Как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким вернером верой княжной мери. Отрицательные черты характера Печорина. Как проявляется характер Печорина – «Максим Максимыч»

/ / / Печорин в отношениях с Вернером, Мери, Верой (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Главный герой романа « » раскрывается совершенно с разных сторон в отношениях с людьми.

Если сравнивать Печорина и Вернера, можно заметить следующее. Оба персонажа отличаются особым умом, наблюдательностью и находчивостью. Мы видим образ Вернера не как участника жизни, а как ее свидетеля. Он сочувствует окружающим, он сопереживает Печорину. Но, при всем при этом, он достаточно пассивен. Его равнодушие делает его парализованным и не способным на поступки. Печорин же, совершенно противоположен в этом плане. Он активен, он ищет приключений, он испытывает свою судьбу. А это значит, главный герой принимает участие в общение с людьми, с окружающими его персонами.

Отношения с раскрывают перед нами Григория Александровича, как холодного и эгоистичного человека, который способен получать удовольствие от своих увлечений, а не от эмоций. Он замечает тот факт, что перед дуэлью с Грушницким, в нем не зародилось ни одно чувство – ни жалости, ни страха, ни злобы. В его голове промелькнуло всего лишь несколько идей, которые остались незаметными. Сам Печорин понимает, что его сердце давно окаменело. Им управляет расчетливый и любопытный разум, который и впутывает его во всякие истории. Григорий, увлекаясь княжной, считает это действо лишь игрой. Ведь женская любовь давно, а может, и никогда не приносила ему удовольствие. Он достаточно быстро разочаровывается в своих спутницах и не может справиться с чувствами скуки и грусти, находясь рядом с одной и той же женщиной.

Получается, что Григорий не может найти общий язык с окружающим его миром. И со временем, он теряет свою личность, натура его значительно искажается. Главный герой боится обыденной жизни, поэтому и не вступает в серьезные отношения с Мэри. Он отвергает ее чувства, оставаясь холодным и равнодушным.

При последней встрече с молодой девушкой, испытывает лишь жалость к ее страданиям, и не более.

Только лишь отношения с позволяют нам понять, что душа есть в главном герое. Он испытывает настоящие чувства к этой женщине, он не способен ее обмануть. Эпизод расставания Веры и Печорина еще раз доказывает нам тот факт, что в душе главного героя еще есть человечный огонек. Но, он очень быстро затухает от холодного и эгоистичного характера Григорий.

Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет та­кие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм. То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, при­бавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблю­дателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать - влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях своей души, ясно понял, что совершенно не будет счастлив в браке и скоро разочаруется. Поэтому он проявил даже готовность отказаться от любви, лишь бы сохранить свободу или то, что он под свободой подразумевал, потому что настоящая любовь, несомненно, чело­века не стесняет.
Княжна Мери и Вера пробуждали в нём холодную расчётли­вую страсть, несмотря на то, что Веру Печорин, несомненно, це­нил как человека, сумевшего проникнуть в его внутренний мир. Однако это фактически никак не влияло на его поступки с ней
Мери привыкла быть центром внимания, ухаживания Грушницкого она воспринимает как должное, но её, как де­вушку чуткую, значительно больше привлекла фигура Печо­рина, наполненная подлинной энергией. Когда выяснилось, что Печорин посмеялся над ней, она нашла в себе силы сохра­нить достоинство.
Разорванность чувств и логики - вот что постоянно демон­стрирует Печорин, с кем бы он ни сталкивался.

Образы из мира природы и их роль в баснях И.А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору.)

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца - это аллегория какой-либо черты характера. Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести и лживости одновременно. И в соответствии с характером она по-разному ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:



Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

У сильного всегда бессильный виноват, гласит мораль басни «Волк и ягнёнок». Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно мелких ҹиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня Квартет, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его ҹетыре департамента, возглавляемые:

Проказница-Мартышка,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет...

Ударили в смыҹки, дерут, а толку нет.

Действительно, ҹто же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его глав}7 поставлена даже не свора собак, а именно столь разные животные.

а Щука тянет в воду.

Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистиҹескую основу басни, ҹто проявляется в создании Крыловым русского национального характера.

Чацкий и Фамусов

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов. Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе. Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий - сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы. Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе. Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», - говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених». Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова. Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна. Столкновение Фамусова и Чацкого - это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Меню статьи:

В реальной жизни редко можно встретить человека, обладающего исключительно отрицательными качествами. Их может быть в большинстве, но, какой бы ни был человек, найти хотя бы несколько положительных качеств все-таки возможно. Литература обладает возможностью рисовать самые необычные сюжеты, образы и события – порой ирреальные, которые бы невозможно было осуществить в реальной жизни. Как ни странно, но и здесь нет абсолютно негативных или положительных персонажей. Каждый герой уникален по своему, он может действовать самым бесчестным образом, но при этом не составит труда отыскать в нем хотя бы одно доброе побуждение. Одним из противоречивых персонажей является образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Противоречивость Печорина

Григорий Печорин в романе представляется как двигатель неприятностей, его появление в жизни всех персонажей заканчивается некой трагедией, либо же становится причиной летального исхода. Большинство таких ситуаций создаются непреднамеренно. Печорин не планирует никого убивать или привносить непоправимые последствия в жизнь тех или иных людей, трагизм происходит случайным незапланированным образом, вследствие противоречивого восприятия персонажами действительности, некой доли непонимания сути происходящего.

Положительные качества Печорина

В начале кажется, что позиций на этот счет должно быть значительно меньше, так как вреда он Печорина больше, чем пользы, но на самом деле все далеко не так.

В первую очередь, в глаза бросается образованность и ум персонажа. Печорин получил хорошее образование, но только этот факт не делает его умным – он любознателен по своей природе, поэтому его знание никогда не ограничивались сухими науками, ему всегда хотелось докопаться до истины, постигнуть суть.

Григорий умеет подать себя в обществе – он обладает даром заинтересовать собеседника даже самой обыденной темой, обладает хорошим чувством юмора, что также способствует его коммуникативному влиянию.

Печорин обладает не только знаниями о предмете разных наук, он также хорошо ознакомлен с правилами этикета и успешно применяет эти знания на практике – он всегда вежлив и учтив.

Нельзя не занести в положительные качества его особое внимание к своему гардеробу и состоянию костюма – он всегда выглядит опрятно и элегантно.

Печорин с некой долей трепета относится к женщинам – он заботливо ухаживает за Беллой, ласков и внимателен с княжной. Его забота и внимание становятся возможностью продемонстрировать женщинам свою влюбленность и привязанность.

Григорий – щедрый человек. Его щедрость тесно связана с отсутствием жалости или жадности. Он разрешает своим друзьям брать его лошадей для прогулки, щедро одаривает Беллу подарками – делает он это не из корыстных целей. Им руководят искренние порывы души.



Следующими положительными качествами Печорина, бесспорно, являются решительность и настойчивость – если он определил для себя цель – то будет следовать ей и делать все, чтобы ее достичь как можно быстрее.

Печорин обладает небывалой смелостью. Этот факт тоже можно отнести к положительным моментам в его образе, хотя рассматривать его смелость нужно в контексте событий, так как часто она граничит с безрассудством, что привносит в эту характеристику значительную долю горечи.

Отрицательные качества Григория Печорина

По своей сути Печорин – злой человек, но в нем это качество выглядит привлекательно – оно становится не отталкивающим фактором от его персоны, а, наоборот, притяжательным.

Григорий находит особое наслаждение в процессе игры над чувствами людей. Ему нравится наблюдать за их душевными терзаниями или смятением.

Кроме того он бесчестный и лицемерный. Он позволяет себе крутить роман с замужними женщинами.

Кроме того, не чуждо ему и чувство эгоизма, которое умело сочетается, в его случае, с завышенной самооценкой. Это становится причиной отсутствия друзей у Печорина. Он слишком легко прощается со всеми своими знакомыми и возлюбленными.


Единственного человека претендовавшего на звание друга Григория – Грушницкого, он убивает на дуэли. При чем делает это без тени сожаления. Максима Максимовича, проявившего интерес к его персоне и дружескую симпатию отталкивает.

Несмотря на трепетное отношение к женщинам Печорин грубо с ними обращается, когда его любовный пыл угасает

Поддавшись своей прихоти, он ворует и держит у себя Беллу, что приводит к смерти девушки, но и здесь он не испытывает угрызений совести.

Княжну Мери он грубо и жестоко оставляет – разрушив ее любовь и чувство нежности.

Как Печорин оценивает сам себя

Образ Печорина не лишен доли самокритики. Несмотря на то, что он страдает от завышенной самооценки, его характеристика своей личности и анализ поступков совершенных ним выглядит довольно правдоподобной. Он способен здраво оценить целостность и последствия своих действий.

Печорин считает себя злым, безнравственным человеком. Он называет себя «нравственным калекой», утверждая, что не всегда был таким.

В традициях байронического героя и «лишнего человека» Печорина переполняет уныние и сплин – он не может реализовать свои таланты и творческий потенциал и поэтому пребывает в глубокой депрессии и не видит из ее выхода. Причину, повлекшую такое состояние его души Печорин назвать тоже не может, хотя и осознает, что должен быть какой-то фактор. Григорий не отрицает, что этому может быть вполне логическое объяснение, как, например, излишки воспитания, или вмешательство небесных сил – Бога, который наделил его несчастным характером.

Таким образом, Григорий Печорин – очень противоречивый персонаж, который находится на сломе двух нравственных эпох. Он четко и явно понимает, что старые традиции и принципы уже отжили, они чужды ему и неприятны, но, что должно прийти на смену им он не знает. Его интуитивные поиски не приносят желаемого положительного результата для самого персонажа и становятся губительными и трагическими для жизни других личностей повествования.

Характер Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”: положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы

4.6 (91.25%) 16 votes

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким
  • княжна мери характеристика печорина
  • Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери
  • печорин и грушницкий взаимоотношения

Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ «Героя нашего времени» , Григория Печорина - это образ «лишнего» человека в обществе. Внешне Печорин - здоровый, физически развитый, привлекательный мужчина, офицер, к тому же острого ума и хорошо образован. Это сильная личность: активная, целеустремленная, пылкая, храбрая и отважная. Печорин волевая натура, во внутреннем мире которой постоянно происходит работа, непрерывное развитие. И все равно сам Михаил Лермонтов в предисловии к роману назвал Печорина настолько плохим человеком, что в существовании такого трудно поверить: «Герой нашего времени, господа, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ».

Анализ образа Печорина говорит о том, что основным недостатком характера героя является постоянное ощущение им скуки. По этой причине он не ценит жизнь, ни свою, ни чужую. Герой в постоянных поисках новых впечатлений, которые развеяли бы его скуку, нашли ему место в мире. Он находит их, но ненадолго, и снова стремится «испытать судьбу». Он испытывает ее на войне, ищет убежища в любви горянки Бэлы, «щекочет нервы» на дуэли, выслеживает контрабандистов.

Между делом, в поисках острых ощущений, Печорин разбивает человеческие сердца и судьбы. Страдают влюбленные в него женщины, погибает Грушницкий, разрушена семья Бэлы, погибает она сама.

Образ Печорина в «Бэле»

В главе «Бэла» автор показывает героя в период любовной истории. Печорин предстает перед нами человеком пылким и страстным, ведь, чтобы завладеть Бэлой, он идет на огромный риск. Одновременно этот влюбленный весьма хитер и безжалостен, добиваясь Бэлы, он не разбирает средств. Он умело манипулирует мальчишкой Азаматом, организуя насильственное похищение Бэлы, жестоко разрушает ее семью. Печорин не склонен принуждать женщину силой, но нельзя отказать ему в расчетливости. Чтобы склонить к себе ее сердце, он использует все средства, и в итоге вызывает к себе жалость. В минуты счастья герой даже искренне верит, что нашел утешение, спасение от тоски и скуки на всю жизнь.

Но когда цель достигнута, Печорину вновь становится скучно, Бэла перестает его интересовать. Одновременно он и настощий мужчина, храбрый, отважный: «Я жизнь за нее отдам…» и худший мучитель, потому что внутри этого человека – холод. Когда цель достигнута, завоевание совершено, Печорину некуда приложить свою энергию. Бэла была для него лишь целью.

Сострадание, тем не менее, живет в душе Печорина, и до самого конца он разыгрывает влюбленного, но сердце Бэлы обмануть уже нельзя. Девушка умирает несчастной, чувствуя себя нелюбимой, и Печорин искренне страдает. Человеческие чувства живы в его сердце, но своеволие берет в нем верх.

Образ Печорина в главе «Тамань»

В главе «Тамань» Лермонтов являет нам мечтательного молодого человека, который ищет новизны и приключений. Девушка-контрабандистка очаровывает его. В душе Печорина живет какая-то наивная, детская вера в сказку, во что-то лучшее, необычное, удивительное. Странная красавица привлекает его, она кажется Печорину неповторимой, чудесной. Как ребенка, его привлекает все непознанное. Но, жестоко обманувшись, герой, которого обокрали и чуть не утопили, снова резко приходит в свое обычное состояние разочарованного во всем человека. Он ругает себя за то, что оторвался от реальности и поверил в волшебство.

Образ Печорина в «Княжне Мэри»

В глеве «Княжна Мери» мы встречаем в лице Печорина как бы раздвоенного человека. С одной стороны это разумный человек, отлично осознающий, что он творит и какие это имеет последствия. С другой – будто демон сидит в нем, заставляя его вести нечестную игру. Изощренными методами этот офицер добивается любви юной девушки, делая при этом несчастным своего товарища. Любовь эта Печорину абсолютно не нужна, его привлекает сама игра, само приключение, достижение цели – чтобы душа невинной и неопытной Мери открылась ему навстречу. Печорин носит маски, меняя их с легкостью, никому не показывая своей сути. Когда же Мери влюбляется до такой степени, что готова связать с ним свою жизнь, герой уходит со сцены – цель достигнута.

Печорин пользуется людьми ради временного удовлетворения. При этом он отлично понимает, что делает, осуждает себя за это, считает это своим проклятьем, но продолжает в том же духе. Иногда в нем прорывается раскаяние – таков его порыв увидеться с Верой – единственной женщиной, которая любит его, узнав таким, каков он есть на самом деле, без масок. Но порывы эти недолговечны, и герой, поглощенный собой и своей скукой, вновь не проявляет к людям никакого душевного тепла.

Образ Печорина в главе «Фаталист»

Последняя глава романа раскрывает нам еще одну грань его личности: герой не ценит дара жизни. Даже возможная смерть для него – лишь игра, возможность развеять скуку. Печорин пытается испытать себя, рискуя жизнью. Он храбр, отважен, имеет стальные нервы, и фактически проявляет героизм в сложной ситуации, когда нужно усмирить отчаянного убийцу. Поневоле задумаешься, на какие подвиги, на какие свершения был способен этот человек с такими способностями, с такой волей. Но, по сути, все свелось просто к «острым ощущениям», игре с жизнью и смертью.

Лермонтов в предисловии к роману назвал Печорина больным. Он имел в виду не буквальную физическую немощь, а душу героя. Значение образа Печорина в том, что герой не находит применения своим незаурядным способностям, сила его духа никому не нужна. Он не знает, что такого на самом деле героического, ценного, полезного он мог бы сделать. В итоге его сильная, мятежная, беспокойная натура несет людям одни несчастья. Эта мысль по ходу действия романа утверждается и в разуме самого героя.