Музей дом берендея в переславле залесском. Дом берендея в переславле залесском

Слово «берендеи » (как вариант - берендичи, берендии, бродники) означало кочевых людей разного происхождения, живших в степях на юге России. В конце одиннадцатого века кочевники заключили союз с печенегами. Однако, потерпев поражение от половцев, стали вассалами русских князей. Берендеи получают позволение от киевских князей осесть на территории Киевского княжества взамен на обязанность участвовать в княжеских военных походах. В летописях название «берендеи » исчезает к XIII веку . По некоторым источникам потомки тех берендеев стали основателями украинских казацких родов .
В XII веке происходит переселение части берендеев из киевского княжества во Владимирское . Местом их нового поселения становится район между Москвой и Владимиром. Верные данному слову, берендеи несли службу у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других.
В честь этих ратников были даны названия многим географическим объектам -- поселок Берендеево , Берендеево болото в Ярославской области
Свою первую столицу берендеи назвали Переславль . По некоторым хроникам летописям можно сделать вывод, что это современный украинский город Переяслав-Хмельницкий . После переселения во владимирское княжества берендеи основали для себя новую столицу, но сохранили в ее названии свои корни - был построен и назван в честь Переяслава.

Дом Берендея

Спустя девять веков в 2005 году, в бывшей древней столице племени берендеев, в городе был основан Центр сохранения и развития народных традиций . Центр получил название «Дом Берендея »
Центр обосновался в доме, построенном по архитектурным мотивам древнерусского зодчества. Необычный терем построен из камня и дерева и богато украшен наличниками, резными колоннами и другими декоративными элементами.
Все желающие могут посетить тронный зал царя Берендея и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке. Под крышей крыльца терема есть волшебная птица счастья. Если встать под ней и загадать желание, то все хорошее, что было загадано - обязательно сбудется.
В «Доме Берендея » находится небольшое уютное кафе, которое скорее правильно называть трапезной, где гостям предлагаются напитки и блюда, приготовленные по старинным рецептам традиционной русской кухни.
Словарь Даля дает толкование слова «берендейка » -- расписная резная игрушка. Подобные игрушки широко продавались в давние времена на ярмарках. В современном «Доме Берендея » не только производятся уникальные изделия из дерева, но и проводятся мастер-классы по росписи деревянных фигурок.
На территории «Дома Берендея » регулярно проводятся народные программы, связанные с традиционными русскими праздниками - Масленицей, Медовым и Яблочным Спасами. Кроме того, силами сотрудников Центра проводится программа "Берендеевы гулянья ", которая в интерактивной форме представляет для посетителей народные праздники. "Берендеевы гулянья" причудливо сочетают в себе обрядовые ритуалы и песни, игры, пляски.
В «Доме Берендея » проводятся и свадебные обряды. Обряд "Повивание в Доме Берендея" для молодоженов или семейных пар, отмечающих очередной юбилей своей совместной жизни, оставляет виновникам праздника и их гостям незабываемые впечатления.
С 2006 года в «Доме Берендея » расположился Музей Масок.

Музей Масок . История основания.

«Музей Масок » был организован на основе обширной коллекции авторских работ мастера Сергея Ивановича Потапова.
С.И. Потапов родился 30 марта 1905 года в Переславле-Залесском Ярославской области в большой семье помещика. Сергей Иванович был самым младшим ребенком в семье. Среди родных Сергея Ивановича стоит обратить внимание на дядю по материнской линии - он был одаренным иконописцем и видимо от него этот талант предался в той или иной степени всем одиннадцати детям Потаповых. У кого-то проявились способности к лепке, у кого-то к изобразительному искусству. Биографы С.И. Потапова рассказывают о сестре Сергея Ивановича - Елене Ивановне Потаповой - жившей в Москве, и в трудные годы гражданской войны зарабатывала на жизнь тем, что лепила сувенирные барельефы из гипса и папье-маше.
В годы коллективизации имущество семьи Потаповых было национализировано, и вернувшийся в 1929 году со службы в армии Сергей Иванович оказался без дома и без имущества. Будущий художник был вынужден уехать в Батуми, где его и застала Великая Отечественная Война. С.И. Потапов был на военной службе с 1941 до 1953года. На протяжении этого времени он постоянно совершенствовал свое мастерство, о чем свидетельствуют огромное количество грамот и поощрительных писем. По заказам командования он выполнял творческие задачи - создавал барельефы Ленина, Сталина.
После службы, в 1953 году, Потапов возвращается в Батуми и создает первую творческую работу по произведениям Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Несколько работ было отослано в Москву на ВДНХ. По результатам выставки художник был награжден дипломом второй степени, серебряной медалью и денежной премией. После этих наград переславские власти написали письмо художнику с предложением вернуться на родину и разместить свои творческие работы в Переславском музее-заповеднике.
Мастер принял предложение, но выставка его работ в музее так и не была организована . После возвращения работы художника долгое время хранились у него дома. Там же их могли посмотреть люди, прослышавшие об уникальных работах. Назвать эти работы масками можно только условно, хотя музей и называнется «Музей Масок ». Это скорее настоящие скульптуры, выполненные из папье-маше и подручных материалов - кусочков кожи, шерсти животных и т.д.
Однажды часть работ была потеряна в огне пожара, вспыхнувшего в доме художника. Потапов сильно переживал по этому поводу, но свое занятие не оставил. Несмотря на то, что официальных выставок не было организовано, художник получил известность и поистине народную любовь и признание.
Как и говорилось, назвать Потапова только художником было бы не совсем верно. При изготовлении масок он изображал лица и детали одежды не только с использованием краски, но также из ткани других материалов. Можно назвать Потапова и скульптором : при изготовлении маски сначала лепится из глины скульптурное изображение героя, а потом на подсохшую глину наклеивается газета или бумага, пропитанная клеем, а поверх нее слой марли. Только после этого в ход идут краски. Для изготовления некоторых своих произведений Потапов использовал и естественные материалы : траву, листья, мох и другие.
Потапову не раз поступали предложения о приобретении коллекции масок частными лицами, в том числе и от иностранцев , но Сергей Иванович отвечал отказом: он всегда надеялся, что экспозиции найдется место в музее его родного города и выставка будет открыта для всех его земляков. Наиболее плодотворным для мастера масок оказался творческий период после выхода на пенсию, когда он посвятил этому занятию практически все свое время.
Лишь в конце прошлого века маскам Сергея Потапова нашлось место в расположенном на территории Успенского Горицкого монастыря переславском музее-заповеднике. Выставка сразу стала одной из самых посещаемых в городе а 26 мая 2006 года музей переехал в отдельное помещение

Дом Берендея - центр народных традиций и художественных промыслов. Музей является одной из самых интересных достопримечательностей Переславля-Залесского. Он расположен на улице Урицкого, неподалеку от центра города. Пройти мимо него просто невозможно. Эти расписные палаты заметны издалека. Необычный нарядный терем построен по мотивам архитектуры древней Руси из камня и дерева, богато украшен наличниками. Около терема есть «сказочная верста», которая показывает расстояние, связывающее Берендея с другими сказочными героями. На крыльце удивительного терема, под самой крышей, «живет» волшебная птица счастья. Считается, что желание, загаданное под ней, обязательно сбудется.

Прибывших гостей встречают на пороге терема озорными песнями и шутками, хлебом-солью и медовухой задорные «сударушки». На резное крыльцо выходит и сам Царь Берендей, который говорит приветное слово и радушно показывает свои сказочные владения. Можно посетить палату царскую, увидеть резной трон, послушать рассказ о древних берендеях. Легенды об этом племени, обитавшем в переславских краях, живут в народе с глубокой древности еще с 12 века.

Затем всех приглашают на веселый праздник на поляну за домом. Программа длится недолго, около часа. Конкурсы и эстафеты очень нравятся детям, но не оставляют равнодушными и взрослых, многие из которых не удерживаются от всеобщего веселья и с удовольствием втягиваются в забавные игры. После окончания интерактивной программы для гостей проводят экскурсию по музею. Обязательно стоит посетить мастер-класс по росписи игрушек, где местные художники делятся своим мастерством. Гости своими руками расписывают сувенир и увозят его на память о посещении этого сказочного места. Вид игрушки, как правило, связан с ближайшим праздником - цветы к 8 Марта, Дед Мороз, снеговик к Новому году, яйцо к Пасхе.

Большой интерес вызывают традиционные ярмарки народных промыслов, где представлен широкий выбор сувениров. Разнообразные изделия художники изготавливают по старинной технологии, исключительно вручную, бережно сохраняя богатое наследие мастеров ярославской земли. Сувениры можно приобрести в лавке или на втором этаже музея. Особый сувенир - «берендейка», игрушка, изготовленная из цельного куска древесины. Их делали еще с древних времен. Это резные или точеные расписные деревянные фигурки людей и животных. Они весьма разнообразны по форме и по размеру: от больших кукол до маленьких брелочков. Тут же продаются и вполне традиционные сувениры: матрешки, изделия из бересты, керамику, обереги.

В царстве Берендея проводятся фольклорные праздники, сохраняющие народные традиции. Очень красочно проводится Масленица. В первую июньскую субботу на фестиваль «В гости к Берендею» съезжаются сказочные персонажи со всех уголков России:

Посетив этот музей, словно попадаешь в сказку. Отдых от городской суеты, позитивное общение, свежий воздух надолго подарят Вам заряд бодрости и оставят незабываемые воспоминания!

Город, и без того обладающий внушительным набором достопримечательностей, не устоял перед новой модой — непременно заполучить статус родины или вотчины какого-либо сказочного героя. Переславль эту моду даже опередил и нашел своего героя еще в 2005-м, за пять лет до запуска проекта «Сказочная карта России» и начала массового поиска фольклорных корней. Теперь в городе встречает туристов царь Берендей.

Проглядеть его Дом невозможно: стилизованные расписные палаты на улице Урицкого — главной артерии города, которая переходит в трассу М8, — заметны еще с дороги. Терем строили как культурно-развлекательный центр с маленьким музеем, выставками народных промыслов, сувенирной лавкой и кафе. Это частный проект, администрация города отношения к нему не имеет. А поскольку без интерактива в наше время никуда, в палаты подселили и самого Берендея. В качестве хозяина и массовика-затейника.

Почему, собственно, царь Берендей здесь обосновался — таким вопросом в Доме не заморачиваются. В окрестностях Переславля когда-то обитало племя берендеев, так почему бы не выделить их царю вотчину? «Снегурочка» А.Н. Островского вроде бы не имеет к городу отношения. В музее культурного центра о происхождении Берендея вообще не говорят. Экскурсантам рассказывают о традиционном русском укладе, показывают старинные игрушки, прялки и прочие не сказочные, но вполне реальные артефакты. О царе напоминает только его трон. Восседая на нем, Берендей фотографируется с гостями в конце программы.

Стандартная программа длится около часа. Берендей проводит ее не один, ему помогают «сударушки» — дамы в русских костюмах. Царь встречает гостей на крыльце терема, показывает свои владения, потом начинается собственно «интерактив» — конкурсы и эстафеты. После чего царь удаляется, а гостей уводят в терем на экскурсию по музею и мастер-класс по изготовлению игрушек.

Возникает вопрос: для чего же Берендей вообще нужен? Кроме того, что он царь. Пусть это прозвучит наивно, но с ним как-то веселее. Нынешний «Берендей» очень обаятелен и профессионален. Он забавно шутит, прекрасно взаимодействует с публикой, относится к своей царской роли со здоровой долей юмора, так что совсем не похож на ряженого массовика-затейника с приклеенной бородой. Самая благодарная публика — конечно, дети, они начинают верить, что пришли в гости к царю. А взрослые с удовольствием отключаются от повседневности и втягиваются в игры.

Рядом с теремом стоит «сказочная верста», на которой обозначено, на каком расстоянии от Берендея живут другие сказочные персонажи. Как только Берендей налаживает связи с новыми персонажами, на версте появляются дополнительные указатели.

Важно

Вообще-то царь Берендей работает «под заказ» и застать его на месте можно не всегда. Нужно заранее позвонить в Дом Берендея и договориться о приезде. Размер группы не важен — примут и два класса школьников, и небольшую компанию друзей.

Поездки «к Берендею» предлагают некоторые московские и ярославские турфирмы, но с 2012 года сам «Дом Берендея» стал туроператором. Так что разумнее связаться с ним напрямую: вам организуют трансфер, питание, если нужно — размещение в Переславле-Залесском.

Местные особенности

До 2012 года в Доме Берендея располагался Музей масок . Однако владелец коллекции забрал ее, и сейчас она нигде не выставляется. В Дом Берендея маски уже не вернутся — не хватает помещений.

«Высокий сезон» у Берендея, как и у других сказочных персонажей — с 20 декабря по 15 января (зимние каникулы), когда программу нужно заказывать недели за две. В остальное время проблем не будет, можно договориться о посещении на любой день, в удобные для вас часы.

Без программы с Берендеем — если вы ее заранее не заказали — можно посетить музей и мастер-класс по росписи игрушек, где каждый участник расписывает выданную деревянную заготовку. Вид игрушки — снеговик, дед-мороз, цветы, пасхальные яйца — зависит от сезона и ближайшего праздника.

Мы однозначно советуем везти к Берендею младших школьников. Программа как раз для них: общение с «царем», конкурсы, короткая простая экскурсия, затем чай с пирожками и возможность расписать собственными руками игрушку на память. Терем и двор оформлены в фантастическом стиле, так что дети на два-три часа попадают в сказку.

Взрослым посетителям, если они не прочь поучаствовать в забавах, здесь тоже не будет скучно. Конечно, их не заставят перетягивать канат или бегать парами в необъятных трусах — если сами не пожелают. В доме Берендея выступает народный коллектив с задорными певицами и баянистом. Любители «русского стиля» могут и хороводы поводить, и песни попеть, и погулять в трапезной.

А вот подросткам Дом Берендея, скорее всего, не подойдет — сказка им уже не интересна, а возвращаться в детство пока рано.

Сувениры

Сувениры можно купить в лавке рядом с теремом или в музее на втором этаже. Главный сувенир — деревянная игрушка-берендейка. Она не полая, как матрешка, а вырезанная из цельного куска древесины. Формы и размеры совершенно разные: и большие куклы, и брелки в виде животных. Большой популярностью пользуются маленькие берендейки, яркие и легкие, которыми можно украсить новогоднюю елку. Тут же продают и традиционные сувениры: матрешек, берестяные и гончарные изделия, обереги и так далее.

Кафе в тереме Берендея работает автономно, так что зайти поесть можно и без осмотра экспозиций. Цены очень умеренные.

Перед Домом Берендея есть небольшая парковка.

События и праздники

В царстве Берендея широко отмечают Масленицу.

В первую субботу июня проводится фестиваль «В гости к Берендею». На него съезжаются сказочные персонажи со всей страны. В программе концерты и интерактивные программы.

История

Поскольку Берендей появился в Переславле еще до шумихи с прописыванием сказочных персонажей на карте России, под него не стали подводить псевдоисторическую базу. Для вдохновения хватило соседства с селом Берендеево, которое отсылало к сказке «Снегурочка». Неизвестно, имело ли отношение село Берендеево (а также Берендеево болото) к древнему племени берендеев. По некоторым сведениям, в XII веке берендеи стали вассалами русских князей и расселились на территории Владимирского княжества. Раньше они кочевали в южнорусских степях, но, побежденные половцами, ушли на север. Самые большие поселения берендеев были как раз в районе современного Переславля-Залесского. Про предводителя по имени Берендей сведений нет, а царя у берендеев точно не было: в качестве подданных русских князей они не имели собственной государственности.

Так что Берендея с улицы Урицкого можно считать объединенным образом абстрактного предводителя древнего племени и мудрого правителя из сказки Островского.

Новости

Молодожёны и именинники смогут посетить экспозиции ВДНХ бесплатно.

0 0 0

Очки виртуальной реальности появятся в музеях Московской области.

0 0 0

В первый тур отправились около 30 человек.

0 0 0

Залы музея имени Пушкина начали украшать именными табличками.

0 0 0

Архангельская область вступила в федеральный проект «Гастрономическая карта России».

0 0 0

Давайте теперь пройдемся по некоторым музеям. Начнем с царства Берендея. Сначала напомню карту.

Высокий деревянный терем с яркими резными наличниками и живописным крыльцом с названием «Дом Берендея» стоит у центральной дороги, привлекая внимание путников своим нарядным обликом. Вот и я, увидев что-то яркое, резко остановилась и сдала назад… и не пожалела. Это в другой день я уже целенаправленно внука сюда везла.

Рядом с ярким строением находится еще один интересный домик.

Любопытсво у нас, как у кошки (я ездила в поездку теперь уже со знакомой, а познакомились мы именно благодаря Синь-камю!), вот мы и не удржались. Остановились и решили заглянуть.

Это оказалось Царство Берендея! Сами видите на вывеске!


А рядом домик тоже оказался музеем. Да не простым. В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии.

Дом Берендея неслучайно построен именно в Переславле-Залесском. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона упоминается Берендеево болото "на границах Переяславского и Юрьевского уездов. По преданию, здесь был город Берендеев, где жил царь Берендей". Как я прочитала, с конца 2010 года разрабатывается проект "Сказочная карта России". В его рамках легендарные персонажи получают "прописку" в различных городах и селах нашей страны, что позволит привлекать туда туристов.


Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке. Дом Берендея - Центр сохранения и развития народных традиций, художественная мастерская, музей и пр.

Берендей в славянской языческой мифологии - колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем. Этим же словом половцы и печенеги называли плененых или обрусевших представителей тюрских кочевых племен.
Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» – это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. Кстати, там много чего из этих промыслов можно купить в сувенирной лавке.

За домом расположена солнечная поляна, на которой царь Берендей со своими берендейками проводят веселые фольклорные праздники. Обряд «Повивание в Доме Берендея» для молодоженов или семейных пар, отмечающих очередной юбилей своей совместной жизни оставляет у них и их гостей надолго незабываемые впечатления от старинного народного праздника.

Традиционные ярмарки народных промыслов с широким выбором сувенирных изделий, сделанных мастерами со всех уголков России, вызывают большой интерес у гостей Дома Берендея.

Художники Дома Берендея передают свое мастерство гостям в программах мастер-класса. Своими руками гости распишут и увезут на память необычайный сувенир.
Под крышей крыльца сказочного терема есть волшебная птица счастья, встав под ней гости загадывают желания.
Дом Берендея - это центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов.
Ежедневно для всех желающих проводятся мастер-классы по росписи деревянных сувениров. Здесь же производятся оригинальные сувениры, которые можно приобрести в сувенирном киоске.





А посмотрите какая интересная уложена мостовая.

Но есть и булыжная, ведуща видимо к жилому дому.

На территории Дома, на сказочной поляне, проводятся веселые фольклорные программы.

Встречает гостей легендарный Царь Берендей со своими помощницами. Программы "Масленица", Красная горка", "Обряд повивания" не раз показывали по центральным каналам телевидения. Фото не мое, взяла http://strana.ru/places/21292262

Программа "Масленица в Доме Берендея" настолько популярна, что уже сейчас все сеансы этой программы забронированы.

В одной и комнат разместился Музей масок. Все эти маски создал один человек - Сергей Потапов. Лица сделаны из папье-маше, волосы - из льна, ресницы - из шерсти кота (суда по кол-ву масок - сочувствую бедному коту), глаза просто нарисованы и покрыты лаком. Также использованы древесные грибы (у водяного), куски водопроводного шланга (у Вия) и пр. Внутри мы не были, но меня это очень заинтересовала и на ресурсе http://путевые-заметки.рф/russia/yaroslavl/115/

нашла вот это фото.

Лесной царь, Водяной царь, Лель и Купава, Снегурочка и Царь Берендей, различная нечисть, гневный Демон, печальный Демон, Вий, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Тарас Бульба, герои "Витязя в тигровой шкуре", герои "Мёртвых душ", герои "Ревизора", Отелло, Маугли, Буратино и еще много чего.

А какие там проводят праздники!!! Праздники в «Доме Берендея»: «Рождественские встречи», «Масленица», «Троица», «Кислые девки в Доме Берендея», «Медовый праздник», «Берендеевы заветы» (обряд повивания), «Пасха в Доме Берендея», «Осенины», «Масленица», «Медовый спас», «Иван Купала» и другие, фестиваль туристских брендов «В гости к Берендею», областной фестиваль народных художественных промыслов. Ежегодно в начале лета в гости к царю Берендею съезжаются известные сказочные персонажи со всей России, и на целый день город превращается в сказочную страну Берендея.

Фото с сайта http://marka-turista.ru/ru/catalog/show/77

Конечно же и внутри просто сказочные интерьеры http://www.dominterier.ru/kings-house-berendey

Конечно, я еще раз побывала уже с внуком, но осенью, поэтому тут есть фото, когда на деревьях уже поредела листва. Побывали мы и внутри, но только в кафе, а музей был закрыт.

Зато посидели и потрогали деревянного Буратину.

И в утешение полопали мороженное.

Местные предприниматели - ООО «Мастерская подарков» - пытаются сохранять и возрождать богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают и продают изделия народных художественных промыслов.
Так что если Великий Устюг завёл у себя резиденцию Деда Мороза, Кострома - Снегурочки и т. д, то в Переславле - резиденция Царя Берендея. И напоследок хочу сказать: я снова хочу туда! И теперь уже посетить этот дом! А Вы?

Если зиму русские туристы встречают традиционно в Великом Устюге у Деда Мороза, а весну – в Костроме у Снегурочки, то за летом нужно ехать в славный город Переславль-Залесский. Туристов там встречает царь Берендей в своих хоромах.

Проглядеть его Дом невозможно: стилизованные расписные палаты на улице Урицкого - главной артерии города, которая переходит в трассу М8, - заметны еще с дороги. Терем строили как культурно-развлекательный центр с маленьким музеем, выставками народных промыслов, сувенирной лавкой и кафе. Это частный проект, администрация города отношения к нему не имеет. А поскольку без интерактива в наше время никуда, в палаты подселили и самого Берендея. В качестве хозяина и массовика-затейника.

Дом Берендея - центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов. На территории центра регулярно проводятся различные фольклорные праздники и мастер-классы по росписи деревянных декоративных и сувенирных изделий. Здесь мастера изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, декоративные и сувенирные изделия. Их можно приобрести в местной сувенирной лавке.

Застать Царя Берендея на месте можно не всегда. Нужно заранее позвонить в Дом Берендея и договориться о приезде. Размер группы не важен -примут и два класса школьников, и небольшую компанию друзей.

Ранее в Доме Берендея также располагался Музей масок. Однако владелец коллекции забрал ее, и сейчас она нигде не выставляется.

Помимо этого на территории центра находится трапезная, в которой предлагают большое количество напитков и блюд, приготовленных по старинным рецептам традиционной русской кухни.

Без программы с Берендеем - если туристы ее заранее не заказали - можно посетить музей и мастер-класс по росписи игрушек, где каждый участник расписывает выданную деревянную заготовку. Вид игрушки - снеговик, дед-мороз, цветы, пасхальные яйца - зависит от сезона и ближайшего праздника.

Поездки «к Берендею» предлагают некоторые московские и ярославские турфирмы, но с 2012 года сам «Дом Берендея» стал туроператором. Так что разумнее связаться с ним напрямую: вам организуют трансфер, питание, если нужно - размещение в Переславле-Залесском.

Дом Берендея находится по адресу: улица Урицкого, дом 38.