Любовная линия в романе доктор живаго. Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия. В.М. Розин

«Доктор Живаго» — это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились", — так говорил Пастернак о своем творении. Роман «Доктор Живаго» стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе огромна.

В произведении поднимаются многие вопросы, как общественного, так и личностного характера. Тема любви — одна из основных в произведении.

Любовь, по Пастернаку, — божественное чувство, дарованное небесами. Любить по настоящему способны немногие избранные. Нельзя отказываться от этого чувства. Его нужно принимать с благодарностью, несмотря на все земные трудности, которую выпадут на твою долю.

Любовная коллизия в «Докторе Живаго» во многом автобиографична. И в жизни самого Пастернака было две женщины, которых он любил всю свою жизнь, любил по-настоящему, но очень по-разному…

Главным героем романа является Юрий Живаго, представитель русской интеллигенции. Судьба его складывается весьма непросто, так же, как и его отношения с женщинами. Всю свою жизнь герой метался между Ларой Антиповой и Тоней Живаго. Каждую из них он любил по-особому. Эти две женщины, по моему мнению, очень разные, но при этом обе они были равно дороги главному герою.

Тоня отличалась простотой и какой-то трогательностью. Эта девушка, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. А как же иначе? Перед самой смертью мать Тони, Анна Ивановна, сказала обоим героям, которых считала своими детьми: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…"

Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».

Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни. Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью — виной за любовь к другой.

Этой другой стала для Живаго Лариса Федоровна Антипова. Любовь героя к ней — совсем иная. На протяжении всей жизни Живаго судьба удивительным образом постоянно сталкивает их. Юрий Живаго восхищается Ларой, смелой, дерзкой, любящей. Для него эта женщина является воплощением России. Доктор не может представить своей жизни без Лары: «О как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось, мечталось, как ему было надо! … той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом…"

Герой романа всегда ассоциирует свою возлюбленную с Россией, которая так же противоречива и многогранна. Чем же является Лара для Юрия Живаго? Она — часть родной земли, которая, так же, как и героиня, «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!"

Вот это и есть Лара. И пусть в минуты сомнения герой «наговорил» об этой женщине, все равно его любовь к ней всепоглощающая. Чувство героя к Ларе чисто и вечно. Юрий Живаго сознает эту вечность и знает, что бежать от любви невозможно, да и некуда. Такая любовь слишком редка среди людей и дается лишь избранным: «Они любили друг друга не из неизбежности, «не опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».

Думаю, эти слова становятся ключевыми для понимания безграничной любви между Ларисой Федоровной и Юрием Живаго. Пастернак в своем романе создает картину удивительных отношений: простых и естественных, с одной стороны, и идеальных, вечных, с другой. Но при всем этом, так любить, как любят друг друга герои романа, способны только исключительные люди.

Любовь всегда была главной и излюбленной темой в творчестве многих писателей, при этом она воспринимается каждым по-своему. В Произведении «Доктор Живаго», написанном Борисом Пастернаком, полностью раскрывается тема этого чувства, в нем оно противоречиво и разнообразно.

Главный герой романа – выходец из русской интеллигенции, человек, который без малейшего колебания принял революцию, – Живаго Юрий Андреевич. Его трагедия в том, что он никак не может до конца разобраться в своих чувствах к его возлюбленным женщинам, а так же побороть сомнения, связанные с ними.

По мнению автора, любовь является очень изменчивой, противоречивой, как и жизнь в те времена, которые описываются в романе. Рассуждая об отношениях между главным героем и его женой Антониной, писатель использует в основном такие понятия, как любовь и долг перед матерью Тони, Анной Ивановной, которая перед своей смертью просила их быть вместе, не смотря ни на что.

Нельзя сказать, что Юрий Андреевич равнодушно относился к своей жене, но и сказать что между ними пылало страстное чувство, какое он испытывал к другой своей женщине, тоже нельзя. В романе красочно описывается природное происхождение любви к Ларе, к примеру, она задумывается у смертного одра Живаго: «они смогли друг друга полюбить, только потому, что этого так хотели облака, деревья, солнце и воздух». Эта женщина предстает перед главным героем в разных образах, имеющих природное происхождение – лебедя или рябины, что позволяет понять значение Лары для главного героя – для него она является самим воплощением природы.

Юрий тянется к Ларе, неосознанно, на уровне инстинкта. Он и она должны быть единым целым, ведь того требует и природа, и его душа. Но чувства к Ларе бесплодны, они подчинены страстям. Автор изображает героев своего произведения с совершенно разных сторон, что заставляет задуматься об истине в любви.

Нужно отметить, что писатель усложняет происходящее, добавив в роман нового героя – Марину, чувства Живаго к которой похожи на некое смирение с жизнью. Эта женщина отличалась покорностью и молчаливым подчинением капризам и причудам Юрия, была для него всепрощающей и не замечала его странностей.

Любовь, которая проявляется в данном романе, абсолютно разная, настолько, что можно сказать, что она многополярна. С особой страстью и трепетом доктор относился к Ларе, из-за возникшего чувства обязанности и долга любил Антонину, а Марину он полюбил, только из-за того, что так вышло. Но все же Живаго так и не нашел счастья, несмотря на количество его женщин, и все, что для него осталось единственно верным – это смириться с жизнью.

любви в романе «Доктор Живаго»

Действие романа «Доктор Живаго» охватывает полстолетия от лета 1903 года до начала 50-х гг. Пастернак поднял в своей книге целые пласты истории: быт России перед первой мировой войной, революция 1905 года, мировая война, революции 1917 года, гражданская война и голод, нэп, Великая Отечественная война и несколько лет по ее окончании - и создал роман исторический. «Доктор Живаго» - не роман об извращении революционной идеи, «исторической хирургии». Б. Пастернак показал, как первоначальный нравственный смысл революции пришел в противоречие с революционной реальностью».

Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первой половине 20 века.

Живаго увидел революционные события в их трагической сложности, во всей противоречивости, так как их увидел Пастернак. Ни герой, ни автор не стремились их истолковать. Задача у Пастернака была иной: пропустить события истории через личное восприятие тонко и обостренно чувствующего героя. И эта задача была гениально выполнена. Роман необычен, он читается на одном дыхании, а стихи Юрия Живаго - прекрасное средство еще более глубокого раскрытия внутреннего мира героя и его отношения к внешнему миру. Жизнь вечна, а человек конечен. И судьба человека, которому довелось жить в переломные эпохи, находиться в самой гуще исторических событий, трагична. Человек - песчинка в море

жизни, но он - и хранитель истории, oн участвует во всех событиях, но не как творец, а лишь как капля в общем водовороте.

В романе присутствует множество мотивов: библейские, философские, судьбы, различных стихий, красоты, родины и др. Но нас в данной работе интересует тема любви .

Мы узнаем жизненную историю сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями страны. Через переплетение множества судеб показывается драматическая история несчастной любви доктора Живаго к двум женщинам, Тоне и Ларе. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру (известно, что прообразом ее была Ольга Ивинская, последняя любовь поэта. Он признавался ей в любви и мучился оттого, что у него жена, дети, совсем как Живаго в романе).

Главный герой - Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. Мальчик рано остался сиротой. Мальчик рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечтал о том, чтобы писать художественную прозу, в юности начал писать стихи. Позднее творчество стало главной его страстью. Врач и писатель - сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Живаго в романе показан как гениальный поэт, кроме того, еще и религиозный философ.

Центральным образом книги (и книги стихов Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи,

с которой начался Юрий Живаго как поэт. Этот символ проведен через весь роман, пламя и свет свечи - стихия огня:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

  • («Зимняя ночь»)
  • (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. И книга стихотворений Юрия Живаго - это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его видение мира). Любовь может быть как великим счастьем, так и великим бедствием.Это великая страсть, которой подчиняется все вокруг. Она может гореть ровным теплым пламенем свечи, согревая жизнь, а может вспыхнуть и обернуться пожаром, сжечь все вокруг дотла.

Юрий Андреевия женится на дочери профессора химии Громеко. Женитьба на Тоне была его внутренним побуждением. Ему казалось, что лучше Тони - доброй, понимающей, никогда не найти жену-друга. Семья представляет для Юрия наивысшую ценность. Он искренне любит и уважает свою жену (но это любовь, продиктованная разумом, а не сердцем), ценит тестя Александра Александровича, обожает сына Сашеньку.

Тоня отвечает взаимностью. Юрий Живаго - только с виду покорный и безвольный человек, перед лицом жизненных трудностей он способен принять свое собственное решение, отстоять свои убеждения, не сломаться. Его духовную силу чувствует Тоня, она понимает, что отсутствие воли с лихвой покрывает внутренняя сила, одухотворенность, талант Юрия Андреевича, и это для нее намного важнее. Она пишет мужу:

«А я люблю тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы ты только мог мог себе представить. Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении, облагороженное внутренним содержанием лицо, которое без этого может быть, казалось бы некрасивым, талант и ум, как бы занявшие место начисто отсутствующей воли. Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя» .

С одной стороны, Юрий - безвольный человек, он не противостоит, полностью подчиняется революции, жизни. Но в то же время стойко сносит все испытания судьбы, духовно не меняется, не изменяет в душе своим идеалам, ничто не в силах повлиять на его моральные принципы. Живаго не принимает конкретных однозначных решений, живет сомнениями и колебаниями. Но это - не слабость, а его моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений» , - так пишет о Юрии Живаго Д. С. Лихачев в своих «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Покладистость Юрия не является ни душевной слабостью, ни трусостью. Живаго обладает сильным умом и интуицией, он просто следует, подчиняется тому, что требует от него жизнь. Но он способен отстаивать свою позицию перед лицом опасности или в ситуациях, когда речь идет о его личной чести или убеждениях, сохраняя свою глубинную духовную сущность. Юрий не возражает против решений других людей, особенно дорогих и близких ему, принимая чужие решения как ребенок, который не спорит со своими родителями, принимает их подарки наравне с наставлениями. Живаго не возражает против свадьбы с Тоней, когда Анна Ивановна их «сговорила». Не возражает он и против призыва в армию, против поездки на Урал: «Однако к чему спорить? Вы решили ехать. Я присоединяюсь.» , - говорит Юрий.

Живаго остается верен себе в браке с Тоней Громеко. Их счастливая супружеская жизнь длится недолго - началась война с немцами. Живаго оставляет молодую жену с сыном. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую прежде всего физический мир. Гражданская война предстает как массовый психоз, одержимость людей, которые утратили представление о человечности и которые вовлечены в чудовищный процесс взаимоистребления. После Февральской революции супруги Живаго вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 они уезжают на родину предков Тони, на Урал. И там, чтобы выжить, занимаются сельским хозяйством. Так проходит год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом началась революция, которую Юрий вначале принял как обновление. Но очень скоро понял - каково ее истинное лицо. Ее преобразования оказываются делом чистой политики, результатом борьбы стремящихся к власти людей.

Но именно эта война и революция сближает Юрия Живаго с другой женщиной - Ларой Гишар. Лара - дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца. Еще будучи гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью Лары. И тогда же впервые видит Лару. Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару - девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность.

С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит он сам:

«Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша... Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.» .

Через несколько лет они снова встречаются. Она - девушка с чистой душой, против воли становится, как и ее мать любовницей Комаровского, пытается застрелить его - и подчиняется ему. Лара мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова (сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым).

Не будь войны, может быть Лара Гишар осталась бы в памяти Юрия той юной девочкой-женщиной, которую он видел всего лишь дважды: в номере гостиницы, когда травилась ее мать, и на елке у Светницких, когда Лара стреляла в Комаровского.

Во время мировой войны Живаго врачом попадает на Юго-Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене. Тоня уже тогда, по письму мужа почувствовала, ощутила ту тонкую, прозрачную как паутинка, но уже крепкую внутреннюю связь Юрия и Лары. Одной ей ведомым чутьем женщина поняла, что Юрию и Ларисе суждено быть вместе. Их жизнь связана каким-то стечением обстоятельств. И она знает это и пишет об этом Юрию, который еще не понимает этого, не верит, противится. Живаго поначалу не принял это всерьез. Долг верности и любви еще пересиливает эту связь:

«В этом письме, в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечении обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути» .

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялось неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Живаго расстается с Ларой вынужденно, и чувства к ней лишь усиливаются.

Юрий старается разобраться, противостоять этому, надеется, что что-то разрушит эту связь, ведь он «... любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родной отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам» , - Живаго страдает от раздвоенности. Он ведь женат и любит свою жену Тоню. Но Лара стала для него самой жизнью:

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть больше, чем им самим... Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло!» .

Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить:

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара» .

Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. Любовь приносит страдания, дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они - полная противоположность друг другу.

«Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги» , - так пишет о Ларе в своем прощальном письме мужу Тоня.

Любовь Лары и Юрия осложняет им жизнь, но они живут этой любовью:

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни» , - пишет Пастернак.

Именно трепетная любовь Юрия Живаго и Лары Гишар - сердцевина романа, его душа.

Она - вершина трагической жизни Юрия Живаго, взлет всех его чувств. Описание этой любви - лучшие места в романе. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит он своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,Спины, и плеч, и шеиИ так с привязанностью слугВесь век благоговею.

(«Объяснение»)

Лара и Юрий встретились так, как встречаются один раз в жизни и навсегда, и неважно, останутся они вместе или нет. Это была любовь метафизическая, на каком-то ином, непостижимом для человеческого разума уровне. В романе есть потрясающие строки о любви, ставшие ее формулой:

«Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной» .

У героев разные характеры, но родственные души. Лара - единственная женщина, которая так близка Живаго, так похожа на него, так одинаково с ним мыслит. Хотя она - по крови полуфранцуженка, но - русская по духу и чувствам. У Лары высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. Лариса почти боготворит Юрия Живаго.

«Лара была самым чистым существом на свете» ,- так говорит о ней Б. Пастернак.

«Мы с ним [с Павлом Антиповым] люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою» , - это говорит сама Лара. Юрий и Лара абсолютно безразлично относятся к материальным благам, внутренне от природы свободны и щедры. Автор так пишет об этом:

«Еще более, чем общность души, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим одинаково немило все фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большой редкостью.» .

Но, в отличие от Юрия, Лара тверда и решительна, она противостоит жизни, не принимает ее условий, борется сама с собой: понимая грязь своих отношений с Комаровским, она до поры до времени не в силах порвать с ним. Но, решив изменить свою жизнь, Лара совершает отчаянный поступок - она покушается на него. Она сама принимает решения, и порой даже диктует свою волю более слабым. Лара решается выйти замуж за Патулю Антипова, тогда еще милого, застенчивого, безвольного юношу, и, когда муж пропадает без вести, она, оставив дочь, сама отправляется на его поиски.

Лара оказывает огромное влияние на Юрия. Живаго любит жизнь, ему кажется дикой даже сама идея переделывать ее. Жизнь, по его понятию, не материал, а действующее начало. Лара - воплощение этой жизни.

Любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным, тем, она роднит, объединяет. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем, высокое искусство. Юрий боготворит Лару, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает:

Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня , -

эти слова показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. Живаго не ревнует ее к Антипову, он понимает, принимает, и, самое главное, разделяет ее чувства - чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лара говорит Юрию, что если бы Стрельников «снова стал Пашенькой Антиповым», то: «...Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне.» .

Через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Юрий и Лара не могли не любить (Так, Живаго отказывается от заманчивого предложения Комаровского, жертвуя своей любовью к Ларе. Он не может поступиться своими убеждениями, поэтому не может ехать с ней. Юрий готов отказаться от своего счастья ради спасения и спокойствия любимой женщины, и ради этого он идет даже на обман).

В тот момент, когда доктор Живаго решает открыться Тоне и порвать с Ларой, его забирают в партизанский отряд. Юрий в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его, все равно, охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство.

Пока Живаго находится в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими представителями старой либеральной интеллигенции была выслана из Советской России. Антипов - Стрельников попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Живаго бежит от партизан к своей Ларе, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье:

«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тяне сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Вот это-то и есть Лара. С ними нельзя разговаривать, а она их представительница, их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования!» , - думает

о Ларе Юрий, вернувшись из партизанского отряда. Лара - его жизнь, его любовь. Она захватила душу героя, и он не в силах сопротивляться ее влиянию.

Любовь Лары и Юрия является как бы и благословением их жизни, и грозной стихией, грозящей разрушить эту жизнь. Но любовь героев ниспослана им свыше, они предназначены друг другу решением небес:

«Дар любви, - говорит Лара, - как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится...» . Юрий и Лара остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Они - почти одно целое Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь:

Мне ли, слабой женщине, объяснять тебе, такому умному, что делается сейчас с жизнью вообще, с человеческой жизнью в России и почему рушатся семьи, в том числе твоя и моя? - говорит Лара Юрию. - Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна не бытовая, непреложная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем .

В заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого (Лара просит Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память, таким образом, мы, читатели, получаем уникальный своей целостностью цикл «Стихотворения Юрия Живаго», которым Б. Пастернак завершил свой философский роман «Доктор Живаго», который занял в сокровищнице мировой поэзии ХХ столетия особое место. Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого).

Лара (Антипова Лариса Федоровна) главная героиня романа; дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Амалии Карловны Гишар. Приехав после смерти мужа с Урала в Москву, мать Л., по совету своего любовника Комаровского, открывает швейную мастерскую. Лара учится в гимназии; испытывает странную зависимость от Комаровского и становится его любовницей, не чувствуя к нему привязанности. Подозревая об их отношениях, мать Л. пытается отравиться, но остается жива. Все более тяготясь связью с Комаровским, Л. весной 1906 г. поступает воспитательницей в богатую семью Кологривовых и перестает видеться с Комаровским. Окончив гимназию, поступает на курсы; хочет по их окончании выйти замуж за влюбленного в нее с детства Пашу Антипова. Чтобы заплатить денежный долг своего брата Родиона, Л. занимает деньги у Ко-логривова; чтобы рассчитаться с ним, она намерена просить денег у Комаровского, однако готова убить его, если он предложит ей вновь быть его любовницей. Отправляясь в Рождество 1911 г. на елку к Свентицким, где находится Комаровский, Л. берет с собой револьвер. По дороге она заезжает в Камергерский переулок к Паше; сидя в комнате с зажженной свечой, она просит, чтобы они как можно скорее обвенчались. Во время елки Л. стреляет из револьвера в прокурора Корнакова, который во время революции 1905 г. судил железнодорожников за участие в ней, и легко ранит его. Желая спасти Л., Комаровский утверждает, что она стреляла в него, а не в Корнакова. После этого Л. переносит тяжелую нервную горячку.

Весной 1912 г. она выходит замуж за Антипова, и через 10 дней они уезжают на Урал, в Юрятин. Там Лара преподает в женской гимназии. У них рождается дочь Катенька. Однако Антипов полагает, что Л. «любит не его, а свою благородную задачу по отношению к нему»; он уходит на фронт, где попадает в плен. Л., сдав экзамен на звание сестры милосердия, оставляет дочь в Москве и в санитарном поезде отправляется на фронт. В госпитале она встречается с доктором Живаго. Работая в небольшом городке Мелюзееве, Л. часто сталкивается с ним. Поняв, что тот влюблен в нее, она через неделю уезжает. Следующая встреча с Живаго происходит через несколько лет, в Юрятине, когда Живаго, переселившийся сюда с семьей из Москвы, приходит в дом к Л. Она рассказывает о своем муже, который служит в Красной Армии под фамилией Стрельников. Л. и Живаго становятся любовниками. В плену у партизан Живаго думает о Л. и о том, чем именно, «какой стороной своей» она хороша: «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для Живаго Л. — «представительница самой жизни, самого существования», «их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования». Когда Живаго удается бежать от партизан и добраться до Юрятина, он приходит к Ларе. Она говорит о себе: «Я — надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны». Живаго говорит Л.: «Я ревную тебя к Комаровскому, который отымет тебя когда-нибудь, как когда-нибудь нас разлучит моя или твоя смерть». Живя с Живаго, Л. предчувствует скорый арест: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Когда в Юрятине появляется Ко-маровский, Лара в конце концов соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним; при этом она уверена, что ее муж, Антипов/Стрельников, казнен.

Приехав через несколько лет в Москву из Иркутска, Л. идет в Камергерский переулок, в квартиру, где некогда жил Антипов; в его комнате она застает гроб с телом Живаго. В разговоре с Л. брат Юрия Живаго Евграф рассказывает ей, что муж Л. не был расстрелян, а застрелился сам и был похоронен Юрием Живаго. Л. пытается припомнить свой разговор с Пашей Антиповым в рождественский вечер 1911 г., но не может припомнить ничего, «кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной корке стекла». Прощаясь с мертвым, Л. говорит ему о какой-то своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но ведь я не говорю, не открываю главного. Назвать это я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна». После похорон Юрия Живаго Л. проводит несколько дней в Камергерском переулке, вместе с Евграфом разбирая бумаги покойного. Евграфу она сообщает, что у нее была дочь от Юрия Живаго. Однажды, уйдя из дому, Л. больше не возвращается. «Видимо, ее арестовали на улице и она умерла или пропала неизвестно где <...> в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». В то же время исчезновение, «растворение» героини в бескрайних пространствах вносит дополнительный штрих в образ Л. как символа России (ср. также значение имени Лариса — «чайка»).

Дочь Лары и Юрия Живаго находит на фронте летом 1943 г. Евграф Живаго: она носит имя Таньки (ср.: «Татьяна, дочь Лары» — «Татьяна Ларина») Безочередевой, работает бельевщицей и считает себя дочерью «русского министра в Беломонголии Комарова» и его жены «Раисы Комаровой»; девочкой она была отдана на воспитание сторожихе железнодорожного разъезда, потом была беспризорницей, попадала в исправительные учреждения.

/ / / Изображение любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Конечно же, описание такого явления, как любовь, присутствует во многих литературных произведениях. Ведь это то чувство, без которого в реальности человек не может долго прожить. Некоторые писатели говорят о любви, как о чем-то высоком, прекрасном, таинственном. Другие творческие личности связывают любовь с печалью, со страданиями, с чувствами тоски.

Борис Леонидович был тем человеком, который объединил две предыдущие позиции и воссоединил печаль и радость, которые приносит любовь.

В романе «Доктор Живаго» читатель может наблюдать за отношениями мужчин и женщин, которые обжигались пламенем страстной любви. Перед нами главный герой – и его любимые женщины – Тоня и . Они совершенно разные, абсолютно не похожие друг на друга. И, поэтому, Живаго не может, не желает делать выбор между ними.

Утром, после пробуждения, ему хорошо с активной и деятельной Антониной, которая воспитывает маленького сынишку и постоянно хлопочет по хозяйству. А вечером, Юрий желает оставаться с Ларисой – уверенной, тихой, спокойной. Именно с ней можно отдохнуть после бурно прошедшего дня. Каждая героиня старалась завоевать внимание любимого и оставаться единственной для него.

Главный герой в разные периоды времени, в разных ситуациях ведет себя неодинаково по отношению к любимым дамам. В Тоне Юрий оберегал чистоту и спокойствие души. Для главного героя понятия «свободной любви» были совершенно незнакомы. Не пытался он восполнять чашу ежедневного удовольствия и за свои поступки ощущал невиданную тяжесть совести, которая была нечиста.

Любовь Юрия к Антонине и Ларисе можно сравнить со стрелками часов. Пока часы идут, перескочить определенные отрезки времени невозможно. А если отношения перестанут существовать, что и часы навсегда остановятся. Так и случилось! Разлука с любимыми остановила те самые стрелки, которые так уверенно тикали до этого.

Даже после смерти, Лариса продолжала любить Юрия. А все потому, что чувства их были настоящими, не временными, не мимолетными, а искренними и преданными.

Такие же теплые чувства испытывала и Тоня по отношению к Живаго. В своем письме она признается в любви, в обожании главного героя.

На примере представленного любовного треугольника подтверждается версия о том, что любовь для Пастернака, это двойственной чувство, которое может объединить в себе и невероятную радость, и угнетающую печаль. И такое описание данного чувства было достаточно редким в текстах русской литературы, что и стало индивидуальной особенностью творчества Бориса Леонидовича.