Низами абдулгамидов: «что изображено на флаге флнка: «подставка» для луны или «подстава» для флнка

Большая биографическая энциклопедия

Абдулгамидов, Низами Абдулгамидович

(Лезгин). Лидер Марксистской рабочей партии (МРП); родился в 1961 г. в Дагестанской АССР; окончил Московский физико-технический институт в 1986 г., физик-теоретик; с 1983 г. состоял в КПСС; был участником Московского объединенного фронта трудящихся до 1989 г.; участвовал в инициативных съездах РКП (впоследствии - Движение коммунистической инициативы), в образовании Марксистской Рабочей Партии - Партии Диктатуры Пролетариата, с марта 1990 г. - член Совета МРП, с 1991 г. - лидер партии.

Стал известен как сторонник идеи Советской власти как власти Советов, избираемых по производственному принципу. Поначалу отстаивал на съездах МРП идею диктатуры пролетариата в форме Советов, но в дальнейшем стал одним из инициаторов снятия второй части названия этой партии. Был автором перманентно разрабатывавшейся Программы МРП. Лезгин - партийный псевдоним Н. Абдулгамидова.

  • - Низами́ Гянджеви́ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, азербайджанский поэт и мыслитель. Иллюстрация к «Хамсе». 1490–91 гг. Писал на персидском языке...

    Литературная энциклопедия

  • - - поэт-гуманист и мыслитель. Писал на фарси. Получил известность как автор пяти поэм - "Пятерица" ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Гянджеви, Ильяс ибн Юсиф – азерб. поэт и мыслитель, оказавший сильное влияние на ср.-век. поэзию и обществ. мысль народов Ближнего и Ср. Востока. Жил и умер в Гяндже...

    Философская энциклопедия

  • - спец. в обл. филос. вопросов науки и техники; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Казахе Азерб. ССР. Окончил Азербайдж. политехн. ин-т...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кумыкский советский поэт. Родился в крестьянской семье. В 1934 опубликовал сборник стихов «Обновление» о новой жизни в горах, новых советских людях...
  • - Ахмед ибн Умар, персидский и таджикский писатель. Был придворным поэтом и письмоводителем на службе у правителей Гура и Бамиана...

    Большая Советская энциклопедия

  • - персидский и таджикский писатель. Был придворным поэтом и письмоводителем на службе у правителей Гура и Бамиана...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Принадлежал к средним слоям городского населения. Получил хорошее образование, в молодости писал лирические стихи...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Юсуф - азербайджанский поэт и мыслитель...
  • - Низами́ Гянджеви́ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение —...

    Большой энциклопедический словарь

  • - основан в 1935 на базе педагогического факультета Среднеазиатского университета. Готовит преподавателей общеобразовательных школ, воспитателей, дефектологов и др. В нач. 90-х гг. ок. 10 тыс. студентов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - поэт и мыслитель Слово, идущее от сердца, проникает в сердце...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Абдулгамидов, Низами Абдулгамидович" в книгах

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1141-1209)

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1141-1209) Низами Гянджеви (настоящее имя Низамаддин маул Абу-Мухаммед ибн-Ильяс ибн-Юсуф ибн-Зека), величайший азербайджанский поэт-романтик, родился, жил и умер в городе Гяндже, почему и получил прозвище Гянджеви. В XII веке Гянджа была важным узловым центром

43. НИЗАМИ. «СОКРОВИЩНИЦА ТАЙН»

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

43. НИЗАМИ. «СОКРОВИЩНИЦА ТАЙН» Великий азербайджанский поэт Низами жил в XII веке (1141–1203 гг.). Он написал большое количество поэтических произведений, из которых наибольшую известность получил сборник из пяти поэм («Хамсэ»). Ниже печатается отрывок из поэмы Низами

Восточный поход в освещении Низами

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Восточный поход в освещении Низами О Восточном походе Александра писали персидский и таджикский поэт Фирдоуси (около 940–1020 или 1030) в поэме «Шах-наме», азербайджанский поэт Низами Гянджеви (ок. 1141 – ок. 1209) в поэме «Искендер-наме», Дехлави, узбекский поэт Алишер Навои

Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви [ок. 1141 - ок. 1209]

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви [ок. 1141 - ок. Из книги Большая Советская Энциклопедия (АД) автора БСЭ

Низами Арузи Ахмед ибн Умар

БСЭ

Низами Гянджеви

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Никита Бауэр, Низами Софиев Как правильно не свернуть себе шею. Энциклопедия экстремального спорта

Из книги Как правильно не свернуть себе шею автора Софиев Низами

Никита Бауэр, Низами Софиев Как правильно не свернуть себе шею. Энциклопедия экстремального спорта Заранее предупреждаем, что занятие всеми описанными здесь видами спорта потенциально опасно для здоровья (как, впрочем, и вся жизнь). Имейте в виду, что основная опасность

В век так называемого информационного состояния современной цивилизации и культуры является крайне важной выработка наиболее выразительной и гармоничной символики организаций: логотипов, эмблем, гербов, флагов и др. «Московские лезгины» также озадачены этой проблемой и пытаются создать свою адекватную символику, комбинируя образы солнца, гор, орла и пр.

У ФЛНКА эта работа уже проделана и утвержден флаг с определенной символикой. В качестве символической формы использована гемма-печать Асвагена - одного из царей Кавказской Албании. Однако использование этой геммы в качестве лезгинского знака вызвало бурные дискуссии в лезгинских кругах. Мы публикуем статью одного из участников этой дискуссии Низами Абдулгамидова , который аргументирует свою позицию, делая обширные исторические экскурсы и привлекая разнообразные научные источники.

Все эти дискуссии следует воспринимать позитивно как конструктивный вклад в символотворчество.

Центр связей с общественностью

РОО «НКА «Московские лезгины»



Что изображено на флаге ФЛНКА:

«подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?

Мы часто говорим о подъеме национального самосознания нашего народа, однако, до настоящего времени у лезгин пока еще не возникло какой-либо устоявшейся, узнаваемой символики, которая играла бы заметную роль в деле поддержания и укрепления чувства единства в лезгинском обществе, особенно, в молодежных кругах. И это еще более странно, если учитывать известную склонность лезгин к творческой деятельности и обилие различных лезгинских общественных организаций.

Заполнить этот пробел попыталась общественная организация «Федеральная лезгинская национально-культурная автономия» (ФЛНКА), которая 29 ноября 2012 года сообщила на своем официальном сайте об утверждении флага организации. Не будем останавливаться на теме конкурса, до этого объявленного и проведенного ФЛНКА. Перейдем сразу к тому, что, в конечном итоге, флаг общественной организации вызвал, мягко говоря, изумление, так как на выбранном варианте оказался символ, нигде ранее не обсуждавшийся в лезгинских кругах.

Вот как представила лезгинской общественности этот символ сама ФЛНКА: «В центральной части поля размещается символ с геммы-печати Асвагена - одного из царей Кавказской Албании, подчеркивая связь времен и преемственность поколений, обозначая лезгинский народ в качестве наследника государственности Кавказской Албании. Символ выполнен желтым (золотым) цветом, символизирующим богатство, зрелость и благородство, и представляет собой один из древнейших знаков - «лунную колесницу» .

Разумеется, мы не будем подвергать сомнению право любой организации самой выбирать собственную символику. Но, учитывая тот факт, что в названии ФЛНКА фигурирует наименование нашего народа, думаем, что мы имеем право высказаться по поводу её флага, который возник столь неожиданно. Тем более что тема этого флага уже вызвала бурную реакцию во многих лезгинских кругах, в частности, она много обсуждалась и обсуждается на сайте www . sharvili . com - самом старом функционирующем лезгинском сайте. Потому в настоящей статье мы пользуемся, как уже общеизвестными, так и некоторыми доводами, приведенными виртуальными участниками дискуссии на сайте «Шарвили».

1. Откуда взялась эта «лунная подставка»?

Любому мало-мальски сведущему в истории ислама известно, что ни пророк Мухаммед, ни кто-либо другой из его прямых последователей не использовали полумесяц как религиозный символ. Полумесяц был символомимперии персидских Сасанидов и изображался на коронах её правителей как центральный символ. После арабского завоевания Ирана в651 году полумесяц был заимствован мусульманскими правителями и постепенно стал восприниматься как символ ислама, особенно после многовекового господства Османской империи в мусульманском мире. Но изначально полумесяц (в различных вариациях) являлся сасанидским символом. В этом вопросе нет никаких споров между специалистами по истории Востока.

Символ, который изображен на флаге ФЛНКА и назван на её сайте «лунной колесницей», является разновидностью изображения полумесяца. Тем, кто интересуется историей Востока, он давно известен и, помимо указанного названия, в исторической литературе имеет и другие названия: «лунная повозка», «лунная телега», «эфталитский знак», «сасанидский знак» и т.д.

В частности, этот символ воспроизведен на двух геммах (драгоценных камнях с вырезанными изображениями) IVв. из собрания Британского Музея. На одной из них изображена стоящая женская фигура с цветком в правой руке, слева от которой видно изображение обсуждаемого нами символа . А.Д. Бивар полагал, что на этой гемме представлена богиня Анахита, которая выступала “госпожой” династии Сасанидов. На другой гемме помещено изображение грифона, перед ним - изображение обсуждаемого символа, а позади - изображение «полумесяца» и круговая среднеперсидская надпись . Встречается указанный символ также на монетах государственных образований эфталитов и других народов, но только тех, которые находились в вассально-союзной связи с Сасанидами. Форма знака, его элементы, являющиеся центральными в сасанидской эмблематике, ясно говорят о его сасанидском происхождении. Известный немецкий специалист по Ирану Х. Йанихен рассматривает этот знак («лунная повозка») в многочисленных вариациях как религиозный символ, царский знак и государственный герб Сасанидов . «Вероятно, принадлежность к той или иной ветви сасанидского дома определяла собою различные варианты в начертании основной тамги (родового фамильного знака - Н.А.)…» [ 4] .

При обсуждении темы флага ФЛНКА на сайте «Шарвили», некоторые участники дискуссии обратили внимание остальных участников дискуссии на тот факт, что на предметах, напрямую связанных с сасанидскими правителями (шахиншахами), имеет место быть лишь изображение различных вариантов «полумесяца», но нет изображения именно этой так называемой «лунной повозки». «Лунная повозка» изображена исключительно на атрибутах государственных образований, занимавших важное военно-политическое положение, но игравших роль буферных, пограничных политических структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами. Это невольно заставляет думать, что нижняя часть обсуждаемого символа - совсем не колесница и не повозка, а обыкновенная подставка под полумесяц, столик для полумесяца. Это обстоятельство дает основание называть этот символ в целом «лунной подставкой» и полагать, что он символизирует нахождение обладателя этого символа (шаха, царя) на более низкой ступени властной иерархии по отношению к обладателю знака «полумесяца» (к шахиншаху, к «царю царей»). В любом случае, это свидетельство в пользу верховенства Сасанидов. К такому выводу пришли участники обсуждения на сайте «Шарвили» самостоятельно, узрев в нижней части обсуждаемого символа не «повозку», а «подставку». Однако оказалось, что на это ещё раньше обратил внимание Б.Я.Ставиский, назвавший обсуждаемый символ « полумесяцем на двуногой подставке » .

2. Сасаниды и правители Кавказской Албании.

Первая известная историографии царская династия Кавказской Албании, в персидских источниках называемая Арраншахами, была местного происхождения. По мнению авторитетнейшего специалиста по Кавказской Албании К.В.Тревер, «первые цари Албании, несомненно, являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей». По её мнению, «об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем) » .

Сменившая Арраншахов династияАршакидовбыла младшей ветвьюпарфянских Аршакидови вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию. Династия Аршакидов берет свое начало отАршака I - одного из предводителейпарнов, захвативших в результате восстания в 247 году до н.э. власть в Парфии - в области Селевкидского царства, образовавшегося на землях, доставшихся при распаде империиАлександра Македонского военачальнику эллинов Селевку. (На вершине своего могущества Селевкидское царство включало в себя частьМалой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, частиСредней Азиии нынешнегоПакистана). Захватив Парфию, Аршакиды основали на её территории независимое государство, позже распространившее свою власть на весь Иран, а также Афганистан, Центральную Азию, Месопотамию и Малую Азию. После 224 годан. э. в результате антипарфянского восстания царя областиПарсАрдашира, сынаСасана, к власти в Иране пришла династияСасанидов, сменив династию Аршакидов.

Тем не менее, боковая ветвь рода Аршакидов сумела закрепиться на Кавказе в качестве местной аристократии в то самое время, когда Сасаниды укрепляли свою власть в Иране, борясь с ранее царствовавшей в Иране ветвью рода Аршакидов. Это стало возможным благодаря тому, что кавказские Аршакиды, в отличие от представителей царствовавших в Иране Аршакидов, признали за сасанидским шахом Ирана верховенство в регионе и, благодаря этому, у них с Сасанидами сложился союз, скрепленный междинастическими браками. Об этом говорит, например, то, что в битве между римлянами и иранцами, происходившей близ Амида (359 г.), сасанидского шаха Шапура II сопровождал албанский царь Урнайр, который был женат на сестре шаха. В сражении на Дзиравском поле (371 г.) против объединенных римско-армянских войск Урнайр вновь воевал на стороне сасанидского шаха, что, впрочем, не мешало сасанидским правителям взимать с албанского населения в свою пользу различные подати, а также использовать его на крупных строительных работах, во время военных походов и т. д. - все это ясно говорит о вассально-союзных отношениях албанских правителей с Сасанидами.

Такие вассально-союзные отношения проявлялись и в символических атрибутах власти некоторых албанских царей. Царь Албании Асваген, предположительно правивший в 420-438 годах н.э. и по происхождению по мужской линии являвшийся Аршакидом, выбрал для своей печати не изображение какого-либо символа рода Аршакидов, а знак Сасанидов, названный Б.Я.Стависким «полумесяцем на двуногой подставке» - для краткости, можно назвать его «лунной подставкой».

Как мы уже подчеркивали выше, этот знак («лунная подставка») является не чем иным как родовым символом Сасанидов, и среди специалистов по этому поводу нет споров. Поэтому можно смело утверждать, что, будучи по происхождению Аршакидом, Асваген счёл нужным подчеркнуть с помощью печати отнюдь не свое происхождение, а вассально-союзную связь с Сасанидами. Именно так приходится понимать этот геральдический выбор Асвагена. В те времена албанская власть при формальной независимости, в действительности, находилась в подчинённом положении по отношению к персидским правителям - и албанские цари это явно осознавали. А подтверждает это рассуждение следующий факт. Сын Асвагена Ваче II , правивший после него в Албании, построил город, которому (видимо, в верноподданническом порыве) дал имя Перозапат в честь тогдашнего персидского царя Пероза. Позже этот город стал известен под названием Партав (Бердаа), и туда переместилась ставка царя Албании.

Вернемся к «лунной подставке». Как известно, факт изображения данного символа на гемма-печати албанского царя Асвагена установил дагестанский специалист по истории Кавказской Албании М.С.Гаджиев. У тех, кто признает сей факт установленным этим специалистом, не может быть оснований не признавать его вывод, закономерно вытекающий из сопоставления этого факта с другими фактами использования изображения «лунной подставки». А вывод его заключается в том, что обсуждаемый нами символ, зафиксированный на гемме царя Албании Асвагена, на сасанидо-кушанских монетах Хормизда (когда Хормизд был царевичем и правил в Кушане) и на монетах эфталитов (хионитов), «можно расценивать как символ боковой ветви династии Сасанидов, принадлежности к этому могущественному, «происходящему от богов» царственному роду » .

Таким образом, выбор аршакидским царем Албании Асвагеном сасанидского родового знака «лунной подставки» для своей печати говорит лишь о вассально-союзной связи этого царя с правившим тогда в Иране сасанидским родом. Этот факт ничего не символизирует из истории и культуры Кавказской Албании, кроме того, что в период правления царя Асвагена албанский правитель находился в фарватере политики иранского сасанидского рода и в родственных отношениях с этой персидской царской династией.

3. Где находится «Луна» на «лезгинском» Олимпе?

Выше мы попытались разобраться, существует ли историческое обоснование целесообразности размещения изображения «лунной подставки» на флагах организаций, называющих себя лезгинскими. И мы его не нашли. А есть ли такое обоснование в лезгинской культуре? Для этого надо вспомнить место «Луны» в лезгинской мифологии, так сказать, на «лезгинском» Олимпе.

По данным античных источников, в Кавказской Албании существовал культ главных божеств. Страбон перечислял их в такой последовательности: Гелиос, Зевс, Селена. Эти греческие теонимы соответствуют лезгинским названиям божеств («гъуцар») «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна»).

О месте и роли различных божеств в религиозных верованиях предков лезгин уже существует много литературы. Об этом написано, например, в диссертации Ф.А.Бадалова . Далее мы кратко повторим общие сведения и рассуждения из данной работы о божествах «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна») с добавлением собственных необходимых рассуждений.

Начнем с рассуждений и сведений о божестве «Варз». Специалистам известно, что почитание такого божества, как «Варз», отражено не только в фольклоре и лексическом материале, но и в материальной культуре албанского периода (особенно, в керамике ). Но «Варз», по поверьям лезгин - «двуликое» божество. Одно его лицо - светлое лицо, улыбаясь, показывает свою лояльность верховному богу, а вот другое лицо - темное лицо обращено к хтоническим существам (чудовищам со сверхъестественными способностями). У лезгин распространено двоякое отношение к лунному божеству: с одной стороны, они его почитают, однако, в то же время относятся к нему с недоверием и опаской. Очевидно, что такое неоднозначное божество в лезгинской мифологии не может быть взято в качестве символа, олицетворяющего все лезгинское.

Другое дело, бог «Алпан». Поклонение «Алпану» - богу огня, громовержцу имеет очень древние корни на территории Кавказской Албании. Ему приписывали магическую очистительную силу. «Алпан» воплощал не только эту функцию, но и этический идеал справедливости (он обязан восстановить ее, если она нарушена в природе или в обществе). А огонь, молния и гром - его оружие («молния» на лезгинском языке называется «Алпандин ц1ай» - огонь «Алпана»). Можно было бы взять в качестве символа лезгин какое-либо из изображений «Алпана», если бы не две причины: 1) отсутствие какого-либо изображающего его символа и 2) наличие «Солнца», занимающего более важное, особое место в лезгинской мифологии.

Анализ археологического, языкового, фольклорного и других материалов подтверждает особый статус «Рагъ» («Солнца») в домонотеистическом пантеоне божеств лезгин. Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что изображение солнца в виде диска с расходящимися лучами является одним из характерных мотивов наскальных рисунков. На керамических изделиях часто повторяются именно такие рисунки. Повсеместно встречается также знак шестилучевого солнца и его символическое изображение - свастика. Солнечный календарь лезгин, который старшее поколение использует по сей день, снова же свидетельствует об особом статусе «Рагъ» в религиозных верованиях.

Отсюда ясно, что именно изображение «Солнца» - единственное, что мы можем использовать из лезгинской мифологии в качестве символа лезгин, но никак не изображение «двуликой» луны.

4. Что в XXI веке на флаге ФЛНКА может символизировать изображение «лунной подставки»?

К сожалению, после этого заявления «лезгинские историки и специалисты по албанскому периоду» не сказали ни слова, хоть как-то обосновывающего целесообразность размещения на флаге ФЛНКА этой «подставки», которая, к тому же, вовсе не является уникальным албанским символом. Как показано выше, данный знак использовался в атрибутике многих образований, игравших роль буферных, пограничных политических структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами. Вот почему данный знак не может демонстрировать «историческую связь» ФЛНКА «с албанским государством». Специалистами давно доказано, и мы уже писали об этом выше, что она, эта «подставка», является символом «чисто сасанидского происхождения» и символизирует лишь связь с Сасанидами и ничего более. В случае Асвагена этот символ, нанесенный на его печать, говорит лишь об одном: царь Албании находится в родственной связи с Сасанидами и в зависимости от этой правящей в Иране семьи. Как убедительно доказано теми же специалистами по истории Ирана, албанская царская династия, к которой относился Асваген, являлась аршакидской по отцовской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парфии - в исторической части Ирана, и сасанидской по материнской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парсе - в другой исторической части Ирана. Историографией пока не установлено, участвовала ли в генезисе аршакидско-сасанидской семьи, правившей в Кавказской Албании до упразднения в ней Сасанидами царского престола в 461 году, какая-либо линия, своим происхождением восходящая к аборигенным народам Кавказской Албании. Науке неизвестна какая-либо кровная связь правившей в V веке в Албании «семьи» с предками лезгин, зато известна связь с Сасанидами «через материнское молоко» практически каждого члена этой «семьи»...

Дабы окончательно обосновать нелепость использования «лунной подставки» в качестве лезгинского символа, приведем еще один, уже современный пример. Сегодня, скажем, глава Республики Дагестан, где живут лезгины, на своей печати использует изображение «двуглавого орла» как символ подчиненности своей власти российскому государству. Будет ли уместным для нашего потомка, о ткопавшего на территории нынешней Махачкалы, спустя сотни лет, печать сегодняшнего главы Дагестана, где изображен «двуглавый орел», объявить этот знак лезгинским символом? Даже если мы все согласны с тем, что с Россией у лезгин связано исключительно доброе, это не делает и не сделает византийского «двуглавого орла» лезгинским символом. Так и с «лунной подставкой»: этот символ вассально-союзной связи Кавказской Албании с сасанидской империей не может считаться лезгинским символом хотя бы потому, что, используя этот символ, свое подчиненное Сасанидам положение указывали во времена раннего Средневековья, как уже установлено, многие политические образования, а не только Кавказская Албания.

Одним словом, использование сегодня изображения «лунной подставки» организациями, называющими себя лезгинскими, может символизировать одно из двух: либо эти организации ничем лезгинским, по сути, не интересуются и им эта символика нужна для чего-то другого, не относящегося к лезгинской проблематике; либо отдельные их представители, ратующие за эту символику, очень плохо знают лезгинскую историю и дают неадекватные советы руководителям таких организаций.

Все вышеизложенное убедительно показывает, что, сделав своей символикой изображение обсуждаемой пресловутой «лунной подставки», ФЛНКА, публично позиционирующая себя как лезгинская организация, поставила себя в неудобное положение. Что греха таить - ведь эту символику кто-то продвигал, проталкивал, отстаивал как знак демонстрации исторической связи ФЛНКА с албанским государством. Возможно, этот знак и предлагался ранее кем-то из специалистов для размещения на печатной продукции по албанистике, но изображение, которое было бы уместным на обложке научного труда по Кавказской Албании, совершенно не годится для символики современной лезгинской организации. И те «знатоки», которые, в результате, убедили, пусть из лучших побуждений, Совет ФЛНКА разместить ту же самую «лунную подставку» на её флаге, попросту говоря, «подставили» нашу славную организацию. И не заметить это уже невозможно… Ведь очевидно, что если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин - то совершенно нелогично заимствовать знак с печати именно того царя Кавказской Албании, который нивелировал эту самобытность из политических и прочих соображений.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Bivar A . D . H . Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum . Stamp Seals . II . The Sassanian Dynasty. London, 1969. P . 64, 79, 129.

2. Bivar A.D.H. Catalogue ... P. 79;Horn P. Sasanidische Gemmen aus dem British Museum // ZDMG. 1890. Bd. 44. Tab. IIb, 829; Борисов А . Я ., Луконин В . Г . Сасанидские геммы . Л ., 1963. С . 41.

3. Jänichen ,H .:Bildzeichen der königlichen Hoheit bei den Iranischen Völkern. Bonn , 1956. S.22. Taf. 23.

4. Пугаченкова Г.А. Материалы по восточной глиптике // Тр. САГУ. Вып. CXI. Ташкент, 1957. С.148.

5. Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 139

6. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре кавказской Албании. IV в. до н. э. - VII в. н. э. М. - Л., 1959. С. 145.

7. Гаджиев М.С. Гемма-печать царя Албании Асвагена // ВДИ. №1, 2003

Н.А. Абдулгамидов,

преподаватель, г. Москва

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гараевой А.Х.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичной акционерной компании Банк Кипра Лимитед (Bank of Cyprus Public Company Limited) о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433), отчет временного управляющего Совина А.А.,

при участии в судебном заседании:

от временного управляющего Сысоев Сергей Николаевич – по доверенности от 26.02.2016 года,

от должника Абдулгамидов Низами Абдулгамидович – на основании решения № 3/5 от 08.08.2014 года,

от конкурсного кредитора – ПАК Банк Кипра Лимитед Тихонов Дмитрий Владимирович – по доверенности от 16.06.2016 года серия 77 АВ № 1181568,

от конкурсного кредитора – АК «Евробанк Ергазиас С.А.» Селивёрстова Юлия Вениаминовна по доверенности 77 АБ 8369837 от 12.10.2015 года,

от ООО «Миханики Русия» Рогов Николай Иванович по доверенности № 1 от 21.06.2016 года, выданной конкурсным управляющим Грибановой А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Публичная акционерная компания Банк Кипра Лимитед (Bank of Cyprus Public Company Limited) 11 марта 2015 г. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании ООО «Жедочи-33» несостоятельным (банкротом).

23 марта 2015 г. заявление компании было принято к производству суда, возбуждено дело № А41-15150/15 о несостоятельности (банкротстве) ООО «Жедочи-33».

Определением Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года в отношении ООО «Жедочи-33» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим должником утвержден член НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» Совин Александр Аркадьевич.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года определение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года отменено.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2015 года отменены Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года и определение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2015 года, дело направлено в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение.

Определением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2016 года в отношении ООО «Жедочи-33» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим должника утвержден член НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» Совин Александр Аркадьевич.

Публикация о введении в отношении должника процедуры банкротства была осуществлена в газете «КоммерсантЪ» № 38 от 05 марта 2016 года.

От временного управляющего должника в материалы дела поступил отчет по итогам наблюдения, документы первого собрания кредиторов, согласно которым он сделал вывод о целесообразности признания ООО «Жедочи-33» несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства.

03 августа 2016 г. от ООО «Жедочи-33» в суд поступили ходатайство о приостановлении производства по делу № А41-15150/15, а также заявление о признании недействительным решения собрания кредиторов ООО «Жедочи-33» от 21 июня 2016 г.

В судебном заседании представитель должника заявил отказ от поданного ходатайства о приостановлении производства по делу № А41-15150/15, а также ходатайствовал об объединении в одно производство для их совместного рассмотрения заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов и отчета временного управляющего ООО «Жедочи-33» по итогам наблюдения.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (статья ).

Согласно части 2 статьи истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ ООО «Жедочи-33» от заявленного ходатайства о приостановлении производства по делу № А41-15150/15 совершен в пределах полномочий заявившего его лица, не нарушает прав и законных интересов заявителя, должника, иных кредиторов, поэтому арбитражный суд принимает отказ и прекращает производство по настоящему ходатайству.

Представители конкурсных кредиторов и временного управляющего возражали против заявленного ходатайства об объединении в одно производство, просили признать должника банкротом и ввести в отношении него процедуру конкурсного производства.

Кроме того, представитель временного управляющего довел до сведения суда информацию о ходе проведения процедуры наблюдения.

Определением Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2016 года заявление ООО «Жедочи-33» о признании решения собрания кредиторов ООО «Жедочи-33» от 21 июня 2016 г. недействительным, поступившее в суд 03 августа 2016 г., оставлено без движения и на момент рассмотрения ходатайства об объединении не принято к производство суда.

Статьей установлено, что арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

Учитывая то обстоятельство, что заявление о признании решения собрания кредиторов ООО «Жедочи-33» к производству суда не принято, а также то, что объединение дел в одно производство является правом, а не обязанностью суда, суд считает не подлежащим удовлетворению ходатайство должника об объединении в одно производство заявления о признании решений первого собрания кредиторов и отчета временного управляющего.

По результатам проведенного анализа временный управляющий пришел к выводу о невозможности восстановления платежеспособности ООО «Жедочи-33».

В ходе проведения анализа временный управляющий пришел к выводу о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства должника ввиду отсутствия у него необходимой документации.

Согласно реестру требований кредиторов должника на дату созыва первого собрания кредиторов в третью очередь реестра были включены требования двух конкурсных кредиторов и уполномоченного органа в общей сумме 1 692 455 936,91 руб.

Кредиторы первой и второй очереди отсутствуют.

Возможность восстановления платежеспособности должника не установлена, правовых оснований для введения иных процедур банкротства, кроме конкурсного производства, не имеется. Также временным управляющим сделан вывод о достаточности средств должника для покрытия расходов по делу о несостоятельности (банкротстве). По итогам наблюдения временный управляющий сделал заключение о целесообразности введения в отношении должника процедуры банкротства – конкурсного производства.

21 июня 2016 года состоялось первое собрание кредиторов должника при участии конкурсных кредиторов с суммой голосов 99,56 % от общего количества голосов по данным реестра требований кредиторов.

На собрании принято решение о необходимости открытия в отношении должника процедуры конкурсного производства, выбран член НП СРО АУ «Развитие» Домино Иван Николаевич, в качестве кандидатуры конкурсного управляющего ООО «Жедочи-33».

В материалы дела от НП СРО АУ «Развитие» представлены документы на кандидатуру арбитражного управляющего Домино Ивана Николаевича для утверждения его конкурсным управляющим должника.

Обоснованных возражений относительно заявленной кандидатуры в материалы дела не представлено, данная кандидатура отвечает требованиям ст. Закона о банкротстве, поэтому Домино Иван Николаевич подлежит утверждению конкурсным управляющим должника.

В соответствии с ч. 2 ст. Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями , - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями , ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ,

РЕШИЛ:

Производство по ходатайству о приостановлении производства по делу о банкротстве прекратить в связи с отказам должника от заявленного ходатайства.

В удовлетворении ходатайства должника об объединении в одно производство заявления о признании решений первого собрания кредиторов и отчета временного управляющего – отказать.

Признать ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433) несостоятельным (банкротом).

Открыть в отношении ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433) конкурсное производство сроком на 6 месяцев, до 15 февраля 2017 года.

Утвердить конкурсным управляющим ООО «Жедочи-33» (ИНН 5030059434, ОГРН 1075030004433) члена НП СРО АУ «Развитие» Домино Ивана Николаевича (ИНН 501305891639, регистрационный номер в реестре НП СРО 43, адрес для направления корреспонденции: 129626, г. Москва, а/я 177 (Домино И.Н.) с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб. за счет денежных средств и иного имущества должника.

Прекратить полномочия руководителя должника и обязать его в трехдневный срок передать конкурсному управляющему все печати и штампы, материальные и денежные средства должника, а также всю документацию.

Взыскать с «Жедочи-33» в пользу заявителя Публичной акционерной компании Банк Кипра Лимитед (Bank of Cyprus Public Company Limited) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Управляющему осуществить публикацию сведений о признании должника банкротом, доказательства публикации представить в дело. По окончании срока конкурсного производства представить в суд отчет.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья А.Х. Гараева

В век так называемого информационного состояния современной цивилизации и культуры является крайне важной выработка наиболее выразительной и гармоничной символики организаций: логотипов, эмблем, гербов, флагов и др. «Московские лезгины» также озадачены этой проблемой и пытаются создать свою адекватную символику, комбинируя образы солнца, гор, орла и пр.

У ФЛНКА эта работа уже проделана и утвержден флаг с определенной символикой. В качестве символической формы использована гемма-печать Асвагена – одного из царей Кавказской Албании. Однако использование этой геммы в качестве лезгинского знака вызвало бурные дискуссии в лезгинских кругах. Мы публикуем статью одного из участников этой дискуссии Низами Абдулгамидова, который аргументирует свою позицию, делая обширные исторические экскурсы и привлекая разнообразные научные источники.

Все эти дискуссии следует воспринимать позитивно как конструктивный вклад в символотворчество.

Центр связей с общественностью

РОО «НКА «Московские лезгины»

Что изображено на флаге ФЛНКА: «подставка» для луны или «подстава» для ФЛНКА?

Мы часто говорим о подъеме национального самосознания нашего народа, однако, до настоящего времени у лезгин пока еще не возникло какой-либо устоявшейся, узнаваемой символики, которая играла бы заметную роль в деле поддержания и укрепления чувства единства в лезгинском обществе, особенно, в молодежных кругах. И это еще более странно, если учитывать известную склонность лезгин к творческой деятельности и обилие различных лезгинских общественных организаций.

Заполнить этот пробел попыталась общественная организация «Федеральная лезгинская национально-культурная автономия» (ФЛНКА), которая 29 ноября 2012 года сообщила на своем официальном сайте об утверждении флага организации. Не будем останавливаться на теме конкурса, до этого объявленного и проведенного ФЛНКА. Перейдем сразу к тому, что, в конечном итоге, флаг общественной организации вызвал, мягко говоря, изумление, так как на выбранном варианте оказался символ, нигде ранее не обсуждавшийся в лезгинских кругах.

Вот как представила лезгинской общественности этот символ сама ФЛНКА: «В центральной части поля размещается символ с геммы-печати Асвагена – одного из царей Кавказской Албании, подчеркивая связь времен и преемственность поколений, обозначая лезгинский народ в качестве наследника государственности Кавказской Албании. Символ выполнен желтым (золотым) цветом, символизирующим богатство, зрелость и благородство, и представляет собой один из древнейших знаков – «лунную колесницу».

Разумеется, мы не будем подвергать сомнению право любой организации самой выбирать собственную символику. Но, учитывая тот факт, что в названии ФЛНКА фигурирует наименование нашего народа, думаем, что мы имеем право высказаться по поводу её флага, который возник столь неожиданно. Тем более что тема этого флага уже вызвала бурную реакцию во многих лезгинских кругах, в частности, она много обсуждалась и обсуждается на сайте www.sharvili.com – самом старом функционирующем лезгинском сайте. Потому в настоящей статье мы пользуемся, как уже общеизвестными, так и некоторыми доводами, приведенными виртуальными участниками дискуссии на сайте «Шарвили».

1. Откуда взялась эта «лунная подставка»?

Любому мало-мальски сведущему в истории ислама известно, что ни пророк Мухаммед, ни кто-либо другой из его прямых последователей не использовали полумесяц как религиозный символ. Полумесяц был символом империи персидских Сасанидов и изображался на коронах её правителей как центральный символ. После арабского завоевания Ирана в 651 году полумесяц был заимствован мусульманскими правителями и постепенно стал восприниматься как символ ислама, особенно после многовекового господства Османской империи в мусульманском мире. Но изначально полумесяц (в различных вариациях) являлся сасанидским символом. В этом вопросе нет никаких споров между специалистами по истории Востока.

Символ, который изображен на флаге ФЛНКА и назван на её сайте «лунной колесницей», является разновидностью изображения полумесяца. Тем, кто интересуется историей Востока, он давно известен и, помимо указанного названия, в исторической литературе имеет и другие названия: «лунная повозка», «лунная телега», «эфталитский знак», «сасанидский знак» и т.д.

В частности, этот символ воспроизведен на двух геммах (драгоценных камнях с вырезанными изображениями) IV в. из собрания Британского Музея. На одной из них изображена стоящая женская фигура с цветком в правой руке, слева от которой видно изображение обсуждаемого нами символа . А.Д. Бивар полагал, что на этой гемме представлена богиня Анахита, которая выступала "госпожой” династии Сасанидов. На другой гемме помещено изображение грифона, перед ним – изображение обсуждаемого символа, а позади – изображение «полумесяца» и круговая среднеперсидская надпись . Встречается указанный символ также на монетах государственных образований эфталитов и других народов, но только тех, которые находились в вассально-союзной связи с Сасанидами. Форма знака, его элементы, являющиеся центральными в сасанидской эмблематике, ясно говорят о его сасанидском происхождении. Известный немецкий специалист по Ирану Х. Йанихен рассматривает этот знак («лунная повозка») в многочисленных вариациях как религиозный символ, царский знак и государственный герб Сасанидов . «Вероятно, принадлежность к той или иной ветви сасанидского дома определяла собою различные варианты в начертании основной тамги (родового фамильного знака – Н.А.)…» .

При обсуждении темы флага ФЛНКА на сайте «Шарвили», некоторые участники дискуссии обратили внимание остальных участников дискуссии на тот факт, что на предметах, напрямую связанных с сасанидскими правителями (шахиншахами), имеет место быть лишь изображение различных вариантов «полумесяца», но нет изображения именно этой так называемой «лунной повозки». «Лунная повозка» изображена исключительно на атрибутах государственных образований, занимавших важное военно-политическое положение, но игравших роль буферных, пограничных политических структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами. Это невольно заставляет думать, что нижняя часть обсуждаемого символа – совсем не колесница и не повозка, а обыкновенная подставка под полумесяц, столик для полумесяца. Это обстоятельство дает основание называть этот символ в целом «лунной подставкой» и полагать, что он символизирует нахождение обладателя этого символа (шаха, царя) на более низкой ступени властной иерархии по отношению к обладателю знака «полумесяца» (к шахиншаху, к «царю царей»). В любом случае, это свидетельство в пользу верховенства Сасанидов. К такому выводу пришли участники обсуждения на сайте «Шарвили» самостоятельно, узрев в нижней части обсуждаемого символа не «повозку», а «подставку». Однако оказалось, что на это ещё раньше обратил внимание Б.Я.Ставиский, назвавший обсуждаемый символ «полумесяцем на двуногой подставке» .

2. Сасаниды и правители Кавказской Албании.

Первая известная историографии царская династия Кавказской Албании, в персидских источниках называемая Арраншахами, была местного происхождения. По мнению авторитетнейшего специалиста по Кавказской Албании К.В.Тревер, «первые цари Албании, несомненно, являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей». По её мнению, «об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс, Косис, Зобер в греческой передаче; как они звучали по-албански, мы пока не знаем)» .

Сменившая Арраншахов династия Аршакидов была младшей ветвью парфянских Аршакидов и вместе с аршакидскими династиями соседних Армении и Иберии составляла пан-Аршакидскую семейную федерацию. Династия Аршакидов берет свое начало от Аршака I – одного из предводителей парнов, захвативших в результате восстания в 247 году до н.э. власть в Парфии – в области Селевкидского царства, образовавшегося на землях, доставшихся при распаде империи Александра Македонского военачальнику эллинов Селевку. (На вершине своего могущества Селевкидское царство включало в себя часть Малой Азии, Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Иран, части Средней Азии и нынешнего Пакистана). Захватив Парфию, Аршакиды основали на её территории независимое государство, позже распространившее свою власть на весь Иран, а также Афганистан, Центральную Азию, Месопотамию и Малую Азию. После 224 года н. э. в результате антипарфянского восстания царя области Парс Ардашира, сына Сасана, к власти в Иране пришла династия Сасанидов, сменив династию Аршакидов.

Тем не менее, боковая ветвь рода Аршакидов сумела закрепиться на Кавказе в качестве местной аристократии в то самое время, когда Сасаниды укрепляли свою власть в Иране, борясь с ранее царствовавшей в Иране ветвью рода Аршакидов. Это стало возможным благодаря тому, что кавказские Аршакиды, в отличие от представителей царствовавших в Иране Аршакидов, признали за сасанидским шахом Ирана верховенство в регионе и, благодаря этому, у них с Сасанидами сложился союз, скрепленный междинастическими браками. Об этом говорит, например, то, что в битве между римлянами и иранцами, происходившей близ Амида (359 г.), сасанидского шаха Шапура II сопровождал албанский царь Урнайр, который был женат на сестре шаха. В сражении на Дзиравском поле (371 г.) против объединенных римско-армянских войск Урнайр вновь воевал на стороне сасанидского шаха, что, впрочем, не мешало сасанидским правителям взимать с албанского населения в свою пользу различные подати, а также использовать его на крупных строительных работах, во время военных походов и т. д. – все это ясно говорит о вассально-союзных отношениях албанских правителей с Сасанидами.

Такие вассально-союзные отношения проявлялись и в символических атрибутах власти некоторых албанских царей. Царь Албании Асваген, предположительно правивший в 420-438 годах н.э. и по происхождению по мужской линии являвшийся Аршакидом, выбрал для своей печати не изображение какого-либо символа рода Аршакидов, а знак Сасанидов, названный Б.Я.Стависким «полумесяцем на двуногой подставке» – для краткости, можно назвать его «лунной подставкой».

Как мы уже подчеркивали выше, этот знак («лунная подставка») является не чем иным как родовым символом Сасанидов, и среди специалистов по этому поводу нет споров. Поэтому можно смело утверждать, что, будучи по происхождению Аршакидом, Асваген счёл нужным подчеркнуть с помощью печати отнюдь не свое происхождение, а вассально-союзную связь с Сасанидами. Именно так приходится понимать этот геральдический выбор Асвагена. В те времена албанская власть при формальной независимости, в действительности, находилась в подчинённом положении по отношению к персидским правителям – и албанские цари это явно осознавали. А подтверждает это рассуждение следующий факт. Сын Асвагена Ваче II, правивший после него в Албании, построил город, которому (видимо, в верноподданническом порыве) дал имя Перозапат в честь тогдашнего персидского царя Пероза. Позже этот город стал известен под названием Партав (Бердаа), и туда переместилась ставка царя Албании.

Вернемся к «лунной подставке». Как известно, факт изображения данного символа на гемма-печати албанского царя Асвагена установил дагестанский специалист по истории Кавказской Албании М.С.Гаджиев. У тех, кто признает сей факт установленным этим специалистом, не может быть оснований не признавать его вывод, закономерно вытекающий из сопоставления этого факта с другими фактами использования изображения «лунной подставки». А вывод его заключается в том, что обсуждаемый нами символ, зафиксированный на гемме царя Албании Асвагена, на сасанидо-кушанских монетах Хормизда (когда Хормизд был царевичем и правил в Кушане) и на монетах эфталитов (хионитов), «можно расценивать как символ боковой ветви династии Сасанидов, принадлежности к этому могущественному, «происходящему от богов» царственному роду» .

Таким образом, выбор аршакидским царем Албании Асвагеном сасанидского родового знака «лунной подставки» для своей печати говорит лишь о вассально-союзной связи этого царя с правившим тогда в Иране сасанидским родом. Этот факт ничего не символизирует из истории и культуры Кавказской Албании, кроме того, что в период правления царя Асвагена албанский правитель находился в фарватере политики иранского сасанидского рода и в родственных отношениях с этой персидской царской династией.

3. Где находится «Луна» на «лезгинском» Олимпе?

Выше мы попытались разобраться, существует ли историческое обоснование целесообразности размещения изображения «лунной подставки» на флагах организаций, называющих себя лезгинскими. И мы его не нашли. А есть ли такое обоснование в лезгинской культуре? Для этого надо вспомнить место «Луны» в лезгинской мифологии, так сказать, на «лезгинском» Олимпе.

По данным античных источников, в Кавказской Албании существовал культ главных божеств. Страбон перечислял их в такой последовательности: Гелиос, Зевс, Селена. Эти греческие теонимы соответствуют лезгинским названиям божеств («гъуцар») «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна»).

О месте и роли различных божеств в религиозных верованиях предков лезгин уже существует много литературы. Об этом написано, например, в диссертации Ф.А.Бадалова . Далее мы кратко повторим общие сведения и рассуждения из данной работы о божествах «Рагъ» («Солнце»), «Алпан» и «Варз» («Луна») с добавлением собственных необходимых рассуждений.

Начнем с рассуждений и сведений о божестве «Варз». Специалистам известно, что почитание такого божества, как «Варз», отражено не только в фольклоре и лексическом материале, но и в материальной культуре албанского периода (особенно, в керамике). Но «Варз», по поверьям лезгин – «двуликое» божество. Одно его лицо – светлое лицо, улыбаясь, показывает свою лояльность верховному богу, а вот другое лицо – темное лицо обращено к хтоническим существам (чудовищам со сверхъестественными способностями). У лезгин распространено двоякое отношение к лунному божеству: с одной стороны, они его почитают, однако, в то же время относятся к нему с недоверием и опаской. Очевидно, что такое неоднозначное божество в лезгинской мифологии не может быть взято в качестве символа, олицетворяющего все лезгинское.

Другое дело, бог «Алпан». Поклонение «Алпану» - богу огня, громовержцу имеет очень древние корни на территории Кавказской Албании. Ему приписывали магическую очистительную силу. «Алпан» воплощал не только эту функцию, но и этический идеал справедливости (он обязан восстановить ее, если она нарушена в природе или в обществе). А огонь, молния и гром – его оружие («молния» на лезгинском языке называется «Алпандин ц1ай» – огонь «Алпана»). Можно было бы взять в качестве символа лезгин какое-либо из изображений «Алпана», если бы не две причины: 1) отсутствие какого-либо изображающего его символа и 2) наличие «Солнца», занимающего более важное, особое место в лезгинской мифологии.

Анализ археологического, языкового, фольклорного и других материалов подтверждает особый статус «Рагъ» («Солнца») в домонотеистическом пантеоне божеств лезгин. Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что изображение солнца в виде диска с расходящимися лучами является одним из характерных мотивов наскальных рисунков. На керамических изделиях часто повторяются именно такие рисунки. Повсеместно встречается также знак шестилучевого солнца и его символическое изображение – свастика. Солнечный календарь лезгин, который старшее поколение использует по сей день, снова же свидетельствует об особом статусе «Рагъ» в религиозных верованиях.

Отсюда ясно, что именно изображение «Солнца» – единственное, что мы можем использовать из лезгинской мифологии в качестве символа лезгин, но никак не изображение «двуликой» луны.

4. Что в XXIвеке на флаге ФЛНКА может символизировать изображение «лунной подставки»?


Флаг ФЛНКА.

К сожалению, после этого заявления «лезгинские историки и специалисты по албанскому периоду» не сказали ни слова, хоть как-то обосновывающего целесообразность размещения на флаге ФЛНКА этой «подставки», которая, к тому же, вовсе не является уникальным албанским символом. Как показано выше, данный знак использовался в атрибутике многих образований, игравших роль буферных, пограничных политических структур и находившихся в вассально-союзных отношениях с Сасанидами.

Вот почему данный знак не может демонстрировать «историческую связь» ФЛНКА «с албанским государством». Специалистами давно доказано, и мы уже писали об этом выше, что она, эта «подставка», является символом «чисто сасанидского происхождения» и символизирует лишь связь с Сасанидами и ничего более. В случае Асвагена этот символ, нанесенный на его печать, говорит лишь об одном: царь Албании находится в родственной связи с Сасанидами и в зависимости от этой правящей в Иране семьи. Как убедительно доказано теми же специалистами по истории Ирана, албанская царская династия, к которой относился Асваген, являлась аршакидской по отцовской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парфии – в исторической части Ирана, и сасанидской по материнской линии, своим происхождением восходящей к корням в Парсе – в другой исторической части Ирана.

Историографией пока не установлено, участвовала ли в генезисе аршакидско-сасанидской семьи, правившей в Кавказской Албании до упразднения в ней Сасанидами царского престола в 461 году, какая-либо линия, своим происхождением восходящая к аборигенным народам Кавказской Албании. Науке неизвестна какая-либо кровная связь правившей в Vвеке в Албании «семьи» с предками лезгин, зато известна связь с Сасанидами «через материнское молоко» практически каждого члена этой «семьи»...

Дабы окончательно обосновать нелепость использования «лунной подставки» в качестве лезгинского символа, приведем еще один, уже современный пример. Сегодня, скажем, глава Республики Дагестан, где живут лезгины, на своей печати использует изображение «двуглавого орла» как символ подчиненности своей власти российскому государству. Будет ли уместным для нашего потомка, откопавшего на территории нынешней Махачкалы, спустя сотни лет, печать сегодняшнего главы Дагестана, где изображен «двуглавый орел», объявить этот знак лезгинским символом? Даже если мы все согласны с тем, что с Россией у лезгин связано исключительно доброе, это не делает и не сделает византийского «двуглавого орла» лезгинским символом. Так и с «лунной подставкой»: этот символ вассально-союзной связи Кавказской Албании с сасанидской империей не может считаться лезгинским символом хотя бы потому, что, используя этот символ, свое подчиненное Сасанидам положение указывали во времена раннего Средневековья, как уже установлено, многие политические образования, а не только Кавказская Албания.

Одним словом, использование сегодня изображения «лунной подставки» организациями, называющими себя лезгинскими, может символизировать одно из двух: либо эти организации ничем лезгинским, по сути, не интересуются и им эта символика нужна для чего-то другого, не относящегося к лезгинской проблематике; либо отдельные их представители, ратующие за эту символику, очень плохо знают лезгинскую историю и дают неадекватные советы руководителям таких организаций.

Все вышеизложенное убедительно показывает, что, сделав своей символикой изображение обсуждаемой пресловутой «лунной подставки», ФЛНКА, публично позиционирующая себя как лезгинская организация, поставила себя в неудобное положение. Что греха таить – ведь эту символику кто-то продвигал, проталкивал, отстаивал как знак демонстрации исторической связи ФЛНКА с албанским государством. Возможно, этот знак и предлагался ранее кем-то из специалистов для размещения на печатной продукции по албанистике, но изображение, которое было бы уместным на обложке научного труда по Кавказской Албании, совершенно не годится для символики современной лезгинской организации.

И те «знатоки», которые, в результате, убедили, пусть из лучших побуждений, Совет ФЛНКА разместить ту же самую «лунную подставку» на её флаге, попросту говоря, «подставили» нашу славную организацию. И не заметить это уже невозможно… Ведь очевидно, что если и обращаться к образу Кавказской Албании, чтобы отстоять этнокультурную самобытность лезгин – то совершенно нелогично заимствовать знак с печати именно того царя Кавказской Албании, который нивелировал эту самобытность из политических и прочих соображений.

Н.А. Абдулгамидов, преподаватель, г. Москва

Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости