Народные промыслы Подмосковья: Жостово. Жостово. Деревня, где даже номера домов пишут на подносах

Чем впечатляет: Деревня Жостово знаменита своими расписными подносами. Любопытно, что секрет подносов привезли в Жостово из Нижнего Тагила. Но мало кто знает о Тагильском подносе, тогда как Жостово известно даже за границей. Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

По сторонам длинной улицы расположились 150 домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству - так упоминается Жостово в справочнике конца 1970-х.
А история жостовского промысла началась совсем не с подносов. В XVII веке в Москве Коробов открыл заведение по изготовлению разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. А еще раньше подобное заведение устроил Филипп Вишняков (крестьянин графа Шереметева). Говорят, что он был настолько увлечен этим делом, что часто не спал ночами, пытаясь усовершенствовать свой товар. А его сын Осип в 1825 году приехал в деревню Жостово и устроил там свое собственное производство.
Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами изготавливали из папье-маше и подносы. Они были довольно непрочными, и поэтому на первой же выставке проиграли тагильским железным. Но Жостовцы не пали духом и быстро переняли у сибирян секреты работы с металлом.
И поэтому когда в Жостово из Нижнего Тагила стали завозить кровельное железо, именно оно превратилось в первые подносы. И спрос на них рос как на дрожжах! Но подносчикам давали заказы и на другие изделия. Если цена была выгодной, то мастера нередко осваивали новое ремесло.
Мастерские в Жостово были только семейными, и даже дети активно участвовали в производстве подносов. При этом свои работники торговали и руководили, а пришлые работали по 14 часов, а накануне ярмарок и по 18-20 часов в сутки.
Но огромное значение для жостовского промысла имело соседство с центром русской лаковой миниатюры в Федоскино . Так, после временного закрытия Федоскинской мануфактуры группа живописцев, чтобы не остаться без гроша, пошла на поклон к Вишнякову.
А 90 лет назад Владимир Ленин приказал построить в Жостово фабрику. Художники, до этого работавшие поодиночке, заняли большой цех в новом здании. Это дало новый толчок промыслу: прогуливаясь по залу, мастера подглядывали и учились друг у друга.
Сейчас процесс изготовления жостовских подносов включает пять шагов.
1. Изготовление самого подноса.
Стандартные подносы сейчас штампует машина. Сначала листы металла кроят на заготовки определенного размера. Затем на электрическом прессе в заготовке вырубается и вытягивается поднос. И наконец, он бортуется, то есть закатываются его края. Машина изготавливает 32 стандартные формы. Официально они называются А-1, А-2, А-3, …, А-32. Но у многих форм есть нестандартные названия: «цветочек», «ладошка», «телевизор», «кудрявый». Все остальные «нестандартные» формы куются вручную по старинной кустарной традиции. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла. Нарезанное железо выбивается деревянным молотком на чугунной плите по форме и размеру будущего подноса: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные», восьмиугольные, размером с «блюдечко», «тазик» или «скатертные». Бортик выбивается зубилом и может быть «простым» или волнистым («крылатым»). А в края подноса для прочности закатывается проволока. Сейчас ковалей в Жостово двое, и один из них (Геннадий Топтыгин) прославился тем, что на его подносах на Олимпиаде-80 подносили медали победителям.
2. Подготовка под роспись.
На этом этапе поднос обжигают, обезжиривают, грунтуют, покрывают в 2-3 слоя черной эмалью с промежуточной сушкой каждого слоя при температуре 60-80˚.
3. Художественная роспись.
Жостовские мастера, как и федоскинские, пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. При этом жостовская роспись требует всего два этапа: замалевка и выправка.
На замалевке художник широкой кистью набрасывает композицию на подносе без предварительного рисунка. При этом поднос лежит на коленях и мастер может вращать его, подставляя под кисть нужный участок. Замалевок сушат в сушильных шкафах в течение 12 часов.
Выправка состоит из серии операций: «тенежка» (наложение теней по сухому замалевку лессировочными красками), «прокладка» (прописывание светлых мест красками с добавлением белил), «бликовка» (наложение бликов, которые выявляют объем), «чертежка» (очерчивание тоненьким кончиком мягкой беличьей кисточки лепестков, листьев, жилок, тычинок, пестиков, крошечных семян в чашечках цветов) и «привязка» (создание узоров-завитков из «усиков» и трав на свободных местах фона между цветами и листьями букета).
Обычно над одним подносом мастер работает 14 дней (хотя уникальные авторские изделия могут создаваться годами). А «изюминкой» жостовской росписи является сам мазок - густой, округлый и упругий.
4. Нанесение орнамента.
На этом этапе борт подносов украшают легким ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка.
Наконец, на изделие с живописью наносят 2-3 слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах.
Поднос готов!
Лак - главный секрет Жостово. Его состав до конца не разгадан до сих пор. Но, известно, что главная загадка в одном из основных ингредиентов - копала, природная смола африканского или азиатского происхождения. Покупали ее на ярмарках у заезжих купцов. Это был особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то, как зерцало становится». То есть от лака зависело, потемнеет ли роспись или сохранит свой цветущий вид и зеркальную поверхность.
Конечно, можно заметить, что в большинстве случаев на подносе изображают цветы. При этом в Жостово есть несколько стандартных цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла».
Почему именно цветы? На это повлияло время, когда подносный промысел завоевывал Россию. Уже тогда в моде был фарфор с цветочными композициями. Как рассказывают экскурсоводы в Жостово: Это была диктатура чашечек и тирания блюдечек. На чашечках - цветочки, на блюдечках - цветочки, на чайничках - цветочки, подносам ничего не остается, как прогнуться морально, и он становится подносом с цветочками.
Но конечно, кроме букетов на подносах пишут пейзажи, натюрморты, русские тройки, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. А раньше по особому заказу на подносах рисовали чаепития купцов, а иногда даже портреты их жен и любовниц. Но это уже не совсем традиционное Жостово, и делаются такие работы на заказ.
На одной из выставок-продаж жостовских подносов появился поднос, на котором были нарисованы золотом по черному два павлина. Покупатели сбивали с ног представителя фабрики с вопросом «Почем павлинья живопись?». Чтобы прекратить ненужный ажиотаж вокруг «Павлинов» к нему прикрепили ценник с отпугивающей ценой в 95 000 рублей. Покупатели выстроились в очередь. Пришлось поднос убрать.
А о том, что жостовская роспись хорошо известна и за границей, говорят архивные записи. В начале XX века на одной из всемирных выставок в Брюсселе на подносы был такой спрос, что организаторам даже пришлось просить о дополнительных партиях. Мастера дважды досылали свой товар, чтобы хватило всем желающим.
Сегодня жостовская роспись наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Ей украшают дорогие автомобили и респектабельные дома. Но все это уже нетрадиционное ремесло.
А увидеть примеры исконно жостовского промысла можно в музее при фабрике. И, хотя вместо двух сотен художников на фабрике теперь работают около сорока, в фабричном магазине всегда можно найти поднос по вкусу.
А еще, если заказать в музее мастер-класс, можно почувствовать себя художником и понять, как непросто рисовать эти сказочные цветы!

Деревня Жостово Мытищинского района славится своим традиционным промыслом — подносами. Сейчас они производятся промышленным способом на фабрике. Здесь проводят экскурсию по музею (200 рублей в 2011 году) и мастер-классы (500 рублей). Также при фабрике работает магазин с продукцией. Экскурсии проводятся по предварительной записи, за пару дней нужно позвонить и уточнить время.

Путь в деревню лежит через Пироговское водохранилище, куда мы и заехали, чтобы перекусить у воды. На пляже были свалены новогодние ели и зимовал катер «Вадим».

Оранжевый объект, видимо, домик для рыбаков.

Перекусили бутербродами. По дороге мы купили ветчину Бородинского мясокомбината, который тоже находится в Мытищинском районе. Ветчина нам не понравилось, вспомнили добрым словом Раменский мясокомбинат . Ребенок обрадовался такому количеству песка на пляже и немного поиграл (у нас в машине всегда для таких случаев есть лопатка и ведерко).

Приехали на фабрику. Жостовский промысел возник не очень давно. С предприятия Петра Вишнякова.

В советское время, когда мелкосерийное производство казалось старомодным и пережитком царизма, промысел перекочевал в фабричное здание.

Жостово довольно богатая деревня, сказывается близость к Москве.

В музее всем нужно одевать бахилы. Наша дочь был в восторге, что и ей тоже. При поездках на экскурсии с ребенком мы обычно делим роли — один следит за ребенком, другой слушает экскурсовода.

Жостовский промысел — наследник федоскинского . Изначально, подносы, как и шкатулки, делали из папье-маше, но они не выдерживали конкуренции с уральскими и тогда жостовцы перешли на жесть. Своего училища, как в Гжели , в Жостово нет. Художники учатся в соседнем Федоскино, поэтому сюжеты и картины кочуют с подносов на шкатулки и обратно.

На одной из колонн музея поселился кот.

Один из самых старых сохранившихся подносов.

Фабричные мастера способны расписать что угодно, мебель, холодильники, машины…

Первая стадия в расписывании подготовленного подноса — замалевок. Используются масляные краски. После замалевка добавляют детали, затем подносы сушат в печи.

Хочется отметить отличные интерьеры в музее. Никакой разрухи, свежий и стильный интерьер. Особенно шикарно выглядит туалет.

Изделия в магазине продаются по довольно демократичным ценам. Поднос на первой фотографии стоил 500 рублей.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г."

В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостово организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.


1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

Музей работает ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме воскресенья.
Тел. 588-87-47, 588-85-55.

Стоимость экскурсии по музею в составе группы от 15 человек - 150 рублей для взрослых и 75 рублей для детей.
Индивидуальная экскурсия стоит 500 рублей. Можно заказать еще индивидуальный мастер класс, стоит он 2000 руб на человека, НО ЭТО ТОГО СТОИТ!

Перед тем как ехать, обязательно позвоните и договоритесь об экскурсии!

Адрес:

Московская область, Мытищинский район, д.Жостово


Как добраться

Жостово (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами, а точнее той великолепной росписью, которая эти самые подносы покрывает. Причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры - всё это непреложные элементы жостовской росписи. Эти цветочные орнаменты, на ряду с хохломой и гжелью, стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.

Промысел по росписи подносов появился в этих краях под влиянием уральской цветочной росписи. И так прижился здесь, что в начале 19 века сразу в нескольких окрестных деревнях - Осташкове, Троицком, Хлебникове и Сорокине, и в самом Жостове, возникли мастерские по производству расписных изделий из папье-маше.

Появление жостовских подносов связано с фамилией Братьев Вишняковых, в прейскуранте которых упоминались те самые «лакированные металические подносы».

Подносы начали пользоваться таким спросом и популярностью, что вскоре вытеснили все остальные изделия от табакерок до сухарниц, и стали настоящей местной достопримечательностью. Центром изготовления этих нарядных изделий становится деревенька Жостово, которая и дает имя всему стилю росписи.

После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. После объединения нескольких артелей в 1928 году было создано единое предприятие под очень «поэтичным» названием «Металлоподнос». 20-е и 30-е годы были тяжелым временем для жостовского мастерства росписи. Новая власть, кроме гремящих названий, пыталась поменять и искусство, принудительно внедряя в народный промысел элементы социалистического реализма, совершенно чужеродные для всего русского искусства, а особенно для жостовских орнаментов.

После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. После объединения нескольких артелей в 1928 году было создано единое предприятие под очень «поэтичным» названием «Металлоподнос».

Искусство росписи сохранилось до наших дней лишь благодаря художникам, сумевшим сохранить секреты мастерства предыдущих поколений.

В 1960 годах в Жостово наблюдается новый подъем искусства, который продолжается и по сей день. Подносы, созданные в здешних мастерских из обыкновенных бытовых предметов, превратились в настоящие произведения искусства. Более того, их до сих пор изготавливают по старинной технологии, которая не менялась с давних пор. Листам жести придают форму, затем грунтуют, после чего происходит процесс шлифовки и покрытия масляным лаком в несколько слоев. Работы по росписи подносов выполняются только вручную, как и в позапрошлом столетии.

Основной мотив жостовской росписи - это цветочный букет, в котором чередуются садовые и полевые цветы. Роспись, как правило, выполняется на черном фоне, хотя встречаются и красные, и зеленые, и белые, и серебряные. Подносы в основном бывают двух видов - непосредственно для подачи еды, и для украшения. Различаются они и по форме, некоторые имеют свои особые названия.

Экскурсии на жостовскую фабрику

Экскурсия на жостовскую фабрику занимает примерно 6 часов, за это время гости, кроме осмотра фабрики, смогут поучаствовать в мастер-классах. Особенно интересно посетить фабрику в предпраздничные или праздничные дни, когда желающим предоставляется возможность расписать что-нибудь и увезти с собой в качестве сувенира. Такая вот интересная альтернатива стандартным магнитикам на холодильник. При фабрике работает магазинчик, где продается все что душе угодно - обязательно подносы (всех возможных цветов и с разнообразными орнаментами), перед Рождеством и Новым годом здесь можно купить елочные игрушки, вазы и другие изделия. Кроме фабричного магазина, в деревне много художников, работающих на дому. Над каждой такой мастерской есть соответствующая вывеска, так что найти их не составит труда.

Координаты

Расстояние от Москвы до Жостово (Мытищинский район Московской области) составляет около 50 километров, время в пути, из-за петляющей дороги (Осташковское шоссе) может занять до 1,5 часов или больше, все зависит от вездесущих московских и подмосковных пробок.

Во избежание пробок, можно воспользоваться железнодорожным транспортом: c Ярославского вокзала поезда регулярно отправляются в сторону Мытищ, время в пути займет около 25 минут. От Мытищ на автобусе или маршрутке номер 26 или на такси (еще около получаса). Еще один вариант проезда: от метро Медведково на прямом автобусе номер 438 до Жостово, время в пути около получаса, но это без учета пробок.

Жостовская живопись, характерные яркие цветы на черном фоне, известна далеко за пределами нашей страны. В небольшом подмосковном поселке Жостово, где население всего 500 человек, продолжают эту замечательную традицию - там до сих пор существует Жостовская фабрика, где можно приобрести замечательные изделия, а также посетить интересный музей.

Посещение Жостово можно и нужно объединить в один день с посещением Федоскино. Находятся они в ближайшем Подмосковье, имеют общие корни и хранят у себя секреты народных промыслов, славящиеся на весь мир.


Наша экскурсия так и была спланирована. После Музея Народных Художественных Промыслов в Федоскино мы отправились в музей при Жостовской фабрике декоративной росписи. Когда-то Федоскино и Жостово были практически в шаговой доступности друг от друга, но, к сожалению, после строительства канала имени Москвы, добраться из одного пункта в другой стало сложно. Приходиться делать крюк: возвращаться по Дмитровскому шоссе на МКАД, чтобы потом свернуть на Алтуфьевское шоссе. Учитывая транспортную ситуацию, время в пути рассчитать сложно. Мы стояли в пробках на Дмитровке и в ту и в другую сторону, и в результате, очень сильно опоздали в жостовский музей. Ситуацию спасло только то, что следующая за нами группа также застряла в пути и нам не пришлось сильно урезать экскурсию.

Знаменитые подносы можно увидеть ещё до захода в музей: из окна автобуса видны деревенские дома, номера которых изображены именно на жостовских изделиях.

Музей при Жостовской фабрике

При входе в музей стоят коробки с бахилами, по надписям на которых можно сделать вывод, что основными посетителями являются детские группы.


Обычно экскурсия начинается с показа небольшого фильма про историю производства, но, поскольку мы опоздали, время на просмотр решено было не тратить. Наша экскурсия началась с демонстрации процесса росписи подносов. Кстати, при желании заранее можно заказать мастер-класс, где дадут расписать свой собственный поднос, который после двух недель просушки привезут в фирменный магазин в ГУМе, откуда можно будет забрать своё творение. В нашей группе не нашлось достаточно желающих, поэтому мастер-класс не состоялся.

Затем нас провели по залам, где на стенах висят уникальные подносы, сделанные не для продажи, а, для выставок и подарков, каждый из которых имеет свою историю, а вместе они отражают историю промысла.


История возникновения жостовкого расписного подноса

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

Именно представители этой фамилии, зная процесс производства изделий из папье-маше в Федоскино, задумали в первой четверти 19 века производить по этой технологии подносы, которые должны были конкурировать с железными сибирскими. Однако, в отличие от шкатулок и табакерок, подносы из папье-маше были не прочными и конкуренцию сибирским составить не смогли. Тогда жостовские мастера начали работать в другом направлении. Им удалось разработать технику росписи, при которой краска не «слезала» с железного изделия, что значительно повысило качество изделий по сравнению с сибирскими подносами, у которых рисунок не держался долго при использовании.


Подносы 19 века. Небольшой оранжевый поднос - первое жостовское изделие.


Постепенно выработался и фирменный стиль росписи: цветочный букет на чёрном фоне.

В советское время жостовский промысел переживал тяжёлые времена. Помимо попыток поставить производство на поток и сменить тематику росписи, все художники мужчины были призваны на войну, а самой фабрике было уже не до подносов, поскольку первостепенной задачей была помощь фронту. Чтобы не утратить традиции, оставшиеся в тылу женщины и старики, расписывали банки из-под американских консервов. Именно с этого времени мастерами на фабрике стали в основном женщины. До этого роспись была мужским занятием.

К счастью, именитые художники вернулись живыми и взялись за восстановление производства, его развитие и обучение молодых. Подносы стали одной из визитных карточек советской России и имели уже не прикладное, а декоративное назначение. Авторские работы выполняются не только на чёрном фоне и композиции у них не только цветочные. Есть и портреты, и пейзажи, и птицы. Вот, например, на этом подносе автор изобразил себя, свою возлюбленную, тоже художника по росписи, и коллектив мастеров фабрики, в виде птиц.


Это поднос - шутка. Для тех, кто боится ставить чашки с горячим чаем на рисунок на подносе.


А этот уникальный, единственный такой жостовский поднос не в жостовском стиле, пытаются купить на каждой выставке за невероятные деньги. Его автор - нынешний директор фабрики и он уже не даёт разрешение на вывоз подноса за пределы музея.


В настоящее время фабрика находится в частных руках, но производство не перепрофилируют. Работают и фабрика и музей. Недавно открылся магазин в Москве и не где-нибудь, а в ГУМе. Современный процесс производства мало чем отличается от того, что был в 19 веке: форма подноса выковывается вручную, а затем отдаётся художнику для росписи. Поскольку почти вся работа выполняется только руками, мастера могут работать на дому.

Двух одинаковых подносов не бывает. Любой орнамент нельзя повторить точь-в-точь. В этом можно убедиться в магазине при фабрике.


Магазин, где можно купить подносы Жостово

Жостовские подносы можно приобрести в магазине при Жостовской фабрике или в Москве в фирменном магажине Жостово, Который находится в ГУМе.

Цены разные: небольшие сувенирные подносы - от 600 рублей. Авторский поднос среднего размера обойдется в сумму от 25 000 до 100 тыс рублей. Есть и эксклюзивы, цена которых достигает 500 тыс рублей и выге.


Цены тут достаточно большие. Поскольку меня просили привезти домой жостовский поднос, я купила самый маленький, на котором можно переносить разве что ручки и карандаши, но и он обошёлся в 600 рублей. Это самая низкая цена за местное изделие.

Всем, купившим что-либо, давали большой подарочный пакет. Так что по прибытии в Москву мы долго могли видеть «своих» в метро, опознавая всех по этим пакетам.

Как добраться в Жостово

Адрес: д. Жостово, Мытищинский район, Московская область

Добраться в Жостово можно автобусом номер 438 от м. Медведково

Электричка: С Ярославского вокзала Москвы ехать до станции Мытищи. Оттуда автобусом или маршруткой №26 до остановки Жостово.

Добраться можно также и на автомобиле по Яровлавскому шоссе.

Как под умелой рукой мастера рождается жостовский поднос. #жостово #жостовскиеподносы #народныепромыслы #подмосковье #нашеподмосковье #путешествияпороссии

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Апр 8 2017 в 7:16 PDT