Минотавр история появления. Каким образом Тесей расправился с Минотавром? Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Большинство современников в той или иной степени ознакомлены с древнегреческими мифами. В одном случае в качестве источников служат учебники по истории средней школы или высшего учебного заведения, в другом - изучение фольклора далекого прошлого является составляющей самообразования. Есть немалая категория людей, которым изучение мифологии доставляет духовное удовлетворение. Многим известен миф о Минотавре, который проживал далеко в океане.

Минотавр на острове Крит

Одним из зрелищных является Минотавр со специфическим строением тела - голова быка, а всё остальное - туловище, руки и ноги - человеческие. Иными словами, это своего рода ужасный гибрид.

Чудовищу острова Крит повезло жить не где-нибудь, а во Дворце, который в целом представлял собой настолько сложный подземный лабиринт, что любой попавший туда человек был обречен заблудиться и исчезнуть там навеки. Большую часть времени Минотавр проводил в центре жуткого помещения. Из уст в уста передавался миф о Минотавре. Кратко люди рассказывали о том, какое это жестокое существо.

Упоминание о Минотавре у большинства афинян вызывало чувство страха. Жители вынуждены были регулярно каждые 9 лет выбирать по 7 представителей обоего пола юного возраста и отправлять во дворец с лабиринтами. Таким способом удавалось задобрить чудовище. Почему именно семь? Данное число испокон веков у многих народов относилось к разряду магических. Видимо, такого же мнения придерживался Минотавр.

Но однажды среди «избранников» оказался Тесей, который приходился сыном царю Эгею, правившему в Афинах. С появлением этого человека миф о Минотавре получил особую концовку.

Кто такой Тесей?

С раннего возраста мальчик был окружен теплом своей матери Эфры, которая в то время была царевной Тезеры. Отец не занимался воспитанием сына по причине того, что находился далеко от семейного очага. Перед тем как расстаться с женой, Эгей спрятал под тяжелым камнем сандалии и меч, которые должен был забрать повзрослевший Тесей. Воля Эгея была исполнена шестнадцатилетним сыном. Желая увидеть отца, Тесей направился в Афины, по дороге совершив немало подвигов.

Еще в школе все изучают известный миф о Минотавре. Краткое содержание вы можете прочитать ниже.

Каким образом Тесей расправился с Минотавром?

Так вот, Тесей, которому предстояло отправиться к Минотавру, был настроен решительно - раз и навсегда покончить с чудовищной традицией жертвоприношения, необходимостью людей жить в постоянном страхе.

Успеху миссии способствовало одно обстоятельство. У критского царя была дочь Ариадна. Между ней и Тесеем завязались очень сильные чувства. Ариадна подарила своему возлюбленному волшебную путеводную нить, чтобы тот смог ориентироваться в лабиринте. За счет такого подарка миф о Минотавре закончился хорошо.

Тесей всё сделал так, как его научила Ариадна: привязал конец волшебной нити к входной двери и опустил на пол клубок. Следуя за ним по запутанному лабиринту, смелый воин нашел Минотавра спящим в логове. Воспользовавшись удобным моментом, задушил монстра голыми руками. Из лабиринта Тесея вывела всё та же нить, которую он всю дорогу наматывал в клубок.

Можно себе только представить радость и облегчение людей, которые узнали о том, что Минотавра уже нет. Победитель, видимо, чувствовал, что не сможет жить без возлюбленной. Поэтому, покидая остров, он похитил Ариадну. Судьба распорядилась по-своему, в пути морская пучина забрала девушку. Вероятно, это произошло не без участия Посейдона. Если бы не происки богов, то положительно для двоих влюбленных закончился бы миф о Минотавре. Краткое содержание позволяет понять, как сложилась судьба героев.

Тесей настолько сильно опечалился, что даже забыл произвести смену флага на корабле - условного знака, извещающего о победе. Чёрный флаг на подплывающем корабле царь Эгей расценил как гибель сына в поединке с критским монстром и бросился в морскую пучину. В память о трагически погибшем в котором утонул царь Афин, назвали Эгейским.

После того как Тесей задушил чудовище с головой быка, никто из смертных не решался войти в лабиринт. Так и завершился знаменитый миф о Минотавре.

Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Подлинность описанной выше истории можно, конечно, подвергнуть сомнению. Дворец же, в котором обитал Минотавр, хотя и в полуразрушенном виде, но сохранился. И это несмотря на исторический период, равный почти четырем тысячам лет! Количество желающих побывать на Крите и ознакомиться с древними мифическими достопримечательностями не уменьшается.

Изображения главных персонажей мифа о Минотавре присутствуют на полотнах картин, ими расписаны вазы, представлены они в виде скульптур. Внушительная стоимость этих шедевров искусства не препятствует спросу на них. Память о Тесее и Ариадне, благодаря которым человечество избавилось от злого чудовища, будет жить в сердцах людей еще очень долго. Теперь и вы знаете, какие события описываются в мифе о Минотавре.

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

Хранит множество захватывающих историй, поучительных легенд и трогательных рассказов. В ней нашлось место и ужасным чудовищам, и прекрасным юношам, и загадочным нимфам. Одним из ярких и знаменитых персонажей является Минотавр.

Разумеется, большинство из нас знакомы с этим монстром. Но так ли хорошо Вы знаете историю его появления? А может быть его и не существовало вовсе?

Кто такой Минотавр

Внешний вид Минотавра действительно ужасен: кровожадный монстр с телом человека и головой быка.

Рацион его питания составляли люди, а не зеленая трава, как у обычных парнокопытных.

Местом жительства Минотавра являлся лабиринт, созданный для сокрытия монстра от людских глаз. Но откуда взялось столь страшное создание?

Появление Минотавра

В большинстве случаев, появление необычного существа связано с историей древних Богов. Человек с головой быка не стал исключением.

В то время царем острова Крит был Астерион. Жена его, Европа, имела 3 сыновей от предыдущего союза с Зевсом. Звали их Минос, Сапедон и Радамант.

Спустя некоторое время Астерион отошел в мир иной, но не успел завещать свой трон. Разумеется, началась борьба между братьями. Победивший должен был занять престол.

Минос, имевший преимущество в судьбоносной борьбе, призвал на помощь всех богов, обещая принести им щедрую жертву.

Однажды Посейдон послал Миносу великолепного быка, который вышел из моря. Именно его он должен был принести в жертву, выполняя свое обещания. Сомнений не оставалось: именно Минос победит, заняв трон царя Крита. А потому Сапедон и Радамант были изгнаны с острова.

Но, как оказалось, поспешно. Минос не сдержал свою клятву. Бык Посейдона показался ему слишком красивым, и самоуверенный юноша решился на обман. Он подменил подаренного быка на самого обычного, и принес его в жертву.

Однако всем известно, что богов не обманешь. Посейдон, узнав обо всем, пришел в ярость, и решил наказать обманщика.

Кара Посейдона

Жестокость наказания была в духе древнегреческих богов.

Владыка морей внушил жене Миноса – Пасифае – противоестественную, греховную любовь к быку.

Пасифая и корова, сооруженная Дедалом

Пасифая сходила с ума от непреодолимой страсти, однако способа воссоединения с желанным быком найти не могла. Помощниками ей в этом деле стали Дедал и Икар.

Они соорудили деревянный каркас в форме коровы, обтянув его настоящей шкурой.

Забравшись внутрь, Пасифая соблазнила божественного быка, а спустя положенный срок родила ребенка.

Мальчик, названный Астерием, был абсолютно необычным. С возрастом его голова превратилась в бычью, выросли рога и хвост.

Жуткий монстр, появившийся в результате порочной связи, был кровожадным: обычная еда не доставляла ему удовольствия, он нуждался в человеческой крови и мясе.

Легендарный лабиринт

К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.

Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.

Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.

Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.

Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.

Смельчак по имени Тесей

Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?

Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.

Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.

Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.

Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.

Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.

  • Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
  • Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
  • А третьи считают, что Минотавр был задушен.

Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.

К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.

Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.

В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.

Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.

После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.

Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.

Рационалистическая версия легенды

Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.

В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.

Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.

Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.

Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.

Образ Минотавра в культуре

Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.

В литературе образ человека-быка можно найти:

  1. «Божественная комедия», Данте Алигьери
  2. «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
  3. «Тезей», Мэри Рено
  4. «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
  5. «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
  6. «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин

Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.

К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.

Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.

Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.

Минотавр Минотавр

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МИНОТАВР

(Μινώταυρος), в греческой мифологии чудовище-человекобык по имени Астерий («звёздный»), жившее на Крите. Рождён Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдоном, или самого Посейдона. Был помещён в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Ми-носу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение М., убил чудовище и с помощью нити влюблённой в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта (Apollod. Ill I, 3-4; epit. I 7; Diod. IV 6, 1; Hyg. Fab. 40-42).
В мифе нашли выражение древние космические и зооморфные представления о М. (он звёздный или солнечный бык, внук Гелиоса и, может быть, сын Зевса), его связь с морем (он сын Посейдона) и с подземным миром (М. в лабиринте - ипостась Зевса Лабрандского, см. в ст. Зевс ). Черты героической мифологии отразились в сюжете убийства М. Тесеем.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 206-35.
А. Л.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Минотавр

Чудовище, полубык-получеловек, рожденный женой критского царя Миноса Пасифаей от связи со священным быком бога Посейдона, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления Минотавра по семь юношей и девушек. Афинский герой Тесей убил Минотавра.

// Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи краснофигурного килика.
Около 480 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Слева — Афина.
Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Айсона».
Около 420 до н. э.
Мадрид.
Национальный археологический музей.




Синонимы :

Смотреть что такое "Минотавр" в других словарях:

    - (греч., от соб. им. Минос, и tauros бык). Баснословное чудовище, получеловек и полубык, принадлежавшее Миносу, который держал его в лабиринте и кормил мясом юношей и дев, получаемых в дань. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Минотавр - Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика художника Айсона. Тесей вытаскивает из лабиринта убитого им Минотавра, слева Афина. Ок. 420 до н.э. Национальный археологический музей. Мадрид. МИНОТАВР, в греческой мифологии чудовище (полубык… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Минотавр - Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика художника Айсона. Тесей вытаскивает из лабиринта убитого им Минотавра, слева Афина. Ок. 420 до н.э. Национальный археологический музей. Мадрид. Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    минотавр - а, м. Minotaure <лат. <, гр. minotauros. В древнегреческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка, которое Минос держал в лабиринте и кормил преступниками. Обязывает вас договор отдавать Минотору всякой год семь юношей и сем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    МИНОТАВР, в греческой мифологии чудовище (полубык получеловек), рожденное женой критского царя Миноса Пасифаей от быка Посейдона или самого Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт, построенный Дедалом, и потребовал, чтобы афиняне постоянно … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовище, полубык получеловек, рожденный женой критского царя Миноса от связи со священным быком бога Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 вымышленное существо (334) чудовище (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (Minwtauroz, бык Миноса) по греч. преданию чудовище, стелом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любвиПаcифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. Минос скрывалего в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Бой Тесея с Минотавром. Иллюстрация из книги 1898 г. У этого термина существуют и другие значения, см. Минотавр (значения). Минота … Википедия

    Минотавр - (греч. Minotauros) чудовище (человек с бычьей головой), рожденное от преступной связи жены критского царя Миноса Пасифаи и быка, посланного Посейдоном (или же самого Посейдона в образе быка). М. жил в построенном для него Дедалом подземном… … Античный мир. Словарь-справочник.

Минотавр в греческой мифологии чудовище-человекобык по имени Астерий («звёздный»), жившее на Крите. Рождён Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдоном, или самого Посейдона. Был помещён в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике.

Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея.

Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть.
Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем. Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.

Корабль счастливо прибыл к острову Криту. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею; она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром.
Ариадна дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток.

Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь.
Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр.

С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом.
Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.
Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила.
На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.

А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины.
Эгей ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу. Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, - какие на нем паруса.

Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса - черные. Значит - погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским. А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.