Анатомия енё барчаи. Анатомия для художников. Енё Барчаи

Название : Атлас анатомии человека для художников.

В настоящем учебном пособии собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения ее внешней, пластической формы, на основании мышечной массы и скелета. В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков многих известных художников, таких как: Баммес, Барчаи, Валледжо, а также иллюстрации, созданные с помощью новейших достижений компьютерной графики, фотографии моделей в различных движениях. Книга является самым полным по содержанию учебным пособием для тех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. В разделах книги последовательно и полно изложены подробные сведения о пластике человеческого тела в целом, а также его фрагментах: головы и шеи, торса, рук и ног, кистей рук и ступней. Показана также пластика тела в многочисленных сложных позах и движениях. Материал подается в доступной форме, нагляден, лаконичен. Книга адресована студентам средних специальных и высших учебных заведений: дизайнерам, графикам, живописцам, прикладникам, модельерам, архитекторам и всем, кто просто любит рисовать.


В длительном процессе обучения художника последней и самой ответственной частью является натурное рисование живой «модели» - фигуры обнаженного человека в простых и сложных позах.
К этому этапу приступают те, кто уже постиг мастерство рисования с натуры натюрморта, пейзажа, античных гипсовых слепков и овладел секретами различных художественных материалов и техник.
Важной частью всего учебного процесса является самостоятельная работа над тонкостями рисования. Поэтому ученику важно иметь под рукой толковое учебное пособие, которое поможет постичь секреты натурного рисования человека. Подготовленное к изданию художником-графиком Андреем Кузнецовым учебное пособие по пластической анатомии человека является именно такой книгой. Этот уникальный учебный материал необходим широкому кругу читателей: студентам средних, средних-специальных и высших учебных заведений, готовящих художников-профессионалов, и всем, кто просто любит рисовать.

СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 3
ВНЕШНИЕ ФОРМЫ 5
ОСИ И ПЛОСКОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 5
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ 5
ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА 5
СКЕЛЕТ 6
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СКЕЛЕТЕ 6
Кости 6
Суставы 7
Типы суставов 7
Виды движения в суставах 7
ЧЕРЕП 8
Общий обзор 8
Особенности в строении черепа 9
Движения, степени свободы, соединения костей черепа 10
Возрастные особенности костей черепа 11
Зубы 11
КОСТИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 12
Общий обзор 12
Кости плечевого пояса 12
Ключица 12
Лопатка 12
Кости свободной верхней конечности 12
Кости плеча 13
Кости предплечья 13
Кости кисти 13
Движения, степени свободы, соединения костей верхней конечности 13
КОСТИ ТУЛОВИЩА 22
Общий обзор 22
Позвоночный столб 23
Шейные позвонки 23
Грудные позвонки 23
Поясничные позвонки 23
Крестец 24
Грудная клетка 24
Движения, степени свободы,соединения костей туловища 24
Особенности в строении костей туловища, пункты туловища 24
КОСТИ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 28
Общий обзор.. 28
Кости таза 28
Тазовая кость 28
Кости свободной нижней конечности 29
Кости бедра 29
Кости голени 29
Кости стопы 30
Движения, степени свободы, соединения костей нижней конечности 31
Особенности в строении нижней конечности, пункты нижней конечности 38
МЫШЦЫ 40
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О МЫШЦАХ 40
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ТЕЛА 41
МЫШЦЫ ГОЛОВЫ 42
Жевательные мышцы 42
Мимические мышцы 42
Мышцы верхней области головы 42
Мышцы средней области головы 43
Мышцы нижней области головы 44
Общий вид мышц головы 46
МЫШЦЫ ШЕИ 48
Поверхностные мышцы 48
Мышцы, расположенные выше подъязычной кости 48
Мышцы, расположенные ниже подъязычной кости 49
Глубокие мышцы шеи (боковые) 49
Предпозвоночные мышцы 49
Общий вид мышц шеи 49
МЫШЦЫ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 52
Мышцы плечевого пояса 52
Мышцы свободной верхней конечности 53
Мышцы плеча, 53
Мышцы предплечья 54
Мышцы кисти 57
Общий вид мышц верхней конечности 58
Рисунки мышц верхней конечности 60
МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА 62
Мышцы груди 62
Поверхностные мышцы 62
Мышцы живота 63
Мышцы передней стенки живота 63
Мышцы боковой стенки живота 63
Мышцы спины 64
Поверхностные мышцы 64
Средний слой 65
Глубокие мышцы 65
Общий вид мышц туловища 66
Поведение некоторых мышц туловища при выполнении различных движений 67
Рисунки мышц туловища 67
МЫШЦЫ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 69
Мышцы таза 69
Внутренние мышцы таза 69
Наружные мышцы таза 70
Мышцы свободной нижней конечности 71
Мышцы бедра 71
Мышцы голени 72
Мышцы стопы 73
Общий вид мышц нижней конечности 74
Рисунки мышц нижней конечности 75
РАБОТА МЫШЦ 79
ПЛАСТИКА 84
ПЛАСТИКА ГОЛОВЫ И ШЕИ 84
ЧАСТИ ЛИЦА. ГЛАЗ, УХО. НОС, ГУБЫ 86
МИМИКА ЛИЦА 88
ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА В РИСУНКЕ И ЖИВОПИСИ 90
ГОЛОВА. ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ РАКУРС 92
ПЛАСТИКА ШЕИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДВИЖЕНИЯХ ГОЛОВЫ 94
ПЛАСТИКА ТЕЛА. СЛОЖНЫЙ РАКУРС 97
ПЛАСТИКА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В ЦЕЛОМ 98
ПЛАСТИКА КИСТИ 104
ПЛАСТИКА ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ТЕЛА И В ДВИЖЕНИИ 107
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРСПЕКТИВЕ 130
ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА 131
ОСОБЕННОСТИ ПРОПОРЦИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ 131
ПРОПОРЦИИ И ВИДЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ 133
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПОРЦИЙ 133
ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ 133
НАТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ 136

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Атлас анатомии человека для художников - Кузнецов А.Ю. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Енё Барчаи

Енё Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.

Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга -хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к искусству, ибо она общедоступным и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства - человеческим телом.

ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», серийное оформление, 2000.


Другие материалы по теме: Книги для скульпторов и художников

Карин Хессенберг

Книга посвящена рассмотрению практических вопросов связанных с созданием трехмерных композиций из глины,гипса и дерева. Данное издание познакомит читателя с техникой работы с указанными материалами, даст практические советы. Книга будет полезна начинающим любителям творчества.

Издательство "АРТ_РОДНИК", 2006г.

Джек Хамм

В книге излагаются основы рисования человеческих голов и фигур, представлено более тысячи пошаговых иллюстраций.

Это книга, созданная американским художником еще в 1962 году, не теряет своей привлекательности для широкого круга начинающих художников.

Издательство "Поппури", Минск, 2007г.

Вильгельм Танк

Haстоящее Издание представляет собой авторизованный перевод оригинального немецкого издания "W Tank. Klеinе Тieranatomiс", вышедшего в Дрездене в 1955 году. Автор текста и иллюстраций Вильгельм Танк. Труд немецкого профессора знакомит читателя с основополагающими для художника особенностями строения тел различных животных, учит осознанно передавать внешнюю форму, согласовывая ее характерные признаки с внутренним строением организма. Книга незаменима для всех, кто стремится овладеть классическими приемами художественного творчества и научиться мастерской передаче характерных и наиболее выразительных признаков представителей животного мира.

ООО "Издательство Астрель", 2004г.

М.Ц. Рабинович

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

Издательство "Высшая школа", 1978г.

Наталья Рымарь

Как правильно нарисовать кошку; об анатомическом строении животного, кошачьей мимике и рисовании кошки в движении рассказывает книга.

Для широкого круга читателей.

Издательство "АСТ", Москва, 2008г.

Уроки рисунка

Анатомии для художников

Четко структурированная, понятная анатомия Готфрида Баммеса (Gottfried Bammes) поможет художникам в рисовании фигуры человека. На сайте собраны наиболее интересные и полезные рисунки Баммеса. Иллюстрации в анатомии имеют подписи на немецком языке, так как взяты из немецкого издания.
Из фотоклипарта "Формы и фигуры", 20-й выпуск, на cd.



"Tabulae sceleti et musculorum corporis humani" (лат.)

Работа немецких медика и художника 18 века. Тщательная разработка фактуры и формы, внимательное изучение анатомических образцов характерно для этого труда.

Леонардо да Винчи. Анатомические труды
Труды Леонардо по анатомии представляют собой дневники или рабочие тетради, из которых впоследствии мастер хотел составить "Трактат по анатомии ".

Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

До Леонардо анатомические атласы делали без иллюстраций, все описывая словами, так как считали, что изображения будут лишь отвлекать студентов и вводить в заблуждение. Но четкость и исключительная верность анатомических рисунков Леонардо убедила остальных анатомов в необходимости иллюстраций.
Например, медицинский учебник "О строении человеческого тела " Везалия создан по принципу, разработанному Леонардо. "Четыре книги по человеческой пропорции " Альбрехта Дюрера интересны не только как пособие по рисованию, но, прежде всего, как образцы истинно прекрасной графики. Тонкие, маньеристические рисунки Дюрера сочетают в себе точность высчитанных пропорций и свободу живой линии.



В этой анатомии, названной автором "Руководство по портретной живописи " представлены изображения мужчин, женщин и детей, нарисованных тщательно, живо и разнообразно. Автор анатомии - французский художник 16 века Жан Кузен Младший - мало упоминается в России. Но его книга пользовалась большой популярностью среди художников в Европе. Даже и сейчас она не потеряла своего значения, и будет интересна зрителю не только как документ эпохи, но и как полезное пособие по рисованию.


Работа для художников:
Иллюстрирование анатомии.

Коллектив врачей из Московского Научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена (г. Москва) готовит материал к изданию атласа онкологических и реконструктивно-пластических операций на молочной железе.
Нам требуется грамотный иллюстратор для изображения этапов хирургических вмешательств (будут представлены фотографии).
Срок выпуска атласа - приблизительно 1-1,5 лет.
Работа долгая, потребует идеального знания анатомии человека с целью детального изображения анатомических структур (нервы, мышцы, фасции, сосуды) и хирургических инструментов.
Качество и детализация иллюстраций, по нашим представлениям, должны приближаться к качеству рисунков в атласе Синельникова. Картинки цветные. Оплата - от крупного издательства, соответствующая затраченным усилиям.

Контакты : тел.: 778-39-49 (Москва), Евгений Алексеевич, а также по адресу [email protected]


На сегодняшний день подготовлены для скачивания 13 анатомий.

Готфрид Баммес. Изображение фигуры человека.
От издателя:
Задачей настоящей работы является сообщение полезных сведений и указаний в такой чрезвычайно важной области изобразительного искусства, как изображение фигуры человека. Книга окажет необходимую помощь лицам, занимающимся художественно-теоретической и художественно-практической деятельностью в этой сложной, многоаспектной области, а также будет полезна всем, кто изучает законы изобразительного искусства.

Русский текст (редкость). Перевод с немецкого издания: "Figurliches Gestalten. Ein Leitfaden fur Lehrende und Lernende von Gottfried Bammes". Фрэнк Неттер. Атлас анатомии человека.
От издателя:
Атлас анатомии человека состоит из 8 частей, построенных в соответствии с топографическим принципом; его могут использовать студенты и практикующие врачи, изучающие нормальную и топографическую анатомию.
Высокое качество и наглядность иллюстраций, а также многолетний опыт использования этого атласа студентами, преподавателями и практикующими врачами за рубежом стали предпосылками перевода на русский язык издания "Атласа анатомии человека"
Енё Барчаи. Анатомия для художников.
От издателя:
Енё Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.
Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга - хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к изобразительному искусству, ибо она общедоступна и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства - человеческим телом.

Формат pdf, архив rar, 56,9 МБ.
Скачать Енё Барчаи "Анатомия для художников" >>

Бёрн Хогарт. Динамическая анатомия для художников
От издателя:
В книге рассматриваются вопросы художественной, а не медицинской анатомии человеческой фигуры. В ней предлагается проанализировать анатомическую форму и строение, чтобы понять фигуру в ракурсе, в пространственной глубине, правильно обучить рисунку.

Формат djvu, архив zip. 29,6 МБ.

Бёрн Хогарт. Рисунок человека в движении.
От издателя:
Эта книга знакомит читателя с собственной революционной системой автора в рисовании фигуры - системой, которая позволяет мысленно представить формы человеческого тела с любого ракурса, когда они уходят в глубокое пространство. С помощью этой системы вы сможете нарисовать невероятное множество поз, движений и жестов без всякой модели и с правильной взаимосвязью между формами.
Берн Хогарт был основателем школы Визуального искусства в Нью-Йорке, где он работал координатором учебного курса, дизайна и истории искусства. Его знаменитые лекции по анатомии и рисунку дали материал для таких книг, как `Динамическая анатомия`, `Рисунок человеческой головы`, `Рисунок фигуры в движении`, `Рисование динамичных рук для художников` и `Игра света и тени`.
Б.Хогарт получил образование и художественную подготовку в Чикаго, где он и начал свою разнообразную профессиональную карьеру, которая охватывает более чем сорокалетний опыт преподавания живописи, работы в сфере изобразительного искусства, иллюстрации, рекламы, в газетах. Он добился мирового признания своими иллюстрациями к `Тарзану`, выполненными для газеты`Сандэй`, а впоследствии опубликовал `Обезьяньего Тарзана` и `Сказки джунглей, рассказанные Тарзаном` в виде книг. Его карикатуры, рисунки, гравюры и картины выставлялись в Музее живописи и декоративного искусства в Лувре, Париж.
Бёрн Хогарт. Рисование динамичных рук для художников.
От издателя:
Совершенное искусство рисования динамичных рук - ключевой момент рисунка и живописи. Книга Берна Хогарта, американского художника, автора знаменитой серии учебных пособий по рисованию, знатока человеческой анатомии, - одна из самых исчерпывающих книг, когда-либо опубликованных в этой области. В ней свыше 300 иллюстраций, на которых человеческая рука представлена в самых разнообразных положениях и ракурсах. Данная книга - справочник для профессиональных художников, для студентов художественных вузов, для художников-любителей.

Формат djvu, архив rar. 4,92 МБ.
Скачать Бёрн Хогарт "Рисование динамичных рук для художников" >>

Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников.
От издателя:
В настоящем учебном пособии собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения ее внешней, пластической формы, на основании мышечной массы и скелета.
В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков многих известных художников, таких как: Баммес, Барчаи, Валледжо, а также иллюстрации, созданные с помощью новейших достижений компьютерной графики, фотографии моделей в различных движениях.
Книга является самым полным по содержанию учебным пособием для тех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. В разделах книги последовательно и полно изложены подробные сведения о пластике человеческого тела в целом, а также его фрагментах: головы и шеи, торса, рук и ног, кистей рук и ступней. Показана также пластика тела в многочисленных сложных позах и движениях.
Искусство рисования человеческого тела. Шеппард Джозеф.

Американский художник и скульптор рассказывает о том, что сам хорошо знает и любит: как рисовать человеческие фигуры в статике и в динамике. Для широкого круга начинающих художников.
Переведено на русский язык.

Формат pdf, архив rar. 22,4 МБ.

Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
От издателя:
В книге описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Формат djvu, архив rar. 25,5 МБ.

Джордж Бриджмен. Полное руководство по рисунку с натуры.
От издателя:
На страницах этой книги рассказывается о человеческом теле, которое состоит из объемных блоков: их перекручивание, скручивание и повороты, объединённые общим ритмом, придают рисунку ощущение движения. Здесь представлены различные стадии обучения в последовательности, начиная от раздела "Как рисовать тело человека" и заканчивая "Соотношением света и тени". Такое расположение материала приводится для того, чтобы разбудить в художнике желание исследовать и анализировать структуру тела, скрытую мышцами." Д.Б. Бриджмен.
Это самая большая книга по рисунку с натуры. Более 1000 анатомических рисунков человеческого тела, сопровождающихся детальным пояснительным текстом. Автор анализирует, разъясняет и иллюстрирует все движения человеческого тела, все мышцы и кости.
Джованни Чиварди. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании.
От издателя:

Профессор Джованни Чиварди является одним из ведущих современных специалистов в преподавании курса рисунка. Уже более 30 лет его книги пользуются устойчивой популярностью среди начинающих и профессиональных художников. Пример тому - это пособие, выдержавшее уже восемь переизданий на пяти языках и наконец-то увидевшее свет на русском.
Джованни Чиварди. Рисунок. Человеческое тело.
От издателя:
Изображение фигуры человека - базисный элемент образования художника. Владение техникой рисунка и понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля. Книга содержит объединенные по тематике рисунки с натуры, сопровождаемые точным описанием хода работы. В каждом разделе приведены разъяснения по теории рисунка, даны теоретические понятия, а также рекомендации для практических занятий.
Внимательное наблюдение за различными позами, фиксирование малейших деталей в работе мышц и скелета помогут отточить восприятие, научиться выразительно передавать пластику и фактуру тела.

Формат djvu, архив rar. 11,1 МБ.

Анатомический атлас человеческого тела (медицинский)

4 части медицинского атласа-анатомии.
Атлас составлен на основе систематической анатомии. Указатель составлен в алфавитном порядке, подписи к изображениям - на латинском.

Полные сведения о формах, базовых структурах и пропорциях, о движениях и типах человеческих голов, об их изменениях с течением времени и о том, как все это следует изображать на бумаге или холсте.



Анатомия для художника. Сара Симблет (Anotomy For the Artist)

В книге, насыщенной великолепными цветными фотографиями и рисунками, известная художница Сара Симблет воспевает красоту человеческого тела и предлагает оригинальный подход к отображению фигуры человека. Рисунки и фотографии наглядно показывают взаимосвязь внешнего и внутреннего строения человеческого тела, а практические уроки рисования помогут вам научиться изображать каждую часть тела человека.
В разделе "Мастер-класс" на примере произведений известных художников XVI-XX веков автор показывает, как практически использовать знания анатомии. "Анатомия для художника" - идеальное справочное пособие для всех, кто хочет научиться правильно изображать человека.


Основы учебного академического рисунка. Николай Ли

Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции.
Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.


Учебное пособие, подготовленное одним из ведущих педагогов кафедры рисунка Института имени И.Е.Репина В.А.Могилевцевым, является серьезным обобщением опыта преподавания рисунка в персональной мастерской высшего художественного учебного заведения. Автор делится своим методом рисования человеческой фигуры и головы, излагая последовательность выполнения различных этапов изображения формы. Этот труд может быть полезным для молодых художников, совершенствующих свои навыки в изображении человека. Работа напоминает о бесконечности искусства, его развитии и совершенствовании. Настоящее пособие в ряду многочисленных изданий, содержащих методику обучения рисованию, является по-своему уникальным. Автор излагает свой взгляд, основанный на личном опыте подготовки будущих художников.

Наброски и зарисовки. Ю. В. Новоселов. Gaudeamus. Фундаментальный учебник В настоящем учебном пособии приводятся данные научных исследований в области физиологии зрения, психологии процессов зрительного восприятия и представления; отмечаются такие явления в сознании человека, как константность восприятия цвета и формы предметов, динамический стереотип. Пособие содержит богатый иллюстративный материал - учебные рисунки, зарисовки и наброски, накопленные автором за годы обучения изобразительному искусству. Автором также подробно освещается проблема условности изобразительного языка.


Рисуем человека. Шаг за шагом. Серия "Мастер-класс" Книга является частью обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству "The Step-by-Step Art Course", подготовленного группой экспертов под руководством Ричарда Тейлора, бакалавра гуманитарных наук, обладателя кембриджского сертификата по искусству и дизайну, автора обучающих курсов на видео. Практическая энциклопедия художника. Лицо и голова человека. Анатомия, морфология, мимика. Джованни Чиварди

Голова и лицо определяют не только индивидуальные черты человека, но и формируют его образ, сущность, показывают нравственную сторону личности. Этим обусловлено столь пристальное внимание к изображению головы человека на протяжении всей истории мирового художественного процесса. Подробное изучение анатомии и морфологии, внимание к мельчайшим деталям, соблюдение пропорций и виртуозное владение техникой являются важнейшими принципами работы художника. А способность улавливать нюансы движений мимических мышц, формирующих выражение лица, отличает истинного мастера от качественного ремесленника. Этому посвящена книга Джованни Чиварди, профессора, известного художника, автора многих книг по мастерству рисунка. Изысканная лаконичность, графическая четкость и подробная деталировка иллюстраций, мастерски передающих напряжение каждой линии, наглядно показывают все этапы работы с моделью и конечный результат.


Рисунок. Мужская обнаженная натура. Джованни Чиварди Среди широкого многообразия образов человеческое тело остается самым распространенным и самым сложным для изображения художественным объектом. Эта книга, рассчитанная как на опытных, так и на начинающих художников, представляет рисунок мужского обнаженного тела, выдержанный на высочайшем уровне анатомической точности и передающий всю его красоту, силу и мужественность. Материалы сопровождаются полезными советами, затрагивающими технику рисунка, например, линию, штриховку, перспективу и освещение, и сочетаются с постепенным, пошаговым изучением основных принципов анатомии человека и его пропорций.

Е нё Барчаи – профессор , много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительного искусства. Книга «Анатомия для художников » - результат его многолетней педагогической деятельности.

Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческий костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга «Анатомия для художника» - хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела.

Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к искусству, ибо она общедоступным и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства – человеческим телом.

Анатомия – учение о строении человеческого тела и, в частности, о строении костей и мышц – является необходимой основой всякого искусства, предметом которого служит сам человек. Только владея этим учением, можно сознательно наблюдать разновидности телосложения, пропорций, движения человека и даже разнообразные выражения чувств; только пользуясь основами анатомии, мы можем передать не только спокойную неподвижную фигуру человека, но и едва уловимые глазом мимолетные движения, тонкие нюансы выражения лица. Без знания анатомии невозможно по поставленной перед нами модели художественно отобразить кратковременные изменения движений тела и лица.

Для художника тело человека является прежде всего зрелищем: его глаз осматривает все, что можно обнаружить на этом теле. Поэтому он изучает анатомию не как врач, а как художник. Он должен прежде всего ознакомиться с видимой на поверхности тела или работающей непосредственно под поверхностью системой костей и мышц. Знание анатомии сердца, легких, печени и тому подобное для художника является важным только с точки зрения общего образования, но не с точки зрения искусства. Поэтому в данном руководстве, предназначенном для художников, и не описаны внутренние органы. Часть сосудистой системы, правда, видна и на поверхности тела, но в ее строении отмечаются столь резкие индивидуальные различия, что изучать их, по нашему мнению, следует в каждом отдельном случае.

Кости и мышцы человеческого тела образуют сложную систему, в которой самое незначительное движение влияет на все строение в целом, изменяя картину движений, равновесие, игру форм. Поэтому я постарался, соблюдая целесообразную очередность, указать на общие связи и при изложении отдельных частей. По этой же причине я не мог использовать фотографические снимки, потому что снимки не передают того, что видит человеческий глаз, выделяя существенные и характерные черты и отодвигая на задний план менее важные: снимок лишь бесстрастно фиксирует картину, попадающую на объектив фотоаппарата.

Настоящая работа касается главным образом анатомии взрослого, здорового человека. Я старался широко использовать опыт прошлого. Так, мне очень помогли наблюдения Мольера «Пластическая анатомия» (Plastische Anatomie, 1924); далее я пользовался «Художественной анатомией» Рише (Anatomie Artistique, 1890). Первая представляла ценную помощь при анализе движений, а вторая – при изложении строения костной и мышечной системы. Труд Рише, между прочим, стал чем-то вроде канона для всех напечатанных с тех пор произведений по анатомии для художников.

При решении отдельных задач, кроме упомянутых выше книг, я пользовался также «Пластической анатомию» Кольмана (Platische Ananomie, 1928), «Анатомический атлас» Тольда – Гохштетера (Ananomischer Atlas, 1948), «Атлас описательной анатомии человека» Соботта (Atlas der descriptive Anatomie des Menschen, 1903-1907), «Анатомию и гестологию человека» Г. Михалковича (1898), «Описательную анатомию человека» К. Краузе (1981), а так же богатый опыт К. Тельешницкого и Б. Секей. Большую помощь оказала мне «Систематическая анатомия» Ф. Киша (1951), особенно при разработке теоретической части.

Я выражаю глубокую благодарность моим друзьям – художникам и скульпторам, которые в ходе работы оказали действенную помощь своими ценными советами.

Енё Барчаи.

Анатомия для художников | Ене Барчаи | Выгодная цена! | Классическая библиотека художника | Купить книги | ISBN 978-5-699-12758-0

Скачать книгу «Анатомия для художников» бесплатно в ознакомительных целях!

Смотрите также другие материалы:

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.

А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ