Брюллов портреты гусаров все написанные. Самые известные полотна Брюллова, за которые его прозвали «Карлом Великим. Третьяковка. карл брюллов.портреты

На протяжении более чем 50-ти лет искусствоведы были абсолютно уверены в том, что на портрете кисти Карла Брюллова изображена некая Ульяна Смирнова. Тем более, что на наброске к портрету имелась соответствующая надпись. Однако, кто эта девушка, узнать так и не удалось. И неудивительно: никакой Ульяны Смирновой никогда не существовало.

Портретист

Несомненно, Карл Брюллов был выдающимся живописцем своего времени. И признание к нему пришло не только благодаря шедевру «Последний день Помпеи», но и благодаря его портретам. Многие известные личности  XIX столетия желали оказаться натурщиками художника. Именно кисти Брюллова принадлежат портреты архитектора Тона, библиографа и друга Пушкина Соболевского, географа Чихачева, писателя Кукольника, поэта и прозаика Алексея Толстого и других.

Поэтому еще более странным кажется тот факт, что в конце 1830-х годов на одной из своих картин Брюллов изобразил никому неизвестную девушку с собачкой на руках. До середины ХХ века это полотно называли просто «Женский портрет».

У Смирнова

Во второй половине прошлого столетия девушка наконец обрела имя. Его подсказал искусствоведам набросок к портрету, который был подписан «У Смирнова». Эта надпись и стала основанием для предположения, что на картине нарисована некая Ульяна Смирнова. Причем, у Ульяны появилось даже отчество, обозначенное всего одной буквой «М». С этого момента во всех источниках картина стали фигурировать как «Портрет У. М. Смирновой».

Устоявшийся миф о существовании Ульяны Смирновой удалось развеять только в 2018 году. То есть спустя как минимум 170 лет экспертам посчастливилось наконец-таки разгадать тайну портрета Карла Брюллова.

Знак препинания и собака

Первым приблизился к истине сотрудник Русского музея, где и по сей день хранится шедевр, Сергей Алексеев. Искусствовед усомнился в том, что «У» является начальной буквой имени героини, так как после нее не была поставлена точка. В результате проведенного исследования и изучения разнообразных архивных документов Алексеев пришел к выводу, что надпись «У Смирнова» следует понимать буквально, потому как картина находилась у коллекционера с аналогичной фамилией.

Что касается девушки, изображенной на полотне, то благодаря сравнительному анализу удалось установить и личность таинственной незнакомки. Её оказалась это не кто иная, как дочь императора Николая I великая княжна Александра Николаевна. Девушка прожила лишь до 19-ти лет и умерла после преждевременных родов. Она была любимицей императора, и многие художники успели запечатлеть её образ на холсте. Эта версия подтвердилась после сравнения “Женского портрета” с другими работами. К их числу можно отнести, например, Кристину Робертсон, не один год работавшую при дворе Николая I. Кроме того, помогла «опознать» княжну и собака, которую также увековечила Робертсон.

Родился в семье художника, академика, преподавателя Академии художеств. Уже в детстве с ним много занимался отец, что не могло не наложить отпечаток на его творчество. В своих произведениях он обычно следовал стилю , который настойчиво внедряла в своих стенах Академия художеств. Однако, как мы увидим, все же веяния также не оставили равнодушным Брюллова. Он блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль, а затем совершенствовал свое мастерство в Италии, где быстро добился европейского признания. Сюжеты многих его картин навеяны итальянскими мотивами. Брюллову принадлежат полотна и на историческую, и на мифологическую темы, и на бытовые сюжеты. Писал также картины-иллюстрации к литературным произведениям и очень много портретов.

Картина воссоздает гибель античного города Помпея при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. Это громадный холст высотой в 4,5 метра и длиною в 6,5 метров.

Сложнейший пейзажный фон, многофигурная композиция потребовали напряжения физической и творческой энергии. Успех картины объясняется бурным драматизмом сцены, блеском и яркостью красок, композиционным размахом, скульптурной четкостью и выразительностью форм.

Везувий зев открыл - дым хлынул, клубом пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется, - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Главное же состоит в том, что живописец с убедительностью показал: никакие, самые беспощадные и неотвратимые силы не в состоянии уничтожить в человеке человека. Всматриваясь в картину, замечаешь, что даже в минуту гибели каждый из изображенных не столько ищет спасения для себя, сколько стремится прежде всего спасти близких и дорогих для него людей. Так, мужчина в самом центре картины, протянувший открытую ладонь левой руки к грозному небу, защищает от падающих камней не себя, а жену, которую он прикрыл своим плащом. Женщина же, согнувшись и наклонясь всем корпусом вперед, пытается своим телом укрыть детей.

Вот взрослые дети пытаются вынести из-под огня своего старого отца. Вот мать убеждает сына оставить ее, спасаться самому. А вот жених с мертвой невестой на руках.

Конечно, не все люди одинаково верны и порядочны. В картине присутствует и звериный страх, заставляющий всадника на коне скорее спастись самому, и неутолимая алчность, с которой жрец присваивает церковные сокровища, пользуясь общей паникой. Но их немного.

Все же в картине преобладают благородство и любовь.

На произведении Брюллова лежит яркий отпечаток влияния романтизма. Это видно и в выборе темы, и в огненном колорите картины. Но с другой стороны, здесь видно еще и влияние классицизма, которому всегда был верен Брюллов — фигуры людей очень напоминают совершенные античные скульптуры. Триумф, пережитый творением Брюллова, знали немногие художественные произведения.

Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт провел возле картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею. Когда автор ступил на родную землю, его горячо чествовали уже в Одессе (он прибыл морем), а особенно восторженно в Москве. Именно в «первопрестольной» художника встретили поэтическими строфами Е.А.Баратынского:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Пожалуй, самый известный портрет кисти Брюллова. Перед нами воспитанницы графини Самойловой - Джованна и Амацилия Пачини. Это парадный портрет-картина: молодая красавица Джованна в виде амазонки осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрит она на сестру. Портрет как бы наполнен движениями и звуками: собаки лают, кажется, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка - зеленое на зеленом. Протрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Моделью для этой картины служила римлянка из простолюдинок - полная, круглолицая особа, которую он изобразил за сбором винограда. Стоя на лестнице, в левой руке она держит корзинку с виноградом, а правой рукой собирается сорвать виноградную гроздь, да залюбовалась игрой света в налитых янтарем ягодах. За этим занятием и застал ее художник.
Щедрое итальянское солнце сквозит в зеленой листве, горит золотом в плодах винограда, вспыхивает ярким пламенем на пурпуре накидки, перекинутой через левую руку молодой женщины, в румянце ее щек, в изгибе алых губ, пронизывает ее пышный бюст, который обнажила сползшая с плеча блуза.
"Итальянский полдень" - зрелая, цветущая женщина, под стать зрелым и сочным плодам, взлелеянным итальянским солнцем. Буйство света и красок, типично итальянский, южный склад лица не требуют показывать окружающую обстановку, чтобы подчеркнуть место действия.

Картина написана на библейский сюжет. Вирсавия - это жена Урии, друга царя Давида. Давид убил Урию и сделал Вирсавию своей женой.Она родила ему сына, будущего царя Соломона, прославившегося своей мудростью. Художник соединил в картине идеальную красоту с жизненной правдой. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм, которые напоминают о классицизме, эта красота не холодная, а живая, теплая. Мифологический сюжет в духе романтизма окрашен пряностью восточной экзотики: белоснежная красота Вирсавии оттенена темнокожим телом негритенка.

Перед нами драма из жизни кастильского короля Альфонса IV-Португальского. Придворная дама супруги сына короля Дона Педро Инесса пленила своей красотой инфанта, который после смерти своей жены тайно с ней обвенчался, т.к. у отца была другая кандидатура в жены сыну. Советники короля вызнали тайну сына и выдали ее Альфонсу.

Дон Педро отказался женится на отцовской претендентке. Тогда по решению королевского Совета было решено убить Инессу. Выждав момент, когда Дон Педро ушел на охоту, король с советниками отправился к Инессе. Когда Инесса поняла, что их ждет, то она бросилась в ноги королю. Несчастная женщина рыдала, умоляя сохранить ей жизнь. Вначале король пожалел молодую женщину, однако советники уговорили не поддаваться ненужной жалости и убили мать двоих детей.

Дон Педро не простил отцу такого вероломства и после его смерти нашел непосредственных убийц и казнил их. Художник сумел передать чувства матери, страстно умоляющей своих убийц. В темных мрачных тонах изображены король и его приспешники, светлым пятном выделяются фигуры Инессы и детей. И снова в изображении женщины Брюллов остается верен классицизму, а в выборе темы, в изображении страсти склоняется к романтизму.

Парадный портрет дочерей известного любителя театра и художника Шишмарева. Портрет написан в виде жанровой картины, Сестры изображены спускающимися по мраморной лестнице в сад. У ног их стремительно проносится собака. Внизу слуга - эфиоп удерживает арабских скакунов. Плавны и красивы движения «амазонок». Изысканны их костюмы. Глубок и насыщен цвет синих, малиновых, черных одежд.

Эта картина - пик творчества Брюллова-портретиста. Это торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Брюллов и Юлия Самойлова любили друг друга. Они познакомились в Риме, и их любви способствовала щедрая итальянская природа. Художник изобразил ее вместе с воспитанницей, покидающих гостиную дома: стремительную, порывистую, ослепительно красивую, покоряющую благоуханной молодостью и страстностью натуры. Художник Кипренский говорил, что так удачно можно сотворить портрет женщины, которой не только бесконечно восхищаешься, но которую горячо, без ума любишь...

Второе название картины - "Маскарад". Это главный замысел художника.
Там, в глубине зала - маскарад. Но в мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинула маску и гордо демонстрирует свое открытое лицо. Она искренна. Она не скрывает своей любви к художнику,которого на этом балу подвергли осуждению, и своего отношения к обществу, которое она с племянницей демонстративно покидает.
А там, в глубине зала, продолжает веселиться толпа в масках, там представители высшего света, которые привыкли говорить одно, делать другое, а думать третье. Там насквозь фальшивое общество, с которым у Брюллова так часто не совпадали взгляды. Самойлова играла в жизни художника огромную роль - она поддерживала его и материально, и духовно в трудные минуты жизни Брюллова.

Этот автопортрет считается одним из лучших в мировой живописи. В нем художник передал настроение, овладевшее им в конце жизни. Брюллов в то время тяжело болел. Мастер изображает себя полулежащим в кресле. Красная подушка, на которой устало покоится голова, подчеркивает болезненную бледность лица. Бессильно опущенная с подлокотника кисть исхудавшей руки усиливает мотив физического страдания. Однако, чувствуется, что к страданиям физическим присоединяются и душевные муки. О них выразительно говорит взгляд запавших, усталых глаз. Этот шедевр был написан всего за два часа.

Картина-иллюстрация одноименной поэмы Пушкина. Он изобразил «робких жен» хана Гирея в саду у бассейна, следящих за движениями рыб в воде. За ними наблюдает евнух. С интересом и восторгом передает художник экзотику Востока: причудливые восточные костюмы, пышную роскошь природы — все это придает картине праздничную декоративность. В картине нет драматизма. как в поэме. Идиллическое настроение делает ее живописной иллюстрацией к стихам:

Беспечно ожидая хана,

Вокруг игривого фонтана

На шелковых коврах оне

Толпою резвою сидели

И с детской радостью глядели,

Как рыба в ясной глубине

На мраморной ходила дне.

Нарочно к ней на дно иные

Роняли серьги золотые.

Картина написана в 1827 году. Это сценка из сельской жизни, пдсмотренной в одном из итальянских местечек. Брюллов превратил его в нарядный балетный спектакль.

Юная крестьянка, подобно грациозной танцовщице, поднялась на полупальцах и раскинула гибкие руки, едва касаясь лозы с гроздью черного винограда. Музыкальность ее позы подчеркивает облегающее стройные ноги легкое платье - хитон. Нитка кораллов оттеняет стройную шею и румяное лицо, обрамленное вьющимися каштановыми волосами.

Другая девушка, свободно полулежащая на ступеньках дома. позванивает колокольчиками бубна и кокетливо поглядывает на зрителя.

В веселую компанию вмешивается младший братишка в короткой рубашке - этакий вакхальный амурчик, который тащит бутыль для вина.

Четыре с лишним года прожил Карл Брюллов в Италии, прежде чем в 1827 году добрался до Помпеев. В то время он искал сюжет для большой картины на историческую тему. Увиденное поразило художника. Шесть лет у него ушло на то, чтобы собрать материал и написать эпическое полотно площадью почти 30 м 2 . На картине мечутся застигнутые катастрофой люди разного пола и возраста, рода занятий и веры. Однако в пестрой толпе можно заметить четыре одинаковых лица…

В том же 1827 году Брюллов встретил женщину своей жизни - графиню Юлию Самойлову. Разойдясь с мужем, молодая аристократка, бывшая фрейлина, любившая богемный образ жизни, переехала в Италию, где нравы вольнее. И у графини, и у художника была репутация сердцеедов. Их отношения оставались свободными, но долгими, а дружба продолжалась до смерти Брюллова. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - писала впоследствии Самойлова его брату Александру.

(Всего 19 изображений)

Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 1839-1840 годы, фрагмент.

Юлия с ее средиземноморской внешностью (ходили слухи, что отец женщины - итальянец граф Литта, отчим ее матери) была идеалом для Брюллова, к тому же будто созданным для античного сюжета. Художник написал несколько портретов графини и «подарил» ее лицо четырем героиням картины, которая стала самым знаменитым его творением. В «Последнем дне Помпеи» Брюллов хотел показать красоту человека даже в отчаянной ситуации, и Юлия Самойлова была для него совершенным образцом этой красоты в реальном мире.

Исследователь Эрих Голлербах отмечал, что похожие друг на друга героини «Последнего дня Помпеи», несмотря на социальные различия, выглядят как представительницы одной большой семьи, словно бедствие сблизило и уравняло всех горожан.

«Декорацию сию взял я с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - объяснял Брюллов в письме к брату выбор места действия. Это уже пригород, так называемая Дорога гробниц, ведущая из Геркуланумских ворот Помпеев к Неаполю. Здесь находились усыпальницы знатных горожан и храмы. Расположение зданий художник зарисовывал на раскопках.

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках. Мать с двумя дочерьми могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей. Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для Брюллова одним из источников вдохновения.

Христианский священник. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари - кадилу и потиру - и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически.

Языческий жрец. На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка - инфула. Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели.

Предметы языческого культа. Треножник предназначался для воскурений богам, ритуальные ножи и топоры - для забоя жертвенного скота, сосуд - для омовения рук перед совершением обряда.

Одежда гражданина Римской империи состояла из нижней рубашки, туники и тоги, большого куска шерстяной ткани миндалевидной формы, задрапированного вокруг тела. Тога была знаком римского гражданства, ссыльные римляне теряли право ее носить. Жрецы носили белую тогу с пурпурной полосой по краю - toga praetexta.

Судя по количеству фресок на стенах Помпеев, профессия живописца была востребована в городе. В качестве античного живописца, бегущего рядом с девушкой с внешностью графини Юлии, Брюллов изобразил себя - так нередко делали мастера Ренессанса, творчество которых он изучал в Италии.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, лежащая на мостовой упавшая с колесницы помпеянка символизирует гибель античного мира, по которому тосковали художники классицизма.

Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н.э.

По замыслу художника, это два брата, спасающие больного старого отца.

Плиний Младший с матерью. Древнеримский прозаик, ставший очевидцем извержения Везувия, подробно описал его в двух письмах историку Тациту. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе - Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. Пожилой женщине было трудно бежать, и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», - рассказывал Плиний. Оба выжили.

Щегол. Во время извержения вулкана птицы погибали на лету.

По древнеримской традиции венками из цветов украшали головы новобрачных. С головы девушки упал фламмей - традиционное покрывало древнеримской невесты из тонкой желто-оранжевой ткани.

Здание с Дороги гробниц, место упокоения Авла Умбриция Скавра Младшего. Усыпальницы древних римлян обычно строились за чертой города по обе стороны от дороги. Скавр Младший при жизни занимал должность дуумвира, то есть стоял во главе городского управления, и за заслуги даже удостоился памятника на форуме. Этот гражданин был сыном богатого торговца рыбным соусом гарумом (Помпеи славились им по всей империи).

Сейсмологи по характеру разрушений зданий, изображенных на картине, определили интенсивность землетрясения «по Брюллову» - восемь баллов.

Извержение, случившееся 24–25 августа 79 года н.э., погубило несколько городов Римской империи, расположенных у подножия вулкана. Из 20–30 тысяч жителей Помпеев не спаслись около двух тысяч, судя по найденным останкам.

Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год.

1799 - Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло.
1809–1821 - Учился в Академии художеств.
1822 - На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию.
1823 - Создал «Итальянское утро».
1827 - Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
1828–1833 - Работал над полотном «Последний день Помпеи».
1832 - Написал «Всадницу», «Вирсавию».
1832–1834 - Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком».
1835 - Вернулся в Россию.
1836 - Стал профессором Академии художеств.
1839 - Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.
1840 - Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала…».
1849–1850 - Уехал на лечение за границу.
1852 - Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал подготовлен Натальей Овчинниковой для журнала «Вокруг света» . Публикуется с разрешения журнала.

Спасибо, прекрасная коллекция!


Автопортрет
1848
Холст, масло
64,1 х 54 (верх – полуовал)

Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. «Автопортрет» был написан К.П.Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа. Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника «русским ван Дейком»). Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии «сына века», и как «избранника богов». Критика писала об «Автопортрете» К.П. Брюллова: «Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины.»



Брюллов (до 1822 – Брюлло) Александр Павлович
Прогулка в коляске
1845-1846
Холст, масло
42,5 x 52,6

Перед нами – один из замечательных образцов русского группового портрета. Написанный довольно поздно, в 1840-е, он сохраняет в себе жизнелюбие предыдущей эпохи. На картине изображены: великая княжна Екатерина Михайловна (1827–1894), дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, в замужестве (с 1851) герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, почетный любитель Императорской Академии художеств; фрейлина баронесса Мария Логгиновна Зедделер (1825–1868), в замужестве баронесса Веймарн; фрейлина Лидия Харлампиевна Жеребцова, впоследствии жена Д.П.Хрущева; камер-фрау Наталья Константиновна Шибель, дочь врача Санкт-Петербургского почтамта К.Шибеля. Живопись не была сферой, особо близкой А.П.Брюллову, но даже в этом небольшом произведении он остается верен основам своего искусства – живописной свободе, воздушной, почти акварельной работе кистью, миниатюрной игре красок и, главное, сохраняет жизнеутверждающий дух своей молодости

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Всадница
1832
Холст, масло
291,5 х 206

Изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба. В картине "Всадница" важно не столько повествование, сколько действие. Старшая из сестер резко останавливает разгоряченного коня, но сама остается абсолютно спокойной. Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, – один из излюбленных мотивов романтизма. Лицо девушки идеально прекрасно. Итальянский тип внешности считался во времена Брюллова совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает. Изысканные переливы красок, искрящиеся ткани – каждая деталь словно провозглашает великолепие этого "лучшего из миров".

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Мужской портрет
1838
холст, масло
88,7 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Голицына
1840
холст, масло
194,5 x 142

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Львова
1824
холст, масло
62,3 x 49,5

Львов Александр Николаевич (1786-1849), государственный и общественный деятель. Сын архитектора Н.А.Львова и М.А.Дьяковой. В 1831 "за ревностное исполнение возложенных обязанностей по борьбе с холерой в Москве" пожалован званием камергера. С начала 1830-х основал в своих имениях общественные заемные банки для крестьян


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Струговщикова
1840
Холст, масло
80 х 66,4

Струговщиков Александр Николаевич (1808–1878), военный чиновник, поэт, переводчик. Знаток и поклонник творчества И.В.Гете. Современники считали его лучшим переводчиком «Фауста». Близкий друг Брюллова. Внешне портрет прост – изображен человек в вольтеровском кресле с книгой в руке. Портрет создавался во время работы Струговщикова над переводом отрывков из «Фауста». Этот литературный герой вновь начинает привлекать внимание просвещенного общества, но уже не «прометеевскими», богоборческими чертами, как в XVIII веке, а «мефистофельским» холодным скепсисом. Таким и представлен Струговщиков: бледное изможденное с печатью раздумий лицо, глаза, лишенные блеска, худые нервные руки, устало лежащие на подлокотниках кресла. Перед зрителем истинный «герой нашего времени», представитель поколения «лишних людей», хорошо знакомого по литературе сороковых годов XIX века.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет актера А.Н.Рамазанова
1821-1822
холст, масло
64,5 x 52,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет архитектора И.А.Монигетти
1840
холст, масло
49,5 x 42,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княгини Елены Павловны
1829
холст, масло
73,4 x 59; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княжны Марии Николаевны
1837
холст, масло
60,2 x 48

Великая княжна Мария Николаевна (1819-1876), старшая дочь Николая I, с 1839 - жена герцога Максимилиана Лейхтенбергского, с 1854 - в морганатическом браке с графом Г.А.Строгановым. Президент ИАХ (1852-1864), председатель ОПХ (1852-1876)


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет генерал-адьютанта графа В.А.Перовского
1837
холст, масло
247,2 x 155,2

Перовский Василий Алексеевич (1794–1857), участник Отечественной войны 1812 года. Служил в Гвардейском генеральном штабе, в лейб-гвардии Егерском полку; в 1816 сопровождал в заграничном путешествии великого князя Николая Павловича. Генерал-адъютант (1833). Оренбургский генерал-губернатор; командир Оренбургского отдельного корпуса (1833–1842, 1851–1857). Генерал от кавалерии (1843). Член Государственного совета (1845). В 1855 получил титул графа. Брат писателя А.А. Перовского (псевдоним – Антоний Погорельский). Друг В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. В 1822–1824 жил в Италии, где познакомился с К.П. Брюлловым. В 1835–1836 жил в Москве. Портрет погрудный, в нем нет лишних атрибутов, однако, он отмечен чертами парадности. Герой изображен на фоне клубящихся облаков, виртуозно переданная Брюлловым игра света и тени на лице акцентирует в облике Перовского, в его характере несгибаемую волю и решительность.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной
1834
холст, масло
195 x 126

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.П.Ферзен
1838
холст, масло
68 x 55 (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет детей Волконских с арапом
1843
холст, масло
146,1 x 124,1

На портрете изображены двоюродные сестры: княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского. Портрет вполне может быть назван парадным, ибо девочки, несмотря на юный возраст, изображены в придворных парадных платьях. Появление подобного костюма связано с Указом Николая I от 27 февраля 1834 года, вводившего специальную "форму" придворных платьев. Стремление демонстрировать в платьях народные национальные элементы привело к тому, что они стали украшаться золотым шитьем, а сам крой напоминал русское распашное одеяние далеких времен. Добавим к этому стилизованные "долгие" (длинные) рукава красного бархатного одеяния, и получится то, что иронически прозвали "офранцуженный сарафан". Стилизованный кокошник на голове пятилетней Елизаветы (вообще-то кокошник – женский крестьянский головной убор) подчеркивает, что придворная дама – всегда Дама, несмотря на возраст. Написанный в Петербурге после триумфального возвращения из Италии с итогом вдумчивой работы – картиной "Последний день Помпеи", портрет в очередной раз демонстрирует блистательное живописное мастерство Карла Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Е.И.Дурновой
1836
холст, масло
71,5 x 62

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет И.А.Крылова
1839
холст, масло
102,3 x 86,2

Крылов Иван Андреевич (1768 или 1769–1844), баснописец, писатель, драматург, журналист. Служил в Казенной палате (1783–1787), в Горной экспедиции (1787–1788). Затем на много лет оставил государственную службу и занялся литературным трудом. Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792), где продолжал просветительские традиции Н.И. Новикова. В 1792 за Крыловым было установлено полицейское наблюдение, и в конце 1793 он на несколько лет уехал из Санкт-Петербурга. В 1806 писатель вернулся в столицу, посещал литературно-художественный салон А.Н. Оленина, сблизился с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, впоследствии поддерживал тесные связи с литераторами пушкинского круга. На сцене петербургских театров были поставлены его комедии «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807) и др. В 1809 вышла первая книга басен. Крылов был членом многочисленных литературно-художественных обществ. В 1811 он избран членом Российской Академии, в 1823 получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841) стал первым академиком этого отделения. Несмотря на то что портрет не окончен (рука написана учеником К.А. Брюллова Ф.А. Горецким с гипсового слепка руки покойного И.А. Крылова), он несет в себе черты так восхищавшей публику живописной маэстрии Брюллова. Особенно впечатляет полный экспрессии контраст черного сюртука и темно-красного пылающего фона – сочетание, которое будет особенно часто появляться в поздних портретах мастера.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани
1834
Дерево, масло
55,4 x 46; (овал в прямоугольнике)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет К.А.Яниша
1841
холст, масло
67 x 57,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет князя М.А.Оболенского
1840-1846
холст, масло
123,7 x 106,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.А.Бек с дочерью
1840
Холст, масло
246,5 х 193,5

Известная петербургская красавица эпохи А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, которому она приходилась близкой родственницей, двадцатилетняя Мария Аркадьевна Бек (1819–1889), дочь сенатора А.А.Столыпина, спокойно и непринужденно позирует Брюллову. Художник не раз писал подобные портреты, демонстрируя блистательное мастерство в передаче материальности любой детали произведения. И синее бархатное платье, и отороченный мехом атласный палантин, и мрамор декоративной вазы, и плотный ворс ковра, и блестящий шелк обивки кресла – все является демонстрацией владения художником тайн ремесла. Возможно, этот портрет так и остался бы еще одной удачей в списке брюлловских парадных портретов, если бы не сама модель. За холодной маской светской дамы прячется натура тонкая, чувствительная, поэтичная. Овдовев в 22 года, она позднее вышла вторично замуж за Павла Вяземского, сына замечательного русского поэта Петра Вяземского. Петр Андреевич, описывая это событие в письме к В.А.Жуковскому, отмечает, что его невестка " красавица, лицом и душой благонравная, благочестивая, воспитанная в семействе деда своего, графа Мордвинова ". Портрет украшал дом Вяземских, а позднее и дом дочери Марии Аркадьевны от первого брака – Марии Ивановны (в замужестве графини Ламсдорф) в имении Ашитково Московской губернии. После трагических событий октября 1917 года он был изъят и передан в Национальный музейный фонд, а из него в 1920 году – в Третьяковскую галерею.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.И.Алексеевой
1837-1840
холст, масло
92 x 73; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Марии Ардальоновны Кикиной
1821-1822
холст, масло
82,6 x 71,7
Кикина Мария Ардальоновна (1787-1820-е), урожденная Торсукова, жена П.А.Кикина

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Микеланджело Ланчи
1851
Холст, масло
61,8 х 49,5

Ланчи Микеланджело (1779–1867), итальянский археолог, профессор восточных языков, знакомый художника. Изображая пожилого ученого, художник не скрывает примет возраста своего героя. Ланчи поднял глаза на зрителя, будто услышал вопрос или ждет ответа, словно зритель становится собеседником героя. Это ощущение усиливает жест руки, подмеченный художником в случайном движении. Особую роль играет колорит, построенный на сочетании красного и серебристо-серого. Зеленовато-коричневый фон удачно оттеняет гармонию двух доминирующих цветов.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Н.В.Кукольника
1836
Холст, масло
117 х 81,7

Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868), поэт, прозаик, драматург. Автор драм о судьбах художников и поэтов. Драма "Рука Всевышнего Отечество спасла" получила официальную поддержку. На рубеже 1830–1840-х годов написал ряд произведений на историческую тему, в которых монарх представлен как высшее проявление народной воли. Устраивал литературные вечера, на них часто бывали К.П.Брюллов, Ф.П.Толстой, М.И.Глинка и др.Издатель "Художественной газеты". Брюллов стремился создать образ романтического поэта. Противоречивая личность, живущая в мире эмоций и грез, склонная к меланхолии, – таким видела истинного творца эпоха романтизма. Ощущение недоговоренности, недосказанности усиливают сумрачный колорит, игра теней и непонятный, загадочный пейзаж. В глубине виднеется парус – символ непонятой, одинокой души поэта. Кукольник представлен английским денди с ироническим взглядом: разочарованность и скепсис стали модой и правилом хорошего тона.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Платона Васильевича Кукольника
1837-1839
холст, масло
113,8 x 82,5

Кукольник Платон Васильевич (около 1804-1848), брат Н.В.Кукольника. Служил в Нежинской гимназии высших наук, преподавал в Виленском университете. Был управляющим имениями князя Н.Н.Новосильцева. В 1838 вышел в отставку и жил в С.-Петербурге.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет скульптора И.П.Витали
1836-1837
холст, масло
94,2 x 76,3

Витали Иван Петрович (1794–1855), скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. С 1818 по 1841 жил в Москве, где основал собственную мастерскую. Содействовал открытию Натурного класса в Москве в 1832. Автор колесницы Славы и рельефа «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот (1829–1834), фонтанов на Лубянской (1935) и Театральной (1835–1836) площадях и др. С 1841 Витали работал над скульптурным оформлением Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он выполнил ряд скульптурных портретов, в том числе К.П. Брюллова (1836) и А.С. Пушкина (1837). Поэт писал жене: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен». Брюллов же изображает Витали вдохновенным творцом, с неземным сиянием на челе, что не очень вяжется с его добродушным одутловатым лицом и типичным обликом московского обывателя. Витали изображен во время работы над портретом К.П. Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет статс-секретаря П.А.Кикина
1821-1822
холст, масло
82 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет художника Я.Ф.Яненко в латах
1841
холст, масло
58 x 49,2

Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич
Автопортрет
1814
холст, масло
67 x 54,7

Булгакова Ольга Васильевна
Театр. Актриса Марина Неёлова
1976
Холст, масло
143 х 266

Неёлова Марина Мстиславовна (род. 1947), актриса театра и кино, долгие годы служит в театре «Современник». Заслуженная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Художник выразила одно из самых характерных увлечений «семидесятников» – изображение карнавалов, разного рода представлений, празднеств. Булгакова изображает мир как театральную арену острого и напряженного драматического действия. Реальность предстает словно в двойном отражении – и в образной трактовке знаменитой актрисы, и в затейливом театральном действии. Привычные рамки портретного жанра оказались раздвинуты. Композиция с действием, происходящем как будто на авансцене, разворачивается линейно на первом плане картины. Хрупкая фигура актрисы представлена в центре, на театральных подмостках, разделенных занавесом пополам. Героиня портрета – чувствующий и мыслящий творческий человек – сопоставляется с действующими лицами пьесы, символизирующими радость, горе, борьбу добра и зла. Конкретные театральные персонажи и детали сплетаются с цветовыми и ритмическими пассажами, представляющими собой уже нечто вроде «авторских реплик». Все это способствует усложнению образного содержания и обогащению пластического языка. Сопряжение двух разнородных измерений – «видимого» и «переживаемого» – характерное свойство метафорического искусства московских художников-«семидесятников».


Бурлюк Давид Давидович
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
1916
Холст, масло, бронзовая краска
97 х 65,5

Каменский Василий Васильевич (1884–1961) был известной фигурой в русском футуризме – литератор и художник, кроме того, один из первых русских авиаторов. Давида Бурлюка называли «поваром русского футуризма». Он уделял много внимания стратегии утверждения новых течений в искусстве 1910-х. В портрете Бурлюк не стремится точно передать облик своего друга. Тем не менее кудрявая голова Каменского, его характерный овал лица вполне узнаваемы. Используя художественные принципы искусства примитива, живописец создает яркий образ человека, обращенного к поиску новых ориентиров в творчестве; печальная муза с цветком в руке над головой Каменского уходит в прошлое. У этой композиции нет строгого понятия верх и низ, левое и правое. Ее можно перевернуть так, чтобы пейзаж оказался низом композиции, а ее формат превратился из вертикального в горизонтальный. В этой работе много задорного начала, дразнящего публику, привыкшую доверять заветам классики.

Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».

Автопортрет. К. Брюллов, 1834 год.

Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.

Итальянский полдень. К. Брюллов, 1827 год.

Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини. К. Брюллов, 1842 г.

В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.

Последний день Помпеи. К. Брюллов, 1830-1833 гг.

Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.

Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.

Последний день Помпеи. Фрагмент.

В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.

Вирсавия. К. Брюллов, 1832 год.

Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.

Всадница. К. Брюллов, 1832 год.

Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина К. Брюллова «Всадница». Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.