Глубокая зимняя ночь. Глубокая зимняя ночь метель проблема. Глубокая зимняя ночь проблема

Сказка

Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...

Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...

Точно зовет кто-то,- тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.

Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...

Спи,- сурово говорит женщина.- Это ветер.

Страшно ночью в лесу...

Это только ветер. Ты разбудишь ребенка... Но дитя вдруг подымает голову.

Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"

И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:

Спа-си-те!

Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...

Не болтай глупостей,- сердито прерывает мать.- Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.

Спасите!

Жалко живую душу,- говорит муж.- Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

Лежи, дурак... Не наше дело...

В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:

Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

Спа-си-те! Молчание...

Выберите документ из архива для просмотра:

Сочинение ЕГЭ по тексту Куприна.docx

Библиотека
материалов

Исходный текст

Сказка
1) Глубокая зимняя ночь. 2)Метель. 3)В доме - ни огня. 4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. 5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

6)Никто не спит. 7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. 8)Прислушиваются, вздыхают...
9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. 10)Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...
11)- Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. 12)Никто ему не отвечает.
13)- Вот опять...14) Слышишь?.. 15)Как будто человек...
16)- Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.
17)- Страшно ночью в лесу...
18)- Это только ветер. 19)Ты разбудишь ребенка...
20)Но дитя вдруг подымает голову.
- Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"
21)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:
22)- Спа-си-те!
23)- Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...
24)- Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. 25)- Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.
26)- Спасите!
27)- Жалко живую душу, - говорит муж. 28)- Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...
29)- Лежи, дурак... Не наше дело...
30)В темноте шлепают туфли... 31)Старческий кашель... 32)Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:
33)- Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? 34)Все дома сидят. 35)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
36)Это голос черствого благоразумия.
37)Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
38)- Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. 39)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. 40)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. 41)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
42)- Спа-си-те!
43)Молчание...

А.И. Куприн - русский писатель 20 века.

Сочинение по тексту А.И.Куприна

Как люди должны относиться к чужой беде? Над этим вопросом я задумался прочитав текст А.И.Куприна. И это неслучайно ведь проблема затронутая автором интересна и волнует многих людей.

Писатель в тексте рассказывает нам историю бездушного отношения одной семьи к нуждающемуся в помощи человеку, крик которого слышат все герои. Автор показывает женщину мать семейства, приказывающую мужу спать и старика этого же семейства, радующегося тому, что в Куприн выделяет ребёнка, который беспокоится за человека , взывающему к помощи.

Я согласен с мнением автора в том , что люди должны оказывать помощь друг другу, а не делать вид, что им всё равно.

Вся русская литература учит нас милосердию. Как не вспомнить Наташу Ростову, любимую героиню романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Помогать людям значило для неё всё равно, что дышать. Перед ней не стояло вопросов, отдать ли подводы раненым, ухаживать ли за смертельно раненым князем Андреем. К ней, в отличие от героев «Сказки» Куприна, не нужно было обращаться с просьбой о помощи, она сама по велению своей души оказывалась там, где нуждались в её поддержке.

    Найди часть текста, в которой автор раскрывает проблему текста.

    Определи тип речи, учти, что

3. С учётом пункта 2 сформулируй первое предложение, в котором ёмко скажи, о чём фрагмент текста, раскрывающий выявленную проблему (1 абзац).

Приводит примеры из жизни;

Возмущен действиями или бездействием…

Продолжая систему аргументов, (Ф.И.О. автора текста) говорит (показывает, изображает) …

6. Избегай грамматических ошибок, речевых недочетов, повторов одного и того же слова.

Памятка-алгоритм написания комментариев к проблеме исходного текста

    Найди часть текста, в которой автор раскрывает проблему текста.

    Определи тип речи, учти, что

3. С учётом пункта 2 сформулируй первое предложение, в котором ёмко скажи, о чём текст или фрагмент текста, раскрывающий выявленную проблему (1 абзац).

4. Найди 2 иллюстрации (примера), как автор раскрывает проблему (что он делает, чтобы проблема была понятна и доступна читателю):

Задаёт вопросы и отвечает на них;

Приводит примеры из жизни;

Раскрывает проблему на примере случая из жизни…

Предлагает задуматься над …

Сравнивает кого-то с кем-то

Противопоставляет кого-то кому-то

Возмущён действиями или бездействием…

5. Используй речевые клише для оформления, например:

Писатель (публицист и т.д.) обращает наше внимание на то, что (как)…

Продолжая систему аргументов, (Ф.И.О. автора текста) говорит о (показывает, изображает) …

6. Избегай грамматических ошибок, речевых недочетов, повторов одного и того же слова.

Моя позиция

1-й аргумент

Вся русская литература учит нас милосердию. Как не вспомнить Наташу Ростову, любимую героиню романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Помогать людям значило для неё всё равно, что дышать. Перед ней не стояло вопросов, отдать ли подводы раненым, ухаживать ли за смертельно раненным князем Андреем. К ней, в отличие от героев «Сказки» Куприна, не нужно было обращаться с просьбой о помощи, она сама по велению своей души оказывалась там, где нуждались в её поддержке.

2-й аргумент

Всегда нужно помнить и о том, что неспособность и нежелание помочь людям в трудную минуту оборачивается большими бедами. Слова Юлиуса Фучика желательно бы помнить всем: «Не бойся врага своего – в худшем случае он может тебя убить. Не бойся друга своего – в худшем случае он может тебя предать. А бойся равнодушных. Именно с их молчаливого согласия совершается всё зло на Земле».

Заключение

А. Куприн, безусловно, прав, поднимая эту вечную проблему, что равнодушные люди очень опасны, страшно оказаться в ситуации, в которой оказался человек, взывающий из бушующего леса о спасении из его «Сказки».

Аргументы по проблеме равнодушия, неравнодушия, милосердного отношения к людям

    А. П. Чехов. «Тоска» Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. В итоге его боль может выслушать только лошадь, которая, к сожалению, не может говорить и сочувствовать.

    Как не вспомнить Наташу Ростову, любимую героиню романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Помогать людям значило для неё всё равно, что дышать. Перед ней не стояло вопросов, отдать ли подводы раненым, ухаживать ли за смертельно раненным князем Андреем. К ней, в отличие от героев «Сказки» Куприна, не нужно было обращаться с просьбой о помощи, она сама по велению своей души оказывалась там, где нуждались в её поддержке.

    Андрей Соколов, главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» потерял во время войны семью, но он оказался неравнодушным к другой беде. Он взял на воспитание мальчика-сироту. Вот пример чуткого отношения человека к человеку!

    Стихотворение Р.Рождественского «Случай».

Роберт Рождественский «Случай»

Убили парня

за здорово живешь.

За просто так.

Спокойно.

Как в игре...

И было это

не за тыщу

верст

от города.

А рядом.

Во дворе.

Еще пылали окна...

Между тем

он так кричал,

прижав ладонь к груди,

как будто накричаться

захотел

за долгое молчанье

впереди...

Крик жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался,

обрушивался с крыш.

Растерзанный,

отчаянный,

больной.

нечеловечески огромный

крик!

Он тек по трубам,

полз по этажам,

подвалы заполнял

и чердаки,

Он ошалело

тыкался

в звонки!

Ломился в двери

и в замках

визжал!..

Он умолял!

Он клянчил: «Защити!..»

Навстречу ослабевшему,

ему,

плыл шепоток:

«Не надо...»,

«Не ходи...»,

«Простудишься.,»,

«Не надо...»,

«Ни к чему...»

Да, случай.

Как-то.

В городе одном.

Но помните,

другие города!

...«Вот если бы не вечером,

а днем...»,

«Вот если бы на фронте,-

я б тогда...»

И все.

И только молний пересверк.

И все

И не остановился

век...

Какое

это

чудо -

Человек!

Какая это мерзость -

Человек!

Выбранный для просмотра документ технологическая карта урока ЕГЭ.docx

Библиотека
материалов

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Б азыльская Ж.А.

Предмет: русский язык

Класс: 1 1

Тип урока: урок развития речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ по проблеме равнодушия»

Цели урока:

Образовательная:

подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа текста, повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Развивающая:

развитие коммуникативной, лингвистической, языковой компетентности учащихся;

Воспитательная:

Воспитание у учащихся культуры речи, требовательности к своей речи,

Формирование у подрастающего поколения нравственных качеств,

Воспитание бережного отношения к языку.

Задачи урока:

обратить внимание на речевое оформление сочинения

отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

Оборудование:

индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

исходный текст А.И.Куприна «Сказка»;

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы

Компьютер, видеопроектор, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

    Организационный.

    Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Обращается к обучающимся:

Ребята, существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. Согласны вы с этим?

Сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста.

Давайте просмотрим видеоролик и определим тему урока.

Подготовка к работе на уроке.

Отвечают на вопросы

Смотрят приготовленный учителем видеоролик.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II . Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

Как бы вы определили тему нашего урока?

Правильно, мы будем говорить о равнодушии людей.

Определим цели, используя записи на слайде (работа в парах)

Повторять …

Развивать …

Совершенствовать..

Добывать …, применять …

Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках.

Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы.

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Называют тему урока

Повторять теоретические сведения для написания сочинения в формате ЕГЭ

Развивать навык монологической речи (устной и письменной)

Совершенствовать умение выполнять будущую экзаменационную работу

Добывать информацию для выполнения творческой работы

Регулятивные : умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества.

Личностные : понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

А теперь познакомьтесь с текстом «Сказка» А.И.Куприна.

Что общего между текстом и сюжетом видеоролика? (тема, идея).

Какие чувства вызвал сюжет? (стыда от равнодушия людей)

Какова структура написания сочинения-рассуждения?

С чего начинается работа по формированию сочинения? (проблема, авторская позиция)

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

- Называют композиционные части сочинения-рассуждения

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом. Формулирование проблемы и позиции автора текста.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

Сформулируйте проблему текста, авторскую позицию (работа в парах).

Проверим правильность формирования мыслей.

Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:

- Работают над формированием проблемы текста, авторской позицией.

Информация о выполненной работе:

Проблема: Как люди должны относиться к чужой беде?

Люди часто бывают равнодушными к чужому горю. Но так не должно быть. Взаимоотношения в обществе должно строиться на основе неравнодушного отношения друг к другу.

Обсуждают правильность формирования проблемы, авторской позиции.

Регулятивные : умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные : выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное , работа с информацией.

4. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Напоминает требования к комментированию проблемы текста: 2 примера-иллюстрации.

Повторение алгоритма работы над составлением комментария к проблеме текста. Учитель представляет памятку.

Следуя этапам работы, составьте комментарий к проблеме, но прежде скажите, какие иллюстрации представлены автором?

А как поступили бы вы в этой ситуации?

Составляют план достижения цели, работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Информация о выполнении задания:

Не спит ребёнок, его беспокоит человек, который, возможно попал в беду;

Мать успокаивает дитя, говорит, что ему показались человеческие крики.

Муж признаётся в жалости к нуждающемуся в помощи, но слова жены также останавливают от действий.

Нелепая сказка матери ребёнку о гордых людях, которые никого не уважали, кроме себя.

Ком ментарий к проблеме:

- Писатель в тексте рассказывает нам историю бездушного отношения одной семьи к нуждающемуся в помощи человеку, крик которого слышат все герои. Автор показывает женщину, мать семейства, приказывающую мужу спать, и старика, члена этого же семейства, радующегося тому, что в их доме заборы высокие, запоры крепкие и собаки во дворе злые. Из всех персонажей сказки Куприн выделяет только ребёнка, который беспокоится о человеке, взывающего к помощи.

Высказывают своё мнение.

Регулятивные : планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.

Организует работу по привлечению аргументов к авторской позиции.

Сегодня некоторые учащиеся подготовили опережающее задание: мини-проекты «Литературные аргументы по проблеме равнодушного отношения людей»

Я также подготовила для вас подборку литературных произведений и среди них есть одно стихотворение Роберта Рождественского «Случай», которое повторяет проблему текста Куприна, социального видеоролика (раздаёт кейс-листы с подборкой) .

Слушают, записывают названия литературных произведений в качестве аргументов.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса.

Организует проведение ролевой игры «Экспертиза готового сочинения»

Сейчас вам предстоит применить на себе роль эксперта по проверке экзаменационной работы. Как вам известно, сочинение проверяется двумя экспертами. В том случае, если результат у них совпадает, баллы выставляют в ведомость. Если же расхождение составляет больше 1-2 баллов, работа проверяется третьим экспертом.

Распределяет роли «первых экспертов», «третий эксперт» один ученик (к нему обращаются в последнюю очередь).

Работают в парах. Проверяют готовые сочинения, выставляют баллы по критериям, согласуют с «третьим экспертом».

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание ответов учащихся

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

Выявляет границы применения нового знания.

Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

Корректируют работы.

Коммуникативные:

умение быть готовым корректировать свою точку зрения

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

- Закончить работу над текстом мне хотелось бы строками мало известной поэтессы Дарьи Левак:

Своя нужда - всегда выше.
Свои проблемы - больше значат.
Мы просто не умеем слышать,
Как кто-то за спиною плачет…
Другого ведь легко обидеть.
Нам главное - что сам доволен.
Мы часто не умеем видеть,
Что кто-то возле нас, он болен…
Нам главное - свое исполнить.
Неважно, что другой захочет.
Мы просто не желаем помнить,
Что где-то мы нужны ох, очень…
Важней всего свои спросы.
Неважно, чем другой дышит.
Когда-нибудь и мы попросим.
Но вряд ли нас тогда услышат…

Скажите, был ли полезен вам сегодняшний урок? Чем?

Какие социальные роли вы выполняли? Какая роль сложнее?

Я надеюсь на то, что наша работа не пройдет даром. Вы все успешно сдадите экзамен и воплотите свои мечты.


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение о работе на уроке.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII . Домашнее задание.

(1 мин.)

по выбору учащегося

Найдите материал к любому уроку,

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...

(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...

–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.

–(15)Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...

–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.

–(20)Страшно ночью в лесу...

–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...

(23)Но дитя вдруг подымает голову.

–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»

(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:

–(27)Спа-си-те!

–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...

–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

–(34)Спасите!

–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...

–(37)Лежи, дурак... (38)Не наше дело...

(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:

–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

–(56)Спа-си-те!

(57)Молчание...

(А.И. Куприн)

А28. Как вы понимаете слова мужа (предложения 35-36)?

1) Муж солидарен со своей женой и дедушкой в том, что происходящее на улице их не касается. 2) Муж, являясь истинным христианином, всегда готов прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.

3) Муж ищет оправдание своим поступкам, бездействию, понимая, что поступает нехорошо. 4) Муж вступает в спор со своими родственниками, чтобы не прослыть перед детьми трусом.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 1-5 включают описание. 2) В предложениях 45-47 представлено рассуждение. 3) В предложениях 39-42 представлено повествование. 4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 43.

А30. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм?

В1. Из предложений 8-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 13-14 выпишите все местоимения.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СТОЯЛ СРЕДИ МОРЯ (предложение 52).

В4. Среди предложений 15-25 найдите односоставные определённо-личные (простые или в составе сложных) предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 48-54 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 13-25 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Есть нарушения точности выражения мысли».

Балл ставится в том случае, если «работа экзаменуемого характеризуется точностью

Сочинение по тексту В. Розова.

3 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)».

Приведем пример.

«В. Розов четко доказывает свою позицию, приводя примеры из собственной жизни. Я также являюсь приверженцем позитивного восприятия жизни, близкого к пониманию счастья Виктором Розовым. В классической русской литературе мне близок по восприятию жизни Пьер Безухов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер ощутил счастье лишь тогда, когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе. А вот в «Вишневом саде» А.П. Чехова всё выглядит иначе. Раневская, имея и дом, и сад не смогла обрести душевной гармонии, она не ощущает счастья».

выражения мысли,

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

Рассмотрим пример.

«Мне очень близка позиция Виктора Розова. Действительно, человек сам творец своего счастья. Я считаю, что именно от нас самих зависит наше счастье. Просто мы часто этого не замечаем, боимся признаться в этом. Ведь гораздо легче добиться «манны небесной» и уповать на высшие силы.

Проблема счастья затронута и в произведениях русской литературы. Одним из ярчайших произведений, где авторская позиция близка моей, является поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов в поэме делает вывод, что счастье не в материальном образе жизни. Через образ Гриши Добросклонова писатель показывает, что быть счастливым может человек, стремящийся не к личному благополучию, а к достижению общественно значимых целей – освобождению от крепостной зависимости народа».

В данной работе речь богатая и разнообразная. Однако есть грубые речевые ошибки, которые привели к снижению баллов по критерию К10 (вместо добиться «манны небесной» надо ждать «манны небесной» (разрушение фразеологизма); оборот материальный образ жизни содержит лексическую несочетаемость). Следовательно, по критерию К6 не может быть выставлено высшего балла.

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна; ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.



(5)Никто не спит. (6)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (7)Прислушиваются, вздыхают...

(8)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (9)Прозвучал и замолк... (10)И ещё раз... (11)И ещё...

– (12)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (13)Никто ему не отвечает.

– (14)Вот опять... (15)Слышишь?.. (16)Как будто человек...

– (17)Спи, – сурово говорит женщина. – (18)Никого там нет.

– (19)Страшно ночью в лесу...

– (20)Это только ветер. (21)Ты разбудишь ребёнка...

(22)Но дитя вдруг подымает голову.

– (23)Я слышу, я слышу. (24)Он кричит: «Спасите!»

(25)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся вопль, протяжный и отчаянный:

– (26)Спа-си-те!

– (27)Мама! (28)Может быть, на него напали разбойники?.. (29)Может быть...

– (30)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (31)Это голодный волк воет в лесу. (32)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

– (33)Спасите!

– (34)Жалко живую душу, – говорит муж. – (35)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...

– (36)Лежи, дурак... (37)Не наше дело...

(38)В темноте шлёпают туфли... (39)Старческий кашель... (40)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (41)Он брюзжит злобно:

– (42)Что вы тут бормочете? (43)Спать не даёте никому. (44)Какой такой человек в лесу? (45)Кто в эту погоду по лесам ходит? (46)Все дóма сидят. (47)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (48)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(50)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

– (51)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (52)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (53)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (54)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

– (55)Спа-си-те!

(56)Молчание...

"Сказка"

Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме - ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают...

Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк... И еще раз... И еще...

Точно зовет кто-то, - тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.

Вот опять... Слышишь?.. Как будто человек...

Спи, - сурово говорит женщина. - Это ветер.

Страшно ночью в лесу...

Это только ветер. Ты разбудишь ребенка...

Но дитя вдруг подымает голову.

Я слышу, я слышу. Он кричит: "Спасите!"

И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:

Спа-си-те!

Мама! Может быть, на него напали разбойники?.. Может быть...

Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. - Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.

Спасите!

Жалко живую душу, - говорит муж. - Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы...

Лежи, дурак... Не наше дело...

В темноте шлепают туфли... Старческий кашель... Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:

Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

Спа-си-те!

Молчание...