История создания и состав. Подлинная история создания «Яллы» Tашкентцы История Как зовут солиста группы ялла

На Востоке, на Востоке…

Легендарный ВИА «Ялла» был создан выпускниками музыкальных вузов Германом Рожковым – художественный руководитель и Евгением Ширяевым – музыкальный руководитель в городе Ташкенте при «Узбекконцерте» в 1970 году. Идейным вдохновителем коллектива является популярный эстрадный певец Батыр Закиров, а автором названия «Ялла» можно по праву считать режиссёра коллектива Анатолия Кабулова, который предложил так назвать ансамбль на одной из репетиций. Первые репетиции проходили в театрально-художественном институте. В состав ансамбля вошли музыканты: Рушан Багиров, Шахбаз Низамутдинов, Алиаскар Фатхуллин. Музыканты, наряду с современными музыкальными инструментами: электрогитарами и электроорганом, смело включают в звучание своего ансамбля и народные инструменты – най, тамбур, рубаб и дойру. В начале своего творческого пути ВИА «Ялла» успешно выступил в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!» в 1971 году, который проходил в городе Свердловске. На суд зрителя молодые музыканты представили песню композиторов Энмаркса Салихова «Кыз бола» /Озорная девушка/ и песню Марка Фрадкина «Песня о любви»/На тот большак/ на слова поэта Николая Доризо. Позднее коллектив принял участие в финальном конкурсе этой программы в городе Москве с русской народной песней «Плывут туманы белые», солист Равшан Закиров и узбекской песней «Рамазан», который был показан по ЦТ нашей страны - Советскому Союзу. Параллельно с сольными выступлениями, молодёжный ансамбль работает в концертной программе в Ташкентском мюзик-холле, который организовал Батыр Закиров. В 1972 году ВИА «Ялла» пополнил молодой музыкант и певец Фаррух Закиров, имеющий большое артистическое наследие. Его отец Карим был знаменитым оперным певцом, а старший брат Батыр и сестра Луиза популярными эстрадными артистами, творчество которых сыграло огромную роль в развитии культуры и искусства Узбекистана. Песни «Беглянка Хабиба», «Седая любовь», «Девушка и кувшин», «Где же ты, счастье?» в их исполнении вошли в Золотой фонд советской эстрады. Фаррух с юных лет пробует свои силы в композиторской деятельности. Его песни вошли в репертуар брата и сестры, а в последующем и в звёздный репертуар ансамбля «Ялла». За исполнение песни «Плакучая ива» написанной Фаррухом, на фестивале «Братиславская Лира» /1974 г/ Батыр получил приз зрительских симпатий. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» музыканты записали свои первые песни: «Ялламаерм» и «Кыз бола». В 1973 году ВИА «Ялла» принимает участие на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине с песней «Ялламаерм». Фирма грамзаписи «Амига» включает её в диск «Шлягер парада», также музыканты записывают ряд песен из своего репертуара на немецком языке на местном радио. Творчеству молодых музыкантов из Узбекистана уделяет своё внимание отечественный журнал «Кругозор» и записывает на пластинке-вкладыше их популярную песню «Ялламаерм». Со временем состав ансамбля пополняется солистками - вокалистками: Натальей Нурмухамедовой, Ларисой Кандаловой и Натальей Байхановой. В основном за основу творчества музыканты взяли национальные музыкальные традиции Узбекистана, только уже в современных, молодёжных ритмах и аранжировках 70-х годов XX столетия. В их концертном репертуаре также звучали песни и зарубежных авторов. Музыканты фактически являются основоположниками фольк-рок-поп-музыки на Родине. В 1976 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» была издана очередная грампластинка ансамбля с песнями: «Здравствуй, фестиваль» /Е.Ширяев - А.Файнберг/,
«Ким узи» /Х.Изамов - Э.Рахимов/, солистка Наталья Байханова, «Тормнинг сири» /М.Левиев - Т.Тула/, «Нав нихол» /узбекская народная песня, обработка Е.Ширяев - Т.Тула/. В серию грампластинок «Узбекские эстрадные песни» музыканты записали песни Фарруха Закирова: «Сен булмасанг енимда» на стихи Н.Сабри, солистка Наталья Байханова и «Ким керак» на стихи А.Пулата. Со временем состав ансамбля обновляется. В нём работают музыканты: Фаррух Закиров – художественный руководитель, вокал, Сергей Аванесов – гитара, вокал, Баходыр Джураев – бас-гитара, вокал, Алиаскар Фатхуллин – электроорган, вокал, Шамиль Закиров – клавишные инструменты, вокал, Дмитрий Цирин – ударные инструменты, вокал. В 1978 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила в тираж очередную грампластинку с песнями: «Звезда Востока» /Д.Тухманов - Р.Бабаджанян, Л.Ошанин/, «Пой, дутар, в руках джигита» /Ф.Закиров - Э.Ахунова/, солист Фаррух Закиров, «Юмалаб-Юмалаб» /музыка народная, слова А.Пулат/, солистка Наталья Байханова, «Песня друзей» /Е.Ширяев - Н.Волков, В.Зубарев/, солистка Лариса Кандалова. В репертуар ансамбля вошли песни собственного сочинения на слова великих поэтов Востока – Алишера Навои, Омара Хайяма, Рабиндранада Тагора и других. Также в выступлениях молодых музыкантов звучали узбекские народные песни в эстрадной обработке. В 1979 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит грампластинка коллектива с песнями: «Кто он?» /Х.Изамов – Э.Рахим/, «Тайны моей души» /М.Левиев - Т.Тула/. В этом году на должность музыкального руководителя ВИА «Ялла» приглашается Рустам Ильясов. В это время состав ансамбля обновляется, в нём продолжая традиции легендарного коллектива работают музыканты: Рустам Ильясов – бас-гитара, аранжировка, вокал, Джавлон Тохтаев – акустическая гитара, вокал, Аббос Алиев – соло-гитара, клавишные, бузуки, тамбо, аранжировка, вокал, Сарвар Казиев – клавишные инструменты, вокал, Алишер Туляганов – национальные, ударные инструменты, вокал. Возглавил ВИА «Ялла» художественный руководитель певец и композитор Фаррух Закиров. Много лет директором коллектива работал поэт-песенник Юрий Энтин. Они являются также и авторами многих популярных песен, которые звучат в репертуаре ансамбля. Рустам Ильясов проработав длительное время в ансамбле в 1994 году покинет Родину и уедет на своё новое местожительство в США. В 1980 году выходит очередная грампластинка коллектива с песнями: «Это любовь» /А.Рыбников - Р.Тагор, рус.текст А.Адалиса/, «Позвала меня дорога» /Ф.Закиров - А.Арипов, рус.текст А.Преловского/. В 1981 году государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» принял участие в ежегодном телевизионном фестивале «Песня Года» на ЦТ, где успешно исполнил песню композитора Алексея Рыбникова «Последняя поэма» на слова поэта Рабиндраната Тагора в переводе Ангелины Адалис из кинофильма режиссёра И.Фрэза «Вам и не снилось». В 1982 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант ВИА «Ялла» - «Три Колодца», песни которого приносят коллективу широкую известность и всенародное признание. Песня композитора Фарруха Закирова «Три Колодца» на слова поэта Юрия Энтина становится шлягером на века и визитной карточкой ансамбля. Она звучит в программе «Доброе утро» и по радиостанции «Юность». Также с этой песней ансамбль выступил на очередном телевизионном фестивале «Песня Года». Легендарный Уч Кудук /Три колодца/, воспетый музыкантами в песне, это фактически оазис среди песков Кызыл-Кума, а с другой стороны – один из многих обыкновенных промышленных городков солнечного Узбекистана. В 1983 году подтверждая правильность своего выбора песен в репертуар, ВИА «Ялла» на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выпускает свой очередной диск-гигант «Лицо возлюбленной моей». В записи песен приняли участие: Рустам Ильясов – бас-гитара, casiotone, вокал, Борис Гершкович – гитара, Джавлон Тохтаев – акустическая гитара, вокал, Аббос Алиев – rodes piano, mini moog, yamaha strings, honer piano, вокал, Сарвар Казиев – клавишные инструменты, вокал, Алишер Туляганов – национальные, ударные инструменты, вокал, Фаррух Закиров – флейта, вокал. Многие песни в исполнении участников ансамбля в разные годы их творчества также становились шлягерами советской эстрады и звучали в сериях грампластинок Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия»: «Дискоклуб-5», «Родина - песня моя», «Парад ансамблей» и других. В 1984 году участники ансамбля «Ялла» приняли участие в очередном телевизионном фестивале «Песня Года», где успешно исполнили свою новую песню композитора Фарруха Закирова «Шахризабз» на слова поэта Евгения Березякова. В 1985 году они вновь дипломанты очередного телевизионного фестиваля «Песня Года», где дарят зрителям свою новую песню композитора Фарруха Закирова «Город снов» на слова поэта Алексея Дидурова. В 1986 году в очередном телевизионном фестивале «Песня Года» приняла участие и экс-солистка ВИА «Ялла» лауреат Всесоюзного конкурса, лауреат Ленинского Комсомола Узбекской ССР певица Наталья Нурмухамедова, исполнив песню «Танец на воздушных шарах» /А.Корчинский - В.Степанов/. В 1988 году легендарный ВИА «Ялла» записал свой очередной диск-гигант «Музыкальная чайхана», где свою песню «Канатоходцы» на слова поэта Алексея Дидурова, Фаррух Закиров исполнил с Наталией Нурмухамедовой. За всё время творчества коллективом были созданы красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена». В 1991 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» коллектив записал свой очередной диск-гигант, где в составе ансамбля поёт и молодая солистка Юлдуз Усманова. Музыкантами были записаны песни: «Фалакнинг фьел-афьоли» /Ф.Закиров - Омар Хайям/, «Долалар» /Ф.Закиров - А.Навои/, «Согиниш» /музыка народная - Фуркат/ и многие другие. В 1997 году коллектив записал свой альбом лучших песен на английском языке в США. В 1999 году легендарный ВИА «Ялла» записал альбом «Восточный базар», а в 2000 году вышел их альбом «Борода верблюда» на CD. В 2000 году Фарруха Каримовича Закирова назначили на пост министра культуры Узбекистана, но служение искусству пересилило, и в последующем он, как и прежде, все свои силы и время отдаёт служению Музе – эстрадной песне, на радость своему зрителю. 30 сентября 2002 года прошел торжественный юбилейный концерт коллектива под названием «Путеводная звезда» в ГЦКЗ «Россия» в Москве, посвящённый 30-летию создания легендарного ВИА «Ялла». 4 октября этого же года, спустя десять лет, легендарный ансамбль выступил со своей концертной программой на сцене БКЗ «Октябрьский» в городе Санкт - Петербурге. О петербургском зрителе, в своём интервью перед началом концерта, заметил руководитель ансамбля Фаррух Закиров: «В вашем городе очень доброжелательный, культурный, но вместе с тем требовательный зритель. И если этот зритель тебя принял, то всё будет хорошо и дальше. Поэтому мы покажем самое лучшее, что собрали за тридцать лет, - наш «золотой фонд», наше единственное богатство – наши песни. Мы складывали их в золотой сундук, и вот теперь пришло время его открыть и дарить радость нашим добрым зрителям». К этой дате Ташкентским продюсерским центром «East Side» /Восточная сторона/ при поддержке Культурно-информационного делового центра Узбекистана в Москве в рамках проекта «Антология узбекской культуры» выпущен альбом «Ялла. Избранное». В аннотации альбома о творчестве коллектива отмечено: «Пряность и изыск Востока органично сплетаются в их композициях с зажигательными эстрадными ритмами». В 2003 году в серии «GRAND» ВИА «Ялла» записали альбом со своими лучшими песнями, в который вошли хиты коллектива: «Шахризабз», «Музыкальная чайхана», «Уч Кудук» и другие. В 2005 году легендарный ансамбль «Ялла» отметил своё 35-летие серией своих гала-концертов. Он лауреат многих Международных конкурсов и фестивалей. В канун Нового 2007 года ансамбль «Ялла», наряду с кумирами 70-80х годов, принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро FM» в московском зале «Олимпийский», которое транслировалось по I каналу Российского телевидения. Осенью 02-04 ноября музыканты успешно выступили в московском Театре Эстрады. За годы творчества на эстраде гастрольный тур ансамбля прошел по городам Европы, Дальнего и Ближнего Востока, Америки, Африки и многим другим городам стран нашего материка. После гастрольного тура по Ближнему Востоку, 30 апреля 2008 года на сцене БКЗ «Октябрьский» в Санкт - Петербурге состоялся концерт легендарного ансамбля «Ялла» под руководством Народного артиста Узбекистана Фарруха Закирова, где прозвучали новые и уже ставшие легендарными песни-шлягеры тех годов, когда многие из нас были молодые. Эти песни греют наши сердца и души уже много лет, поднимают настроение. В настоящее время династию артистов семьи Закировых продолжают певицы: внучка Батыра – Шоиста Саидова и дочь Луизы - Наргиза. Параллельно с ВИА «Ялла» на эстраде возобновил свою работу Алиаскар Фатхуллин и ансамбль «Ретро-Ялла» состоящий из музыкантов первого состава. В истории развития вокально-инструментального движения в Советском Союзе, как нельзя представить Россию без творчества ВИА «Поющие Гитары», которые являются основоположниками этого жанра, Украину без ВИА «Смеричка», Белоруссию без ВИА «Песняры», Молдавию без ВИА «Контемпоранул», так нельзя представить культуру и искусство солнечного Узбекистана без творчества музыкантов ВИА «Ялла»! Пожелаем же участникам легендарного ВИА «Ялла» успехов в их звёздном творчестве, новых песен, успешных гастрольных туров и сердечных встреч со своими зрителями.

У любви и музыки есть крылья.
С ними не боюсь я высоты.

В 1970 г. в Ташкентском театральном институте существовал учебный театр, которым руководил Герман Рожков. Именно Рожков обратил внимание на самодеятельный ВИА и поддержал талантливых ребят.


Свое название участники коллектива почерпнули из слов песни «Кыз бола», хотя слово «Ялла» похоже на название одного из стилей народной музыки Узбекистана. Именно песня «Кыз бола» («Озорная девушка») чуть позже принесла первый успех группе. Она прозвучала в 1971 г. на региональном туре конкурса «Алло, мы ищем таланты!» , который проходил в г. Свердловске. Помимо песен на родном языке, ВИА «Ялла» исполнял также русскоязычные песни, такие, как «На тот большак», «Плывут туманы белые» и др. «Ялла» пробивается в финал конкурса, который проходит в Москве и исполняет там одну песню на родном языке и одну - на русском.


В то время солистами ансамбля были Рафшан Закиров и Фарух Закиров. С именем последнего связана вся история коллектива, начиная от 70-х и заканчивая настоящим временем. Ансамбль на конкурсе так понравился зрителям и музыкальным чиновникам, что ребятам предложили записать 2 песни на фирме « Мелодия»

И, действительно, творчество группы было довольно необычным. Своеобразие музыкальных композиций, переплетение звучания современных и узбекских народных инструментов, яркий восточный колорит внешности участников - все это создавало впечатление чего-то экзотического, ранее неведомого советской эстрадной сцене. Своему успеху группа также немало обязана и первому музыкальному руководителю Е. Ширяеву, обладавшему отменным музыкальным и художественным вкусом и отличными способностями организатора.

1970-1978 годы

ВИА «Ялла» образовался в 1970 году из самодеятельного ансамбля при . Первым художественным руководителем был Герман Рожков, который начал курировать ансамбль, будучи директором учебного театра при институте. Название группы, хоть и схоже с названием одного из стилей узбекской народной музыки, но появилось на одной из репетиций из слов припева песни «Кыз бола» - «Озорная девушка». Аранжировка этой узбекской народной песни стала первой удачей ансамбля; в январе 1971 года ВИА «Ялла» успешно выступил с ней и песней Марка Фрадкина «На тот большак, на перекрёсток» на региональном отборочном туре всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» в Свердловске и попал в финал конкурса в Москве , где, исполнив узбекскую народную песню «Рамазан» и русскую народную «Плывут туманы белые» (солировал Равшан Закиров, младший брат Батыра Закирова , одного из идейных вдохновителей молодого коллектива, и Фарруха Закирова, с именем которого в последние годы собственно и ассоциируется ВИА «Ялла»), участники ансамбля стали дипломантами этого престижного для начинающих исполнителей конкурса, бессменным ведущим которого был Александр Масляков . Песни «Кыз бола» и «Ялламаерм» в исполнении ансамбля были записаны на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» .

Одними из основ успеха «Яллы» были: использование, наряду с электрогитарами и электроорганом, народных узбекских инструментов - рубаба , дойры и др., восточных песенных мотивов в современной (1970-х годов) обработке. Репертуар ансамбля складывался в основном из песен на узбекском языке, исполнялись также на русском и на английском языках.

Известность получили композиции ансамбля «Ялла», созданные по мотивам народных узбекских песен. Группа и её лидер Фаррух Закиров разработали свой подход к интонационно-ритмическому началу узбекского фольклора и создали такие известные песни, как «Маджнунтол» («Плакучая ива»), «Бойчечак» («Подснежник»), «Яллама-Ёрим» и другие. В этот период музыканты часто обращаются к творчеству поэта Тураба Тулы и пишут песни на его стихи .

По признанию Фарруха Закирова, пришедшего в ансамбль в 1972 году, большой вклад в создание репертуара и самого имиджа группы внёс первый музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев. На протяжении нескольких лет ансамбль успешно выступал в ташкентском мюзик-холле и гастролировал по Советскому Союзу, в 1973 году принимал участие в X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (ГДР), на фирме «Амига » ВИА «Ялла» записал пятнадцать песен на немецком языке, половина из которых, по словам Фарруха Закирова, попала в первую десятку национального хит-парада ГДР. В СССР их песни также периодически записывались фирмой «Мелодия», как на виниловых пластинках, так и на гибких пластинках-вкладышах журнала «Кругозор ». К народным песням и песням современных авторов в репертуар стали прибавляться песни собственного сочинения на стихи великих поэтов Востока - Алишера Навои , Омара Хайяма . Но к концу 1970-х в коллективе наступил творческий спад.

C 1979 года

«Три колодца» - альбом ВИА «Ялла» (1982)

В 1979 году в ансамбль пришли новые музыканты, которые играют в нём по настоящее время, за исключением музыкального руководителя и бас-гитариста Рустама Ильясова, который после 15-летней творческой деятельности в «Ялле», в 1994 году расстался с коллективом и переехал на постоянное жительство в США. Из старого состава (1972 года) остался только Фаррух Закиров - художественный руководитель ВИА, певец и композитор. В 1980 году ансамбль ожидал новый творческий успех - сочинённая Ф. Закировым на стихи Ю. Энтина песня «Учкудук - три колодца» стала в СССР супер-шлягером (и до настоящего времени является «визитной карточкой» ансамбля). В 1981, 1982, 1984, 1985 и 1988 годах государственный заслуженный ансамбль Узбекской ССР «Ялла» - дипломант (финалист) проводимых в Советском Союзе ежегодных телефестивалей «Песня года» . В 1982 году вышел первый альбом (виниловый диск-гигант) коллектива - «Три колодца».

В разные годы становятся популярными исполненные ансамблем песни: «Последняя поэма», «Шахрисабз », «Канатоходец», «Песенка Насреддина », «Лицо возлюбленной моей», «Позвала меня дорога», «Чайхана », «Голубые купола Самарканда ». Были записаны несколько альбомов, показаны красочные театрализованные представления: «Создадим праздник, друзья», «Лицо возлюбленной моей» и «Чайхана на все времена». В 2000 году Фаррух Закиров назначается на пост заместителя министры культуры Узбекистан, но несмотря на это, он остаётся в «Ялле», и ансамбль продолжает концертную деятельность и студийные записи. Будучи на должности зам.министра Фарух Закиров занимается благотворительностью, финансируя лечение больных детей и пожилых людей, участвует в благотворительных концертах. 30 сентября 2002 года в ГЦКЗ «Россия» в Москве прошёл торжественный юбилейный концерт ансамбля. В этом же году участники первого состава ансамбля организовали группу «Ретро Ялла» с репертуаром начала 1970-х годов. Она также успешно выступала в различных концертах и шоу, в том числе и на юбилейном концерте «Яллы». Как рассказал в одном из интервью Алиаскар Фатхуллин, «Ретро Ялла» планирует запись диска с первыми песнями ансамбля. В 2004 году Фарух Закиров назначается на должность исполняющего обязанности министра культуры РУзб. После прохождения в Ташкенте саммита глав государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества в должности министра культуры утверждается Азизходжаев, человек далекий от самой культуры. Фарух Закиров освобождает кресло и возвращается в свою творческую «стихию», продолжает заниматься благотворительностью. Ансамбль «Ялла» был почетным гостем на всех мероприятиях в дипломатических корпусах, общественных организациях и представительствах, аккредитованных в Ташкенте.

В 2005 году ВИА «Ялла» отметил своё 35-летие серией гала-концертов. Под Новый 2007 год ансамбль совместно с другими звёздами 1970-80 годов принял участие в концертном шоу «Легенды Ретро-FM», транслировавшемся по Первому каналу Российского телевидения. Из прессы:

Известия . «При первых аккордах эпохального „Учкудука“ в пляс пустились все: и олимпийская гимнастка Светлана Хоркина , и поющая супруга столичного чиновника Анита Цой , и даже явившийся в „Олимпийский“ без галстука и пиджака глава Росатома Сергей Кириенко

Страна. Ру . «… с каким восторгом распевал зал такие знакомые слова из песни „Учкудук“, которую исполнили гости из Узбекистана - ансамбль „Ялла“».

Дискография

Уже со следующего года после образования ансамбля песни узбекского коллектива записывались и транслировались по Центральному телевидению (песня «Рамазан»). В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями «Яллама ерим, ялла» и «Киз бола». В 1973 году фирма «Amiga» (ГДР) включает песню «Яллама ерим, ялла» в сборник «Парад шлягеров». В дальнейшем «Мелодией» выпускались миньоны :

  • 1976 - «Здравствуй, фестиваль», «Ким узи», «Торимнинг сири», «Нав нихол»
  • 1978 - «Звезда востока», «Пой, дутар, в руках джигита», «Юмалаб-Юмалаб», «Песня друзей»
  • 1979 - «Кто он?», «Тайны моей души»
  • 1980 - «Это любовь» («Последняя поэма »), «Позвала меня дорога»

Песни «Яллы» записывались также и для сборников - «Узбекские эстрадные песни», «Парад ансамблей», «Родина - песня моя», «Дискоклуб-5».

Альбомы

  • 1982 - «Три колодца»
  • 1983 - «Лицо возлюбленной моей»
  • 1988 - «Музыкальная чайхана»
  • 1997 - Сборник лучших песен (на английском языке)
  • 1999 - «Восточный базар»
  • 2000 - «Jinouni»
  • 2000 - «Борода верблюда»
  • 2002 - «Ялла. Избранное»
  • 2003 - «Ялла - Grand collection»

22 декабря прошедшего года в середине дня мне позвонил хороший знакомый, бывший заместитель председателя Ташгорисполкома Леонид Костин и сказал, что только что по московскому телеканалу «Ретро» показали запись давнего концерта эстрадной музыки, в конце которого в перечне авторов было указано: «на слова Ало Ходжаева».

Леонид Андреевич, к сожалению, увидел только концовку концерта и не смог назвать мне наименование песни и её исполнителей. Я высказал уверенность, что это «Ялла», в репертуаре которой самой первой песней была «Чёрное — Красное» («Анджела Дэвис»), либо что-нибудь из других наших совместных номеров: «Чили будет свободной!», «Хиросима», «Музыка детства», («Ленинградская девочка Таня»), «Маскарабоз», «Узбекский плов». С меньшей вероятностью я допускаю, что могли быть и другие песни, отснятые телевидением, на мои слова, которые в разное время исполнялись Николаем Гнатюком, Надеждой Чепрагой, Мансуром Ташматовым, Исмаилом Джалиловым, Гуломжон Якубовым, Юлдуз Усмановой, группой «Садо» в составе Азизы, Кумуш Раззаковой и Милой Романиди. Но если в фонотеке московского телевидения до сих пор сохранилась запись примерно 40- летней давности, то это, скорее всего, было связано с легендарной «Яллой».

В течение двух десятилетий многие мои друзья и знакомые уговаривают меня публично рассказать подлинную историю возникновения этой популярной группы, тем более, что в Интернете преподносится искажённая, или, как минимум, неполная версия необычного зарождения «Яллы». Постараюсь сделать это сейчас, пока ещё живы некоторые участники и свидетели этого события.

Начну с напоминания о том, что в период «оттепели» и последующих лет в тогдашней стране пробудился огромный интерес к зарубежному искусству, к его молодёжным массовым формам, прежде всего, — вокально-инструментальным ансамблям (ВИА). Таковые музыкальные группы создавались практически повсеместно — на промышленных, строительных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях, в учреждениях, в вузах, техникумах, училищах, в старших классах многих школ.

Стараниями руководства, а также профкомов и комитетов комсомола они обеспечивались минимумом музыкальных инструментов — гитарами и ударной установкой, выявляли всех желающих и более-менее способных ребят и с ними проводили танцевальные вечера, дабы заполнить досуг своих коллективов. Как правило, репертуары этих непрофессиональных групп были заимствованные, подражательские, невысокого уровня и вкуса.

Чтобы как-то упорядочить эту самодеятельность, в 1970 году в канун 100-летнего юбилея В.И.Ленина отдел пропаганды и агитации Ташкентского обкома комсомола решил провести 1-й областной (включая город Ташкент) фестиваль эстрадной политической песни. Предварительно во всех городах — Алмалыке, Ангрене, Ахангаране, Бекабаде, Чирчике, Янгиабаде и Янгиюле, в 10 районах Ташкента, а также в 14 сельских районах области — были проведены зональные конкурсы, победители которых получили право выступить на финальном конкурсе в ледовом Дворце столицы. Билеты на заключительный этап, который проходил в течение 3-х дней, были платными, но их охотно, в организованном порядке, раскупили во всех регионах области.

Организационным комитетом, куда помимо меня вошли зав. отделом обкома Григорий Айрапетянц и его заместитель Шавкат Миралимов, решались вопросы по печатанию афиш, обеспечению доставки всех участников и зрителей на конкурс, правопорядка вокруг и внутри Дворца, множество других организационных и технических проблем. Где-то за 5 дней до финала ко мне в кабинет пришёл давний приятель Герман Рожков, с которым мы за два года до этого проводили 1-й ташкентский фестиваль джаза. Он уведомил меня, что недавно был назначен директором учебного тетра Ташкентского театрально-художественного института, что первым делом он «выбил» у дирекции инструменты и пытается создать свой ВИА.

Уже подобрано несколько студентов, владеющих начальными навыками игры на инструментах и один вокалист. А пока ребята осваивают сцену и инструменты, показывают приглашённому музыкальному руководителю Евгению Ширяеву — кто что умеет. Ни о каком репертуаре говорить ещё не приходится. Мы посетовали, что коллектив ещё совсем «зелёный», но я, чтобы спровоцировать их на ускоренную работу, несколько необдуманно заявил: «Сможете за 3 дней приготовить два номера, идеологически зрелых, с чётко выраженной гражданской позицией, тогда я вне предварительных этапов допущу вас до участия в финале».

«Ялла». Слева направо: Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фарух Закиров, Шахбоз Низамутдинов

По сути — волюнтаризм чистой воды!

С загоревшими вдруг глазами, Гера спешно покинул мой кабинет. Ближе к вечеру, он позвонил мне и попросил приехать в ТТХИ. Там я застал недавно приехавшего из Ленинграда молодого композитора Евгения Александровича (как потом выяснилось — Абрамовича) Ширяева и молодых исполнителей. Они ещё в очень сыром виде продемонстрировали песню «Тебе — комсомол!» (авторы Рожков и Ширяев). Тематически этот номер вполне подходил для мероприятия, проводимого комсомольским органом. Но больше у них ничего самостоятельного не было. Долгий разговор с ребятами никак не завершался. Тогда я позвонил домой и попросил супругу Саодат приготовить плов. Вместе с Рожковым и Ширяевым, а также примкнувшим к нам Виктором Медведевым (он был выпускником театрального института и работал в горкоме комсомола) мы поехали к нам домой, где, поужинав, вместе стали смотреть вечернюю новостную программу Центрального телевидения.

Когда показали сюжет о заключении в тюрьму известной американской правозащитницы Анджелы Дэвис, я сказал: «Вот Вам тема, которая сразу же могла бы выделить Вас среди сотен других коллективов», на что Виктор подстрекательски заявил: «Ало Максумович, а Вы напишите, мы же знаем, что Вы балуетесь иногда стихотворством». Все засмеялись, а я ничего не ответил. Гости разошлись, а домашние вскоре улеглись спать. Но заснуть я не смог, вскоре потихоньку встал и вышел в гостиную. Практически моментально у меня полились строки:

«Из далёкой тюрьмы в Калифорнии, Сквозь железные прутья решётки, Пробивается Солнце чёрное - То глаза молодой патриотки. Цвет печали и цвет мракобесья, Цвет пантер, всколыхнувший Штаты, Цвет, запретный для воли и чести, Цвет, терпимый в рабах и солдатах. Речитатив: Анджела, молодая, хрупкая девушка, Рождённая для Любви и Счастья, Чёрная девушка, тебя судят за красные убеждения! Ты бросила вызов Америке властной. И вся планета тебе ответила миллионами красных роз В день твоего рождения. Не сломить гордый дух Анджелы, Не убить в ней борца и учёного. Все кто может - и жёлтый, и белый, Встань в защиту собратьев чёрных! Над землёй, грозовою ненастной, Вопреки всех мастей расистам, Поднимается Солнце красное - Словно сердце Анджелы - гуманистки!

Рано утором, не заходя на работу, я, узнав примерный адрес Жени Ширяева, поехал к нему. Пришлось будить, но когда он услышал эти мажорные строчки, то вмиг «протрезвел» и попросил оставить стихи. Я уехал на работу. Опять ближе к вечеру мне позвонил Гера со словами: «Приезжай быстрее, ребята уже увлечённо распевают новую песню».

Три дня проходил конкурс, у сцены я распорядился поставить урны для выявления зрительских симпатий. Каюсь, но при подведении итогов, мне вновь пришлось использовать «административный ресурс». Дело в том, что члены жюри — а мы привлекли туда титулованных композиторов Шарифа Рамазанова, Хайри Изамова, Энмарка Салихова, певца, Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, доцента Консерватории Минавар Таджиеву, работника городского управления культуры Иосифа Ладина, музыкального сотрудника Гостелерадио республики Любовь Юхнову и заместителя заведующего отдела пропаганды обкома комсомола Шавката Миралимова – в основном оказались заангажированы разными ВИА, имеющими уже большую известность и популярность среди молодёжи.

Между ними разгорелись многочасовые жаркие дебаты, очень трудно было найти консенсус, но никто так и не назвал юный коллектив ТТХИ. Я вынужден был обратить внимание членов жюри на то, что именно у «театралов» оказались песни, отвечающие требованиям самого духа конкурса. Как это ни парадоксально, но решительнее всех мне возражал Батыр Закиров. Мог ли он тогда подумать, что спустя несколько месяцев в составе этого ансамбля будут его родные братья Фаррух и Равшан, а в конце его, к сожалению, очень короткой жизни именно с этим коллективом он будет выступать на сцене.

Поддерживая Закирова, Хайри Изамов бросил неосторожную фразу: «Давайте нам официальные заказы, и мы тоже будем писать политические песни». На что я ответил, что писать надо по зову сердца, а не по заказам. Эта моя несколько пафосная фраза разошлась затем по творческим кругам.

Вернёмся к конкурсу. Пользуясь моим положением, я объявил, что наибольшее число зрительских голосов было отдано ВИА ТТХИ. Грешен, это было неправдой — в отличие от других, у него ещё не было своего болельщика. «Своя рука — владыка!» — и я вынес решение – помимо премий, определённых жюри, специальный приз вручить вокально-инструментальному ансамблю театрального института и объявить его главным победителем. Стыдно ли мне сейчас за это решение? Нет, потому что я искренне считал, что нам, советской молодёжи, не хватает именно таких коллективов, и второе — каким то необъяснимым чутьём угадывалось замечательное будущее этого очень своеобразного творческого коллектива.

Казалось, что Всевышний или руководил, или явственно помогал нам — вскоре Центральное телевидение объявило Всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». У нас такой смотр не был проведён, но Зампред Гостелерадио Убай Бурханов попросил моего согласия на то, чтобы объявить «Яллу» (к этому времени ансамбль получил название) победителем так и несостоявшегося республиканского конкурса. Я, разумеется, с удовольствием согласился. Тогда уже за счёт телевидения «Яллу» направили на зональный конкурс в Свердловск, где он стал одним из победителей.

Условия конкурса позволяли выбирать любую песню, и чтобы завоевать российского зрителя, остановились на песне Марка Фрадкина «На тот большак». Я не стал навязывать свою «Анджелу», чтобы меня не заподозрили в личностных интересах. Но когда в 1972 году в Москве проходил Турнир Политической песни, то на него пригласили именно «Яллу» с песней «Чёрное-красное», После её исполнения, мне выпала честь вручить прямо на сцене клавир и текст песни родной сестре Анджелы — Фаине, которая специально прибыла на этот фестиваль.

Наутро в самой популярной советской газете «Комсомольская правда» на первой полосе вышла статья со снимком «Песня для Анджелы». Кстати, много позже, когда я работал директором «Узбекфильма» к нам на студию приезжала сама Анджела с сестрой и её мужем. На этот раз я вручил самой А.Дэвис партитуру песни и оттиск статьи в «Комсомолке».

В том же 1971 году меня взяли на работу в ЦК ВЛКСМ, я подружился с Александром Масляковым, который вёл заключительные концерты Всесоюзного конкурса. Практически зная благоприятный исход участия «Яллы», я был свидетелем триумфа этого самодеятельного коллектива в Москве.
Поскольку шла трансляция по ТВ, то и в Ташкенте узнали об этом. Сразу же по возвращении ансамбля на Родину, по указанию секретаря ЦК партии.У.Салимова он был введён в штат объединения «Узбекконцерт». Начался качественно новый этап в жизни этого коллектива, ставшего вскоре гордостью узбекской эстрады. Я написал тексты нескольких песен, которые исполнялись в республике крайне редко.

Директор «Узбекконцерта» Амо Рубенович Назаров, а затем и министр культуры Зухра Рахимбабаева прямо мне сказали, что не надо проявлять излишнюю творческую активность, поскольку это не по душе руководству. Сомневаюсь, что речь шла о Шарафе Рашидовиче.

Но меня греет мысль, что я ещё раз сыграл важную роль в судьбе «Яллы». Дело было в 1976 году в Тбилиси, где проходила Всесоюзная научно-практическая конференция по интернациональному воспитанию трудящихся. В кругу нескольких участников я обратился к секретарю ЦК КПУз. А.У.Салимову с предложением поднять статус худрука «Яллы» Евгения Ширяева до уровня художественного руководителя всего объединения «Узбекконцерт», а на его место выдвинуть солиста Фарруха Закирова.

Тому было две причины:
во-первых, узбекский ансамбль «Ялла» получил уже всесоюзное признание и гастролировал даже за рубежом. А возглавляли его Герман Рожков и Евгений Ширяев.
Во-вторых, и это главное(!) — Евгений Александрович, хотя и был прекрасным композитором и высококвалифицированным музыкантом, но не успел ещё сполна проникнуться узбекским мелосом и национальной культурой, а Фаррух Каримович представлял известную артистическую семью и, казалось, был пропитан народными мелодиями. А органичное сочетание современной западной и восточной культуры стало впоследствии определяющим в творческом лице нашего уникального коллектива.

Акил Умурзакович внимательно посмотрел на меня, но ничего не ответил. Зато вскоре в «Узбекконцерте» произошли кадровые изменения, которые имели решающие последствия. Может быть, было бы уместно напомнить о том, как «в штыки» восприняли новый коллектив некоторые наши деятели «от культуры». Достаточно сказать, что в сатирическом журнале «Муштум» (кулак) появились карикатуры на длинноволосых «яллашников».
Или же выступление в ЦК партии бывшего заместителя министра просвещения Икбол Тохтаходжаевой, которая требовала не допускать до ТВ солистов, «разлагающих» нашу молодёжь.

Пришлось давать им отпор, равно как и ведущему обозревателю газеты «Советская культура» В.Беляеву, который в разгар «узбекского дела» обвинил «Яллу» в скрытой антисоветчине, так как своим названием ансамбль, якобы, прославлял Аллаха. Такая вот бредовая мысль — традиционному народному плясовому с вокалом жанру была приписана религиозная основа. Я по собственной инициативе вынужден был давать разъяснения помощнику всесильного тогда Е.К.Лигачёва.

Нет необходимости в данной статье, отнюдь не претендующей на полноту изложения, рассказывать о дальнейшем блистательном пути нашей всенародно любимой «Яллы». Ограничусь лишь тем, что я был свидетелем триумфа этого коллектива не только в Москве, но и в Германии, и в Сиэтле (США). Всюду успех их был оглушительным, сотни и тысячи слушателей и зрителей, прежде всего — женского пола, влюблялись и в мелодии, и в самих наших красивых, обаятельных, харизматичных и талантливых артистов ансамбля.

История «Яллы» очень необычна. Нет в мире другого коллектива, который бы за несколько дней своего безрепертуарного существования уже становился бы победителем крупного конкурса, а затем – лауреатом множества других фестивалей и смотров. Для его первых шагов в большом искусстве понадобились и организаторские таланты его руководителей и опекунов, и воля и возможности такой организации, как комсомол. Ни Министерство культуры, ни профсоюзные органы, а именно комсомол породил «Яллу» и этого забывать не следует.

Кое-кто сознательно (непонятно — в угоду кому?) пытается вульгарно опошлить историю «Яллы» — будто она возникла благодаря двум студентам, которые нашли на свалке изодранную гитару, настроили её и стали петь. Пусть это будет на их совести, но они и сейчас ещё кормятся за счёт ВИА, которому судьбой было даровано затмить тысячи других эстрадных самодеятельных коллективов и стать Незаменимым.
К счастью, живы ещё многие участники и свидетели тех событий и было бы правильным и справедливым восстановить истинную историю «Яллы».