Франсуа буше художник в мастерской. Краткая биография франсуа буше. Мифологические и библейские сцены

Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher , 29 сентября 1703, Париж - 30 мая 1770) - французский живописец , гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.


Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.

Франсуа Буше (1703-1770) был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше - плоть. Полотна мастера - сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.


В богатом живописном наследии Франсуа Буше (1703-1770), работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана - нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.


Туалет Венеры (1751) (108 х 85) (Нью-Йорк, Метрополитен)

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей - фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.


Мадам Бержере (ок.1766) (143.5 x 105.4) (Вашингтон, Национ. галерея)

«Портрет мадам Бержере» - один из интереснейших в творчестве мастера. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура - коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше, или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. Произведение построено на сочетании мягких серебристо-оливковых тонов, характерных для живописи XVIII века.


Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея (1732) (252 x 175) (Париж, Лувр)

Энею, герою поэмы Вергилия Энеида, было предначертано высадиться в Италии и заложить город Рим. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей - эти птицы считаются ее атрибутами. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.

Придворный художник французского короля Людовика XV, Буше подвергался критике за то, что он слишком потакал своим желаниям и не изображал ничего серьезнее, чем путти, нимфы и полуобнаженные женщины. Но его легкий, изящный стиль, характерный для искусства рококо, идеально подходил для картин, украшений, гобеленов и декораций королевского дворца.


Диана после купания (1742) (56 х 73) (Париж, Лувр)

Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. На переднем плане зритель видит ее лук и "плоды трудов" - двух подстреленных голубей и зайца. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Мифология здесь - только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Несмотря на то, что Диана всегда считалась богиней суровой, привычной к лишениям охотничьей жизни, Буше не может отказать себе в удовольствии написать ее на фоне роскошных драпировок. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Ее тело - тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Сложно представить, чтобы эта изящная красавица могла проводить по нескольку часов в погоне за дичью. Еще труднее вообразить себе, что эта Диана натравит своих псов на несчастного Актеона, случайно увидевшего ее наготу. Скорее уж - раскроет ему навстречу свои объятия. Непринужденные позы богини и нимфы, ее верной служанки, свидетельствуют о мастерстве Буше-рисовалыцика.

Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Но при этом нельзя сказать, что художник испытывал какие-либо затруднения, работая над сложными, многосоставными композициями. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Примером блестящего натюрморта может считаться "натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем", который зритель может видеть на картине "Купание Дианы". Он весьма искусно вписан в композицию картины, не теряясь на общем фоне, но и не заслоняя собой основной сюжет. Обратите внимание также и на синюю драпировку, которая, с одной стороны, изысканно контрастирует с нежной кожей Дианы, а с другой - оттеняет сизые крылья голубей и серый заячий мех. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Он напоминает зрителю о прозрачной воде, тенистых дубравах, вечерней прохладе - словом о том, что разнеживает чувства, навевает приятные воспоминания и мечтательные мысли. На этом фоне прекрасные обнаженные женщины смотрятся, пожалуй, еще более выигрышно, чем они смотрелись бы в самом пышном будуаре.


Ринальдо и Армида (1734) (135,5 x 170,5) (Париж, Лувр)


Рождение и триумф Венеры (1740) (130 х 162) (Стокгольм, Нац. музей)

"Триумф Венеры" (1740), Именно эту картину купил у Буше шведский посланник Тессин за 1600 ливров.


Осенняя пастораль (1749) (260 x 199) (Лондон, Собрание Уоллеса)

"Осенняя пастораль" - одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). В данном случае на картине представлена умилительная сцена - юноша-пастух кормит виноградом Лизетту, главную героиню пантомимы. Этот сюжет настолько полюбился Буше, что он написал еще как минимум две картины на него, а пастух и Лизетта со временем превратились в фарфоровые статуэтки. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями "мастеров фарфоровых дел" не только во Франции, но и во всей Европе. Правда, о том, что "сочинил" пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро.


Отдыхающая одалиска (Портрет мадмуазель Луизы О"Мерфи) (1752) (59 × 73) (Мюнхен, Старая Пинакотека)

Дени Дидро, самый яростный критик Буше, не раз нападал на мастера за то, что он слишком любит "писать девушек". "И каковы же эти девушки? - возмущается Дидро. - Изящные представительницы полусвета". Действительно, Буше мало задумывался о "моральной" стороне своих работ. И писал обнаженных женщин не только в виде богинь и нимф (в мифологических полотнах нагота выглядит не столь вызывающе, поскольку обусловлена самим сюжетом), но довольно часто изображал вполне земных одалисок. Например, в этой картине он создает откровенно чувственный образ. Молодая девушка, почти подросток, лежит, раскинувшись, на софе. Буше окружает юную красавицу самой утонченной роскошью. Мягкие подушки, драпировки, курильница для благовоний - все это создает атмосферу чувственной неги. Зритель, между тем, сразу же понимает, что героиня полотна попала в такую обстановку совсем недавно и еще не успела к ней привыкнуть. И эта "свежесть" должна была придавать девушке еще большее очарование в глазах "развращенных аристократов" XVIII столетия. Предполагается, что для этой картины Буше позировала Луиза О"Мерфи, дочь сапожника-ирландца. В четырнадцать лет девушка начала работать моделью, а уже вскоре привлекла к себе внимание Людовика XV, и он сделал ее одной из своих любовниц. Не остался равнодушен к прелестям Луизы и знаменитый Казанова, назвавший ее "белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий". В заключение заметим, что картина "Лежащая девушка" пользовалась огромным успехом - Буше даже пришлось написать с нее несколько копии.



Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек. Но картину "Марс и Венера, застигнутые Вулканом" следует считать исключением из этого правила. В ней проиллюстрирован целый миф. Как помнит читатель, Венера была женою Вулкана, хромого, но при этом весьма искусного в кузнечном ремесле бога. Богиню любви, впрочем, эти выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса, бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Раздосадованный и обиженный Вулкан выковал тончайшую, но очень прочную сеть, в которую и попались незадачливые любовники. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. На лице Марса написано отчаяние - ведь он безоружен и потому не может дать достойный отпор ревнивцу. Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины - так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего "снаряжения" Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. Перепуганные путти стараются то ли прикрыть любовников, то ли спрятаться от Вулкана, а курильница, поставленная в ногах ложа, продолжает источать сладкий, чувственный и - в свете нового поворота событий - неуместный аромат.


Портрет маркизы де Помпадур (1759) (91 × 68) (Лондон, Собрание Уоллес)

Портретная живопись не была "коньком" Буше. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. На половине из них изображена мадам Помпадур, что, несомненно, свидетельствует о близкой дружбе между художником и любовницей короля. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Одно время это полотно висело в Версале, а после смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: "Я выгляжу здесь красивой, но совершенно не похожей на себя".

Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой - окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки". Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Впрочем, с портрета 1759 года на нас глядит, скорее, не властная и честолюбивая особа, но умная, образованная, обладающая тонким художественным вкусом дама. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных "птицам такого полета". Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля.


Эрмитаж: Буше, Франсуа - Пейзаж в окрестностях Бовэ


Мельница в Шарентоне (1750-е) (72 х 92) (Орлеан, Музей изящ.искусств)

Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. На смену идиллическим пейзажным картинкам пришли романтические полотна, долженствовавшие дать зрителю представление о величии Природы. На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник, и его заказчики, были забыты. Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше, и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Большинство своих ландшафтных картин герой нашего выпуска написал по впечатлениям от загородных поездок. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть "перерабатывалась" в небольшие пейзажи. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху.


Набросок "Вода" (1748)

Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Историки искусства полагают, что за свою жизнь Буше создал не менее десяти тысяч рисунков в различной технике. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Например, набросок, представленный вверху, был использован впоследствии при работе над картиной "Вода" из цикла "Четыре стихии", украшавшего двери в одном из королевских замков. Кроме набросков, Буше создавал и вполне законченные рисунки, каждый из которых может считаться самостоятельным произведением искусства. В этих случаях мастер обращался, чаще всего, к женской натуре - как одетой, так и обнаженной. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели" . Обыкновенно художник рисовал черным, красным и белым мелом на желтой бумаге, однако порою использовал пастель и цветную тушь. Уже при жизни репутация Буше-рисовальщика была весьма высокой, о чем свидетельствует тот факт, что его рисунки мгновенно раскупались собирателями живописи. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев.

Франсуа Буше: Обнаженная в постели


Туалет Венеры (после 1743) (101 x 86.7) (Санкт-Петербург, Эрмитаж)

Как уже говорилось, Буше прибегал к мифологическим сюжетам, главным образом, для того, чтобы, иметь возможность изобразить красивых обнаженных женщин в окружении самых необязательных деталей. Кроме того, эти сюжеты как нельзя лучше подходили для фарфора, декоративных панелей и гобеленов. Обыкновенно Буше избегал драматических сцен, предпочитая выбирать для своих картин "бессюжетные сюжеты", позволявшие уделить наибольшее внимание грациозным позам нимф и богинь.

Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна "Восход Солнца" , 1753 и "Заход Солнца" , а также "Триумф Венеры" и "Купание Дианы" . Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон "Туалет Венеры" , где богиня показана во всем блеске своей наготы. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Но Венеру художник выдвигает на передний план, давая зрителю возможность насладиться созерцанием ее пышных форм. Интересно, что Юпитер (в сценах, где он соблазняет ту или иную из своих "мифологических любовниц") никогда не предстает перед зрителем в виде мужчины. С Ледой он - лебедь, с Данаей - золотой дождь, с Каллисто - Диана.


Восход солнца (1748) (321 × 270) (Лондон, Собрание Уоллес)


Туалет (1742) (52,5 x 66,5) (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемис)

Не всем клиентам нравилось "фирменное меню" Буше, состоявшее из пасторальных, мифологических и будуарных сцен. Да, надо думать, и сам мастер порою уставал от нимф и пастушек. И тогда из-под его кисти выходили прелестные жанровые сценки - с кукольными женщинами, одетыми по последней моде, хорошо воспитанными детишками и изящными подробностями быта. Пожалуй, самая известная жанровая картина Буше - "Утренний кофе", 1739. Для нее мастеру позировали, по всей видимости, его жена и сестра, а также двое его детей. Пробивающееся в окно солнце окрашивает изысканный интерьер комнаты в нежные тона. Все присутствующие выглядят довольными друг другом, в руках слуги дымится кофейник, детки - ангелы. Подобные жанровые сценки пользовались большой популярностью у заказчиков. Например, шведская кронпринцесса Луиза Ульрика заказала художнику четыре картины (по времени суток - утро, день, вечер и ночь) "с модно одетыми фигурами и красивыми лицами". Большим поклонником жанровых картины Буше был и граф Тессин. Для него художник написал помещенную внизу "Женщину, поправляющую подвязку" (1742). Отметьте, как, сильно отличаются эти картины от жанровых сцен Шардена. Каждая деталь - вплоть до каблучка туфельки красавицы, вплоть до детской игрушки - говорит здесь об "искусстве жить". И очевидно, что это "искусство" Буше понимает совершенно по-иному, чем Шарден.


Утренний кофе (1739) (81.5 × 61.5) (Париж, Лувр)

Пожалуй, нигде и никогда так не стремились к "приятности" и утонченности, как при дворе короля Людовика XV. Искусство жить легко, "срывая цветы наслаждения", стало почитаться действительным искусством. Порою кажется, что в воздухе тогда уже висело предощущение грозы, надвигающейся катастрофы. И что именно это предощущение обусловливало желание устроиться со всем возможным изяществом и комфортом, окружить себя румяными пастушками, фарфоровыми куколками, идиллическими пейзажами. Именно оно требовало от жизни быть похожей на театр. И Буше умело питал иллюзии своих заказчиков. Его картины погружают зрителя в мир прелестных грез, очаровательной выдумки. Заметьте, мастер никогда не говорит нам: "Посмотрите, как это правдиво". Он говорит: "Посмотрите, как это мило". Он не воспитывает нас, не внушает нам стремления к высоким целям, а лишь сожалеет о том, что жизнь так коротка и так, в сущности, печальна. И, сожалея об этом, старается сгладить ее углы, задрапировать ее неприглядность, сделать ее хоть немного приятнее. Обман? Пусть. Но человеку не всегда нужна правда. Иногда ему нужно еще и утешение.


фарфор

"Фарфоровое искуство" Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. Начиная с 1740-х годов любовница короля стала живо интересоваться фарфоровой мануфактурой в Венсенне. Ее интерес был столь настойчивым, что в 1751 году Людовик XV подарил ей эту небольшую фабрику. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Тогда же маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов для своей мануфактуры Франсуа Буше.

За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Замечательна и серия статуэток "Дети", изготовленная из белого фарфора. Очаровательные детишки, вылепленные по рисункам художника, только и делают, что собирают цветы и поют песенки. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Эти вазы отличаются большим изяществом, хотя современному зрителю они могут показаться несколько "перегруженными" деталями.

Творчество художника оказало огромное влияние на развитие декоративной керамики второй половины XVIII века. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). После смерти мадам Помпадур в 1764 году сотрудничество Буше с мануфактурой в Севре постепенно сошло на нет, поскольку делами здесь стала ведать новая фаворитка короля, мадам Дюбарри.


фарфор


Гнездо (1740) (98 х 146) (Париж, Лувр) Пастушка

Сейчас трудно себе даже представить, какой популярностью пользовались пасторальные сценки во второй половине XVIII века. Правда, после революции их стали ругать с тем же увлечением, с каким прежде превозносили и покупали. В какой-то момент пастушки сделались в глазах радикалов чутьли не главными символами ненавистного "старого режима". Однако во времена Буше такие пасторали мастера, как, например, "Пастушка" или "Гнездышко" (вверху), воспроизводились и в виде гобеленов, и в качестве рисунков для фарфоровых сервизов. И, конечно же, с них делалось множество гравюр, ведь обладать изящными предметами быта хотелось не только аристократам, но и людям вполне простого звания.

Хорошенькие, со вкусом одетые (или полураздетые) пастушки могли украшать не только королевские апартаменты, но и жилище бедной швеи. Разумеется, последней приходилось довольствоваться не шедевром мастера, а плохонькой гравюрой. Источником "пасторального вдохновения" служил Буше театр, где в ХVII-ХVIII веках часто ставились пасторальные пьесы с музыкой и стихами. Первые пьесы такого рода появились еще в XVI столетии - в Италии. Оттуда они и перекочевали во Францию. Здесь пасторали чаще всего приобретали форму балета или пантомимы. Известно, что Буше не раз оформлял подобные спектакли, и многие их сюжеты легли потом в основу его идиллических пастушеских сцен


Версальский дворец: Франсуа Буше - Пастораль


Одалиска (1743) (53 х 65) (Реймс, Музей искусств)

Эту работу можно назвать "прообразом" "Лежащей девушки", созданной почти десятилетие спустя. Молодая красавица томно лежит на софе. На лице ее написана мечтательность: оно повернуто к зрителю, но глаза женщины устремлены куда-то вдаль. И название, и специфические ориентальные детали должны намекать на то, что действие происходит в гареме какого-нибудь султана (правда, в сильно европеизированном гареме).


Модистка (1746) (64 × 53) (Стокгольм, Нац. музей)

Очаровательная жанровая сценка, написанная как будто нарочно для дамского будуара или кабинета. На полу сидит модистка, принесшая своей заказчице коробку с образцами лент - на выбор. Вероятно, заказчица уже довольно долго выбирает ленты, потому что на лице молодой портнихи зритель ясно видит покорную усталость.


Мельница (1751) (66 х 84) (Париж, Лувр)

Один из "фирменных" пейзажей Буше. Здесь есть все, что только может пожелать самый прихотливый заказчик. Старая мельница, покосившиеся изгороди, мостик, голуби, милые ребятишки. Даже прачка, которая стирает белье в изящной позе придворной дамы, делающей глубокий реверанс.
Развернуть ]

структурных элементов - все это изображено симпатично, немного сказочно, будто иллюстрация в детской книге.



Всемирно известный французский декоратор, гравер и живописец Франсуа Буше родился в столице Франции в сентябре 1703 года. Он пошел по стопам отца, зарабатывавшего на жизнь рисованием узоров для вышивки и гравюр, и уже с малых лет помогал ему в мастерской, проявив талант в изобразительном искусстве. Отец, заметив это, отдал его на обучение к известному граверу Жану Карсу.

Начало самостоятельной жизни позволило Франсуа зарабатывать деньги собственным трудом и заводить полезные связи с высокопоставленными клиентами своего учителя.

Начало карьеры

В 1720 году Буше продожил обучение у известного в то время мастера-монументалиста Лемуана, а с 1722 года постигал искусство оформления гравюр и книг уже с помощью наставлений Жана-Франсуа Кара-старшего.

Первая серьезная работа живописца пришлась на 1722 год, когда ему поручили создать иллюстрации к новому изданию труда Габриэля Даниеля «Французской истории». 1723 год принес художнику награду: картина Франсуа Буше «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима» открыла талант живописца широкой публике.

Итальянские каникулы и триумфальное возвращение

В 1727 году Буше отправляется в Италию для того, чтобы пополнить знания и лучше присмотреться к работам известных мастеров своего дела.

Большое влияние на дальнейшее творчество художника оказали работы Джованни Ланфранко и Пьетро да Кортона. Франсуа Буше, картины которого известны многим поклонникам рококо, синтезировал в работах те или иные традиции и приемы живописи, подбирая наиболее подходящий своему характеру стиль.

Вернувшись в 1731 году из Италии, художник стал кандидатом на получение членства в Королевской академии в отделении Через 3 года, благодаря картине «Ринальдо и Армида», он был окончательно утвержден в качестве члена академии. В этот же период Буше работал на мануфактуре Бове.

30-е и 40-е годы XVIII века принесли живописцу многочисленные официальные заказы на роспись апартаментов в Версале, в частности в апартаментах дофина, малых апартаментах, комнате королевы.

Он же расписал залы Королевской библиотеки. Пользуясь благосклонностью Людовика XV и его фаворитки — маркизы де Помпадур, Буше получил заказ на украшение их резиденций, а также особняков приближенной ко двору знати.

О чем писал Франсуа Буше

Аллегорические и мифологические сцены — одни из любимых тем для Франсуа Буше. отличаются грацией, пикантной занимательностью и некой изюминкой, подчеркивающей главную идею полотна. Также довольно часто живописец избирал для своих полотен сюжеты из деревенской и, в противоположность ей, городской жизни: например ярмарки, народные гулянья, фешенебельную жизнь зажиточных парижан.

Стремление к совершенству и старания, которые Буше вкладывал в свои произведения, позволили ему стать главой мануфактуры Гобеленов в 1755 году. Он творил очень плодотворно: многочисленные гравюры, декорации для спектаклей и опер, роспись вееров, миниатюры, орнаментальные росписи фарфоровых изделий, картины для шпалерных мануфактур королевской семьи и, конечно, известные иллюстрации к книгам Боккаччо, Мольера и Овидия принесли заслуженную славу Франсуа Буше. Картины художника хранятся во многих музеях мира: Лувре, музее Пётит Пале, лионском Музее Изящных искусств, санкт-петербургском Эрмитаже, Национальной Лондонской галерее, мадридском музее Прадо и во многих других.

Особенная манера художника, отличающаяся утонченностью, вычурностью, желанием уйти от действительности, неизменно притягивает к себе внимание посетителей музеев и галерей.

Отлично зная нравы парижской знати, Буше тем не менее пытался скрыть их истинные желания и пороки за лицами обычных сельских пастушек.

Франсуа Буше: картины

В 1765 году Буше стал «первым живописцем короля» и был назначен директором живописи и скульптуры.

Это, пожалуй, самая высокая вершина в карьере, которую мечтали покорить художники того времени.

1770 год подарил художнику еще одну регалию — почетное членство в Петербургской академии художеств.

Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника.

Среди наиболее известных произведений живописца стоит выделить такие работы, как «Пигмалион и Галатея», «Любовное письмо», «Юпитер и Каллисто», «Похищение Европы», «Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала».

Великий творец умер в мае 1770 года в возрасте 67 лет. Память о Буше Франсуа, гравюры и миниатюры которого вдохновили не одно поколение начинающих художников, оставили заметный след в истории изобразительного искусства XVIII века, будет еще долго жить в сердцах ценителей его таланта.

Святое Семейство


Иоанн Креститель


Святой Пётр идёт по воде


Отдых на пути в Египет


Осень


Путти-рыболовы


Купидоны - жнецы


Осень


Путти с мыльными пузырями


Гении искусств


Аллегория живописи


Амуры - аллегория живописи


Аллегория музыки


Музыцирующие путти


Мишень любви


Музыка и танец


Евтерпа


Заговор Амуров


Туалет Венеры


Туалет Венеры


Венера, утешающая Амура


Туалет Венеры

Венера на волне


Венера и Купидон


Венера и Купидон


Триумф Венеры


Венера обезоруживает Купидона


Венера и Вулкан


Марс и Венера, застигнутые Вулканом


Обучение Купидона


Диана после охоты


Диана после купания


Восход солнца


Закат солнца


Кузница Вулкана (Вулкан, показывающий Венере оружие для Энея)


Муза Эрато


Муза Эрато


Похищение Европы


Похищение Европы


Поxищение Европы


Ринальдо и Армида


Аврора и Кефал


Геркулес и Омфала


Леда и лебедь


Обнаруженная купальщица


Пан и Сиринга


Пан и Сиринга

Краткая биография Франсуа Буше

Буше Франсуа (1703—1770), французский живописец и декоратор.

Родился 29 сентября 1703 г. в Париже в семье орнаментщика и торговца эстампами.

Буше — наиболее яркий представитель рококо (стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.). Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства. В 1723 г. Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора».

Любимой моделью художника в это время была Мари Жанн Бюзо, которая вскоре стала его женой. Он продолжил публиковать гравюры («Мольер», 1734—1737 гг.; «Крики Парижа», 1737 г.) и начал получать дорогие заказы. В 1734 г. Буше избрали в академию; это открывает для него долгую официальную карьеру профессора (1737 г.), директора академии и «первого художника короля» (1765 г.).

Художник работает на мануфактуре шпалер в Бовэ и на Королевской мануфактуре гобеленов в Париже, делает декорации для театральных и оперных постановок, разрывается между заказами короля Людовика XV и маркизы де Помпадур, а также своих друзей.

В 1736 г. Буше нарисовал серию «Пасторалей» из 14 частей, а в 1739 г. — «Историю Психеи». Для Королевской мануфактуры гобеленов он создал две серии — «Любовь богов» и «Аминте» (1755—1756 гг.). Гобелен «Китайские дивертисменты» (подарен в 1764 г. Людовиком XV китайскому императору), орнаментальные рисунки для фарфоровых изделий Севрской мануфактуры (1757— 1767 гг.) и многочисленные работы для театра и оперы обеспечили Буше славу самого крупного декоратора своего времени.

После смерти маркизы де Помпадур в 1764 г. художник продолжает выставляться в Салоне, хотя публику начинают больше привлекать Ж. Б. Грёз и О. Фрагонар. Буше стареет, зрение его слабеет, но он продолжает работать. Он совершает путешествие во Фландрию (1766 г.), пишет картины на религиозные сюжеты («Поклонение пастухов», 1764 г., и др.), украшает дворец Марсийи (1769 г.), создаёт многочисленные декорации к оперным спектаклям («Кастор и Поллукс», 1764 г.; «Тесей», 1765 г.; «Сильвия», 1766 г.).

За несколько месяцев до смерти, Буше избрали почётным членом Академии художеств в Петербурге.

Его можно считать основателем целой художественной школы. Художник создал новый канон женской красоты, великолепно подходящий к парижскому обществу того времени («Смуглая одалиска», 1745 г.; «Геркулес и Омфала», 1731— 1734 гг.).

Пейзажи Буше полны очарования и фантазии («Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1742 г., и др.). Художник проявил себя как декоратор («Отдых на пути в Египет», 1757 г.) и орнаменталист, которому столь часто подражали в XIX столетии.

Мастер виртуозных рисунков, Буше сделал их более 10 тысяч.

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.

В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.

На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами. Герои картин наполнены голубыми и нежно-розовыми тонами красок. Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур. Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться ещё целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью. Особое предпочтение и внимание Буше уделил богине Венере, а также будничной парижской повседневности и совсем простым зарисовкам из деревенской жизни.

Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника. Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики. В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.

Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше. Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше. Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро. Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.

Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала». Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа. Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.

Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем. Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его почерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие. Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности. Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.