Логопедическое занятие «Четыре художника. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чтение стихотворения Е. Трутневой «Четверо художников»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закреплять знания о тёплых и холодных цветах, о цветах спектра. Будить воображение, творческие способности. Развивать у детей способность чувствовать музыкальное произведение, соотносить с настроением живописного произведения, времени года. Вызвать у детей желание создать выразительный образ волшебного дерева в разные времена года, различной нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Для педагога: Репродукция картины И. И. Левитана «МАРТ»; Игра «Что рисовал художник» (четыре палитры с цветовыми пятнами, характерными временам года); игра « Снеговичок и Солнышко» (изображение Снеговика, Солнышка, цветные карточки холодных и тёплых оттенков); игра «Цветик – семицветик» (круги цветов радуги, белый круг (набор на каждого ребёнка и воспитателю); снежинки, вырезанные из салфеток (белые, голубые, светло-голубые), на каждого ребёнка по одной штуке; изображение дерева с ветками, разделённое на 8 частей (по количеству детей), выполненное нетрадиционной техникой изображения – гречневой крупой.

Для детей:

1 стол: (весна) – салфетки (или двухсторонняя цветная бумага зелёного цвета), клей ПВА.

2 стол: (лето) – штемпельные подушки с зелёной гуашью, печатки – картофель.

3 стол: (осень) – засушенные листья, гуашь разная, кисти, вода, бумага для работы.

4 стол: (зима) – клей ПВА, яичная скорлупа, бумага для работы.

Цветные карточки для настроения.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Отрывки из музыкальных произведений Вивальди «Весна», «Осень»; Чайковский П.И. «Октябрь» («Времена году»); спокойная музыка для работы детей.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Четыре художника»

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога.

У второго – синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева,

Первые проталинки,

Первая трава…

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам

Кто же те художники?

Догадайся сам!

(Е. Трутнева)

(Предположительный ответ детей: Времена года: лето, осень, зима, весна.)

Воспитатель: Наши художники рисовали картины, разводили на палитре краски. Давайте попробуем по цветовым сочетаниям определить на какой палитре смешивали краски для лета? Осени? Зимы? Весны?

Дети определяют.

Воспитатель: Чем художник передаёт состояние природы, настроение?

(Предположительный ответ детей: красками, цветом.)

Воспитатель: А композитор? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы послушаем отрывок из музыкального произведения, а вы скажите, как вам кажется, к какому времени года подходит эта музыка?

Звучит музыка.

Дети слушают. Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Каждое время года дарит нам много красоты и творчества. В природе ежедневно можно увидеть какие-то изменения, превращения, новую красоту.

Приглашаю вас в путешествие по чудесным краска всех времён года.

Предлагаю начать наше путешествие с того времени года, которое наступило. С какого? (Ответ детей)

Воспитатель: Что происходит в природе весной? (Предположительный ответ детей: ярче светит солнце, становится теплее, тает снег, появляются проталины и т.д.)

Воспитатель: Назовите краски художницы Весны. (Предположительный ответ детей: голубая, розовая, нежно-зелёная, светло- фиолетовая.)

Воспитатель: Весной мы прощаемся со снегом и холодом и встречаем тепло и солнце.

Вы знаете что краски бывают холодные и тёплые. Сейчас мы подберём краски Снеговичку и Солнышку. Какие цвета любит Снеговичок? А Солнышко?

Проходит дидактическая игра «Любимые цвета Снеговичка и Солнышка»

Воспитатель: Почему у вас остался белый цвет и чёрный?

(Предположительный ответ детей: эти цвета нейтральные).

Воспитатель: Я увидела зелёные цвета у Снеговичка и у Солнышка. Почему?

(Предположительный ответ детей: зелёный цвет может быть и холодный и тёплый).

Воспитатель: В своих картина художники используют краски и холодных оттенков, и тёплых. Одну из таких картин мы с вами уже рассматривали. Давайте ещё раз полюбуемся ей. (Показ репродукции картины Левитана «Март»). А сейчас мы поиграем в игру «Экскурсовод». На нашу выставку пришла экскурсия. Давайте расскажем о картине.

Как она называется и кто художник? (Ответы детей)

Воспитатель: Расскажите о композиции картины.

Дети. (1-й экскурсовод): На переднем плане художник нарисовал дорогу, дом с приоткрытой дверью. У дома стоит лошадка, запряжённая в сани, наслаждается тёплыми солнечными лучами. Чуть подальше деревья освещённые солнцем. На дальнем плане сосновый лес и берёзки.

Воспитатель: Что можно сказать о красках картины?

Дети. (2-й экскурсовод): Художник рисовал и холодными красками, и тёплыми. Для дорожки он взял желтовато- коричневый цвет, тёплый. Такой же тёплый жёлтый цвет – это дом. Даже зелёный цвет сосен тоже тёплый. Есть в картине и холодные цвета. Это ярко-голубое небо, синие, сиреневые тени от деревьев и серо-голубой снег.

Воспитатель: А какая погода? Настроение картины?

Дети.(3-й экскурсовод): Яркий, солнечный день. По – весеннему тепло. Картина радостная, солнечная, светлая, она полна воздуха и свежести.

Воспитатель: Весна не стоит на месте. Что происходит в природе дальше?

(Предположительный ответ детей: появляется трава, прилетают птицы, распускаются почки на деревьях.)

Предложить поиграть в подвижную игру «Гори, гори ясно»

Воспитатель: Весна плавно переходит в лето. Кругом обилие ярких и нарядных красок. Назовите краски на палитре у лета. (Ответы детей)

Воспитатель: В садах и лесах распускаются разные цветы. На нашей поляне тоже распустятся необыкновенные цветы – цветики-семицветики. Лепестки расположены у них как цвета у радуги.

Детям раздаются лепестки. Проводится дидактическая игра «Цветик семицветик». Собирают на ковре цветы. Воспитатель собирает тоже, но делает ошибку, путает голубой и синий цвета или жёлтый и оранжевый. Задача детей заметить ошибку, исправить.

Воспитатель: Незаметно подкралась осень. Скажите, что происходит в природе?

(Предположительный ответ детей: дни становятся холоднее, улетают птицы, желтеют на деревьях листья и т. д.)

Воспитатель: Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкального произведения. Скажите, какую осень вы видите под эту музыку? (Звучит музыка Вивальди).

Дети высказывают своё мнение. Музыка подходит к золотой осени.

Воспитатель: Назовите краски золотой осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Какие это краски по настроению?

(Предположительный ответ детей: радостные, весёлые.)

Воспитатель: А какую осень вы услышите в этом музыкальном произведении? (Звучит «Октябрь» Чайковского).

Дети высказывают своё мнение. Осень поздняя, грустная, задумчивая, тоскливая.

Воспитатель: Но вот в небе закружились первые снежинки и плавно опустились на наши ладошки. (Раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. Голубые, белые, светло-фиолетовые).

Воспитатель: Но подул лёгкий ветерок и снежинки плавно закружились в воздухе. Подуйте, как дует лёгкий ветерок, не надувая щёк, только губами. А теперь ветерок посильнее … и опять лёгкий… (Проводится дыхательная гимнастика.)

Воспитатель: А почему на ваши ладошки опустились снежинки не только белого цвета?

(Предположительный ответ детей: снег зимой не только белый, он ещё голубой, нежно – фиолетовый, серо-голубой – это краски на палитре зимы).

Воспитатель: Друзья мои, сегодня у нас с вами очень интересное задание. Вы, как художники, будете рассказывать про времена года. Мы с вами немного волшебники и на одном деревце у нас встретятся все времена года. Каждый из вас изобразит по одной веточке определенного времени года. Предлагаю посмотреть на необычный для рисования материал:

СТОЛ 1: Как с помощью этих материалов можно передать весну?

Дети: скрутить шарики из бумаги и приклеить почки на веточки.

СТОЛ 2: Рассмотрите предметы на столе и скажите, как можно изобразить лето?

Дети: Отпечатать картошкой листья на веточки.

СТОЛ 3: Дети: Отпечатать изображение засушенными листьями.

СТОЛ 4: Дети: Приклеить на ветки снег – яичную скорлупу.

Воспитатель: Рассаживайтесь за те столы, какое время года вы хотите передать на веточках.

Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети «собирают» дерево.

Воспитатель:

Чудесное дерево вышло у нас.

Давайте рассмотрим все ветки сейчас.

Здесь лето и осень, зима и весна.

Весною природа проснулась от сна.

Весёлые краски присущи весне,

Они дарят радость и мне и тебе.

Цвета настроения – самые разные:

Синие, жёлтые, белые, красные…

Нужный цвет поскорей подберите,

Своё настроение нам покажите.

(Н. Н. Смагина)

Из предложенных цветных карточек дети выбирают «цвет настроения», показывают.

, А. Т. Матвеев , П. В. Митурич , В. И. Мухина , И. И. Нивинский , Н. И. Нисс-Гольдман , П. Я. Павлинов , К. С. Петров-Водкин , А. И. Савинов , М. С. Сарьян , Н. А. Тырса , Н. П. Ульянов , П. С. Уткин , В. А. Фаворский , И. М. Чайков .

Члены и экспоненты : И. П. Акимов , М. М. Аксельрод , М. А. Аринин , М. С. Аскинази , В. Г. Бехтеев , Г. С. Верейский , А. Д. Гончаров , М. Е. Горшман , Л. Д. Гудиашвили , Е. Г. Давидович , Е. В. Егоров , И. Д. Ермаков , И. В. Жолтовский , Л. К. Ивановский , В. И. Кашкин , И. В. Клюн , М. В. Кузнецов , Н. Н. Купреянов , С. И. Лобанов , К. С. Малевич , З. Я. Мостова (Матвеева-Мостова) , В. М. Мидлер , В. А. Милашевский , Б. В. Миловидов , А. П. Могилевский , П. И. Нерадовский , А. П. Остроумова-Лебедева , Н. И. Падалицын , И. А. Пуни , В. Ф. Рейдемейстер , М. С. Родионов , Н. Б. Розенфельд , С. М. Романович , В. Ф. Рындин , Н. Я. Симонович-Ефимова , Н. И. Симон , М. М. Синякова-Уречина , А. А. Соловейчик , А. И. Столпникова , А. И. Таманян , Н. П. Тарасов , М. М. Тарханов , В. П. Федоренко , Н. П. Феофилактов , А. В. Фонвизин , В. Ф. Франкетти , Р. В. Френкель-Манюссон , И. И. Чекмазов , Н. М. Чернышев , В. Д. Шитиков , С. М. Шор , И. А. Шпинель , В. А. Щуко , А. В. Щусев , В. М. Юстицкий , Б. А. Яковлев и другие.

Выставки : 1-я - 1925 (Москва) - 3-я - 1929 (Москва); 1928 (Ленинград)

Основано по инициативе бывших участников объединений «Голубая роза» и «Мир искусства». Художники провозгласили приоритет высокого профессионального мастерства и эмоциональной содержательности произведения. В задачу Общества входило изучение вопросов специфики и взаимодействия различных видов искусства, а также разработка градостроительных принципов, монументальная пропаганда, оформление интерьеров общественных зданий.

На организационном собрании председателем общества избран П. В. Кузнецов , его заместителем - В. А. Фаворский , секретарем - К. Н. Истомин . В 1928 был принят устав, в котором указывалось: «Имея целью деятельное участие в социалистическом строительстве и развитии революционной культуры, Общество “Четырех искусств” объединяет в пределах РСФСР художников, работающих в области живописи, скульптуры, архитектуры и графики, ставя своей задачей содействие росту художественного мастерства и культуры изобразительных искусств путем научно-исследовательской и практической работы своих членов и распространения художественно-технических знаний».

Общество не имело собственного помещения; собрания проводились поочередно в мастерских его членов. Помимо решения текущих вопросов, на них проводились встречи с писателями и поэтами, устраивались литературные чтения и музыкальные вечера. Были разработаны марка (по эскизу А. И. Кравченко) и знамя Общества (по эскизу Е. М. Бебутовой). Сформировано выставочное жюри.

Первая выставка была открыта в апреле 1925 в Государственном музее изящных искусств в Москве при поддержке ГАХН. 28 художников представили 215 произведений (издан каталог); на открытии выступал нарком просвещения А. В. Луначарский. На открытии и по воскресеньям на выставке проводились выступления музыкальных ансамблей.

Вторая выставка была организована при поддержке Художественного отдела Главнауки в ноябре 1926 в залах Государственного Исторического музея; 72 художника представили 423 произведения (издан каталог). Выставка получила в целом благожелательные отзывы в прессе. Критик И. Хвойник писал: «Удельный вес группы в формально художественном смысле определяется наличием в ней изрядного количества больших мастеров, образующих ядро этого объединения. Участие этих мастеров, вполне сложившихся и заметных еще до революции, пожалуй, представляет главный интерес группы. Особенно силен в этом смысле графический “сектор” общества». Он же, отмечая затем лучших мастеров выставки (П. В. Кузнецов , В. А. Фаворский , А. И. Кравченко , Л. А. Бруни , П. И. Львов , П. В. Митурич , П. Я. Павлинов , И. М. Чайков), подводил итог: «Тематически вся выставка создает впечатление чересчур “парнасского” отношения всей группы к жизни. Из 400 почти работ подавляющее большинство свидетельствует о погружении в пейзаж, о любовании природой и большой симпатии к натюрморту… За весьма немногими исключениями вся выставка тематически связывается с нашим временем весьма слабыми намеками, лишенными острот и яркости густо зачерпнутого быта» («Советское искусство», 1926, № 10. С. 28–32). Сходную характеристику дала Ф. Рогинская: «Если подойти к “4 искусствам” как к художественному объединению, его можно характеризовать как группировку, хотя и обладающую довольно высокой степенью художественной культуры, но стоящую где-то в стороне от современности, вне ее. Это определяется отнюдь не только по сюжетному признаку, т. е. по отсутствию связи в сюжетах с текущей жизнью, и не только по основному настроению, …но даже по формальным признакам, не содержащим в себе никаких видимых элементов, способных творчески взойти и двигать объединение» («Правда», 1926, 6 ноября).

В ответ Общество «4 искусства» опубликовало декларацию, в которой отстаивало собственные принципы: «Художник показывает зрителю, прежде всего, художественное качество своей работы. Только в этом качестве выражается отношение художника к окружающему его миру… В условиях русской традиции считаем наиболее соответствующим художественной культуре нашего времени живописный реализм. Содержание наших работ характеризуется не сюжетами. Поэтому мы никак не называем свои картины. Выбор сюжета характеризует художественные задачи, которые занимают художника. В этом смысле сюжет является лишь предлогом к творческому превращению материала в художественную форму…» (Ежегодник литературы и искусства на 1929 год).

После второй выставки было решено показать лучшие работы с первых двух выставок в Ленинграде, дополнив экспозицию произведениями ленинградских художников. После переговоров с директором Государственного Русского музея П. И. Нерадовским Обществу были предоставлены нижние залы Музея. 3 марта 1928 состоялось открытие выставки; участвовал 51 художник, экспонировалось 284 произведения (издан каталог). Художники-ленинградцы (А. Е. Карев , В. В. Лебедев , П. И. Львов , К. С. Петров-Водкин , Н. А. Тырса) представляли также Общество на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928/1929).

Третья (последняя) московская выставка «4 искусства» была проведена в мае 1929 в залах Московского государственного университета на Моховой улице; участвовало 49 художников, экспонировалось 304 работы (издан каталог). Она получила ряд резко критических оценок в прессе. Так, журнал АХР «Искусство в массы» (1929, №№3–4. С. 52) писал: «Общество “4 искусства” относится к числу тех, которые, все более и более изолируя себя от общественного влияния, становятся узко цеховой, с чертами аристократической обособленности организацией… характерным признаком последней выставки “4 искусства” является значительное усиление мистического и беспредметного крыла общества… Каков итог этой выставки? Во-первых, эта выставка подтверждает, что художники, которые не черпают свои силы из действенных общественных побуждений, неизбежно будут увядать… Общество “4 искусства”, поставив своим девизом борьбу за качество и новый стиль, в пределах узкой цеховщины и полнейшего игнорирования общественно-политической установки страны Советов, спекулирует этим, выдавая свои достижения за универсальное качество и метод».

Несмотря на критику, Общество принимало участие в больших групповых выставках «Жизнь и быт детей Советского Союза» (август 1929), двух передвижных выставках, организованных Главискусством Наркомпроса (1929, Москва; 1930, Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза). Однако критика усиливалась. В апреле 1930 журнал «Искусство в массы» вышел со статьей «Художественная контрабанда, или кого и как обслуживают “4 искусства”» (1930, № 4. С. 10–12), в которой участники Общества были обвинены в «буржуазности», «социальной пассивности», «идеалистическом формализме», пристрастии к «упадочным и регрессирующим формам западноевропейского искусства».

В резолюции сектора искусств Наркомпроса по докладу московских художественных обществ, принятой в конце 1930-х, содержался призыв к «радикальной перестройке» Общества и «чистке его рядов». Под воздействием жесткой критики Общество самоликвидировалось. В начале 1931 группа его бывших членов (К. Н. Истомин , В. М. Мидлер , М. С. Родионов , В. Ф. Рындин , А. В. Фонвизин , Н. М. Чернышев и другие) подали заявление о вступлении в АХР.

Источники :

1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: Материалы, документы, воспоминания. М., 1962. С. 230–235.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 153–154, 179–180, 261, 294–295.
3. Котович Т. В . Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 389–390.
4. Омега И . Художественная контрабанда или кого и как обслуживают «4 искусства» // Искусство в массы. 1930, № 4 (апрель). С. 10–12.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л . Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 341–343.
6. Хвойник И. Е . «Четыре искусства» и их выставка // Советское искусство, 1926, № 10. С. 28–32.

Людмила Дьяченко
Логопедическое занятие «Четыре художника»

Логопедическое занятие «Четыре художника»

Цель: составление рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Задачи: Систематизировать знания детей о названиях и приметах каждого времени года. Воспитывать интерес детей к сезонным изменениям в природе. Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по сюжетным картинкам. Учить детей составлять рассказы о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм. Учить детей пониманию значений образных выражений, пословиц и поговорок. Развивать произвольное внимание, память и логическое мышление детей. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: четыре большие сюжетные картины с изображениями времен года, опорные рисунки-пиктограммы, маленькие изображения примет времен года по количеству детей, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска, маркеры.

Ход занятия.

Игра с мячом «Лови и отвечай».

Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед по очереди задает вопросы каждому ребенку и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч, дать полный ответ на вопрос и вернуть мяч логопеду. Примерные вопросы:

Что такое осень? (Осень – это время года).

Когда на улице много снега? (Зимой).

Когда животные делают запасы на зиму? (Животные делают запасы на зиму осенью).

1) Отгадывание загадок о временах года.

Логопед. Послушайте стихотворение Елены Трутневой и догадайтесь, как зовут героев этого стихотворения. Объясните свой ответ.

Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «В гостях у радуги» целиком. Затем выразительно читает части стихотворения и задает детям вопросы по каждой части. Дети называют каждого художника и объясняют, почему они так решили.

Строки стихотворения Вопросы логопеда

Четверо художников,

Столько же картин. Сколько художников в этом стихотворении?

А сколько картин?

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

И осин заснеженных

Ветки, как рога… Как мы назовем этого художника?

Что было белым на его картине?

Что означает сочетание слов «заснеженные осины»?

На что похожи ветки под снегом на этой картине?

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава. Как мы назовем второго художника?

Какой краской он нарисовал свою картину?

Как вы понимаете сочетание слов «плещутся стайкой»?

Какие льдинки на снегу? На что они похожи?

Что первое появилось на этой картине?

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака. Какое имя подходит для третьего художника?

Какими красками он нарисовал свою картину?

Что нарисовано на его картине?

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам…

Кто же те художники?

Догадайся сам! Как мы назовем последнего художника?

Какой краской он нарисовал свою картину?

Что нарисовано на его картине?

Как вы понимаете сочетание слов «нивы урожайные»?

На что похожи ягоды на его картине?

2) название примет времен года по картинкам.

Логопед выдает детям картинки с изображениями примет времени года. Каждый ребенок должен назвать по картинке примету и соответствующее время года. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает детей, дающих полные ответы.

Физкультминутка. Игра на внимание «Так бывает ранней осенью или нет?»

Логопед. Внимательно слушайте, о чем говорится в произносимых мной предложениях. Если так бывает ранней осенью – вам нужно подпрыгнуть на месте и поднять прямые руки вверх. А если нет – присесть на корточки и обхватить плечи руками. Например: листья на деревьях желтеют и краснеют; птицы возвращаются из жарких стран: в лесу появляются грибы. На земле лежит снег. И т. п.

3) Составление рассказов по сюжетным картинам и опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Логопед. Сейчас мы будем учиться составлять рассказы о временах года. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому рассмотрите опорный план рассказа.

Логопед последовательно выставляет на доску рисунки-пиктограммы.

Логопед. Давайте создадим четыре команды. Каждая команда получит свою картину. По плану и этим картинам мы составим рассказы о временах годы. Участники команды должны будут внимательно рассмотреть свою картину, посовещаться и составить рассказ об этом времени года. Команда, которая составит самый интересный и подробный рассказ, будет считаться командой победителем этого занятия.

Логопед выдает сюжетные картины с изображениями времен года и по очереди приглашает команды к доске для составления рассказа. Дети должны следить за ответами товарищей из своей команды, вносить нужные дополнения.

После составления рассказов каждой подгруппой логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.

Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие «Звуки [Р], , буква «Р» Тема: «Звуки «Р», «р,», буква «Р». Цели: артикуляция звука Р, Р, ; определение места звука в слове, звуковой анализ слова; составление.

Цель: Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: Обучающие: расширять и обогащать представления детей.

Индивидуальное логопедическое занятие «Зоочас» Тема: автоматизация [Р], [Р’] В словах и в предложениях. Цель: Автоматизировать [Р], [Р`] словах и в предложениях, совершенствовать фонематический.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы

  • уточнить представления учащихся об имени прилагательном;
  • познакомить с ролью имён прилагательных в речи;
  • воспитывать любовь к природе.
  • 1. Организационный момент.

    Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее. Думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой.

    2. Чистописание.

    Калькирование. (“Клён ты мой опавший”. Сл. С.Есенина)

    Названия каких деревьев встретились в тексте песни? (Клён, верба, сосна)

    3. Словарная работа.

    1) Узнайте дерево по описанию.

    Тонкая, стройная, кудрявая, белоствольная … . (Берёза)

    Запишите словарное слово. Образуйте однокоренные слова. (Берёзка, подберёзовик, берёзовый)

    Разберите слова по составу. (Один ученик выполняет работу на доске, дети в тетради). Проверка.

    Какое слово лишнее? Почему? (Берёзовый – прил.)

    4. Сообщение темы и цели урока.

    У нас на уроке гость.

    Определяю я предметы.

    Они со мной весьма приметны

    Я украшаю нашу речь.

    Меня вам надо знать, беречь.

    Какая это часть речи? (Прилагательное)

    Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос Почемучки:

    С какой целью в нашей речи используются имена прилагательные?

    Будьте внимательными на уроке. За правильно выполненное задание вы будете прикреплять к дереву берёзовые листочки. В конце урока посмотрим на ваши красивые деревья.

    5. Работа по теме урока.

    1) Повторение.

    а) Что вы знаете об имени прилагательном? Тест.

    Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

    б) Работа по таблице.

    С какой частью речи употребляется имя прилагательное? (С именем существительным)

    2) Задание выполняется на доска и в тетради.

    Подберите подходящие имена существительные. Запишите словосочетания. Определите род число имён сущ.

    Берёзовая … (кора, листва, роща).

    Берёзовый … (ствол, сок, веник, отвар, лист, настой).

    Берёзовое … (полено).

    Берёзовые … (листья, почки).

    Проверка.

    3) Упражнения в выделении имён прилагательных.

    Выборочное списывание. (C комментированием, по предложению)

    Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.

    Выпишите прилагательные.

    Четыре художника

    Четверо художников,
    Столько же картин.
    Белой краской выкрасил
    Всё подряд один.
    У второго – синие
    Небо и ручьи,
    В синих лужах плещутся
    Стайкой воробьи.
    На картине третьего
    Красок и не счесть:
    Жёлтая, зелёная ,
    Голубая есть.
    А четвёртый золотом
    Расписал сады,
    Нивы урожайные,
    Спелые
    плоды.
    Всюду бусы - ягоды
    Спеют по лесам.
    Кто же те художники?
    Догадайся сам.

    Кто же те художники? (Времена года)

    Что такое нивы? Поле, возделанное для посева, пашня. (“Большой толковый словарь современного русского языка” Д. Н. Ушаков)

    Какими цветами можно заменить урожайные? (Золотые, жёлтеющие)

    Запись в тетради: Белой, синие, жёлтая, зелёная, голубая, урожайные, спелые.

    Звуко-буквенный разбор слова синие.

    4) А какое время года нравятся вам?

    Нашему гостю нравятся все времена года.

    Диктант. (Запись с комментированием 1 предложения)

    Золотая осень пришла в рощу у речки. У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр. Красавец дуб стоит пока в летней зелёной шубе. Резные листья клёна далеко выделяются красными пятнами. (Разбор последнего предложения по членам и частям речи)

    Прочитайте текст без прилагательных. Какой текст вам понравился больше? Почему?

    5) Игра. Название какого дерева состоит из 4 предлогов? (Cосна)

    6) Самостоятельная работа.

    1 уровень.

    Определите границы предложений. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Ч…десен ру…кий лес зимой белым пуш…стый снег повис на ветвях д…ревьев смолистые ш…шки укр…шают в…рш…ны елей.

    2 уровень.

    Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.

    В…сной д…рев…я одеваются в (какой?) ______ наряд.

    Осина свесила серёжки с (какой?) ______ пыльцой.

    Б..рёза и топол… поз…нее покрываются (какими?) ______ серёжками.

    3 уровень.

    Напишите мини-сочинение “Самое красивое время года”.

    Проверка.

    6. Итог урока.

    С какой целью используются в нашей речи имена прилагательные? (Ответы детей)

    Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет форм, размеров, окрасок. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных.

    Без них наша речь бедна и невыразительна.

    Какой снег? (Снег белый)

    А всегда ли он белый? Он бывает голубой, синий, серебристый. На закате даже красный, а ещё пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, колючий, свежий.

    Запишите пословицу: Где труд, там и радость.

    Как понимаете смысл пословицы?

    Вывод: Мы испытываем радость от результатов своей работы.

    Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе.

    Покажите свои красивые берёзки.

    7. Домашнее задание.

    Выполнить задание другого уровня.

    Имя прилагательное.

    Имя прилагательное – это

    а) часть слова;

    б) часть речи.

    2. Имя прилагательное обозначает

    а) признак предмета;

    б) действие предмета;

    3. Имя прилагательное отвечает на вопросы

    а) какой? какая? какое? какие?

    б) кто? что? какое? какие?

    4.Укажите прилагательные:

    а) зелёный, пушистая, высокий, резной;

    б) зеленеет, ель, клён, красавец.

    5. В предложении имя прилагательное является

    а) второстепенным членом предложения;

    б) главным членом предложения.

    Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.

    Четыре художника

    Четверо художников,
    Столько же картин.
    Белой краской выкрасил
    Всё подряд один.
    У второго – синие
    Небо и ручьи,
    В синих лужах плещутся
    Стайкой воробьи.
    На картине третьего
    Красок и не счесть:
    Жёлтая, зелёная ,
    Голубая есть.
    А четвёртый золотом
    Расписал сады,
    Нивы урожайные,
    Спелые
    плоды.
    Всюду бусы - ягоды
    Спеют по лесам.
    Кто же те художники?
    Догадайся сам.

    Выпишите имена прилагательные.

    Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
    Вот и остались сосны да ели по-летнему, тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

    Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
    Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
    Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

    Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
    Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
    Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
    Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

    Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
    Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

    Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.
    Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только, кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
    А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.
    Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
    А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.