Иван Айвазовский — гений морской пучины. Грандиозная выставка айвазовского теперь в русском музее

«У наших коллег из Третьяковской галереи небольшая и не слишком престижная коллекция произведений Айвазовского. Все самое главное у нас, а также в Петергофе, Царском Селе и Военно-морском музее. Вот все это богатство и отправится в Москву», - рассказал и.о. заместителя директора Русского музея, заведующий отделом живописи XVIII – начала XIX веков Григорий Голдовский.

Всего из собрания Русского музея в Третьяковскую галерею будут переданы 51 работа Айвазовского. Сотрудники уже демонтировали самые крупные и известные полотна мариниста. Один «Девятый вал» весит около 100 кг. Чтобы не повредить произведения искусства, картины сняли со стен с помощью веревок. Все работы освободят от рам и погрузят в специальные фургоны, где для защиты полотен установлены особые подрамные щиты. На время перевозки и экспонирования на картины оформляется страховка (для «Девятого вала» - 20 млн евро). Пока шедевры Айвазовского будут радовать москвичей, их места в Русском музее займут эскизы росписей Исаакиевского собора, выполненные Карлом Брюлловым, и религиозная живопись мастера.

Выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» будет работать в корпусе Бенуа с декабря. В экспозицию войдут более 100 живописных полотен и 50 графических работ. В Русском музее говорят, что эта выставка мариниста будет богаче, чем в Третьяковской галерее. Посетители увидят работы из музейных собраний со всей страны и из частных коллекций, а также личные вещи художника. Чтобы избежать столпотворения и очередей, решено билеты на определенное время - наподобие сеансов в кинотеатре.

Иван Айвазовский – истинный гений безудержной морской стихии. Царь моря. Созданные им картины моря неповторимы и узнаваемы. Вот оно бушующее, враждебное, клокочущее, а вот повеял легкий бриз, и волны с белыми барашками набегают на берег. А вот оно ласковое и ручное – как маленький котенок улеглось возле ног…

«Большой рейд в Кронштадте» 1836, Государственный Русский музей

Будущий художник-маринист появился на свет в Феодосии. Незаурядное дарование мальчика проявилось очень рано. Он сам обучился скрипичной игре, прекрасно рисовал своё любимое море. Однажды Ованес (таково настоящее имя художника) мастерски изобразил солдата, стоящего в карауле. Рисунок случайно попал на глаза Феодосийскому градоначальнику. Благодаря его протекции способного юношу приняли в Петербургскую императорскую Академию художеств.


«Кораблекрушение у Афонской горы», 1856. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург

В 1833 году в Санкт-Петербург приехал Филипп Таннер – французский мастер изображения моря. Вскоре ему понадобился толковый помощник. Им-то и стал Иван Айвазовский. Стараясь успевать в Академии, молодой художник работал в две смены и даже представил на выставке два своих полотна. В рецензии на эти работы написали: «Талант Айвазовского поведет его далее». И они не ошиблись.


«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея

В 1837 году за достижения в изобразительном искусстве руководство Академии присудило юному художнику Большую золотую медаль и вынесло решение командировать его в солнечный Крым для оттачивания мастерства. В первых полотнах того времени отражены яркие картины прибрежной полосы Солнечного полуострова. «Без моря я не представляю своей жизни» - часто повторял художник. Он обладал удивительной способностью передавать движение моря.


«По дороге в Ялту», 1860-е. Государственная Третьяковская галерея

Значительных успехов достиг художник в Италии. За это время Айвазовский создал сорок крупноформатных полотен. Все свои произведения художник выдерживал в одной тональности, основываясь на единстве светотени.


«Вид на Капри», 1845. Государственный музей русского искусства, Киев

Самой масштабной картиной, написанной Айвазовским в Италии, считается «Сотворение мира», изображающее противоборство двух стихий: небесной и морской.


Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После возвращения в Россию Айвазовский написал свои самые известные полотна. Главной темой картины «9-ый вал» выступила борьба человека с морской стихией. А в полотне «Черное море» Айвазовский мастерски передал её неповторимую магию. «Это один из величайших шедевров, какой я когда-либо видел» - так сказал о картине Иван Крамской.


Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бурное, холодное, но одновременно прекрасное море изображено мастером на полотне «Среди волн». Айвазовский мастерски озаряет волны ярким лучом света.


Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Оказывается, у Айвазовского была абсолютная память и исключительная работоспособность. Он написал более 6000 полотен. Причем, многие марины - по памяти.


Аю-Даг в туманный день. 1853. Галерея Г. Басмаджяна, Париж

Что ж, никто так, как Иван Айвазовский не смог выразить на холсте притягательность и неповторимость морской стихии. И, надо сказать, его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.


«Побережье в Амальфи», 1841. Государственный Русский музей., Санкт-Петербург

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции. Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы.

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846

«Русская эскадра на Севастопольском рейде», 1846. Государственный Русский музей

«Всемирный потоп», 1864
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Закат», 1866 . Собрание А. Шагиняна, Нью-Йорк


«Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Черном море 13 декабря 1877 года»

Он часами сидел на берегу моря и смотрел… Он всегда говорил, что невозможно написать с натуры движение волны, удар молнии, дуновение ветра. Это непередаваемо, это всё нужно запомнить.

Иван Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из самых ярких её представителей. Он открыл для отечественного искусства жанр марины (морского пейзажа) и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве XIX века.

Ревизор/Ирина Ремнева

Однако, великое множество полотен, созданных художником благодаря титанической работоспособности, и громкая прижизненная слава сыграли с ним злую шутку. Публика не переставала любить Айвазовского, но критики, пресытившись его работами, отвернулись от него как от "устаревшего", не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и коммерческие". Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий.

При жизни у Ивана Айвазовского было около 120 персональных выставок, которые проходили как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Но до настоящего времени у столь популярного и среди широкой публики, и среди коллекционеров художника не было ни одной масштабной ретроспективы в стенах Третьяковской галереи.

"Начав работу над экспозицией, мы задумались - кем же был Иван Айвазовский и каково его место в истории отечественного и европейского искусства. Что значит, чем интересно и о чём говорит его творчество сегодня. И почему так получилось, что этот художник, который начинал работать как представитель позднего романтизма, в своих поздних работах касался вселенских сюжетов, предвосхищал метафизику и попытку изобразить бесконечное - столь свойственное для искусства XX столетия", - отметила на открытии выставки генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Юбилейная выставка Айвазовского готовилась несколько лет при участии 17 музеев и ряда частных коллекционеров. Кураторы не пытались собрать как можно больше работ художника, но стремились представить его творчество самыми значительными и наиболее качественными произведениями. Для этого был проведён тщательный отбор: из шести тысяч написанных Айвазовским картин выбрано 120 живописных полотен и 55 графических работ. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах /Петергоф, Павловск, Царское Село/. Остальные рассредоточены в региональных музеях России и по другим странам. Юбилей Айвазовского стал поводом показать всё лучшее из этих коллекций в Москве.

Экспозиция разместилась на двух этажах музея. Первый занимают шедевры Айвазовского, а на втором представлены фотографии, архивные материалы, морская атрибутика и портреты родных художника. Выставка построена не по хронологическому принципу, как это часто бывает на ретроспективах, а по темам и мотивам - море бушующее, море спокойное, море при лунном свете, море на рассвете, виды приморских городов, сражения русского флота, библейские сюжеты. Посетители могут следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, всё больше и больше погружаясь в мир образов великого мариниста.

"Я морем только и жил"

Встречает гостей картина "Радуга" (1873), которая была отреставрирована к открытию юбилейной выставки. После работы специалистов на картине даже проявились тени моряков на корабельных мачтах. Не самая яркая по краскам, не самая большая по размеру, но, по мнению искусствоведов, одна из ключевых работ в творчестве Айвазовского. Бушующее море, терпящий крушение корабль и едва заметная радуга, которая окрашивает водяные брызги в нежно-розовые тона и дарит тонущим морякам надежду на спасение. Художник намеренно отказался от яркой палитры, типичной для его ранних произведений, придав наибольшее значение проработке тончайших тональных переходов в изображении натуры.

Ревизор/Ирина Ремнева

Заглавное место на экспозиции занимает картина "Чёрное море". На ней изображено только небо, затянутое грозовыми облаками, и тёмное море, на котором начинает разыгрываться буря. Но это не просто морской пейзаж, а размышление художника над вечностью бытия. Знаменитый живописец и критик Иван Крамской, хоть и не очень любил творчество Айвазовского, но эту грандиозную картину называл "лучшим изображением бесконечности в истории русской живописи".

"Волна" (1889), по словам самого Айвазовского, принадлежит к его лучшим произведениям. "Мне удалось передать весь опыт моей продолжительной художественной деятельности", - писал маринист об этой работе. Гигантское полотно буквально поглощает зрителя своим величием, энергией и масштабом. Здесь нет ни бури, ни трагедии - только мощь стихии и величие мироздания. В 1890 году полотно экспонировалось в Париже и было высоко оценено западной публикой - правительство Франции наградило Айвазовского командорскими знаками ордена Почётного легиона.


Ревизор/Ирина Ремнева

На выставке представлен и знаменитый "Девятый вал" (1850) - та самая работа, за полотном которой иностранцы уже вторую сотню лет продолжают искать спрятанные софиты: настолько реально удалось художнику изобразить отблески заката на воде. Название самой картины пришло из древнего поверья о том, что в общем потоке накатывающихся волн одна из них несёт наибольшую мощь и разрушительную силу. Правда, греки считали такой волной третью, римляне - десятую, а жители Восточной Европы - девятую. Айвазовский написал эту картину на основе реальных событий - после того, как сам едва не погиб во время крушения в Бискайском заливе. Возможно поэтому картина написана настолько реалистично, что буквально поглощает собой зрителей. "Ты действительно ощущаешь, как эта волна поднимается и захлёстывает. Такой эффект 3D, ради которого люди сегодня ходят в кинотеатры и смотрят фильмы-катастрофы", - отметила Зельфира Трегулова.

Среди работ, которые выставляются впервые, картина "У берегов Кавказа". Она много лет хранилась в запасниках Третьяковской галереи, и когда реставраторы очистили потемневший лак, оказалось, что море, которое было зелёным, на самом деле синее.

Есть на выставке и картины, рассказывающие о подлинных исторических событиях. Например, "Синопский бой" - разгром турецкой эскадры Черноморским флотом под командованием Павла Нахимова. Сам адмирал, когда увидел эту картину, был потрясён: как можно, не будучи на месте, так точно всё изобразить?


Ревизор/Ирина Ремнева

О самой крупной катастрофе в истории Российского императорского флота повествует картина "Гибель корабля "Лефорт" (1858). Жертвами трагедии стали 843 человека, что потрясло не только Айвазовского, но и всю Россию. Художник аллегорически изобразил их души, поднимающиеся к небу.

За свою долгую жизнь Айвазовский посетил более 100 городов Европы и Америки. На выставке представлена интерактивная карта с указанием тех мест, в которых он успел побывать. Многие картины передают впечатления и воспоминания художника об увиденной там природе. "Бурю, виденную мною у берегов Италии, я на моей картине переношу на какую-нибудь местность Крыма или Кавказа, лучом луны, отражающимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Таково свойство моей кисти и характерная особенность моей художественной складки", - признавался живописец.

"Я морем только и жил", - говорил Айвазовский. На выставке можно увидеть множество великолепных пейзажей - Феодосия, Судак, Неаполь, Венеция, Капри завораживают с первого взгляда. Но самые пленительные из них посвящены красоте берега Турции, хотя именно с этой страной у художника сложились наиболее драматичные отношения. Айвазовский был с почётом принят в Стамбуле, награждён там наивысшими орденами, обучал живописи султанов, выполнял их заказы. Но он не смог пройти мимо геноцида армян в Турции (1894-1896), сделав его темой ряда произведений. Более того, художник выбросил в море все турецкие награды, заявив консулу, что султан может аналогичным образом поступить с его полотнами.

Художник Главного морского штаба

Экспозицию дополняют макеты кораблей, подзорные трубы, компасы, штурвал, напольный звёздный глобус и другие предметы морского обихода. Их присутствие на выставке не случайно. Как художник Главного морского штаба, Айвазовский совершал плавания на военных кораблях, присутствовал на манёврах, изучал корабельную оснастку, хорошо знал быт моряков и с неизменной любовью изображал парусный флот на картинах. Кроме того, художник собрал коллекцию макетов кораблей, украшавшую парадные комнаты его феодосийского дворца.

Ревизор/Ирина Ремнева

Выставка производит очень светлое, позитивное впечатление. Ощущение света, радости, ощущение той широты, которое заключал в себе Айвазовский, получат и зрители. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью даёт гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.

Экспозиция демонстрирует всю многогранность творчества великого русского мариниста и заставляет зрителя по-новому взглянуть на его работы. В основном, все привыкли к Айвазовскому как к мастеру изображения вздымающихся волн или идиллических венецианских пейзажей. Его картины идеально украшали дворцовые залы в XIX веке и столь же идеально украшают современные приёмные и загородные дома. Однако Айвазовский не так прост, как продолжают считать многие. Тематика его работ выходит далеко за пределы морских пейзажей, в каждом его творении заключён глубокий философский смысл. Вот только понять этот смысл сможет лишь думающий зритель.


Ревизор/Ирина Ремнева

О посещении

Стараясь избежать тех проблем, которые были на выставке Серова, руководство Третьяковской галереи ввело новую систему посещения. Вход на выставку теперь организован строго по сеансам, которые начинаются каждые полчаса. Запускают на них по 250 человек, при этом время пребывание на выставке не ограничено. По мнению организаторов, это оптимальная загруженность зала, которая позволяет посмотреть выставку без давки. Посетить выставку в день смогут порядка 5 тысяч человек.

Билеты на экспозицию можно купить как на сайте ГТГ, так и в кассах музея. На сегодняшний день уже продано более 25 тысяч билетов. Ожидается, что за три с половиной месяца работы выставку посетят порядка 300 тысяч человек.


Что: Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения"

Где: Государственная Третьяковская галерея (Крымский Вал, 10)


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Айвазовский – повелитель морской стихии (часть 2).

И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще».
П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».
В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».
За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира

Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского
1841
Холст, масло 72 x 54,2

Москва

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году, семье Гайвазовских жилось нелегко. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.

Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

Уже в 1835 году за “Этюд воздуха над морем” ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе” (1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).


Айвазовский И.К. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф.
1839
Сумский художественный музей


«Морской берег»
1840
Холст, масло. 42.8 x 61.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Иван Константинович Айвазовский – величайший творец своего времени, знаменитый русский художник, как никто прославивший морскую стихию. Маленький армянский мальчик, рожденный в портовой Феодосии, он был обречен на вечную любовь к морю. Море было для него всем – жизнью, судьбой, душой! Эта бесконечная привязанность к природному чуду вдохновляла на написание уникальных творений, призванных радовать человечество на протяжении многих веков.

Хронология выставок произведений Айвазовского

При жизни художника состоялось множество публичных презентаций шедевров. Многие из выставок проходили в Петербурге, Москве, Одессе. Айвазовский особенно волновался перед показами в родной Феодосии. Ведь на его произведения приходили любоваться земляки, многие из которых помнили Ивана мальчуганом, игравшем на скрипке. И сегодня билеты в Русский музей на Айвазовского пользуются большой популярностью. Жители города и его гости с удовольствием созерцают экспозиции великого мариниста.

Айвазовский имел популярность не только на Родине, но и во многих европейских странах. Многие владельцы зарубежных галерей почитали за честь выставлять работы художника в своих салонах. Благодаря общественным показам картин в Берлине, Риме, Лондоне, Амстердаме, Венеции, Ницце, Флоренции, Вене о творце узнавало все больше ценителей художественного искусства. Необычные изображения морской энергетики покоряли и вдохновляли почитателей таланта.

Современный взгляд на произведения живописца

2017 год – год, ознаменовавшийся празднованием двухсотлетия со дня рождения русского художника. Многие музеи страны и зарубежья отмечают великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ пройдет в Русском музее. Картины Айвазовского представлены наиболее известными произведениями.

В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.

К двухсотлетию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звездами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.

Выставка работ Айвазовского в Русском музее состоит из нескольких залов. Самый большой содержит полотна мастера. 200 произведений, выделенных в отдельную экспозицию, наличествуют мемориальные материалы, которые знакомят созерцателя с изображениями икон. Будучи глубоко набожным, Иван Константинович Айвазовский не мог обойти стороной запечатление ликов святых.

Основа презентации творчества мариниста – хорошо известные картины, которые отмечены высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций. Экспозицию дополняют предметы, сопровождающие творческий путь живописца. Экспозиции занимают все выставочные залы Корпуса Бенуа. По своей постановочной концепции она существенно отличается от выставки, проходившей летом в помещении московской Третьяковской галерее. Ключевыми моментами открытия в Русском музее выставки Айвазовского занимался Благотворительный фонд «Система».

Путешествуя по выставочным залам

Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.

Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – « » и « ». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.

Тонущий корабль. 1854 год.

Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – « ». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.

Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.

Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.

Организационные моменты выставки

Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Большую часть полотен составляли изображения любимой стихии живописца – моря. Каждая из марин наделена уникальным сюжетом, неповторимой историей. Все свои творения художник писал по памяти, считая подобный метод наивысшим признаком мастерства.

Режим работы выставки Айвазовского в Русском музее

Для посетителей, желающих ознакомиться с выставкой, продажа билетов и вход на экспозицию будет осуществляться через корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова д. 2).

Понедельник — 10.00-20.00
Вторник — выходной день
Среда, пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00
Четверг — 13.00-21.00

На выставке можно полюбоваться и на портреты современников, написанные Иваном Константиновичем. Особенное место в портретной коллекции занимают образы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитости были знакомы и искренне восхищались талантом друг друга. На протяжении всей жизни Айвазовский помнил напутствие гения: «Работайте, работайте, молодой человек. Труд – главное в жизни человека». Впоследствии живописца связывала нежная дружба с вдовой поэта и ее вторым супругом генералом Ланским. Существует легенда, что в молодости, желая подражать своему кумиру, Айвазовский носил бакенбарды и прическу, похожую на таковую поэта. Многие лунные пейзажи (« », « », « » и другие) были созданы под впечатлением от вечной поэзии. Образ великого Орфея нашел свое запечатление в шести полотнах художника холста. Всех их можно лицезреть на юбилейной экспозиции Русского музея.

Электронные билеты на выставку И.К. Айвазовского продаваться не будут. Билет на выставку И.К. Айвазовского можно приобрести только в кассе корпуса Бенуа, в кассе Михайловского дворца можно приобрести единый билет (основная экспозиция и выставка И.К. Айвазовского).

На экспозиции, приуроченной к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены и картины из частных коллекций. Портреты знаменитых современников, неизвестные пейзажи, личные вещи художника занимают все пространство Корпуса Бенуа. Кроме творений живописца на выставке презентованы предмет, доставленные из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства. Обломки корабельных мачт, судовые оснастки, палубные фонари, стяги, рынды, глобусы и компасы наполняют выставочные места. Дополняют экспозицию и модели судов-современников Айвазовского. Впрочем, данные предметы не только создают реалии эпохи 19 столетия, но и изрядно отвлекают от основных экспонатов – марин, портретов и пейзажей.

Отзывы посетителей о презентации работ Айвазовского в Русском музее свидетельствуют о некоторых трудностях просмотра. Слишком много информации собрано в одном зале. Однако, истинным почитателям таланта живописца не может помешать ничто.

Особенное место на выставке занимают картины, привезенные с родины художника – Феодосии. Феодосийская коллекция вмещает пейзажи « », « » и т.д. Сильное впечатление производит полотно « ». Созданная за два года до смерти, картина запечатлела библейский сюжет – одно из чуд Иисуса Христа. Лодка с апостолами следует к ясному свету, излученному парившим над волнами Спасителем. Апостол Петр первый поверил в Чудо и отважился пойти навстречу Учителю. Волны лижут босые ноги последователя, не смея полностью его поглотить. Остальные ученики зачаровано направляют утлое суденышко на светлую дорожку, сияющую посреди темного моря. Созданная картина бытия околдовывает зрителя, полностью поглощая его своей глубиной. Схематичные изображения апостолов, их затемненные лица призваны не отвлекать созерцателя от ключевого момента полотна – фигуры Иисуса. Свет, исходящий от Христа, навевает надежду на спасение и вечную жизнь.

Расписание экспозиции Айвазовского в Русском музее составлено так, чтобы насладиться творчеством живописца могло как можно больше зрителей. В день открытия выставки – 22 декабря 2016 года, посетило множество петербуржцев и гостей Северной столицы. До окончания показа (10.03.2017 года) предполагается принять несколько миллионов посетителей. Монументальная идея показа творений великого гения кисти состоит в художественном просвещении современников.

Постоянный список работ