Керченский историко-культурный заповедник. Античные города Боспора. Картинная галерея в Керчи

В восточной части крымского полуострова на берегу удобного пролива Азовского моря расположился один из самых старых городов мира – Керчь. Он возник в седьмом веке до нашей эры и назывался ранее Пантикапеем. По своему могуществу и красоте его сравнивали с Древним Римом. Чистый воздух, прекрасный климат, живописные места, длинная вереница впечатляющих пляжей всегда привлекали в Керчь отдыхающих, но главной гордостью города, конечно же, являются многочисленные памятники истории и культуры. Центром, в котором собраны сокровища многочисленных курганов, свидетельствующих о том, что здесь кипела в жизнь в те далёкие времена, является этот музей.

Керченский историко-археологический музей - коллекция амфор.

Он, один из самых старых в России, был учреждён в 1826 году на основе уникальных коллекций Поля Дюбрюкса, которого по праву называют родоначальником археологии Керчи. На протяжении всего существования здесь проводились глубокие научные изыскания, осуществлялись уникальные раскопки и выпускались подробные описи древнейших городов. В то время, когда в 1830 году был открыт склеп Куль-Оба, деятельность была направлена на пополнение фондов Эрмитажа. Само здание, в котором ранее располагался музей возведено на горе Митрадат по проекту талантливого мастера Джордано Торричелли.

Всей своей архитектурой оно воспроизводило облик древнейшего греческого храма в Афинах, имеющий название Тезея.

В разрушительные годы Крымских войн сам музей оказался разрушенным и разграбленным, самая главная часть его была увезена в Лондон, где до сих пор и хранится. С того времени вплоть до 1922 года у него не было собственного здания, что негативно сказывалось на состоянии фондов. Большевики выделили для музея особняк на улице Свердлова, а немного позже музей был значительно расширен за счёт того, что к нему был присоединена Александро-Невская церковь, которая примыкала вплотную. В таком состоянии, в двух зданиях, объёдинённых единым фасадом, он существует и сегодня.

Экспозиция по-настоящему уникальна. Здесь находятся памятники общемирового уровня, среди которых стелы, различные скульптуры, уникальные памятники эпиграфики, всевозможные архитектурные фрагменты, плиты с имеющимися на них древнейшими тамговыми знаками. Они охватывают период с четвёртого века до нашей эры по четырнадцатый век. Всегда привлекает посетителей именно археологическая часть музея, в которую входят многочисленные изделия из терракоты, красиво расписанной керамики и тончайшего античного стекла. Поражают своей красотой многочисленные амфоры. Собрана интересная коллекция для тех, кто увлекается нумизматикой.

Интерес вызывают бережно собранные и хранящиеся материалы об обороне Аджимушкайских каменоломен в военное время в 1942 году. Всего коллекция насчитывает более ста тридцати тысяч экспонатов.

Говоря об этом музее, нельзя не остановиться на постоянно действующей выставке под названием «Золотая кладовая». Вообще земля крымского полуострова богата сокровищами, которые надёжно спрятаны, но часть из них всё же крымским археологам удалось извлечь, после чего они превратились в уникальные экспонаты и заняли своё достойное место среди других коллекций музея. Уникальность состоит в том, что здесь представлены сокровища исключительно керченских кладов. Серебряные и золотые украшения изумительной красоты и безупречного исполнения являются воплощением слияния двух культур – скифов и древних греков и произведены четвёртом веке до нашей эры, который, по мнению экспертов, является расцветом древнейшего ювелирного искусства.

Посетите выставки могут ознакомиться с настоящей гордостью музея – отчеканенными в давние времена электровыми монетами, возраст которых восходит к временам Древней Греции и Рима. Эта нумизматическая редкость была найдена во время проведения раскопок античного города Мирмекий. Сокровища находились в бронзовом кувшине нетронутыми в течение многих веков и смиренно дожидались своего звёздного часа. Рядом с ними находятся золотые и серебряные монеты, принадлежащие временам Боспорского государства – крупнейшего греческого образования, которое занимало большие территории Северного Причерноморья от берегов Боспора, так назывался в древности Керченский пролива, вся восточная часть полуострова, Керченский и Таманский полуострова и заканчивая предгорьями Северного Кавказа. Сокровища поражают качеством чеканки и будоражат воображение. На этих денежных знаках изображены профили таких древних властителей, как Митридат VI Евпатор и Александр Македонский. Попадаются изображения грифона – символа Керчи.

Музей находится по адресу: Россия, Керчь, ул. Свердлова, 22.

Представительниц слабого пола всегда привлекает часть экспозиции с ювелирными шедеврами поздней античности. Среди сокровищ – броские, сверкающие золотом женские браслеты, массивные, но в тоже время ажурные серьги и тяжёлые ожерелья, которые в древности применялись не только в виде украшений, но в виде талисманов, оберегающими от бед и напастей. Здесь же представлены настоящие древние магические камни – геммы, высоко ценимые в древнем мире, зачастую применяемыми сановниками, как печати. Коллекция сокровищ содержит находки средневекового клада времён Золотой Орды и других кладов, относящихся к более поздним периодам истории.

Для тех, кто приезжает на экскурсии в Керчь, посещение музея поможет в полной мере создать представление об истории и культуре этого края и оставит незабываемые яркие впечатления.

Основу музейного собрания в момент основания составила личная коллекция Поля Дюбрюкса (1774–1835) - родоначальника керченской археологии, основанная в 1810 году. 2(14) июня 1826 года музей Дюбрюкса открыт официально И. П. Бларамбергом, первым директором, как Керченский музей древностей .

С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Дальнейшему развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 года, что произвело большое впечатление на современников. С 1832 года к раскопкам курганов приступили чиновник для расследования древностей Д. В. Карейша и директор музея А. Б. Ашик. Именно А. Ашиком был составлен первый обобщающий труд по истории Боспорского царства.

Некоторое время музей располагался в помещении городской гауптвахты при въезде в город, что обеспечивало охрану музейным коллекциям. Только в 1835 году по проекту архитектора Д. Торичелли на горе Митридат было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона, куда в 1841 году перевезены все коллекции.

Этот период в истории музея характеризуется как период бессистемных раскопок древних курганов с целью поиска золотых вещей. С приходом на пост директора музея А. Е. Люценко (1853) и подчинением Керченского музея древностей Императорской Археологической комиссии (1859) начато применение научного подхода к раскопкам курганов и могильников Керченского и Таманского полуостровов. Формируется архив и библиотека. В 1850 году предметы из первоначальной коллекции Керченского музея перемещены в Императорский Эрмитаж в связи с постройкой здания Нового Эрмитажа.

Большой урон музей понес в годы Крымской (Восточной) войны (1853–1856). Коллекции, архив и библиотека были эвакуированы в города Орехов и Екатеринослав. Оккупанты разграбили и разгромили музей и незаконно провели археологические раскопки. Множество предметов было увезено в Британский музей, где они хранятся и поныне.

После войны музей восстановлен в арендуемом помещении, а здание музея с 1861 по 1883 год занимала церковь Александра Невского. В 1877 году в стенах здания появились трещины, а 2 декабря 1883 года храм был закрыт из-за аварийного состояния. В начале XX века в нём располагалась церковь Евпаторийского полка. С 1922 года здание вновь принадлежало музею. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея, там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная Дамианом Васильевичем Шибневым. Его трудами в 1922 году при археологическом музее впервые была создана картинная галерея, которой он и заведовал. Само здание без всяких серьезных оснований было снесено в 1959 году. Руины музея украшали гору Митридат еще в 1960-е годы. Позднее на его месте располагался ресторан «Митридат», и от ресторана остались руины.

Период с 1891 по 1918 гг. был одним из наиболее плодотворных периодов деятельности музея. Директор К. Е. Думберг первым провёл систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В. В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, занимался раскопками грунтовых некрополей и курганов , сделал много публикаций. Ещё одним направлением деятельности В. В. Шкорпила стала организация экскурсионного обслуживания многочисленных туристов.

Первая Мировая и Гражданская войны надолго задержали научную деятельность музея. На этом этапе одним из его руководителей был К. Э. Гриневич, выпустивший несколько путеводителей по музею и памятникам Керчи, в том числе и на французском языке. Со времени директорства К. Э. Гриневича музей всё более развивает широкую культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 г. при музее работали археологические курсы.

Новый этап в истории Керченского музея древностей наступает после окончательного утверждения советской власти в Крыму в конце 1920 г. Керченский историко-археологический музей (как он стал теперь называться) был подчинен Крымскому Отделу Народного Образования в лице Крымского Областного Комитета по делам музеев. Музей значительно расширил свои экспозиционные площади, его коллекции были существенно дополнены. Ввиду увеличения фондов, было возбуждено ходатайство перед городским Ревкомом о предоставлении музею особняка , ранее принадлежавшего бывшему табачному фабриканту К. И. Месаксуди, располагавшегося по ул. Свердлова. Оно было удовлетворено в 1922г.

В 1926 году в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР, приуроченная к столетию Керченского музея. Провозглашение краеведения доминирующим направлением работы музеев внесло серьезные коррективы в деятельность Керченского музея древностей. Отныне внимание сотрудников, исследователей должно быть направлено не только на археологию, но и на другие дисциплины - историю, краеведение, этнографию. Во второй половине 1930-х годов были намечены долговременные перспективы развития музея, реализации которых помешало начало Великой Отечественной войны.

В 1931 году примыкающее к музею здание Александро-Невской церкви было передано Антирелигиозному музею, упразднённому в 1936 г., после чего здание передано Керченскому музею. В 1941-1944 году здание церкви было повреждено на 60%, и восстановлено только к 1955 году с увеличением высоты здания на 1,2 м. В 1991-1993 годах Керченским историко-культурным заповедником проведена реставрация здания с восстановлением церковного облика в экстерьере. В готовом виде здание церкви по требованию УПЦ было передано решением Керченского исполкома УПЦ Московского патриархата без эквивалентной компенсации, что привело к потере 64% экспозиционной площади музея.

С началом войны музейные коллекции, архив и наиболее ценная часть библиотеки были доставлены в город Армавир, где все это имущество погибло полностью. Многие музейные предметы были увезены из Керчи в 1943 году в Симферопольский музей, затем в Германию, откуда были возвращены только частично. Все музейные архивы погибли.

С 1944 года перед руководителями стояла задача послевоенного восстановления музея. Были приведены в порядок археологические памятники, организовывались выставки, создана новая экспозиция, выпущен путеводитель по музею.

В 1960-х годах был расширен профиль музея: созданы советский и дореволюционный отделы, картинная галерея Н. Я. Бута «Герои Аджимушкая», открыт филиал в Аджимушкайских каменоломнях, налажено проведение экскурсий на городищах: Пантикапей, Нимфей, Илурат. 3 марта 1987 г. по инициативе областного управления культуры на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник. В последующие годы при благотворительном содействии члена-корреспондента Российской Академии Наук В. Д. Письменного был сделан ремонт здания музея, построены экспозиции по истории античности и средневековья. Археологические исследования заповедника и поступления от экспедиций, работающих в Керчи и на Керченском полуострове, обеспечивают постоянное комплектование фондов музея.

В фондах музея хранится более 240 тысяч музейных предметов. В археологической коллекции музея: терракоты, расписная керамика, амфоры, античное стекло, монеты, а также ценные исторические реликвии. Лапидарий - уникальное собрание каменных памятников мирового значения (период с IV в. до н. э. по XIV в. н. э.): античные и христианские надгробные стелы, скульптуры, памятники эпиграфики, архитектурные детали, плиты с тамговыми знаками. Стационарная экспозиция размещена в семи залах, посвящённых истории Боспорского государства от античности до средневековья.

На выставках представлены находки из раскопок Керченского музея, экспедиций Института археологии АН СССР (ныне РАН), некоторых российских и украинских вузов, а также Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

На сегодняшний день в здании Историко-археологического музея работают постоянные экспозиции «История Боспорского царства» и «От Корчева до русской Керчи», а также размещаются сменные выставки. Во дворе музея к услугам посетителей - «Золотая кладовая», Гончарная мастерская, обзор коллекции морских якорей нового времени, а также выставка «Хозяйственный камень», где демонстрируются орудия труда античного времени.

Координаты музея:

Среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелек-Чесменский вошел в историю как самый совершенный в техническом и художественном отношении среди боспорских уступчатых склепов. Свое название курган получил от татарского названия протекающей рядом речки Мелек-Чесме.

Вот как описывает раскопки кургана его исследователь, директор Керченского музея А.Е. Люценко: "Из всех прилегающих к самому городу, могильных насыпей, это самая громадная. Обезображивающие ее повсюду, особенно с боков, ямы показывают, что ее уже неоднократно принимались раскапывать для обыска.

«Нимфей - храм нимф, местность города при Понте...» (Sch. Aesch. III, 171). В 17 км к югу от г. Керчь, около современного пос. Эльтиген (Героевское), до сих пор видны руины древнего Нимфея. Городище занимает плато на берегу Керченского пролива (в древности Боспора Киммерийского), к западу от которого расположены курганы и грунтовой некрополь.

Среди городов Боспора Нимфей занимал одно из ведущих мест. Его местоположение, как и большинства других древнегреческих городов на Черном море, определено благодаря описаниям побережья, составлявшимся для мореплавателей и путешественников, а также трудам древних географов и историков.

В 11 км от Пантикапея, на берегу древнего морского залива, располагается древнегреческое городище с варварским названием Тиритака (или Тиристака). Но существует и другое, греческое - Дия, именно под этим именем зашифрованы находки 1930-х годов.

Городище находится на высоком плато и имеет форму неправильного четырехугольника, обращенного острым углом к югу.

Первые раскопки были проведены в 1859 году директором Керченского музея А.Е. Люценко. Регулярные раскопки велись с 1932 года с начала под руководством Ю.Ю. Марти, затем В.Ф. Гайдукевича. Раскопками городища в разное время руководили В.М. Славин, Д.С. Кирилин, Б.Г. Петерс, О.Д. Чевелев, В.Н. Зинько.

Городище Мирмекий, как и большинство греческих колоний, расположено у моря, на берегу древнего Боспора Киммерийского, современного Керченского пролива. В хорошую погоду отлично виден Таманский полуостров, который древние греки считали уже другим материком - Азией.

Поселение было основано в 6 в. до н.э. и к концу столетия превратилось в небольшой тесно застроенный городок. Любопытно, что около середины 6 в. до н.э. подходы к скале, служившей колонистам акрополем, были прикрыты самой ранней на Боспоре оборонительной стеной. В это время все население колонии ютилось в небольших полуземлянках с кровлей из высушенных водорослей.

Примерно в 5-6 км от центра города на территории микрорайона (ранее - поселка) Аджимушкай расположены подземные горные выработки - каменоломни - с одноименным названием, ставшие, пожалуй, наиболее известным военно-историческим памятником Керчи, благодаря героической обороне 1942 г.

В результате крайне неудачных действий командования Крымским фронтом в мае 1942 г. было принято решение об оставлении нашими войсками Керчи. Части и сводные отряды, прикрывавшие отступление основных сил на Таманский полуостров и не получившие приказа на отход, 16 мая 1942 г. были полностью окружены в районе пос. Аджимушкай - так началась беспримерная оборона Аджимушкайских каменоломен.

История Керченского Музея древностей началась с личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии, основанной в 1810 году. 2 (14 по новому стилю) июня 1826 года музей был учрежден официально и располагался в доме П. Дюбрюкса до 1833 года. Первым директором музея стал И. П. Бларамберг.

С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Значительному развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 г.

После присоединения Крыма к России в 1783 году первые путешественники были поражены обилием курганов на Керченском полуострове. Еще в начале XIX веке их насчитывалось более двух тысяч.

Под многими были найдены монументальные склепы, не имеющие аналогов в других областях Северного Причерноморья. Большинство из них были раскопаны в XIX веке. Сегодня большая их часть, благодаря активной деятельности человека, исчезла, доступны для осмотра лишь Мелек-Чесменский и Царский курганы.

Музей истории Эльтигенского десанта, 1943-1944 гг.; был открыт в мае 1985 г. Керченско - Эльтигенская десантная операция, положившая начало освобождению Керчи, являлась одной из крупных морских десантов в годы Великой Отечественной войны.

Десанту удалось захватить небольшой плацдарм 3 км по фронту и 1,5 в глубину получивший название «Огненная земля» и выдержать 36 суток боев в условиях полной блокады. Всего 6 кв. километров плацдарма, 40 дней боев, 61 защитник, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза.

Древние греки, основавшие в VI в. до н.э. на северном побережье Черного моря свои полисы (города-государства), ввели здесь свои обычаи и традиции. История и культура Боспора Киммерийского неразрывно связана с общегреческой эллинской культурой.

Но в то же время древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского. Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. В результате на Боспоре сложился своеобразный синкретичный (смешанный) тип культуры, основанный на мифологических и религиозных представлениях.

Античная цивилизация оставила на берегах Причерноморья немало уникальных памятников, среди которых особое место занимают погребальные склепы, украшенные фресковой живописью.

В Причерноморье древнегреческие расписные погребальные склепы очень редки. Исключение составляет столица Боспора (современная Керчь), где их было найдено около двух десятков. Это уникальное явление для эллинистической культуры. Роспись этих склепов ярко демонстрирует главную особенность боспорской школы монументальной живописи переплетение греческих и местных традиций.

Илурат, боспорский город-крепость I-III вв. н.э., расположен среди степных холмов в глубине Керченского полуострова. Название это дошло до нас в сочинении античного географа II в. н.э. Клавдия Птолемея.

Эта локализация стала общепризнанной, хотя ни одной надписи, подтверждающей ее, так и не найдено. В те времена, когда на месте современной Керчи находилась столица Боспорского царства - Пантикапей, крепость защищала западные подступы к нему от нападений кочевников, занимавших степи и предгорья Крыма.

Киммерийский Боспор - одно из значительных античных государств с тысячелетней историей, занимало густонаселенные, курортные области на Юге России и Украины. Западные границы Боспора лежали в районе современного города Феодосии, а порой включали и весь Крымский полуостров.

Восточные его пределы простирались до Кавказских гор, достигая округи современных городов Анапы и Новороссийска. Крайний северный форпост этого царства располагался в устье Дона и носил древнее название этой реки - Танаис.

Картинная галерея расположена в центре города - у подножия Большой Митридатской лестницы. Здание, выстроенное в первой половине XIX в., является памятником архитектуры классического стиля.

После реставрации здания - 7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы над фашистской Германией, в его залах была торжественно открыта художественная выставка под названием «Аджимушкай.1942 год», посвященная героической обороне Керчи в период II Мировой войны. Цикл работ написан Николаем Яковлевичем Бутом (1928-1989), Заслуженным художником РСФСР, художником военной студии им. М.Б. Грекова (Москва). Основу экспозиции составляют 29 картин и ряд эскизов к ним.

Раскопки курганов Керченского и Таманского полуострова, проводившиеся Керченским музеем древностей в XIX веке, обогатили коллекции всемирно известных музеев замечательными ювелирными украшениями. В Керченский же музей попадали дублетные вещи, значительная часть которых была утрачена в годы гражданской и Великой Отечественной войны.

Представленные в экспозиции Золотой кладовой музейные предметы составляют кол-лекцию, начало которой было положено в 1970-е годы. В нее вошли находки из охранных раскопок музея, а затем заповедника, а также археологических экспедиций, работающих на территории Керченского полуострова.

Технологическая модель уникального памятника античной погребальной архитектуры была создана в связи с тем, что оригинальный склеп I века н.э., найденный в феврале 1895г. при производстве земляных работ в одном из частных владений в г.Керчи, за 120 лет сильно пострадал от изменения уровня подземных вод и человеческого фактора, поэтому навсегда закрыт для посещения. Свое название склеп получил по основной сюжетной теме росписи - изображению мифа о богине Деметре.

В городе Керчь есть целый ряд музеев , предлагающих разнообразные и очень интересные коллекции.

Керченский историко-археологический музей находится по адресу ул. Свердлова, 22. Это один из старейших музеев в стране, создан в 1826 г. как Музей древностей. Его первыми экспонатами стали археологические находки, полученные при раскопках городов Боспорского царства и средневекового Корчева.
А первые археологические раскопки были предприняты в 1816-1817 гг. Полем Дюбрюксом, французом, состоявшим на российской службе. Его находки явились первоосновой музея.
На горе Митридат для музея по проекту одесского архитектора Дж. Торичелли было построено специальное здание, своим обликом напоминавшее афинский храм Тезея. Но в Крымскую войну при бомбардировке города английскими кораблями здание музея было разрушено, часть ценных экспонатов англичане вывезли в Лондон, в Британский музей.
В дальнейшем из керченского музея вывозили довольно много ценных раритетов в другие музеи - в Киев, Москву, Петербург. Например, экспонаты Скифской кладовой в Эрмитаже процентов на восемьдесят состоят из боспорских сокровищ.
В Керченском же музее остались лишь «неудобоперевозимые вещи». Еще одно разорение он пережил в годы Второй мировой войны. После неё историко-археологический музей был восстановлен, расширен его профиль. Ныне музей располагает замечательными коллекциями, которые постоянно пополняются благодаря археологическим раскопкам.
Культура Боспора представлена в музее скульптурой, образцами местной живописи, архитектурными деталями. Среди находок последних лет - терракоты, небольшая мраморная фигурка богини судьбы Тихе, покровительницы Пантикапея (IV-III в. до н.э.), миниатюра сатира из обожженной глины (IV в. до н.э.), глиняный билет в античный театр.
Музей является обладателем богатейшего собрания лапидарных памятников. Своеобразная каменная летопись насчитывает около 2 тысяч надгробных стел, скульптур, памятников эпиграфики разных времён.
При Керченском историко-археологическом музее недавно открылась Золотая кладовая . Это специально оборудованная комната, где для обозрения выставлены предметы из различных кладов, найденных на Керченском полуострове за последние годы. Многое из этой коллекции впервые показано широкой публике.
Например, в 2003 г. при раскопках городища Мирмекий был найден клад состоящий из 99 кизикинов - монет, которые выпускались в городе Кизике (Малая Азия) в V-IV вв. до н.э. и чеканились из электра (сплав золота и серебра). Этот клад представлен в Золотой кладовой.
Кроме упомянутого клада, здесь немало интересного - золотые и серебряные древнегреческие, боспорские, римские, византийские монеты, деньги времен Митридата Евпатора и Менгли-Гирея. Представлены различные ювелирные украшения (серьги, браслеты, перстни, геммы, пряжки), а также украшения из золотой фольги. Часть этих украшений сделаны греческими мастерами, а часть - скифскими.

Официальная, зафиксированная в документах дата открытия Керченского музея - 2 (15) июня 1826 года. Все это время музей располагался в разных зданиях и по-разному назывался, но суть не изменялась - Керченский музей был и остается одним из старейших в стране, центром исторической науки, очагом просвещения и культуры в нашем городе.

Сегодня музей располагает небольшой коллекцией значков, связанных с его деятельностью. Наиболее ранним по времени является значок, посвященный 100-летию Керченского музея и изготовленный к юбилейной конференции. На плоском ромбе зафиксированы две даты: «100» и «1926» и три буквы: «А», «К», «К», которые обозначают «Археологическая конференция Керчь».

Конференция проходила в нашем городе 5-10 сентября 1926 года. «100-летняя работа Керченского музея» - так назывался доклад директора Ю. Ю. Марти. Всего на конференции было заслушано 67 докладов; присутствовало 135 делегатов из 30 городов - представители РСФСР, УССР, Крым. АССР, Татарской республики, республики немцев Поволжья, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и представители Керченской общественности. В память о столь масштабном мероприятии и был выпущен указанный значок.

Целый ряд научных конференций был проведен во второй половине 20 века. В 1976 году имела место конференция, посвященная 150-летию музея. К этому событию был выпущен значок «Почетная грамота Президиума Верховного Совета УССР». Он прилагался к Грамоте, которой удостоился музей в честь юбилейной даты.

Конференции и музейные чтения прочно вошли в круг деятельности музея. На них подводятся итоги научно-исследовательской работы историков и археологов. Конференцией «Проблемы археологии и истории Боспора» было отмечено в 1996 году 170-летие музея.

В 2000 году конференция носила название «Пантикапей. Боспор. Керчь 26 веков древней столице». В 2001 году музей отмечал свое 175-летие. Юбилею была посвящена конференция, собравшая в очередной раз археологов, историков, краеведов.
«Современные проблемы исследования, реставрации и сохранения культурного наследства» рассматривались на конференции, посвященной 180-летию музея в 2006 году.

Материалы всех конференций, как и материалы музейных чтений, издавались в сборниках военно-исторических чтений «Крымфронт. Аджимушкай» (2003 г.), «На Керченском плацдарме» и «Керчь военная» (2004 г.). А сборники выпускались к 60-летию освобождения города от фашистских захватчиков.

Возвращаясь к значкам, следует отметить, что в коллекции есть и сувенирные, являющиеся продукцией Керченского историко-культурного заповедника.

Одним из основополагающих направлений деятельности Керченского музея-заповедника является научно-просветительная работа, в том числе популяризация памятников культуры. Во многом выполнению этой задачи способствуют значки. На значке « » изображен и стилизованная фигура оленя. Курган Куль-Оба датируется 4 в. до н. э. Открытое в 1830 г. погребение поразило археологов обилием золота, художественным исполнением вещей. Одной из них была золотая защитная бляха 226 граммов в виде оленя, на туловище которого видны фигуры других животных. В украшении получил яркое воплощение так называемый скифский, или звериный стиль .

К уникальным памятникам Боспорской погребальной архитектуры относится . Открыт в 1837 г., датируется 4 в. до н. э. На значке изображен вход внутрь дромоса кургана. Тогдашний директор музея А. Б. Ашик, открывший Царский курган, так определил значение сооружения: «…хотя расходы, употребляемые на раскопки Царского кургана, не покрылись открытием сокровищ, однако труды наши вознаградились находкой гробницы, которая по величине и устройству принадлежит к самым значительным памятникам этого рода на Керченской земле».