Древние народы на территории россии. Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долг

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Киммерийцы (IX-VII вв. до н.э.) – первый кочевой народ раннего железного века в нашем регионе, первыми использовали лошадь для верховой езды.

Скифы (VII в. до н.э.) – кочевые скотоводы, обитавшие до нашествия в Восточную Европу на далеких просторах Азии. Скифы делились на царских скифов, скифов-кочевников (степные районы на восток от Днепра), скифов-земледельцев (лесостепная зона Поднепровья), скифов-пахарей (между Днепром и Днестром). На территории Донбасса проживали царские скифы.

Царские курганы (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила, Двугорбая Могила, Передериева Могила и др.) – захоронения скифских вождей и знатных воинов с богатыми дарами для посмертной жизни усопшего.

Основным видом деятельности киммерийцев и скифов было кочевое скотоводство.

Сарматы (ІІІ-ІІ вв. до н.э.) – кочевые скотоводы, вытеснившие скифов.

Объединение тюркских племен привело к созданию Великой Булгарии государственного образования, которое располагалось в степях между Северным Кавказом, Нижним Доном и Приазовьем. Они стали известны в науке с 1901 года, когда выдающийся археолог В.А. Городцов раскопал там первый праболгарский могильник у хутора Зливки в Краснолиманском районе. Находки, подтверждающие существование болгар в наших краях, были обнаружены археологами также в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории Мариуполя. Укрепленные городища болгар были найдены также в северных районах Донбасса у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки.

В 671 г. хазары (тюркоязычный кочевой народ) завоевали приазовских болгар и создали сильное, процветающее государство – Хазарский каганат во главе с правителем – каганом, власть которого распространялась на подданных и на покоренные народы. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно, оно существовало в VІІІ-Х веках. Молниеносный удар русских дружин при поддержке печенегов привёл к крушению Хазарского государства.



Печенеги – кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан , под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот.

Печенежские воины были вооружены луком с колчаном стрел, саблей, копьем и арканом.

В Приазовье печенеги появились около 889 года и обитали тут в районе посёлка Сартана, сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево около 150 лет. На месте их проживания найдено множество каменных статуй того времени - «каменные бабы»: песчаные в селах Ялта и Гусельщиково и гранитные в поселках Мангуш и Октябрьское.

В конце IX в. печенеги, разрушив хазарские крепости на Среднем Дону, прорвались в европейские степи.

На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г.

В конце X в. князь Владимир пытается уничтожить своих воинственных соседей. К этому периоду относится легендарная история о бое русского богатыря Никиты Кожемяки с печенежским великаном.

1036 г. Ярослав Мудрый, разбив под Киевом большое печенежское войско, положить конец их набегам.

Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи. А в конце XI века их вытеснили половцы.

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Память об их пребывании здесь сохранилась в современных топонимах: названиях рек – гидронимах (Казенный Торец, Сухой Торец, Кривой Торец) и названиях населенных пунктовойконимах (села Торское и Торецкое в Краснолиманском Константиновском районах, г. Краматорск, г.Тор – современный Славянск). Найдены погребения торков у села Торское и города Ясиноватая.

В 1060 г. объединенное войско русских разбило торков, после чего их место в степи заняли половцы.

Русские же именуют их половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были соломенного цвета.

Захоронения половцев найдены, в частности, у села Новоивановка Амвросиевского района, возле Ясиноватой.

У половцев издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших – каменные (очень редко, деревянные) изображения умерших предков – бабы. Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или «бабай», что означало – сильный, уважаемый. Каменные фигуры служили половцам, как места прохождения праздников и обрядов. Им приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Одно из святилищ, где установлена такая «баба», раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур (только в Мариуполе в начале XIX века находилось 16 «баб», но многие из них были повреждены и утрачены.

Крупными центрами половцев в нашем крае были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым.

Неведомые племена

Существует масса предположений, какой древний народ действительно появился раньше всех. На право быть древнейшим претендуют китайцы, евреи, давно ушедшие в небытие шумеры и египтяне.

Археология не может дать точного ответа на данный вопрос. Если учитывать возраст сохранившихся культурных памятников и письменных источников, наиболее древним можно назвать еврейский народ. Однако в письменных источниках, упоминающих о первом еврее, также говорится, что в ту пору на Земле проживало более 70-ти народов. Следовательно, отнюдь не евреи, а неведомые племена, не оставившие после себя памятников архитектуры, должны считаться древнейшими.

Койсанские народы

Недавнее открытие, вероятно, и позволило определиться с подобным народом, одним из древнейших на планете. На юге Африканского континента проживают койсанские народы, которые, судя по существующим исследованиям, появились более 100 000 лет

назад. Это группа небольших племен, использующих в разговоре особый, щелкающий язык. В частности, среди этих племен бушмены-охотники и скотоводы-готтентоты, сохранившиеся на территории таких африканских государств, как, например, ЮАР.

Кстати, происхождение койсанских народов представляет собой особую научную загадку. До сих пор неизвестно откуда взялся своеобразный щелкающий язык, которым пользуются племена. Ни в одной другой культуре подобной речи обнаружено не было. Мало того, даже соседние племена, проживающие в непосредственной близости от койсанских народов, говорят на совершенно других языках.

Недавно, группа ученых под руководством Каролины Шлебуш из Швеции, предложила мировому научному сообществу доказательства первенства койсанских племен. Расшифровав их геном и сравнив с геномами других представителей африканского континента, Каролина Шебуш пришла к выводу, что койсанцы – самый древний народ.

100 000 лет назад

Исследовали геномы 220-ти добровольцев, набранных их 11-ти племен готтентотов и бушменов. Их образцы крови прошли тщательный анализ. Для вычисления родства племен с прочими народами было выделено 2 200 000 однонуклеотидных полиморфизмов, различия между которыми составляли всего одну «букву».

Оказалось, что койсанцы отделились от единого древа более 100 000 лет назад, до того, как началась миграция человечества из Африки на другие континенты. Разделение народа на северную и южную группу произошло примерно 43 000 лет

назад. При этом небольшая часть популяции сохранила свои корни, а прочие представители, подобно племени «кхе», утратили этнические особенности, скрещиваясь с пришлыми банту.

Любопытно, что геном койсанцев имеет характерные отличия. Особые гены, носителями которых до сих пор являются бушмены, обеспечивают выносливость и мускульную силу. Кроме того, представители этих племен обладают высокой уязвимостью к ультрафиолетовому спектру излучения.

Геном койсанцев

Данное открытие внесло сумятицу в ряды археологов. Получается, что человечество произошло не от единой группы, как предполагалось ранее, а от нескольких. Это существенно затрудняет поиски родины первых людей, которые теоретически возникли на территории Африки. Конечно, далеко не все ученые обрадовались данному открытию, так как оно ставит под сомнения их заслуги.

В скором времени Каролина Шлебуш планирует открыть доступ к информации о геноме койсанцев. Это поможет сделать более эффективными исследования антропологов и палеогенетиков, заинтересованных в данной теме. Возможно, общая работа позволит приблизиться к решению загадки, каким образом на протяжении 100 000 лет

менялся геном отдельных ветвей человечества.

Вопрос о древнейшем народе по-прежнему остается открытым. Любая теория может быть оспорена новыми фактами. Неизвестно, какие еще сюрпризы человечеству преподнесет в будущем наука.

О древнем Вавилоне знают все. Даже старые бабушки, давно забывшие о школьной программе и законах Хаммурапи, слышали о вавилонской башне или, что более вероятно, о вавилонской блуднице. Но вот вопрос на сто рублей, как назывался народ, населявший древний Вавилон? На каком языке он разговаривал?
Вавилон был расположен в равнинной и очень плодородной местности в междуречье Тигра и Евфрата. В этой стране издавна жили и в эту страну стремились представители разных народов. Кто же из них добился права называться коренным вавилонцем?
На вопрос на сто рублей есть два ответа. Простой и сложный. Начнем с простого.

Знакомьтесь, древние вавилоняне
Темные завитые волосы, рубаха без пуговиц до пят, на голове шапка или повязка, у женщин обязательное покрывало для лица. Примерно так выглядели среднестатистические вавилоняне, или, как они называли себя сами, мар-бабилая. Как и в наши дни, одежда могла меняться в зависимости от поры года, достатка или моды. У этих людей были разные занятия, имена и фамилии (некоторые из них выдавали иностранное происхождение предков). Но все они были прежде всего мар-бабилая.
Нечто подобное можно встретить и в наши дни. Жители Сингапура имеют китайские, малайские или индийские корни, но предпочитают называть себя сингапурцами. Вавилон был мегаполисом древнего мира, сосредоточением передовых по тем временам знаний, технологий и достаточно высокого уровня жизни. Жители Вавилона с достоинством называли себя детьми своего города. Когда в 1 тысячелетии до нашей эры он превратился в центр обширной империи, звание детей Вавилона было даровано жителям других присоединенных или завоеванных городов и сельских поселений. Это примерно, как если бы жителей России назвали не русскими и россиянами, а москвичами.
Итак, отвечая на вопрос, к какому народу он принадлежит, средний вавилонянин скорее бы отнес себя к вавилонянам. Значит ли это, что он говорил на особом вавилонском языке и вел свой род от отдельного вавилонского племени? Ни вавилонского языка, ни древнего вавилонского племени, построившего город, не существовало. Чтобы прояснить этническое происхождение вавилонян, нам придется перейти к сложному ответу.

Язык основателей
Междуречье Тигра и Евфрата – довольно любопытный регион с географической точки зрения. По большей части он представляет собой типичную речную долину с плодородными почвами. Но, чтобы успешно заниматься земледелием и строить города, жители этих мест должны были рыть каналы, возводить дамбы и осушать берега. Эта работа требовала совместных усилий, поэтому нет ничего удивительного в том, что междуреченцы создали древнейшую из известных нам цивилизаций.


С северо-запада, запада и востока междуречье граничит с горами, с юга и запада – со степями, переходящими в пустыню. Земледельцы междуречья с выгодой использовали такое соседство. Они обменивали результаты своего труда на лес и металлы, которые привозили горцы, а также на продукты животноводства у степных кочевников. Однако соседи стремились не только торговать. Привлеченные богатствами, они периодически нападали и сами пытались осесть на плодородных землях. За сотни лет до строительства Великой китайской стены и римских валов цари третьей династии города Ура воздвигли многокилометровую стену, которая должна была защитить их владения от кочевников. Но, как и Великая китайская стена и римские укрепления, эта урская стена в конце концов оказалась бесполезной.
Нет ничего удивительного в том, что все известные нам народы междуречья были потомками пришельцев. Предполагают, что шумеры, основавшие цивилизацию на юге междуречья в 4 тысячелетии до нашей эры, появились откуда-то с востока из загадочной страны Дильмун. К северу от них поселились пришедшие с запада семиты. Они разговаривали на совершенно разных языках, но, похоже, отличали друг друга больше географически, чем по происхождению.
Междуреченские шумеры и семиты жили в отдельных городах-государствах, пока в 2334 году сын простого водоноса Саргон Векликий не начал объединять города силой оружия. Он создал древнейшую из известных нам империй. Поскольку для своей резиденции Саргон выбрал городок Агаду в области среднего течения, населенной семитами, то эту область стали называть Аккадом.
В древних клинописных текстах названия областей Шумер и Аккад фигурируют часто, а вот шумерский и аккадский народы не упоминаются. Эти названия для двух народов, говоривших на разных языках, придумали ученые XIX века. Сами себя они называли просто «черноголовыми» (по-шумерски «саг-гиг-га», по-аккадски «шалмат-какадим»). Именно в области, населенной семитоязычными «шалмат-какадим» и был основан древний Вавилон.
Таким образом, с современной точки зрения коренные вавилоняне по этническому происхождению были аккадцами. Большую часть своей истории они говорили и писали на аккадском языке. В наше время этот язык относят к группе восточных семитских языков. Он – близкий родственник арабского языка.

Драматическая трансформация
Вавилоняне испытывали истинную преданность аккадскому языку. Город то и дело захватывали представители других племен и народов, говоривших на других языках, но это мало влияло на языковые предпочтения вавилонян.
Около 1895 года до нашей эры Вавилон оказался в руках западных кочевников-амореев. Они основали собственную царскую династию, к которой принадлежал великий законодатель Хаммурапи. В отличие от аккадцев, амореи говорили на западном семитском языке, близком современному ивриту, но все надписи аморейской династии, включая законы Хаммурапи, продолжали делать на аккадском.
В 1571 году до нашей эры Вавилон был захвачен северными варварами-касситами. Их происхождение и связь с другими народами точно не установлена. Касситы составили высший слой общества, активно реформировали вавилонское государство, но при этом были вынуждены принять аккадский язык вавилонян. Точно также поступили выходцы из могущественной восточной страны Элам, одержавшие победу над касситами в 1160 году до нашей эры.
Вавилоняне не просто сохраняли язык древнего Аккада, но и развивали его. Они усовершенствовали клинопись, перенятую когда-то аккадцами у шумеров. Аккадский язык стал международным. На нем писали и разговаривали в соседней Ассирии, использовали в качестве второго письменного языка в сирийских городах, Эламе, Урарту и других государствах.
Однако в конце 2 тысячелетия до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата вторглись западносемитские племена из горной сирийской области Арам. Им удалось на некоторое время захватить северную часть Вавилонии. Очевидно вторжения сопровождались переселениями больших групп людей. Иначе трудно объяснить, почему арамейский язык стал широко употребляться в Ассирии и Вавилонии. В VIII веке до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар III придал ему вполне официальный характер в своем государстве.
Вавилоняне продолжали использовать аккадский язык в качестве языка управления, науки и культуры вплоть до VII века нашей эры. Но в 626 году до нашей эры царем Вавилона стал Набопаласар, выходец из маленького Халдейского царства, находившегося в болотистых низинах Тигра и Евфрата. Основанная им династия освободила Вавилон от власти Ассирии и превратила его в новую могущественную империю. Именно при халдеях арамейский язык закрепился среди вавилонян как главный разговорный и письменный. Вслед за ассирийцами вавилоняне перешли из числа восточных семитов в западные.