На какой день хоронят у цыган. Погребальные обряды цыган

Цыганские мавзолеи клана Оглы в Новосибирске November 3rd, 2015

Шёл я по Заельцовскому кладбищу Новосибирска на могилу Янки и обратил внимание на огромную могилу, напоминающую мавзолей.

Думал, какого-то местного оригинала похоронили. Но всё оказалось значительно интереснее. Потому что на кладбище подобных могил штук, наверное, сорок, а если взять другие кладбища Сибири, то вся сотня наберётся.

Потому что это могилы цыганского клана Оглы, одного из крупнейших в той части России и известного своим участием в нарковойнах 90-х.

На заходном снимке – Михаил Дудэевич Оглы (1965-2002), 37 лет. Его убили в июне 2002 года в уличной разборке. Интересно, что эту могилу после захоронения ограбили – в мавзолее была целая комната – бар с вином и дорогим коньяком, столы, стойка с телевизором, видиком и музцентров, в стеклянном гробу – покойник с «Ролексом», золотой цепью, кольцом с брилллиантом ($15000 по слухам), в руках – 100 000 рублей и $3500 наличными.

Все могилы выдержаны в одном стиле – гранитный мавзолей, а наверху – огромное надгробье одного из трёх типов: баро сидят у стола с яствами, цыгане рангом помладше стоят у стола на природе, отдельные индивидуумы стоят на природе без яств. Часть элементов выделена золотом в обязательном порядке. Вот надгробие Михаила Дудэевича.

Михаил Оглы был одним из крупнейших наркобаронов. Цыгане его боялись, среди своих собратьев у него была репутация беспредельщика. Во время встречи с цыганами из другого клана Михаил неуважительно отозвался об их матери. Его попросили извиниться. Оглы отказался. Тогда его просто исполосовали ножами.

Полумесяц в углу означает, что цыгане относятся к ассирийским цыганам, исповедующим ислам. На втором снимке после захода была мавзолей Добри Татаевича Оглы (1963-1993), 30 лет, одного из цыган, павших в нарковойнах 90-х.

Василий Дудинович Оглы (1958-1997), 39 лет, с конём. Тоже жертва разборок 90-х.

Оглы - это самоназвание цыган, исповедующих ислам. Фамилий как таковых у них не было, поэтому, когда при советской власти цыган начали паспортизировать, просто дали им всем в качестве фамилии название народа. Кланы Оглы есть почти в каждом городе Сибири. Крупный также в Хабаровске.

Тут сразу два мавзолея в одном месте. Справа Маджари Дербишевич Оглы (1972-2002), 30 лет. Слева его брат, Пётр Дербишевич Оглы (1963-2002), 39 лет.

Своим покойникам цыгане строят подземные жилища. Гроб опускают в забетонированную комнату, после чего женщины снимают с себя все золотые украшения и бросают в яму. Таков обычай: чтобы дорогой покойник на том свете не знал нужды. Потом на могилу кладется бетонная плита, заливается бетонным раствором. Украсть замурованное золото невозможно.

Баро («старшему») оказываются совсем другие почести. На тот свет их отправляют в могилах класса «люкс». В бетонные склепы опускают все, что нажито непосильным трудом: видеомагнитофоны, телевизоры, золото, украшения, сотовые телефоны. Вдруг что понадобится.

Роман Петрович Оглы (1974-2001), 27 лет, несмотря на юный возраст, был баро, судя по позе – сидящий у стола с яствами.

Могилы Оглы равномерно раскиданы по всему Заельцовскому кладбищу, они как достопримечательности, их можно искать в рамках квеста. Вот, например, могила на переднем плане, а теперь найдите ещё две на заднем (к ним я не ходил и не снимал, это какие-то, не присутствующие в этом отчёте в подробностях).

К слову, совсем ещё мальчик, Дмитрий Петрович Оглы (1976-1993), 16 лет, но в тех разборках никого не щадили, вырезали целые семьи. Особенно умиляет костюм Adidas – в те годы это было элементом богатсва и престижа.

Обчыно склеп представляет собой кубическую полую конструкцию из строительных плит размером три на три метра, сверху залитую цементным раствором. Внутренние стены склепа покрыты пластиковыми панелями, пол укрыт персидским ковром. Внутри установлены стеклянные столы с хрустальными вазами, полными ювелирных изделий и денег, аппаратура, ящики со спиртным, мешки с одеждой покойного.

Много золота, большой баро, Пётр Смайлович Оглы (1942-1997), 55 лет, почти долгожитель по местным меркам. Видимо, отец Романа и Дмитрия. Роман потому и был баро, что пережил отца на четыре года.

Иногда цыгане докупают умершему личные вещи, чтобы вложить их в склеп и те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробиях.

Могила чуть попроще, без мавзолея, Андрей Джалтырович Оглы (1972-2003), 31 год. Через два дня после дня рождения убили. Костюм на нём, конечно, сидит, мама не горюй.

Вы не думайте, тут есть и женщины, но их мало. Это логично – они в большинстве пока ещё живы, похоронив своих мужей, отцов и сыновей. Екатерина Татаевна Оглы (1960-2011). Могила относительно новая, но стиль тот же – изображение с золотыми элементами.

За мавзолеями ухаживают плоховато. Несколько раз я встретил вот такие бывшие мавзолеи – скорее всего, все помещения их уже давно разграблены, раз даже надгробные камни украли.

Выделяющийся на общем фоне памятник, Дмитрий Боярович Оглы, баро. Надписи на памятнике нет, надгробие давно разломали, нашёл имя покойника в Интернете.

Клан Оглы существовал и в советское время, но могилы были значительно скромнее – тогда даже за деньги нельзя было сделать то, что хочешь. Арзы Саитовна Оглы (1915-1984). Жили тогда подольше.

Януш Иванович Оглы (1969-1984). Хотя не все.

Ещё раньше. Чантук Дербишович Оглы (1914-1975).

Напоследок – сразу три в одном месте. Слева – Роман Геннадьевич Оглы (1963-1997), 34 года. Справа – Тамара Оглы с непроизносимым отчеством и невидными годами жизни, на заднем плане – ещё какой-то Оглы.

«Страсти-мордасти»

Во-первых, мы все смертны, и это не секрет.
Потом, они (нечистые) могут прозревать недалёкое будущее.
И главное (в самом начале я пишу, что многие ситуации ставили меня в тупик),
смысл рассказика очень простой: "не греши, иначе погибнешь для вечности",
а уж как там у них, у той бесовской иерархии всё устроено, лучше даже и не интересоваться…

Иерей Александр Дьяченко

Описываемые мною события имели место в одном маленьком периферийном городке много лет тому назад. Правда, в мелочах я что-то, может, и путаю, вы уж меня за это простите, много воды с тех пор утекло. Меня тогда только-только рукоположили, и я служил в храме вторым священником. Опыта служения ещё не было почти никакого, поэтому некоторые события, с которыми пришлось столкнуться, откровенно ставили меня в тупик. И на многие вопросы я не находил ответа.

Однажды, а дело было летом, в один из будних дней, я, как и полагается второму священнику, бегал по требам. Именно бегал, городок хоть и небольшой, но заявок на освящение домов, на причастии и соборование людей, больных и старых, было много. Кстати, это свидетельство того, что храм в городе почти не закрывался, и обычай приглашать священника на дом считается у тамошнего населения чем-то само собой разумеющимся. В новых городках и посёлках, где церквей никогда раньше не было, нет и такого обычая.

Машины я тогда ещё не имел, потому ходить приходилось много. Во время одного такого моего похода меня остановила женщина средних лет. И хотя одета она была как цыганка, и повадки, жесты, само обращение ко мне, было похоже на цыганское, тем не менее, женщина оказалась русской.
- Просто я долго живу среди цыган, вот и внешне стала на них походить, и даже говорю с их акцентом. Слушай-ка, батюшка, мне здесь сестра недавно позвонила, говорит, что видела меня во сне очень плохо. А потому и велит мне немедленно освятить квартиру. А тут ещё и мать вчера то же звонит, беспокоится:
- Дочка, у вас там всё в порядке? В последнее время я всё почему-то о тебе думаю, места себе не нахожу, ты уж, пожалуйста, будь осторожна.

Раз я с тобой встретилась, значит это знак, мне тебя Бог послал. Вот мой адрес, прошу тебя, освяти мне квартиру. Только я по выходным дням в Москве работаю, так что давай встретимся на буднях, лучше всего в ближайшую среду часика в два.

В назначенный день в два часа дня я уже стоял перед дверью её квартиры и вовсю жал на кнопку звонка. Но, как ни странно, мне никто так и не открыл. Я снова звонил, прислушивался к тому, что происходит за дверью, но ничего не слышал. Такое со мной случилось в первый раз, чтобы люди пригласили священника на дом, а сами, забыв об этом, ушли.
- Ладно, - думаю, - ушла, ну и ушла, в конце концов, это не мне, это тебе нужно.

Уже в храме, незадолго до вечерней службы, я не утерпел и позвонил своей знакомой, она жила в том же доме по соседству с квартирой, куда меня приглашали, и попросил её снова сходить позвонить в указанною мною дверь.
- Знаешь, мне почему-то тревожно, человек так просил к ней придти, время назначил, а потом вдруг взял и обо всём забыл? Что-то здесь не так.

Минут через пятнадцать меня зовут к телефону:
- Отче, хозяйка у себя дома, только, она тебя наверно приглашала не дом освятить, а на отпевание. Ты понимаешь, звоню ей в дверь, никто не отзывается. Я взяла и толкнула дверь рукой, та и открылась. Захожу, никого нет, зову, никто не отзывается, прохожу в комнату, а она в гробу лежит на столе. Наверняка ты сам что-то спутал, видимо, она просила её отпеть.
- Ты в своём уме?! - я почти кричу в трубку. Как может человек, будучи живым, пригласить священника к себе на отпевание в определённый день, к определённому часу?

И только на следующий день мы узнали, что накануне, в соседнем с нами районе, на обратном пути из столицы, попав в аварию, погибли несколько цыганок, а вместе с ними и моя новая знакомая. С тех пор не перестаю удивляться женской способности к предвидению. Ведь и у сестры, и у матери погибшей было предчувствие, что их близкому человеку грозит беда.

Понятно, как взволновалась наша цыганская община. Они вообще очень трепетно относятся к самому факту похорон кого-либо из цыган, а здесь сразу несколько покойников. Отпевали погибших женщин порознь в течение нескольких дней, и каждые похороны превращались в демонстрации из плачущих родственников. Я отпевал одну из погибших, и моё отпевание было последним в этой чреде погребений. В храм на отпевание набилось множество цыганского народу. Поначалу всё шло как обычно, громко плакала мать, её утешали родные, вокруг носились дети и выходили периодически покурить мужики.

Внезапно я услышал, как недовольный ропот прокатился среди тех, кто находился в церкви. Поворачиваюсь к двери и замечаю небольшую группу цыган, только что вошедших. Они прошли вглубь и встали особняком поодаль от всех остальных. А остальные, явно возмущённые их появлением, стали возбуждённо переговариваться между собой, громко и резко что-то выкрикивая на своём языке. Потом один цыган решительным шагом подошёл ко вновь вошедшим и резко толкнул в плечо одного из них, юношу, почти ещё мальчика, хотя там были и взрослые мужчины. Стало понятно, что назревает конфликт, и я подумал, надо что-то делать, не хватало, чтобы они ещё и подрались у нас в храме.

И, прервав молитву, предупредил:
- Драться будете на улице, и пока хулиган, ударивший юношу, не выйдет из храма, отпевать не стану. И тут же почти все мужчины, а за ними и мальчики повалили на улицу, сперва были слышны только громкие выкрики, а потом я различил и шум от взаимного обмена ударами. Ладно, - думаю, - пускай сами разбираются, это их личное дело, и продолжил отпевание.

Конечно, мне было любопытно, из-за чего эти люди так разругались, что даже похороны не помешали хотя бы временному перемирию. Если уж цыгане решили выяснять отношения в храме, значит, кто-то кого-то действительно допёк. Да только кто же из них об этом расскажет, цыгане не любят посвящать в свои дела посторонних.

Но уже через несколько дней, буквально в течение следующей недели, я вновь увидел в церкви тех недавних возмутителей, чьё присутствие на похоронах не потерпели остальные. Среди этих людей был и мальчик лет пятнадцати, именно его тогда толкнули в плечо. Мальчик стоял напротив и рассматривал меня с нескрываемым любопытством. В его глазах было столько детской непосредственности, что я решил заговорить с ним и выяснить, чем этот забавный на вид мальчишка мог насолить такому числу взрослых серьёзных цыган. А тот, словно ждал моего вопроса, и стоило только с ним заговорить, как и он в свою очередь излил на меня целый поток вопросов, от самых простых и смешных, до таких, ответить на которые можно только имея богословскую подготовку.

Метя, так звали мальчика, рассказал, что их семья, будучи родственной с местными цыганами, жила в одном из городов соседней с нами области. В их семье некоторое время назад покончил с собой молодой мужчина. Его привезли к нам и похоронили на старом городском кладбище. Понятно, что отпевать его никто не отпевал, так как руки он наложил на себя сам, да ещё и по пьяному делу, а пьянство причина только усугубляющая. Время шло, и о нём пора было бы уже и забыть, да не тут-то было.

Где-то по прошествии полугода стал он являться во снах к местным цыганам. А явившись, всякий раз предупреждал:
- На днях один из вас умрёт, - и он называл имя жертвы.

Непонятно каким образом, но и Метя, независимо от других, узнавал о предстоящей кому-то из цыган кончине, и ни разу не ошибся. Кстати, Метя знал и о близкой смерти женщин, что разбились в той аварии. Но самое страшное, чуть ли не в день их гибели, удавленник снова явился и указал уже на девочку-подростка, единственного ребёнка в одной из семей...

Здесь уже цыгане не выдержали и взорвались , поставив Метиным родственникам ультиматум : или они всеми правдами и неправдами добиваются разрешение на отпевание самоубийцы, или цыгане сами выкопают его тело и сожгут где-нибудь за городом. Короче, достал он их своими предсказаниями, и не просто достал, но и окончательно запугал.

Родственник, даже если он и самоубийца, не перестаёт быть родным человеком, и никому не хочется, чтобы его тело сожгли, словно упыря какого.
- Батюшка, - спрашивают меня Метины сродники, - что нужно для того, чтобы ты отпел нашего самоубийцу? Давай так, мы дадим тебе много денег, а ты отпоёшь его нам без всякой суеты. Разумеется я отказался. И не потому, что знаю: если цыган тебе обещает много денег, - значит гарантированно обманет, а из-за того, что никакой священник не станет отпевать самоубийцу. И вопрос о деньгах, сколько бы их не сулили, в таком случае вообще никем даже рассматриваться не будет.

Цыгане, вы должны ехать в епархиальное управление той епархии, к которой формально принадлежал ваш самоубийца и привезти разрешение на его заочное отпевание, а дадут его вам только в том случае, если вы будете иметь на руках справки от врачей, что ваш сродник был психически болен. Будучи уверенным, что такого разрешения им никак не добиться, я уже стал было забывать об этой истории. И забыл бы, если недели через две передо мной не стоял бы Метя с группой сродников и не размахивал перед моим носом самым что ни наесть настоящим разрешением на отпевание с оттиском печати управления соседней с нами епархией.

Цыгане, как вам это удалось?
- О, батюшка, - явно гордясь собою, заговорил юноша, - сперва мы съездили в нашу городскую психушку, там познакомились с одним хорошим человеком, и он нам помог (за небольшие деньги). Так что мы за тобой, собирайся и едем на кладбище. Метя, откровенно рассказывая мне о своём прохиндействе, даже и допустить не мог, что я, узнав об обмане, отпевать самоубийцу всё одно не стану, и никакая бумажка для меня в таком случае не авторитет.

Только спорить с цыганами и доказывать им, что они неправы в таком случае дело совершенно безперспективное. Бумага на руках, и чувствуя свою формальную правоту, они тебя и из постели выдернут. Потому я не стал спорить, и согласился ехать на старое кладбище. Еду, а сам ещё толком не знаю - что буду делать. В том, что не стану отпевать, это понятно, но и проблему несчастной семьи нужно было как-то решать. Обстоятельства загнали людей в угол, и без моего участия им уже было не обойтись.

Ехал и молился, а когда приехали и подошли к могиле, то я вдруг с радостью обнаружил, что буквально рядом похоронен человек с точно таким же именем, что и несчастный самоубийца. И я с полным правом послужил заупокойную литию по его приснопоминаемому соседу, а потом придал земле цыганское погребение, кстати, это я бы мог сделать и без специального разрешения. Метя с компанией были счастливы, теперь им уже не стоило опасаться посягательств на бренные останки их бедного сродника.

Прошло ещё месяцев восемь, и вновь Метя, наш добрый друг, с сияющей улыбкой на устах, посетил наш храм. Ко мне он подошёл, уже как к старому знакомому:
- Батюшка, я к тебе по делу, нам нужно отца отпеть!

Отмечая несоответствие его, сияющего радостью, лица и трагичности события, я поначалу даже не мог сообразить, как мне себя вести, выразить юноше соболезнование, или порадоваться за него. Наученный горьким опытом Метиного семейства, сразу поинтересовался:
- Надеюсь не самоубийца?
- Нет, батюшка, - и его рот растягивается уже в совершенно счастливую улыбку, - на машине доездился. Я его всегда предупреждал, не кури травку, если за руль садишься. А он любитель был за рулём покурить. Машина, короче, вдребезги, и себе шею свернул.

Может мальчик и радовался тому, что хоть с папкой у него не будет проблем, и хоронить его можно по-человечески?

Вот, что-что, а хоронить цыгане умеют. Во-первых, покупается, как правило, очень дорогой гроб. Семья выкладывается полностью, в долги залезает, но гроб и всё такое прочее - будут на высоте!

Ладно, договорились мы о времени отпевания, а рано утром в назначенный день находит меня посланец от Мети с просьбой после отпевание возглавить траурное шествие по городу. Я представил, как пойду через весь город до кладбища с крестом и кадилом перед траурной колонной родственников и со счастливым Метей, и мне стало не по себе.

Хотя, традиция православного погребения всегда подразумевала провожать тело усопшего православного христианина священником до места его последнего упокоения.

  1. Но, во-первых, сегодня эта традиция практически уже не поддерживается, особенно в городах.
  2. А во-вторых, если и идти - так не перед гробом же великовозрастного хулигана, обкурившегося, а потому и свернувшего себе шею!

После моего отказа, всё утро меня находили всё новые и новые парламентёры с просьбой обязательно проводить в последний путь «уважаемого человека». Может в моём присутствии на похоронах Метя видел гарантию того, что к этому покойнику из их семьи у единокровников уже точно не возникнет никаких подозрений.

Настоятель в то время был в отпуске, и мне не с кем было посоветоваться, как поступить в такой ситуации. Подхожу к старосте:
- Петровна, что делать, цыгане измором берут, сил уже нет сопротивляться.
- А ты, батюшка, пойди на хитрость, назначь им за сопровождение какую-нибудь высоченную плату, назови цифру, пускай самую шальную, невозможную! Тогда только отстанут, по-другому не отобьёшься.

Следуя совету старосты, я и назначил очередному ходоку такую «невозможную», на мой взгляд, сумму. Но то, что мне, вчерашнему работяге с железной дороги, казалось невозможным, для Метиной семьи видимо были карманными деньгами, - мне тут же их и вручили.

После отпевания, с видом мученика выхожу из церкви и молюсь, чтобы Господь, сжалившись надо мной, излил в этот момент на город тонны воды, или обрушил бы град величиной с куриное яйцо, только бы не участвовать мне в этом крестном ходу. Но оказалось, что милостивый Господь пожалел меня ещё до того, как я стал просить Его об этом. Видимо это мой ангел-хранитель надоумил кого-то из оргкомитета похорон Метиного папы заказать духовой оркестр.

Сегодня духовой оркестр, сопровождающий траурную процессию, уже не встретить, а когда-то, в советские времена, без такого сопровождения хоронить было немыслимо. Это всё равно, что если бы сегодня невеста не стала бы надевать на свадьбу белое платье, или номера машин свадебного кортежа не заклеить какой-нибудь ерундой, типа «мы гуляем». Тогда, в описываемые мною годы, время духовых оркестров уже прошло, но, как оказалось, не для всех. Мой ангел-хранитель подсказал цыганам, где можно разыскать этот анахронизм и привез музыкантов на похороны. Хоронить, так хоронить, - и с попом, и с оркестром!

Вот за этих музыкантов, словно за соломинку, я и ухватился:
- Метя, разве ты не знаешь, что православные похороны исключают присутствие духового оркестра? Это раньше, когда людей принципиально отказывались отпевать, хоронили под революционные мелодии. Так что, вот ваши деньги, и я пошёл.

Но не тут-то было, Метя, действительно, обладал недюжинной сообразительностью. Слышу, кричит мне в спину:
- Батюшка, не надо деньги. Делаем так, ты садишься в машину и едешь с нами до кладбища, в это время играет оркестр, а как приедем, музыканты замолкают и продолжаем уже по-христиански!

Это было спасение, внутренне ликуя, но внешне оставаясь спокойным, сажусь к ним в машину.

И только там, в машине, я понял чему так радовался Метя. Он признался, что от общения со мной у него немедленно поднимается настроение, и тогда чувствует он себя превосходно. А потому с удовольствием прокатится со мной в одном автомобиле. За это время любопытный юноша успел задать мне множество вопросов. Ему было интересно - как живут священники, что пьют и что едят, и ещё много-много чего другого. Я предложил ему:
- Метя, начинай ходить в храм, ты многое поймёшь, а потом, глядишь, и учиться поедешь. Сам священником станешь, и цыганам о Христе будешь проповедовать.
Юноша смеётся, он очень доволен, но мои слова воспринимает как шутку.

Наконец процессия приблизилась к кладбищенским воротам и остановилась. Пришла пора сменить музыкантов, и те, закончив работу, стали укладывать инструменты. Все, кто ехал, вышли из машин, и дальше шли пешком. Я хотел было уже запеть «Святый Боже…», но в этот момент душераздирающим криком закричала вдова. Поразительная метаморфоза: только что женщина ехала с нами, спокойно участвуя в общем разговоре, и тут на тебе, так закричать. Метя сразу же меня успокоил:
- Ничего-ничего, не пугайся, у нас так принято.

Мы подошли к могиле, а вернее к склепу. Цыгане хоронят своих покойников не так, как остальные. Они выкладывают могилу изнутри кирпичом, ставят в неё гроб и сверху кладут бетонную плиту. В склеп вместе с останками усопшего могут, словно в древнем Египте, класть какие-то вещи, ковры, бутылки с вином. Гроб поставили на возвышение, вдова стоит на коленях и продолжает вопить душераздирающим криком:
- Кормилец, на кого ты нас оставил?!

Хотя у цыган чаще всего именно женщины являются кормильцами, а не мужики, как у нас. Правда в последнее время и в наших семьях всё больше зарабатывают женщины, так что уже и не поймёшь, кто кого кормит. А если муж дармоед, то чего по нему убиваться? Наклоняюсь к женщине и тихонько спрашиваю:
- Ты ещё долго? Мне бы послужить.
Крик на мгновение прекращается, и я слышу в ответ: «Ещё минуты полторы». Ладно, подождём.

Крик оборвался так же внезапно, как и начался. Вдова быстро и по-деловому уложила в гроб несколько свёртков. В одном, как мне показалось по форме, было спиртное, а что в других, я так и не разобрал.

Наконец послужил, и гроб стали опускать в склеп, а я, оставшись без дела, отошёл в сторонку, а потом, чувствуя себя совершенно лишним, решил вернуться в храм.

Собрав в саквояж свои пожитки, уже было пошёл пешком, и в этот момент меня отыскал Метя:
- Хорошо, что я тебя нашёл, батюшка. Мы тебя сейчас отвезём. Ты уж извини, если что не так. Очень уж мне хотелось, чтобы наши видели тебя на кладбище, а то, не дай Бог, получится как с тем нашим родственником–самоубийцей.

Я спросил: - А, кстати, чем кончилась история с его похождениями с того света? Никого он больше не забирает?
- А он, батюшка, никого и не забирал. Я стал о нём молиться, как ты меня научил, он пришёл ко мне во сне и сказал:
- Метя, передай им, пускай они меня не боятся , я здесь совершенно не причём. Это их бес за грехи забирает . Так и передай, Метя, «за грехи» . Не будут грешить - перестанут бояться!

Юноша простился со мной и побежал к своим, а я смотрел ему в след и удивлялся, как милостивый Господь, пытаясь докричаться до каждого из нас, предупреждает об опасности греха, даже и таким необычайным образом.

Пошла ли эта наука на пользу Метиному семейству, не знаю, только самого Метю с тех пор я больше не видел.

Священник Александр Дьяченко

PS Молдавские цыгане часто кладут в могилу любимые вещи покойника, так что в последнее время туда идут телевизоры и компьютеры, что вызывает некоторое неудобство, но традиция, однако:-)
о.Александр Дьяченко:
Зато археологам потом легче будет датировать останки, и современные компы дойдут до потомков в нормальном состоянии:)

PPS
"Он признался, что от общения со мной у него немедленно поднимается настроение, и тогда чувствует он себя превосходно. А потому с удовольствием прокатится со мной в одном автомобиле".

Очень хорошо понимаю Метю:)
А в рассказиках теперь сразу думать начинаю, где тут "ложь", а где "намек"
:(хочу обратно в блаженное состояние уверенности, что все абсолютная подноготная чистая натуральная правда:)
А цыган я боюсь. очень.

о.Александр Дьяченко:

Ты их не бойся, а лучше молись. Они тебя и не тронут.
А по поводу сюжета, - здесь только имя другое, и возможно какие-то временные перестановки, а так всё чистейшая правда:)

PPPS Как в кино. - Точно. Просто готовый сценарий!
о.Александр Дьяченко:
Да, сюжет интересный, но и другой, который тоже хотел бы оформить, не менее загадочен и непонятен, только ещё более драматичен.

PPPPS Неожиданная развязка. Чаще говорят о долготерпении Божием, "не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живы быти ему" .
о.Александр Дьяченко:
Мальчик, видимо, с душой, куда заглядывают и те, и Эти. Что-то видимо в нём было такое, за что можно было бы побороться.

PPPPPS Дивная исторя. Хочу верить, что правдивая.
А в том, что у Мети настроение улучшалось, верю безоговорочно. Спасибо.
о.Александр Дьяченко:
Так ли это важно, правдивая она или с некоторыми добавлениями. Разве плохо, если автор иногда воспользуется правом на "приврать для интересу"? Ведь по такому принципу строится всё наше кино и TV.
История в реальности более жутковата, я немного смягчил акценты.

PPPPPPS Отче, Вы умеете из серых буден выхватывать целые картины, с сюжетной линией и прекрасной развязкой. Поэтому Ваши рассказы так легко читаются, они лучше чем в жизни, где не поймешь, а где собственно начало, где завязка и где развязка. Поэтому их даже можно принять за выдумку, а не жизненный сценарий. У Вас дар литератора, не каждый может так тонко чувствовать жизнь.

О рассказе. Интуитивно прихожу к следующему выводу: обман как жизненная цель ведут Метю и его народ к духовной гибели. Они кладут в могилу покойного не предметы роскоши и дорогой гроб с музыкой, они сами нисходят в могилу, как тот самоубийца и обкурившийся наркоман. Они, зная, что занимаются обманом, убивают себя, лицемерно прикрывшись Православием, как тем листочком с печатью из епархии. И будучи в Храме извергают себя из Него, и более не приходят к Нему, как впрочем и мы тоже. О нас этот рассказ. О нас.

о.Александр Дьяченко:
Да, об этом я хочу ещё расказать. Среди цыган очень сильно обрядоверие, доводимое ими практически до магизма.

PPPPPPPS Господь, конечно долготерпит, но:

  • "...Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся мы от всякой неправды и нечистоты..."
  • "...Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания..."
  • "...То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания..."

о.Александр Дьяченко:
Процесс очищения идёт постоянно, это не только то, что однажды произойдёт в будущем, но и повседневная реальность. И не только среди цыган, это всеобщий процесс...

PPPPPPPPS Хотя Вы и служили литию за другого человека, но для Мети (как и для всех остальных) это было отпеванием его отца-самоубийцы. Интересно, как Метя, в будущем, будет относиться к Церкви, не соблазнится ли?

о.Александр Дьяченко:

Это очень похоже на рассказ у Лескова, когда отцы вместо незаконного венчания совершали над молодыми обычный молебен.
Думаю, что у Мети "здоровый рациональный взгляд" на вещи.
Ему наверняка всё равно - кто и как отпет, ему важно соблюсти букву. Цель, пускай и незаконно, достигнута, а что там с душой усопшего, его волнует мало...

Рассказ «Страсти-мордасти» сельского батюшки отца Александра Дьяченко

Прототип рассказа «Страсти-мордасти»: жж священника Александра Дьяченко
22.07.2010 - alex-the-priest.livejournal.com/34766.html

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента!

25.06.11 Sat 15:49 - Мирослав Бакулин

Цыгане - В этот раз его позвали на очередное отпевание у цыган

Когда я был маленьким, цыгане жили за рекой и воровали все, что плохо лежит. Моей сестре-десятикласснице мама подарила золотые сережки. Цыганки ее на улице заговорили и сережки из ушей выкрали. Мама вызвала милицию. Толстые милиционеры долго с ними не цацкались, схватили первую попавшуюся и затолкнули в обезьянник. Когда цыгане шумною толпою встали вокруг милицейской машины, менты предложили им менять цыганку на сережки. Сережки вмиг доставили.

До 2000 года цыгане называли своих детей именами из мексиканских сериалов.

А в 2000 году кто-то благословенный распустил среди них слух, что грядет Судный день, и что некрещеные не спасутся. Короче милленаризм распространяется и на свободолюбивых детей Индии. Они пришли всем табором креститься, впереди шел барон с пачкой банкнот. Он поинтересовался в храме, где ему найти апостола. Ему сказали, что апостолов нет, а вот протоиерея к ним выведут. Батюшка крестил весь табор и с тех пор цыгане стали звать священников отпевать крещеных цыган. Всеми требами в храме заведовал один многодетный протодиакон. Он выбирал священника, вез его на требы, потому как деньги никто не отменял.

В этот раз его позвали на очередное отпевание у цыган. Они с батюшкой тянули «Со святыми упокой», а цыгане стояли у края могилы, рвали тысячные купюры пополам и бросали в гроб. Традиция у них такая. А после отпевания забыли дать денег отпевальщикам. Отец-протодиакон возмутился умом и телом: «Покойнику можно деньги бросать, а нам не надо? Это ж сколько денег зря погибло! Вас там человек пятьдесят стояло. Лучше бы нам отдали». Цыгане подумали и дали им по тысяче. Все-таки и священным людям полагается. Не зря же они глотку драли.

June 21st, 2011 - zamorin.livejournal.com/389964.html

17.07.11 Sun 20:01 - Anonymous

фотография

не забывайте,что у каждой фотографии есть автор и только он обладает авторскими правами на фотографию. если же вы берете на себя смелость вот так вот просто тырить фотографии в интернете,то хоть указывайте автора.
заявляю вам как автор этой фотографии -Еремина Светлана (ссылка на жж,где она изначально была размещена http://shafali2883.livejournal.com/267691.html)

17.07.11 Sun 20:12 - Паломничество

Вот что-было написано в тэге

Вот что-было написано в тэге IMG:
alt="Цыганка. Табор.В поисках приключений - Фотографиня Svetlana Eremina - Тюмень, заречный табор"

Так что ссылка для поисковиков была и есть! Что главное. Если тюкнете правой кнопкой мыши на фотографию и откроете "Свойства", - то там содержимое параметра alt показывается! Учите матчасть!
Кстати, у Вас в жж параметр ALT отсутствует. Это неправильно. Прочитайте об этом .

Почитайте на сайте:

Вопросы-ответы за месяц

  • 16593 Похоже на приворот
    8 часов 26 сек. назад
  • 16592 Муж не работает
    1 день 44 мин. назад
  • 16591 Добрый вечер! Моя крестная
    1 день 3 часа назад
  • Вопрос В издательстве "Смирение"
    1 день 6 часов назад
  • 16590 А Вы думаете, что Ваши обереги сильно от гаданий бывшей жены отличаются?
    1 день 11 часов назад
  • 16590 "Незваные гости"
    1 день 11 часов назад
  • 16584 Разобралась.Спасибо.
    1 день 20 часов назад
  • 16580 https://www.youtube.com/watch
    1 день 21 час назад
  • 16580 Вы, хоть следите,тогда,
    1 день 21 час назад
  • 16573 Дорогие мои, в церковь
    2 дня 6 часов назад
  • 16589 мощи Иоанна Предтечи
    2 дня 8 часов назад
  • 16586 часы в куполе храма
    2 дня 8 часов назад
  • 16585 Вопрос о Святом Духе
    2 дня 8 часов назад
  • 16580 Мы только и делаем что
    2 дня 9 часов назад
  • Вопрос Нужна помощь в посещении Афона
    2 дня 10 часов назад
  • 16570 Не надо никого оценивать!!!
    2 дня 18 часов назад
  • 16571 Спаси Господи!
    2 дня 18 часов назад
  • 16580 А вам остаётся поддержать его
    2 дня 18 часов назад
  • 16584 Вопрос Священнику
    2 дня 18 часов назад
  • 16572 Ругательства!
    2 дня 18 часов назад
  • 16574 А почему ж нет? Это ж его
    2 дня 19 часов назад
  • 16575 И правильно сделаете! Только
    2 дня 19 часов назад
  • 16577 Над такими явлениями
    2 дня 19 часов назад
  • 16578 Обязательно дошить, и можете
    2 дня 19 часов назад
  • 16580 Надо, сначала к врачу. Чтоб
    2 дня 19 часов назад
  • 16569 Каждый человек грешит очень
    3 дня 3 часа назад
  • 16567 Надо молиться ежедневно, как
    3 дня 3 часа назад
  • 16546 Здравствуйте! Понятен ваш
    3 дня 3 часа назад
  • 16581 Могут ли незнающие о христианстве спастись?
    3 дня 9 часов назад
  • 16580 Здравствуйте у моего мужа
    3 дня 11 часов назад
  • 16579 Не дождалась ответа
    3 дня 14 часов назад
  • Вопрос Страх и переживания
    3 дня 14 часов назад
  • 16578 Икона « Всецарица»
    3 дня 15 часов назад
  • 16577 Видение серебритсого силуэта наяву
    3 дня 16 часов назад
  • 16576 Пятидесятница
    4 дня 2 часа назад
  • 16575 Здравствуйте, меня зовут
    4 дня 5 часов назад
  • 16574 Здравствуйте, такая
    4 дня 6 часов назад
  • 16573 Мы с подругой начали ходить
    4 дня 10 часов назад
  • 16572 Ругательства
    5 дней 5 часов назад
  • 16571 Помогите мне в пути к вере
    5 дней 5 часов назад
  • 16570 Грешит ли,родственник...
    5 дней 8 часов назад
  • 16569 Грешит ли,родственник...
    5 дней 8 часов назад
  • 16568 Жизнь и смерть
    5 дней 11 часов назад
  • 16567 Еду в дальнию дорогу
    5 дней 15 часов назад
  • 16566 Здравствуйте, купила ладанку
    5 дней 21 час назад
  • 16565 Дайте совет Батюшка.
    5 дней 21 час назад
  • 16564 Все же омарально или нет
    6 дней 1 час назад
  • 16563 Когда молитвенно поминаеш
    6 дней 11 часов назад
  • 16556
    6 дней 12 часов назад
  • 16556 Спаси Господи!Молитесь
    6 дней 12 часов назад
  • 16552 Каждая судьба человека
    6 дней 13 часов назад
  • 16555 Это только вам решать!
    6 дней 14 часов назад
  • 16561 Здравствуйте! Сходите
    6 дней 14 часов назад
  • 16561 Сын пьет, что делать.
    1 неделя 5 часов назад
  • 16519 Здравствуйте дорогой, батюшка
    1 неделя 11 часов назад
  • 16540 Отвечает священник Николай
    1 неделя 12 часов назад
  • 16529 Как брак так и религия не является сами по себе местом решения всех наших проблем
    1 неделя 12 часов назад
  • 16519 Здравствуйте Мария!
    1 неделя 12 часов назад
  • 16558 Скажите, как относиться
    1 неделя 14 часов назад
  • 16557 Здравствуйте. Моя мама в детстве нашла крест с ладошку его носил видно батюшка что с ним делать? Мама раньше спрашивала ей говорили оставь при себе так ли это?
    1 неделя 15 часов назад
  • 16556 Прожили 20 лет с мужем,
    1 неделя 16 часов назад
  • 16376 Гнев на дочь.
    1 неделя 16 часов назад
  • 16554 Спаси вас Господи!
    1 неделя 16 часов назад
  • 16553 Здравствуйте! Сходите
    1 неделя 16 часов назад
  • 16555 Трудный выбор
    1 неделя 1 день назад
  • 16553 Здравствуйте,со дня веньчания
    1 неделя 1 день назад
  • 16552 Здравствуйте, после моего
    1 неделя 1 день назад
  • 16548 Спаси Господи!
    1 неделя 2 дня назад
  • 16551 Вам видней.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16550 Добрый день! Чего-то все
    1 неделя 2 дня назад
  • 16551 Здравствуйте, подскажите
    1 неделя 2 дня назад
  • 16497 Отвечает священник Николай
    1 неделя 2 дня назад
  • 16505 Отвечает священник Николай
    1 неделя 2 дня назад
  • 16502 Непонятные отношения дочери к жизни.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16550 Добрый день. В статье прочла:
    1 неделя 2 дня назад
  • 16549 Вопросы которые очень терзают
    1 неделя 3 дня назад
  • 16548 Любовь далекая прошлая
    1 неделя 3 дня назад
  • 16547
    1 неделя 3 дня назад
  • 16519 Здравствуйте, грех то какой.
    1 неделя 3 дня назад
  • 16152 не думайте об Антихристе, думайте о Христе!
    1 неделя 3 дня назад
  • Вопрос мое спасение при комплексном нарушении организма
    1 неделя 4 дня назад
  • 16546 нужна срочная помощь.
    1 неделя 4 дня назад
  • 16544 Здравствуйте)
    1 неделя 4 дня назад
  • 16541 Молитесь за других людей,
    1 неделя 5 дней назад
  • 16540 Здравствуйте! Бываете ли
    1 неделя 5 дней назад
  • 16539 Здравствуйте!Все в жизни
    1 неделя 5 дней назад
  • 16536 Пусть ваш сын едет, конечно.
    1 неделя 5 дней назад
  • 16515 А Вы не обращайте внимание)
    1 неделя 5 дней назад
  • 16541 Добрый день! Скажите как
    1 неделя 6 дней назад
  • 16538 Здравствуйте!Мне бы ваши
    1 неделя 6 дней назад
  • 16540 Хочу сохранить семью
    1 неделя 6 дней назад
  • 16539 Здравствуйте. Пожалуйста,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16538 Церковные записки
    1 неделя 6 дней назад
  • 16535
    2 недели 5 часов назад
  • 16534
    2 недели 5 часов назад
  • 16536 Как поступить, нужен совет.
    2 недели 7 часов назад
  • 16535 начните благодарить Бога за то что у вас есть и он даст вам то,чего вам не хватает
    2 недели 23 часа назад
  • 16534 Люди восстанавливаются после
    2 недели 1 день назад
  • 16523 Главное, не использовать
    2 недели 1 день назад
  • 16533 Обязательно надо время
    2 недели 1 день назад
  • 16531 Если на исповеди грех
    2 недели 1 день назад
  • 16530 Здравствуйте! Надо покаяться
    2 недели 1 день назад
  • 16533 Дети и хобби
    2 недели 1 день назад
  • 16531 Как замолить грех,или как правильно сформулировать-подскажите
    2 недели 2 дня назад
  • 16530 Добрый день я раба божия
    2 недели 2 дня назад
  • 16528 Попробуйте почитать сильные
    2 недели 2 дня назад
  • 16529 Спаси Господи! А вы точно
    2 недели 2 дня назад
  • 16529 Когда пришла к Богу - появилось миллион проблем
    2 недели 2 дня назад
  • 16528 Люди из ниоткуда.
    2 недели 2 дня назад
  • 16527 Проповедь. Святые отцы.
    2 недели 2 дня назад
  • 16527 Что поможет
    2 недели 2 дня назад
  • 16524 Можно ли закопать медальон с умершим.
    2 недели 3 дня назад
  • 16509 Не волнуйтесь, Бог даст нам
    2 недели 3 дня назад
  • 16518 Святые не советуют верить
    2 недели 3 дня назад
  • 16519 А у вас точно храм
    2 недели 3 дня назад
  • 16511
    2 недели 3 дня назад
  • 16515 А вы заражайте всех своим
    2 недели 3 дня назад
  • 16520 Здравствуйте!Чтобы кого-то
    2 недели 3 дня назад
  • 16523 Как поступить правильно.
    2 недели 3 дня назад
  • 16512 Молиться за упокой его души!
    2 недели 3 дня назад
  • 16517 Здравствуйте! Если вы еще
    2 недели 3 дня назад
  • 16520 отцы и дети
    2 недели 3 дня назад
  • 16519 Здравствуйте батюшка. Меня
    2 недели 3 дня назад
  • 16497 Оставьте все на своих местах...
    2 недели 3 дня назад
  • 16492 Такие хульные видения, вы говорите правильно, от нечистой силы
    2 недели 3 дня назад
  • 16483 В Древней церкви был обычай покаяния
    2 недели 3 дня назад
  • 16518 Я беременна. С мужем не можем
    2 недели 4 дня назад
  • 16513 Почему наши женщины так
    2 недели 4 дня назад
  • 16517 Не хочу близости с мужем
    2 недели 4 дня назад
  • 16516 Здравствуйте!Очень вам
    2 недели 4 дня назад
  • 16505
    2 недели 4 дня назад
  • чьей женой она была?
    2 недели 4 дня назад
  • 16495

Считаются самыми интересными в мире. Отчасти по той причине, что народ это кочевой, и своих обычаев, связанных со смертью, у него относительно мало. Осёдлые цыгане (а их с каждым годом становится всё больше) заимствуют погребальные обряды у постоянно проживающих в данной области людей и щедро делятся с ними собственными – из тех, что помнят.

Из устоявшихся погребальных традиций у цыган можно назвать две: почитание усопших, доходящее до обожествления с последующим созданием культа – и отвращение к смерти, в целом, восприятие её и всего, что связано с процессом умирания, «грязным». На первый взгляд эти вещи выглядят взаимоисключающими, однако цыгане сочетают их достаточно естественным образом.

Культ предков относится непосредственно к телу покойного. Цыганские похороны всегда пышные, богатые. Нередки случаи, когда родственники умершего специально копят деньги годами для того, чтобы похоронить его достойно: в склепе или гробу, с принадлежавшими ему при жизни предметами, или хотя бы поставить над могилой самое дорогое надгробье не просто с выгравированными датами, а с портретом усопшего во всю плиту. Раньше вещи покойного раздавались нищим, но сравнительно недавно было решено, что таким образом «нечистые предметы» могут вновь попасть в руки кому-нибудь из цыган, поэтому всю одежду и т.д. теперь спускают туда же, под землю. А в процессе умирания больной старается не осквернять своими прикосновениями ни постель, ни родных и близких.

Телу же редко обеспечивают погребение сразу после смерти. Оповещают и дожидаются всех, кто знал покойника при жизни, на что уходят дни, а порой даже недели. Все эти люди прощаются с мертвецом лично, заходя в шатёр с телом, разговаривая с ним, порой – угощая чаркой. По верованиям российских (православных) цыган, в течение 40 дней после смерти человека душа пребывает рядом с его телом, поэтому всё видит, слышит и, конечно же, понимает. Впрочем, у цыган-мусульман этот обычай сейчас если и не утрачен целиком, то сокращён до минимума.

После длительного прощания устраивают, как и полагается, поминки, которые, в свою очередь, продолжаются день или два. На третий день близкие родственники покойного объявляют окончание поминок… Но это не значит, что все могут разъехаться по домам. Напротив, застолье будет идти своим чередом ещё целые сутки, уже больше похожее на обычную цыганскую пирушку с песнями и плясками. Нередко для него выбирают самую роскошную квартиру или дом, для которого и купить люстру подвесную не жалко, настолько он богато обставлен, украшен золотом и похож на какой-нибудь театр или дворец. Кстати, если вас интересует продажа отелей в Болгарии по низким ценам - переходите по ссылке ранее.

Что касается кочевых цыган, они проделывают всё то же самое, но, не имея возможности (часто – средств) хоронить каждого с надлежащей роскошью, зачастую не покупают места на кладбищах, просто выкапывая могилу на том, мимо которого проходят – а то и просто где-нибудь в поле или в лесу.

В жизни нужно обязательно сделать одну вещь: увидеть цыганские похороны.

— Изя, когда станешь взрослой, возьмешь в жены Галю из Украины.
— Ма, а на кой мне Галя?
— Это же очевидно! Её родные живут в деревне, у них свои поросята и сало. Станешь толстеньким и розовощёким. А затем на развод подашь и возьмешь в жену Сару, она — еврейка.
— Ма, страшнее Сары я никого в этой жизни не видел.
— Вообще-то у её родителей связи есть, а они точно в жизни не помешают. А после развода с еврейкой возьмешь в жены Азазу.
— Мам, а от цыганки какой толк?
— Какие они устраивают похороны, ты бы знал!

И это правда, у цыган похороны проходят божественно. Сравнивая с похоронами в Египте, можно с точностью сказать, что фараонам есть чему поучиться.

Самых старых представителей цыганского народа, которые уже совсем скоро умрут, боятся в наших медицинских учреждениях сильнее всего. Если вдруг случится, что он умрёт в больнице, то начнётся невероятный скандал, ведь вся родня со всей планеты приедет и начнёт кричать и орать на разных языках. Но это далеко не конец. Если взять в руки видеокамеру, то можно будет в дальнейшем создать настоящий ужастик: цыганские девушки и женщины, словно умалишенные срывают волосы с головы, причем не только со своей, бьются головой об пол, лежат и ревут на бетоне (они устраивают этот «конкурс» по той причине, что кто прольёт меньше слёз и проявит меньше всех скорби будет порицаем). Мужская часть просто кричит на разных языках непонятно на кого, но увидев одного из медиков, начинаются долгие и бессмысленные разборки: «Как так получилось, что наш 120-летний дедуля Януш умер так внезапно и всего за пару дней? Это вы виноваты!» Может даже дойти до драки, в которой пострадают не только работники мед. учреждения, но и техника. Если по какой-то причине дед не воскрес даже после драки, то его родственникам ничего не остается делать, кроме как начинать подготовку к похоронам. Похороны у разных групп цыган, соответственно, разные. Красивее всего хоронят крымы, а также кишиневцы: родственники усопшего за несколько дней выкапывают под землей настоящий особняк, делают в нем ремонт, которого нет у многих живых людей на поверхности. Учитывая тот факт, что погибший человек предпочитает лежать, ему покупают самую новую кровать и другие принадлежности.

Одной из самых дорогих вещей является гроб, цена которого бывает больше, чем стоимость вашей квартиры. На гроб они надевают самую дорогую ткань, которую только можно найти, затем стелют везде ковры. Естественно, это всё также зависит от того, насколько богатым был цыган при жизни. Также в гроб кладут те вещи, которые необходимы живому человеку: бритва, а также сменные лезвия (хотя при жизни многие цыгане уже давно позабыли, что такое бритва и как ей пользоваться), духи, тапки, телефон и зарядку к нему (вдруг зазвонит когда-нибудь), темные очки, деньги и все в таком духе. Усопший в своем гробу больше похож на тележку для продуктов, в которой лежат всякие мелочи по акции «каждая за 100 рублей». Доходит даже до того, что умерший цыган, который любил при жизни есть копченое мясо, будет гнить вместе со своим любимым блюдом.

Если говорить о работниках медицинских учреждений, то нормально они одевают лишь цыган, а всему виной событие, произошедшее несколько лет назад. Как известно, покойным людям не одевают верхнюю одежду через голову, дабы не возиться с продеванием рук и так далее. Одежда попросту разрезается и обволакивает усопшего. Но одна цыганка очень хотела попрощаться со своим родственником и обняла его, да так, что он аж присел в гробу. Из-за этого все увидели, что пиджак разрезан. Конечно, такого никто не ожидал, а цыганский народ был взбешён до невозможности. Мужская часть собрала своих братьев и пошла бить санитаров в морг. Хоть они и действовали в рамках инструкций, но, видимо, таким людям объяснить это невозможно. После этого случая всех усопших хоронят в одежде, бережно продевая руки через рукава.

После того, как тело умершего благополучно полежало несколько дней дома, родственники выносят его. Естественно для всей этой процедуры также необходим батюшка. К слову, святой отец очень удивиться, если увидит хотя бы одного цыгана, который умеет правильно крестится. После процедуры батюшка удивится снова, так как цыгане платят солидно: крупная сумма денег это не вся благодарность цыганского народа. Они также вручат работнику церкви несколько килограмм колбасы, мяса и других продуктов. Именно поэтому попы любят проводить цыганские похороны.

Поговорим о том, что происходит на само кладбище. Это больше сравнимо с фильмами о зомби, где миллионы восставших из мертвых стонут и издают странные звуки. Вот приблизительно такую картину вы увидите на кладбище. Чем ниже опускается гроб с покойным, тем сильнее будут издавать звуки цыгане. Некоторые персоны даже прыгают вслед за усопшим, правда, их потом достают оттуда. После проведенной церемонии не месте упокоения стелются ковры. Затем в могилу родные начинают кидать деньги. Если семья богатая, то купюры будут крупные. После нескольких минут выкидывания денег в пустоту начинается закапывание гроба землей. Интересно, насколько сильно удивятся археологи, которые через несколько сотен лет раскопают подобные коттеджи, а внутри них не только кости, но и бритвы, солнцезащитные очки, а также телефон.

Поминать усопшего начинают в тот момент, когда он ещё находится дома. Почти в любое время года столы цыгане ставят на улице. Рядом с гробом курят так сильно, что покойного практически не видно из-за дыма. Но вопреки всеобщему заблуждению, цыгане не поют наших песен на поминках. После того, как трупа поцелуют в лоб и попрощаются, люди начинают пить, причем довольно много. Учитывая то, что на столе бывает по несколько ярусов еды, никто ни в чем себе не отказывает. Похоже на цыганскую свадьбу, но без шампанского.

Несколько раз мне на глаза попадались посты о том, что на похоронах кости кидают на землю. Все по той причине, что цыгане закапывают все отходы с поминального стола. Даже тазики ставят, дабы скидывать отходы, у них это — важная часть поминок. Но на Титовке все происходит не так. Дело в том, что наши цыгане — не чемпионы по баскетболу, именно поэтому попасть в таз довольно трудно, легче просто кидать все на землю, а затем экскаватором закопать все под землю.

Пьянство, или так называемые цыганские поминки продолжаются несколько дней. Все эти дни каждый из представителей народа с опухшими лицами говорят другим о том, что сегодня во сне они видели своего усопшего родственника и общались с ним. Естественно, большинство таких историй — не более, чем выдумка. Делается это ради того, что у наших цыган общаться с мертвыми — значит возведение погибшего в ранг святого.

Каждый из поминальных дней отмечается также яро, будь то девять дней, сорок дней, или вообще год. Так могут отмечать и 25 лет со дня смерти, если останется хоть один цыган, который напомнит.

Поговорим о памятниках: высотой они под 2-3 метра, некоторые имеют надписи золотом, ну а самый основной атрибут — снимок погибшего во весь рост. На заднем фоне всегда делают то, что цыган любил: автомобили, удочки, да всё что угодно! У нас на кладбище на одном из памятников изображен огромный шприц, почти во всю длину. Забавно то, что на памятнике также изображают живых представителей народа. Живых людей на памятнике и на кладбище, странные у них традиции…

У тех цыган, кто богаче остальных, всегда ставят возле могилки беседку. Порой возводят целые часовни. Ну это те, у кого с деньгами совсем нет проблем. Естественно, без стола никуда, ведь при каждом посещении могилы усопшего группа родственников тащит с собой много тарелок, кастрюль и других столовых приборов. Выглядит как кафе на природе. После поминок родственники начинают ходить по всему кладбищу и поминать других людей, именно поэтому кладбище потихоньку превращается в настоящий заповедник для пьяниц. Иногда покойным тоже льют алкоголя в рюмку. Сигарету часто поджигают и оставляют рядом с памятником. После поминок всё недоеденное остается возле могилы, как и куча мусора и объедков.

Сейчас на Земле проживает чуть более 10 млн. цыган, людей с интересными необычными устоями, которых можно встретить в любой части света, в любой стране, однако их традиции, как и языки - отличаются. Что касается религиозных верований, чаще всего они исповедуют религию, распространенную в той местности, где они проживают, поэтому есть цыгане-мусульмане, православные, иудеи.

Цыганские обычаи

У цыган есть свои традиции, которым они следуют, когда происходят те или иные события, а особенно если речь идет о смерти, подготовке усопшего к погребению и цыганских похоронах.

Как рассказывала в своем интервью потомственная цыганка Жанна из Минска (она второй раз замужем и имеет 3 детей), только у цыган, поселившихся на территории некоторых прибалтийских стран (Литва, Латвия) и скандинавских (Финляндия), поминки длятся 2-3 дня и проходят «с веселыми песнями и плясками», чем сильно отличаются от скорбных традиций, распространенных во всем мире.

В данном случае такое странное на первый взгляд поведение объясняется следующим: племена ромалэ веруют в то, что с физической смертью наступает избавление умершего от боли, страданий, проблем, одним словом - земных мучений, и он переходит в лучший мир.

Цыгане, проживающие во Франции, верили, что душа умирающего человека в момент смерти может переселиться в другое существо, поэтому ко рту умирающего подносили птичку, которую потом отпускали на волю.

Чужих тут нет

Чаще всего цыганские традиции сокрыты от посторонних глаз, а мы очень мало знаем об этой народности. Сами представители нации их не афишируют и не допускают «чужих». Поэтому вся известная нам информация о похоронах цыган собрана «по крупицам», рассказана теми людьми, которые присутствовали при захоронении (соседи, знакомые) или подготовке к нему (работники моргов, кладбищ).

Вы знаете, что у цыган вскрытие является табу? Поэтому когда несчастные случаи заканчиваются летальным исходом, прибывшие на место родственники препятствуют тому, чтобы судебно-медицинская экспертиза забирала тело в морг. Бывает, окончательное решение по этому спорному вопросу, когда вступают в противоречия культурные традиции и закон, принимается на уровне местных властей и цыганских баронов.

Вот еще несколько моментов, которые поведала русская девушка, присутствовавшая на цыганских похоронах. Она рассказала, что вплоть до погребения усопшего не оставляют одного; с ним рядом постоянно находятся родственники или знакомые того же пола, что и умерший.

«Когда все было готово, усопшего, тело которого располагалось на ковре, опустили в могилу без гроба, хотя предварительно его обмывали и оплакивали точно по христианским обычаям, с той лишь разницей, что над умершим читались не молитвы, а своеобразные заговоры», - поведала очевидица. Однако в наше время, а тем более в городах, случаи захоронения без гроба - большая редкость.

Легенды становятся ближе

Англичанин-полуцыган Рэймонд Бакленд (впоследствии он эмигрировал в США), который с детства увлекался оккультными науками и магией, написал книгу о тайнах цыганской жизни и традициях. Описанные там события в основном относятся к концу XIX века. Вот некоторые примеры.

Как бы ни звучало дико, но умирая, человек перемещался из вардо (его дом на колесах) в специально сооруженный шалаш (на их языке - бендеры). Ни один уважающий цыган не станет умирать в постели в доме.

В шалаше-бендерах собирались родственники, разговаривали, ели, пили, вели себя, как обычно. Когда момент смерти был близок, умирающего начинали подготавливать к переходу в другой мир. Он сам лично, если был в состоянии, из последних сил помогал обмыть себя специальными травяными отварами, после чего на него надевали новую одежду; если умирала женщина, на нее надевались многочисленные цыганские юбки (чаще всего их пять).

В момент отхода, начинались плач и рыдания, которые спустя какое-то время перерастали в грустное пение.

Кремация со всем нажитым имуществом

Вплоть до середины прошлого века, когда умирал глава семьи, его клали в вардо и сжигали вместе со всем имуществом. Сейчас эта традиция изжила себя, но до сих пор покойному чавела в гроб кладут его любимые вещи: например, курительную трубку, вилку с ножом, бубен, гитару и пр.

Если местность позволяет, умершего рома хоронят в укромном месте (лесу или степи) и не оставляют никаких опознавательных знаков, за исключением куста ежевики, который, по преданиям, оберегает место погребения от осквернения животными. После смерти стараются не упоминать имя усопшего, чтобы не потревожить его, а тем более не вызвать из мира мертвых.

Одни цыгане верят в перевоплощение души и считают, что она трижды возвращается на землю с интервалом в 500 лет; другие - в загробную жизнь; третьи - в то, что после смерти наступает бесконечная жизн. Но все они всегда точно следуют ритуалам, связанным со смертью и похоронами цыган.