Чернышевский что делать герои романа. Рахметов главный герой романа Чернышевского «Что делать. Сны о будущем

Очень кратко Земляне обнаруживают на Марсе цивилизацию гуманоидов и поддерживают всепланетную революцию. Дочь главы Марса влюбляется в земного инженера, но революция терпит поражение, и влюблённые расстаются

Корреспондент американской газеты замечает на одном из проспектов Петербурга странное объявление, написанное обычным чернильным карандашом. В нём инженер Лось приглашал желающих в экспедицию на Марс. Корреспондент записывает адрес инженера, а объявлением заинтересовывается одетый как солдат, человек с крепким затылком, загорелым, беззаботным лицом, шрамом на виске и ленивыми, серо-карими глазами с искоркой.

Корреспондент отыскивает мастерскую Лося в глубине захламлённого двора. Инженер, крепко сложённый, с густыми снежно-белыми волосами и молодым лицом, демонстрирует американцу летательный аппарат в виде огромного стального яйца и заявляет, что достигнет Марса за девять или десять часов. Лететь на Марс корреспондент не собирается, но предлагает Лосю хорошие деньги за путевые заметки. Инженер соглашается.

Лось не хочет лететь один. Больше всего он боится пролететь мимо Марса и умереть от голода в глубинах космоса. Вечером к Лосю приходит солдат Гусев, читавший объявление, и соглашается лететь. Он женат, но бездетен, всю жизнь занимается войной и революцией. Теперь, в мирное время, Гусев не может сидеть на месте и готов отправиться куда угодно. Уже несколько лет крупные радиостанции принимают непонятные сигналы. Лось уверен, что они идут с Марса, и на планете есть разумная жизнь.

В ночь перед полётом Лось не спит, вспоминает умершую жену, которую очень любил. Покинуть Землю инженер хочет из-за тоски по любимой женщине. Он надеется, что на Марсе ему станет легче. Гусев тоже прощается с женой. Женщина очень любит мужа, но, зная его непоседливый характер, понимает, что долго его возле себя не удержит. И теперь ей приходится смириться.

За отлётом следит большая толпа. Покидая земную атмосферу, путешественники теряют сознание и приходят в себя уже в космосе. С риском миновав Луну, они опускаются на Марс и выходят из аппарата. Воздух планеты оказывается тонким и сухим, в тёмно-синем небе стоит «пылающее, косматое солнце». Аппарат лежит «на оранжево-апельсиновой плоской равнине», поросшей высокими кактусами, которые оказываются живыми растениями. Вскоре выясняется, что кактусы растут рядами - это поле.

Поблуждав по кактусовым плантациям, путешественники возвращаются к аппарату, возле которого видят краснолицего марсианина на летающем устройстве. Накричав на путешественников за сломанные кактусы, марсианин бросает им мешок с провизией и улетает.

Перекусив, приятели снова исследуют окрестности и натыкаются на руины домов. Гусев определяет, что строения взорваны - видимо, здесь была война. В одном из богатых брошенных жилищ Лось находит библиотеку поющих книг, а Гусев - экран, показывающий большой город. Разглядеть город как следует не получается из-за короткого замыкания.

Ночь путешественники проводят возле аппарата-яйца. Утром их будит шум винтов - перед ними опускается летающий корабль, похожий на галеру. С корабля в сопровождении вооружённых ружьями воинов спускается голуболицый марсианин в чёрных одеждах. Оставив охрану вокруг «яйца», он отвозит путешественников за горный хребет, в богатую равнину под названием Азора, усеянную огромными водными хранилищами и каналами. В столице Азоры, огромном городе Соацере, путников встречает изумлённая толпа во главе чернобородым, сутулым марсианином.

Путешественников селят в поместье, окружённое рощей с лазоревой листвой. Несмотря на комфорт и изысканную пищу, Гусев недоволен. Ему нужен «документик о присоединении Марса» к Советской Республике. Лось же считает, что с Марса они должны вывезти мудрость этого мира. На следующий после приезда день путешественники знакомятся с хозяйкой поместья Аэлитой, дочерью чернобородого марсианина. Аэлита - нежная девушка с чуть удлинённым бело-голубым лицом и «огромными зрачками пепельных глаз». Она показывает гостям туманный шар, отражающий воспоминания. С помощью этого шара марсианка учит землян своему языку.

За семь дней путешественники в совершенстве овладевают марсианским языком. Аэлита рассказывает Лосю историю Марса. Двадцать тысячелетий назад планету населяла оранжевая раса Аолов. Однажды в одном из племён появился сын пастуха. Он распространял новое учение и рассказывал о пророчестве. Вскоре пророчество сына пастуха сбылось - на Марс прибыли сыновья неба. Это были Атланты. Они поработили часть марсиан, заставили обрабатывать землю, строить хранилища для воды и рыть каналы. Остальные племена восстали против Атлантов, началась война. Марсиане снова вспомнили учение сына пастуха, ушли в горы, построили Священный Порог, под которым похоронили зло и очистились, пройдя через огонь. Атланты подавили сопротивление, но к Священному Порогу приблизиться не посмели. У детей неба не было женщин. Однажды к Порогу пришёл красивый Атлант и попросил отдать дочерей Аолов в жёны сыновьям Земли. От этого союза произошло голубое племя гор, и Марс начал процветать.

Гусев тем временем заводит роман со служанкой Ихой, смешливой, смугло-синеватой, полненькой девушкой. От неё Гусев узнаёт, что чернобородый марсианин Тускуб - глава Марса. Иха включает экран и показывает Гусеву народное гуляние, на котором толпа вдыхает наркотический дым. Переключив экран, Иха случайно показывает Гусеву заседание правительства. Из выступления Тускуба Гусев понимает, что их хотят убить.

Аэлита рассказывает Лосю историю Атлантиды. Эту страну покоряли тысячи племён и растворялись в ней. После каждой войны Атлантида становилась всё более могущественной и богатой. Наконец наступила эпоха мира, Атланты овладели древней магией. Это Знание раскололось на два пути - белый и чёрный, началась война. В это время был найден способ «мгновенно освобождать жизненную силу, дремлющую в семенах растений». Эта сила уничтожила Атлантиду. Спаслась только верхушка чёрного ордена, улетевшая на Марс в яйцеобразных аппаратах.

Научившись управлять экраном, Гусев исследует Соацеру. Опытным взглядом он замечает в столице первые признаки народных волнений - в Соацере назревала борьба между Тускубом и вождём рабочих, инженером Гором. Чтобы прекратить эту борьбу и предотвратить революцию, Тускуб решает разрушить город - гнездо порока, и дать миру «умереть спокойно и торжественно». Гор против, он надеется на помощь землян. Попытавшись задушить Верховного правителя, инженер скрывается. Гусев решает вмешаться в революцию и зовёт Лося с собой, но тот не хочет улетать, он влюблён в Аэлиту. Гусев улетает один.

Тускуб намерен отравить путешественников. Он даёт дочери яд, чтобы та подлила его в пищу сыновей неба. Аэлита, тоже влюблённая в Лося, решает спасти любимого. На воздушной лодке она отвозит его в горы. По дороге Аэлита показывает Лосю каменный флакон с ядовитым зельем, прикрёплённый цепочкой к кольцу, одетому на палец девушки. Аэлита приводит любимого в храм, устроенный вокруг Священного Порога. Там она совершает древний ритуал и становится женой Лося.

В полночь Лось возвращается в поместье Тускуба. Оно полно трупов. Один из умирающих передаёт инженеру записку от Гусева. Он осаждает Дом Совета и посылает за Лосем корабль. Выбежав из поместья, инженер натыкается на людей Тускуба, которые обстреливают его. Солдаты боятся сына неба. Он подчиняет их себе и отправляется на военной лодке к Гусеву.

Тем временем Гусев возглавляет восстание. Рабочие верят, что сын неба спасёт их, и с радостью ему подчиняются. Помощником Гусева становится инженер Гор. Захватив Арсенал и уничтожив эскадрилью военных кораблей, Гусев отправляется арестовывать Тускуба, но тот вместе с верными инженерами и остатками армии успевает бежать через огромный подземный лабиринт, соединяющий почти все города Марса. Раньше залы лабиринта согревались внутренним жаром планеты, и марсиане проводили в нём зимы. Гор считает, что революцию им не выиграть - Тускуб вернётся и уничтожит их.

Ночью армия Тускуба окружает город. Гусев сопротивляется, но Тускуб разрушает Арсенал и уничтожает воздушный флот повстанцев. Несколько кораблей Главы Совета окружают Гусева. Вовремя подоспевший Лось вытаскивает товарища из свалки и уговаривает вернуться на Землю. Гор показывает им вход в лабиринт.

Проблуждав три часа в кромешной тьме и чуть не погибнув в колодце, полном огромных пауков, товарищи выходят на поверхность возле усадьбы Тускуба. Там они встречают слугу Аэлиты, который отвозит их к Священному Порогу. Лось находит любимую и проводит с ней ночь. Он хочет забрать её на Землю, но не успевает - их находит Тускуб с отрядом солдат. Он приказывает схватить Аэлиту, а Лося избить и оставить умирать.

Гусев замечает взлетевший военный корабль, спешит на помощь Лосю и находит его без сознания. Он понимает, что надо бежать, и летит к «яйцу». С трудом отыскав аппарат, Гусев обнаруживает, что марсиане пытаются его разрушить. Разогнав солдат, он запускает двигатель, и аппарат устремляется к Земле.

Гусев не может задать правильный курс, и они долго блуждают в пустоте. Лось приходит в сознание и обнаруживает провалы в памяти. Ему кажется, что Марс и Аэлита - только сон. Вскоре «яйцо» попадает в хвост кометы, которая направляет аппарат к Земле. Аппарат приземляется на берегу озера Мичиган. Для путешественников экспедиция заняла несколько месяцев, а на Земле прошло четыре года.

Лось и Гусев становятся знаменитыми. Инженер продаёт свои заметки американскому корреспонденту, но слава и деньги ему не нужны. Он вспоминает Аэлиту и тоскует по любимой. Проходит полгода. Поездив по миру с рассказами о марсианских приключениях, Гусев возвращается в Россию и основывает «Ограниченное Капиталом Акционерное Общество для Переброски Воинской Части на Планету марс в Целях Спасения Остатков его Трудового Населения». Лось строит на петербургском заводе новый двигатель марсианского типа и живёт в одиночестве. Он вспоминает последние мгновения, проведённые с любимой. Тогда Аэлита успела выпить немного яда, а Лось допил остальное. Теперь ему становится ясно: Аэлита жива.

За Лосем приезжает Гусев. Он сообщает, что уже неделю радиостанции ловят неизвестные сигналы «чрезвычайной силы». Гусев везёт инженера на радиостанцию под Питером, и Лось слышит в слуховом шлеме далёкий голос Аэлиты, повторяющий: «Где ты?».

В современном обществе мы часто слышим лозунги о классовом неравенстве, социальной несправедливости и о том, что образовалась гигантская пропасть между бедными и богатыми. Схожие проблемы были и в прежние времена. Об этом свидетельствует ярчайший труд Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях».

Бесспорно, можно заявить, что роман «Что делать?» является неоднозначным, сложным и сильно конспиративным произведением, которое тяжело воспринять, а уж тем более ждать от него легкости прочтения. Для начала нужно поподробнее изучить идеи, и мировоззрение автора, окунуться в атмосферу того времени. И в этом редакция Hobbibook вам определенно поможет.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) краткая биография

Будущий публицист родился в Саратове, в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского. Первоначальное образование ему дал отец в домашних условиях, но это не помешало Чернышевскому поступить в Саратовскую духовную семинарию и, окончив ее, продолжить свое образование в Петербургском университете, на философском факультете.

Он изучал славянскую филологию. Николай Гаврилович был невероятно начитанным и эрудированным человек. Он знал латинский, греческий, еврейский, французский, немецкий, польский и английский языки.

Как пишут современники писателя: «многосторонностью знаний и обширностью сведений по священному писанию, всеобщей гражданской истории, философии и пр. он поражал всех нас. Наставники наши считали удовольствием поговорить с ним, как с человеком, вполне уже развитым»*.
(А. И. Розанов. Николай Гаврилович Чернышевский. — В сб.: Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников.)

В студенческие годы в Чернышевском формируются революционные социалистические взгляды, которые повлияли не его дальнейшую судьбу. Его мировоззрение было подкреплено трудами Гегеля и Фейербаха. Так же весомое влияние на писателя оказало знакомство с Введенским.*

Для справки

*И.И. Введенский (1813—1855) – русский переводчик и литературный критик. Считается основоположником русского нигилизма. Известен, как автор переводов рассказов Фенимора Купера, Шарлотты Бронте и Чарльза Диккенса. .

Свои мысли Чернышевский обозначил уже в 1850 году:

«Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. — что нужды? <...> мирное, тихое развитие невозможно»

После окончания университета, он становится учителем словесности в Саратовской гимназии и тут же принимается делиться с учениками своими социалистическими убеждениями, которые «попахивали каторгой».

Параллельно с ученой жизнью, Николай Гаврилович пробовал свои силы на литературном и журналистском поприще. Первые его небольшие статьи публиковались в журнале «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественны Записки». Но самым видным было его сотрудничество (1854—1862) с журналом «Современник», которым руководил знаменитый классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов.

Журнал открыто критиковал действующий государственный режим в стране и поддерживал революционно-демократическое движение. Атмосфера между редакцией «Современника» и государственным аппаратом обострилась в 1861 году.

19 февраля 1861 году Александр II издает манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Понимая грабительский характер этой реформы Чернышевский бойкотирует манифест и обвиняет самодержавие в ограблении крестьян. Началась публикация революционных прокламаций. В июне 1862 года журнал «Современник» временно закрывают, а через месяц арестовывают Чернышевского.

Будучи в тюремном заключении, Николай Гаврилович пишет роман всей своей жизни «Что делать? Из рассказов о новых людях». В нем он пытается предложить современного героя, отвечающего на вызовы общества. Тем самым Чернышевский продолжает линию Тургенева в «Отцах и детях».

Чернышевский «Что делать?» — краткое содержание

Развитие сюжета и в целом само повествование в романе Чернышевского довольно неординарно. В этом нас убеждает начало.
1856 год, в одной из гостиниц Санкт-Петербурга произошло чрезвычайное происшествие – найдена предсмертная записка. Присутствуют и косвенные следы самоубийства мужчины. Установив его личность, трагическую новость сообщают его супруге — Вере Павловне.

И здесь автор резко перемещает читателя на четыре года назад, пользуясь тем самым художественным эффектом очень похожим на флэшбек (к нему он прибегнет ни один раз), с целью рассказать нам, что же привело героев рассказа к такой печальной концовке.

Помимо чередования событий, Чернышевский использует в романе голос рассказчика, комментирующий происходящее. Автор вовлекает читателя в доверительную беседу, оценивая события, героев и их поступки. Именно на долю сцен-диалогов с читателем приходится основная смысловая нагрузка.

Итак, 1852 год. Чернышевский помещает нас в социум многоквартирного дома, в котором проживает 16-летняя Вера Розальская со своим семейством. Девушка не дурна собой, скромна, хорошо образована и во всем предпочитает иметь свое мнение. Ее увлечение – швейное дело, она довольно легко обшивает свою семью.

Но жизнь ее совсем не радует, с одной стороны – отец, управляющий этого дома, ведет себя, как «тряпка», с другой – мать, Марья Алексеевна, деспот и тиран. Воспитательная методика родительницы складывается из ежедневной брани и рукоприкладства. Дело еще более усугубляется, когда Марья Алексеевна, решает выгодно сосватать свою дочь за сына хозяйки дома.

Казалось бы, судьба предрешена – нелюбимый мужчина и дом, в качестве запертой клетки. Но жизнь Веры резко меняется с появлением в доме студента медицинской академии Дмитрия Лопухова. Между ними возникают взаимные чувства, и девушка покидает родительский дом, чтобы строить свою жизнь по своему усмотрению.

Именно в такой простенький сюжет вплетает свой революционный труд Чернышевский.

Обратим внимание, что рукопись романа передавалась из Петропавловской крепости по частям и публиковалась отдельными главами в журнале «Современник». Это оказалось очень мудрым решением Чернышевского, ведь одно дело просмотр отдельных отрывков, другое – роман в целом.

В.И. Ленин отмечал, что Чернышевский «умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя - через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей » (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 175)

После выхода последней части «Что делать?», следственная комиссия и цензоры сложили все составляющие в одно целое и ужаснулись, роман был запрещен цензурой и переиздан лишь в 1905 году. Какие же идеи пыталось замолчать государство? И почему о романе с таким восхищением отзывались современники?

«Он меня всего глубоко перепахал », - говорил Владимир Ильич (В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1986. С. 454). «Для русской молодежи того времени , - писал об этой книге известный революционер, анархист Петр Кропоткин, - она была своего рода откровением и превратилась в программу ».

Анализ и герои романа Чернышевского «Что делать?»

1. Женский вопрос

В первую очередь нужно понимать, что один из ключевых персонажей романа — Вера Павловна . Ведь ее основная цель в жизни – это независимость и полное равноправие в обществе. Для женщин того времени новая и дерзкая мотивация.

Это сейчас мы привыкли, что женщина с легкостью занимает руководящие посты и совсем не готова посвящать себя домашнему затворничеству. А в то время, максимум, что могла позволить себе женщина – это стать актрисой, гувернанткой или обычной швеей на фабрике. И то из-за нехватки рабочей силы в период индустриализации. О заботе государства во время ее болезни или беременности и речи не шло.

Прибавим к этому бракосочетания по принуждению. И получим примерную картину социального положения женщин в XIX веке. Персонаж Веры Павловны беспощадно рушит все эти устоявшиеся стереотипы. Она человек новой формации, человек будущего.

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?»

Недаром, центральное место в романе занимают утопические сны Веры Павловны. В них возникают картины будущего.

Первый сон – отражает свободу женщины, второй – довольно абстрактный и показывает главной героине альтернативное настоящее, третий – несет в себе новую философию любви, и последний, четвертый сон – демонстрирует читателю новое общество, живущее по принципу социальной справедливости.

Разумеется, роман произвел эффект разорвавшейся бомбы, большинство женщин восприняли Веру Павловну, как пример борьбы за свободу и равноправие, духовное освобождение.

2. Теория эгоизма и социализм

Дмитрий Лопухов и его приятель Александр Кирсанов , люди твердого характера и неизменной честности. Оба последователи теории эгоизма. В их понимании, любой поступок человека трактуется его внутренним убеждением и выгодой. Эти персонажи ярко демонстрируют новые тенденции в вопросах личностных взаимоотношений, утверждений новых норм морали и любви.

Даже сейчас многие убеждения героев не потеряли свою актуальность. К примеру, вот мнение Дмитрия Лопухова о семейных отношениях:

«… переделки характеров хороши только тогда, когда направлены против какой-нибудь дурной стороны; а те стороны, которые пришлось бы переделывать в себе ей и мне, не имели ничего дурного. Чем общительность хуже или лучше наклонности к уединению, или наоборот? А ведь переделка характера во всяком случае насилованье, ломка; а в ломке многое теряется, от насилования многое замирает. Результат, которого я и она, может быть (но только может быть, а не, наверное), достигли бы, не стоил такой потери. Мы оба отчасти обесцветили бы себя, более или менее заморили бы в себе свежесть жизни. Для чего же? Для того только, чтобы сохранить известные места в известных комнатах. Дело другое, если б у нас были дети; тогда надобно было бы много подумать о том, как изменится их судьба от нашей разлуки: если к худшему, то предотвращение этого стоит самых великих усилий, и результат — радость, что сделал нужное для сохранения наилучшей судьбы тем, кого любишь».

Отдельным персонажем-символом выделяется революционер Рахметов . Ему автор посвящает отдельную главу «Особенный человек». Это человек, который понимает, что борьба за переустройство общества будет вестись не на жизнь, а на смерть и поэтому тщательно готовит себя к этому. Он отрекается от своих личных интересов ради какой-то одной общей цели. Образ Рахметова проявляет характерные черты зарождающихся в России революционеров, обладающих непреклонной волей к борьбе за нравственные идеалы, благородством и преданностью к простому народу и к своей Родине.

В результате совместных действий все главные персонажи создают маленькое социалистическое общество внутри одной, отдельно взятой швейной фабрики. Чернышевский в самых тонких деталях описывает процесс становления нового трудового общества. И в данном контексте «Что делать?» можно воспринимать как программу к действию , чётко отвечающую на поставленные вопросы: каким надо быть; что означает труд в жизни человека; философия любви и дружбы; место женщины в современном обществе и так далее.

Конечно, концепции «Что делать?» многие пытались оспорить и доказать их беспочвенность. В основном это были авторы так называемых антинигилистических романов. Но это уже не имеет никакого значения, так как пророчеству Чернышевского суждено было сбыться.

Несмотря на свою популярность в народных массах, государство отнеслось к революционному писателю не столь любезно. Он был лишен всех прав состояния и осужден на 14 лет каторги, с последующим поселением в Сибири (1864 год). Позже император Александр II сократил срок каторги до 7 лет. В 1889 году Чернышевский получил разрешение вернуться в родной город Саратов, но вскоре умер от кровоизлияния в мозг.

В итоге

Таким образом, с виду обычная художественная беллетристика несет в себе элементы научно-публицистической работы, в которую входят философия, психология, революционные взгляды, социальная утопия. Всё это образует очень сложный сплав. Писатель создает тем самым новую мораль, которая меняет поведение людей – освобождает их от чувства долга перед кем-либо и учит воспитывать свое «Я» Поэтому роман Чернышевского «Что делать?» закономерно причислен к одной из разновидностей так называемой «интеллектуальной прозы».

Чтобы понять, зачем, почему и о чём был написан роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», надо знать о том, какая обстановка царила в общественной жизни Российской империи в начале второй половины XIX века. Дворянская революция «сверху» потерпела поражение, и на первые роли выходили представители так называемых «разночинцев». У этих людей были уже совсем другие идеалы и цели. Властителями дум становятся Белинский, Писарев, Добролюбов и люди их круга. Особое место среди них занимает Чернышевский.

Во многом утопические идеи Николая Гавриловича были основаны на идеализации общинного землевладения в российских деревнях при крепостном праве. Именно отсюда берут начало его мысли о возможности для России, где есть общественная собственность на землю, минуя буржуазный путь развития, прийти к социализму. А это считалось передовыми людьми того времени едва ли не конечной целью человечества. Но для этого нужны люди нового типа, которых Чернышевский и выводит в знаменитом романе. Характеристика героев романа "Что делать?", его краткое содержание, история создания и суть - все это в статье.

Люди прошлого и будущего

Хотя декабристы уже стали к тому времени мифологическими героями, дворяне в целом для автора не кто иные, как пошлые люди. Именно так и строится композиция произведения: от пошлых людей к новым, от них к высшим, а в завершении - сны. Динамика заключается в движении от прошлого через настоящее к будущему. Прошлое - персонажи типа Сержа и Соловцова. У них нет основы, поскольку они не заняты делом, а праздную жизнь одна из женщин романа, Жюли, называет гнусностью. Другое дело - мещане, буржуазия. Они всё-таки трудятся, чтобы добыть средства к существованию. Это Розальские во главе с Марьей Алексеевной. Ей не до развлечений, она деятельна, но всё подчинено расчёту на личную выгоду. Даже на уход дочери она реагирует криком: «Обокрали!» Тем не менее, Чернышевский посвящает в похвалу этому образу романа "Что делать?" целую главу. Почему? Ответ на этот вопрос даётся во втором сне Веры Павловны. Но до этого в произведении происходит много событий. Краткое содержание романа "Что делать" читайте далее.

Детективное начало

Хоть и содержание романа "Что делать" краткое, но мы постараемся максимально детально передать всю атмосферу, царящую в нем. Итак, начинается всё как в детективном романе. Из петербургской гостиницы пропадает жилец. Он оставляет записку, из содержания которой делают вывод, что молодой человек свел счёты с жизнью. Это неправда, но и не розыгрыш. Он действительно покончил с той жизнью, которую вёл раньше. Потом, постепенно, на страницах появляются новые герои романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевский не стесняется, нарушая литературную традицию, прерывать повествование беседой с читателями. Они разные, и он то спорит с ними, то соглашается, обсуждает героев произведения, их поступки. Потом снова возвращается к сюжету. Он, собственно, незамысловат.

Любовь во имя революции

Вера, дочь Марьи Алексеевны, против воли матери выходит замуж за Алексея Лопухова. Брак фиктивный, это единственный шанс девушки обрести свободу. Потом встречает Кирсанова, который становится её истинной любовью. И Алексей сам устраивает её счастье с тем, кто, вроде бы, стал его соперником. Делает он это не совсем обычным способом. Он разыгрывает своё самоубийство. Любовная линия в романе занимает важное место. Благодаря этому чувству Вера избавляется от мещанского существования, да и последующая любовь Лопухова и Кати Полозовой приносит им ощущение полноты жизни. Но это не то чувство, которое описывали тогда в традиционных романах. Оно подчинено самому важному делу в жизни человека, революции. Именно поэтому эти люди и являются для Чернышевского «новыми». Но они только переходной этап к людям «высшим», каковым является Рахметов.

Высший человек

Сам Чернышевский писал, что знал только восемь человек, подобных главному, созданному им, литературному герою. Но в столицу империи он приезжает, ничем не выделяясь из массы таких же хорошо воспитанных молодых людей из аристократических семей. Изменения во внутреннем мире Рахметова происходят с непостижимой скоростью. Уже во время беседы с Кирсановым показательна его реакция на «несправедливости этого мира». Он негодует, плачет, говорит о необходимости немедленного изменения существующего порядка вещей. И начинает с себя. Рахметов не просто «уходит в народ», он не просвещает людей, а живёт с ними, работает бурлаком, заслуживая прозвище мифического Никитушки Ломова, плотником, нисколько не чураясь самого тяжёлого физического труда. Так что знаменитое лежание на гвоздях, это просто наиболее экстремальное проявление его стремления переделать свою натуру, подготовить психику и тело к тяжёлым испытаниям, которые неизбежны при подготовке революции.

Изменить мир, чтобы улучшить человека

Рахметов в романе "Что делать?", а за ним и «новые люди» отрицают старую мораль, основанную на христианских ценностях, то есть на жертве и самоотвержении. Кажется, что и их идеалы основаны на том же, но в них нет понятия о несовершенстве человека. Виноваты не люди, а окружающая их действительность. Стоит перестроить её на основах братства и общего служения благу всех членов общества, и в людях проявятся лучшие качества. Наступит своего рода рай на земле. В этом же ключе разрешатся любовные проблемы и семейные отношения. Зависимость женщины от мужчины, вот в чём коренятся эти проблемы в романе "Что делать?" Как только представители двух полов станут равноправны, исчезнет и чрезмерная сосредоточенность женщин на любви.

Два года в одиночке

Сам Рахметов в романе "Что делать?" отказывается от чувств в пользу дела своего жизни. В чём оно заключается, не очень понятно. Чернышевский говорит об этом лишь намёками. Это и понятно, учитывая историю создания романа Чернышевского "Что делать?"

После публикации обращённой к крестьянам прокламации её предполагаемого автора арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Началось следствие, которое длилось два года. Голодовки, протесты, одиночная камера Алексеевского равелина. В таких условиях и началась история создания романа "Что делать?" Чернышевский за четыре месяца написал полный иносказаний и ложных сюжетных ходов роман. Читатели, чей вкус сложился на произведениях другого типа, были просто не в состоянии понять тему романа "Что делать?" И главное, а для чего всё это создавалось? Произведение вызывало у них прежде всего раздражение, какое испытал, например, Тургенев. У него роман вызвал просто «физическое отвращение». Подобное чувство испытывали и цензоры, тем более что роман передавался на волю четырьмя частями. Первое, что обращало на себя внимание - любовные коллизии в отношениях героев. Когда было осознано, к чему на самом деле призывает автор, было уже поздно, журнал с публикациями успел разойтись по стране.

Разумный эгоизм, как цель жизни

В чем же суть романа "Что делать?" К чему же он призывает? К построению счастливого общества будущего. Оно показано в четвёртом сне Веры Павловны. Общество будущего в романе "Что делать?" - это общество, где интересы каждого органически и добровольно сочетаются с интересами всех. Там нет разделения между умственным и физическим трудом, а личность человека обрела гармонию и полноту. Тут важную роль играет такое понятие, введённое Чернышевским, как «разумный эгоизм». Это не тот дух удовлетворения собственных, зачастую преувеличенных, потребностей, которым, по Рахметову, пронизана жизнь «пошлых» людей, а нечто иное, напоминающее удовольствие от хорошего дела во имя тех, кто нуждается больше тебя. Если смотреть поверхностно, идеал, мало отличающийся от христианских заповедей. Не зря Карл Макс назвал «Что делать?» евангелием русской социал-демократии. Этим, возможно, роман Чернышевского так и привлёк российскую молодёжь XIX века. Воспитанные, как бы там ни было, в православных традициях, они не видели здесь противоречия жизненному укладу страны. Но многие упустили из виду необходимость совершенствования самого себя. И здесь опять необходимо вернуться к Рахметову.

Благо для народа и отказ от счастья

Чернышевский разделяет его жизненный путь на три стадии. Во-первых, это теоретическая подготовка. Он очень много читает, но категорически отрицает пользу книг, в которых «разжёвывается» истина, данная в трудах, подобных сочинениям немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха. Только такие книги могут приносить пользу, остальное - зря потраченное время. Второе, что необходимо, это приобщение к народной жизни. Рахметов стал своим для таких людей, как горничная Маша. Для остальных, даже таких, как Лопухов и Кирсанов, он всё-таки непонятен и даже немножко страшен. Третья стадия - профессиональная революционная деятельность. Рахметов время от времени куда-то пропадает, у него собираются непонятные люди. Среди них многие преданы своему лидеру душой и телом. Большего об этой стороне его жизни автор, конечно, написать не мог. Ну и ещё одно: Рахметов считал невозможным для себя союз с женщиной. В том числе потому, что в любой момент может быть арестован и вырван из обычной жизни. В таком отказе от любви нет даже намёка на жертвенность. Это тот самый «разумный эгоизм». Если так нужно для достижения благой цели, то это благо и для него. Таких людей во все времена было крайне мало, а Чернышевский считает возможным, чтобы подобными качествами обладали все члены общества. Это одно из проявлений утопизма знаменитого социал-демократа.

Новое общество - дело будущего, но не такого уж далёкого, если уже сейчас начать делать первые шаги к его построению. Автор пытается это доказать, рассказывая о судьбах женщин, работающих в мастерских Веры Павловны. В них всё основано на кооперации, то есть «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». В этом более позднем тезисе тоже можно усмотреть влияние романа Чернышевского. Его «Рассказы о новых людях», каково второе название романа, во многом провидческие. Именно люди, подобные Рахметову, аскеты, готовые жертвовать во имя достижения великой цели собой и другими, стали героями последующей эпохи. Но Чернышевский не разглядел многого в ближайшем будущем России. Пролетариат, на который сделали ставку большевики, он не рассматривает в качестве существенной силы. Крестьянская революция, вот что, по его мнению, должно встряхнуть страну.

Сны о будущем

Сны Веры Павловны - основные связующие звенья между частями романа. В уже упоминавшемся втором ей видятся две части поля. На одной половине - богато уродилась пшеница, на другой - только грязь. Опять же можно увидеть аналогию с притчей Иисуса о плевелах. Но выводы иные. Жертвенность по указке, по «заповедям», для «новых» людей неприемлема. Грязь - аллегория жизни таких людей как Серж, появившийся во сне. Он ни на что не пригоден, и ни к чему не полезен. В новой жизни для него места не найдётся. Если вспомнить о самом первом сне, то это аллегория обретённой свободы и желания делать свободными других. Сновидения в романе - не только предвидение и показ будущего. Они используются для анализа психологического состояния того или иного персонажа. В третьем по счёту Вера Павловна догадывается, что не любит Лопухова. На этот счёт интересно почитать мнение о романе «органов политического сыска». Одной из вредных идей романа там объявляется именно мысль о свободе брачных отношений. «Женщина может свободно жить в согласии с мужем и любовником в одно время». Это кажется цензорам недопустимым, и тут с ними трудно спорить.

Зачем помнить о Чернышевском

Произведение Чернышевского давно не изучают в школах, да и вообще, мало кому известно даже краткое содержание романа "Что делать?" Его можно отнести к «забытой» литературе. По своим художественным достоинствам он, действительно, несравним с книгами под авторством большинства современников Николая Гавриловича. Было время, когда Рахметова сравнивали с князем Мышкиным. Действительно, это имеет смысл. Два «идеальных» героя появились в читательском обиходе почти одновременно. Один олицетворял смирение и всепрощение, другой - непримиримую борьбу за лучшее будущее, которое должно облагородить каждого человека. Революционер взял верх над христианином, но пришло время осознания невозможности изменения сознания условиями жизни. Тем не менее, Чернышевскому удалось добиться своей цели, и важно знать, каким образом.

Он показал в романе людей, которые независимы от правил и даже закономерностей жизни. Они, прежде всего Рахметов, меняют себя по собственной воле, но во имя блага других. Именно необходимость этого автор стремился донести до читателей. Поэтому много говорят о том, что главное в его сочинении - публицистика, а не художественность. Вряд ли сам Чернышевский стал бы это отрицать. Задача искусства - облагораживание человека. Примерно так звучало его утверждение в более ранних произведениях. Эффекта он добился, смешивая в романе самые разные стилистические и композиционные элементы. Как только не определяли жанр его главного произведения, но ни одно не признано окончательно верным. Оригинальность во многом была предопределена и необходимостью обойти цензуру. Иносказания, беседы с читателем, эзоповский язык. Он особенно используется в последней главе. Ведь заканчивается роман оптимистически. «Перемена декораций» означает победу революции. Все счастливы, в том числе и сам Рахметов, не считавший себя вправе даже мечтать о будущем для себя. Его танец на свадьбе означает, что пришло время, когда даже «железный» человек может задуматься о собственной жизни.

На этом мы окончим пересказывать краткое содержание романа "Что делать?" Единственно, что можно сказать с уверенностью, так это то, что произведение не должно быть забытым. Его нужно прочесть и задуматься над тем, что хотел сказать автор.

На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово - занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.

Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.

Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.

Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.

Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, - но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. - все на разные тоны».

Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:

Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем

Даже Ленин удостоил её своей похвалы:

Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.

Жанр

В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» - социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.

О чём роман?

Самое время рассказать, о чем повествует книга «Что делать?». Действие начинается с того, что неизвестный человек покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя и упав в реку. Им оказался некто Дмитрий Лопухов, прогрессивно мыслящий молодой человек, которого на этот отчаянный поступок толкнули любовь и дружба.

Суть предыстории «Что делать» такова: главная героиня Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать. Она хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери. Спасения нравственная и гордая девушка ищет у репетитора брата, студента Лопухова. Тот тайком занимается и ее просвещением, жалея светлую голову. Он же устраивает ее побег из дома под эгидой фиктивного брака. На самом же деле молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – Кирсановым. Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Девушка, например, не желает сидеть на его шее и хочет самостоятельно устроить свою жизнь, открыв швейную мастерскую, где женщины, оказавшиеся в беде, могли бы честно заработать. С помощью верных друзей она реализует свою мечту, и перед нами открывается галерея женских образов с жизненными историями, характеризующими порочную среду, где слабому полу приходится бороться за выживание и отстаивать честь.

Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.

Отдельной смысловой линией является знакомство компании с Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

Главные герои и их характеристика

Прежде всего, роман примечателен своими героями, а не сюжетом, который был нужен для отвлечения внимания цензоров. Чернышевский в произведении «Что делать» рисует образы сильных людей, «соли земли», умных, решительных, смелых и честных, людей, на плечах которых позже и понесется во всю прыть неистовая машина революции. Таковы образы Кирсанова, Лопухова, Веры Павловны, которые являются центральными персонажами книги. Все они - постоянные участники действия в произведении. Но над ними особняком высится образ Рахметова. На контрасте с ним и троицей «Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна» писатель хотел показать «обычность» вторых. В последних главах он вносит ясность и буквально разжевывает для читателя свой замысел:

«На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите»

  1. Рахметов главный герой романа «Что делать?». Уже с половины 17-ого года начал свое превращение в «особенного человека», до этого он был «обычным, хорошим, кончившим курс гимназистом». Успев оценить все «прелести» свободной студенческой жизни, он быстро охладел к ним: хотелось чего-то большего, осмысленного, и судьба свела его с Кирсановым, который и помог ему встать на путь перерождения. Он начал жадно впитывать в себя знания из всевозможных областей, читать «в запой» книги, тренировать физическую силу черной тяжелой работой, гимнастикой и вести спартанский образ жизни для укрепления воли: отказываться от роскоши в одежде, спать на войлоке, есть только то, что может позволить себе простой народ. За близость с народом, целеустремлённость, развитую силу среди людей он приобрел прозвище «Никитушка Ломов», в честь знаменитого бурлака, отличавшегося своими физическими возможностями. В кругу друзей же его начали называть «ригористом» за то, что «он принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни», а позже «они развились в законченную систему, которой он придерживался неукоснительно». Это чрезвычайно целеустремленный и плодотворный человек, который трудится на благо чужого счастья и ограничивает собственное, довольствуюсь малым.
  2. Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать», красивая смуглая женщина с длинными темными волосами. В своей семье она чувствовала себя чужой, ведь мать пыталась выгодно выдать ее замуж любо ценой. Хоть ей и были свойственны спокойствие, уравновешенность и задумчивость, она в этой ситуации проявила хитрость, непреклонность и силу воли. Она делала вид, что благоволит ухаживаниям, но на самом деле искала выход из западни, расставленной матерью. Под воздействием образования и хорошего окружения она преображается и становится гораздо умнее, интереснее и сильнее. Даже ее красота распускается, как и душа. Теперь перед нами уверенная в себе и интеллектуально развитая женщина нового типа, которая управляет бизнесом и обеспечивает себя сама. Таков идеал дамы, по мнению Чернышевского.
  3. Лопухов Дмитрий Сергеевич – студент-медик, муж и освободитель Веры. Его отличают хладнокровие, изощренный ум, хитрость, и в то же время отзывчивость, доброта, чуткость. Он жертвует карьерой ради спасения незнакомки, да еще и ограничивает свою свободу ради нее. Он расчетлив, прагматичен и сдержан, его окружение ценит в нем деловитость и образованность. Как видно, под действием любви герой становится еще и романтиком, ведь снова кардинально меняет свою жизнь ради женщины, инсценируя самоубийство. Этот поступок выдает в нем сильного стратега, который все просчитывает наперед.
  4. Александр Матвеевич Кирсанов – возлюбленный Веры. Он добрый, интеллигентный, отзывчивый молодой человек, всегда готовый прийти навстречу друзьям. Он противится своему чувству к жене товарища, не дает ему разрушить их отношения. Например, надолго перестает бывать в их доме. Герой не может предать доверие Лопухова, оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Персонаж решителен и тверд, и эта мужественность не мешает ему иметь тонкий вкус (к примеру, он любит оперу). Кстати, именно он вдохновил Рахметова на подвиг революционного самоотречения.

Главные герои «Что делать» благородны, порядочны, честны. Таких характеров не так уж много в литературе, о жизни и говорить нечего, но Чернышевский идет дальше и вводит чуть ли не утопический характер, показывая тем самым, что порядочность - далеко не предел развития личности, что люди обмельчали в своих стремлениях и целях, что можно быть еще лучше, тверже, сильнее. Все познается в сравнении, и, добавляя образ Рахметова, писатель повышает читателям планку восприятия. Именно так, по его мнению, выглядит настоящий революционер, способный повести за собой Кирсановых и Лопуховых. Они сильны и умны, но недостаточно созрели для решительных самостоятельных действий.

Тема

  • Тема любви . Чернышевский в романе «Что делать» раскрывает излюбленный писателями мотив в новом амплуа. Теперь лишнее звено в любовном треугольнике самоуничтожается и приносит свои интересы в жертву взаимности оставшихся сторон. Человек в данной утопии максимально контролирует свои чувства, порой даже, кажется, и вовсе отказывается от них. Лопухов игнорирует самолюбие, мужскую гордость, чувство к Вере, лишь бы угодить друзьям и при этом обеспечить им счастье без чувства вины. Такое восприятие любви слишком уж далеко от реальности, но мы его принимаем в счет новаторства автора, который так свежо и оригинально представил заезженную тему.
  • Сила воли . Герой романа «Что делать» обуздал в себе почти все страсти: отказался от алкоголя, общества женщин, перестал тратить время на развлечения, занимаясь только «чужими делами или ничьими в особенности делами».
  • Равнодушие и отзывчивость . Если мать Веры, Марья Алексевна, была безразлична к судьбе дочери и думала только о материальной стороне жизни семьи, то посторонний человек, Лопухов, без всякой задней мысли жертвует ради девушки своим холостяцким спокойствием и карьерой. Так Чернышевский проводит черту между старорежимными мещанами с мелкой алчной душонкой и представителями нового поколения, чистого и бескорыстного в своих помыслах.
  • Тема революции . Необходимость перемен выражается не только в образе Рахметова, но и в снах Веры Павловны, где в символических видениях ей раскрывается смысл бытия: необходимо выводить людей из подземелья, где они заточены условностями и тираническим режимом. Основой нового свободного мира писатель считает просвещение, именно с него начинается счастливая жизнь героини.
  • Тема просвещения . Новые люди в романе «Что делать» образованны и умны, большую часть своего времени они посвящают обучению. Но на этом их порыв не иссякает: они пытаются помочь другим и вкладывают свои силы в помощь народу в борьбе с вековым невежеством.

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

  • Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в оголтелом феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.
  • Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.
  • Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.
  • Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.
  • Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женился после этого. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Смысл романа

Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» - Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.

Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они - слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов - аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.

Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов - не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика литературного героя Выступает в произведении не только как повествователь, но и как действующее лицо. Он не только описывает своих героев, но и вступает в спор с возможными оппонентами. В этом плане он часто упоминает проницательного читателя. На мысли Веры Павловны о том, почему они с Лопуховым в первый же вечер стали очень близки, А. замечает: “Нет, это вовсе не странно, Верочка. У этих людей, как Лопухов, есть магические слова, привлекающие к ним всякое огорченное, обижаемое существо. Это их невеста подсказывает им такие слова”. А. явно испытывает симпатию к новым людям. Он дает им подробную характеристику, рассказывает про их жизненные взгляды. О своем таланте автор говорит следующее: “У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже и языком-то владею плохо”, “Я не из тех художников, у которых в каждом слове скрывается какая-нибудь пружина, я пересказываю то, что думали и делали люди, и только; если какой-нибудь поступок, разговор, монолог в мыслях нужен для характеристики лица или положения, я рассказываю его, хотя бы он и не отозвался никакими последствиями в дальнейшем ходе моего романа”. Также из намеков А. мы понимаем, что он имеет прямое отношение к революционной организации. Поэтому ему особенно близки революционные характеры “новых людей”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Подлинный герой эпохи, перед которым “преклоняется” автор романа “Что делать?”, – это Рахметов, революционер с его “пламенной любовью к добру и свободе”. Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера уважения и признания, которой он окружен, с несомненностью свидетельствуют, что Read More ......
  2. Сочинение на тему: – “Величайшие истины – самые простые”. Л. Н. Толстой. (По одному из Говорят, что шкала гениальности имеет две риски, отмечающие эту гениальность, – в самом начале и в самом конце линейки. Действительно, наскальные рисунки наших далеких пращуров Read More ......
  3. Рахметов Характеристика литературного героя Очень важный персонаж романа, ему посвящена глава “Особенный человек”. Сам он родом из знатной богатой семьи, но ведет аскетичный образ жизни. К моменту действия, обозначенного в романе, Р. 22 года. Студентом он стал в 16 лет, Read More ......
  4. Роман века Как вышло, что едва ли не худшая из известных русских книг стала влиятельнейшей русской книгой? Именно такие характеристики приложимы к роману Чернышевского “Что делать?”. С литературной слабостью романа согласны, кажется, все – самые разные и даже полярные критики. Read More ......
  5. Вера Павловна Характеристика литературного героя Вера Павловна Розальская – главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион. У нее есть большой талант Read More ......
  6. Что делать? 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о ее авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства Read More ......
  7. ПИСЬМО К ИЗДАТЕЛЮ “СЕВЕРНОЙ ПЧЕЛЫ” Черт не так страшен, как его рисуют! Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” кончился в майской книжке “Современника”. Русская критика теперь занята: она думает, что ей делать с этим “Что делать?” Кто читал самый роман Read More ......
  8. Говорят, что шкала гениальности имеет две риски, отмечающие эту гениальность, – в самом начале и в самом конце линейки. Действительно, наскальные рисунки наших далеких пращуров по-своему выразительны, как выразительны статуи острова Пасхи. “Девочка на шаре” Пикассо написана с предельной простотой, Read More ......
Автор (Что делать? Чернышевский)