Эрмитаж полное название. Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея. Легенды и мифы эрмитажа

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) - это самый большой музейный комплекс России и один из крупнейших в мире. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Общая площадь музея 233 345 кв.м. Музей находится в историческом центре Санкт-Петербурга и занимает пять исторических зданий: Зимний Дворец (1), Малый Эрмитаж (2), Большой Эрмитаж (старый Эрмитаж, 3), Новый Эрмитаж (4), Эрмитажный Театр (5). Самое большое здание - Зимний дворец (зимняя резиденция царской династии России).

Схема Эрмитажа:

Происхождения названия Эрмитаж от французского ermitage - означающего место уединения (место затворничества). Чем и был первый Эрмитаж (сейчас это "Малый Эрмитаж", 2) - местом уединения императрицы Екатерины II. Это был специальный флигель Зимнего дворца, получивший такое французское название, при организации императрицей места первого музея для своей коллекции произведений искусства (купленной в 1764 году). От этой коллекции, размещённой в отдельном здании, и берёт начало современный Государственный Эрмитаж . Для посещений этот частный "уединённый" музей был открыт только в 1852 году.

Эрмитаж. Официальный сайт

В 1779 году приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола. приобретенная

В 1771-1787 годах архитектором Фельтеном строится здание Большого Эрмитажа (3). Коллекция быстро растёт и из-за недостатка первоначального помещения (2, Малый Эрмитаж) организуется строительство целого здания.

19 век - в периоды правления Александра I и Николая I ведётся планомерное и тщательное развитие коллекции Эрмитажа. Закупаются не только коллекции, но и отдельные редкие произведения. Николай I готовится к открытию Императорского Эрмитажа для публичного посещения.

В 1852 году построено новое большое здание "Новый Эрмитаж" (3) и Николай I открывает Императорского Эрмитаж для публичного просмотра.

К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год. Музей содержит богатейшие коллекции памятников древней, античной и средневековой культур. Произведения искусства Западной и Восточной Европы, русской культуры VIII-XIX веков.

В 1895 году по особому указу Николая II большая часть произведений русских художников была передана Русскому музею.

К началу 20 века Императорский Эрмитаж становится центром русского искусствознания и образования.


Зимний Дворец в 1910 году (почтовая открытка). До революции дворец окрашен в красные цвета (ещё ранее в жёлтые), имел два металлических балкона для выступлений царя, вентиляционную башню (высокая). В 1909 году закончено строительство огораживающего высокого забора и ворот с охраной вокруг прогулочного парка с фонтаном (после событий 1905 года и покушений). На переднем плане открытки видна дворцовая набережная со львами, которые будут перенесены к зданию адмиралтейства, при строительстве постоянного Дворцового Моста (1911-1916 гг.).

В 1917 году, после свержения самодержавия и октябрьской революции в Эрмитаже происходят существенные изменения. В музей переправляются коллекции Императорской Академии художеств и начинают поступать национализированные частные коллекции. Эрмитаж становится неким центром сбора и учёта произведений искусств.

В 20-х годах Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была окончательно переведена в московский Кремль (где она хранилась со времён Первой Мировой Войны), послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 годах собранию Эрмитажа нанесён непоправимый урон. В Советской России экономические трудности. Проходят распродажи части коллекции и самых дорогих картин. 48 уникальных шедевров навсегда покинули Россию.

С наступлением Великой Отечественной войны началась эвакуация коллекции Эрмитажа. Более двух миллионов единиц коллекции были эвакуированы на Урал. В период блокады Ленинграда и всей войны здания Эрмитажа не работали как музей, подвалы зданий превратились в бомбоубежища.

После 1945 года и окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина.

В 1948 году происходит реорганизация советских музеев и перераспределения части коллекций между различными музеями Ленинграда и Москвы.

В 1957 году открылся для посещений зрителями третий этаж Зимнего дворца. Там были выставлены произведения нового западного искусства.

В 1958 году советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть в Берлин трофейные произведения искусства, вывезенные из Берлина в 1945 году. Но, по некоторым данным, часть произведений (считавшихся утерянными в ходе войны) оставались в СССР.

В начале 1990-х годов, после падения «железного занавеса» Эрмитаж официально объявил о том, что в его запасниках хранятся считающиеся утраченными «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов. Позже, эти картины были выставлены из запасников и вошли в экспозицию музея.

В июле 2006 года в Эрмитаже случился скандал, получивший известность. В музее обнаружена пропажа 221 экспоната (православные иконы, ювелирные изделия, столовое серебро посуда и др.). Под подозрение в хищении попала одна из работников Эрмитажа. Но следствие было затруднено тем, что она скончалась от сердечного приступа, незадолго до обнаружения пропажи. Расследование установило причастность к хищению родственников бывшей сотрудницы музея.

В 2006-2007 годах удалось вернуть часть похищенных экспонатов музея.

Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный Эрмитаж - гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец . Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.

А начинался Эрмитаж в 1764 г. как частное собрание Екатерины Великой, купившей коллекцию из 220 картин и поместившей их в отдаленных апартаментах дворца, получивших название «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие собрания произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Посещение Эрмитажа, безусловно, - обязательный пункт программы визита в Санкт-Петербург.

Главный ансамбль Эрмитажа

Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье - с 10:30 до 18:00, среда, пятница - с 10:30 до 21:00, выходной день - понедельник.

Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».

Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы - 700 RUB, в один из филиалов - 300 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Эрмита́ж в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел.

Здания Эрмитажа - Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги) - выдающийся архитектурный ансамбль. В 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Ф. Б. Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III . Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм . Осенью 1763 Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.

По заказу императрицы были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведено здание Эрмитажного театра, - сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который ныне занимает музей Государственный Эрмитаж.

Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею Эрмитаж, основательницей которого она считается. В 1764 была куплена коллекция, собранная берлинским купцом И. Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II . Собрания насчитывали 225 картин, преимущественно фламандских и голландских, наряду с несколькими произведениями итальянских художников 17 в. Среди лучших в коллекции - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Ф. Халса и «Гуляки» Я. Стена .

В 1765-66 гг. по желанию императрицы, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел 2-этажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания. Позже, в 1767-69 гг., архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Созданный в конце 18 в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

Летом 1769 в Петербург прибыла купленная у наследников коллекция Г. Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, французской, фламандской, итальянской и немецкой школ. Среди шедевров коллекции - полотна Рембрандта «Портрет ученого», «Портрет старика в красном», Рубенса «Персей и Андромеда», работы Пуссена «Снятие с креста» и Ватто «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля . С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу коллекционера итальянским художником Беллотто . Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745.

В 1771-87 гг. по заказу Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем было построено здание, превосходящее его своими размерами и получившее имя «Большого Эрмитажа». Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном 3-этажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. В 1792.Дж. Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром. В 1772 в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за 2 года до этого А. Кроза. Коллекция обогатила музей такими шедеврами как «Святое семейство» Рафаэля , «Юдифь» Джорджоне , «Даная» Тициана , «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе . Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк был представлен 6 портретами, в том числе автопортретом. Помимо картин итальянской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза была исключительно богата полотнами французских мастеров 17-18 вв.: Ленена , Пуссена, Миньяра, Ларжильера , Ватто , Ланкре , Шардена .

Приобретение в 1779 в Англии знаменитой галереи Уолпола (198 картин) стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи 17 в. - с ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница Вулкана», Г. Рени «Спор отцов церкви», С. Розы «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор».Исключительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая за единичными исключениями приняла с этого момента свой нынешний облик. Тогда поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка - «Мадонна с Куропатками» и портреты лондонского периода, 4 огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса . В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ - «Святое семейство» и «Моисей иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо , «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. В 1781 была приобретена коллекция графа Бодуэна, насчитывавшая 119 картин преимущественно голландской и фламандской школ. Она включала 9 картин Рембрандта, среди которых «Портрет старика», «Портрет старушки», «Портрет Иеремиаса де Деккера», «Девушка примеряющая серьги», а также полотна Ван Дейка, Остаде , Рейсдала, Тенирса Младшего .

В 1787 было завершено строительство Эрмитажного театра по проекту архитектора Дж. Кваренги . Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных масс, является прекрасным образцом русского классицизма конца 18 в. По его же проекту был создан к 1795 Большой тронный (Георгиевский) зал, уничтоженный пожаром в 1837.

Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся «Святое семейство» А. дель Сарто , две одноименные картины - «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена , посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха , «Завтрак» Метсю , «Ферма Поттера». Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы : «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур».

В 1826 по проекту К. Росси была создана галерея 1812 года. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов - героев Отечественной войны 1812 года. К 1833 были закончены Фельдмаршальский и Петровский залы по проекту О. Монферрана . Вечером 17 декабря 1837 в Зимнем дворце произошел сильный пожар, приведший из-за конструктивных ошибок архитектора Монферрана к трагическим последствиям. Небывалый пожар полностью уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Почти сразу после пожара начались восстановительные работы, порученные архитектору В. П. Стасову . К 1841 большая часть Эрмитажа была восстановлена в прежнем виде.

В 1850 в Венеции была приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце 16 в. умер Тициан . Ко времени этой покупки в собрании Эрмитажа уже были 3 картины великого венецианца: «Даная» и «Портрет молодой женщины» (коллекция Кроза, 1772), «Бегство в Египет» (коллекция Брюля, 1769). К ним прибавились еще 5 работ, среди которых шедевры - «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

В 1842-51 гг. был возведен в историческом стиле Новый Эрмитаж. Для его строительства Николай I пригласил немецкого зодчего Л. фон Кленце , стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Л. фон Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову. Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неприкосновенном виде.

В 1858 было завершено оформление Павильонного зала по проекту А. И. Штакеншнейдера , а в 1860 им же были созданы парадные интерьеры Большого Эрмитажа. Приобретенное в 1861 собрание маркиза Кампана обогатило античные коллекции Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой «Царицей ваз». Вместе с древностями были куплены фрески, вышедшие из мастерской Рафаэля. В 1864 граф Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась известностью в Италии, обратился в Эрмитаж с предложением продать ее. Выехавший на место С. А. Гедеонов , директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи 4 картины. Самой ценной среди них была «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи , называющаяся с тех пор: «Мадонна Литта». В 1870 у графа Конестабиле была куплена «Мадонна Конестабиле» Рафаэля.

В 1884 была приобретена коллекция русского дипломата А. Базилевского. В ней были прекрасно представлены памятники раннехристианского и византийского искусства, церковная утварь романской и готической эпохи, изделия из резной кости 13-14 вв., рейнские и лиможские эмали 12-16 вв., венецианское и немецкое стекло, итальянская майолика , французские и испано-мавританские фаянсы. Покупку этого собрания можно считать одним из наиболее удачных приобретений целых собраний, сделанных Эрмитажем за все время его истории. В 1885 в Эрмитаж была передана коллекция Арсенала из Царского Села - богатейшая коллекция доспехов и оружия, возникшая в первой четверти 19 в.

В 1914 коллекцию Эрмитажа украсила «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи. Первая мировая война прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.

В марте 1917 после Февральской революции на общем собрании сотрудников Эрмитажа было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но публику временно не пускать. 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В 1919 открылись первые выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта». К ноябрю 1920 завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. 11 января 1920 был открыт Музей Октябрьской революции, созданный в Зимнем дворце по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 года. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала Великой Отечественной войны. В 1922 в Эрмитаж была переведена Кушелевская галерея - прекрасное собрание европейской живописи, созданное поколениями семьи Безбородко и переданное в 1862 по завещанию ее владельца Н. А. Безбородко в Академию художеств. Таким образом, с поступлением этой коллекции, в которой были полотна таких крупных художников, как Делакруа , Руссо , Дюпре , Диаз , Декан , Коро , Тройон , Милле была заполнена лакуна - отсутствие европейской живописи 19 в. Постепенно в Эрмитаж перешла первоклассная коллекция европейского и восточного прикладного искусства из Училища технического рисования А. Штиглица.

1930-е гг. были тяжелым периодом в истории Картинной галереи. Эрмитаж стал главным источником добычи денег для обеспечения общей государственной политики и влияния за счет продажи памятников искусства. Неоправданные ни с экономической, ни с политической точки зрения распродажи художественных ценностей в 1928-33 гг. нанесли тяжелый и невосполнимый урон музею. Из Эрмитажа изымали вещи для отправки на европейские аукционы: в антиквариат было выделено 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения; и лишь некоторые из них, не найдя покупателя, возвращались обратно, но 48 знаменитых шедевра навсегда покинули стены музея. Начиная с 1932, чтобы поддержать престиж союзных республик, сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а также провинциальные города России.

С началом Великой Отечественной войны более 1 млн. произведений искусства были эвакуированы в Свердловск. 8 ноября 1945 восстановленные залы музея были вновь открыты для публики, однако реставрация Эрмитажа, в который попало около 20 снарядов, продолжалась еще долгие годы.

Крупнейшим событием в жизни Эрмитажа была передача в 1948 316 картин из закрытого еще до войны в Москве Музея нового западноевропейского искусства. Коллекции музея были поделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. В основном это были вещи из собраний двух великих московских коллекционеров - С. Щукина и И. Морозова . В Эрмитаж поступили первоклассные по качеству картины западноевропейских художников конца 19 - начала 20 в.:

В настоящее время в Эрмитаже представлены:

1. Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур, насчитывающая почти 2 млн. единиц хранения и являющаяся одной из первоклассных и крупнейших в России.

2. Коллекция античных древностей, насчитывающая свыше 106 тыс. памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья.

3. Коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 тыс. экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире (коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени, в собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы).

4. Коллекция Арсенала, насчитывающая более 15 тыс. предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дающая исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего Средневековья до начала 20 в. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.

5. Около 180 тыс. экспонатов, представляющих культуру Востока. Среди них произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.

6. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тыс. экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России.

7. Нумизматическая коллекция. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 тыс.), восточные (свыше 220 тыс.), русские (около 300 тыс.) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 тыс.), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 тыс.) и разнообразные сфрагистические материалы.

8. Галерея драгоценностей, состоящее из двух разделов: первая экспозиция «Золотая кладовая (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представляет около 1, 5 тыс. золотых изделий (c 7 в. до н. э. по 19 в.), основная идея второй экспозиции - «Бриллиантовой кладовой» - заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества - от 3 тысячелетия до н. э. до начала 20 столетия.

Среди других экспозиций, следует выделить: дворец Петра I, дворец Меншикова, Главный штаб, музей Ломоносовского фарфорового завода, экспозицию Эрмитажа в Константиновском дворце.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

История создания Государственного Эрмитажа

Введение

Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

В главный ансамбль Эрмитажа, расположенный в центре Санкт-Петербурга, входят Зимний дворец - бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены Дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.

1. Начало коллекции музея

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда прусского коммерсанта Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем. В 1764-1767 годах рядом с дворцом по проекту архитектора Вален-Деламота построено новое здание, соединяющееся с дворцом крытым переходом. Мода на отдельно стоящие постройки пришла из Франции («Эрмитаж» означает «приют отшельника»), в малый Эрмитаж позднее поместили коллекцию Гоцковского.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В 1769 году Екатерина закупила крупную частную коллецию Брюля (министр Саксонский при короле Августе III), в коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

С 1771 началось строительство нового, крупного, здания по проекту Фельтена для разраставшегося собрания (Большой Эрмитаж). 1787 -- приобретается коллекция резных камней -- глиптики, Кваренги строит здание Эрмитажного театра и завершает ансамбль. 1774 год -- первый печатный каталог галереи на французском языке, в это же время хранителем и реставратором приглашен художник венецианец Мартинелли, он же был директором до 1797 года. Принцип развески был декоративным, при развеске часто сохранялась целостность коллекций. Эрмитажный комплекс находился в ведении Придворной конторы, но был самостоятельным учреждением внутри дворцового ведомства. Разрешение на посещение давалось обер-гофмаршалом Придворной конторы. В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики. Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

2. Развитие музея

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием "Снятие с креста", "Ферма" Поттера, полотна Клода Лоррена, "Бокал лимонада" Терборха и "Завтрак" Метсю, а также статуи, созданные Кановой: "Психея и Амур", "Парис", "Геба" и "Танцовщица".

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года. К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года. До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

3. Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения ван Дейка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

В Советской России Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована Свердловск. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности (после окончания восстановительных работ в 1945 году), и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

4. Эрмитаж - музей

В Эрмитаж в начале XIX века допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. Численность посетителей составляла около 3-4 тысяч в год, что соответствовало уровню других крупных европейских музеев. Одними из наиболее постоянных посетителей были художники.

В 1852 году Эрмитаж был превращен в публичный музей с бесплатным посещением.

Структура Эрмитажа 1805-1853:

1) Библиотеки, резные камни, медали;

2) Картины, бронза, изделия из мрамора;

3) Эстампы;

4) Рисунки;

5) Кабинет натуральной истории.

С 1805 года Эрмитаж осознается как музей, теперь там работают специалисты-хранители. Опись 1797 года - 3996 картин в Эрмитаже, в 1764 коллекция составляла 225 картин. В конце правления Николай 1 провел реорганизацию: распределил по 4 категориям - картины, картины для других дворцов, для кладовых, не имеющие значения (их продавали на аукционах). В 1863 году учреждена должность директора, им стал Гидеонов. В 1866 он отменяет билеты в Эрмитаж - делает свободный вход.

Эрмитаж и Оружейная палата долго оставались крупнейшими собраниями художественных коллекций в стране. Они были открыты и для широкой публики. В 1870-е была введена книга регистрации посетителей, система билетов и пропусков.

В Эрмитаже за два с половиной столетия была собрана одна из крупнейших коллекций (около 3 миллионов экземпляров) произведений искусства и памятников мировой культуры, с каменного века и до нашего столетия (богатые коллекции западноевропейской живописи -- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Пуссена, скульптуры, памятников прикладного искусства, Греции и Рима: вазы, резные камни, ювелирные изделия, терракот, римский портрет и греческая скульптура).

Для обозрения открыты следующие выставки: Культура и искусство Древней Греции VIII-II веков до нашей эры, Культура и искусство античных городов Северного Причерноморья VII века до нашей эры -- III века нашей эры, Культура и искусство древней Италии и Рима VII века до нашей эры -- IV века нашей эры.

В Эрмитаже хранится более 140 тысяч памятников культуры и искусства народов Востока. Отдел Востока был основан в 1920 году по инициативе известного ученого-востоковеда И.А. Орбели. В начале 2000-х музей располагал одним из наиболее прогрессивных музейных сайтов.

Заключение

эрмитаж музей коллекция

Эрмитаж был создан во второй половине XVIII века благодаря страсти Екатерины II к коллекционированию. Формирование художественных императорских коллекций было заложено еще Петром I (собрание картин, антикварной скульптуры). С появлением многочисленных императорских дворцовых ансамблей коллекционирование активизируется (Зимний дворец, Царское Село).

Музейное собрание Екатерины II носило комплексный характер. Его начало -- дворцовая картинная галерея, созданная путем крупных закупок.

Галерея западноевропейского искусства, собранная императрицей -- основа ее собрания, к ней добавились коллекция античной скульптуры, крупнейшая коллекция резных камней, библиотека, нумизматическая коллекция. К концу правления Екатерины Эрмитаж стал одним из лучших музеев Европы.

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

1) Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;

2) Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;

3) Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;

4) Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;

5) Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

1. Запасной дом Зимнего дворца;

2. Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Список литературы

1. «Государственный Эрмитаж. Сокровища мирового искусства. От века Просвещения до наших дней», Неверов О., 2010 г.

2. «Эрмитаж.История зданий и коллекций.Альбом», Добровольский В.И., 2013 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История возникновения и развития государственного музея "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге как крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире художественного и культурно-исторического музея. Положение Эрмитажа во время Великой Отечественной войны.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Эрмитаж – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. История строительства и описание архитектурного ансамбля Эрмитажа – Зимнего дворца, дворца Меншикова, музея императорского фарфорового завода.

    реферат , добавлен 16.12.2009

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История появления Эрмитажа в 1764 г. как частного собрания Екатерины II. Существенные преобразования Эрмитажа после падения императорской власти. Основные здания, входящие в состав музейного комплекса. Коллекция и отделы музея, филиалы в других городах.

    реферат , добавлен 06.01.2014

    Создание большого количества исторических и военно-исторических музеев в Санкт-Петербурге. Памятные места, связанные с событиями городской жизни. Залы Эрмитажа, посвященные культуре и искусству стран Востока. Организация обслуживания посетителей.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

К рупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.