А зори здесь тихие план произведения. А зори здесь тихие. Дальнейшее развитие событий

Главная > Документ

Тема: Война – самое бесчеловечное явление (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие») Цель: раскрыть красоту души героев повести, их героизм, мужество; развить высокие нравственные качества учащихся; привить любовь к Родине; показать бесчеловечность, жестокость войны. Оборудование: иллюстрации, выставка книг.

Ход урока

«Женщина для меня – воплощенная гармония жизни.

А война – всегда дисгармония.И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…» (Б.Васильев) I. Опрос домашнего задания. II. Вступительное слово учителя. Десятилетия прошли со времени окончания Великой Отечественной войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества. Интерес к подвигу народа в нашей литературе не ослабевает. Появляются все новые и новые книги, освещающие героическое прошлое. Б.Васильев – один из писателей, верных военной теме. Он писал о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражения, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Сегодня мы поговорим о повести Васильева «А зори здесь тихие». Обсудим героизм девушек – главных героинь повести, отдавших жизнь за Родину, за победу над фашизмом 1. Словарная работа. Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Дисгармония – нарушение гармонии, отсутствие согласия, соответствия, разлад. 2. Работа по вопросам.

    История создания повести «А зори здесь тихие». Где происходит действие? Какие события в ней описаны? Какой теме посвящена повесть? Какой основной прием использует автор? Понравилась ли вам книга при чтении? Какие чувства охватывают вас при чтении? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Кто из героев повести вам особенно понравился и почему? Почему Женя не затаилась, а приняла бой? А как бы вы поступили на месте Жени? Как вы думаете, почему в повести так подробно описывается мирная жизнь девушек на 171 разъезде? Зачем это нужно? Что привело девушек на фронт? Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Сони, Гали, Жени автор дает перед описанием гибели каждой из них? Как ведут себя девушки в трудную минуту для них, как погибают? Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? Почему в повести погибают все девушки? Права ли Рита, выстрелившая себе в висок? Почему погибла Лиза, ведь она была самая опытная? Как погибли Соня и Галя? Васков Федот Евграфович. Расскажите о нем. Нужно ли было принимать бой Васкову, ведь силы были неравные? А как бы вы поступили на месте Васкова? А вы смогли бы сделать то, что сделали они? Война – дело мужское. Это понятно. А почему у войны не женское лицо? Надо ли пускать женщин на войну? Какова главная идея повести? Почему писатель назвал повесть «А зори здесь тихие»? Как вы понимаете смысл заглавия? Зачем в повести нужен эпилог?
3. Художественные особенности произведения. 4. Защита иллюстраций по повести. III. Выводы. IV. Комментирование оценок. V. Домашнее задание. Ответить на вопрос: Какое произведение современной литературы о Великой Отечественной войне памятно мне и почему?

Конспект урока литературы в 9 (10, 11) классе

Тема: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Тип урока: урок- семинар.

Цели и задачи урока:

  1. Раскрытие подвига, его глубочайшей гуманистической сущности.
  2. Показ высоких нравственных качеств простого русского человека, которого героическое время сделало настоящим гражданином, активным и инициативным.
  3. Закрепление навыка анализа образа – персонажа (характера).

Методы и приемы: наблюдение, анализ, сравнение.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Технологии обучения: технология проблемного обучения, метод проектов, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, компьютерная.

Вопросы, данные учащимся заранее:

  1. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек – зенитчиц?
  2. Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
  3. Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести?
  4. Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора - повествователя?
  5. Когда и с какой целью Борис Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступление в его прошлое (гл. 5,6); и в прошлое каждой из пяти девушек (гл.2,7,8,10,13)?
  6. Как раскрывается в повести проблема «Человек и обстоятельство»?
  7. Как вы понимаете название повести?
  8. Кому адресована повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте эпилог.

Эпиграф к уроку:

И не нас ли, ныне живущих, окрыляет на неустанный труд и на новые подвиги суровая ответственность, которую мы несем не только перед грядущими поколениями, но и перед светлой памятью тех, кто сражался и шел на смерть, защищая Родину…

М.Шолохов.

Ход урока:

1.Вступительное слово о Б.Васильеве.

Мини-проект. Выступление заранее подготовленного ученика.

Участник Великой Отечественной войны.

2.Беседа с анализом текста.

1. Где происходит действие повести?

Действие повести происходит в 1942 году на 171 разъезде Мурманской дороги.

2. Краткий пересказ. Подчеркнуть своеобразие характеров Жени Комельковой и Риты Осяниной. Неповторимостью наделены все другие героини повести.

Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга.

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать действительность, в неуемности фантазии.

  1. Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

Озорные, веселые, они ведут себя не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, трещали как сороки, загорали, вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала просто не верится, что им придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.

Васильев показывает самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

5.У кого из девушек личный счет с врагами? Мини-проект. (Сообщение о Рите, Жене).

У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».

Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».

Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.

По сути, каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

  1. Что объединяет девушек?

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, даже то, как девушки чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.

С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой.

Это подтверждают следующие сцены:

  1. когда Рита Осянин6а убивает своего первого немца. Потря\сение от убийства, хотя оно и являлось справедливым возмездием, настолько велико, что на поздравления девчат, «она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло.»
  2. такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врага прикладом « по живой голове» (как говорит Васков). И это притом, что у Риты и Женьки есть свой, и немалый, счет к фашистам.

Объединяет всех героинь повести их готовность без колебаний вступить в бой с врагами.

Против целой диверсионный группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Но сейчас они, не требуя никаких скидок для себя и не думая даже о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.

  1. Почему воспоминания о довоенной жизни девушек автор дает перед описанием гибели каждой из них?

Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, как несуразно и неправдоподобно было погибать в 19 лет.

Борис Васильев понимает и заставляет понять нас, что понятия война и женщины несовместимы.

Они не знали ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости; еще ничего не видели в жизни, потому что были совсем зелеными. И погибают.

Постановка проблемного вопроса.

Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее других?

Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».

  1. Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?
  1. Смерть Жени (наизусть) гл. 13. Заранее подготовленный ученик.
  1. Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

Она хотела хоть чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих товарищей, она тем самым спасает их от верной гибели.

Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознает свое положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.

  1. Как погибли Соня и Галя?

Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Можно ли осуждать их смерть?

Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.

  1. Какие чувства девушки вызывают у Васкова?

Обе они – маленькие, «пигалицы городские». Соня худющая, как осенний грач, сапоги у нее на два номера больше, она топает ими, на спине вещмешок, в руках – винтовка. Она сильно измаялась, «аж приклад по земле волочился. А личико остренькое, некрасивое. Но уж очень серьезное. Васков думает о ней с жалостью и невольно задает ей вопрос как ребенок:»Тятя с мамашей живы у тебя или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу» от вздоха этого… И он подумал: «Ах заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

А рядом с ней Галка – худющая замухрышка. Она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Представил ее, маленькую (Четвертачок) тоже с винтовкой с вещмешком, без сапога, в одном чулке.

В дырку большой палец торчит, синий от холода. И Васков обращается с ней как с ребенком. Ему хочется укрыть ее, уберечь, он берет ее на руки, чтобы она лишний раз не промочила ноги. А вспомним, как они переносят трудности пути.

Вот они идут через болото, Галка уже потеряла сапог. Но все упрямо лезут вперед, пыхтят и дальше: «Гнал он своих девчат ходко, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого хватило дыхания. А они за ним худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы.

Даже Соня улыбается, а Галка обижается, почему ее в запасе оставляют. У нее жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром на вопрос Васкова: «Ну как ты?» Отвечает: «Ничего,»- пытается улыбаться и сама в караул вызвалась. А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. Соня погибла, потому что хотела сделать приятно Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.

Сам Васильев вспоминает:

«Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток, чаще всего первокурсниц. Для них война была самой страшной. Где-то среди них и «сражается и моя Соня Гурвич».

Что говорит Васков после смерти Сони и о чем думает?

«Стихи читала».

Каково состояние Гали?

Соню хоронят, а Галка несет ее, потом по приказу Васкова должна надеть ее сапоги. «Наделенная от природы яркой фантазией, Галя сейчас физически, до дурноты ощущала, проникающий в ткани нож, чувствовала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови.

Это рождало тупой чугунный ужас». А рядом враги, смерть.

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Правы ли Рита и Женя желая поставить на комсомольском собрании вопрос о поведении

Гали в бою?

  1. Как расценивает поведение Гали Федот Васков?
  2. Почему он берет Галю в разведку?

Он считает, что никакой трусости не было. «Трусость во воторм бою только видна. А это просто растерянность. Васков всегда очень точно, неукоснительно выполнял устав, привык. А в нем сказано, что командир должен быть и воспитателем подчиненных. Поэтому он берет с собой Галю, хотя понимает, что лучше бы Женю.

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»(Рита).

Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.

  1. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Почему, по вашему мнению, все девушки погибают?

Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.

На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Выразительное чтение последнего разговора Васкова и Риты (гл.14).

(Исследование темы подвига продолжается в работе над образом старшины Васкова, центрального героя повести (эволюция героя)).

18.Кто является командиром девушек?

Прошлое старшины многое объясняет в нем сегодняшнем. Прежде всего, считая большой помехой, что «человек он почти без образования», хоть и не его в этом вина: «аккурат в конце … четвертого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с 14 лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет в свою очередь, почему в армии он старшиной был, не только по званию, а по своей старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной коренной роли таких людей как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания.

В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования».

Но (педантичная) приверженность каждой букве устава выдает ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение.

Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек, - оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы.

Девушки для старшины (на этом этапе) – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и те из уставов» (Само слово устав и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»).

Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова.

Необходимость поддерживать бодрость духа в своем маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать».

Узнавая девушек-бойцов, он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них.

Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».

Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к Васкову, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому.

Но еще более существенно другое изменение в характере героя. Мы уже говорили о том, что по складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность. А ситуация, в которой он оказывается, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их.

И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает все, что действительно могло быть единственно правильным, необходимым и возможным. Учащиеся подчеркивают, что само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но сейчас оно не вызывает усмешки, так как в нем Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям.

Васков рассуждает:

Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника.

Б.Васильев видит основу такого духовного преображения старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности «за все на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных правил.

Так в повести раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского труженика и его способностью к высокой гражданской активности. (Вывод учащихся).

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия».

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Это и есть мера героического, по Васильеву.

19. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит

Оптимистический характер?

20. Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается?

(сегодня)?

21. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия .

Почему повесть так называется?

Подведение итогов.

Домашнее задание: Сочинение на тему «У войны не женское лицо…» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…).


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

изображение врагов было характерно для ранних произведений о войне. Читатель не испытывает к ним ни жалости, ни сочувствия. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие … » мы не найдем описания сражений, не познакомимся с образами выдающихся военачальников, не встретим описания пафосного самопожертвования во имя Родины. Это повесть о другом подвиге, оставшемся неизвестным широкой общественности, не отмеченном высокими наградами. Это подвиг прекрасных молодых женщин, пожертвовавших собой, до конца исполнивших свой долг перед Родиной, в борьбе за свободу своей страны, за счастливую жизнь будущих поколений.

I. Память о войне.

II. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа.

1. Разные пути – и одна судьба.

2. Не бывает бессмысленной смерти.

3. Женщина на войне.

III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.

Жизнь свою за други своя…

А, Ахматова

Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю. Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы. Одним из самых известных произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Девушки-солдаты, герои этого произведения, имеют разное прошлое, разные характеры, воспитание. Кажется, ничего нет общего между уравновешенной, сдержанной Ритой Осяниной и веселой, отчаянной Женей. Разные судьбы – и одна судьба: война. Война не обезличила, но объединила, сплотила девушек – героинь книги. У всех одна цель – отстоять свою Родину, свой поселок, свой клочок земли. Ради этой высокой цели бойцы рискуют жизнью, мужественно борются с врагом, который намного сильнее их. Они не задумываются о подвиге, защиту Отечества считают долгом.

Смерть девушек может показаться вовсе не героической, даже бессмысленной. Можно ли назвать, например, героической гибель в болоте? Не увидят потомки и обелиска над могилой Осяниной, и даже ее сын, возможно, не узнает, где похоронена мать. Но если бы не их самоотверженность, не беззаветный героизм простых советских солдат, наш народ не смог бы выстоять в страшной, кровопролитной войне.

Девушки на войне познали лишения, горе, страх. Но познали они также и истинное солдатское товарищество. Они стали близкими людьми, и даже нелюдимый, замкнутый старшина искренне привязался к своим подчиненным и полюбил их.

Война сплотила народ. Бойцы защищали не только свою землю, свой дом, но и товарищей, и родных, и вовсе незнакомых. Девушки на войне не имели права забыть, что они матери, дочери, внучки. Они вынуждены были не только растить, но и спасать своих детей, их будущее. Может быть, самая большая трудность положения женщины на войне заключалась в том, что приходилось объединять две несоединимые, взаимоисключающие задачи: продолжать жизнь, воспитывая детей, и убивать ее, воюя с фашистами. Рита Осянина, находясь на службе, ночами навещает своего маленького сына; она нежная мать и храбрый боец.

Они сражались за Родину… Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки оружие, чтобы убивать и мстить. Война изменила привычный уклад жизни, изменила даже души людей, сделав робких смелыми, слабых сильными. Их даже самый маленький вклад в победу велик, их подвиги бессмертны, покуда мы о них помним.

    Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема - проблема войны. Борис Васильев - один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился и жил...

    О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила...

    Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил...

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Усть-Вымский район Республика Коми

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 8 КЛАССЕ

ПО ПОВЕСТИ

Б. ВАСИЛЬЕВА

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

учитель русского языка и литературы

Попова Г. В.

г. Микунь

Тема урока:

«С болью в сердце…» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» и одноименному фильму С. Ростоцкого)

Цели урока:

    выяснить, что является основным средством

раскрытия идейного смысла повести и фильма;

    проследить, как характер Васкова влияет

на формирование личности героинь повести;

режиссёра фильма на проблему: что является

главной составляющей нашей Победы в Великой

Отечественной войне;

    сравнить поколение сороковых с сегодняшним

поколением: есть ли точки соприкосновения в их

духовной жизни, можно ли говорить об общности

важных жизненных идеалов.

Вид урока:

    урок - презентация

Оборудование урока:

    Выставка произведений Б.Васильева.

    Тексты повести «А зори здесь тихие».

    Презентация «С болью в сердце».

    Песня Дарьи Чаруши «Мы вернёмся».

Эпиграф к уроку:

Мне же каждой своей работой хочется доказать: честь, совесть, долг, порядочность, надёжность – самое важное из того, что даёт человеку жизнь. Обладая таким богатством можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжёлых обстоятельствах. Выстоять и победить .

Б. Васильев.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, а она продолжается в слезах вдов и матерей, в ноющих ранах и снах ветеранов, в нашей памяти. Три месяца назад один за другим ушли из жизни последние из ветеранов нашего хутора: Семёнов М.М. и Лымарь И.И. Наш урок – это не только урок о Великой отечественной войне, это урок памяти, которая снова и снова обращается к тем незабываемым грозным годам, к тому поколению, которое сумело выстоять и победить.

Целеполагание:

Содержанием нашего урока является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» и одноимённый фильм С. Ростоцкого.

- Как вы считаете, каковы цели нашего урока?

    выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма;

    проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести;

    сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности важных жизненных идеалов.

- Какие произведения Б.Васильева вам известны? Что из них вы читали?

(Обращается внимание на выставку произведений Б. Васильева)

- Повесть Б. Васильева – одна из самых волнующих книг о войне. Книга – юбиляр, ей в этом году ей исполняется 40 лет. И книга, и фильм потрясают до глубины души. Поговорим об авторах произведений.

Сообщение учащегося о режиссёре фильма С. Ростоцком и об актёрских работах.:

- В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актеров на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку .

Выявление читательского восприятия:

- Какое впечатление произвели на вас повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» и фильм С.Ростоцкого?

-Какие эпизоды особенно поразили ваше воображение?

-кто из героев больше всего полюбился вам?

Анализ произведения:

Особенности композиции и сюжета повести:

- Что лежит в основе повести Б. Васильева?

- Вспомните, что такое сюжет и композиция?

- Какова композиция повести?

- В чем необычность сюжета?

В основе повести лежит маленький эпизод, незначительный в масштабах Великой Отечественной войны, но рассказано об это так, что за ним встаёт вся война в её страшном уродливом виде. Вторая серия фильма не случайно названа «Бой местного значения». Автор повествует о жизни вроде бы тихой, людях обычных, малоприметных. Но тихая жизнь неожиданно оказывается взорванной чрезвычайным событием, и взрыв этот выявляет в людях главное. Это излюбленный прием сюжетообразования, который определяет развитие действия во всех повестях Васильева. Необычность сюжета в неожиданном повороте от комической завязки к быстрому развитию трагических событий.

- С чего начинается повесть? Почему так подробно описывается мирная жизнь девушек на 171-ом разъезде?

Антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть «самое невероятное несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война. В первой части всё подчёркивает, что девушки, озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что рядом война, смерть.

Анализ образов главных героев:

- Назовите главных героев повести. Является ли образ Федота Евграфовича Васкова центральным? Почему?

- Каково прошлое Федота Евграфовича Васкова?

- Каким мы видим его в начале повести?

- Как он относится к девушкам? Как характер Васкова влияет на судьбы девушек?

- Как и почему изменилось отношение героинь повести к старшине?

-Прав ли Васков, решивший принять бой, когда выяснилось, что силы неравные?

- Как вы понимаете смысл афоризмов:

«Война это ведь не просто кто кого перестреляет. Война это кто кого передумает».

«Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан».

- С каким известными вам героями советской литературы вы могли бы сравнить Васкова?

(В ходе беседы выразительно читается эпизод последнего боя Васкова и девушек: «Одно знал Васков в этом бою…»).

Васков – кадровый военный, старшина. Он дотошный служака, который всю жизнь выполняет приказы и выполняет их быстро, с удовольствием. Имеет неполные 4 класса образования, окончил полковую школу разведчиков, за 9 лет безупречной службы до старшины дослужился. По началу кажется, что писатель смотрит на своего героя несколько иронично, как бы глазами девушек, оказавшихся под его командой. Но с каждой страницей повести этот человек вырастает и в глазах девушек и нас, читателей. Он предстает не только умным, опытным воином, но и в высшей степени воспитанным, нравственно богатым человеком. Такому, как Васков, много объяснять не нужно. Рита перед смертью призналась старшине:

Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда в город к маме бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут – Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт…

Не тревожься, Рита, понял я всё.

Всего лишь пять слов он сказал. Но для того, чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить ещё двух фашистов, четверых взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его, сделать человеком. Пять слов и почти вся жизнь. Человек большой деликатности, чуткости, трезвого ума, он понимает, как трудно его подчинённым и физически, и морально. Где только можно он старается помочь им, защитить, спасти от смерти, так как хорошо осознает, что воюют «будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена». Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа. Чаще всего она во внешней суровости. Прототипом Васкова является старшина, под началом которого Васильеву довелось служить в полковой школе.

«Был он снами всегда суров, очень мы его невзлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому он воспитывал жестокость. И когда потом ко мне, молодому командиру, приходило пополнение,… я невольно старался подражать …старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду за ними видится просто суровость».

Вот эта благородная ответственность за судьбу людей, когда «… словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был её последним сыном и защитником….», пронизывает повесть от начала до конца и становится главным нравственным нервом. Васков – любимый герой писателя, который встречал немало людей такого склада. «Я отношусь к ним с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за своё дело в жизни».

- Что привело девушек на фронт, что мы узнаем об их прошлом?

«Личный счёт» с врагом имеется у Риты и Жени. Лиза живёт с «нетерпеливым предчувствием ослепительного счастья, ощущением завтрашнего дня», в ней «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». Следует помнить талантливость, любовь к театру, к поэзии Сони Гурвич и воображение, фантазию, мечтательность Гали Четвертак.

- Почему воспоминания о довоенной жизни девушек даются перед описанием гибели каждой из них?

Довоенная жизнь полна радости, надежд, света, и это особенно ясно дает почувствовать, как глупо и несуразно умирать в 19 лет.

- Как ведут себя девушки в трудную для них минуту? Как погибают?

  • Почему погибла Лиза – ведь она была опытнее других?

    Можно ли осуждать Соню за нелепую смерть?

    Почему Женя не захотела затаиться?

    Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

- Почему все девушки погибли?

Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдающихся в плен. Чтобы остановит их, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них лишь один старшина и пять неопытных девочек.

Идейный смысл повести и фильма:

- Какова главная идея повести Б.Васильева «Завтра была война»?

- Сформулируйте главную идею фильма. В какой сцене, на ваш взгляд, она ярче всего выражена?

- Что является главным средством раскрытия основной идеи повести и фильма?

- Вспомните, что такое эпилог? Зачем в повести нужен эпилог?

Эпилог – заключительная часть произведения. В эпилоге повести Васильев приводит письмо какого-то молодого современного человека, отправленное другу из Карельской приозёрной глуши. Эта неожиданная встреча заставила молодого человека вспомнить о войне, острее почувствовать прелесть сегодняшних тихих зорь. Память автора, уйдя от остроты непосредственного восприятия горя, смерти близких, преломляется в свете современного понимания нравственности, критериев истинной ценности человека.

- В чем смысл названия повести?

Повесть носит удивительное, скромное поэтическое название «А зори здесь тихие». Спокойствием и безмятежностью веет от этого названия. Кажется, автор расскажет нам о свежести вечернего ветерка, о чьей – то первой любви, о закате или восходе солнца. Но речь идёт совсем о другом: о войне, и о шести героях. О том, сколько горя камнем ложится на сердца людей. Выражение «а зори здесь тихие» несколько раз встречается в повести, автор как бы напоминает о мирных днях и выражает главную мысль, которая проходит через всё произведение: девушки погибли во имя

светлого будущего, чтобы мы не знали войны, чтобы зори были тихие.

Заглавие повести выражает протест против войны. Оно многозначно и ёмко как само слово «заря»:

  • Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца.

    Утренняя заря.

    Вечерняя заря.

    Переносное. Начало, зарождение чего-нибудь радостного.

    На заре жизни.

    Утренний или вечерний военный сигнал.

    Играть зорю.

Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом война. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде, тишину.

- Сравните поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?

(обращение к эпиграфу урока)

Итоги урока:

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на цели урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

- О чём заставил вас задуматься этот урок?

Домашнее задание:

    Напишите сочинение на тему: «А мы могли бы?»

    Напишите отзыв о повести Б.Васильева или фильме С. Ростоцкого.

    Расскажите о своём любимом герое.

Слова и музыка Дарья Чаруша «Мы вернёмся…».

Щербатый месяц на воле за рекой,

Запах из детства над скошенной травой,

Мамины руки плетут мою косу –

Всё, что мне снится, всё, что люблю.

Припев:

Мы вернёмся назад:

По-другому не может быть, слышишь, родная?

Мама, я не успела тебе всех секретов своих рассказать.

Прорастает трава по весне

И берёзы шумят, не смолкая.

Мама, мама, прислушайся!

Время для писем с заката до утра.

Строчка за строчкой, да вот одна беда:

Есть ли то место, где бегал босиком,

Ждёт ли там завтрак с парным молоком?