Называют королем рок н ролла. История и звезды рок-н-ролла. Рождение и дарение имени

Рок-н-ролл - стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применялся при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен быстрый темп, большое использование сленга (в основном негритянского) и свобода музыкального исполнения. Основными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рок-н-ролл явился результатом смеси различных стилей музыки распространенных в то время в Америке. Практически одновременно и независимо друг от друга, неизвестные в то время никому чернокожие музыканты Юга США стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неслышанного до этого звучания. Билл Хэйли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих песнях, основанных на стилях кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в популяризации рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным баловством, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко определить время начала данного стиля, знатоки часто отдают первенство рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его сегодняшнем понимании был введён в массы Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для распространения нового стиля, которая в то время встречала достаточно большое отрицание со стороны консервативного общества Америки.

Рок-н-ролл явился первым стилем в современной поп музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что немного снизило расовую накалённости тех лет при том, что этот жанр был абсолютно вне политики. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма много исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им при этом рок-н-ролльное звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла сложилось в начале 50х.(1954—55 гг.), когда Билл Хэйли , Элвис Пресли , Чак Бэрри , Литтл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов вносил нечто особенное в эту музыку: Элвис Пресли экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Фэтс Домино наконец-то доказал, что его Новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и сумашедшие вопли пианиста Литтл Ричарда стали частью бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Бэрри стали примером для бессчисленных подражаний.

Воплощением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное на молодое поколение не только Америки, но всего мира, и стиль рок н ролла

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл естественно сразу стал объектом интереса киностудий, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий.

В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис , Бадди Холли , Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов.

Особое место в истории рок-н-ролла занял Линк Рэя , чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Взлет рок-н-ролла был стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани падения:Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха;

Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой;

Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.;

Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

Другие певцы стали осваивать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). При этом существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно шлифующих рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался в тупике придя опять на начальный этап, и от конечного исчезновения его не удерживали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на большое желание последних обновить стиль.

Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» The Beatles середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами,в то же время начинает использоваться общий термин — «рок ».

Более 30 лет назад, в далёком 1983 году, Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» записали безусловный по тому времени хит «Рок-н-ролл мёртв…». Но, похоже, что скорее забудут БГ и его хиты, чем ставший бессмертной легендой РОК-Н-РОЛЛ! Итак, где и как появился Его Величество Рок-н-ролл?

Краткая предыстория

Начало 1950-х стало атмосферой джаз-тусовок, на которых идея чего-то «такого» уже витала в воздухе. Тесно и постоянно пересекавшиеся музыканты того времени в Штатах постоянно делились друг с другом соображениями и то и дело наигрывали друг другу и для массовой аудитории свои находки.

Развлечения американцев в те времена были неразрывно связаны не с джазовыми, а с коммерческими оркестрами, слащаво-приторными и аккуратно-прилизанными и в музыкальном, и в визуальном отношении. Выглядело это очень добропорядочно, но не было речи о импровизации, как и о том, что сегодня называют «драйвом». Белая, ищущая острых эмоций молодёжь того времени (их ещё называли бобби-соккеры) настойчиво и методично искала большего, а так как сильное влияние имело радио, то погружение в «чёрные» радиостанции становилось всё сильнее и глубже.

И пока это было в зачаточном положении, особой истерии не было, но тенденцию увидел тот, кто стал «первооткрывателем» - диджей Алан Фрид . На самом деле, никто не сможет назвать точную дату появления на свет рок-н-ролла, однако год нам известен абсолютно точно: рок-н-ролл родился в 1952 году, как?

Рождение и дарение имени

Алану самому тогда было 30 лет, в поисках своего местечка в шоу-бизнесе он «пролетел» в попытке стать радиокомментатором в Нью-Йорке, но преуспел в получении места диск-жокея в Кливленде (радиостанция WJW). И вот тут-то и произошло историческое музыкальное событие: буквально «срослись» слова из популярной тогда песни в стиле ритм-энд-блюз, звучавшие как «We’ll rock, we’ll roll » и растущее увлечение «белой молодёжи» «чёрными ритмами».

Ничего не утверждая, всё же сообщим, что в качестве претендентов на звание «папаша» традиционно называют двух музыкантов: Айка Тёрнера с его композицией «Rocket 88 » или Литтл Ричарда с написанной примерно тогда же, но записанной и раскрученной позже «Tutti-Frutti ». Популяризатором и продвиженцем стиля считают Чака Берри .

Интересный факт : те, кто внимательно смотрел знаменитый фильм-трилогию «Назад в будущее» помнят, что по сюжету рок-н-ролл «рождается» в результате игры на гитаре главного героя, попавшего в прошлое и «подарившего» саунд и ритм своего любимого рок-н-ролла брату Чака Берри, игравшему на «сладком школьном балу» традиционный джаз и блюз. Временная петля – идея, конечно, забавная и оригинальная, но…

И тут буквально тугой на ухо, но не на сообразительность и коммерческую хватку Алан Фрид начинает активно раскручивать названный им «rock-and-roll » всеми доступными способами! Во-первых, Алан уговаривает директора WJW выпускать в эфир новую программу, причём еженедельно. Во-вторых, он устраивает настоящие рок-вечеринки. Но тут восстаёт «старшая белая Америка» и строго указывает место чёрным… После этого развязываются буквальные военные действия против музыки, объединяющей белых и чёрных, к тому же не просто слушающих музыку, но иногда и ведущих себя неадекватно, а порой – даже агрессивно.

Явно « нежеланный младенец»

Это мнение не всех, но всё же американская (а точнее расистская) аудитория взбунтовалась, и на «малыша» посыпались камни. Радио и телевидение буквально заполонили достаточно известные личности, утверждавшие:

  1. Что рок-н-ролл развалит и уничтожит Америку и её культуру.
  2. Что рок-н-ролл – это чёрная и даже коммунистическая зараза!
  3. Что рок-н-ролл следует навсегда запретить (вот она, демократия…).
  4. Что запретить также нужно и джинсы!

В такой недоброжелательной, даже враждебной атмосфере Алан Фрид не сдаётся и продолжает борьбу, как?

Рок-н-ролл уверенно встаёт на ноги и идёт, а потом – летит!

Свою еженедельную радиопрограмму Фрид называет «Рок-н-ролльной вечеринкой Лунного Пса" (по-английски: Moondog`s Rock And Roll Party), так как себе он выбирает удачный по тем мрачным временам псевдоним Moon Dog или Лунный Пёс. Удачный ход: это образ одиноко воющего дикого зверя, что весьма романтично, а с другой стороны – если передача пролетит, то пострадает не его имя, а только псевдоним, который, если что, и поменять можно!

В таком накале страстей прошло совсем немного времени, и буйный «крутись-вертись» (так дословно можно перевести сочетание rock-n-roll) буквально прорвал линию обороны и завоевал своё место под солнцем. В значительной степени этому посодействовал фильм «Джунгли грифельных досок» , в котором был запущен в сознание масс рок-н-ролл «Rock Around the Clock» , исполненный оркестром Билла Хейли , ставшего одним из «белых» исполнителей драйвовой музыки. Да и далеко не подростковый возраст Билла, а ему тогда было около 30 лет, не очень-то нравился молодёжи, жаждавшей видеть в первых рядах кого-то из своих сверстников.

Тут и появились, оперились и стали корифеями Чак Берри, Элвис Пресли, Бо Диддли, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Бадди Холли, Эдди Кокран и многие другие. Мы не претендуем на логику или хронологию или уровень популярности этого списка. Кто-то всё равно будет в начале, а кто-то – в конце. Да и всех «героев рок-н-ролла» перечислить тоже невозможно, однако эти традиционно входят во все мыслимые сборники хитов, за что им благодарность и уважительный поклон.

Что же из себя представляет рок-н-ролл в музыкальном смысле? По сути это – традиционный двенадцатитактовый блюз, но с ровным и ускоренным ритмом (без свинга), состоящий, как и классический блюз, из малых мажорных септаккордов. Многие музыканты говорят о нём, как о гармоничном сочетании ритм-н-блюза с кантри и некоей частичкой от самбы. Спорить не будем.

Так мёртв Rock-and-roll или ещё нет?

Почему вообще возник этот вопрос? В конце 50-х, начале 60-х появились причины для появления слухов «о похоронах рок-н-ролла»: в 57-м по религиозным причинам со сцены уходит Литл Ричард, в течение двух лет – 59-м и 60-м – погибают Б. Холли, Р. Валенс и Э. Кокран, в том же 60-м на 2 года в армию призывают Элвиса, вернувшегося уже другим по характеру человеком… А добавить к этому длительное тюремное заключение Чака Берри и бойкот Джерри ли Льюиса, из-за женитьбы на «чрезмерно молодой невесте», становится ясно, что речь идёт о серьёзных вещах.

Но рок-н-ролл продолжать жить в многочисленных композициях известных рок-коллективов: начиная с «Roll Over Beethoven » Битлов, продолжая «Are You Ready, Eddy? » от E, L & P, «Long Live Rock-n-roll » и «If You Don"t Like Rock"n"Roll » от Rainbow и другими. И уж если не чистый рок-н-ролл, то хотя бы каверы хитов звучали, звучат и будут звучать.

И хотя после 60-х корифеи жанра закончили свои выступления, рок-н-ролл не умрёт до тех пор, пока живы те, кто его слушает и любит, что бы ни говорили его противники!

Акбота Худайкулова

Как сегодня, так и раньше молодые люди включались в субкультуру для удовлетворения потребностей в общении и самоутверждении. Другой функцией молодежной субкультуры является реализация запрещенных обществом форм поведения. Так и рок-н-ролл стал бунтом подрастающего поколения. Для тинэйджера 50-х годов рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в стиле одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир и на самого себя. Что представляет из себя данное молодёжное течение?

Рок-н-ролл - это жанр популярной музыки, получивший свое распространение в середине 1950-х годов. Родиной рок-н-ролла заслужено считается североамериканский контент, а именно США. Когда-то рок-н-ролл действительно был субкультурой, а не просто стилем музыкального жанра. Молодым хотелось изменить мир, и они всячески пытались “прогнуть его под себя”, сделать жизнь ярче и лучше. Они свято верили, что в их силах “перевернуть” систему. Если попытаться дословно перевести “rock ‘n’ roll”, то получится “качайся и крутись”, и теперь становится ясным, почему именно рок-н-роллу суждено было стать молодежной революцией 50-х.

Рок-н-ролл представляет собой бурную смесь разных стилей американской музыки, которая была популярна в то время в США. Поначалу никому не известные музыканты начали смешивать буги-вуги, кантри и ритм-энд-блюз и добились абсолютно нового звучания. К отличительным чертам рок-н-ролла можно отнести быстрый темп, четкий ритм и свободу музыкального исполнения.

Нет возможности назвать точную дату возникновения рок-н-ролла, но можно назвать год - 1952, и человека, который популяризовал название новой музыки - диск-жокей Алан Фрид. В одной популярной песне была следующая фраза “We’ll rock, we’ll roll”, которую употребил Алан Фрид в описании переданной им по радио музыки в 1952. Оба слова, составивших термин “рок-н-ролл”, были заимствованы из негритянского сленга и уже несколько лет мелькали на пластинках среди черного населения. Нельзя сказать, что именно Алан Фрид соединил два слова воедино, но бесспорно другое: он ввел это понятие в обиходную разговорную речь. Алана Фрида стали называть Mr.Rock&Roll, Алан стал настоящей звездой рок-н-ролла. Однако он не был исполнителем, а рок-н-роллу нужна была поющая звезда, причем “белая”, потому что долгое время это музыкальное направление считалось “черной” музыкой.

“Белой” звездой “черной” музыки становится Билл Хейли. К тому времени Хейли уже был артистом, воспитанным на кантри. Объезжая страну, он сделал для себя открытие: школьники и студенты стали перенимать уличный сленг и развязные танцевальные манеры молодых негров. Билл Хейли был хорошо знаком с музыкальными чертами черных и, к тому же, ему нравился их бит. В этот момент Билл понимает, что ему хочется создать новое музыкальное “блюдо”. Тогда он выбирает два стиля - ритм-энд-блюз и кантри,- перемешав их, добавляет щепотку сленга. В итоге получает восхитительный результат, который мы с вами стали называть рок-н-ролл. Его популярными хитами становятся “Rock around the clock” и “Shake, rattle and roll”. Биллу Хейли был присвоен титул Father of Rock&Roll.

Если Алан Фрид и Билл Хейли запомнились истории как основатель и отец рок-н-ролла, то настоящим королем рок-н-ролла она сделала Элвиса Пресли. Он вместе с Чаком Берри, Литл Ричардом и Фэтсом Домино сформировал классическое звучание рок-н-ролла, которое произошло в 1954-1955 годах. Каждый в исполнение рок-н-ролла был уникален по-своему: Элвис Пресли смело смешивал кантри и блюз, Фэтс Домино доказывал, что его пианинное буги-вуги и есть рок-н-ролл, Чак Берри становился кумиром многих благодаря своим гениальным текстам и гитарным аккордам, а Литл Ричард поражал всех неистовыми воплями пианиста. Манеры Элвиса Пресли стильно одеваться и двигаться оказали большое влияние на молодое поколение Америки, и после такого коммерческого успеха звезды рок-н-ролла, данное музыкальное направление стало приковывать внимание все большего количества кино- и звукорежиссеров.

В 1956-57 взошли новые звезды рок-н-ролла, такие как Бадди Холли, Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Эдди Кокран. Несмотря на стремительное развитие, к 1960 году многие исполнители и звезды рок-н-ролла перестали играть по разным причинам: Чак Берри был приговорен к тюремному заключению, Элвис Пресли был призван в армию, а после своего возращения в 1960 году ушел в мир кино, Литл Ричард оставил рок-н-ролл через 2 года поразительного успеха. Но рок-н-ролл не умер, он и сегодня частенько “заходит в гости” и дарит нам веселое настроение. Завершить историю данного прекрасного, на мой взгляд, музыкального направления стоило бы словами современного участника рок-группы Лемми Килмстера: “Некоторые люди утверждают, что рок-н-ролл мертв, но это не так. Он никогда не умрет, потому что хорошие песни никогда не выйдут из моды. Рок-н-ролл будет жить долго и счастливо”.

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому чернокожие музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания.

Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций.

Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем (DJ) из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США.

Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни - придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания. Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954-55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла.

Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтесенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бессчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира. После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий.

В 1956-57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами - Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран - привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США. Развитие рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращении в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959-60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» (The Beatles) середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин - «рок».

Рок-н-ролл в Советском Союзе и России Американский рок-н-ролл проник в СССР ещё в середине 1950-х гг., хотя его советские слушатели составляли весьма узкую группу людей.

Первые, весьма малочисленные, рок-н-ролльные исполнители в СССР, игравшие, как правило, англоязычные хиты, появились в начале 1960-х гг. в Прибалтике, Москве и Ленинграде. Их музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени в их репертуаре собственно рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» (песни The Beatles, The Rolling Stones и т. п.).

На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром. На русском языке рок-н-ролл, в его традиционном понимании (если не считать твисты М. Магомаева, Т. Миансаровой и др.), стали играть в начале 1980-х гг. (одновременно с очередным западным возрождением стиля).

Стиль рок-н-ролл зародился в США в конце 40-х — начале 50-х годов XX-го века из смеси музыки афроамериканских жанров — , джамп блюз, ритм, евангельская музыки госпел, буги-вуги — и кантри музыки с ее поджанрами вестерн свинг и блуграсс. Некоторые элементы стиля рок-н-ролл прослеживались и раньше в блюзе и кантри, но именно в 1950-е годы ему выделили свое название.

История рок-н-ролла

История рок-н-ролла началась в южных штатах. Во время второй мировой войны четверть населения Соединенных Штатов меняла место жительства — люди переселялись из деревни в город и наоборот, и эта тенденция послужила толчком к столкновению и взаимопроникновению деревенских и городских, религиозных и секулярных течений в музыке. После окончания войны начался период восстановления, люди снова могли преследовать личные цели. Появились новые свободы и идеи. Вместе с тем, снова обострилось расовое разделение. Все эти события, происходившие в обществе, не могли не отразиться на музыке, которую писали в то время.

Первым употреблять название «рок-н-ролл» начал Алан Фрид, диск-жокей из Огайо. Так он называл ту амальгаму ритма, и блюза, которую играл на своем радио шоу. Слова «рок-н-ролл» и до этого встречались в названиях и текстах нескольких композиций афроамериканской «расовой» музыки, с которыми Фрид был несомненно знаком. Спонсор Фрида, который также являлся владельцем магазина грамзаписей, всячески поощрял его использовать именно это название, так как надеялся популяризировать новое звучание и продать расовую музыку белому потребителю. Поскольку и белое, и черное население прониклось новым стилем, музыка рок-н-ролл несколько снизила расовую напряженность того периода. Белые исполнители играли для черной публики, чернокожие музыканты находили отклик у белой аудитории. Особенно популярным новый стиль стал среди тинейджеров, давая им ощущение сопричастности. Стиль рок-н-ролл сформировал молодежную субкультуру, находящую выход не только в музыке, льющейся из радиоприемников, но и в стиле одежды, прическе, определенном сленге. Консервативное общество было очень недовольно подобными тенденциями и много раз пыталось запретить трансляцию рок-н-ролла на радио, обвиняя тексты песен в пропаганде секса и правонарушений.

Существует несколько вариантов трактования слов, составляющих название «рок-н-ролл». Фраза изначально описывала движение корабля по волнам. Позже слово «rock» в значении «трястись» употреблялось для обозначения религиозного трепета чернокожих христиан и в более сленговом смысле было в ходу среди чернокожей молодежи как синоним для танцев или полового акта. Слово «roll» в значении «кататься, вертеться» также использовалось в английском языке для обозначения полового акта со времен средневековья. Таким образом название стиля всегда несло в себе некий подтекст. В российских источниках «рок-н-ролл» часто переводят как «качайся и кружись».

Расцвет рок-н-ролла в США

В 1950-е жанр рок-н-ролл описывали как комбинацию блюза, джаза и кантри, при активном задействовании гитары, басов и ударных.

Музыка рок-н-ролл характеризуется размером 4/4, интенсивным ритмом, подвижным пульсирующим темпом, простыми мелодиями и использованием сленговых слов в текстах.

Первой записанной песней, которую относят к подлинному рок-н-роллу, стала представленная пианистом Айком Тернером и певицей Джеки Бренстон в 1951 «Rocket "88». Многие связывают появление рок-н-ролла с Элвисом Пресли, хотя он записал свой первый сингл только в 1953-м. Массовая популярность жанра началась с песни «Rock Around the Clock», которую Билл Хейли записал в 1954 году. Наступила эпоха рок-н-ролла. Огромный вклад в развитие жанра внесли такие легенды рок-н-ролла, как Фэтс Домино, Бо Дидли, Джин Винсент, Литл Ричард.

Близким к рок-н-роллу направлением стал стиль , который также являлся смешением ритма, блюза и кантри, но в отличие от рок-н-ролла очень сильно тяготел именно к кантри и исполнялся преимущественно белыми музыкантами. Термин образовался от соединения слов «рок» из «рок-н-ролл» и «хиллбилли», раннего обозначения музыки кантри. Знаменитыми представителями рокабилли были Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Джонни Кэш. Значительное влияние рокабилли чувствуется в раннем британском рок-н-ролле, особенно в творчестве The Beatles.

Отечественные представители рок-н-ролла

Западные исполнители рок-н-ролла вдохновили музыкантов Советского Союза, в середине 1950-х начали появляться группы, игравшие записанную с радиотрансляций музыку на любительских концертах. Одним из первых этим занялся Анатолий Васильев со своим коллективом. Официально советский рок-н-ролл появился только в 80-х. Среди групп, исполнявших его, важно отметить «Браво», «Рок-отель», «Секрет», «Архив». Через несколько лет сформировались рокабилли коллективы, выступавшие в клубах — «Мистер Твистер», «The Swindlers», «Тихий час».

Звучание советского рок-н-ролла было минималистским из-за недоступности дорогого электронного оборудования, основной акцент делался на тексты, выражавшие социальный протест.

Британский рок-н-ролл

К началу 1960-х популярность рок-н-ролла в США пошла на спад. Так сложилось, что многие известные музыканты покинули сцену по различным причинам. Однако эпоха рок-н-ролла на этом не закончилась.

Еще с 1950-х американская культура начала просачиваться в британское общество. Появлялись новые субкультуры, в творчестве музыкантов прослеживалось влияние американских стилей буги-вуги и блюза. Британцы познакомились с рок-н-ролл музыкой, звучавшей в саундтреках популярных фильмов. Начали появляться любительские рок-н-ролл группы, перепевавшие знаменитые американские хиты. В 1960 песня Джонни Кида «Shakin" All Over» задала стандарт британского рок-н-ролла. Новая волна мирового интереса к рок-н-роллу была вызвана появлением британцев The Beatles в 1963—1964 годах. За ними последовали