Гуно произведения список. Биография гуно шарля. Новые вершины творчества после возвращения на родину

ГУНО Шарль

(17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа)

Искусство - это сердце, способное мыслить.

Ш. Гуно - автор всемирно известной оперы "Фауст" - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название "лирическая опера". В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли. Влияние Гуно сказалось на творчестве композиторов Ж. Бизе и Ж. Массне.

В музыке Гуно неизменно покоряет лиризм, в оперном творчестве музыкант выступает как мастер музыкального портрета и чуткий художник, передающий правдивость жизненных ситуаций. В его манере изложения искренность и простота всегда соседствуют с высочайшим композиторским мастерством. Именно за эти качества ценил музыку французского композитора П. Чайковский, даже дирижировавший в 1892 г. оперой "Фауст" в Театре Прянишникова. По его словам, Гуно - "один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства".

Гуно больше известен как оперный композитор, ему принадлежат 12 опер, кроме этого им созданы хоровые сочинения (оратории, мессы, кантаты), 2 симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыка для театра.

Гуно родился в семье художника. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына (в т. ч. музыкальным) занималась мать. Теорию музыки Гуно изучал у А. Рейхи. Первое впечатление от оперного театра, в котором шла опера Дж. Россини "Отелло", определило выбор будущей карьеры. Однако мать, узнав о решении сына и реально представляя трудности на пути артиста, допыталась воспротивиться.

Директор лицея, в котором учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от этого опрометчивого шага. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это был текст романса из оперы Э. Мегюля. Разумеется, Гуно этого сочинения еще не знал. "К следующей перемене романс был написан"... - вспоминал музыкант. - "Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: "Ну, теперь пойдем к фортепиано". Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный г. Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: "Дитя мое, будь музыкантом!"" Учителями Гуно в Парижской консерватории были крупные музыканты Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр. Только после третьей попытки в 1839 г. Гуно стал обладателем Большой Римской премии за кантату "Фернан".

Ранний период творчества отмечен преобладанием духовных сочинений. В 1843-48 гг. Гуно был органистом и регентом церкви Иностранных миссий в Париже. Он даже намеревался принять духовный сан, но в конце 40-х гг. после долгих колебаний возвращается к искусству. С этого времени ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр.

Первая опера "Сафо" (либр. Э. Ожье) была поставлена в Париже в Grand Opera 16 августа 1851 г. Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята. Г. Берлиоз дал в печати уничтожающий отзыв на это произведение.

В последующие годы Гуно пишет оперы "Кровавая монахиня" (1854), "Лекарь поневоле" (1858), "Фауст" (1859). В "Фаусте" И. В. Гёте внимание Гуно привлек сюжет из первой части драмы.

В первой редакции опера, предназначавшаяся для постановки в парижском Theatre Lyrique, имела разговорные речитативы и диалоги. Лишь к 1869 г. для постановки в Grand Opera они были положены на музыку, был также вставлен балет "Вальпургиева ночь". Несмотря на грандиозный успех оперы в последующие годы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

После Фауста появились "Филемон и Бавкида" (1860), сюжет которой заимствован из "Метаморфоз" Овидия; "Царица Савская" (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля; "Мирейль" (1864) и не принесшая успеха композитору комическая опера "Голубка" (1860). Интересно, что Гуно скептически относился к своим творениям.

Второй вершиной оперного творчества Гуно стала опера "Ромео и Джульетта" (1867) (по В. Шекспиру). Композитор работал над ней с большим увлечением. "Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?" - писал композитор своей жене. "Ромео и Джульетта" была поставлена в 1867 г. в год Всемирной выставки в Париже на сцене Theatre Lyrique. Примечательно, что в России (в Москве) она была исполнена через 3 года артистами итальянской труппы, партию Джульетты пела Дезире Арто.

Написанные после "Ромео и Джульетты" оперы "Пятое марта, Полиевкт, Дань Заморы" (1881) не имели большого успеха. Последние годы жизни композитора вновь были отмечены клерикальными настроениями. Он обращается к жанрам хоровой музыки - создает грандиозное полотно "Искупление" (1882) и ораторию "Смерть и жизнь" (1886), в композицию которой, как составная часть, вошел Реквием.

В наследии Гуно есть 2 работы, которые как бы расширяют наше представление о таланте композитора и свидетельствуют о его незаурядных литературных способностях. Одна из них посвящена опере В. А. Моцарта "Дон-Жуан", другая представляет собой мемуары "Воспоминания артиста", в которых открылись новые грани характера и личности Гуно.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ГУНО Шарль" в других словарях:

    Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 18 октября 1893) французский композитор (опера «Фауст»). Биография 12 июня 1818 года в Париже в семье художника Фра … Википедия

    - (Gounod) (1818 1893), композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. 12 опер, в том числе «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865); 4 оратории, кантаты, мессы, реквием,… … Энциклопедический словарь

    - (Gounod, Charles) ШАРЛЬ ГУНО (1818 1893), французский композитор. Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен Луи, Гуно… … Энциклопедия Кольера

Шарль Франсуа Гуно (Charles Gounod) родился в Париже 17 июня 1818 года в творческой семье. Замечательный художник, талантливый живописец, его отец занимал должность профессора Политехнической школы и учителя рисования для слуг Людовика XVIII.

Его мать, отличный музыкант, обучала Луи Адана и Хуллменделя. После того, как она овдовела, в 1823 году, ей пришлось давать уроки фортепиано, чтобы обеспечивать детей. Она преподала Шарлю основы музыки, и он рано продемонстрировал свои способности.

За годы обучения в средней школе Сент-Луиса Шарль Гуно познакомился с постановками “Отелло” Россини и “Дон-Жуана” . Эти два шедевра явились основными музыкальными откровениями молодости композитора. Восхищение Моцартом останется с Гуно на всю жизнь, и он никогда не перестанет горячо прославлять его гениальность. Открытие “Пасторальной симфонии” и “9 хоров” усиливает его музыкальный энтузиазм.

Наполненный высокими художественными идеалами, молодой Шарль проявляет амбиции и решимость стать великим композитором. Он обучается в консерватории фуге и контрапункту у Галеви, а композиции у Лесюёра. В конкурсе за Римский приз он занял второе место в 1837 году, а через два года, как высшее благословение, получил первую премию с кантатой “Фернанд”. Перед отъездом на виллу Медичи в Риме, где он должен был проживать два года в качестве призера, Гуно пишет к юбилею своего наставника Лесюёра “Agnus Dei” для трех голосов и хора, о котором Берлиоз написал пророческие строки:

“Тут есть всё новое и выдающееся: пение, модуляции, гармония. Ш. Гуно здесь доказывает, что от него можно всего ожидать”.

Римский период творчества

Портрет молодого Шарля Гуно, сделанный Жаном Энгром

Отъезд в Рим дался молодому человеку тяжело, потому что он впервые оставил свою любимую мать. Вновь прибывшего тепло приветствовал Жан Энгр, на тот момент – директор Французской академии. Они стали друзьями, художник разделил страсть к музыке. Гуно аккомпанировал ему в сонатах Моцарта или для фортепиано и скрипки, познакомил его с “Альцестом” Люлли, и пел удивительно выразительным голосом свои любимые мелодии.

По просьбе Энгра, Гуно развивает свой дар рисования, выполняя более сотни набросков простейших фигур. Портрет молодого Гуно, нарисованный художником, относится к этому периоду. В этот период композитора часто видят в Сикстинской капелле, где он погружается в искусство Палестрины. Духовная музыка захватывает его.

На вилле Медичи Гуно встречает Полину Виардо, которая вводит его в мир театра, а так же знакомит с Фанни Гензель, сестрой . Выдающаяся пианистка приобщает его к немецкой музыке, “которая волнует и восхищает его”. Гуно начинает думать о принятии церковного сана

Впечатлительный от природы, он попадает под влияние отца Лакордера – блестящего проповедника, который прибыл в Рим, чтобы восстановить орден доминиканцев.

Под его влиянием Гуно эволюционирует к социальному христианству и начинает думать о принятии церковного сана. Этот мистический кризис усиливается его дружбой с Чарльзом Гаем, будущим епископом Пуатье, который прибыл в конце 1839 для подготовки к своему посвящению.

С тех пор Гуно посвящает себя религиозной музыке. Он уходит в монастырь Сан-Бенедетто в Субьяко, чтобы написать торжественную мессу, которая была исполнена в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези 1 мая 1841 года, в день рождения Луи-Филиппа. Этот успех принес ему пожизненный титул хормейстера.

Путь к успеху через театр

После этого он покидает “спокойный, в умиротворении” Рим и держит путь в Вену, где процветает музыкальная жизнь. Там Гуно впервые побывал на постановке “Волшебной Флейты”, и начал строить взаимоотношения с влиятельными артистами. Во время зимы 1842-43 гг. Шарль представил две свои работы: “Мессу” и “Реквием” в Карлскирхе.

Вернувшись в Париж в мае 1843 года, Гуно принимает должность музыкального руководителя в церкви Иностранных миссий. Там он навязывает приходу, с некоторыми затруднениями, музыку Баха и Палестрины. В течение пяти лет он пишет исключительно религиозную музыку. С октября 1847 года по февраль 1848, он носит церковное платье и подписывает свои письма “Аббат Гуно”. В это время, работая над изучением сравнительной истории религий, Гуно присутствует на конференциях Лакордера в Нотр-Дам, а также богословских лекциях в Сен-Сюльпис.
Гуно связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность

Между тем музыкант, в свои 30 лет, вдруг осознает, что «есть только один путь, чтобы получить имя – это театр». Благодаря посредничеству скрипача Зегерса, он связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность с ролью в “Пророке” Мейербера. Она подталкивает композитора написать оперу, и берет на себя инициативу, навязывая свой выбор, – “Сафо”, на либретто Эмиля Ожье.

Даже получив незначительный успех, опера привлекает внимание общественности и критиков, которые понимают, что это не событие, а пришествие. Для Комеди Франсэз Гуно пишет несколько концертов, в том числе “Мещанин во дворянстве”, а также трагедию с хорами “Улисс”, поставленную Жаком Оффенбахом в 1852 году.

Вскоре после брака с Анной, дочерью Иосифа Циммермана, композитора и преподавателя фортепиано из консерватории, Гуно был назначен директором духового оркестра Парижа, хорового учреждения, комплектуемого из рабочего класса. А год спустя, в 1853 году, директором вокального образования в муниципальных школах Парижа. Эти функции, которые он самоотверженно принимал на себя, дали ему возможность писать многочисленные хоровые и религиозные произведения, среди которых “Месса для хористов”, исполненная в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа в июне 1853, под его руководством.

Новые вершины творчества после возвращения на родину

После смерти тестя Гуно переезжает в их семейное имение в Сен-Клу

После смерти тестя он переезжает в их семейное имение в Сен-Клу, где Шарль Гуно провел большую часть своей жизни. В том же году знаменитая “Ave Maria” получила огромный успех в своей оркестровой версии.

Гуно сочиняет новый гимн “Да здравствует Император” в честь Наполеона III, прозвучавший в исполнении 1500 голосов на Всемирной выставке 1855 года. После провала своего второго лирического произведения “Кровавая монахиня”, он возобновляет работу над «Фаустом», изначально задуманным еще в Риме. Переутомившись, став жертвой тяжелого случая нервного расстройства, к которому он имел склонность, композитор был помещен в знаменитый госпиталь доктора Бланш.

После периода принудительного отдыха «Фауст» был закончен, но из-за конкуренции с театром Порт Сен-Мартен, показывающим драму на ту же тему, его поставили только в 1859 году в Театре Лирик. Взвешенный, более торжественный нежели вдохновляющий, более симфонический нежели мелодичный, «Фауст» не получает непосредственного успеха. Только через 10 лет она ставится на сцене «Гранд опера», где получает настоящий успех. На самом деле, виртуозность вокальных партий персонажей открывает путь горящему мелодичному лиризму, порывает с красивой итальянской песней и приемами Мейербера. Он возвеличивает образ Маргариты, изображая глубокие чувства её души.

“Когда я сочиняю, – говорит Гуно, – я проникаюсь чувствами, словами, характером человека, и я позволяю своему сердцу говорить”


Только через 10 лет после сочинения опера “Фауст” нашла настоящий успех на сцене «Гранд опера»

Гуно, уйдя в отставку с поста в духовом оркестре, пишет две легкие оперы – “Филемон и Бавкида” и “Голубка”, на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карра. Оцененные, как образцы вкуса и остроты, эти два произведения были менее успешны, по сравнению с его оперой “Царица Савская”, поставленной в 1862 году. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, лучше приспособленной для отражения его лирического стиля. Результатом стали оперы “Мирей”, и “Ромео и Джульетта”.
В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, результатом стали оперы “Мирей” и “Ромео и Джульетта”

Получив счастливую возможность покинуть Париж, который “подавляет и душит его”, он сочиняет на юге Франции, для того, чтобы купаться в атмосфере, в которой эволюционируют его герои.

Последние годы жизни Шарля Гуно

Истощенный периодом интенсивного творчества, Гуно ищет мир и покой в Риме, предпочитая уединиться там, где он всегда хотел жить. Он позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски “Полиевкта”, своей христианской оперы. Гуно позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски “Полиевкта”, своей христианской оперы. Портрет Эмиля-Огюста Каролюса-Дюрана

Но Франко-прусская война 1870 года останавливает сочинение этого произведения. Будучи поражённым положением Франции, и неспособный “жить под знаменем врага”, Гуно со своей семьей находит убежище в Англии, где он встречает певицу Джорджину Уэлдон. Она убеждает композитора действовать в полной противоположности своей природе. Таким образом, он становится ее протеже. Около трех лет работая на “Tavistock House” он судится со своими издателями, и отказывается от должности директора Парижской консерватории. Утомленный и больной, Гуно, оставляет Лондон при помощи доктора Бланша и друзей. Он оставляет там несколько рукописей, в том числе “Полиевкта”, конфискованного из мести Джорджиной Уэлдон. Вернувшись во Францию, он восстанавливает всю оперу по памяти с большой точностью. Будучи угнетённым неудачей этой оперы, которая более чем любая другая является отражением его внутренних убеждённостей, Гуно сказал.


Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром.

Следующая опера Гуно – Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»).

Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.

Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.

Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы.

К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, – так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида).

Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852–1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству.

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.

Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гуно Шарля

Гуно (Gounod) Шарль (1818-93), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.

ГУНО (Gounod) Шарль Франсуа (17 июня 1818, Париж - 18 октября 1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.

Жизнь и творчество

Сын художника. Мать была одаренной пианисткой, у которой Гуно брал первые музыкальные уроки. В 1835 он окончил лицей св. Людовика, затем начал заниматься композицией у чешского музыканта А. Рейхи. После его кончины поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра. В 1839 кантата Гуно «Фернан» была удостоена Римской премии, дававшей возможность трехлетнего пребывания в Риме на Вилле Медичи.

В Италии Гуно уделял много внимания изучению творчества Палестрины. Из Рима он направился в Вену, где в 1842 и 1843 были исполнены его месса и реквием, созданные в Италии. На обратном пути в Париж он посетил Прагу, Дрезден и Берлин, встречался в Лейпциге с Ф. Мендельсоном. В Париже Гуно стал органистом и хормейстером в церкви Иностранных миссий, в течение двух лет изучал теологию. В 1846 поступил в семинарию Сен-Сюльпис, но в 1847 отказался от намерения принять духовный сан. «Реквием» и «Te Deum», над которыми он начал работу годом ранее, остались незавершенными, и Гуно обратился к оперному творчеству.

Его ранние оперы «Сафо» (1851) и «Окровавленная монахиня» (1854) были приняты без энтузиазма, несмотря на одобрительные рецензии Г. Берлиоза. В «Торжественной мессе» в честь св. Цецилии (1855) он пытался сочетать духовный стиль с более светскими приемами письма. «Лекарь поневоле» (1858) по комедии Мольера явился опытом создания комической оперы. С 1852 Гуно начал работу над оперой «Фауст» на либретто М. Карре и Ж. Барбье по трагедии И. В. Гете. Ее премьера 19 марта 1859 ознаменовала новый этап в развитии французской оперы. Гуно не удалось превзойти «Фауста» в своих более поздних сценических произведениях - таких как «Филемон и Бавкида» (1860), «Голубка» (1860), «Мирей» (1864) по провансальской поэме Ф. Мистраля (опера имела невероятный успех) и «Ромео и Джульетта» (1867).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1852 Гуно стал руководителем хорового объединения «Орфеон» в Париже, для которого написал ряд хоровых сочинений, в том числе две мессы. В 1870-75 жил в Лондоне, где организовал хор, которому дал свое имя (ныне Королевское хоровое общество), и почти полностью посвятил себя созданию ораторий. Траурная кантата «Галлия» («Gallia») для сопрано соло, хора и оркестра, написанная в связи с военным поражением Франции в 1870, впервые была исполнена в 1871; за ней последовали оратории «Искупление» (1882) и «Жизнь и смерть» (1885). В 1888 Гуно был удостоен высшей степени ордена Почетного легиона.

О стиле

Мелодика Гуно, несомненно, самобытная, иногда излишне сентиментальна. Он отлично знал возможности голоса, был мастером оркестровки, но музыкальные характеристики в его операх, при всех их привлекательности, бывают нередко легковесными, а религиозное чувство в духовных сочинениях - не слишком глубоким.

Его «Размышления» (1859) для голоса и органа или оркестра, более известное под названием «Ave Maria» и вдохновленное прелюдией до-мажор И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» (ч. 1), свидетельствует как об изобретательности Гуно-мелодиста, так и о его наивности в вопросах стиля. Мелодический дар Гуно в полной мере проявился в операх «Фауст», «Мирей» и «Лекарь поневоле».

«Искусство есть одно из трех основных перевоплощений, которым подвергается действительность под воздействием ума человека, в зависимости от того, рассматривает ли человек эту действительность в идеальном и совершенном свете Добра, Истины или Красоты».
Шарль Гуно. «Воспоминания артиста» 1892 г.

Шарль Франсуа Гуно родился в Париже 17 июня 1818 года. Его отец Франсуа Луи Гуно был видным французским художником. Мать будущего композитора, в силу сложившихся обстоятельств, уже с одиннадцати лет вынуждена была преподавать музыку. Ее дальнейшее совершенствование в этой области прошло под руководством профессора парижской консерватории Луи Адана, и она получила вполне заслуженное признание как хороший педагог.

Первое представление о музыке Шарль, по его собственному признанию, получил, будучи еще совсем маленьким ребенком, когда любимая мать кормила его грудью, всегда при этом что – то напевая. И вот ребенок бессознательно, прежде чем научился говорить, получил ясное и точное представление об интонациях и интервалах, об основах модуляций и о различии между мажором и минором.

Мать мальчика, несмотря на его очевидный музыкальный талант, была категорически против музыкальной карьеры сына. Полагаясь на свой опыт, она считала, что эта профессия не может дать положения в обществе. Мать обратилась за помощью к директору лицея, где учился мальчик, чтобы он сумел разубедить сына в его выборе. Однако музыкальный талант ученика просто потряс директора, и он вынужден был сказать: «Дитя мое, будь музыкантом!». Сопротивление матери, продиктованное заботой о сыне, было отчасти преодолено, и Шарль стал брать частные уроки у профессора консерватории Антона Рейхи. Через некоторое время он поступил в Парижскую консерваторию и стал учиться контрапункту у Галеви и композиции у Лесюэра. Заветной мечтой Гуно была Римская премия, которую он решил получить, во что бы то ни стало. Большая Римская премия, это национальная государственная премия Франции, которая ежегодно по конкурсу присуждается Академией искусств студентам, оканчивающим курс Парижской консерватории. Лауреаты получают стипендию для четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Три раза пришлось Шарлю Гуно участвовать в таких конкурсах. В 1839 году мечта, наконец, осуществилась. За кантату «Фернан», представленную на конкурс, молодой композитор был удостоен, наконец, Римской премии и вскоре уезжает в Италию.

Жизнь в Риме была интересной и насыщенной. Здесь Гуно написал много музыки для органа и в частности мессу для церкви Сен-Луи де-Франсе. Исполненная под его управлением ко дню рождения короля Луи-Филиппа, месса была восторженно принята, а молодой автор был назначен «Пожизненным почетным регентом» церкви Сен-Луи де-Франсе.

Зимой 1840 года Гуно впервые услышал и увидел восемнадцатилетнюю Полину Гарсиа, жену директора Итальянской оперы в Париже Луи Виардо. Супруги совершали свадебное путешествие, и Полина пела в салонах Академии знаменитую арию из оперы «Робин Гуд». Гуно аккомпанировал ей тогда, и был поражен талантом и красотой этой совсем юной девушки. Через десять лет он напишет специально для Полины Виардо оперу «Сафо». Роль Сафо певица с блеском исполнила на сцене Парижской оперы 16 апреля 1851 года. Присутствующий тогда на премьере Берлиоз прослезится и скажет: «Я уже лет двадцать не испытывал такого волнения, как сегодня».

Римский период жизни композитора был связан и с глубоким влиянием на него полифонической музыки XVI века. Он тщательно изучает сочинения Палестрины и пишет много духовной музыки. Да и сам город и его окрестности, вызывают восторг молодого человека. А бессмертные творения Рафаэля и Микеланджело навсегда завораживают его своим ослепительным великолепием.

После возвращения в Париж Гуно становится церковным органистом и даже намеревается принять духовный сан. Он занимается философией и богословием, ходит в одежде аббата, и в течение зимы посещает курсы теологии в семинарии Сен-Сюльпис. К этому времени относится создание композитором его монументальной Торжественной мессы св. Цецилии, – произведения огромной и грандиозной силы.

Однако вскоре композитор почувствовал, что не может жить без искусства и, поняв это, вернулся в мирскую жизнь.

Далее следует период активной творческой работы и Шарль Гуно пишет несколько опер, среди которых особо выделяется «Фауст». Давно задуманное композитором, это сочинение становится образцом французской лирической оперы. Зрители, однако, не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но совсем скоро она получила признание во всех странах Европы. Через тридцать лет после ее написания торжественно состоялось пятисотое исполнение оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» в Париже. Дирижировал этим спектаклем сам автор.

К концу 79-х годов усилилась религиозность Гуно, и, написав ряд неудачных опер, он теперь навсегда, отошел от музыкального театра и вновь стал сочинять духовную музыку. К концу своей творческой жизни композитор создает два крупных произведения в этом жанре – оратории «Искупление» и «Смерть и жизнь». По поводу последней оратории Гуно писал своему другу:
« … Ее сюжет: смерть и жизнь. Об этом сюжете я долго размышлял, он интересует меня с каждым днем все больше и больше. По – моему, в религиозных идеях и чувствах музыка находит наиболее благородные и возвышенные формы».

Теперь большую часть времени композитор жил под Парижем, в Сен-Клу. Здесь он занимался с молодым композитором А.Бюссе.

Здесь же, в Сен-Клу Шарль Гуно и ушел из жизни осенью 1893 года, когда писал Реквием памяти своего умершего внука. К моменту этого печального события ему было 75 лет.

Виктор Каширников