене «Корт-Тиэтр». Также было написано ряд пьес, поднимающих вопросы неравенства в обществе, лицемерия, продажности представителей разных уровней власти.

Эти пьесы общество и критики принимали по-разному – одни резко критиковали, другие – хвалили за остроумие и сценичность. Тем не менее, несмотря на неоднозначность отзывов, следует отметить, что накануне Первой мировой войны, Моэм Сомерсет стал признанным драматургом, спектакли, по произведениям которого с успехом шли как в Англии, так и за ее пределами.

В начале войны писатель служил в составе «Британского Красного Креста». В дальнейшем сотрудники широко известной английской разведки МИ-5 вербуют его в свои ряды. Так писатель становится разведчиком и отправляется сначала на год в Швейцарию, а затем в Россию для выполнения секретного задания, целью которого было не допустить выхода России из войны. Он встречался с такими известными политическими игроками того времени, как Керенский А.Ф., Савинков Б.В. и другими.

Позже Моэм напишет, что эта идея была заранее обречена на неудачу и агент из него получился никакой. Первым положительным моментом этой миссии, стало открытие Моэмом для себя русской литературы. В частности он открыл для себя Достоевского Ф.М., а особенно был поражен произведениями Чехова А.П., даже стал учить русский язык, дабы читать Антона Павловича в оригинале. Вторым моментом - стало написание Моэмом сборника рассказов «Эшенден или Британский агент», посвященного шпионской тематике.

В период между двумя мировыми войнами писатель много пишет, а также часто путешествует, что дает ему почву для написания новых и новых произведений. Теперь это уже не только романы или пьесы, но также были написаны ряд новелл, очерков, эссе. Особое место в творчестве писателя является автобиографический роман «Бремя человеческих страстей». Такие писатели того времени, как Томас Вулф, Теодор Драйзер признали роман гениальным. В этот же период времени Моэм тяготеет к новому для него направлению - социально-психологической драме. Примерами таких произведений являются «Неизвестность», «За заслуги», «Шеппи».

Когда началась Вторая мировая война Моэм находился во Франции. И оказался он там не случайно, а по распоряжению министерства информации он должен был изучать настроения французов, посещать корабли в Тулоне. Результатом таких действий стали статьи, которые дают читателю полную уверенность в том, что Франция будет биться до конца и выстоит в этом противостоянии. Такими же настроения пронизана и его книга «Франция в войне».

А всего лишь через три месяца после выхода книги Франция сдастся, а Моэму нужно будет срочно выезжать из страны в Англию, поскольку ходили слухи, что немцы занесли его имя в черный список. Из Англии он едет в США, где и прибывает до конца войны. Возвращение во Францию после войны было полно печали - его дом был разграблен, в стране была полная разруха, но главным положительным моментом было то, что ненавистный фашизм был не просто остановлен, а разгромлен до основания и можно был жить и писать дальше.

И вполне не случайно, что в этот послевоенный период Сомерсет Моэм пишет исторические романы. В книгах «Тогда и теперь» и «Каталина» писатель повествует о власти и ее влиянии на человека, о правителях и их политике, уделяет внимание истинному патриотизму. В этих романах видна новая манера написания романов, в них много трагизма. «Острие бритвы» - один из последних, если не сказать - последний, значительный роман писателя. Роман стал итоговым во многих отношениях. Когда однажды у Моэма спросили: «Как долго он писал эту книгу», то ответ был - «Всю жизнь».

В 1947 году писатель принимает решения утвердить «Премию Сомерсета Моэма», которой должны быть удостоены лучшие английские писатели в возрасте до 35 лет. В июне 1952 года в Оксфорде писатель удостоился почетной степени доктора литературы.

В последние годы своей он погружается в написание эссе. И книга «Великие писатели и их романы», вышедшая в 1848 году является тому ярким подтверждением. В этой книге читатель встречается с такими героями как Толстой и Достоевский, Диккенс и Эмили Бронте, Филдинг и Джейн Остен, Стендаль и Бальзак, Мэлвилл и Флобер. Все эти великие люди, сопровождали Моэма на протяжении его долгой жизни.

Позже, в 1952 году, выходит его сборник «Переменчивое настроение», состоящий из шести эссе, где видны воспоминания о таких романистах, как Г. Джеймс, Г. Уэллс и А. Беннетт, с которыми был лично знаком Сомерсет Моэм.

Писателя не стало 15 декабря 1965 года. Это случилось в Сен-Жан-Кап-Ферра, во Франции. Причиной смерти стала пневмония. Как такового места захоронения у писателя нет, было решено развеять его прах под стеною Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham, родился 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции.

Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали тому свою судьбу адвоката. И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Фредерик, впоследствии виконт Моэм, был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938-1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец (Роберт Ормонд Моэм) умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери.

По приезде в Англию Моэм начал заикаться - это сохранилось на всю жизнь.

«Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться», - рассказывал он.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учёбу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете - в Гейдельберге Моэм написал своё первое сочинение - биографию композитора Мейербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись).

Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне - этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны. Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция) через Швецию.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14-ти новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русские переводы - 1929 и 1992).

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма - «Бремя страстей человеческих» (19159) - практически автобиографический роман, «Луна и грош», «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, - что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, изредка здесь были и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами.

К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».

В 1944 году выходит роман Моэма «Остриё бритвы». Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США - сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже - на Юге.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить её другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Личная жизнь Сомерсета Моэма:

Не вытесняя своей бисексуальности, в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, с которой у них родилась дочь Мэри Элизабет Моэм.

Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась. В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

Интересные факты про Сомерсета Моэма:

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Моэм о книге «Бремя страстей человеческих»: «Книга моя - не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нём описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых».

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

Романы Сомерсета Моэма:

«Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth)
«Сотворение святого» (The Making of a Saint)
«Герой» (The Hero)
«Миссис Крэддок» (Mrs Craddock)
«Карусель» (The Merry-go-round)
«Фартук епископа» (The Bishop’s Apron)
«Покоритель Африки» (The Explorer)
«Маг» (The Magician)
«Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage)
«Луна и грош» (The Moon and Sixpence)
«Узорный покров» (The Painted Veil)
«Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/«Сплошные прелести» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard)
«Малый уголок» (The Narrow Corner)
«Театр» (Theatre)
«Рождественские каникулы», (Christmas Holiday)
«Вилла на холме» (Up at the Villa)
«За час до рассвета» The Hour Before Dawn)
«Острие бритвы» (The Razor’s Edge)
«Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now)
«Каталина» (Catalina, 1948; рус. пер. 1988 - А. Афиногенова)

Уильям Сомерсет Моэм родился в январе 1874 года на территории британского посольства в Париже. Место для родов было выбрано не случайно. Посольство, расположенное фактически на французской земле, по закону является частью английского государства, соответственно ребенок, рожденный на его территории, получает британское гражданство. Такое решение было принято, дабы оградить Уильяма от французских законов, гласивших об обязательной мобилизации на фронт в случае войны. У Уильяма был старший брат Фредерик, который в отличие от него самого воплотил мечты родителей в реальность и стал адвокатом.

Родителей мальчик лишился рано – когда ему было восемь, от чахотки скончалась мать, а двумя годами позднее, от рака ушел и отец. Тогда же осиротевшего Уильяма было решено отправить к родственникам в Англию. Ему было крайне непросто – он совершенно не знал английского, а после пережитого стресса и переезда в Уитстабл и вовсе стал заикаться. Моэм без особого энтузиазма вспоминал собственное детство. Нескладный мальчишка небольшого роста, со слабым здоровьем и дефектом речи – таким он описывает себя маленького. Он не раз признавался, что ему был чужд спорт, которому англичане уделяли так много времени, и он всеми силами пытался оградиться от общества, а новые знакомства завязывал кране редко и неохотно.

Образование и дальнейшее становление

Более-менее обжившись на новом месте, Моэма ждало очередное испытание – поступление в начальную школу. Заведение было выбрано без проблем – им стала Королевской школе в Кентербери. Такой выбор был предсказуем – Генри Моэм, воспитывавший мальчика, служил помощником епископа в одной из церквей, а потому школа при монастыре была идеальным вариантом. После школы он продолжил обучение, поступив в Гейдельбергский университет. Здесь он впервые проявил в себе талант писателя, создав первое произведение — биографию композитора Мейербера. К сожалению, сочинение постигла печальная участь – оно было сожжено. Причем самим Уильямом, после того, как издательство отказало ему в печати. С 1892 года Моэм обучался в медицинской школе, где как и прежде продолжал писать. Позже он проработал почти пять лет в больнице в Ламберте – одном из самых бедных районов Лондона, что в дальнейшем повлияло на формирование его политической позиции. Этот период в жизни писателя ознаменован романом «Лиза из Ламбета» (1897) и пьесой «Леди Фредерик» (1907), принесшей ему первый успех.

Первая мировая и ее отражение в творчестве

Во время Первой мировой войны, Моэм, как и большинство сознательных британских граждан, стали на защиту границ страны. Если кто-то отправлялся на фронт, то Уильям стал сотрудничать с государственным ведомством британской контрразведки, в роли самого настоящего разведчика. Одной из первых его задач в новом амплуа стала поездка в Россию, где он должен был помогать Александру Керенскому — главе Временного правительства. Последнему нужно было любой ценой сохранить Россию в статусе участника военных действий. Так как Моэм был восхищен русской литературой, изучал язык и просто всей душой симпатизировал этой стране, поездка открывала для него абсолютно новые горизонты. Уильяму довелось побывать в самых отдаленных уголках огромной страны и пообщаться с множеством известных политических деятелей. В итоге, миссия все же оказалась «невыполнима» — в свете происходящих событий и развернувшейся Октябрьской революции, Моэм спешно покинул страну. Как и любой творец, Уильям «запечатлел» время работы разведчиком в своей работе – сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент», вышедшем в 1928 году.

Дальнейшая жизнь

Через два года после возвращения с России, в 1919, Уильям снова пожелал «острых ощущений» и отправился в путешествие по Азиатским странам – ему просто необходимо было вдохновение. Позже, вернувшись домой и приступив к работе, он смог проявить себя и как талантливый драматург, представив миру пьесы «Круг» (1921) и «Шеппи» (1933).

Завидное упорство и увлеченность своим делом сделали Моэма одним из самых известных и состоятельных писателей Англии уже к началу 40-х. Он никогда не отрицал того, что ему нравится получать гонорары за свои труды, но при этом всегда говорил, что это не является для него первостепенной задачей. Гораздо важнее для него было делиться с читателем своими мыслями, идеями и образами, которые то и дело появлялись в его сознании.

Вторую Мировую войну, Моэм, уже будучи в довольно солидном возрасте, провел в США, создавая сценарии, а позже корректируя их. В 1944 году мир увидел роман писателя «Остриё бритвы».

Путешествия играли важную роль в жизни Уильяма. В них он находил вдохновение, отдыхал от мирской суеты и раскрывал новые грани своего таланта. Он посещал разные уголки земного шара до тех пор, пока не понял, что больше ни ничего не смогут ему дать. Он утверждал, что состоялся как личность и автор, больше меняться ему нет смысла. В конце 40-х годов Моэм отказался от написания драматургических и художественных работ, избрав для себя прозу и эссе на более «приземленные» темы. Последней напечатанной работой при жизни Моэма стали заметки с элементами автобиографии, опубликованные в 1962 году в одном из лондонских еженедельников. Моэм владел шикарной виллой на Французской Ривьере, где в свое время собиралась вся литературная элита, а среди гостей писателя били даже Уинстон Черчилль и Герберт Уэллс.

Не стало писателя в одном из госпиталей под Ниццей – его жизнь оборвалась на 91 году из-за осложнений после пневмонии.

  • При жизни Сомерсет Моэм завещал никогда не открывать миру и не предавать огласке личную корреспонденцию. В 2009 году запрет писателя был снят — писательница Селина Хастингс, автор биографии Моэма, получила разрешение Королевского литературного фонда ознакомиться с материалами.
  • Норма работы Моэма по написанию своих творений была предельно скромной – 1000-1500 знаков в день, и занимала от силы 3-4 часа. И обязательно утром!
  • Уильям Сомерсет Моэм, не отрицавший (но и не подтверждавший) своей бисексуальности, лишь в страсти признался, что он «на три четверти гомосексуал, и лишь одна часть в нем традиционна».
  • У писателя была жена — Сири Велком – с которой он прожил более 10 лет (1917-1929), но в итоге, брак распался.
  • Прах писателя был развеян под стеной Библиотеки Моэма, в школе, в которой он сам когда-то делал первые шаги в науке.
Дата смерти 16 декабря (1965-12-16 ) (91 год) Место смерти Ницца , Франция Гражданство Великобритания Великобритания Род деятельности прозаик , драматург , литературный критик Годы творчества 1897-1962 Язык произведений английский Дебют Роман «Лиза из Ламбета» (1897) Награды Произведения на сайте Lib.ru Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Уи́льям Со́мерсет Мо́эм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm ]; 25 января , Париж - 16 декабря , Ницца) - британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг , агент британской разведки.

Биография [ | ]

Карикатура с изображением Моэма

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже , в семье юриста британского посольства во Франции Роберта Ормонда Моэма. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны . Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали ему судьбу адвоката. И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Фредерик, впоследствии Виконт Моэм, был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938-1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстабл в графстве Кент , в шести милях от Кентербери . По приезде в Англию Моэм начал заикаться - это сохранилось на всю жизнь. «Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться».

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, он начал учёбу в Королевской школе в Кентербери . Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете . В Гейдельберге Моэм написал своё первое сочинение - биографию композитора Мейербера . Когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись.

В 1892 году Моэм поступил в медицинскую школу при больнице св. Фомы в Лондоне - этот опыт нашёл отражение в его первом романе «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5 , в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны . Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским , Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. После провала своей миссии в связи с Октябрьской революцией покинул Россию через Швецию .

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» ( , русские переводы - и ).

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (), «Шеппи» (). Успехом пользовались и романы Моэма - «Бремя страстей человеческих » (1915; рус. пер. 1959) - практически автобиографический роман, «Луна и грош » (1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво » (1930), «Театр » (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправился в Китай , а позднее в Малайзию , - что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей в Великобритании. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но при этом отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином». Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов .

В 1944 году вышел роман Моэма «Остриё бритвы». Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США - сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже - на Юге.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить её другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, на своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Личная жизнь [ | ]

Не отрицая своей бисексуальности , в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, имевшей дочь (1915-1998), которой он дал свою фамилию. Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась. Моэм имел многолетний роман с английской актрисой Сью Джонс. В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот» .

Цитаты [ | ]

Награды [ | ]

Список произведений [ | ]

Некоторые произведения Моэма

Романы

Сборники рассказов

  • «Ориентиры» (Orientations, 1899)
  • «Трепет листа» (The Trembling of a Leaf, 1921)
  • «Казуарина» (The Casuarina Tree, 1926)
  • «Эшенден, или Британский агент» (Ashenden, or the British Agent, 1928)
  • «Шесть рассказов, написанных от первого лица» (First Person Singular, 1931)
  • «А Кинг: Шесть рассказов» (Ah King , 1933)
  • «Космополиты» (Cosmopolitans - Very Short Stories, 1936)
  • «По тому же рецепту» (The Mixture As Before, 1940)
  • «Игрушки судьбы» (Creatures of Circumstance, 1947)

Пьесы

Путевые заметки, книги о путешествиях

  • Земля Пресвятой Богородицы: Очерки и впечатления в Андалусии (The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia, 1905)
  • «На китайской ширме» (On A Chinese Screen, 1922, рус. пер. - И. Гуровой)
  • Джентльмен в гостиной The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong (1930)

Прочее

The Painted Veil ("Узорный покров") 1925

Экранизации [ | ]

Литература [ | ]